Содержание

Хозяйственная деятельность предприятия. Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия_________________________ 3

Правовое регулирование ценообразования. Понятие цены, виды цен и порядок их формирования. Государственное регулирование цен__________________ 7

Задача________________________________________________________ 11

Список источников и литературы_______________________________ 15

Хозяйственная деятельность предприятия. Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия

В теории права под правовым регулированием понимается целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Правовое регулирование при этом выступает как целенаправленная, результативная, нормативно-организационная деятельность. Исходя из данного определения под правовым регулированием предпринимательской деятельности следует понимать целенаправленное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности, иных субъектов, в том числе на государственные органы, должностные лица, граждан, и на предпринимательские отношения с помощью правовых (юридических) средств. При этом предпринимательская деятельность регулируется комплексом различных отраслей права.

Воздействие норм права, других специально-юридических средств на поведение субъектов предпринимательской деятельности, иных субъектов и на предпринимательские отношения осуществляется в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Кроме того, правовое регулирование предпринимательской деятельности призвано гарантировать свободу экономической деятельности, свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Поскольку в Конституции Российской Федерации используется понятие экономической деятельности, правовое регулирование хозяйственной и предпринимательской деятельности строится, с нашей точки зрения, на одинаковых принципах, то есть то, что установлено законодательством в отношении предпринимательской деятельности распространяется и на хозяйственную.

Хозяйственная деятельность может выражаться в действиях организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, получению лицензий, сертификатов, проведению экологической экспертизы и в ряде других случаев. Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, практически всегда является необходимым условием, предпосылкой для будущей предпринимательской деятельности.

По отношению к "хозяйственной деятельности", так же как и к экономической, понятие "предпринимательская деятельность" является более узким и означает разновидность хозяйственной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

Термин "коммерческая деятельность", исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 50), в настоящее время можно рассматривать только как обозначающий деятельность коммерческих организаций, т.е. организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учитывая, что предпринимательскую деятельность могут осуществлять не только коммерческие организации, понятие "коммерческая деятельность" является по сравнению с понятием "предпринимательская деятельность" еще более узким.

Поскольку в Конституции Российской Федерации используется понятие экономической деятельности, правовое регулирование хозяйственной и предпринимательской деятельности строится, с нашей точки зрения, на одинаковых принципах, то есть то, что установлено законодательством в отношении предпринимательской деятельности распространяется и на хозяйственную.

Легальное определение предпринимательской деятельности содержится в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Основными участниками предпринимательских отношений являются не индивидуальные предприниматели, а специально созданные организации - юридические лица. Юридическое лицо становится самостоятельным участником хозяйственных отношений, поскольку обладает имуществом, обособленным от имущества его учредителей. Исторически юридические лица возникли в связи с необходимостью ограничения риска возможных потерь его учредителей, занимающихся коммерческой деятельностью, и для формирования крупных финансовых капиталов путем объединения большого количества мелких вкладов.

В соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отличительными признаками юридического лица являются:

организационное единство;

имущественная обособленность;

самостоятельная имущественная ответственность;

вступление в хозяйственные отношения от своего имени.

Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно как определенная организация имеет внутреннюю структуру, органы управления, обладает определенными правами и обязанностями. Организационное единство юридического лица закрепляется в его уставе, учредительном договоре или иных документах.

Имущественная обособленность юридического лица заключается в наличии у него определенного имущества. Наличие обособленного имущества выражается в самостоятельном балансе или смете, в котором и отражается стоимость принадлежащего юридическому лицу имущества. Имущество юридического лица всегда обособляется от имущества его учредителей, которые сохраняют лишь определенные права на него.

Лицензирование является формой государственного контроля за деятельностью юридических лиц.

В соответствии со ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия ее осуществления.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Необходимо иметь в виду, что содержащийся в законе перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не является исчерпывающим, поскольку его действие не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен законодательными актами Российской Федерации (банковская, страховая деятельность и т.п.).

Лицензирование видов деятельности осуществляют федеральные министерства и ведомства, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование ценообразования. Понятие цены, виды цен и порядок их формирования. Государственное регулирование цен

Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как денежной стоимости единицы товара. В случае, когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становится товарной ценой данного товара.

Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов.

Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

·        установление фиксированных цен и тарифов;

·        установление предельных цен и тарифов;

·        установление предельных коэффициентов изменения цен;

·        установление предельного уровня рентабельности.

Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Торговые предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров (услуг) населению, самостоятельно определяют свободные розничные цены и тарифы в соответствии с конъюнктурой рынка в регионе, качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг исходя из отпускной цены поставщика (цены закупки) и торговой надбавки. Порядок формирования и применения свободных розничных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, приводится в гл. IV письма Минэкономики РФ от 20.12.95 N 7-1026 "Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги".

