Содержание

Введение. 3

1.  Разработка учредительного договора. 4

1.1. Условия договора. 4

1.2 Обязательства партнеров. 5

1.3. Особые условия. 6

1.4. Порядок заключения договора. 6

1.5. Ответственность сторон. 7

1.6. Адреса и подписи сторон. 7

2. Разработка устава. 8

2.1. Общие положения. 8

2.2. Основные направления деятельности Предприятия. 9

2.3. Права Предприятия. 10

2.4. Финансовые и материальные фонды Предприятия. 10

2.5. Кадровый состав Предприятия. 13

2.6. Управление деятельностью Предприятия. 14

2.7. Печать и угловой штамп Предприятия. 15

2.8. Прекращение деятельности Предприятия. 15

3. Разработка бизнес-плана. 17

3.1. Резюме. 17

3.2.Целесообразность развития проекта. 18

3.3. Оценка возможностей рынка. 18

3.4. Стратегический рыночный план. 24

3.5. Технический план реализации проекта. 26

3.6. Организационный план. 28

3.7. Финансовый план, график погашения кредита. 33

3.8. Структура рисков. 35

Заключение. 38

Список использованной литературы.. 39

Введение

   Планирование – это одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение. Внутрифирменное планирование помогает ответить на вопросы о экономической позиции предприятия в настоящее время, о итогах деятельности, а также помогает выбрать способ достижения цели фирмы. Применение планирования дает важные преимущества: делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, проясняет проблемы, улучшает координацию действий в организации, способствует более рациональному распределению ресурсов, улучшает контроль в организации. Отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел.

 Целью данной работы является обосновать целесообразность создания гостиничного комплекса. Для этого  необходимо решить следующие задачи: разработка бизнес- плана и учредительного договора, а также составление бизнес- плана, чтобы показать эффективность вложений в данное предприятие.

         Работа состоит из трех частей: в первой и второй части проводится разработка учредительных документов. В учредительном договоре даются сведения об учредителях, а также их права и обязанности. В уставе  определены направления деятельности, права предприятия, фонды, кадровый состав и порядок ликвидации предприятия. В третьей части приводится разработка бизнес- плана фирмы, показывается эффективность инвестиций в проект.

1.    Разработка учредительного договора.

Фирма «Лада» создается в форме общества с ограниченной ответственностью, правовое положение которого, права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав [2, ст.89]. Разработке учредительного договора и  устава фирмы посвящены следующие два раздела работы [9].

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ   ДОГОВОР

о совместной организации фирмы «Лада»

Гр. Орлов Алексей Александрович,

Гр. Петухов Борис Борисович,

Гр. Иванов Виктор Васильевич,

именуемые в дальнейшем ПАРТНЕРЫ, заключили между собой настоящий  договор о нижеследующем:

1.1. Условия договора

    1.1 ПАРТНЕРЫ совместно учреждают фирму «Лада», называемую в дальнейшем ПРЕДПРИЯТИЕ.

    1.2 С момента своей регистрации ПРЕДПРИЯТИЕ является совместной собственностью ПАРТНЕРОВ в следующей пропорции,  называемой везде ниже  долей в   ПРЕДПРИЯТИИ :

    Гр. Орлов Алексей Александрович – 40% ПРЕДПРИЯТИЯ,

    Гр. Петухов Борис Борисович – 30% ПРЕДПРИЯТИЯ,

    Гр. . Иванов Виктор Васильевич - 30% ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.3 Для того, чтобы ПРЕДПРИЯТИЕ смогло начать деятельность, партнеры  комплектуют его Уставный капитал в размере 30 (тридцать) миллионов  руб.  При  этом  каждый  из ПАРТНЕРОВ вносит вклад в Уставный капитал Предприятия в размере,  пропорциональном их доли в ПРЕДПРИЯТИИ.

1.4 Все особо важные вопросы деятельности  ПРЕДПРИЯТИЯ  решаются  ПАРТНЕРАМИ совместно,  путем совместного обсуждения и голосования.  При этом  каждый  из партнеров имеет при голосовании процент голосов, равный его доле в ПРЕДПРИЯТИИ. Любое решение считается при этом принятым, если за него было подано  не  менее 51% голосов.

1.5 Чистая прибыль ПРЕДПРИЯТИЯ, оставшаяся  после  оплаты  всех  расходов ПРЕДПРИЯТИЯ на производство товаров и услуг,  выплаты заработной платы его работникам и уплаты всех налогов ежемесячно распределяется  между  ПАРТНЕРАМИ в виде дивидендов пропорционально их долей в  ПРЕДПРИЯТИИ.

1.2 Обязательства партнеров

2.1. ПАРТНЕРЫ ОБЯЗУЮТСЯ:

а) Своевременно внести причитающиеся с них вклады в Уставный фонд Предприятия.

б) Принимать активное участия в работе ПРЕДПРИЯТИЯ в качестве его работников.

в) Не работать в фирмах и организациях и не участвовать в  учреждении  фирм, деятельность которых может составить экономическую конкуренцию ПРЕДПРИЯТИЮ или иным образом повредить законным интересам ПРЕДПРИЯТИЯ.

г) Обеспечивать сохранность служебных,  коммерческих и производственных тайн и секретов ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.3. Особые условия

3.1 В случае, если какой-либо из партнеров заявит  о  своем  решении  выйти  из ПРЕДПРИЯТИЯ или уменьшить размер своей доли в нем, то он имеет право  уступить или продать свою долю в ПРЕДПРИЯТИИ только остальным ПАРТНЕРАМ. При этом стоимость уступаемой доли определяется исходя размеров доли  выбывающего  партнера в общей стоимости активов Предприятия.

3.2 В случае смерти одного из ПАРТНЕРОВ имущественные права на его  долю в ПРЕДПРИЯТИИ переходят к его наследникам.

3.3 В случае ликвидации ПРЕДПРИЯТИЯ ПАРТНЕРЫ включаются в  ликвидационную  комиссию. Имущество ПРЕДПРИЯТИЯ, оставшееся после удовлетворения всех претензий к ПРЕДПРИЯТИЮ, подлежит распределению между ПАРТНЕРАМИ пропорционально их  доли в ПРЕДПРИЯТИИ.

1.4. Порядок заключения договора

4.1. Настоящий договор вступает в силу с 10 ноября 2004 г.  и действует до тех пор, пока существует ПРЕДПРИЯТИЕ.

