Содержание

Введение. 3

1. Понятие нововведений. 4

2. Проблема привлечения социологических методов на разных этапах инновационного процесса. 11

3. Мотивационное обеспечение нововведений в организации. 14

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

Человеческое общество никогда не стояло на месте. Прогресс является  неотъемлемой частью развития любого государственного устройства. Всё новое, воспринимается обществом по-разному. Хороши или плохи изменения – судить потомкам.

Нововведения являются важнейшим элементом экономического развития. Они оказывают двойственное влияние на динамику экономического роста: с одной стороны, открывают новые возможности для расширения экономики, с другой – делают невозможным продолжение этого расширения в традиционных направлениях. Нововведения нарушают экономическое равновесие, внося возмущение и неопределённость в экономическую динамику. С появлением важного нововведения, сопровождающегося повышением прибыли у новатора, развёртывается «шторм» аналогов этого новшества многочисленными последователями, устремляющимися в новый растущий сектор экономики.

«Шторм» нововведений сопровождается массированными инвестициями и обусловливает циклическое движение экономики в целом и изменение состава её ведущих отраслей. Экономическое развитие является неравномерным, представляя собой последовательность неожиданных подъёмов, не столько сопровождающихся внедрением нововведений, сколько обусловливаемых этим внедрением.

Цель работы – рассмотреть социологическое и психологическое обеспечение инноваций.

Задачи работы – представить понятие инноваций; изучить проблему привлечения социологических методов на разных этапах инновационного процесса; рассмотреть мотивационное обеспечение нововведений в организации.

1. Понятие нововведений

В мировой экономической литературе «нововведение» интерпретируется как трансформация потенциального научно-технического эффекта в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях, предполагая при этом обеспечение коммерческой эффективности проектов. Проблематика нововведений на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований эффективности научно-технического прогресса, хотя и вне рыночных подходов.

Термин «нововведение» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.

В литературе насчитывается множество определений понятия «нововведение». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Существует и деление на такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Классическим можно считать определение инновации Й. Шумпетера[1] - непостоянный процесс внедрения новых комбинаций в пяти следующих случаях: введение нового товара, внедрение нового метода производства продукции, открытие нового рынка, завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал ли он ранее вообще, внедрение новой организационной структуры. В 30-х годах Шумпетер уже использовал понятие «инновация», подразумевая под ней любые изменения, связанные с использованием новых или усовершенствованных решений в технике, технологии, организации производства, снабжении и т.д. Толковый словарь Коллинза определил инновации как «осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового». Однако такой подход не стал эталонным.

Большое количество работ, посвященных инновациям, не привело к «выкристализации» понятия и появлению хотя бы нескольких ярких теорий, системно объясняющих данное понятие и его роль в развитии экономики и общества[2]. Большинство авторов склоняются к более узкому пониманию инновации, учитывающему чисто научно-технический аспект создания и производства новой продукции. Так, Фоломьев А.Н.[3] пишет: «инновация – форма проявления научно-технического прогресса, результат творческого интеллектуального труда человека, связанного с обновлением всех сфер деятельности человека».

Одна из системных моделей рассматривает необходимость осуществления нововведений[4] с точки зрения изменения энтропии замкнутых систем. Прибыль от добавочного вложения определенной величины капитала при неизменных прочих условиях хозяйствования будет меньше, чем прибыль от предшествующего вложения капитала. Данный закон, называемый законом убывающей производительности капитала или тенденцией средней нормы прибыли к понижению, является проявлением более общего закона роста энтропии в замкнутой системе. Смена технологических укладов и внедрение в производство радикально новых технологических принципов обеспечивает внесение в данную производственную систему новой информации, что препятствует нарастанию энтропии, приводя к скачкообразному повышению нормы прибыли капиталов, инвестированных в использование новых технологий. Затем цикл повторяется.

Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение: «инновация[5] (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Различия в подходах к определению понятия «инновации» проявились и на стадии разработки «Концепции инновационной деятельности РФ». Так, если определение, представленное в проекте Министерства Экономики, в общих чертах совпадает с вышеприведенным,[6] то Министерство Науки предлагало определить инновацию как «научно-техническое новшество, обладающее пониженными издержками производства, либо новыми или улучшенными потребительскими характеристиками».

Существует множество систем классификации нововведений. Отметим  основные классификационные признаки, используемые ими, а так же то, что в реальной ситуации отнесение инновации к какой либо группе достаточно условно:[7]

Вид новшества (конструкция или устройство, технология, материал (вещество), живые организмы).

Степень радикальности (базисная, улучшающая, псевдоинновация).

Эффективность (экономическая, социальная, экологическая, интегральная).

Область применения (управленческая, организационная, социальная, промышленная).

Этап НТП (научная, техническая, технологическая, конструкторская, производственная, информационная).

Различают три логические формы инновационного процесса (ИП): простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что через взаимную конкуренцию способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество - технологический процесс, то его производитель и потребитель могут быть и одним хозяйствующим субъектом.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения.

Первая фаза - это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями инноваций и потребителями. Распределение инновации является информационным процессом, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению и распространению, т.е. диффузии.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей, и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяют скорость и границы диффузии инноваций в рыночной экономике.

Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением,( существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия инноваций - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих инновации вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъектов инновационного спроса можно разделить на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В роли реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок, получив название "пионерских" организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, уже морально устаревших. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

И. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой инновационных процессов. Однако на ранних стадиях диффузии инноваций никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих инноваций. Хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения их с рынка.

Во всех случаях для принятия решения каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом лишь ограниченной выборки фирм, в отличие от всего множества реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решения и диффузии инноваций в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими инновациями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования инноваций неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества «пионерских» реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом "пионерских" организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.

Оценить относительные преимущества инноваций в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый их выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате чего конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

2. Проблема привлечения социологических методов на разных этапах инновационного процесса

Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, так н конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и простроения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики. В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга, синхронно осуществляемые деятельности - инновационную диагностику и социологическое изучение нововведений, целью которых является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования. Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы, с учетом специфики ее функционирования, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия. Теоретическая модель, создаваемая в системе инновационной диагностики и предшествующая внедрению нововведений, представляет собой набор прогностических схем по принципу "если..., то...", носит вариабельный характер, предсказывающий и допускающий широкий спектр различных виртуально возможных состояний и последствий, порой даже неодинаковой степени вероятности. Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение, на которое невозможно не ориентироваться. Инновационная диагностика происходит в три этапа: 1) - до реализации нововведения (фиксация всех возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе инновационного процесса; полученная информация в данном случае носит в значительной мере политически и идеологически окрашенный характер), 2) - во время его осуществления конструктивное переосмысление знания позволяет проводить оперативную доработку, проектировку реализации нововведения с учетом конкретных ситуационных особенностей), 3) - после него (через сопоставление целей и полученных результатов нововведения с определенными признаками, характеризующими среду его освоения), и включает в себя: диагностику среды нововведения и диагностику собственно процесса его осуществления. Проведение диагностики собственно процесса осуществления нововведения и его среды позволяет определенным образом управлять инновационным процессом с учетом конкретных ситуационных особенностей, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, делать ее наиболее рациональной н оптимальной для эффективного осуществления поставленных целей. Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять, или наоборот, замедлять введение конкретной инновации. В таком случае, исследование и анализ динамики общественного мнения относительно уже осуществившихся и потенциально возможных изменений - задача изучения нововведений, ориентированная на возможность осуществить более полный анализ противоречий и реально возможных конфликтов, связанных с ним. Изучение нововведений предполагает широкое использование методов социологического исследования (опросы, наблюдение), а также нетрадиционных способов получения социологической информации, таких как экспертные оценки, инновационные игры. Система обеспечения нововведений предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной политики как определенной стратегии в отношении к инновационным процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях и на государственном прежде всего.

