Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития системы финансов РФ…….4
1.1. Финансовая система и ее звенья…………………………………....4
1.2. Основные закономерности развития финансов…………………..14
1.3. Понятие централизованных финансов……………………………15
Глава 2. Характеристика финансовой системы России…………….....18
2.1. Характеристика финансовой системы России……………………18
2.2. Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……………………………………………………………………………23
Глава 3. Основные проблемы и пути их решения в финансовой системе России…………………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………40
Литература……………………………………………………………….43
Введение
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса до сих пор не достигнуто.
При написании курсовой работы были использованы следующие источники информации: правовые акты Минфина РФ, ЦБ РФ, учебные пособия в области финансов, экономики; периодическая печать.
Объектом исследования является: финансовая система России. Предметом исследования, особенности финансов и формирование системы финансов России.
Целью исследования является выявление финансов России и раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в условиях рыночной экономики. Цель исследования определила постановку следующих задач:
¾ Общее понятие финансов
¾ Особенности формирования системы финансов в РФ и основные ее проблемы
¾ Основные проблемы и пути их решения в финансовой системе России.
Глава 1. Теоретические аспекты развития системы финансов РФ
1.1. Финансовая система и ее звенья
Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
2. Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.)
3. Фонды, консолидированные в бюджете.
4. Внебюджетные децентрализованные фонды.
5. Фонды страхования.
6. Государственный кредит.
7. Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).
8. Финансы населения.
Все перечисленные финансовые институты можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.
Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.
Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Стоит напомнить, что до 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями.
В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.
Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.
Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Наконец, финансы хозяйствующих субъектов, которые являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждое отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы — на финансах предприятий, поскольку последние непосредственно участвуют в процессе материального производства, т.е. в создании ВВП. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Состав финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Так, именно используя зарубежную практику стали создаваться различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты. Перестало быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.
Наконец, финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):
- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присуши, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;
- страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;
- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков.
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Российской Федерации.
1.2. Основные закономерности развития финансов России
Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.
Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.
Довольно быстрое развитие России в XIXв. – переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаёмному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.
Политические и социально-экономические реформы сопровождались изменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы обеспечивало претворение в жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой экономике.
Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».
Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем платёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряжённости.
Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках.
Последствия чрезмерной эмиссии – расстройство денежного обращения и как следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.
Свертывание денежных отношений – переход все большей части товара товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы
Расстройство денежной системы становится основной из причин расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.
История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банков.
1.3. Понятие централизованных финансов
Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Основополагающими функциями финансов, раскрывающими их сущность, являются распределительная и контрольная.
Распределительная функция вытекает из сущности финансов, она отражает экономические отношения, обусловливающие движение чистого дохода, а также его влияние на составные части и элементы совокупного продукта.
Различают первичное и вторичное распределение. Первичное распределение финансов, исходя из самого определения этой экономической категории, опосредует расширенное воспроизводство. Вторичное распределение способствует выполнению функций государства путем перечислений в доходную часть бюджета и другие централизованные фонды.
Контрольная функция финансов вторична относительно распределительной, так как опосредует ее объект и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта и чистого дохода. Выделяют контроль на микроуровне (предприятия) и макроуровне (государство).
Различают две сферы финансовых отношений: централизованные и децентрализованные финансы. Совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений образует финансовую систему.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Централизованные финансы также называются Государственными финансами, которые включают в себя следующие элементы: финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти.
В свою очередь в состав общегосударственных финансов входят следующие 3 подсистемы:
- государственный бюджет,
- внебюджетные фонды,
- государственный кредит.
Глава 2. Характеристика финансовой системы РФ
2.1. Характеристика финансовой системы РФ
Финансовая система - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
· общегосударственные финансы;
· финансы предприятий и организаций.
Финансовая система в её широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы - общегосударственных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.
Структура финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Финансовая система Российской Федерации
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
Краткую характеристику и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассмотрим ниже.
Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.
Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.
Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.
Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.
Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.
Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчета.
