Содержание

Введение..................................................................................................... 3

1.     Роль и функции электронной почты.................................................. 4

2.     Достоинства электронной почты........................................................ 6

3.     Концепция электронной почты.......................................................... 8

3.1. Адресация электронной почты................................................... 8

3.2. Электронная почта на вашей машине...................................... 10

3.3. Формат почтового сообщения................................................. 11

4.     Прикладные протоколы электронной почты.................................. 11

4.1. Протокол SMTP........................................................................ 14

4.2. Протокол POP3 (Post Office Protocol)...................................... 14

5.     Система электронной почты и ее характеристики........................... 15

Заключение.............................................................................................. 16

Список литературы................................................................................. 17

Введение

В сознании большинства пользователей глобальной компьютерной сети Internet сама эта сеть ассоциируется с тремя основными информационными технологиями[1]:

·        электронная почта (e-mail);

·        файловые архивы FTP;

·        World Wide Web.

Каждая из этих технологий направлена на решение одной из множества задач информационного обслуживания пользователей сети.

Электронная почта - это основное средство коммуникаций Internet. Трудно себе представить пользователя сети, который не знал бы как отправить или получить корреспонденцию от своего коллеги с другого конца света. Несмотря на бурное развитие интерактивных систем коммуникаций, систем реального времени, различных Internet-телефонов и видеофонов, место электронной почты среди других информационных технологий Internet прочно и нерушимо.

Сеть Internet развивалась в первые свои годы как государственная. Это значит, что главным ее назначением был свободный обмен информацией. Доступность Internet из высших учебных заведений только способствовала этой тенденции. Если электронная почта - это основное средство коммуникаций, то основным способом обмена программным обеспечением и регламентными материалами в Internet стали FTP-архивы.

В настоящее время назначение FTP-архивов существенно расширилось. Несмотря на то, что на арену сетевого обмена выходят все новые средства и технологии, вряд ли они смогут потеснить FTP-обмен в рамках существующих стандартов TCP/IP.

1.    Роль и функции электронной почты

Электронная почта (e-mail) становится все более популярным средством для оперативного общения людей. Российское бездорожье, наличие нескольких часовых поясов плюс слабая развитость инфраструктуры создает реальные предпосылки для становления электронной почты в качестве основного средства общения.

Электронная почта имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной почтой[2]. Во-первых, это оперативность. Во-вторых, возможность массовой рассылки корреспонденции без дополнительных затрат на конверты, марки, услуги почтового отделения. В третьих, сравнительная дешевизна корреспонденции. В четвертых, сочетание с прикладными программными функциями персонального компьютера как элемента общей организации хозяйства. В пятых, отсутствие временной зависимости. В шестых, повышение производительности труда посредством организации единого информационного пространства как внутри предприятия, так и за его пределами.

Рассмотрим все шесть преимуществ в отдельности. Сегодня большинство предприятий получают массу коммерческих предложений по факсу, телефону, обычной почте. Более того, предприятию самому требуется информация по ресурсам. Современные условия требуют оперативного реагирования на выгодное предложение, иначе им воспользуется сосед. Почтовая рассылка, в идеальном случае, занимает от трех до пяти дней. Электронная почта позволяет рассылать одно письмо по списку получателей без всех выше перечисленных затрат и при этом оперативно. Так в течение одного рабочего дня вы можете обсудить детали сделки несколько раз, при этом ни разу не подняв телефонной трубки и/или не заказывая междугородний разговор.

Сравнительная дешевизна корреспонденции обусловлена отсутствием необходимости покупки конвертов и марок, оплаты услуг отделения связи. Более того, объем письма также практически не влияет на стоимость пересылки сообщений по электронной почте.

Руководители ведут огромную переписку со своими поставщиками, потребителями, контролирующими и консультирующими органами. Весь документооборот хранится в памяти компьютера. Это и письма Госналогслужбы, и рекомендации районной ИКС, и письма предложения к сотрудничеству, и спрос на продукцию, и предложение ресурсов. Учетная документация и результаты анализа хозяйственной деятельности по хозяйству в целом, отделениям и бригадам также хранятся в памяти компьютера. У руководителя отпадает необходимость набирать на компьютере одни и те же тексты для рассылки по бригадам, отделениям и прочим адресатам. К тому же сочетание прикладных программ и стандартизация показателей анализа позволяет оперативно давать сводку по хозяйству в целом и реагировать на выгодные предложения без опасности принятия невозможных обязательств.