3. Мотивационное обеспечение нововведений в организации

Мотивационное обеспечение нововведений в организации - система форм и методов побуждения работников к обновлению организации, использующая экономические, социальные, морально-психологические и др. интересы людей. В организации требуется постоянная работа по нейтрализации противодействующих переменам работников. Для этого желательно, чтобы первым шагом до начала нововведения стала "подготовка почвы" или создание "стартовой площадки нововведения". Это первый подготовительный этап, когда создаются источники власти, способные обеспечить процессу изменений стартовый импульс. Вторым шагом (этапом) является анализ поведения ведущих работников, которые поддержат изменения, и работников, которые окажут им сопротивление, а также причин такого поведения. Выявляется соотношение потенциалов этих групп. На этой базе разрабатывается схема поддержки и сопротивления новациям. На третьем этапе принимаются меры по устранению излишнего сопротивления. Для этого преодолеваются неверное понимание и преувеличенный страх перед изменениями, работникам разъясняется необходимость, благоприятная возможность и выгодные последствия изменения для результатов деятельности фирмы. Особое внимание уделяется группам и отдельным лицам, с чьей стороны можно ожидать противодействия. Информация о причинах и последствиях перемен новшества должна пройти по всей организации. На четвертом этапе эта информация используется для создания реальной и масштабной "опорной базы" из числа сторонников преобразований, нейтрализуются основные источники потенциального сопротивления путем уступок, материальных стимулов и др. методов. Необходимо четко контролировать и руководить процессом изменений, во время его тормозить и ускорять. Если нововведение ушло далеко вперед и стало порождать активное сопротивление, надо затормозить на время эту программу и сконцентрировать усилия на благоприятном восприятии и закреплении достигнутого прогресса. Система методов мотивации и поддержки работников - инноваторов, используемая в экономически развитых странах, включает: а) методы и льготы, подчеркивающие особый статус работника и служащие символом высокого положения и преуспевания, принадлежности к престижной фирме и группе работников (объектами здесь выступают служебные автомобили, отпуска, званые обеды, почетные титулы и звания, публикации, гранты, подарки, формы досуга, зарубежные поездки); б) методы и льготы, направленные на обеспечение защищенности и включающие дотации на жилище, предоставление готовых домов и квартир, выдача ссуд на приобретение дома, оплата аренды, внутрикорпорационные пенсионные и страховые системы, системы участия в прибыли, оплата образования детей, медицинское обслуживание и т.п.; в) методы и льготы, непосредственно связанные с трудовой деятельностью наиболее ценных кадров и предоставляемые в виде улучшения условий труда: отдельного кабинета, новой мебелировки, 6-12 месячного творческого оплачиваемого отпуска (наиболее распространено в США), поощрения и создания условий для дальнейшего роста квалификации, изучения иностранных языков, поиска альтернативной работы при достижении сотрудниками пенсионного возраста, оплаты членских взносов в различные профессиональные ассоциации. В ходе нововведений можно также использовать следующие конкретные формы поощрения: а) текущие премии за текущие результаты разработки и реализации; б) стартовые премии - за выдвижение и начальную проработку новой идеи и проекта; в) поэтапные премии - за успешное решение комплекса задач, составляющих крупный этап проекта; г) финишные премии - за конечные успешные результаты работы, достижение проектных параметров; д) экспресс-премии - за новые идеи и решения, возникающие в ходе работы. Если говорить более конкретно, напр., о мотивах кадровых нововведений и непрерывного образования, то у инженерно-технических и руководящих работников они следующие: профессионально подготовиться к постоянно увеличивающимся ответственности, качеству и новизне работы; развивать свою интеллектуальную деятельность и активность; не отставать от современного уровня общих и профессиональных знаний; получить более высокую профессиональную или адм. должность; ликвидировать пробелы в давно полученном образовании; подготовиться к новой работе в той же самой области; получить надбавку к зарплате; подготовиться к продвижению по служебной лестнице, выполнив все необходимые для этого требования; дать основания руководству для сохранения себя в прежней должности; лучше узнать др. людей, работающих в этой же области; подготовиться к профессиональной аттестации; оправдать ожидания начальника.