Хозяйственный (коммерческий) расчет производственных предприятий основан на трех принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счет полученной прибыли.
Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.
Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.
Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:
· финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
· финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;
· финансы государственных и муниципальных предприятий;
· финансы общественных организаций (объединений).
Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.
Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.
Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом, банки и иные кредитные организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.
Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система - одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:
· первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
· второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
2.2. Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы
Деятельность государства в области финансов реализуется прежде всего при выполнении им следующих функций:
— распределительной, которая на государственном уровне связана с:
• межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;
• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);
• перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).
— контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.
— стимулирующей — состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом. Как уже говорилось, финансы — экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.
Для того чтобы пополнить централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, государство использует систему специальных методов обязательных и добровольных платежей. Это, во-первых, налоги, сборы, пошлины; во-вторых, кредит (государственный и банковский); в-третьих, страхование; в-четвертых, эмиссия денег.
При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, в соответствии с которыми бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты) обеспечивается системой налоговой (федеральными налогами и сборами, региональными налогами и налогами и сборами местного уровня).
Государственный кредит основан на добровольности платежей. Это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств от юридических, физических лиц и других государств. Государственный кредит осуществляется прежде всего через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц. В условиях становления рынка происходит и становление рынка ценных бумаг, и в связи с этим увеличивается выпуск государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных займов и других ценных бумаг, размещаемых среди коммерческих структур. Реализация государством этих ценных бумаг обеспечивает поступление в бюджет безинфляционных денежных средств.
Государственный кредит — это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
В последующие годы государство в законе о бюджете регулярно предусматривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.
Банковский кредит — это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая как мобилизацию денежных средств (когда ресурсом для целей кредитования являются добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности), так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.
Методом мобилизации денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному.
Ни одно государство не может избежать стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других трагических неожиданностей, на ликвидацию которых необходимо тратить дополнительные денежные средства, резервные фонды которых должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций государства. Она практически служит трем целям: восстановление понесенного ущерба — выплаты по страховым случаям; аккумуляция средств для проведения профилактических мероприятий и дополнительное аккумулирование финансовых ресурсов в фонды денежных средств.
Обязательное государственное страхование жизни и имущества граждан служит всем трем вышеуказанным целям.
Широко распространенное сейчас коммерческое страхование также важно в целом для государства, так как оно служит покрытию расходов по страховым случаям, что является государственной задачей, а также для образования дополнительных денежных фондов в государстве, которые связаны с бюджетной системой через налоги, которые они выплачивают в повышенном размере и тем самым пополняют казну. Кроме того, размещая свои средства в банках, они также служат источником пополнения финансовых ресурсов банков. Поэтому государство всемерно поощряет данный вид коммерческой деятельности.
Методом мобилизации средств служит и эмиссия денег. Этот способ аккумуляции средств в бюджет широко используется при переходе к рыночной экономике, что можно было наблюдать, например, в период НЭПа, а равно в настоящее время. Свободные цены потребовали увеличения денежной массы в обращении и, следовательно, повлекли за собой эмиссию денег, которые в свою очередь стали дополнительным бюджетным ресурсом. Кроме того, в рыночной экономике возможна точечная, регулируемая эмиссия денег, имеющая даже инфляционную основу, которая может быть использована при дефиците бюджетных средств, когда не выплачивается заработная плата. Такая эмиссия может послужить оживлению спроса на рынке, который в свою очередь стимулирует рыночное предложение и соответственно положительно влияет на развитие производства. По Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (п. 2 ст. 4, ст. 29 Закона).
Основные формы использования фондов денежных средств — это финансирование и кредитование выплат по госкредиту и страхованию.
Государственное финансирование, таким образом, — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование осуществляется как за счет централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и за счет децентрализованных фондов, в соответствии с различными государственными программами.
Второй способ использования денежных средств — банковское кредитование. Банковский кредит служит использованию денежных средств на условиях возвратности, возмездности, срочности и имеет целевое назначение. Использование фондов денежных средств осуществляется путем выплат страховых возмещений при наступлении страховых случаев, а также при выделении средств для профилактических мероприятий.
