Содержание

Вопросы.. 3

1. Раскройте содержание понятий «внешние эффекты» и « общественные товары». Объясните также, почему рыночный механизм несостоятелен в этих благ. 3

2. Каковы функции денег? Рассмотрите влияние инфляции на денежные функции. 7

Задачи. 13

Тесты. 15

Список литературы.. 19

Вопросы

1. Раскройте содержание понятий «внешние эффекты» и « общественные товары». Объясните также, почему рыночный механизм несостоятелен в этих благ

Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализуются товары на­родного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетво­рение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Здесь в наибольшей степени находят свое проявление вышеприведенные формы денежного обращения. Этот рынок оказывает непосредст­венное воздействие на благосостояние различных слоев населения. Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или продовольственных товаров. Каждый из них обладает собственной спецификой в силу различий как сфер, их выпускающих, так и способов и форм их продвижения от производства до потреби­телей.

Внешние эффекты или экстерналии имеют место, когда производство или потребление товара (услуги) одними субъектами вызывают потери или выгоды у других субъектов. Внешний эффект обладает свойством общественного блага: будучи созданным, он, как правило, становится доступных для всех [1, с. 66].

Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу ресурсов.

Другой составной частью рынка факторов производства являет­ся рынок реального капитала; к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производственного назначения, или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовле­творения потребностей населения, но используются для решения задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производст­венных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций, капитальных вложений. [2.c.44]

К разновидности данного типа рынка, по нашему мнению, сле­довало бы отнести продукцию научного производства. В условиях НТП она становится определяющим фактором в отношении со­вершенствования технологий, техники, систем организации и уп­равления хозяйственными и социально-экономическими процес­сами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоин­теллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестици­онные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и приклад­ных исследований. На этом рынке объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знание и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п. Многомерность и многоплановость воз­действия продукции данного рынка на состояние и качество ин­вестиционных товаров, рабочей силы, любых конечных товаров и услуг обусловливает необходимость привлечения внимания к ус­ловиям функционирования системы образования, высшей школы и науки, которые в единстве с культурой, духовностью являются отправной точкой истинного социально-экономического про­гресса. [2.c.45]

Общественные товары

Анализ потребительной стоимости не может ограничиться есте­ственным свойством блага, а требует выяснения ее социального аспекта. Продукт труда получает общественное признание посред­ством удовлетворения потребности общества то ли в своей нату­рально-вещественной, то ли в опосредованной форме, когда его признание осуществляется через обмен. В последнем случае про­дукт труда приобретает форму товара.

При товарном производстве потребительная стоимость приоб­ретает общественную форму только через обмен. Общественная форма потребительной стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, что обществен­ная потребительная стоимость представляет собой общественную значимость блага или ценность его для общества. Благо может об­ладать естественным свойством удовлетворить ту или иную потреб­ность, но общество может не купить его. Следовательно, оно не обладает ценностью для общества, тогда как по натурально-веще­ственной форме благо обладает естественной потребительной сто­имостью. Именно в этом следует видеть сходство между общест­венной потребительной стоимостью и полезностью в рамках соот­ветствующей теории.

Для лучшего понимания потребительной стоимости в естест­венном и социальном ее смыслах обратимся к примеру: имеется ручка, пригодная для письма. Следовательно, она обладает естест­венным свойством удовлетворять потребность в письме, т.е. явля­ется потребительной стоимостью. Но данную ручку никто не жела­ет покупать. А это значит, что она не обладает ценностью, значи­мостью для общества. Ее естественная потребительная стоимость не трансформировалась в общественную потребительную стои­мость. Мало того, все затраты, осуществленные на ее производство, остались невозмещенными, так как ручка не получила стоимост­ную оценку путем ее покупки. Таким образом, и вещь, и затраты на ее производство оказались ненужными обществу.

Рыночная система, в экономике — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов.

Создание именно тех благ, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и покупаются блага и ресурсы определенного типа (существуют рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг, которые непосредственно потребляются людьми).

Рынок определяет степень успешности той или иной хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам, диктует пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, выдающийся английский ученый-экономист Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».

Под «невидимой рукой» рынка, позволяющей рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей со времен Адама Смита, экономисты подразумевают механизм цен. Именно цены, складывающиеся в процессе конкуренции на рынке, служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о соотношении предложения товаров и спроса на них.

Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Достоинство конкуренции состоит в том, что только с помощью производства лучших по своим качествам товаров или менее затратных товаров, можно победить конкурентов. В конкуренции покупателей за дефицитный товар с наименьшими затратами одерживают верх те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет предложить за товар наивысшую цену.

Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами (слабостями) рынка.

Основными провалами рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка и др.

2. Каковы функции денег? Рассмотрите влияние инфляции на денежные функции.

Деньги, средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара. Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений. Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения.

Деньги как средство обращения

Сущность денег раскрывается в их функции. Деньги как сред­ство обращения рождены торговлей; они возникли как техни­ческое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товара­ми. Без денег возможен только прямой обмен, предполагающий, что у каждого из партнеров есть то, что нужно другому. Но ведь такое положение — не правило, а исключение из него, причем даже в древности, не говоря уже о сегодняшнем мире с его необозримым множеством товаров и услуг.

Деньги существенно облегчают перемещение, обращение това­ров и, самое главное, ускоряют их оборот, что ведет к значительно­му сокращению товарных запасов. Деньги выполняют функцию средства обращения, когда в самом акте купли-продажи они про­тивостоят товару, а товар противостоит деньгам, т.е. совершение сделки осуществляется благодаря наличию реальной «звонкой» мо­неты.

Деньги как средство платежа

Однако возникают ситуации, когда у покупателя нет денег, но ему необходим именно сейчас товар, например, сырье, из которого он производит какой-то продукт. Выход из данной ситуации ви­дится в покупке сырья в долг (под кредит). Контрагенты опреде­ляют цену сырья, и оно переходит от продавца к покупателю. После того как покупатель сырья произведет из него какой-либо продукт и продаст его, он сможет расплатиться со своим креди­тором. В момент оплаты услуги за сырье (погашение задолжен­ности) деньги выполняют функцию средства платежа. Эту же функцию деньги выполняют и при выплате заработной платы, пенсий.

Деньги как мера стоимости

Решающее место в обеспечении товарного обращения занимает такая функция денег, как мера стоимости. Если роль средства обращения и средства платежа деньги играют с достаточной оче­видностью, то о другой их функции — меры стоимости (или, проще говоря, единого измерителя ценности товаров для продавцов и по­купателей) этого сказать нельзя. Между тем именно свойство быть мерой стоимости и позволяет деньгам выполнять все остальные свои функции. Функция денег как меры стоимости используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Каждое государство устанавливает собственную единицу меры стоимос­ти — рубль, доллар, марку, франк, песо. Деньги как мера стоимости однородны. Использование функции меры стоимости позволяет избежать сложных и многочисленных ебменных операций для по­лучения необходимого блага. [4.c.80]

В марксовой теории денег проводится разграничение между мерой стоимости и масштабом цен. Мера стоимости выражает об­щественные отношения обмена, тогда как масштаб цен рассматри­вается в качестве технического средства реализации функции денег как меры стоимости. Под масштабом цен понимается весовое ко­личество золота, содержащегося в денежной единице, которое при­нято государством в качестве единицы измерения золота (денеж­ной массы), тогда как деньги как мера стоимости призваны изме­рять стоимость товаров. Причем измерение стоимости последних происходит в идеальной форме, т.е. в виде мысленно воображае­мых денег. Поэтому для определения стоимости товаров (их цен) вовсе не обязательно быть обладателем реально существующих денег. В условиях, когда бумажные деньги лишились золотого со­держания, подобного рода разграничения отпали сами собой. Таким образом, марксова теория денег, обладавшая солидным фундаментом, в условиях современной практики оказалась вынуж­денной трансформироваться: роль золота стала выполнять вся про­изведенная товарная масса.

Деньги как средство сбережения (накопления)

Другой функцией денег является средство сбережения. Деньги позволяют сохранить часть полученных доходов на буду­щее, как бы законсервировать их до тех пор, пока они потребуются. Здесь речь идет о деньгах в качестве средства сбережения. Конечно, с той же целью сбережения можно вложить и в покупку долговеч­ного товара (дома, земельного участка, произведения искусства) с тем, чтобы, продав его в нужное время, вновь получить деньги. Но перед всеми другими формами сбережения деньги имеют важней­шее преимущество — высшую степень ликвидности. Ликвид­ность — это степень легкости, с которой какой-либо актив вновь превращается в деньги.