4.2 Каждому из ПАРТНЕРОВ предоставляется по одному экземпляру настоящего договора, все из которых  имеют равную силу.

4.3 В случае выхода из настоящего договора или кого- либо из  ПАРТНЕРОВ  настоящего договора или включения в число ПАРТНЕРОВ новых лиц  настоящий  договор подлежит перезаключению с включением в него новых партнеров. При этом  старый вариант настоящего договора теряет свою силу.

1.5. Ответственность сторон

5.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего  договора  стороны несут ответственность в соответствии с действующим  законодательством  Российской Федерации.

1.6. Адреса и подписи сторон

6.1 Адрес гр. Орлова Алексея Александровича: г. Новосибирск, ул. Экваторная, 5 – 98.

6.2 Адрес гр. Петухова Бориса Борисовича:  г. Новосибирск, ул. Пирогова, 10 – 15.

6.3 Адрес гр. Иванова Виктора Васильевича: г. Новосибирск, ул. Полевая, 2 – 44.

ПОДПИСИ СТОРОН

1. Орлов Алексей Александрович ______________________(подпись)

2. Петухов Борис Борисович___________________________(подпись)

3. Иванов Виктор Васильевич__________________________(подпись)

10 ноября 2005 г.

 

2. Разработка устава.

У С Т А В

Общества с ограниченной ответственностью «Лада»

Г. Новосибирск, 2004г.

Зарегистрировано                                                                Утверждаю Учредители

постановлением администрации                                                   Орлов А.А..

Центрального района г.Новосибирска                                        Петухов Б.Б,

№ 45 от 5 ноября 2004 г.                                                              Иванов В.В.

                                                                                              10 ноября 2004 г.

2.1. Общие положения

1.1 Настоящий Устав разработан на основе и в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также другими законодательными актами и решениями Учредителей.

 1.2 Общество с ограниченной ответственностью «Лада», называемое в дальнейшем ПРЕДПРИЯТИЕ, создается с целью удовлетворения потребности клиентов по проживанию в период нахождения в городе Новосибирске посредством размещения их  в номерах гостиницы и оказания сопутствующих услуг.

1.3 В своей деятельности ПРЕДПРИЯТИЕ руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и учредительным договором.

1.4. Учредителями ПРЕДПРИЯТИЯ являются:

а) гр. Орлов Алексей Александрович; г. Новосибирск, ул. Экваторная, 5 – 98. Паспортные данные:  номер 50 04 094470, выдан ОВД Советского района города Новосибирска 25.09.2003.

б) гр. Петухов Борис Борисович;  г. Новосибирск, ул. Пирогова, 10 – 15. Паспортные данные:  номер 50 02 085421, выдан ОВД Советского района города Новосибирска 10.10.2002.

в) гр.  Иванов Виктор Васильевич: г. Новосибирск, ул. Полевая, 2 – 44. Паспортные данные:  номер 50 03 092537, выдан ОВД Советского района города Новосибирска 29.03.2003.

1.5. ПРЕДПРИЯТИЕ имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, печать со своим полным наименованием, угловой штамп, бланки, расчетный счет в банке, свой фирменный знак.

1.6. ПРЕДПРИЯТИЕ имеет свою бухгалтерию и ведет собственный бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. Правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности периодически проверяется Директором ПРЕДПРИЯТИЯ, Учредителями а также финансовыми органами. Перечисление и выдача денежных средств со счетов ПРЕДПРИЯТИЯ производится с разрешения его Директора и Главного бухгалтера.

1.7 ПРЕДПРИЯТИЕ несет полную ответственность по своим обязательствам. Государство не несет ответственности по обязательствам Предприятия .

1.8. Место нахождения ПРЕДПРИЯТИЯ – г.Новосибирск, ул. Гоголя, 33.

1.9. Настоящий Устав утверждается решением Учредителей и регистрируется Администрацией района по месту нахождения ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.10. Настоящий Устав может быть изменен, дополнен или полностью пересмотрен на основании решения Учредителей  и регистрации этих изменений в местных органах власти по месту нахождения ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.2. Основные направления деятельности Предприятия

2.1 Основными направлениями деятельности ПРЕДПРИЯТИЯ являются:

 - предоставление услуг по размещению туристов в номерах;

-         обслуживание клиентов в  номерах;

-         предоставление дополнительных услуг.

2.3. Права Предприятия

3.1 ПРЕДПРИЯТИЕ имеет право от своего имени

– заключать сделки, договоры и контракты. Данные сделки могут осуществляться с Предприятиями, организациями и частными лицами как в пределах Российской федерации, так и за ее пределами;

– приобретать имущественные и личные права и нести связанные с этим обязанности;

– создавать свои филиалы как в пределах, так и за пределами Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством;

– выступать истцом и ответчиком в судах и арбитражах;

– совершать сделки в рублях и иной валюте на внутреннем и внешнем рынке;

– на добровольной основе вступать в объединения и ассоциации с другими государственными, общественными, кооперативными и акционерными Предприятиями и организациями;

– участвовать в создании и деятельности совместных предприятий с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц в соответствии с действующим законодательством.

– привлекать к своей работе специалистов на договорных условиях, в том числе формируя временные трудовые коллективы или бригады.

– оказывать платные или бесплатные услуги юридическим или физическим лицам.

3.2 ПРЕДПРИЯТИЕ имеет так же право осуществлять любую другую деятельность, разрешенную действующим законодательством Российской Федерации, необходимую для достижения уставных целей ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.4. Финансовые и материальные фонды Предприятия

4.1 Все материальные и финансовые средства ПРЕДПРИЯТИЯ являются собственностью его УЧРЕДИТЕЛЕЙ и могут быть в любой момент изъяты ими в свою пользу.

4.2 Материальные фонды ПРЕДПРИЯТИЯ складываются из:

– уставного фонда ПРЕДПРИЯТИЯ;

– материальных ценностей, переданных ПРЕДПРИЯТИЮ Учредителями или иным юридическим или физическим лицом;

– материальных ценностей приобретенных ПРЕДПРИЯТИЕМ за счет доходов от своей хозрасчетной деятельности.