Достаточно посмотреть на карту часовых поясов России, чтобы понять всю сложность проблемы. Коммерческие директора часто забегают в офис на один - два часа в день, и застать их на месте практически невозможно. Если Ваш партнер находится в Иркутске, а Вы живете в Москве, то 6-часовая разница во времени создает массу неудобств. А решение надо принять немедленно. Более того, секретарь Вашего партнера забыла оставить факс включенным на ночь, и в результате вы потеряли сутки. Электронная почта, отправленная сегодня, будет получена вашими партнерами через несколько часов, а в ряде случаев, минут. Ответное сообщение вы получите через несколько минут.

Повышение производительности труда за счет внедрения ряда особенностей во взаимоотношения между производственными и учетными отделами. Здесь речь идет, в первую очередь, о том, что бригадиры или руководители отделений на основе стандартных показателей формируют свои отчеты и передают их по электронной почте в контору хозяйства самостоятельно, минуя бухгалтерию или учетную службу отделения. Внутрихозяйственная сеть позволяет таким образом исключить из цепи взаимоотношений целую промежуточную службу и сократить тем самым штат сотрудников. Более того, дополнительная ответственность, возлагаемая на бригадиров и при этом поддерживаемая полномочиями, повышает их мотивацию к сознательному улучшению работы бригады в целом. Контрольную функцию над приписками и прочими негативными последствиями можно возложить на высвобождающихся специалистов бухгалтерской службы отделений или на самих бригадиров.

Электронная почта решает еще одну важную задачу, а именно - позволяет формировать единое информационное пространство. Представьте себе различных специалистов всех хозяйств района или даже области, объединенных по интересам в рамках тематической электронной конференции. Такая конференция позволит специалистам регулярно обсуждать волнующие их вопросы, проблемы, делиться своими знаниями и опытом. Электронная конференция дает возможность не только обсуждать тематические вопросы, но и оперативно реагировать на региональные изменения и, что самое важное, бороться с ценовым произволом перекупщиков. Изолированность и обособленность хозяйств друг от друга часто не позволяет угадать реальные коньюктуры рынка, и в результате наступает диктат покупателей сельскохозяйственной продукции.

Находясь в единой системе организации производства, электронная почта становится одним из многочисленных инструментов управления хозяйством и залогом повышения получаемой прибыли.

2.    Достоинства электронной почты

Оперативность и легкость использования. Электронная почта — это глобальная система, позволяющая передавать письма в любую точку мира за считанные минуты, независимо от времени суток[3]. Отправка и прием сообщений электронной почты не требуют глубоких знаний компьютерных технологий, благодаря чему этот сервис широко применяется не только в бизнесе, но и для личного общения. Кроме того современные условия требуют оперативного реагирования на процессы, происходящие в бизнесе. Электронная почта позволяет собирать информацию, принимать решения и доводить их до различных подразделений компании и партнеров по бизнесу.

Доступность практически в любом месте. Главное преимущество электронной почты — ее доступность. И хотя огромные пространства еще "не освоены" электроникой, стремительное развитие электронных коммуникаций, в конечном счете, приведет к тому, что "глобальная паутина" покроет весь земной шар.

Универсальность форматов писем и вложений. Удобство использования электронной почты состоит в том, что она способна "переносить" большие объемы информации различных форматов данных. В одном письме могут быть одновременно переданы графическая, видео, текстовая информация, файлы баз данных, приложений и т.п.

Дешевизна сервиса. Отправить электронное письмо стоит значительно дешевле, чем обычное или сделать междугородный или тем более международный телефонный звонок. Электронная почта позволяет рассылать письма сразу нескольким адресатам без дополнительных затрат.

Надежность и скорость инфраструктуры доставки. Так как электронная почта пересылается непосредственно с сервера отправителя на сервер получателя по каналам Интернет, этот процесс протекает быстро, даже если эти серверы расположены на противоположных сторонах земного шара. Фактически на передачу текстового сообщения, например, из России в Америку требуется не более 1-2 минут.

