Концентрическое управление проектами

"Корпорации становятся проектно-ориентированными", — утверждает один из идеологов науки управления Том Питерс (Tom Peters). Это означает, что в современной компании управлять надо именно проектами, а не процессами или функциями. Сотни, а иногда и тысячи разных по объему и продолжительности проектов нацелены на то, чтобы улучшить качество, снизить затраты, увеличить мощность, сократить время изготовления изделий, вывести новую продукцию на рынок — и все это ради достижения конкурентных преимуществ компании. Однако, сегодня проектный подход претерпевает важные изменения, вызванные следующим набором причин:

  • для эффективной работы требуется более тесное взаимодействие людей, команд и подразделений внутри компании;
  • в современной конкурентной борьбе возрастает цена ошибки;
  • трудно совмещаются задачи на уровне отдельных исполнителей и общие цели компании;
  • компании по-прежнему имеют функционально-ориентированную иерархическую структуру, не соответствующую проектно-ориентированной организации.

Традиционная система управления проектами хорошо подходила для однородных, независимых друг от друга крупных проектов. Для их выполнения создавалась команда по проекту, которая работала под руководством менеджера по проекту, занятого по этому проекту полный рабочий день. Члены команды никак не участвовали в другой деятельности корпорации.

Особенностью современного этапа является переориентация компаний с выполнения ограниченного числа больших проектов на многочисленные маленькие проекты. Персонал из разных подразделений выполняет задачи по проекту, и это занимает не более 5-10% от их недельной загрузки. Руководят проектами менеджеры из разных подразделений. Работа по проекту выполняется там, где присутствуют необходимые ресурсы.

Для управления компанией в изменившихся условиях нужна новая модель управления проектами, предусматривающая одновременную координацию и консолидацию данных, подчинение всех проектов общим целям компании при сохранении независимого управления отдельными проектами. Компания Primavera Systems Inc. предложила новую методологию для управления проектами - концентрическое управление проектами Concentric Project Management или СРМ. Концентрическое управление проектами является логическим развитием методологии управления проектами на современном этапе.

СРМ - структурированный, интегрированный и масштабируемый подход к координации людей, команд и проектов.

Рассмотрим каждое из ключевых слов в определении

Структурированный. Оргструктура - важный момент в управлении проектами - приобретает особенное значение, когда возрастает размер и сложность проектов или увеличивается их количество. СРМ предполагает, что все проекты имеют одинаковую структуру и подобно системе учета подчиняются общим правилам, используют одинаковые способы коммуникации. Именно общая структура позволяет сопоставлять деятельность разных подразделений организации и собирать детали многочисленных различных проектов в общую картину.

Интегрированный. Проекты не могут рассматриваться изолированно от остальной деятельности компании: результат и состояние работ по проектам влияют на будущее всей компании.

Масштабируемый. Проекты могут быть очень большими и сложными, тогда они требуют профессиональных менеджеров для управления. С другой стороны, проекты могут быть небольшими и управляться одним человеком от имени команды. В последнем случае менеджер обычно тратит не более 3-4 часов в неделю на подведение итогов и пересмотр оставшейся части проекта. Такой менеджер должен знать, как составлять расписание, использовать простые программные средства, и при необходимости обращаться за советом к более опытному менеджеру по проекту. Отметим, что компании, которые используют единое программное обеспечение для управления проектами разного масштаба, обеспечивают своих менеджеров либо излишне усложненным, либо маломощным инструментом. В рамках СРМ все менеджеры получают подходящие им инструменты.

Концентрическая система контуров управления

Основные элементы СРМ это люди, инструменты, методы, необходимо:

  • назначить подходящих людей на работы и учитывать их работу;
  • обеспечить персонал необходимым инструментарием и обучением;
  • настойчиво внедрять СРМ для определения нормативов, процедур и методологии;
  • требовать регулярного подведения итогов и составления отчетов.