4.3 Финансовые фонды ПРЕДПРИЯТИЯ складываются из:

– уставного фонда ПРЕДПРИЯТИЯ;

– финансовых средств, преданных ПРЕДПРИЯТИЮ учредителем безвозмездно или на условиях ссуды;

– доходов, получаемых ПРЕДПРИЯТИЕМ от своей хозрасчетной деятельности;

– кредитов, предоставленных ПРЕДПРИЯТИЮ банками или иными организациями;

– процентов, получаемых от банковских вкладов ПРЕДПРИЯТИЯ;

– иных источников доходов.

4.4 Уставный капитал ПРЕДПРИЯТИЯ устанавливается в сумме 30 миллионов рублей. На момент регистрации общества Уставный капитал оплачен наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть подлежит оплате его УЧРЕДИТЕЛЯМИ в течение первого года деятельности общества.

4.5 Если по итогам второго и каждого последующего финансового года деятельности ПРЕДПРИЯТИЯ стоимость его активов окажется меньше величины уставного капитала, то ПРЕДПРИЯТИЕ обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать это в установленном порядке. Если же стоимость указанных активов Предприятия окажется меньше установленного Законом минимального размера уставного капитала, то предприятие подлежит ликвидации.

4.6 Уменьшение уставного капитала ПРЕДПРИЯТИЯ допускается только после уведомления всех его кредиторов. Последние в праве в этом случае требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств ПРЕДПРИЯТИЯ и возмещения им убытков.

4.7 Увеличение уставного капитала ПРЕДПРИЯТИЯ допускается только после внесения УЧРЕДИТЕЛЕМ в полном объеме необходимого для этого вклада.

4.8 Прибыль ПРЕДПРИЯТИЯ представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и услуг ПРЕДПРИЯТИЯ и понесенными при этом затратами.

Прибыль расходуется следующим образом:

– на выплату налогов и иных платежей в соответствии с действующим законодательством;

– на платежи по банковским кредитам и процентов по ним;

– на формирование Фонда развития ПРЕДПРИЯТИЯ;

– на формирование страхового фонда ПРЕДПРИЯТИЯ.

– на формирование фонда оплаты и стимулирования труда;

– на выплату дивидендов УЧРЕДИТЕЛЯМ.

4.9 Фонд развития ПРЕДПРИЯТИЯ используется для:

– укрепления материальной базы ПРЕДПРИЯТИЯ;

– капиталовложений в новые перспективные разработки.

 Решение о вложении средств из фонда развития ПРЕДПРИЯТИЯ принимает Директор ПРЕДПРИЯТИЯ в соответствии с приоритетами и установками, определяемыми УЧРЕДИТЕЛЯМИ.

4.10 Страховой фонд ПРЕДПРИЯТИЯ используется для :

– внесения в госбюджет установленной законодательством платы в Пенсионный фонд и Фонды социального страхования;

– компенсации непредвиденных расходов ПРЕДПРИЯТИЯ, связанных с чрезвычайными обстоятельствами.

4.11 Дивиденды выплачиваются ПРЕДПРИЯТИЕМ УЧРЕДИТЕЛЯМ ежемесячно. Величина дивидендов, подлежащих выплате в каждом месяце, определяется совместным решением Директора и УЧРЕДИТЕЛЕЙ Предприятия, исходя из финансового состояния ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.5. Кадровый состав Предприятия

5.1 Работниками ПРЕДПРИЯТИЯ могут быть физические лица, достигшие 16–ти летнего возраста, имеющие соответствующую подготовку и способные своим трудом активно участвовать в выполнении задач, возложенных на ПРЕДПРИЯТИЕ.

5.2 Работники ПРЕДПРИЯТИЯ подлежат государственному и социальному страхованию в установленном Законом порядке.

5.3 Трудовые взаимоотношения Предприятия со своими работниками осуществляются на основе трудовых договоров.

5.4 Трудовой договор ПРЕДПРИЯТИЯ с его работником может заключаться как в письменной, так и в устной форме и должен предусматривать порядок и режим работы работника ПРЕДПРИЯТИЯ и порядок и режим оплаты его труда.

5.5 Трудовой договор ПРЕДПРИЯТИЯ с его работником может заключаться на постоянной, временной или разовой основе.

5.6 Лицом, уполномоченным от имени ПРЕДПРИЯТИЯ заключать изменять и расторгать трудовые договоры с работниками, является Директор ПРЕДПРИЯТИЯ.

5.7 Лицом, уполномоченным от имени ПРЕДПРИЯТИЯ заключать изменять и расторгать трудовой договор с Директором ПРЕДПРИЯТИЯ, являются УЧРЕДИТЕЛИ.

5.8 УЧРЕДИТЕЛИ может занимать на ПРЕДПРИЯТИИ любую должность или совмещать несколько должностей, получая за это плату как работник Предприятия.

5.9 Для своих постоянных работников предприятие ведет предусмотренный законодательством Российской Федерации учет военнообязанных и призывников.

2.6. Управление деятельностью Предприятия

6.1 Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его УЧРЕДИТЕЛЕЙ.

6.2 Управление всеми делами Предприятия осуществляет директор, назначаемый УЧРЕДИТЕЛЯМИ. Директор Предприятия является :

– распорядителем всех материальных и финансовых фондов ПРЕДПРИЯТИЯ;

– лицом, ответственным за научный, технический и эстетический уровень продукции и услуг ПРЕДПРИЯТИЯ;

– лицом, ответственным за соблюдение на предприятии государственной и финансовой дисциплины;

– лицом уполномоченным от имени Предприятия заключать договоры с его партнерами и работниками;

– лицом уполномоченным представлять интересы Предприятия в суде, арбитраже и иных органах власти.

6.3 Директор ПРЕДПРИЯТИЯ имеет право:

– издавать приказы, регламентирующие режим работы Предприятия и правил его внутреннего распорядка;

– давать работникам Предприятия служебные задания и поручения и требовать отчета о их выполнении;

– контролировать работу любого работника ПРЕДПРИЯТИЯ;

– издавать приказы о моральном или материальном поощрении работников ПРЕДПРИЯТИЯ;

– издавать приказы о наложении взысканий на работников ПРЕДПРИЯТИЯ;

– издавать приказы и выдавать доверенности о передаче на временной основе части своих полномочий другому работнику ПРЕДПРИЯТИЯ.

 6.4 Директор подотчетен в своей деятельности только УЧРЕДИТЕЛЯМ .