Инфляция – заполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте); б) к товарам; в) к иностранным валютам. Вследствие этого в первом случае происходит повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во втором случае растут цены товаров. В третьем случае падает курс национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим преж­нюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени. [4.c.84]

При золотом стандарте в рыночных сделках постоянно находится лишь такое количество золотых монет, которое действительно требует­ся для реализации товаров. Если же полноценные деньги не участвуют в обращении, то они оседают как сокровище.

Но положение становится иным, когда золото заменяется бумажны­ми деньгами, не имеющими самостоятельной стоимости. Бумажные знаки вводятся в обращение государством, которое устанавливает их принудительный курс (соответствие определенному количеству золо­та), имеющий силу только в пределах страны. Когда бумажных денег выпущено соответственно количеству необходимых для оборота золо­тых монет, они обращаются в соответствии «о стоимостью замещаемого ими золота.

После отмены золотого стандарта исчезло объективное мерило оп­ределения необходимого количества бумажных денег в обращении. Увеличение денежной массы государством часто происходит более высокими темпами, чем темпы роста объема товарной массы и услуг. Поэтому инфляция становится постоянным явлением во всех странах.

При использовании разных оснований для классификации данного явления можно выделить следующие виды. [4.c.85]

1. По характеру инфляционного процесса:

открытая инфляция — ничем не сдерживаемый, свободный и про­должительный рост цен;

скрытая, или подавленная инфляция — государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы новые изделия. Одно­временно растут цены на черном рынке;

инфляционный шок — одномоментное резкое повышение цен. Оно может дать толчок для открытого ускоренного подъема уровня цен.

2. По месту распространения:

локальная инфляция — рост цен происходит в границах одной стра­ны;

мировая инфляция — охватывает группу стран или всю глобальную экономику.

3. По темпам повышения цен:

ползучая инфляция — цены поднимаются постепенно, но неуклон­но, при умеренном темпе — примерно на 10% в год;

галопирующая инфляция — быстрый рост цен — от 20 до 200% в год; Такой темп может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т.п.);

гиперинфляция — катастрофический рост цен — 500—1000% и более 1 год.

Мировым рекордом стала гиперинфляция в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда цены ежемесячно росли в среднем почти в 20 раз. Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги начина­ют утрачивать свои функции. Это происходит, когда заработная плата I выдается не деньгами, а талонами и купонами, на которые приобрета­ются продукты по установленным ценам. Подобное же наблюдается, если среди населения начинается так называемое «бегство от денег». Люди не желают держать свои сбережения в денежной форме и стре­мятся вложить их в материальные ценности.

Из сказанного видно, насколько важно для регулирования инфля­ционных процессов уметь измерять динамику цен. [3.c.86]

Задачи

3. Спрос и предложение на рынке товара Х описываются уравнениями g= 200 - 2p, g=-10+p. На каком уровне введена дотация производителям Х в размере 90 руб. за каждую проданную единицу товар? Чему равен объем дотационных выплат из бюджета? Дать графическую иллюстрацию.

Решение

g = 200- 2p,

g = -10+p.

-10+р = 200-2р

р+2р = 200 + 10

3р = 210

р=70

g = 200*2*70

g = 60

Объем дотационных выплат = 90*60 = 5400 руб.

4. Пусть потенциальный ВВП равен 300 ден.ед., средняя норма чистых налоговых поступлений – 40% от ВВП, государственные расходы на товары и услуги 140 ден.ед. Найти величину разрыва ВВП, совместимую с нулевым бюджетным дефицитом.

Налоговые поступления = 300*40/100 = 120 ден.ед.

Дефицит бюджета = 120-140 = -20 ден.ед.

Величина разрыва совместимую с нулевым бюджетным дефицитом = 20 ден.ед.

Тесты.

5. Что вызывает сдвиг кривой спроса на товар А влево?

а) увеличение числа потребителей товара А вследствие роста численности населения

б) увеличение доходов потребителей, если А – нормальный товар

в) снижение цены товара С – близкого субститута товара А.