При применении СРМ предприятие охватывается концентрической системой контуров управления проектами. Менеджер по проекту определяет несколько главных этапов проекта; внутри каждого этапа он разделяет работы на сегменты, например, в случае выполнения проекта по переводу системы бухгалтерского учета на принципы архитектуры "клиент-сервер" каждый из функциональных этапов состоит из разработки, создания прототипа, развития, тестирования ПО и выпуска документации. Для определения структуры этапов и сегментов менеджер по проекту использует коды структуры. Также менеджер по проектам назначает рабочие группы, ответственные за выполнение работ по сегментам. Персонал на работы выделяют менеджеры подразделений, которые располагают данными о наличии нужных специалистов и назначают ставки по оплате. Они не могут изменить назначение исполнителей на работы, но проверяют, насколько хорошо работают их подчиненные, занятые на разных проектах. Каждая рабочая группа имеет своего руководителя, который действует самостоятельно, определяет график работ, проигрывает различные сценарии "что-если" для выбора оптимального варианта выполнения работ по своему сегменту и еженедельно пересматривает запланированный ход работ на основе фактических данных. К обязанностям исполнителей относится составление детального описания работ. Менеджер по проекту на основе данных, поступающих от управляющих рабочих групп, еженедельно проверяет, как отдельные сегменты и этапы стыкуются друг с другом и выполняется задача проекта. Менеджер отделения может отвечать за выполнение нескольких проектов. Он контролирует не только сроки и бюджеты проектов, но также, понадобятся ли новые инвестиции в проект, и для этого раз в две недели встречается с руководителями проектов. Так как проекты предусматривают разные программы действий, менеджер отделения в соответствии с общими целями компании определяет краткосрочные и долгосрочные задачи и подобно управляющему портфелем инвестиций определяет схему финансирования различных проектов. На уровне исполнительного директора на основе данных по проектам контролируется денежный поток компании, движение компании проект за проектом по направлению к корпоративным целям. На ежемесячных совещаниях обсуждаются перспективы развития компании и выбираются проекты для финансирования.

Методология СРМ сквозного управления проектами компании реализуется с помощью современного поколения специальных программных средств Primavera Systems Inc. и использования единой БД по проекту, к которой имеют доступ менеджеры всех уровней. Система СРМ позволяет менеджерам работать на своих рабочих местах и встраивать свои планы в общую картину без задержек во времени.

Четыре важных преимущества СРМ

По сравнению с традиционной методологией управления проектами СРМ обеспечивает четыре важных преимущества:

Визуализация данных. Каждый проект становится важным, а его результаты прозрачными для компании. Команда по проекту регулярно подводит итоги, чтобы знать, как изменить оставшуюся часть проекта. Возрастает роль расписаний по проекту, все менеджеры компании, включая самых главных, видят реальное состояние дел.

Координация. Команда по проекту понимает, что ее главная задача - сообща следовать стратегическим курсом компании. Если кто-либо отклоняется от общего направления, это немедленно выявляется, и принимаются эффективные меры. СРМ инициирует диалог внутри компании.

Усиление. Когда люди знают, что их работа является частью выполнения общей большой задачи, возрастает отдача от каждого работника.

Конкурентные преимущества. Улучшается процесс принятия решений, так как с помощью СРМ компромиссы становятся прозрачными. Менеджеры могут оценить затраты/выгоды по проекту. СРМ предоставляет специальные средства для анализа чувствительности и поддержки принятия решений, которые помогают выбрать наиболее конкурентоспособный проект, обеспечивающий наибольшую прибыль на инвестированный капитал. Применение СРМ позволяет снизить стоимость капитала для компании по сравнению с компаниями-конкурентами.

Александр Цветков, генеральный директор компании Консалтинг ПРИМ Елена Колосова, директор по маркетингу компании Консалтинг ПРИМ Ирина Гладкова, доцент Института Экономики и Управления

К началу страницы

Статья. ПМСОФТ-Консалтинг ПРИМ, 1999 г. Авторы: Колосова Е.В., Цветков А.В. Опубликована в "Readme", N2, 1999 г.

Материалы по управлению проектами - статьи, презентации

  • Статьи по теории управления проектами
  • Материалы по практике внедрения ПО Primavera
  • Презентации по управлению проектами
  • Литература по управлению проектами
  • График проекта создания и развития ОУП
  • Вестник ПМСОФТ
  • Журнал Primavera

 

 

Тематические сайты по управлению проектами

  • Управление проектами технического обслуживания и ремонта и модернизацией в энергетике
  • Бизнес планирование, мастер-классы для менеджеров проектов Алексей Ищенко предлагает мастер-классы по бизнес планированию, управление проектом, управление недвижимостью, девелопмент, а также управление бизнесом для менеджеров проектов, логистиков, топ-менеджеров, Москва
  • НаСеминар! Сайт семинаров и тренингов.