3.    Концепция электронной почты

3.1. Адресация электронной почты

Для того,  чтобы ваше электронное письмо дошло до своего адресата, необходимо,  чтобы  оно  было оформлено в соответствии с международными стандартами и имело                 стандартизованный почтовый электронный адрес.  Общепринятый формат послания  определяется  документом  под названием "Standard for the Format of ARPA - Internet Text messages",  сокращенно - Request for Comment или RFC822,  и имеет заголовок и непосредственно сообщение. Заголовок выглядит приблизительно так:

From: почтовый электронный адрес - от кого пришло послание

To: почтовый  электронный  адрес  -  кому адресовано

Cc: почтовые электронные адреса - кому еще направлено

Subject: тема сообщения (произвольной формы)

Date: дата и время отправки сообщения

Строки заголовка From:  и Date:  формируются,  как правило, автоматически, программными средствами.  Помимо этих строк заголовка, послание может содержать и другие, например:

Message-Id: уникальный идентификатор послания,  присвоенный ему почтовой машиной

Reply-To: обычно  адрес абонента,  которому вы отвечаете на присланное вам письмо

Само послание - как правило, текстовый файл достаточно произвольной формы.

При передаче нетекстовых данных (исполняемой программы, графической информации) применяется перекодировка сообщений, которая выполняется cоответcтвующими программными средствами.

Почтовый электронный адрес может иметь  разные  форматы.  Наиболее  широко распространена система формирования адреса DNS (Domain Name System),  применяемая в сети Internet.  Дешифрацию адреса и перевод его в необходимый формат осуществляют встроенные программные средства,  применяемые в данной сети электронной почты.

С точки зрения логики, для того чтобы адрес был информативным, необходимо, чтобы в нем присутствовали:

·        идентификатор абонента (по аналогии  -  строка  КОМУ:  на  почтовом конверте);

·        почтовые координаты, определяющие его местонахождение (по аналогии - дом, улица, город, страна на почтовом конверте).

Почтовый электронный адрес имеет все эти составляющие. Для того, чтобы отделить идентификатор абонента от его почтовых координат, используется значок @.

Почтовый электронный адрес в формате Internet может иметь вид[4]:

                       aspet@htd.mepi.msk.su

В рассматриваемом примере aspet -  идентификатор  абонента,  составляемый, как правило, из начальных букв его фамилии, имени, отчества (Анатолий Сергеевич Петров).  То, что стоит справа от знака @, называется доменом и однозначно описывает  местонахождение  абонента.  Составные части домена разделяются точками.

Самая правая часть домена,  как правило,  обозначает код страны адресата -  это домен верхнего уровня. Код страны утвержден международным стандартом ISO. В нашем случае, ua- код Украины.  Однако в качестве домена верхнего уровня может фигурировать и обозначение сети.  Например, в США, где существуют сети, объединяющие высшиеучебные заведения  или правительственные организации,  в качестве доменов верхнего уровня используются сокращения  edu  -  Educational  institutions,  gov  -  Government institutions и другие.

Следующий поддомен - msk  - является однозначно определяемым внутри домена верхнего уровня. Нетрудно догадаться, что обозначает он код города - Москва.  Совокупность составных частей домена  msk.ru  называется  доменом второго уровня.  Аббревиатуры домена второго уровня определяются в соответствии с правилами, принятыми доменом верхнего уровня.

Домен третьего уровня - mepi.msk.ru.  В нашем случае домен третьего уровня включает в себя сокращенную английскую абревиатуру Московского  инженерно-физического  Института.  Правила  образования имен внутри доменов третьего уровня личное дело доменов второго уровня.

Поддомен htd - зарегистрированное на почтовом узле имя машины,  на которой владеет почтовым ящиком упомянутый выше Анатолий Сергеевич Петров.  Система DNS приводится только для того,  чтобы показать, что ничего сложного и непривычного даже для начинающего абонента электронной почты в этом нет. 

3.2. Электронная почта на вашей машине

Электронная почта на Вашей машине обслуживается  несколькими  программами, систему  которых будем для простоты называть почтовой службой,  или просто почтой.

Почтовые сообщения (письма), пришедшие на Ваш адрес, поступают в файл, называемый Вашим почтовым ящиком,  из которого Вы в любое удобное для  Вас  время можете их доставать и читать при помощи специальной программы - редактора сообщений E-Mail, в нашем руководстве мы предлагаем BeautyMail. При отправлении сообщения Вы вводите текст сообщения и некоторую служебную информацию (аналогично надписи на почтовом конверте),  включая адрес получателя,  после чего  почтовая служба  на вашей машине с помощью программного пакета UUPC связывается с почтовой службой машины адресата,  передает ей сообщение,  и оно попадает в почтовый ящик адресата.