В настоящее время особенно острой является проблема подготовки учителей новой формации. Эта проблема связана с бурным развитием информационных технологий, с превращением нашего общества в информационное, то есть такое общество, в котором большинство работников занято получением, обработкой, хранением и доставкой информации.

Общепризнано, что классическая образовательная парадигма, идущая от трудов Я. А. Коменского, переживает кризис. Меняются представления о месте и роли информационных технологий в обществе. Естественно, что в те времена, когда происходило формирование классической образовательной парадигмы, информатики попросту не существовало. Однако более важным является тот момент, что во времена формирования классической образовательной парадигмы сама информация, ее источники, содержание, структура, объем существенно отличались от современных. Во-первых, информация (сверх обыденного обмена) имела четко локализованные, немногочисленные, безусловно авторитетные источники. В качестве этих источников выступали власть в лице ее верховного носителя, иерархи церкви, профессора немногочисленных университетов, учителя немногочисленных школ. Во-вторых, как содержание, так и структура информации, распространяемой в обществе, с течением времени изменялась крайне медленно. Далее направление потоков информации сверх обыденного обмена было по преимуществу вертикальным, сверху вниз. И, наконец, считалось, что информация подлежит дозированию: каждый должен владеть лишь тем объемом знаний, который положен ему свыше.

В настоящее время структура информационных потоков претерпела значительные изменения. Во-первых, технический прогресс привел к существенному увеличению числа источников информации, доступных каждому: книг, газет, радио, телевидения и, наконец, компьютерных сетей. Во-вторых, в быстром темпе происходит изменение объема, структуры и содержания актуальной - на текущий момент - информации. В-третьих, преобладающее направление потоков информации изменилось с вертикального (сверху вниз) на горизонтальное. Началом этого процесса можно считать появление дешевых и потому доступных для массового пользователя книг. Наконец, в последние два десятилетия развитие компьютерных и сетевых технологий сделало потоки информации в мире абсолютно горизонтальными. Каждый сейчас имеет реальную возможность сообщить неопределенно широкому кругу лиц любую информацию практически без посредников. Учитель уже не может выступать как единственный источник информации. Но он может и должен помочь ученику ориентироваться в современных информационных потоках. Жесткий авторитарный стиль обучения должен заменить стиль сотрудничества в решении общей проблемы.

Уже сейчас количество информации таково и увеличивается с такой скоростью, что невозможно научить раз и навсегда, дать сумму знаний, которой человеку хватит затем на всю жизнь, как это было в прошлом. В соответствии с инновационной образовательной парадигмой, «обучить» значит «научить учиться», научить самостоятельно добывать информацию по мере возникновения потребности в ней. Но чтобы научить самостоятельно добывать информацию, учитель должен, как минимум, сам уметь это делать. В последние годы имеет место такая ситуация, когда даже учитель ОИВТ порой уступает в знании информационных технологий своим ученикам, у многих из которых уже есть собственные компьютеры, пусть даже используются они для развлечения и отдыха. Попытки научить Бейсику и школьному алгоритмическому языку по безмашинному методу не вызывают у учащихся особого интереса. Наличие неполных и частичных знаний, чувство собственной профессиональной неполноценности не способствуют созданию благоприятного психологического климата в классе и учительском коллективе. Поэтому необходима направленная подготовка учителей к педагогическим инновациям, а точнее, в системном плане, подготовка учителей новой формации.

Учитель новой формации – специалист, владеющий системой технологий, средств и методов, необходимых для того, чтобы подготовить учащихся к жизни в обществе, где основной формой деятельности является получение, обработка, хранение и доставка информации. Одна из задач при подготовке учителя новой формации – научить его современным технологиям поиска, хранения и обработки информации. Такими технологиями должен владеть не только учитель ОИВТ, но и любой учитель-предметник.