Роль команды в процессе управления изменениями

Н.Г. Шаламова, канд.экон.наук, доц. Государственного Университета Управления А.А. Ненахова, Консультант по управленческим технологиям компании Navision Group источник: www.iteam.ru

Большинство руководителей российских организаций понимают, что необходимым условием выживания и роста организации является проведение изменений. Управление изменениями в организации как процесс представляет собой последовательность действий по подготовке и осуществлению преобразований в таких областях, как организационная культура, организационная структура, функции и процессы управления, направленные на повышение деятельности организации.

Организационные изменения как объект управления имеют специфические черты:

  • Носят комплексный характер, охватывают различные сферы деятельности организации.
  • Связаны с решением слабоструктурированных задач.
  • Требуют учета интереса различных групп и лиц.
  • Предусматривают альтернативный выбор на различных стадиях осуществления изменений и др.

В настоящее время разработаны различные теории и модели процесса управления изменениями, но, в конечном счете, все они основываются на трехэтапной модели К. Левина:

  • Размораживание организации и вывод ее из текущего состояния.
  • Осуществление желательного типа преобразований.
  • Замораживание организации в новом желательном состоянии.

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются менеджеры организации – как побудить организацию меняться. Существуют множество методов, способных повысить эффективность организационных преобразований, качество принимаемых решений и адаптивность к изменениям. Один из них – построение команд. Специфические черты организационных изменений предопределяют ключевую роль команд в процессе их подготовки и проведения.

Виды деятельности по построению команд представляют собой самую важную самостоятельную группу интервенций в рамках организационного развития компании, целью которых является совершенствование и рост эффективности различных команд в организации.

Команду можно определить как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности своей организации, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.

Основная задача команды на первом этапе процесса изменений – размораживание - состоит в осознании необходимости изменений. Должен быть создан климат открытости и доверия, и тогда группа оказывается открытой к изменениям.

На самом этапе преобразований – осуществляется диагностика текущего состояния и разрабатывается план действий по переходу к желаемому состоянию. На стадии замораживания после того, когда реализован план и проведена оценка результатов, команда начинает процесс стабилизации для более эффективной деятельности.

Для того, чтобы сформировать такую команду существует целый процесс формирования команды — задание, требующее высокой управленческой компетенции. При его осуществлении требуется не только наличие правильно подобранных, высококвалифицированных специалистов, но и людей, желающих работать вместе, сообща, как команда.

На рисунке 1 представлены факторы, которые влияют на эффективность работы команды.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на эффективность работы команды.

С помощью этих факторов можно контролировать эффективность работы команд, повышая результативность и добиваясь успехов в проведении изменений. Ниже более подробно рассмотрен каждый из факторов.

Количество членов команды

Количество членов команды должно определяться типом и объемом работы, которую необходимо выполнить, огромное влияние может оказывать внешняя среда.

Существуют общие моменты, которые следует учитывать при определении размера команды:

  • чем больше группа, тем сильнее невидимое давление, которое приводит к конформистскому поведению членов команды;
  • структура команды оказывает влияние на поведение ее членов – чем мощнее структура, тем ниже ее толерантность по отношению к сотрудникам, придерживающимся особых взглядов, тем острее неприятие каких-либо отклонений от нормы;
  • многочисленный состав может лишить любого человека осознаваемой роли и умалять личность.

Как правило, в литературе приводится следующая классификация команд по количественному составу:

  • маленькие команды (менее 4 человек);
  • средние команды (от 5 до 9 человек);
  • большие команды (свыше 10 человек).

Для всех этапов процесса изменений самые нежелательные маленькие команды, т.к. они наиболее уязвимы, уменьшение их численности хотя бы на одного человека приводит к нарастанию неустойчивости. Есть опасность, что в маленьких командах любые принятые решения будут жить до тех пор, пока рядом с исполнителем неотступно находится лидер.

Командные роли

Эффективность команды в значительной степени определяется личными качествами ее членов и взаимоотношениями между ними. Каждый должен быть готов направить все свои способности и знания на решение командной задачи.

Подбирая людей в команду, осуществляется выбор, исходя из имеющихся у них навыков, знаний и опыта. Но для достижения командной эффективности важны не только навыки, знания и опыт, но в равной степени личные качества и личностные характеристики членов команды.

Когда люди работают в составе одной группы или команды, каждый из них выполняет роли двух типов: функциональную, базирующуюся на профессиональных навыках и практическом опыте, и командную, в основе которой лежат личностные особенности.

