межнациональные браки

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Межнациональные браки среди корейцев г. Алматы............................. 5

2. Развод в межнациональных браках......................................................... 15

Заключение...................................................................................................... 19

Список использованной литературы........................................................... 22

Введение

Семья является одним из наиболее сложных социальных явлений. Ее характер определяется не только отношениями между супругами, между родителями и детьми, но и общественно-экономическими, историческими, политическими, национальными и другими условиями. Семья как социальный институт обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует и определяет важнейшие интересы и потребности человека.

Между тем, взаимная связь семьи и межнациональных отношений еще не получила должного внимания исследователей, хотя общепризнано, что именно в семье происходит первоначальная социализация личности, а, следовательно, формируются ее убеждения в области национализма и интернационализма. В семье, как в капле воды, отражаются, воспроизводятся в специфической форме все коллизии социума, в том числе и национальные. Однако семья не просто объект социальной политики, но и субъект. Государственная политика как бы отражается, «преломляется» в духовном климате семьи, создавая у ее членов определенные убеждения, взгляды, симпатии и антипатии. В полной мере это относится и к национальной политике, которая во многом благодаря семье выливается в практические межнациональные отношения. Под воздействием тех или иных государственных актов (не всегда, как мы знаем, продуманных и мудрых) у детей возникают интернационалистические или националистические взгляды, национально-патриотические или космополитические позиции. Конечно, реальная жизнь каждого человека с течением времени может вносить в эти взгляды определенные коррективы, однако то, что заложено в человеке с детства, игнорировать нельзя. Наивно думать, к примеру, что нынешние межнациональные конфликты с применением оружия не вызовут или уже не вызвали у детей противоборствующих сторон чувства национального недоброжелательства к «врагам», желания мести за потерянных, быть может самых дорогих людей, членов родной семьи.

Следует подчеркнуть, что все позитивное, присущее современной семье, ее воспитательный потенциал могут служить в качестве консолидирующего фактора общества. Если семья здорова, если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании детей, формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнить роль источника национального согласия и мира. К сожалению, наше общество по сей день не сумело придать подобной семье универсальный характер. И, как показывает социальная практика последних лет, семья не сумела в полной мере выполнить миссию ячейки, объединяющей народы многонационального государства. Ведь общество не существует вне семьи. В ее арсенале имеются такие рычаги воздействия на властные структуры, как обращение и протест женщины – матери, голос и мнение джамаата, учебных и трудовых коллективов, мудрость аксакалов, воплощенная в традициях, слово религиозного деятеля и т.д. В совокупности все сказанное и другие аспекты, которые могут быть использованы семьей как социальным институтом, призваны способствовать сохранению национального согласия в обществе в целом и в его отдельных регионах.

Цель работы: изучить межнациональные браки.

1. Межнациональные браки среди корейцев г. Алматы

Развал Советского Союза повлек за собой не только крушение общественно-политической системы, идеологии, но и вызвал изменения в ментальности, норм и обычаев повседневной жизни людей. У корейцев бывшего Советского Союза (коре сарам) возникли проблемы психологического порядка, соотносящиеся со спецификой функционирования этнического самосознания. Если раньше любой кореец уверенно идентифицировал себя с советским народом, коллективом, то теперь ему пришлось вносить существенные коррективы в личностные параметры идентификации. Такие, казавшиеся фундаментальными, факторы общности, как язык, история, культура, государственность в своей совокупности не всегда срабатывают. Только один показатель не утратил действенности – самоотнесение человеком себя к той или иной национальности, в частности к корейской.

Для корейской диаспоры в Казахстане начался новый этап – период национального возрождения. И в этом отношении одним из интереснейших вопросов является этническое сохранение нации. Межэтническое сближение, ставшее объективной реальностью современного состояния корейцев в Казахстане, находит отражение в различных сферах жизнедеятельности как в политике, экономике, так и в культуре. Одним из таких проявлений в культурной жизнедеятельности корейцев является заключение межнациональных браков и образование корейско-смешанных семей.

Межнациональные браки и семьи, как и любые другие социальные явления, можно изучать с двух сторон. Можно взглянуть на них как бы “изнутри”: сравнить взаимоотношения в однонациональных и межнациональных семьях, распределение обязанностей между их членами, соблюдение обычаев и обрядов каждого из народов, к которым принадлежат супруги. При таком подходе, распространенном прежде всего среди психологов и этнографов, межнациональная семья рассматривается в первую очередь как социальная группа.[1]

Однако не менее, а на первых этапах изучения, быть может, и более важен взгляд, так сказать, “снаружи”, с точки зрения места национально-смешанных семей в сложном взаимодействии социальных процессов. В этом случае межнациональные семьи рассматриваются как социальный институт. Так лучше видна общая картина развития межнациональной брачности, взаимосвязь данного процесса с основными тенденциями развития семьи, сближения социальной структуры наций, с процессами миграции и т.д.[2]

Национально-смешанные браки и семьи отражают в себе многие этносоциальные и этнодемографические процессы. Их изучение позволяет порой лучше понять данные процессы, глубже раскрыть их закономерности и последствия. Таким образом, изучение межнациональных браков становится важным не только с академической точки зрения, но и для решения практически значимых проблем современного общества.

Крупные города современного мира, как правило, многонациональны. Это обусловлено широким диапазоном социально-экономических функций города в современном обществе и сложностью миграционных процессов, формирующих городское население. Многообразие городской культуры оказывает существенное влияние и на общенациональное социокультурное развитие.[3] Действительно, урбанизация – сложное социально-экономическое явление, сферой действия которого оказывается не только городское население, но и общество в целом. Городская культура оказывает существенное влияние и на ход этнических процессов. Этнокультурное развитие, связанное с урбанизацией, может изменять традиционную материальную и духовную культуру, этническую психологию людей даже в тех случаях, когда эти изменения не приводят непосредственно к смене их этнической принадлежности. Однако весьма частыми последствиями приобщения к городской полиэтнической среде являются “перестройка структуры этнического самосознания, изменение значимости факторов этнической принадлежности личности и даже смена этнической самоидентификации”.[4]

В Казахстане проживают 100 тыс.корейцев. Наиболее компактно они проживают в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Кзыл-Ординской, Талдыкорганской и Шымкентской областях. Здесь сосредоточено 76% всех корейцев Казахстана. В городах живут 84,2% корейцев республики,- остальные 15,8%- в сельской местности.[5]

По числу зарегистрированных браков эти годы были различными: в 1972г.- 152; в 1973г.- 134; в 1981г.- 194; в 1982г.- 240. Всего таким образом за четыре года зарегистрировано 720 браков. Неуклонный рост числа регистрируемых в загсе браков представляется более или менее естественным. