Содержание
1. Инструменты экономического регулирования инвестиционной сферы. 3
2. Содержание и задачи технико – экономического обоснования (ТЭО) проекта 9
3. Расчет эффективности инвестиционного проекта. 13
Список литературы.. 22
1. Инструменты экономического регулирования инвестиционной сферы.
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, при отсутствии которого в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также обладают способностью воздействовать на экономику, восстанавливают своеобразное равновесие и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, массовой безработицы, социальных напряжений и взрывов.
Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется двояко. С одной стороны, это организующее, упорядочивающее воздействие, необходимое для самого рынка как неотъемлемое условие его надежной работы. Оно заключается в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, ее поддержке и обновлении, контроле за соблюдением нормативных актов. С другой стороны, государственные органы способствуют органическому встраиванию рыночных отношений в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.
Наряду с чисто рыночными саморегуляторами в виде спроса, предложения и наличия конкуренции для успешного развития экономики страны необходимо, чтобы действовали определенные государственные и региональные регуляторы — формы и методы законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Только сочетанием административного и чисто рыночного регулирования можно обеспечить желаемые уровни социально-экономического развития страны.[4, 65]
Государственное регулирование экономики должно осуществляться различным направлениям, отраслям и проблемам. Одним из направлений является экономическое регулирование инвестиционного процесса. Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих юно дательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной политики.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, го в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления — снижайся, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно 1ридерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, дабы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Административные, то есть методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной дачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, .инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы. ; Косвенное государственное управление инвестиционным процессом
• заключается во влиянии государства на этот процесс, оказываемом посредством установления правил, норм и ограничений, подлежащих соблюдению в процессе осуществления инвестиционной деятельности.
В основном инвестиционная деятельность в России со стороны государства регулируется прямым воздействием на структуры государственного сектора и косвенным воздействием на структуры негосударственного сектора экономики. Но есть отдельные формы воздействия а оба сектора одновременно, которые следует отнести к способам Косвенного воздействия. Это формы государственного регулирования экономики страны и в том числе инвестиционной деятельности, которые реализуются через институты бюджетно-финансовых и денежно-кредитных систем. Важнейшую роль при этом играет принятие и исполнение бюджета страны и регионов.
Регулирование кредитов, курса национальной валюты, варьирование денежной массы, сокращение или увеличение государственных расходов, таможенное и особенно налоговое регулирование имеют прямую связь с инвестиционной деятельностью в стране. Эти инструментарии используются всеми органами высшего эшелона власти России: Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Центральным банном РФ.
Методы активного вмешательства государства в инвестиционный процесс следующие. [6, 195]
1. Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет о формировании благоприятной инвестиционной среды, а также о проведении выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, защищающей внутренних и внешних инвесторов. Льготное налогообложение предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики.
2. Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах.
3. Участие государства в создании инфраструктурных объектов как основу эффективного частного предпринимательства.
Государственное и местное регулирование инвестированием в России необходимо осуществлять на уровне:
• органов государственной власти РФ (федеральный уровень),
• органов государственной власти субъектов РФ (высший региональный уровень),
• органов местного самоуправления (муниципальные образования или низший региональный уровень).
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы. В процессе перехода РФ на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно-законодательная база в области инвестиций.
Государственное регулирование инвестиционного процесса строится в соответствии с разработанной инвестиционной политикой государства и осуществляется на основе действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов. [3, 37]
На сегодняшний день основными законами, призванными регулировать инвестиционную деятельность в Российской Федерации, являются федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений и федеральный закон от 09.07.1999 г. №с 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Федеральный закон от
25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений» // «Собрание законодательства РФ»,
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется в двух направлениях, первым из которых является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, а вторым — прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Большое влияние на активность частных инвесторов оказывает проводимая государством налоговая политика. В целях стимулирования частных инвестиций необходимо снижение общего уровня налогообложения, с одной стороны, и наличие широкого диапазона собственно инвестиционных налоговых льгот, с другой стороны. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее оптимальным для развития экономики является уровень налогов, который в совокупности не превышает 32—34%.
