СОДЕРЖАНИЕ
1. Раскройте содержание понятий «внешние эффекты» и «общественные товары». Объясните также, почему рыночный механизм несостоятелен в отношении этих благ................................................................................................................... 3
2. Функции денег. Влияние инфляции на денежные функции....................... 9
Задача № 1...................................................................................................... 14
Задача № 2...................................................................................................... 15
Тесты:.............................................................................................................. 16
Список литературы........................................................................................ 18
1. Раскройте содержание понятий «внешние эффекты» и «общественные товары». Объясните также, почему рыночный механизм несостоятелен в отношении этих благ
Внешние эффекты или экстерналии имеют место, когда производство или потребление товара (услуги) одними субъектами вызывают потери или выгоды у других субъектов. Внешний эффект обладает свойством общественного блага: будучи созданным, он, как правило, становится доступных для всех[1].
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.
На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производству бетона). [2]
Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.
Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.
Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.
Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.
Внешние (побочные) эффекты существуют тогда, когда затраты или выгоды, связанные с производством или потреблением какого-либо продукта, перекладываются на "третью сторону", т.е. на тех, кто не является непосредственным производителем и потребителем данного продукта.
Положительные внешние эффекты (побочные выгоды) приводят к недопроизводству и недопотреблению продукта, поскольку в этом случае не все выгоды отражены в спросе потребителей на этот продукт.
Отрицательные внешние эффекты (побочные затраты) порождают перепроизводство и избыточное потребление продукта, поскольку не все затраты отражены в предложении этого продукта производителями.
Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо- или перепроизводством/потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.
Разработка и реализация государственных мер и программ, направленных на устранение негативных последствий несостоятельности рынка, сами по себе являются дорогостоящими видами деятельности, экономически оправданным только в том случае, если ожидаемая выгода от претворения в жизнь подобных программ превышает необходимые для этого затраты.
Только государство будет поставлять общественные товары и услуги, вследствие таких свойств этих продуктов, как совместное потребление и неисключаемость из потребления. Продукты совместного потребления (или потребления без соперничества) - это такие продукты, которые могут быть использованы одновременно несколькими лицами, и при этом количество продукта, доступное другим потребителям, не уменьшается. Продукт, неисключаемый из потребления - это такой продукт, который, будучи однажды произведен, не может быть изъят даже из потребления людьми, не платившими за его использование.[3]
Понятие общественных товаров вводится как противоположное понятию частных товаров. Общественные товары характеризуются двумя основными свойствами: неконкурентностью и неисключаемостью. Этим они отличаются от частных товаров, которым свойственно сочетание конкурентности и исключаемости.
Неконкурентность товара - отсутствие конкурентности (соперничества) в потреблении. Это означает, что потребление товара одним субъектом не ограничивает возможности других использовать тот же товар.
В процессе потребления каждым конкретным экономическим субъектом общественные товары не расходуются, они остаются доступными для других пользователей в том же самом объеме. Например, одну и ту же телепередачу одновременно может смотреть множество семей.
Неисключаемость товара - невозможность исключить (выделить) потребление данного товара. Это означает либо техническую сложность или даже полную невозможность выделения потребления товара определенными субъектами, либо экономическую неоправданность исключения, связанную с высоким уровнем затрат на выделение потребления.
Данное свойство в решающей мере определяет возможность установления цен. В случае неисключаемости невозможно выделить и исключить из потребления товара тех, кто не хочет за него платить. После того, как общественный товар произведен, он становится в равной степени доступным для всех потребителей. Ни один из них просто не может быть исключен из сферы потребления данного товара. Соответственно, обычный рыночный механизм купли-продажи для общественных товаров оказывается неэффективным.[4]
Несостоятельность конкурентного рыночного механизма в решении проблемы обеспечения общественных товаров предопределяется названными свойствами общественных товаров, в частности, к так называемой проблеме “безбилетника”, или психологии бесплатного пользования, когда потребители пользуются выгодами от использования товара, не оплачивая издержек, связанных с обеспечением этих выгод. В самом деле, в случае неисключаемости каждый потребитель надеется, что он сможет получить товар независимо от того, заплатил он за него или нет. При этом у потребителей исчезает экономический стимул добровольно оплачивать свой доступ к потреблению каждой дополнительной единицы товара (как в случае частных товаров), и возникает необходимость использования совместного финансирования его предоставления (например, через налоговую систему).
Из-за указанных свойств общественного товара после его производства потребители, с одной стороны, могут им пользоваться без ущерба для других, с другой стороны, знают, что это потребление невозможно выделить. В результате они рассчитывают на возможность получить товар независимо от оплаты, ждут этой возможности “покататься бесплатно” и преуменьшают свою готовность платить за этот товар, свой спрос на общественный товар. При этом кривая спроса, проявляющегося на рынке, перемещается влево - вниз. Сдвиг кривой спроса из положения D в D' представлен на рис. 1.
Одновременно производители не заинтересованы в производстве такого товара, спрос на который скрывается. Они производят только то количество общественного товара, на который предъявлен спрос и, следовательно, оплачены издержки. Поэтому производится слишком мало общественных товаров по сравнению с эффективной точкой Еs. Таким образом, конкурентные рынки не приводят к эффективному объему предоставления общественных товаров. В результате возникают чистые потери для общества (социальные потери), связанные с преуменьшением спроса на общественный товар. На графике они представлены заштрихованной областью. Чем больше число “бесплатно катающихся”, чем значительнее сдвиг кривой спроса, тем больше отклонение от оптимума и тем больше социальные потери.
Таким образом, для общественных товаров конкурентный рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность в решении проблемы эффективного распределения ресурсов. Государство берет на себя коррекцию рынка и возвращает общество в эффективное состояние, осуществляя переход из точки Ep в E0.
Условие эффективности для общественных товаров можно сформулировать следующим образом: оптимальное количество общественного товара достигается, когда общее желание платить за дополнительную единицу товара совпадает с готовностью ее предоставить , т.е. равняется предельным затратам на производство этой единицы:
В случае частных товаров конкурентная экономика при отсутствии провалов рынка обеспечивает их эффективное количество. В отношении общественных товаров вопрос остается открытым, и ответ на него зависит от того, насколько правдиво обнаруживают свои предпочтения потребители, в какой степени государство сумеет их выявить и каким образом оно установит затем плату за обеспечение общественных товаров. Если в случае частных товаров у экономических субъектов нет стимула скрывать свою истинную оценку того или иного товара, то для общественных товаров такой стимул возникает в связи с проблемой безбилетника. Кроме того, решения о предоставлении общественных товаров принимаются в результате коллективного выбора в рамках политического процесса, при этом возникает целый ряд специфических проблем политического выбора.
2. Функции денег. Влияние инфляции на денежные функции
Переход к бумажно-денежному обращению резко расширил рамки товарного обмена.
Бумажные деньги - банкноты и казначейские билеты - обязательны к приему в качестве платежного средства на территории данного государства. Их стоимость определяется лишь количеством товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги. Итак, XX в. ознаменован переходом к обращению бумажных денег и превращением золота и серебра в товар, который можно купить по рыночной цене.
Сегодня деньги диверсифицируются, буквально на глазах множатся их виды. В след за чеками и кредитными карточками, появись, дебетные карточки и так называемые “электронные деньги”, которые, посредством компьютерных операций, можно использовать для переводов с одного счета на другой. А во времена экономического кризиса, при рационировании, появляются талоны, обращающиеся наряду с денежными купюрами. пример: СССР конец 80-х годов).
Западные экономисты склоняются к тому, что в будущем бумажные деньги - банкноты и чеки вообще исчезнут и их заменят электронные межбанковские трансакции. Деньги останутся, но станут “невидимыми”.
Хотя сегодня, в обращении ходят бумажные деньги, которые не могут быть разменяны на золото, среди части экономистов до сих пор сохраняется мистическое представление о всемогуществе денег, которые могут быть разменяны на золото.
Рыночная экономика не может существовать без денег. Деньги выполняют в экономике три главные функции.
Во-первых, они являются средством обращения, т.е. помогают товарам обмениваться, минуя трудности бартера. Имея деньги, можете купить любой товар без исключения. Именно эта функция денег обеспечивает надежность разделения труда в рыночной экономике.
Деньги как средство обращения обслуживают акты продажи и купли товаров и услуг. К этой посреднической функции непосредственно примыкает и переплетается с ней функция денег как средство платежа - оплата налогов, получение и возврат кредита, выплата зарплаты, пособий, оплата коммунальных услуг. При этом передвижение денег не сопровождается одновременным перемещением товаров. По мере развития индустриального общества, средство платежа все чаще замещает средство обращения. В современной экономической литературе эти две функции денег обычно объединяются в одну. Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер. Снижая издержки обращения, деньги стимулировали развитие специализации и торговли.
Во-вторых, в деньгах мы измеряем ценность различных товаров и услуг. Никакого другого способа сделать это у нас нет. Дело том, что вкусы и предпочтения у людей разные. Предположим, что вы обожаете собак, а ваш сосед (что, к сожалению, часто бывает) их терпеть не может и вас обоих попросили оценить состояние владельца собачьего питомника. Вполне вероятно, что вы сочтете его богачом, а ваш сосед — бедняком и страдальцем, заслуживающим сочувствия. Единственный надежный способ выполнить поставленную перед вами задачу — вычислить рыночную стоимость в деньгах породистых щенков, которыми в данный момент владеет хозяин питомника. (Здесь важно помнить, что ценность товара измеряется только теми деньгами, которые за него можно выручить на рынке в данный момент).
В этом смысле деньги — это почти такая же единица измерения ценности, как метр — единица измерения длины. (Правда, с одной оговоркой: для высокого и низкого человека один метр имеет одинаковую длину, а бедный человек ценит один рубль выше, чем богатый, у которого этих рублей много. Экономисты говорят, что предельная полезность рубля для богача меньше, поэтому одни и те же блага он ценит ниже, чем бедный. Но иногда для простоты предполагается, что ценность денег для всех людей одинакова.)
В-третьих, деньги выполняют функцию средства сбережения. Если вы спрячете или зароете в землю какой-нибудь товар (например одежду или автомобиль), он в конце концов испортится или выйдет из моды. Надежнее всего хранить ваше богатство именно в деньгах (конечно, если есть уверенность в том, что не будет инфляции). В истории человечества деньгами перебывали разные товары: скот, меха, ракушки, соль и пр. Но затем в большинстве стран решили сделать деньгами драгоценные металлы — золото и серебро. Дело в том, что эти металлы обладали определенными свойствами, которые позволяли им наилучшим образом выполнять функции денег:
1) хорошей сохраняемостью, чтобы они быстро не портились и не изнашивались;
2) способностью делиться на очень мелкие части, чтобы отразить небольшие различия в ценности;
3) большой ценностью в малом объеме, чтобы облегчить хранение и транспортировку денег.
Можно выделить еще одну функцию денег – средство платежа, но об этом уже было сказано выше.
В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты (денежные знаки), выпускаемые Центральным банком каждого государства. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве денежные знаки, в отличие от денежных товаров (скота, мехов и т. д.), а также монет из драгоценных металлов, которые можно переплавить на украшения, не имеют. Ценность придает им только авторитет выпускающего их государства. Согласно закону, который действует в каждой стране, денежные знаки обязательны для приема на ее территории в качестве платы за товары и услуги[5].
Деньги, хорошо выполняющие функцию средства обращения, с готовностью должны приниматься каждым. Имеющие широкое распространение, деньги предоставляют их владельцу некую всеобщую покупательную способность, являющуюся весьма важным преимуществом. Использование денег позволяет осуществлять гибкий выбор типов и количества покупаемых товаров, выбор времени и места совершения покупки, а также партнеров для сделки. Если некое средство обращения используется в течение достаточно длительного времени, то его приемлемость становится стабильной.
Приемлемость денег зависит от готовности и желания населения их использовать.
В дополнение к своим функциям средства обращения деньги также выполняют роль меры стоимости. Для осуществления товарно-денежных операций используются различные денежные единицы - рубли, доллары, марки и т. д. В этих единицах измеряют и сопоставляют товарные стоимости. Эту функцию счетных денег иногда называют масштабом цен. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. Деньги, как мера стоимости, однородны, что очень важно для вычислений и видений записей о совершаемых сделках. Выражая цены в долларах и центах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров немедленно и без особых усилий. Если один товар стоит 10 долларов, а другой 5 долларов, то относительная стоимость этих товаров очевидна.
Важной функцией денег является функция средства накопления, предполагающая образование некоего актива или запаса, оставшихся после продажи товаров и потребления доходов. Деньги выступают здесь в виде отложенного на будущее платежеспособного спроса, покупательной способности. Деньги могут выполнять эту функцию, поскольку наделены “совершенной ликвидностью”, т. е. в любое время готовы исполнить роль платежного средства и, накопляясь они не меняют своей номинальной ценности.
Конечно, в странах с нарастающей инфляцией деньги нет смысла накапливать, они быстро обесцениваются.
В периоды быстрой инфляции деньги как средство накопления теряют свою привлекательность несмотря на высокую ликвидность. Если, день ото дня, на доллар, лиру или рубль можно будет купить все меньшее количество товаров, то люди захотят хранить стоимость в денежной форме лишь в течение очень коротких периодов времени. Известно, что иногда, в условиях гиперинфляции, рабочие требуют ежедневной, а не ежемесячной выплаты заработка, чтобы иметь возможность тратить свои деньги до того, как на следующий день вырастут цены. В тех странах, где имеет место гиперинфляция, местная валюта может частично не использоваться как средство накопления, а также как мера стоимости. При подобных обстоятельствах возникает любопытная картина: национальные денежные знаки выполняют функции обращения и масштаба цен, но средством накопления становится более устойчивая иностранная валюта, которую покупают держатели денежных активов.
Подводя итог первичному анализу денежных функций, следует отметить их взаимодействие, а также принять во внимание, что функция средства обращения и платежа должна определять размеры общей денежной массы в стране, а функция накопления напрямую связана с кредитно-денежной политикой государства.[6]
Задача № 1
Равновесная цена на рынке товара Х до введения дотаций равна:
200 – 2р = – 10 + р.
Р = 70 рублей.
Введение дотаций означает, что часть расходов по производству государство берет на себя. Рассчитаем новую равновесную цену. Для этого в предыдущие уравнения предложения вместо р подставим (р + 90), так как дотации увеличивают предложение и получим новую равновесную цену.
200 – 2р = – 10 + р + 90.
200 – 2р = 80 + р
р = 40 рублей.
Посчитаем теперь объем дотационных выплат, для этого в любое уравнение подставим получившееся значение цены и получим количество выплат:
80 + 40 = 120 единиц.
Мы получили количество дотационных выплат, а так как сумма одной выплаты составляет 90 рублей, то общий объем дотационных выплат будет равен 90*120 = 10 800 рублей.
Задача № 2
Потенциальный ВВП = 300 ден.ед.
Налоговые поступления = 0,4*300 = 120 ден.ед.
Государственные расходы на товары и услуги = 140 ден.ед.
Бюджетный дефицит = 0.
Разрыв ВВП = (ВВП реальный – ВВП потенциальный)/ВВП потенциальный
Нулевой бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы государства равны его доходам. В данном случае бюджетный дефицит равен 140 – 120 = 20 ден.ед. Тогда для того чтобы он стал нулевым нужно уменьшить государственные расходы либо увеличить налоги.