3.3. Формат почтового сообщения

Почтовые службы  на  разных машинах представляют сообщения в разных форматах,  некоторые из них несовместимы.  Тем не менее,  большинство систем во всем мире понимают формат сообщения,  называемый,  по имени документа,  в котором он описан,  RFC822[2].  Первоначально  этот  стандарт  был  разработан  для   сети Internet,  но сейчас принят во многих других сетях.  Поэтому здесь будем описывать этот формат - это тот конверт, в котором письмо дойдет практически в любую точку земного шара.

Сообщение состоит из текста,  который Вы хотите передать адресату, и заголовка,  который  приписывается в начале сообщения,  отделяется от текста пустой строкой, и содержит несколько строчек необходимой информации об этом сообщении: дату отправления, адрес, обратный адрес, тему сообщения, и другие.

4.    Прикладные протоколы электронной почты

Электронная почта во многом похожа на обычную почтовую службу. Корреспонденция подготавливается пользователем на своем рабочем месте либо программой подготовки почты, либо просто обычным текстовым редактором. Обычно программа подготовки почты вызывает текстовый редактор, который пользователь предпочитает всем остальным программам этого типа. Затем пользователь должен вызвать программу отправки почты (программа подготовки почты вызывает программу отправки автоматически). Стандартной программой отправки является программа sendmail. Sendmail работает как почтовый курьер, который доставляет обычную почту в отделение связи для дальнейшей рассылки. В Unix-системах программа sendmail сама является отделением связи. Она сортирует почту и рассылает ее адресатам. Для пользователей персональных компьютеров, имеющих почтовые ящики на своих машинах и работающих с почтовыми серверами через коммутируемые телефонные линии, могут потребоваться дополнительные действия. Так, например, пользователи почтовой службы Relcom должны запускать программу UUPC, которая осуществляет доставку почты на почтовый сервер.

Для работы электронной почты в Internet разработан специальный протокол Simple Mail Transfer Protocol (SMTP)[5], который является протоколом прикладного уровня и использует транспортный протокол TCP. Однако, совместно с этим протоколом используется и Unix-Unix-CoPy (UUCP) протокол. UUCP хорошо подходит для использования телефонных линий связи. Большинство пользователей электронной почты Relcom реально пользуются для доставки почты на узел именно этим протоколом. Разница между SMTP и UUCP заключается в том, что при использовании первого протокола sendmail пытается найти машину-получателя почты и установить с ней взаимодействие в режиме on-line для того, чтобы передать почту в ее почтовый ящик. В случае использования SMTP почта достигает почтового ящика получателя за считанные минуты и время получения сообщения зависит только от того, как часто получатель просматривает свой почтовый ящик. При использовании UUCP почта передается по принципу "stop-go", т.е. почтовое сообщение передается по цепочке почтовых серверов от одной машины к другой пока не достигнет машины-получателя или не будет отвергнуто по причине отсутствия абонента-получателя. С одной стороны, UUCP позволяет доставлять почту по плохим телефонным каналам, т.к. не требуется поддерживать линию все время доставки от отправителя к получателю, а с другой стороны, бывает обидно получить возврат сообщения через сутки после его отправки из-за того, что допущена ошибка в имени пользователя. В целом же общие рекомендации таковы: если имеется возможность надежно работать в режиме on-line и это является нормой, то следует настраивать почту для работы по протоколу SMTP, если линии связи плохие или on-line используется чрезвычайно редко, то лучше использовать UUCP.

Рис.1. Структура взаимодействия участников почтового обмена

Основой любой почтовой службы является система адресов. Без точного адреса невозможно доставить почту адресату. В Internet принята система адресов, которая базируется на доменном адресе машины, подключенной к сети. Например, для пользователя paul машины с адресом polyn.net.kiae.su почтовый адрес будет выглядеть как:

      paul@polyn.net.kiae.su.

Таким образом, адрес состоит из двух частей: идентификатора пользователя, который записывается перед знаком "коммерческого эй" - "@", и доменного адреса машины, который записывается после знака "@". Адрес UUCP был бы записан как строка вида:

      net.kiae.su!polyn!paul

Программа рассылки почты Sendmail сама преобразует адреса формата Internet в адреса формата UUCP, если доставка сообщения осуществляется по этому протоколу.