Понятие самофинансирование разделяется на чистое самофинансирование и амортизационные отчисления. Чистое самофинансирование — это та часть прибыли предприятия, которая направляется на развитие его материально-технической базы. Кроме того, что прибыль является источником самофинансирования предприятия, она выполняет еще две важные функции развития компаний: ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений и полученная прибыль является одним из центральных показателей, измеряющим экономическую эффективность инвестиционного проекта.'
Другим источником самофинансирования является амортизация долгосрочных активов предприятия. Следовательно, важным инструментом регулирования инвестиционной активности является амортизационная политика, проводимая государством. При этом ее эффективность определяется прежде всего степенью учета реальных экономических процессов при обосновании настоящих амортизационных норм, а также своевременностью и взвешенностью их изменения.
Амортизация в налоговой концепции — это списание стоимости основного капитала исходя из налоговых норм, которые могут превышать экономически обоснованные либо быть ниже их. В этом случае амортизация выступает как средство распределения авансированной стоимости актива на определенный период времени и ускорения возврата этой стоимости либо, напротив, как средство снижения издержек и оптимизации финансовых результатов и при этом используется для определения величины на л ого облагаем о и прибыли.
Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая, в свою очередь, зависит от состояния экономики: при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита. Чем выше ставка банковского процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку банковского процента.
В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны только в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет выше этого банковского процента, но такие проекты для предприятия найти очень трудно. Отсюда напрашивается вывод, что гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестиционной деятельности.
При простом воспроизводстве основных фондов годовые амортизационные отчисления при стабильных ценах равны годовому объему выбытия. При расширенном воспроизводстве основных фондов при стабильных ценах годовые амортизационные отчисления превышают годовые объемы выбытия. [14, 154]
В настоящее время для многих предприятий и отраслей характерно сужение воспроизводства основных фондов при стабильных ценах, годовые амортизационные отчисления меньше годовых объемов их выбытия. И это положение усугубляется инфляцией, которая крайне негативно воздействует на воспроизводство основных фондов.
В связи с этим государство должно устанавливать правила проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции, иначе эффективность использования амортизационных отчислений будет крайне невелика, и это может значительно снизить активность инвестиционного процесса в России, поскольку лишает предприятия возможности накапливать необходимые инвестиционные ресурсы.
2. Содержание и задачи технико – экономического обоснования (ТЭО) проекта
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - основной предпроектный документ, который отвечает на вопрос «быть или не быть» проекту.
Целевое назначение ТЭО в современном смысле пришло не сразу. Тот состав вопросов, который разрабатывался в ТЭО по ходу развития технологии проектирования, входил в другие проектные работы.
В ТЭО определяются традиционные параметры проектируемого, предприятия: производственная мощность, номенклатура и качество выпускаемой продукции, обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресурсами. На основе сравнения вариантов выбираются наиболее эффективные технические, организационные, экономические: специализация, кооперирование производства, решения по эксплуатации и строительству объекта, включая выбор конкретной площадки для строительства и определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятий.
Предусматриваемые в ТЭО технический уровень, основные технико-экономические показатели предприятий и качество выпускаемой продукции после осуществления его строительства должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.
При разработке ТЭО необходимо учитывать:
• перспективы развития науки и техники, предусматривать применение при строительстве предприятия прогрессивных строительных решений;
• высокую эффективность используемых капитальных вложений и минимизировать объемы строительно-монтажных работ на основе вариантной проработки строительных решений. В требованиях по выполнению ТЭО рассматривался вопрос о выполнении экономических расчетов. При таком подходе многие объекты не включались в план из-за низкой эффективности. Основное внимание проектировщиков обращалось к разработке ТЭО и определению в нем стоимости. В целях более точного определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятий и сооружений на стадии разработки ТЭО предусматривались все необходимые затраты, учитывающие новизну технологии, сложность технических решений и условия строительства.