При уменьшении государственных расходов будет уменьшаться и реальный ВВП и составит 300 – 20 = 280 ден.ед., так как государственные расходы являются составляющей ВВП, тогда разрыв ВВП будет равен
(300 – 280)/280 = 7,1 %.
Тесты:
5. Правильный ответ: В.
Был выбран этот ответ потому, что сдвиг кривой спроса влево означает снижение цены на товар и уменьшение количества товара. Снижение цены товара С, означает уменьшение спроса на товар А, так как товар С является субститутом, т.е. близким заменителей товара А.
Остальные ответы по моему мнению не верны, так как все они ведут к увеличению спроса на товар, т.е. к сдвигу кривой вправо.
6. Правильный ответ: Г.
Ответ прост. Достаточно посчитать доход от продажи и сравнить с издержками. Доход составит 4*100 = 400 рублей. Издержки же гораздо больше. Поэтому даже не стоит и думать о производстве, лучше подумать о его свертывании.
Остальные ответы не были выбраны, потому что хоть увеличивай объем производства, хоть уменьшай, хоть оставляй прежними, все равно прибыли не будет. Издержки слишком велики.
7. Правильный ответ: Г.
Поясним почему. Спрос на продукцию эластичен по цене, что означает, что цена на товар меняется меньшими темпами, чем спрос на эту продукцию. Теперь касательно монополии. На рынке есть один продавец этого товара и от того, меняет он цену на товар или нет, спрос будет один и тот же. Предельный доход – ситуация, когда дополнительный доход равен дополнительным издержкам. В данной ситуации мы знаем, что дополнительный доход будет иметь место, так как при мало меняющейся цене значительно возрастает спрос на товар. Но при этом нет никаких сведений о затратах на изготовление этого дополнительного количества продукции, поэтому нельзя сказать точно каким будет предельный доход – положительным или отрицательным.
8. Правильный ответ: Г.
ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ - повышение процентных ставок и последующее сокращение запланированного объема инвестиций в экономике, вызванное увеличением займов правительства на денежном рынке.
9. Правильный ответ: Г.
Рецессия – период спада в экономическом цикле. Безработица, связанная с экономическими циклами так и называется циклическая.
Остальные ответы неверны по следующим причинам:
Фрикционная безработица – ситуация, когда человек временно находится без работы и пытается ее найти.
Структурная безработица – связана с изменением структурных сдвигов, происходящих в экономике.
Естественная – совокупность трех видов безработицы: фрикционной, структурной и сезонной. Эти три вида безработицы возникают в экономике независимо от того, переживает она подъем или спад.
10. Правильный ответ: Д.
Ситуация, когда потребление капитала превышает валовые инвестиции, означает что расходуется больше, чем вкладывается, поэтому чистые инвестиции (разница между валовыми инвестициями и капиталом) отрицательные.
Был выбран именно этот ответ, так как на остальные варианты не оказывает влияние превышение потребления капитала над инвестициями.
Список литературы
1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Вита-Пресс, 1998. – 256 с., ил.
2. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 256 с., ил.
3. Золотарчук В.В. Экономическая теория. Книга I. – Хабаровск, 2004. – 450 с., ил.
4. Липсиц И.В. Экономика (книга 1). – М.: Издательство «Вита-Пресс), 1997. – 304 с.
5. Основы экономики в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997, 448 с.
6. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 1997. - 560с.
[1] Золотарчук В.В. Экономическая теория. Книга I. – Хабаровск, 2004. – с. 66.
[2] Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 1997. - 560с.
[3] Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 256 с., ил.
[4] Основы экономики в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997, 448 с.
[5] Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Вита-Пресс, 1998. – 256 с., ил.
[6] Липсиц И.В. Экономика (книга 1). – М.: Издательство «Вита-Пресс), 1997. – 304 с.