 6.5 В случае, если УЧРЕДИТЕЛИ придут к аргументированному заключению о неспособности Директора выполнять возложенные на него задачи, УЧРЕДИТЕЛИ имеют право в одностороннем порядке расторгнуть трудовой договор с Директором.

 6.6 Директор ПРЕДПРИЯТИЯ принимает на работу на основе трудового договора бухгалтера. Бухгалтер Предприятия несет ответственность и пользуется правам предусмотренными действующим законодательством для главных бухгалтеров предприятий и организаций.

 6.7 Бухгалтер ПРЕДПРИЯТИЯ подчиняется непосредственно Директору ПРЕДПРИЯТИЯ. Контроль за работой Бухгалтера а так же методическое руководство осуществляется УЧРЕДИТЕЛЯМИ и местными финансовыми органами.

2.7. Печать и угловой штамп Предприятия

7.1 Печать и угловой штамп ПРЕДПРИЯТИЯ хранятся у его Директора. Он несет ответственность за их правильное хранение и использование. В случае смены директора печать и угловой штамп ПРЕДПРИЯТИЯ предаются новому директору по акту передачи и под роспись.

7.2 В случае ликвидации ПРЕДПРИЯТИЯ печать и угловой штамп подлежат сдаче в орган власти, давший разрешение на их изготовление.

2.8. Прекращение деятельности Предприятия

8.1 Предприятие может быть ликвидировано:

– на основании решения УЧРЕДИТЕЛЕЙ;

– на основаниях предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

8.2 Основаниями для ликвидации Предприятия являются:

– несоответствие деятельности ПРЕДПРИЯТИЯ его целям и задачам;

– длительная убыточность и неплатежеспособность ПРЕДПРИЯТИЯ;

– другие основания предусмотренные законодательством.

8.3 Имущество, являющееся собственностью Предприятия на момент его ликвидации и оставшиеся после уплаты всех долгов ПРЕДПРИЯТИЯ и расчета с госбюджетом подлежит передаче УЧРЕДИТЕЛЯМ. УЧРЕДИТЕЛИ становятся правопреемниками ПРЕДПРИЯТИЯ по всем договорам, кредитам и авторским правам ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.4 В случае ликвидации ПРЕДПРИЯТИЯ его УЧРЕДИТЕЛИ имеют право назначить своим решением организацию или юридическое лицо которое станет правопреемником ПРЕДПРИЯТИЯ. Назначенный таким образом правопреемник ПРЕДПРИЯТИЯ получат все ранее принадлежавшие ПРЕДПРИЯТИЮ имущественные и неимущественные права.

8.5 Конкретные действия, связанные с ликвидацией ПРЕДПРИЯТИЯ выполняет ликвидационная комиссия, назначаемая УЧРЕДИТЕЛЯМИ с обязательным включением в нее директора ПРЕДПРИЯТИЯ.

 3. Разработка бизнес-плана

3.1. Резюме

Основные направления деятельности: предоставление услуг в сфере гостиничного бизнеса.

Сущность предлагаемого проекта: строительство нового здания гостиничного комплекса, для предоставления услуг  в сфере гостиничного бизнеса.

Сроки и этапы реализации:

Проект реализуется за счет акционерного капитала.

Срок окупаемости проекта – 9 лет

Аккумулированная прибыль (NPV) за срок реализации проекта – 1466000 руб.

Внутренняя проектная ставка – 30%

3.2.Целесообразность развития проекта

Текущее состояние объекта

Строительство нового здания гостиницы. Общая стоимость объекта (произведенных работ) составляет 52 млн. рублей.

Цели проекта

Создание гостиничного комплекса, будет удовлетворять потребности в данной нише на соответствующем рынке товаров и услуг.

Сильные и слабые стороны проекта

Таблица 2.1.

Характеристика гостиничного комплекса

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Имеющийся объект

1. Земля

2. Расположение в зеленой зоне в пределах кольца

2. Относительная удаленность от центра

3. Возможность предоставления комплексного экскурсионного обслуживания

3. Необходимость формирования управленческой команды

5. Наличие коммуникаций

6. Внешняя изолированность (автономность)

7. Система безопасности

 

3.3. Оценка возможностей рынка

Описание предоставляемых услуг

Основные направления деятельности гостиничного комплекса на рынке услуг:

предоставление одноместных и двухместных гостиничных номеров европейского уровня (100 номеров) и стандартных номеров (60 номеров);

сдача в аренду подвальных помещений под складские хозяйства (4000 кв.м.);

сдача в аренду под офисы (2500 кв.м).

В комплексе будут оказываться все виды гостиничных услуг, предполагаемых классом «4 звезды», а именно: ресторан, кафе, ночной клуб, концертный зал, который может быть переоборудован для проведения конференций и семинаров.

         Также на территории комплекса предполагается работа спортивно-оздоровительного центра, в котором будут оказываться следующие услуги: тренажерный зал, сауна, солярий, спортивные залы, парикмахерская, косметология, массаж.

Анализ конкурентов

В Новосибирске существует порядка 70 гостиниц  (включая ведомственные и министерские). Из них было обследовано 10 гостиницы. В процессе обследования из рассмотрения исключались наиболее престижные гостиницы (примерно 2 гостиниц) и самые плохие .

Приведенные в Приложении 1 таблицы 3.2, 3.3, 3.4 содержат сводную информацию, полученную в ходе обследования гостиниц города.

Первые колонки таблицы содержат идентификационную информацию (название, адрес и телефон справочной службы).

Значение переменной «Категория» напрямую определяется количеством «звездочек».

Следующие поля характеризуют количество мест и номеров в рассматриваемой гостинице. Эти данные могут сильно отличаться от данных, приведенных в справочниках, поскольку учитывают только реально сдаваемые места, отбрасывая сданные в долгосрочную аренду, под офисы, ремонтируемые либо выделившиеся в отдельную, независимую гостиницу.

Колонка «Количество этажей» вновь характеризует количество сдаваемых под номера этажей, принадлежащих данной гостинице, а не количество этажей в здании, где расположена гостиница.

Следующие две колонки содержат информацию о количестве имеющихся в гостинице номеров «Люкс» и «Полулюкс». Следует отметить, что от гостиницы к гостинице понятие о номерах «Люкс» может кардинально меняться (содержание этого понятия можно понять по разряду гостиницы и цене за номер).