Основой определения объемов инвестирования капитальных вложений в ТЭО стали укрупненные показатели стоимости строительства, разработанные проектными организациями отраслей производства. При работе над ТЭО использовались объекты-аналоги, ранее составленная сметная документация и укрупненные сметные нормы. Проектным организациям было предоставлено право для определения объемов капиталовложений, использования других материалов и методик, имеющихся в их распоряжении.
Эффективна разработка ТЭО на конкурсной основе. В переходный период к рыночным отношениям разработка ТЭО предусматривает: проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность); спроса, поведение основных конкурентов, маркетинговая стратегия, программа повышения авторитета продукции); подготовку программы выпуска продукции; подготовку пояснительной записки, имея данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей; подготовку исходно-разрешительной документации; разработку технических решений: генерального плана; технических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств; производственный процесс, используемые сырьевые и другие материалы комплектующие из дели я, ресурсы).
Технико-экономическое обоснование состоит из следующих разделов:
а) исходные данные и положения — выписка из перечня крупных и сложных объектов, по которым должны разрабатываться ТЭО, ссылки на постановления, решения и другие документы, являющиеся основанием разработки ТЭО; данные о техническом состоянии реконструируемого, расширяемого предприятия, оценка его деятельности, технико-экономические показатели работы за последние три года, предшествующие разработке ТЭО;
б) мощность (объем производства, продукции), номенклатура продукции, специализация и кооперирование предприятия; мощность предприятия, уточненная исходя из потребности всех предприятий данной отрасли.
в) обеспечение предприятия сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией, топливом, водой и трудовыми ресурсами; подробное обоснование источников обеспечения предприятия всеми факторами производства:
г) основные технологические решения, состав предприятия, организация производства и управления; обоснование выбора технологии производства и основного технологического оборудования; в случае необходимости применения импортного оборудования, его выбора, производства в установленном порядке;
д) выбор района, пункта, площадки (трассы) для строительства и их характеристика; обоснование выбора, района и пункта строительства . во всех случаях (даже если в прогнозных материалах развития отрасли был определен пункт строительства предприятия);
• принципиальные объемно-планировочные и конструктивные решения и их основные параметры по наиболее крупным и сложнее зданиям и сооружениям, площади корпусов, зданий, сооружений;
• предложения по строительству предприятий очередями для ускорения ввода в действие производственных мощностей и основных фондов и получения от них экономической отдачи или обоснование нецелесообразности выделения очередей строительства; ж) охрана окружающей среды:
• характеристика и объем сточных вод и вредных выбросов;
• мероприятия по водопользованию;
• мероприятия по предупреждению загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы;
• размеры санитарно-защитной зоны;
э) расчетная стоимость строительства: в разделе излагаются методы определения в ТЭО расчетной стоимости строительства и гарантии ее достоверности;
и) основные технико-экономические показатели сравниваются с показателями действующих передовых отечественных и зарубежных предприятий, а также с перспективными показателями проектируемых предприятий соответствующей отрасли (подотрасли) промышленности или народного хозяйства.
к) в заключение приводятся:
• данные для составления задания на проектирование предприятия в соответствии с общими требованиями о порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;
• перечень научно-исследовательских, конструкторских и изыскательских работ, которые необходимо выполнить для проектирования и строительства предприятия, изготовления оборудования;
л) приложения: схема ситуационного плана, схема генерального , плана, габаритные схемы по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям, сводный расчет стоимости строительства, смета затрат.
Разработка ТЭО осуществляется по заданиям заказчика (предприятия, фирмы, организации), как правило, силами головных проектных организаций с привлечением проектных организаций подрядчика; территориальных проектных организаций; организаций, разрабатывавших прогноз, и научно-исследовательских институтов отрасли и смежных отраслей (разработчиков новых технологий и техники).
