Переход России к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования в сфере промышленного производства, крайне негативно отразился на экономике северных территорий. Глубокая депрессия базовых отраслей (минерально-сырьевой, топливно-энергетической, рыбной, лесной, транспортной и др.) для многих северных районов явилась основной причиной существенного обострения и социальной ситуации.

Отмеченное свидетельствует о несоизмеримости, с одной стороны, вклада северных субъектов РФ в развитие России, с другой - социально-экономического положения большинства из них, а также о необходимости адекватных изменений государственной экономической политики на Севере России.

В этой связи должна быть усилена роль государства в регулировании экономики и социальной сферы районов Севера РФ, в разработке и принятии комплекса мер в бюджетно-налоговых отношениях, в решении проблем промышленной и инновационной политики, рационального природопользования, охраны окружающей среды.

Государственную политику в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях необходимо строить на основе максимально полного учета специфических условий северных территорий, а также особенностей вхождения их экономики и социальной сферы в рыночные отношения.

Сегодня намеренно уменьшена по сравнению с периодом 1990-х годов не только значимость северных, но и вообще региональных проблем, как следует из сокращения числа федеральных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Темпы же социальных и экономических преобразований в функциональных направлениях реформы объективно требуют их адекватного учета в новых нормативных актах в области государственной региональной политики в целом и северной - в частности.

Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы дипломного проектирования.

Цель дипломной работы – исследование проблем КМНС, на примере Тазовсвкого района, определение путей их преодоления.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

·        Изучить теоретические аспекты социально – экономических систем и процессов;

·        Дать характеристику современного состояния Северных территорий;

·        Рассмотреть социально-экономическое развитие КМНС, правовой аспект данного фактора;

·        Осуществить анализ положения КМНС Тазовского района; деятельности комитета по КМНС МО Тазовский район;

·        Определить основные направления совершенствования социального положения КМНС  Тазовского района.

Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России.

Основными социальными проявлениями кризисного положения Севера в настоящее время являются: резкое ухудшение демографической ситуации; снижение реальных доходов и качества жизни большинства населения, выражающиеся, прежде всего, в потере здоровья людей и сокращении продолжительности жизни; наличие проблем в сфере занятости, неразвитость рынка труда; усиление неуправляемости миграционными процессами.

Остро стоят проблемы переселения граждан из закрывающихся поселков и полярных станций. Существует реальная опасность постепенного заполнения освобождающихся северных территорий людскими и экономическими ресурсами других государств. Таким образом, решение актуальных проблем регионов Севера без упорядочения миграционной и в целом социально-экономической политики невозможно.

За годы реформ у большинства северян произошло резкое снижение уровня реальной заработной платы, реальных доходов населения, пенсий, стипендий и других выплат. Анализ показателей уровня жизни северян показывает, что в районах Севера большая часть населения в настоящее время живет значительно хуже, чем в 1990 году.

Обстановка, сложившаяся в районах Севера, долговременные интересы экономики и населения страны, масштабный характер проблем этого региона требуют активного воздействия государства на процессы, протекающие здесь. Важно остановить снижение реальных доходов населения, спад производства в базовых отраслях экономики районов Севера и обеспечить в перспективе устойчивое развитие этих районов.

Федеральная политика через систему нормативных актов “северного” содержания должна максимально полно отражать специфику северных территорий, способствовать рациональному использованию природных богатств районов КС, ориентировать хозяйствующие структуры на решение разномасштабных по своей значимости социально-экономических проблем и в конечном итоге на достижение целей, отвечающих интересам населения как северных территорий, так и государства в целом. Основные положения государственной северной политики необходимо утвердить на уровне федерального законодательства.

Среди проблем, резко обострившихся в период проведения экономических реформ, особое место занимают проблемы коренных народов автономного округа.

Большинство людей, законодательно признаваемых малообеспеченными, проживают в сельской местности: на начало 2005 года в Ямальском районе их удельный вес составляет 55,3%, в Шурышкарском - 53%, в Приуральском - 52,5%, в Красноселькупском - 51,9%.[1]

В этих районах сконцентрирована основная часть коренного населения округа.