Значение поля «Размещение» характеризует занятость гостиницы либо возможность разместить группу жильцов. В случае значения данной переменной <=1 (с точностью до сотых) она показывает долю занятых в гостинице мест по отношению ко всем сдаваемым местам. В случае значения переменной >1 она дает информацию о количестве людей, которое в среднем в состоянии поселить гостиница при условии неожиданного приезда группы туристов.

Следующие два поля «Мин» и «Макс» несут информацию о ценовом диапазоне за снимаемые номера в случае.

Далее в таблице идут колонки, дающие точную информацию о ценах на конкретные типы номеров:

Rus-4 – цена для россиян за место в четырехместном номере;

Rus-3 – цена для россиян за место в трехместном номере;

Rus-2 – цена для россиян за место в двухместном номере;

Rus-1 – цена для россиян за одноместный номер;

П/люкс – цена для россиян за номер полулюкс;

Люкс Rus – цена для россиян за номер люкс;

Ин.3 – цена для иностранцев (жителей дальнего зарубежья) за место в трехместном номере;

Ин.2 – цена для иностранцев за место в двухместном номере;

Ин.1 – цена для иностранцев за одноместный номер;

Ин.п/люкс – цена для иностранцев за номер полулюкс;

Ин.люкс – цена для иностранцев за номер люкс.

Здесь все цены даны в долларах, рублевые цены переведены в доллары по курсу на день получения информации для удобства сравнения.

Колонка “Офисы” может принимать три числовых значения:

0 – помещения по офисы не сдаются;

1 – только по договоренности с дирекцией;

2 – офисы сдаются всем.

Здесь значение «1» означает также, что офисы сдаются фирмам, которые оказывали некоторые услуги гостинице либо организациями и дружественным ведомствам сдаются в аренду.

Значение поля «Заказ». Данное поле характеризует срок, за который необходимо предупредить гостиницу о прибытии группы жильцов. При положительном значении данной переменной она дает количество дней, необходимых для предварительного заказа номеров для группы туристов.

Остальные возможные значения переменной:

0 – «мест нет и не бывает»,

1 – «заблаговременно», то есть сотрудники гостиницы отказались конкретизировать срок заказа,

2 – необходимо выслать письмо на имя директора, зам. директора гостиницы либо чиновника из аппарата ведомства – хозяина для поселения жильцов, не имеющих отношения к данному ведомству,

3 – гостиница ведомственная, «чужаков» не селят ни под каким предлогом.

Поле «Ведомство» содержит информацию о ведомстве – хозяине гостиницы. В случае неопределенной принадлежности ведомственной гостиницы в данной колонке стоит пометка «служебная».

Следующие поля дают информацию о фирмах оплаты, принятых в гостинице. Поля «Рубли наличные», «Валюта», «Кредитные карточки» принимают значения «О» либо «V» – «не принимают» и «принимают» соответственно.

Поле «безналичные рубли»:

0 – не принимаются;

1 – в зависимости от организации;

2 – да.

Все гостиницы практикуют предоплату с приходом денег на счет до прибытия клиентов.

В последующих колонках содержится информация об отделе размещения гостиницы, ее директоре (если таковая имеется), а также примечания.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать: в исследовании присутствуют гостиницы начиная от четырехзвездочных и кончая третьим разрядом по российской классификации.

Число мест варьируется от 20 до 475. Стандартная вместимость гостиницы 100-250 мест.

Как правило, гостиницы расположены в многоэтажных корпусах, однако существенная часть этих зданий сдана в долгосрочную аренду либо выделилась в самостоятельные гостиницы.

Цена для россиян за место в двухместном номере колеблется от $2.9 до $220 (в среднем – порядка $15) за одноместный номер – от  $6 до $300.

Для иностранных граждан расценки, как правило, превышают цены для россиян в полтора-два раза.

Примерно в одной трети гостиниц, помещения по офисы сдаются по договоренности с дирекцией, всего в двух – сдаются всем по фиксированным расценкам.

В двух гостиницах (ведомственных) при заселении чужих людей возникают проблемы с чиновниками (всего ведомственных гостиниц, охваченных исследованием, было 3).

Как правило, для заселения группы жильцов администраторы хотят уведомления за неделю.

Во всех гостиницах принимаются наличные рубли, безналичные рубли с условием прихода денег на счет к моменту заселения жильцов.

Валюта и кредитные карточки, как ожидалось, принимаются лишь в нескольких, самых дорогих гостиницах (хотя во многих гостиницах имеются пункты обмена валюты).

Офисный рынок Новосибирска в настоящее время по-прежнему характеризуется значительным спросом, и не поддающимся точному анализу ценообразованием. Последнее, разумеется, относится ко вторичному рынку аренды, т.к. на первичном офисном рынке все строго.

На вторичном рынке аренды основная доля предложений приходится на помещения, расположенные в различных институтах и Предприятиях. Однако спрос в большей степени приходится на офисы в специализированных бизнес-центрах и отреконструированных офисных зданиях несмотря на то, что стоимость таких офисов колеблется в диапазоне 750-1200 руб. кв.м общей площади в год в зависимости от качества помещения и набора дополнительных услуг. Большая часть фирм-застройщиков заключает с арендаторами долгосрочные договоры аренды еще до начала строительства. Чаще всего арендаторами являются крупные иностранные и международные компании.

Что касается специализированных бизнес-центров, то в настоящее время в Новосибирске достаточно мало таких бизнес-центров, которые удовлетворяли бы всем параметрам классности.

В целом же на офисном рынке на величину арендной платы влияют следующие факторы:

расположение офиса,

качество помещения,

наличие телефонных линий,

дополнительные услуги управляющей фирмы,

срок арендного договора.

Клиенто-ориентированная политика бизнеса

Основные принципы по созданию клиенто-ориентированной структуры:

многоуровневая система маркетинга;

укрепление передней линии работы с клиентом;

активизация персонала во взаимодействии с внешним климатом;

организация внутреннего маркетинга;

переход на стратегический уровень мышления и развития.

Клиенто-ориентированная политика создаваемого акционерного общества предполагает многоуровневую сегментацию рынка. Приведем предварительную структуризацию. Потенциальными потребителями услуг центра могут стать:

зарубежные туристы (40%);

отечественные бизнесмены (20%);

посетители развлекательного комплекса (15%);

посетители спортивно-оздоровительного комплекса (25%).

При этом по возрастным категориям можно произвести сегментацию следующим образом:

до 20 лет (2%);

с 20 до 30 лет (30%);

с 30 до 40 лет (32%);

с 40 до 50 лет (26%);

с 50 до 60 лет (7%);

свыше 60 лет (3%).

3.4. Стратегический рыночный план

Ценообразование

Сформулируем три основные цели ценообразования, которые являются наиболее важными для гостиничного комплекса:

поддержание имиджа;

получение max прибыли;

стать лидером по качеству услуг (гостиничных, спортивно-оздоровительных).

Исходя из целей, будем придерживаться стратегии: высокое качество – высокая цена.

Первоначально цена будет устанавливаться исходя из существующих на сегодня цен на рынке гостиничных и спортивно-оздоровительных услуг.

В дальнейшем на основании маркетинговых исследований предполагается установление цен на уровне не ниже среднерыночных и возможное повышение их на основе определения эластичности (чувствительности) спроса на данные виды услуг, в т.ч. в зависимости от:

присутствия на рынке аналогичных услуг конкурентов (в т.ч. низкого качества);

возможной реакции потребителей на относительно небольшое либо большое изменение цен, связанное с изменением (либо без изменений) качества услуг.

Рекомендуется также рассмотреть вопрос о предоставлении скидок на уровне 5-15% (что соответствует мировой практике).

Продвижение услуг

В условиях современного рынка России с ростом числа конкурирующих организаций существенно возрастает роль и значение маркетинговых подходов в организации и продвижении услуг на рынке.

Существенно возрастает роль и значение деятельности по формированию благоприятных для фирмы отношений с общественностью («паблик рилейшнз»), а также целенаправленных и широкомасштабных рекламных компаний. В условиях наличия выбора предпочитают иметь дело с тем, кого хорошо знают и чья репутация не вызывает сомнений.

Исходя из вышеизложенного, сформулируем предложения по проведению работ в области маркетинговых мероприятий и по стимулированию сбыта (отранжированных по значимости).

политика обслуживания, обучение персонала;

политика ценообразования (рассмотрено в разделе 4.1);

создание фирменных проспектов;

Public relations:

определение границ общественной приемлемости цены и качества услуг;

объективность рекламы;

стиль работы и поведения работников компании;

спонсирование общественно-значимых мероприятий (конкурсы, симпозиумы, спортивные матчи и т.п.), а также бюджетных организаций, ориентированных на защиту населения (органы милиции, здравоохранения, комитеты по экологии и т.п.); доведение фактов спонсирования до широких масс населения.;

благотворительность.

создание фирменного стиля.

Очевидно, что хотя с точки зрения практики маркетинга это минимально необходимый объем действий, все же его реализация потребует значительных затрат и времени, поэтому необходимо выделить из перечисленного те мероприятия, которые наиболее необходимы, и начать с их реализации (ограничив затраты на проведение маркетинговых мероприятий).

3.5. Технический план реализации проекта

Приведем краткий перечень работ, необходимых для функционирования объекта:

Таблица 5.1.

Наименование статей

Примерная стоимость, тыс.руб.

1

Сантехнические работы

415,06

2

Вентиляция

318,02

3

Изоляционные работы

88,14

4

Отделочные работы+двери

3556,08

5

Облицовка естественным камнем

164,09

6

Общестроительные работы

1555,01

7

Наружные сети:

водопровод

канализация

водосток

дренаж

водопонижение

166,23

392,26

648,26

63,26

ИТОГО:

7366,41

8

Вертикальная планировка

277,76

9

Дороги

985,78

10

Озеленение

958,80

11

Монтаж лифтов

240,00

ВСЕГО:

9828,75

Предварительно рекомендуется предусмотреть следующие восстановительные работы:

·        омоноличивание, утепление и герметизацию швов наружных панелей, а также заделку зазоров между колоннами и наружными панелями стен;

·        омоноличивание узлов, сопряжение конструкций, очистку закладных деталей от коррозии и покрытие их антикоррозийным составом;

·        восстановление поврежденных участков панелей;

·        заделку цементным тестом имеющихся в колоннах трещин;

·        восстановление поврежденных участков защитного слоя бетона плит перекрытий и колонн с предварительной очисткой арматуры от продуктов коррозии, места значительного повреждения плит забетонировать под опалубку;

·        очистку поверхностей плит, балок и колонн от шелушащегося бетона вдоль коррозирующей арматуры;

·        ремонт отдельных внутренних водостоков.

В процессе производства восстановительных работ вести наблюдения за состоянием несущих конструкций здания, в случае необходимости принять соответствующие меры.

3.6. Организационный план

Организационно-правовая форма реализации проекта

Реализация проекта предполагается в форме акционерного общества с участием иностранного капитала.

Первоначальный размер Уставного фонда Компании составит 18’000’000 (восемнадцать миллионов) рублей. В процессе реализации проекта уставный фонд может быть расширен за счет получаемой прибыли.

Размеры вкладов учредителей и соответствующее распределение акций в образуемой Компании представлены в таблице 6.1. и рис. 6.1.

Таблица 6.1

Размер уставного фонда и распределение акций

Показатели

Размер вклада, тыс. руб.

Процент, %

Уставный капитал всего, в т.ч.

18’000

100,00

- российские заимодатели

10’000

55,56

- ин. партнер

8’000

44,44

Альтернативой представленному организационному плану может служить привлечение кредитных ресурсов по ставке до 12% годовых, необходимых для финансирования оснащения построенного здания.

Юридические аспекты организации и функционирования возведенного объекта определяются действующим законодательством Российской Федерации.

Структура управления

Цель данного раздела – разработка системы управления компанией, направленной на максимально эффективное достижение поставленных задач.

Сформулируем требования к системе управления:

·        адекватность назначения и функций управляющих структур целям и стратегии фирмы;

·        восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур для решения возникающих проблем;

·        способность к переработке и точному распространению интенсивных потоков информации;

·        жесткий контроль над исполнением управленческих решений и организации системы отслеживания результатов данных решений;

·        соблюдение принципа делегирования полномочий, при которой каждый сотрудник в своей четко определенной сфере компетенции имеет право принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;

·        соответствие квалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;

·        разработка и реализация на постоянной основе программы обучения и повышения квалификации работников с целями и задачами фирмы.

Организационная структура – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ

 

Овал: ПоставщикиОвал: Служба горничныхОвал: Кухня                                

Овал: СЭС, пожарный надзор и тому подобные службы
Овал: Номерной департамент
 

Рисунок 6.1. Организационная структура гостиничного комплекса

 

Главной задачей организационной структуры гостиничного комплекса является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

При разработке организационной структуры высшее руководство фирмы идет по пяти направлениям:

1. Специализация работ;

2. Определение полномочий;

3. Размер контрольных функций;

4. Методы координации.

При разработке организационной структуры специалисты отталкиваются от целевых функций и функциональных элементов организации.

В гостиничном комплексе к целевым функциям можно отнести:

-         прием и размещение гостей;

-         производство питания;

-         продажу номеров;

-         маркетинг;

-         организацию деловых встреч и конференций.

 К функциональным элементам относятся:

-         обеспечение безопасности;

-         инженерное обеспечение;

-         бухгалтерский учет;

-         административная деятельность.

В гостиничном комплексе менеджеры, работающие в службе размещения, производстве питания и напитков они называются линейными менеджерами.

При разработке организационной структуры важную роль играет и количество уровней в иерархии управления, когда командные ступени выстраиваются в вертикальный ряд и строится схема взаимоотношений между руководителями и подчиненными.

По этой схеме каждый член персонала должен знать свое место в организационной структуре, а для эффективного управления необходимо четкое определение обязанностей.

Важной проблемой формирования структуры управления комплексом является создание не только структуры в целом, но и ее органов управления: руководства, функциональной структуры, вспомогательной структуры.

Руководство высшего звена также принимает решение, какую систему расчетов с клиентами использовать на предприятии. Часть этих вопросов может быть передана на рассмотрение ниже­стоящим звеньям управления, если на генерального директора возложено слишком много полномочий и обязанностей.

Служба горничных в большинстве случаев является наиболее функционально значимым подразделением, если речь идет о полу­чении услуг гостиничного размещения, так как это подразделение отвечает за уборку номеров, холлов, коридоров, внутренних помещений, в которых осуществляется прием и обслуживание клиентов

Лицо, возглавляющее службу горничных, несет ответствен­ность за работу персонала по поддержанию чистоты и порядка в жилых и служебных помещениях гостиницы. Старшая же горнич­ная получает задание и распределяет его выполнение среди под­чиненных, одновременно выполняя административные функции, возложенные на нее исполнительным директором.

Подотделом службы управления номерным департаментом является инженерная служба, которая несет ответственность за работу механической, электрической, отопительной, вентиляционной систем, водоснабжения и канализации и осуществляет профилактиче­ский и текущий ремонт не только номерного фонда и установлен­ного в нем оборудования, но и всего гостиничного Предприятия.

Подразделения номерного департамента, включают в себя рестораны, кафе, бары, подразделение по обслуживанию банке­тов и конференций, а также кухню, обеспечивающую гос­тей питания.

Руководитель службы общественного питания составляет ме­ню, обеспечивает поставку необходимых исходных продуктов, распределяет по участкам обслуживающий персонал, контролиру­ет качество готовой услуг и обслуживания, соблюдая при этом разумный режим экономии.

Каждый отдел в службе имеет своего руководителя, включая менеджера по обслуживанию в номерах.

Ресторан как подразделение общественного питания обслужи­вает гостей согласно меню, которое является основой любой рес­торанной концепции, независимо, к какому типу данное предпри­ятие питания относится. Большую роль при этом играет профес­сионализм метрдотелей и официантов, находящихся в непосред­ственном контакте с клиентами.

Буфетное или барное обслуживание заключается в основном в обеспечении клиентов спиртными напитками. В барах могут также готовиться напитки для их употребления в ресторане. Такой бар носит название сервисного («servicebаг»).

Кухня является производственным центром. Заказы на произ­водство конкретной продукции поступают из ресторана от офици­антов (на основе составленного и предлагаемого клиентам меню), а также из банкетного зала, работающего по предварительному заказу. Главной обязанно­стью руководства в этом секторе является лишь контроль за ценой и качеством конечного продукта. При этом основным лицом, в ве­дении которого находится производство питания в гостинице, как правило, является шеф-повар. Это человек, который получил спе­циальное образование, квалифицирующее его как профессиональ­ного повара.

       В обязанности департамента персонала входит ведение личных дел всех сотрудников гостиницы. Обычно департамент имеет три подразделения: набора работников, подразделение заработной платы и других вознаграждений, подготовки и переподготовки.

3.7. Финансовый план, график погашения кредита

Результаты расчетов приводятся в табличной форме и вынесены в Приложение 2. Расчеты производились на период 10 лет в ежегодном разрезе.

Приведем краткие комментарии к расчету финансовых показателей.

Необходимые капиталовложения, их динамика и структура

Общие затраты на реализацию проекта составляют 18 млн.руб, вкладываются в течение первых двух лет и формируются за счет акционерного капитала.

1-й год – 9 млн. руб;

2-й год  - 6 млн. руб.

3-й год – 3 млн. руб

Заемные средства для реализации проекта в данном варианте не привлекаются (альтернативный вариант – привлечение кредитных ресурсов в размере 8 млн.руб.  по ставке 12% годовых).

Анализ эффективности вложений

1. Издержки производства :

эксплуатационные расходы (18’000’000 в год);

амортизация здания начисляется исходя из начального срока эксплуатации (50 лет) – 2% годовых;

заработная плата персонала (760’000 в 2005 год (1-й год эксплуатации) – 200 человек при среднемесячной заработной плате 3800), в дальнейшем планируется увеличение среднемесячной заработной платы на 10% ежегодно;

·        начисления на заработную плату (139’000 в первый год эксплуатации)

2. Структура поступлений :

·        плата за предоставляемые номера (4’380’000 руб. в год);

·        аренда офисов (1’500’000 руб.  в год);

·        аренда складов (400’000 руб.  в год);

·        дополнительные доходы за счет инициированных гостиничным комплексом видов бизнеса (рестораны, бизнес-центр, сауны, кафе, бассейн…) – 30% дохода гостиницы (1’314’000 руб. в год).

3. Динамика финансовых потоков показывает, что в любой момент времени Компания может отвечать  по своим обязательствам.