Расчетная стоимость строительства в ТЭО определяется по предприятию в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, а в случае необходимости — по объектам базы строительной индустрии, городского наземного транспорта, дорогам, путепроводам и другим инженерным сооружениям. Расчеты стоимости строительства а ТЭО по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства составляются по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчетные стоимости по очередям и объектам объединяются в сводных расчет стоимости строительства к ТЭО на полное развитие предприятия.
Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов-аналогов.
3. Расчет эффективности инвестиционного проекта
К группе методов можно отнести метод чистой текущей стоимости, метод внутренней нормы доходности метод индекса прибыльности, метод расчета коэффициента эффектности инвестиции.
Метод чистой текущей стоимости. Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (1С) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Допустим, делается прогноз, что инвестиции (1С) будут генерировать в течение п лет, годовые доходы в размере Р]( Р ,..., Рп— Общая накопленная величина дисконтированных доходов (РУ) и чистый приведенный эффект (ЫРУ) соответственно рассчитываются по формулам:
PV = ∑k*Pk/(1 + г)
Очевидно, что если:
NРV > 0, то проект следует принять;
NРV < 0, то проект следует отвергнуть;
NРV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный. При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все. виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.
Если проект предполагает не разовые инвестиции, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов а течение т лег, то формула расчета NРV модифицируется следующим образом:
NРV= ∑n*(Pk/(1+r)k)- (ICi/(1+i)j
K=1
где i — прогнозируемый средний уровень инфляции.
Расчет с помощью приведенных формул вручную достаточно трудоемок, поэтому для удобства применения этого и других методов, основанных на дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические таблицы, в которых табулированы значения сложных процентов, дисконтирующих множителей, дисконтированного значения денежной единицы и т.п. в зависимости от временного интервала и значения коэффициента дисконтирования.
Метод внутренней нормы доходности.
Под нормой рентабельности инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором NРV проекта равен нулю:
IRR = г, при котором NРV = f(г) = 0.
Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.
Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя СС (или цены источника средств для данного проекта, если он имеет целевой источник). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова.
Если: IRR > СС, то проект следует принять;
IRR < СС, то проект следует отвергнуть;
IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Далее применяют формулу:
IRR =r1+(f(r1)/f(r1)-f(r2))*(r2-r1)
где г1 — значение табулируемого коэффициента дисконтирования, при котором f (г1) > 0 (f(г1) <0);
r2 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f (r2) < 0 (f(r2) > 0).
Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (r1, R2), а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%), т.е. r1,r2— ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования, удовлетворяющие условиям (в случае изменения знака функции с «+» на «—»):
R1 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, минимизирующее положительное значение показателя NPV, F(г1 ) = min {f(г) > 0};
R2 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, максимизирующее отрицательное значение показателя NPV, f(г2) = mах, {f{г) < 0}.
Путем взаимной замены коэффициентов г1 и г2 аналогичные условия выписываются для ситуации, когда функция меняет знак с «—» на «+о.
Метод индекса прибыльности. Этот метод по сути является следствием метода чистой текущей стоимости. Индекс прибыльности (Р1) рассчитывается по формуле:
PI=∑*(Pk/(1+r)k)/IC
Очевидно, что если:
Р1 > 1, то проект следует принять;
Р1 < 1, то проект следует отвергнуть;
Р1 = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
В отличие от чистой текущей стоимости индекс прибыльности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.
Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции.
Этот метод имеет две характерные черты: во-первых, он не предполагает дисконтирования показателей дохода; во-вторых, доход характеризуется показателем чистой прибыли РN (балансовая прибыль за минусом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции (АRR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах).
Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной или ликвидационной стоимости (РУ), то ее оценка должна быть исключена.
ARR= PN/(1/2*(IC-RV))
Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса-нетто).
Условие
ООО по оказанию транспортных услуг (грузовые перевозки) осуществляет коммерческую и экономическую оценку целесообразности увеличения парка автомобилей. Предполагается приобретение дополнительно 3 единиц транспортных средств. Стоимость единицы – 25 тыс. у.е. Дополнительные затраты на обслуживание (автостоянка, регистрация и др.) составят 12 тыс. у.е. Приобретение лицензии на автоперевозки стоит – 1 тыс. у.е. Дополнительные инвестиции в оборотный капитал составят 3 тыс. у.е. Все эти инвестиционные вложения осуществляются в течение 1 месяца. (в расчетах этим сроком можно пренебречь).
Приобретение автотранспорта позволит увеличить объем грузовых перевозок в первый год на 120 тыс. т.км, во 2-й – 122 тыс. т.км, в 3-й – 124 тыс.т.км., в 4-й – 122 тыс. км., в 5-й – 120 тыс.км. Цена одного тонно-километра составит в первый год – 8 у.е. и прогнозируется дальнейший ежегодный рост цены на 10%.
Затраты на ГСМ и обслуживание автомобилей в первый год составят 50 тыс. у.е. и будут ежегодно увеличиваться на 5%. Оплата труда водителей и ремонтных рабочих обойдется предприятию в первый год – 12 тыс. у.е.е с ежегодным приростом на 2 тыс. у.е. Прочие расходы составят 10 тыс. у.е. в год.
Нормативный срок эксплуатации приобретаемой техники (горизонт расчета) составляет 5 лет. По автомобилям применяется порядок ускоренной амортизации. За 3 года планируется возместить затраты на их приобретение полностью (начисление амортизации равномерное). Рыночная ликвидационная стоимость приобретаемого имущества составит 50% от первоначальной, затраты на ликвидацию составят 0,3 тыс. у.е.
Для приобретения автомобилей ООО предполагает получить долгосрочный кредит под 20% годовых, сроком на 3 года. Возврат основной
суммы кредита осуществляется равными долями, начиная со второго года (выплаты осуществляются в конце года)
Норма дохода на капитал – 20% (Ен=0,2). Ставка налога на прибыль – 30%.
Какое решение о целесообразности приобретения автомобилей будет принято, если учетная банковская ставка на момент принятия решения составит 12%.
Решение.
№ строк |
Наименование показателя |
|
Шаг 0 |
Шаг 1 |
Шаг2 |
Шаг3 |
Шаг4 |
Шаг5 |
Ликвидация |
1 |
Земля |
З |
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
Здания и сооружения |
З |
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
Машины, оборудование и передаточные устройства |
З |
87,00 |
50,00 |
52,50 |
55,13 |
57,88 |
60,78 |
|
П |
-88,00 |
638,70 |
1454,27 |
2440,33 |
3594,34 |
4938,52 |
513,58 |
||
4 |
Нематериальные активы |
З |
1,00 |
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
Итого: вложения в основной капитал |
З |
88,00 |
50,00 |
52,50 |
55,13 |
57,88 |
60,78 |
|
П |
-88,00 |
638,70 |
1454,27 |
2440,33 |
3594,34 |
4938,52 |
|
||
6 |
Прирост оборотного капитала |
З |
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
Всего инвестиций |
|
0,00 |
688,70 |
1506,77 |
2495,45 |
3652,22 |
4999,30 |
|
Табл. 1. - Расчет потоков реальных денег от инвестиционной деятельности
Таблица 2.-Расчет потоков реальных денег от операционной деятельности |
|||||||
№ Строк |
Наименование показателей |
Значение показателя по шагам расчета |
|||||
Шаг 0 |
Шаг1 |
Шаг2 |
Шаг3 |
Шаг4 |
Шаг5 |
||
1 |
Объем продаж(тыс. т.км) |
|
120,00 |
242,00 |
366,00 |
488,00 |
608,00 |
2 |
Цена (1т.км в у.е.) |
|
8,00 |
8,80 |
9,68 |
10,65 |
11,71 |
3 |
Выручка от реализации |
|
960,00 |
2129,60 |
3542,88 |
5196,22 |
7121,38 |
4 |
Внереализационные доходы( в тыс) |
|
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
5 |
Переменные затраты(в тыс) |
88 |
14,00 |
16,00 |
18,00 |
20,00 |
22,00 |
6 |
Постоянные затраты |
|
50,00 |
52,50 |
55,13 |
57,88 |
60,78 |
7 |
Амортизация зданий |
|
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8 |
Амортизация оборудования(в тыс.) |
|