Вторая задача – помочь учителю научиться использовать новые активные формы обучения, в частности, деловые игры. Стратегическим направлением интенсификации или активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание или ускорение процессов считывания («конкретные знания»), а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но также личностной и социальной активности. Переподготовка работающих взрослых отличается от обучения более молодых студентов-очников и даже заочников. Сегодня многим преподавателям, ведущим занятия с взрослыми, ясно, что не все методы занятий с такими обучающимися хороши. Некоторые методы, например, лекции, скорее вредны, поскольку последовательное изложение содержания концепций курса, как правило, уже сделано в хороших учебниках. Преподаватель в роли лектора сможет дать лишь авторскую интерпретацию учебника. Но копия всегда слабее оригинала. Часто преподаватели, ведущие занятия у взрослых, используют игровые методы организации процессов понимания. Пониманию идей в играх помогают роли игроков и обсуждение после игры. Стали популярными также тренинги - короткие объяснения идей с отработкой приемов на учебных заданиях. Учебные деловые игры и нетрадиционные формы проведения лекционных и семинарских занятий (проблемная лекция, семинар-дискуссия и т.п.) относят к активным методам обучения. Основой для разработки деловых игр является имитационное моделирование учебной деятельности, в том числе с помощью компьютера.

Но, главное, следует помочь учителям осознать необходимость отказа от старой модели обучения, существующей в рамках классической образовательной парадигмы. В российской школе глубоко укоренилось положение, при котором учитель несет всю ответственность за обучение и является основным источником знаний для своих учеников. На долю же учащихся достается пассивное усвоение этих знаний, что приводит к утрате интереса к обучению и желания учиться. Чтобы изменить это положение, нужно помочь учителю понять, что учащиеся не должны просто пассивно поглощать информацию, а создавать свое собственное представление предметного содержания обучения. Требуется коррекция устаревшей модели обучения, для которой характерны следующие особенности.

В центре технологии обучения - учитель.

Между учащимися идет негласное соревнование.

На занятиях учащиеся играют пассивную, второстепенную роль.

Суть обучения – передача знаний (фактов).

На смену этой устаревшей модели должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих принципиально важных положениях.

В центре технологии обучения – учащийся.

В основе учебной деятельности – сотрудничество.

Учащиеся играют активную роль в обучении.

Суть технологии – развитие способности к самообучению.

К особенностям педагогических технологий, все еще характерным для российского образования, следует отнести теоретичность обучения и уже отмечавшуюся выше доминирующую роль педагога в обучении. Развитие школы в советский период шло по пути углубления научно-теоретических знаний по всем предметам школьной подготовки. С одной стороны, углублялось научное содержание дисциплин, с другой - все больший удельный вес приобретали лекционные, зачетные виды учебной работы. Характерным моментом в этом отношении было выдвижение советской дидактикой принципа научности обучения, не получившего признания нигде в мире. Обратной стороной эволюции советского образования стали широко распространенные методы обучения, ориентированные на доминирование педагога в учебном процессе: объяснение учебного материала, опрос у доски, контроль знаний по воспроизведению учебного материала. Крайним проявлением такой ориентации является авторитаризм, диктаторские методы работы многих учителей.

Недостатками старой педагогической парадигмы являются:

отрыв обучения от жизни;

преобладание технократического мышления;

ориентация на усвоение обучающимися основ наук в качестве главной цели обучения;

основная форма проведения занятий – урок (в вузе - лекция);

ориентация на индивидуальную форму работы;

под содержанием образования и обучения понимается одно и то же – то, что подлежит усвоению;

экстенсивное развитие образования как следствие экстенсивного развития общества;

догматический, объяснительно-иллюстративный или императивный тип обучения.

Классическая образовательная парадигма является по своей сути социоцентрической. Человек в ней рассматривается как частица социума, а образование - как процесс социализации и профессионализации индивида с точки зрения его максимальной общественной полезности. Современные гуманистические концепции образования и воспитания пропагандируют антропоцентрический подход, суть которого заключается в провозглашении самоценности личности ребенка, а образование понимается как процесс свободного и всестороннего развития личности. Общество требует от школы подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности, личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, владеющей навыками самосовершенствования.

Подготовка учителя новой формации, естественно, потребует внесения корректив в такую образовательную практику, радикального изменения технологических приемов и стиля общения педагогов с обучающимися. Общение между ними при этом должно стать более демократичным, лишенным авторитаризма.

Заключение

Надо заметить, что существуют нововведения, основывающиеся не на указанных в данной работе источниках. Такие нововведения являются результатом «озарения», а не хорошо налаженной, целенаправленной и упорной работы; они характеризуются бессистемностью и неорганизованностью, они не могут быть воспроизведены, им нельзя обучить, они не поддаются изучению. Такие «гениальные озарения», как правило, очень редки, и все они остаются лишь идеями, которые нельзя превратить в конкретное нововведение.

Только нововведения, основанные на анализе, системе и упорном труде (которые составляют более 90 процентов всех эффективных нововведений), можно обсуждать и представлять в виде примера для подражания. Даже нововведения, создающие новые потребности и новые рынки должны быть точно направлены и иметь конкретно-прикладное значение, то есть они должны быть сфокусированы на конкретной потребности, конкретном конечном результате. Эффективные нововведения начинаются с малого. Они не должны носить универсальный характер и призваны решить только одну конкретную задачу. Они могут быть вообще предельно элементарными, как, например, помещение строго определённого количества спичек в один коробок, что дало возможность автоматизировать процесс упаковки. Грандиозные идеи и планы, выдвинутые с целью сделать переворот в отрасли, вряд ли сработают.

Хотя нововведения задумываются в основном для выхода на лидирующую позицию, цель их применения не обязательно должно быть создание «большого бизнеса». К тому же, как показывает практика, невозможно заранее предсказать, станет ли данное нововведения основой для большого бизнеса или его ждут лишь скромные достижения. С другой стороны, надо помнить, что если нововведение не нацелено на завоевание лидерства, то его вряд ли можно считать достаточно прогрессивным и оно вряд ли сможет приобрести надёжную репутацию.

Список литературы

1.     Постановление Правительства РФ О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. // Российская газета. -1998. -9 августа.

2.     Вчерашний Н.П., Попов С.В. Анализ инноваций – ориентир научно-технического развития // Научно-техническая информация. Серия 1. – 1999. - №2.

3.     Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетова Г.Б. США: управление наукой и нововведениями. - М.: Наука, 2003.

4.     Нижегородцев Р.М. Взгляд в зазеркалье: экономические проблемы технологической политики России. // Сборник: Шансы российской экономики / Под. ред д.э.н. Осипова Ю.М. - М.: ТЕИС. – 1997.

5.     Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. – Саратов: Изд. СГТУ, 2004.

6.     Фоломьев А.Н. Национальная промышленностьи научно техническая политика Россиии их влияние на решение экологических проблем // Материалы Морозовского проекта "Экологический менеджмент", М.: РАГС, 1995.

7.     Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2002.


[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.- 456 с.

[2] Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетова Г.Б. США: управление наукой и нововведениями. - М.: Наука, 1990. - 216 с.

[3] Фоломьев А.Н. Национальная промышленностьи научно техническая политика Россиии их влияние на решение экологических проблем // Материалы Морозовского проекта "Экологический менеджмент", М.: РАГС, 1995. С. 14-19

[4] Нижегородцев Р.М. Взгляд в заазеркалье: экономические проблемы технологической политики России. // Сборник: Шансы российской экономики / Под. ред д.э.н. Осипова Ю.М. - М.: ТЕИС. – 1997. - С. 369-399.

[5] Постановление Правительства РФ О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. // Российская газета. -1998. -9 августа. - С. 6

[6]Вчерашний Н.П., Попов С.В. Анализ инноваций – ориентир научно-технического развития // Научно-техническая информация. Серия 1. – 1999. - №2. - С. 19-22

[7] Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. – Саратов: Изд. СГТУ, 1994. - 94 с