4. Результаты по проекту (коэффициент дисконтирования в расчетах принят на уровне 8% в год):

Срок начала возврата средств – 2005 г. (второй год с начала реализации проекта) и срок окупаемости 7 лет (с учетом дисконтирования – 9 лет).

Аккумулированная дисконтированная прибыль составляет 1’466’000 руб.

3.8. Структура рисков

Основные факторы риска

Главными факторами, порождающими основные риски реализации проекта и создающими реальную угрозу существованию компании, являются:

переход от государственного финансирования к совместному финансированию объекта с коммерческими структурами (изменение статуса и организации проведения работ);

высокие темпы намеченного роста услуг (постановка принципиально нового бизнеса);

рынок занят другими, в настоящее время более сильными конкурирующими организациями необходимы неординарные усилия для завоевания рыночной ниши за полгода - год.

Структура и анализ рисков и меры по их минимизации

Юридические риски

Связаны с несовершенством законодательства, нечетко оформленными документами, неясностью судебных мер в случае разногласий учредителей (например, в иностранном суде и т.п.), затягивание сроков Подрядчиком.

Меры по снижению риска:

четкая и однозначная формулировка соответствующих статей в документах;

привлечение для оформления документов специалистов, имеющих практический опыт в этой области;

выделение необходимых финансовых средств для оплаты высококлассных юристов и переводчиков.

Технические риски

Связаны со сложностью проведения работ и отсутствием на настоящий момент технического проекта.

Возможно неполное использование оборудования и задержка во вводе технических систем.

Меры по снижению риска:

ускоренная проработка (или получение гарантий от поставщиков) технической увязки оборудования и технических комплексов;

заключение контрактов на условии «под ключ» с санкциями за неувязки и срывы сроков;

страхование технических рисков.

Маркетинговые риски

Связаны с возможными задержками выхода на рынок, неправильным (без учета потребностей рынка) выбором услуг, ошибочным выбором маркетинговой стратегии, ошибками в ценовой политике и т.п.

Задержки выхода на рынок могут быть вызваны как производственно-техническими причинами, рассмотренными выше, так и неготовностью компании эффективно реализовать и продвинуть на рынок свой технический, производственный, художественный и другой потенциал, что требует соответствующей мировым стандартам маркетинговой программы и реализующей ее службы.

Поскольку в настоящий момент не имеется полномасштабной программы маркетинговых мероприятий, то оценка степени решения маркетинговых задач низкая. В то время как для фирмы, ставящей целью отвоевать часть рынка у конкурирующих фирм, маркетинговые задачи должны быть первоприоритетными.

Анализ конкурентов показывает, что конкурентная борьба будет жесткой, конкуренты имеют ряд преимуществ. В связи с этим необходимо тщательно осознать свои главные преимущества и сфокусировать на них основные усилия и ресурсы.

Меры по снижению риска:

создание сильной маркетинговой службы;

разработка маркетинговой стратегии;

разработка и реализация продуктовой (ассортиментной) политики и подчинение ей деятельности всех подразделений (например, путем разработки и использования технологии управления по результатам);

разработка и реализация программы маркетинговых мероприятий;

проведение полного комплекса маркетинговых исследований и т.п.

Заключение

Реформы государственного устройства постперестроечной России оказали существенное влияние на экономику страны, изменили приоритеты во многих сферах народного хозяйства, повлияли на уровень жизни населения, перераспределение рабочих мест и финансовых потоков. Введение института предпринимательства и закона о въезде и выезде дало мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли, создание тысяч организаций гостинично-туристского комплекса (ГТК), десятков тысяч рабочих мест. В последнее десятилетие Россия активно вышла на рынок мирового туризма.

Однако анализ туристского рынка России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном уровне. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с низкой платежеспособностью (лишь 21% населения России совершают путешествия). Обострение конкурентной борьбы между организациями ГТК приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены на туристские услуги или новые виды предложений, их качество, но и наличие опытного, квалифицированного персонала, составляющего команду организации. Это приводит к тому, что многократно возрастает значимость формирования в организации ГТК организационной культуры, которая выступает в качестве активного фактора повышения конкурентоспособности туристских организаций, эффективности производства услуг и управления.

Следовательно, перед каждой российской организацией индустрии туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить ее собственные позиции в конкурентной борьбе за клиента.

Список использованной литературы

1.     Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2002. -С.415

2.     Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. Российский международный институт туризма. М.: .2000

3.     Гостиницы, рестораны, туризм. ГАО "Москва", N 1,2001.-С.212

4.     Гуляев В.Г. и др. Сборник нормативных и методических материалов по охране труда. ЦСТЭ, И ПК работников туристско-экскурсионных организаций. М.:2000.-С.89

5.     Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности.-М.:Нолидж,-2003.-С.151

6.     Жолобов А.А., Синицин Е.Д. Методические рекомендации по технической эксплуатации инженерного оборудования и систем туристских предприятий. Российский совет по туризму и экскурсиям. М.: 1991.-С.166

7.     Ильина Е. Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учеб. для туристских колледжей и вузов. - М.: РМАТ, 2003.-С.202

8.     Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. "Луч", М.:2004.-С.135

9.     Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания / Сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю. В. Забаев, А. И. Сеселкин. - М.: РМАТ, 2003.-С.188

10.                       Мамедов А.А. Технологические системы обеспечения производства туристских услуг. ЦРИБ ЦСТЭ. М.: 2000.-С.310

11.                       Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. "Наука", М.: 2000-С.94

12.                       Требования к индустрии гостиниц, ресторанов и кафе. (По материалам Белой Книги "Хотрек"). Институт туризма. М.:2003.

13.                       Ходорков Л.Ф. Мировое гостиничное хозяйство. ВКШ по иностранному туризму. М.: 2002.-С.155

14.                       Семенов B.C., Каминский И.С., Попова Н.А. Гостиничное хозяйство. "Стойиздат", М.:2001.

15.                       Условия труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях. Материалы Международной конференции труда. М.,Посткриптум.,2001.-С.66

16.                       Финансовый менеджмент./под редакцией Поляка Г.Б-М.:ЮНИТИ,1997.-С.233

17.                       Holloway J. Christopher. The Business of Tourism. - London: Longman, 2000 –С.101

18.                       Rutherford Denney G. Hotel Management & Operations. -Edinburgh: Van Nostrand Reinhold An intern. Thomson Publ., 1995.С-С.51