г) ожидание повышения цены на товар А.

Ответ

б) увеличение доходов потребителей, если А – нормальный товар согласно закону спроса

Остальные утверждения не верны.

а) увеличение числа потребителей товара А вследствие роста численности населения никак повлияет на спрос и он возрастет в право

в) снижение цены товара С – близкого субститута товара А субситуты не повлияют на товар А так как это субститут

г) ожидание повышения цены на товар А цена не сможет повысится так как она снизится.

6. Пусть предприятие производит 100 ед. продукта и продает его на конкурентном рынке по цене 4 руб., за единицу. Для данного объема производства С = 600 тыс.руб., FC = 100 тыс.руб., МС = 4 тыс.руб. В этих условиях предприятия, если оно стремится оптимизировать свое положение на рынке, должно:

а) сократить производство до 80 ед. продукта

б) увеличить объем производства

в) сохранить имеющийся объем выпуска

г) прекратить производства.

Ответ г) прекратить производства так доходов меньше чем расходов не сколько раз.

Остальные утверждения не верны.

а) сократить производство до 80 ед. продукта доходов и так мало что бы сокращать и объем производства

б) увеличить объем производства – мы незнаем до кого придела рынок даст увеличить объем производства

в) сохранить имеющийся объем выпуска объем выпуска нельзя сохранять на одном месте.

7. если спрос на продукцию монополиста эластичен по цене то его предельный доход

а) положителен

б) отрицателен

в) равен нулю

г) может быть и положительным и отрицательным.

Ответ

а) положителен, так как при любой цене в условиях монополии количества потребления не изменится

Остальные утверждения не верны.

б) отрицателен, так как при повышении цены население не станет потреблять меньше чем надо.

в) равен нулю он не может быть равен так как монополисту требуется прибыль

г) может быть и положительным и отрицательным это утверждения полный абсурд так как он точно может быть только положительным.

8. Под «эффектом вытеснения» дискреционной бюджетной политики понимается

а) рост ВВП в результате увеличения государственных расходов

б) повышение сберегательной активности населения в результате снижения ставок подоходного налога.

в) рост бюджетного дефицита, вызванный чрезмерной бюджетной экспансией.

г) сокращение планируемых расходов на ВВП частным сектором в результате роста процентной ставки, спровоцированного бюджетной экспансией.

Ответ

б) повышение сберегательной активности населения в результате снижения ставок подоходного налога согласно «эффекту вытеснения»

Остальные утверждения не верны.

а) рост ВВП в результате увеличения государственных расходов под ним не понимается «эффект вытеснения» 

в) рост бюджетного дефицита, вызванный чрезмерной бюджетной экспансией под ним не понимается «эффект вытеснения» 

г) сокращение планируемых расходов на ВВП частным сектором в результате роста процентной ставки, спровоцированного бюджетной экспансией под ним не понимается «эффект вытеснения» 

9. Безработица, вызванная рецессией, называется

а) фрикционной

б) структурной

в) естественной

г) циклической

Ответ

б) структурной так как структурная безработица вызывается рецессией

Остальные утверждения не верны.

а) фрикционной - она вызвана миграцией

в) естественной – норма безработицы по стране

г) циклической – она вызывается циклическим характером.

10. Если потребление капитала превышает валовые инвестиции, то это означает, что

а) номинальный ВВП растет, а реальный ВВП падает

б) экспорт превышает импорт

в) экономика перегрета

г) чистый экспорт отрицателен

д) чистые инвестиции отрицательны.

Ответ

б) экспорт превышает импорт -

согласно потреблению капитала.

Остальные утверждения не верны.

а) номинальный ВВП растет, а реальный ВВП падает – в данном случае такого не может быть.

в) экономика перегрета – фраза экономика перегрета означает совсем другое.

г) чистый экспорт отрицателен - в экономики экспорт отрицательным не может быть.

д) чистые инвестиции отрицательны не могут быть отрицательны так как есть валовые инвестиции.

Список литературы

1.     Золотарчук В.В. Экономическая теория. Книга I. – Хабаровск, 2004. – 450 с., ил.

2.     Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

3.     Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

4.     Экономическа Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

5.     Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

6.     Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.

7.     Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 456 с.