Проблемы экономического и социального развития коренных народов носят межрегиональный, комплексный характер. Пути их решения неразрывно связаны со всем комплексом проблем, тенденциями и перспективами развития автономного округа.

К конкретным негативным тенденциям, имеющим существенное воздействие на этносоциальный потенциал народов Севера, принадлежат следующие:

1) ренатурализация хозяйства как тенденция формирования экономики примитивного выживания в качестве основы существования; показатели жизнеобеспечения многих групп народов сейчас сравнимы с тем, какими они были 50 или даже 100 лет назад;

2) существенное сокращение объемов оленеводства и присваивающих отраслей как основы сохранения традиционного природопользования, культуры и мировоззрения, наиболее отвечающих задачам устойчивого развития; снижение роли данных видов хозяйства как важных источников доходов местного населения;

3) массовое перемещение наиболее энергичной и способной части сельского населения, прежде всего молодежи, в крупные населенные пункты, деградация села; в то же время мигранты в крупных населенных пунктах часто оказываются без законных средств существования и вынуждены уходить в теневую экономику и преступные структуры;

4) падение ценности производительного труда;

5) маргинализация, рост раздвоенности массового сознания относительно фундаментальных основ нынешнего и будущего развития; подрыв мировоззренческих оснований существования и ценностный хаос.

Существующее положение в области правового регулирования социальной защиты граждан, проживающих в районах Севера, является неудовлетворительным. Это связано прежде всего с тем, что многие нормы уже устарели и не соответствуют потребностям сегодняшнего дня. Требует значительной переработки основной нормативный акт в данной области - Закон о гарантиях и компенсациях.

Совершенствование законодательной базы, разработка необходимых подзаконных актов, устранение правовой асимметрии, в конечном счете, призваны обеспечить законодательное закрепление приоритета традиционных отраслей хозяйствования как наиболее рациональной формы с точки зрения природосбережения и сохранения этносов.

В целях социальной поддержки кочевого населения в Тазовском районе ежегодно производятся компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам из числа коренных народов Севера и членам родовых общин, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью. В 2004 году компенсацию получили 2377 тундровиков, на эти цели израсходовано около 8 с половиной миллионов рублей - это в полтора раза больше, чем в 2003 году. Размер компенсации на полугодие на одного человека составил 2800 рублей.

Можно сделать вывод неоднородности социальной среды МНС Тазовского района. Есть как проблемы, так и положительные факторы, указывающие на определенные стороны деятельности органов местного самоуправления. Целесообразным является комплексное использование инструментов социального маркетинга, мониторинг выявленных факторов и соответственно своевременное принятие решений на государственном уровне.

Проблемы малого предпринимательства среди КМНС также требуют особого внимания со стороны государства. Ведь до сих пор не создан рыночный механизм поддержки коренных малочисленных народов Севера, из проекта федерального бюджета на 2005 год исключены расходы на государственную поддержку северного оленеводства.

Содействие занятости коренных малочисленных народов Севера должно быть направлено на решение проблем занятости через комплексную систему мероприятий.

Для совершенствования взаимодействия сферы образования и сферы производства в целях объединения усилий по обеспечению качественного образования молодежи сейчас назрела необходимость решения более сложной задачи - модернизации внешних процессов взаимодействия высшей школы и сферы производства в целях объединения их усилий по подготовке и сохранению интеллектуального потенциала региона.

Решение проблемы возможно через своеобразное интегрирование профессиональных учебных заведений, выпускающих молодых специалистов, в систему университетского комплекса северного региона с учетом, потребностей области, населенного пункта. Подготовка кадров из числа молодежи, постоянно проживающей в регионе, должна быть иной по сравнению к существующей.

Это может быть осуществлено за счет подготовки соответствующей материально-технической базы в компактных местах проживания малочисленных народов Севера; организации профориентационной работы среди населения, главным образом среди представителей старшего поколения, так как именно они воспитывают молодое утоление и несут определенную ответственность перед своим народом за будущее своей нации; проведения социологических исследований.


[1] По данным отчета администрации МО Тазовский р-н за 2004 год.