Содержание

Задание 1. Нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ.......................................................................................................................... 3

Задание 2....................................................................................................... 10

Задание 3....................................................................................................... 13

Список литературы..................................................................................... 16

Задание 1. Нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис.1.

                      ——————————————————————————————

                     |   Аудиторская деятельность   |

                      ——————————————————————————————

                    ————————————————————————

         ————————————————————————     ———————————————————————————————

        |   Обязательный аудит   |   |  Сопутствующие аудиту услуги  |

         ————————————————————————     ———————————————————————————————

                                            |

                  ——————————————————————    |   ————————————————————

                 | Ведение, постановка, |   |——|  Консультирование  |

                 |восстановление бухгал-|   |   ————————————————————

                 |терского учета, соста-|   |

                 |вление отчетности     |———|   ————————————————————

                  ——————————————————————    |  |Анализ хозяйственной|

                                            |  |деятельности, оценка|

                  ——————————————————————    |  |активов  и пассивов,|

                 |Внутренний аудит, ини-|   |——|компьютеризация, ау-|

                 |циативный аудит, аудит|   |  |диторские    научные|

                 |по специальным аудито-|———|  |исследования, обуче-|

                 |рским заданиям        |   |  |ние                 |

                  ——————————————————————    |   ————————————————————

                                            |

                                            |   ————————————————————

                                            |  |Другие сопутствующие|

                                             ——|аудиту услуги       |

                                                ————————————————————

Рис.1. Общая классификация аудиторской деятельности в России

В законе "Об аудиторской деятельности" определена сфера аудита - проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели.

В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации:

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе РФ и других федеральных законах.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Причины необходимости проведения обязательного аудита:

Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и/или юридических лиц - это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Работники указанных организаций не всегда умеют квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. В случае аудита таких экономических субъектов аудитор выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в деятельности экономического субъекта, но не вполне квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности;

Устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большой объем выручки от реализации, размеры имущества, государство таким образом организует контроль деятельности этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

С точки зрения развития аудита в научной литературе выделяют три функции аудита: подтверждающую, системно-ориентированную и функцию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая - характеризуется тем, что при проведении проверки аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры.

Так как аудит - это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированная - предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, - это такой аудит, когда проверка может производиться выборочно, в основном - узких мест (критических точек) в работе предприятия. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки зрения затрат проверку.

В зависимости от объекта изучения в практической деятельности принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный.

Финансовый аудит (или аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др.

Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит - это аудит, который впервые проводится на данном предприятии (организации).

Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

Данная классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Эта система включает 4 основных уровня (табл. 1), расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного Цемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

Таблица 1

Уровни регули-рования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

I

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон принят

II

Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (разработано и утверждено 6 стандартов). Вместо неразработанных используются российские правила (стандарты)

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.

III

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений.

Разрабатываются аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями

Нормативные документы министерств и ведомств

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский

Министерствами и ведомствами принят и разрабатывается ряд документов по видам аудита

IV

Внутренние аудиторские стандарты

При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

 

Задание 2

Проведите консультацию по вопросу определения реальной и налогооблагаемой прибыли организации.

–       выручка от реализации готовой продукции составила 190 тыс. руб.

–       себестоимость реализованной продукции – 150 тыс. руб.

–       в том числе сверхнормативных затрат – 20 тыс. руб.

Решение:

Порядок регулирования прибыли для целей налогообложения установлен законом по налогу на прибыль и конкретизирован в инструкции (12). Например, при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества организации для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной (по основным средствам и нематериальным активам) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:

• доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ и субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления;

• доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации;

• доходов казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов, видеопоказа, от проката носителей с аудио-, видеозаписями, игровыми и иными программами и записями на них, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами (включая расходы на оплату труда) от этих услуг;

• прибыли от посреднических операций и сделок, если ставка налога на прибыль по этому виду деятельности, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, отличается от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности;

• прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной в данной организации собственной сельскохозяйственной продукции, кроме прибыли сельскохозяйственных организаций индустриального типа.

Налог на прибыль взимается по следующим, ставкам:

• по части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 11 % (до 1 апреля 1999 г. ставка составляла 13%);

• по части, зачисляемой в бюджет субъектов Российской Федерации, — по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19%, а для организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, — по ставкам в размере не свыше 27% (до 1 апреля 1999 г. ставка налога составляла соответственно 22 и 30%).