15,00 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
9 |
Проценты по кредитам |
0 |
0,00 |
61,60 |
52,80 |
|
|
10 |
Прибыль до вычетов налогов(в тыс.) |
-88 |
891,00 |
2056,10 |
3464,76 |
5113,34 |
7033,61 |
11 |
Налоги и сборы(в тыс.) |
|
267,30 |
616,83 |
1039,43 |
1534,00 |
2110,08 |
12 |
Проектируемый чистый доход(в тыс.) |
-88 |
623,70 |
1439,27 |
2425,33 |
3579,34 |
4923,52 |
13 |
Амортизация(в тыс.) |
0 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
14 |
Чистый приток от операций(в тыс.) |
-88 |
638,70 |
1454,27 |
2440,33 |
3594,34 |
4938,52 |
Табл.3 - Расчет потоков реальных денег от финансовой деятельности |
|||||||
№ Строк |
Наименование показателей |
Значение показателя по шагам расчета |
|||||
Шаг 0 |
Шаг1 |
Шаг2 |
Шаг3 |
Шаг4 |
Шаг5 |
||
1 |
Собственный капитал (акции, субсидии и др.) |
|
|
|
|
|
|
2 |
Краткосрочные кредиты |
|
|
|
|
|
|
3 |
Долгосрочные кредиты(в тыс) |
|
44 |
44 |
|
|
|
4 |
Погашение задолженности по кредитам(в тыс) |
|
17,6 |
8,8 |
|
|
|
5 |
Выплата дивидендов |
|
|
|
|
|
|
6 |
Сальдо финансовой деятельности |
0 |
26,4 |
35,2 |
0 |
0 |
0 |
Рисунок 1: Диаграмма «Cash flow»
Таблица 4. -Расчет ликвидационной стоимости |
|||||
№ Строк |
Наименование |
Земля |
Здания и т.д. |
Машины, оборудов. |
Всего |
1 |
Рыночная стоимость |
|
|
75 |
75 |
2 |
Затраты (табл.1) |
|
|
363,28 |
363,28 |
3 |
Начисление амортизации |
нет |
|
75 |
75 |
4 |
Балансовая стоимость на т-м шаге |
|
|
|
|
5 |
Затраты при ликвидации(в тыс) |
|
|
0,3 |
0,3 |
6 |
Доход от прироста стоимости капитала |
|
нет |
нет |
|
7 |
Операционный доход (убытки) |
нет |
|
|
|
8 |
Налоги |
|
|
|
|
9 |
Чистая ликвидационная стоимость |
|
|
|
|
Все формулы для расчета приведены в методических рекомендациях к задачам
ЧДД |
чдд в% |
11754,61 |
117,55 |
ИД |
в % |
1277,58 |
12,78 |
Ток |
|
0,78 |
ВНД=0,54
Ответ: ИД >1,ВНД>1. Нормы доходности больше 1, следовательно, проект рентабелен.
Список литературы
1. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проект. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
2. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432 с.
3. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2001. - 320 с.
4. Идрисов А. Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2004. - 272 с.
5. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.:Финансы и статистика, 2002. - 144 с.
6. Ковалев В. В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 432 с.
7. Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. - М.: Издательство БЕК, 2004.
8. Мелкумов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. - М.: ИКЦ “ДИС”, 2001. - 160 с.
9. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 247 с.
10.Хорн Дж. К. Ван Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 800 с.
11.Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: Дело ЛТД, 2004. - 320 с.
12.Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 2003г.
13.Баканов М.И., Шеремет А.Д. « Теория экономического анализа» / М.: Экономика и финансы, 2000г. – 340 с.
14.Балабанов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта» / М.: финансы и статистика, 2002г.
15.Бука Л.Ф., Зайцева О.П. «Экономический анализ» / Новосибирск, 2003 г.