4.1. Протокол SMTP

Simple Mail Transfer Protocol был разработан для обмена почтовыми сообщениями в сети Internet. SMTP не зависит от транспортной среды и может использоваться для доставки почты в сетях с протоколами, отличными от TCP/IP и Х.25. Достигается это за счет концепции IPCE (InterProcess Communication Environment). IPCE позволяет взаимодействовать процессам, поддерживающим SMTP в интерактивном режиме, а не в режиме "STOP-GO".

Модель протокола. Взаимодействие в рамках SMTP строится по принципу двусторонней связи, которая устанавливается между отправителем и получателем почтового сообщения. При этом отправитель инициирует соединение и посылает запросы на обслуживание, а получатель на эти запросы отвечает. Фактически, отправитель выступает в роли клиента, а получатель - сервера.

Рис. 2. Схема взаимодействия по протоколу SMTP

Канал связи устанавливается непосредственно между отправителем и получателем сообщения. При таком взаимодействии почта достигает абонента в течение нескольких секунд после отправки.

4.2. Протокол POP3 (Post Office Protocol)

Протокол обмена почтовой информацией POP3 предназначен для разбора почты из почтовых ящиков пользователей на их рабочие места при помощи программ-клиентов. Если по протоколу SMTP пользователи отправляют корреспонденцию через Internet, то по протоколу POP3 пользователи получают корреспонденцию из своих почтовых ящиков на почтовом сервере в локальные файлы.

5.    Система электронной почты и ее характеристики

Электронная почта — это форма компьютерного обмена сообщениями с промежуточным их хранением, которая позволяет пользователю отсылать текстовые сообщения с персонального компьютера по сети передачи данных (такой, как, например, Интернет) одному или более адресатам, которые с помощью своего персонального компьютера или рабочей станции получают эти сообщения из своего «почтового ящика» на центральном сервере. Доступ к электронной почте получает широкое распространение во многих странах посредством использования учрежденческих или корпоративных сетей или сетей Интернета сервисных провайдеров. По мере увеличения пропускной способности сети передачи данных и возможностей по обработке данных персональных компьютеров увеличиваются и возможности присоединения файлов к электронным сообщениям, от форматированных документов до звуковых и даже видео файлов. Электронная почта может использоваться для передачи сообщений от одного корреспондента другому и от одного корреспондента множеству корреспондентов (посредством электронных списков рассылки) и таким образом служить средством группового общения. Например, тьютор может с помощью электронной почты легко разослать одно и тоже сообщение каждому студенту группы, а группа студентов может использовать электронную почту, чтобы сообща работать над выполнением задания.

Заключение

В данной работе рассматривались вопросы, касающиеся электронной почты.

Рассматривались области применения электронной почты и её отличие от стандартной бумажной почты.

Были рассмотрены достоинства и недостатки электронной почты.

Рассматривалась структура почтового сообщения и формат адреса электронной почты.

Были рассмотрены назначения и характеристики передачи и приема электронной почты, такие как POP3 и SMTP.

Описывалась возможность пересылки по электронной почте не только текстовых сообщений, но и любых файлов, в том числе мультимедийных.

Список литературы

1.     Леонтьев В.П.  Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. -  920 с.: ил.

2.     Шапошников И.В. Интернет-программирование. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2002. – 224 с.: ил.

3.     Симонович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. INTERNET: Лаборатория мастера. Практическое руководство по эффективным приемам работы в Интернете. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2003. – 720 с.

4.     Лозовский Л.Ш., Ратновский Л.А. Интернет – это интересно. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 128 с.

5.     Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Учебное пособие. Изд. 4-е, переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 – 304 с.


[1] Леонтьев В.П.  Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. -   стр. 366

[2] Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Учебное пособие. Изд. 4-е, переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 –  стр. 229

[3] Симонович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. INTERNET: Лаборатория мастера. Практическое руководство по эффективным приемам работы в Интернете. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2003. –  стр. 623

[4] Шапошников И.В. Интернет-программирование. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2002. –  стр. 114

[5] Лозовский Л.Ш., Ратновский Л.А. Интернет – это интересно. – М.: ИНФРА-М, 2002. –  стр. 64