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные:

• предприятиями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

• предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

• товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищно-потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, для управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были созданы;

• на благотворительные цели и другие направления.

 

Задание 3

Проведите консультацию по вопросу правильности определения фактической себестоимости товаров в учете.

По договору с поставщиком стоимость материалов (промышленных) составила 200 тыс. руб. (в том числе НДС), комиссионные вознаграждения посреднической организации по договору (без НДС) составили 15 тыс. рублей, оплата услуг транспортной организации – 50 тыс. руб. (в том числе НДС)

Решение:

Большое значение для правильной организации учета движения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры - перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого. Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр.

Номенклатурой пользуются как цеха - для контроля за ассортиментом выпуска и для выписки маршрутных листов при сдаче готовых изделий на склад, так и бухгалтерия - для аналитического учета и составления сводов и отчетов.

Таким образом, отдел реализации зная, что будет произведено в течение месяца, доводит эту информацию до сведения своих покупателей.

Сумма фактической себестоимости продукции указывается в журнале-ордере № 11 в дебете счета 41 «Товары» и кредите счета 20 «Основное производство».

По данным ведомости выпуска сверенной с расчетом по себестоимости товара (журнал-ордер 11) на ее фактическую себестоимость составляется проводка:

Дт счета 41 «Товары»

Кт счета 20 «Основное производство»

В бухгалтерии ведут ведомость выпуска товара в натуральном и суммовом выражении. В ней указывается выпускаемый ассортимент за месяц, количество производимых единиц, объем производства без НДС, учетная цена за единицу в рублях, а также проставляются итоговые данные по этим показателям.

Для удобства на предприятии ведомость выпуска товара составляется за месяц, а в конце года составляется ведомость выпуска готовых изделий за год, что позволяет сделать выводы о работе предприятия за прошедший период.

Сдача товара из цехов на склад оформляется маршрутными листами. В них указываются: наименование, цех, который сдает товар, прейскурант, количество. Этот маршрутный лист выписывается в двух экземплярах пакетоделательным цехом и передается вместе с пакетами в цех расфасовки семян. Далее один экземпляр маршрутного листа передается заведующему складом, а другой – в бухгалтерию на предприятии.

Учет товара на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому методу, то есть на каждый номенклатурный номер  открывается карточка складского учета материалов (форма № М-17). Записи в карточках производятся материально-ответственными лицами на основании документов по поступлению и выбытию готовых изделий по мере совершения операций. После каждой записи в карточке выводится новый остаток. Карточки хранятся на складе в специальных ящиках; они располагаются по группам, а внутри них по номенклатурным номерам.

Связующим звеном между складским учетом и учетом в бухгалтерии является отчет материально - ответственного лица о движении товара на складе. Раз в несколько дней кладовщик на основании маршрутных листов составляет товарный отчет по приходу (с подшивкой всех маршрутных листов) и сдает в бухгалтерию предприятия. В нем указывается: номер бригады, которая сдает товар, ассортимент, прейскурант,  количество и сумма (стоимость товара в учетной оценке - свободных отпускных ценах), за подписью заведующего складом - так как он материально-ответственное лицо и несет ответственность по принятому товару. В товарном отчете по расходу указываются наименования покупателей, номера фактур, дата отпуска товара, количество и сумма (стоимость товара по продажным ценам).

Бухгалтер проверяет правильность разноски данных в соответствии с маршрутными листами. Обнаруженные расхождения устраняются в присутствии заведующего складом. Отчет таксируется и по его данным бухгалтером составляется сортовая оборотная ведомость.

Список литературы

1)    Федеральный Закон от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)

2)    Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н (в редакции приказа Минфина РФ от 24 марта 2000 г. №31н)

3)    Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля в ходе аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.; протокол №6)

4)    Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.; протокол №6)

5)    Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ)

6)    Андреев А. Практический аудит. - М: 2002

7)    Аудит: Учебник для вузов /В.И.Подольский, Г.Б. Поляк, А.А.Савин, Л.В.Согникова; Под ред. проф. В.И.Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

8)    Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: 2003.

9)    Раппопорт М. Программа аудиторской проверки // Аудитор 2001 №16 С.21.