Командную роль можно рассматривать как характеристику качества применения индивидуальных навыков и опыта, составляющих содержание выполняемой функциональной роли.

Один из известных специалистов в области командообразования Р. Мередит Белбин выделяет девять командных ролей (см. табл.1). Исследования показали, что каждый член команды играет не одну, а часто две, даже три или четыре командные роли. Необходимо отметить, что их можно считать в равной степени важными для эффективности командной работы, при условии, что они используются в команде в надлежащие периоды времени и наилучшим образом. С учетом характерных черт командных ролей и особенностей стадий процесса управления изменениями можно предложить следующие рекомендации по структуре команд (0 – отсутствие данной командной роли на этапе процесса изменений, + - командная роль присутствует, ++ - преобладание данной роли над другими).

Тип роли

Характерные черты

Стадии процесса изменений

Размора- живание

Преобра- зования

Замора- живание

Рабочая пчелка

Недостаток гибкости, невосприимчивость к непроверенным идеям

0

+

++

Руководитель

Способность без предубеждения выслушивать, рассматривать и оценивать достоинства всех предложений.

+

+

+

Мотиватор

Наличие большой импульсивности, готовность бороться с бездейственностью, самоуспокоенностью.

++

++

+

Генератор идей

Наличие изобретательности и интеллекта, но недооценивает практические детали

++

+

+

Снабженец

Всегда теряет интерес к работе, когда проходит ее первоначальная привлекательность

++

+

+

Аналитик

Рассудительность и хорошие аналитические способности, но отсутствует вдохновение и способность мотивировать других

0

+

+

Вдохновитель

Способен создавать и поддерживать командный дух, но может быть нерешительным в решающие моменты.

++

+

+

Контролер

Стремление добиваться совершенства во всем, наличие беспокойства по поводу мелочей.

0

++

+

Таблица 1. Командные роли на разных этапах процесса управления изменениями.

Идеальное сочетание ролей должно определяется стоящими целями и задачами перед командной.

Цели команды

Успех выполнения задач, стоящих перед командой, во многом зависит от ясности целей, путей и критериев оценки их достижения. Члены команды должны иметь ясное представление о связях между целями, методами работы и задачами.

В таблице 2 представлены неотъемлемые характеристики целей согласно техники SMART (аббревиатура пяти английским словам), которые ставятся перед командной.

Характеристика цели

Вопросы, которые помогают правильно сформулировать цель.

Specific

Конкретность

Достаточно конкретная поставлена цель? Насколько правильно понимает ее сотрудник?

Measurable

Измеримость

Как будет оцениваться степень достижения результатов?

Agreed

Согласованность

Согласны ли члены с постановленной целью?

Realistic

Реальность

Насколько достижимой является цель? Есть ли у членов команды ресурсы для достижения поставленной цели? Находится ли она в сфере их компетенции?

Time bound

Ограниченность во времени

Когда цель должна быть достигнута?

Таблица 2. Требования к формулированию целей для членов команды.

Инструментом для постановки целей, контроля и оценки выполнения может служить методика «Управление по согласованию целей». Это позволит:

  • направить деятельность команды на цели и результаты их работы;
  • идентифицировать сотрудников с поставленными целями;
  • действовать членам команды самостоятельно и самим судить о результатах своей работы;
  • избежать конфликтов целей и двойственности решений за счет их структурированности, как по горизонтали, так и по вертикали.

Помимо вышеописанных общепринятых характеристик цели должны быть:

  • Доступны. Каждый член команды должен знать о целях, поставленных его коллеге.
  • Заложенная мотивация в постановке целей должна зависеть не только от индивидуальных показателей члена команды, но и от показателей команды в целом. Это отступления от классической схемы «Управление по целям» дает возможность более эффективно использовать командную работу. Но при этом следует иметь в виду, что зависимость должны находиться только в рамках компетенции членов команды.

Командообразование на этапах процесса изменений – залог успеха организационных преобразований компании. Все перемены в организации должны образовывать постоянный процесс, а не разовые мероприятия. Такое понимание на уровне жизненной философии должно найти отражение во всей системе управления – от ее идеологической основы до процедур принятия решений. Только в этом случае изменения станут менее болезненны, получат поддержку от сотрудников и обеспечат позитивный результат.

Чтобы потенциал команды был реализован в процессе организационных преобразований необходимо детально проработать вопросы методического, организационного и информационного обеспечения процессов формирования команд.