В последнее время в Российской Федерации возник и новый метод использования денежных средств — бюджетное кредитование. Так, в соответствии со ст. 62 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» Правительство РФ вправе осуществлять в 2000 г. расходы федерального бюджета на условиях возвратности на агропромышленный комплекс, а также на условиях возвратности и платности расходов на целый ряд мероприятий, предусмотренных этой статьей Закона. Однако законы о федеральных бюджетах, например, на 2002 и 2003 годы подобных статей расходов не предусматривали.
Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.
Остановимся на функции финансового контроля.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» функции государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и контрольно-ревизионное управление), Государственную налоговую службу РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.
В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.
Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.
Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.
Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.
Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.
В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
В рамках своей компетенции Федеральная служба организует проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеторговым операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Итак, в целом можно заключить, что финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.
Глава 3. Основные проблемы и пути их решения в финансовой системе России
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
«Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство.
Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.
Необходимо принять следующие меры:
- устранить неясности в Бюджетном кодексе;
- предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
- создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
- просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам.
- увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в составе ФФПС на 8,5 млрд. руб., сократив на эту сумму профицит. Допустить направление в Стабилизационный фонд 8,5 млрд. руб. доходов от приватизации;
- дать в законе о бюджете-2004г. приложение, утверждающее полный объем поступлений по ИПД (объемов привлечения) с учетом платежей (погашения долга), т.е. утвердить баланс ИПД.
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).
Эти проблемы решаются путем:
Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
Создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
Направления совершенствования денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.
При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.
Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.
В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.
В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.
В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса)[1]. Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.
В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.
Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.
На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных финансов:
Во-первых. Недофинансирование.
Вторая не маловажная проблема финансирование дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.
Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет на себя финансирование федеральных дорог, т.е. объем субвенций остается примерно на прошлогоднем уровне в 39 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что нужны, как минимум, 47 млрд. рублей.
Предполагается, что в качестве компенсации за выпадающие доходы региональных дорожных фондов от отмененных налогов с оборота, которые составили по ряду субъектов РФ 15 млрд. рублей, оно передало в регионы в 2003 году 1,5% налога на прибыль, акциз на нефтепродукты, создало новый транспортный налог. Это позволит, по его мнению, с учетом субвенций, а также 50% земельного налога, недоимки по налогам с оборота, профинансировать дорожные работы на 216,3 млрд. рублей и обеспечить сохранение объема дорожных работ на прошлогоднем уровне.
Предполагаемый объем налоговых доходов, направленных на дорожное строительство, имеющих постоянный характер, составит 168,9 млрд. рублей. Поступления недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств составит 35,3 млрд. рублей. Субвенции из федерального бюджета равны 29 млрд. рублей.
Однако наполнение региональных дорожных фондов за счет некоторых поступлений, предложенных в 2003 году проблематично. Так, транспортный налог, доходы от которого предполагаются в 2004 году в размере 47,5 млрд. рублей, т.е. в 2,2 раза больше, чем в 2003 году, собрать будет крайне сложно, т.к. в нынешнем году, к настоящему времени собрано лишь 10%. Поступление акциза на нефтепродукты тоже проблематично, большинство территорий получает только 60% от запланированного, а 5 территорий – на уровне 5-12%. Стремление же федерального правительства финансировать строительство всех федеральных дорог, оставив регионам дороги только местного значения, также пока вызывает вопросы.
В нескольких субъектах РФ база доходов территориальных дорожных фондов недокомпенсирована, по оценке Правительства РФ, на 21 млрд. рублей. Общая сумма субвенций на дорожные работы составит 21,5 млрд. рублей (из них 10 млрд. Москве) плюс 7,5 млрд. рублей для дополнительной достройки завершающих объектов. Этим правительство объясняет сокращение в федеральном бюджете субвенции в 2004 году на дорожный фонд на 10 млрд. рублей, но увеличение объема федеральных дорожных работ на 10 млрд. рублей.