В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен на внутреннем рынке не применяется, за исключением цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, приведенные в трех прилагаемых к этому документу перечнях.

Если реализуемая продукция (товар, услуга) упомянута в этих перечнях, то следует обратиться к соответствующему нормативному акту России или субъекта Федерации, учитывая, что государственное регулирование цен по первому перечню осуществляют Правительство РФ и федеральные исполнительные органы, а по двум другим перечням - органы исполнительной власти субъекта Федерации. Например, органы субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Виды нарушений государственной дисциплины цен установлены в п. 1.4 письма Роскомцен N 01-17/030-23, Минфина РФ N 112, Госналогслужбы РФ от 01.12.92 N ВЗ-6-05/410 "Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен" (далее - Порядок).

К предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров, услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции. В бесспорном порядке изымаются из прибыли в доход бюджета излишне полученные суммы, которые для предприятий торговли определяются следующим образом:

а) в случаях применения завышенных надбавок - как разница между фактической суммой надбавки, полученной от реализации продукции (товаров), и суммой надбавки, указанной в нормативном документе;

б) в случаях применения установленных надбавок к ценам, определенным с нарушением действующего порядка ценообразования, - как разница между суммой надбавки, рассчитанной на весь объем реализованной продукции по завышенным ценам, и суммой надбавки на тот же объем, рассчитанный по ценам, указанным в действующих нормативных документах.

В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф (п. 1.5 Порядка).

Применение экономических санкций к предприятиям не освобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется Государственной инспекцией по контролю за ценами и органами ценообразования и контроля за ценами субъектов РФ. Кроме того, на предприятиях торговли контроль осуществляется органами Государственной инспекции по торговле и качеству товаров (п. 1.8 Порядка).

Органы ценообразования и контроля за ценами проводят проверки, по которым принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных предприятием в результате нарушения государственной дисциплины цен, и о взимании штрафа. Решение направляется Государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей предприятие как налогоплательщика, для его исполнения (п. 9 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе").

Предприятия могут направлять жалобы руководителю вышестоящего органа не позднее месячного срока со дня получения решения (п. 3.5 Порядка) либо обратиться с иском в арбитражный суд.

Задача

Выпишите из Уголовного кодекса и Кодекса административных правонарушений составы правонарушений, устанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушение государственной дисциплины в виде следующей таблицы:

Виды правонарушения

Объекты правонарушения

Субъекты правонарушения

Объективная и субъективная стороны правонарушения

Преступления

Статья 332. Неисполнение приказа  УК РФ

Объектом данного преступления является установленный общевоинскими уставами и другими нормативными правовыми актами порядок воинской подчиненности и единоначалия в Вооруженных силах РФ. Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.

Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию. О понятиях начальников и подчиненных по службе и по воинскому званию говорилось выше.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 332 УК РФ, может быть совершено в форме неповиновения, иного умышленного неисполнения приказа (чч. 1 и 2) и неисполнения приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе. С субъективной стороны деяния, предусмотренные частями первой и второй ст. 332 УК РФ, совершаются умышленно, с прямым или косвенным умыслом. При этом в соответствии со ст. 27 УК РФ отношение виновного к тяжким последствиям неисполнения приказа, квалифицируемого по ч. 2 ст. 332, может характеризоваться и неосторожностью.

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы УК РФ

Основным объектом этих преступлений является установленный общевоинскими уставами и другими правовыми актами порядок прохождения военной службы и исполнения обязанностей военной службы.

Субъект деяния, - военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

С объективной стороны деяние, выражается в самовольном (т.е. без надлежаще оформленного разрешения начальника) оставлении воинской части или места службы, а равно в неявке военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток.

С субъективной стороны деяние, характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Мотивы могут быть самыми разнообразными и на квалификацию содеянного не влияют. Целью является временное уклонение от несения службы или обязанностей военной службы.

Административные правонарушения

Ст. 2.5 КоАП РФ

Основным объектом этих преступлений является установленный общевоинскими уставами и другими правовыми актами порядок прохождения военной службы

В ней выделяется два вида таких субъектов:

-военнослужащие, т.е. лица, проходящие военную службу в кадрах Вооруженных Сил РФ, и призванные на военные сборы граждане. Они несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;

- сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (см. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах Российской Федерации"). Следовательно, названные субъекты за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным общевоинскими уставами и специальными нормативными актами.

КоАП закрепляет ряд составов правонарушений, за совершение которых названная категория лиц несет ответственность на общих основаниях (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Но несмотря на то, что за указанные правонарушения военнослужащие и иные указанные в статье лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном КоАП, к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.).

4.     М.В. Смоленский, Конституционное право РФ, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2002 г.

5.     Юсупова В.А. Административное право. М.,2003.

6.     Ядгаров Я. С. История экономических учений. – М.: Инфра-М, 2000.