Способы решения проблем территориального финансирования:
Тщательная проработка и анализ проблемы;
Введение дополнительного финансирования по различным статьям расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования.
В частности, дополнительное финансирование непроцентных расходов в 2003 году на 67 млрд. рублей позволит субъектам Федерации лучше подготовиться к зиме, выплатить в полном объеме увеченную на 30% заработную плату бюджетникам, сократить потери сельскохозяйственных предприятий, пострадавших от засухи, расплатиться по долгам федерального правительства перед предприятиями ВПК, выделить дополнительные средства на дорожное строительство, погасить часть задолженности по ведомственному жилью, дополнительно профинансировать строительство метрополитена и ряд других социальных статей бюджета 2004 года.
Проблемы в Налоговой системе Российской Федерации:
Рассмотрим эти недостатки налоговой системы и постараемся их проанализировать.
Система создает два различных налоговых режима.
Первый – финансовый прессинг – для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.[2]
Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.
Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.
Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения.
Усложненность налоговой системы. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.
Система не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.
Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.[3]
Главным путем решения проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового регулирования сферы налогообложения.
В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений[4].
Заключение
Надежность финансовой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.
От эффективной работы и надежности финансовой системы в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижении инфляции и в росте финансовой стабилизации. Неслучайно процесс экономических преобразований во всех странах с трансформационной экономикой начинался именно с финансовой системы.
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.
Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным — внешним — характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.
Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:
— ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;
— отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др.. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);
— нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения — с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, — с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.
Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.
Литература
I.Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля 2002 г.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая . ст.108, п.3.- М.:.ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004г.
3. Гражданский Кодекс российской Федерации. Часть1,2 и 3.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-448с.
II.Учебная литература
4. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы и кредит. М.: Юриспруденция, 2003 - 448 с.
5. Балабанов А. И. , Балабанов И. Т. Финансы. - СПб: Питер, 2000. - 192 с.
6. Бабич А. М. , Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 703 с.
7. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. - СПб: Питер, 2002. - 224 с.
8. Быстряков А. Я., Викулина Т. Д., Воля В. Ф. и др. Государственные и муниципальные финансы – М.: РАГС, 2003. - 680 с.
9. Грачева Е.Ю. Налоговое право/Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – 2003, - с.318
10. Долгов С. И. , Бартенев С. А. , Беликова А. В. и др. Финансы, деньги, кредит. М: Юристъ, 2002. - 784 с.
11. Кирдина С.Г. Институциональный подход к изучению социально-региональной структуры российского общества. Гл. 21 // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: Наука, 1999.с. 231-256.
12. Ковалева А. М. , Баранникова Н. П., Бурмистрова Л. А. и др. Финансы и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 512 с.
13. Романовский М. В. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Юрайт-Издат, 2002 - 543 с.
14. Тупицын А.Л. Развитие финансовой системы РФ // Новосибирск, 2003. – 70с.
15. Шелопаев Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит. М: Юрайт-М. 2002 - 275с. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001г. – 637с.
16. Экономическая тория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Гуманит. Изд., Центр ВЛАДОС, 2003г. – 640с.
17. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под редакцией Красавиной Л.Н., М.:, Финансы и статистика, 1994г. – 297с.
18. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник для вузов / Под редакцией Круглова В.В., М.: Инфра-М, 1998г. – 476с.
19. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой, М.: Финансы и статистика, 1993г. – 400с.
20. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Л.С. Тограсевича. – СПб: Питер, 2001г. – 464с.
21. www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ
22. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»
23. www.gks.ru - официальный сайт Госкомстата РФ
[1] Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики. – МЭиМО, 2002, № 5.с. 10-18.
[2] Грачева Е.Ю. Налоговое право/Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – 2003, - с. 175-186
[3] Григорьев М.Ю. Проблемы налогового контроля в Российской Федерации/М.Ю. Григорьев // Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов. -Чебоксары, 2003.-С. 137-139
[4] Аналитический вестник « Проблемы развития финансовой системы России».№ 27(220). 2003г.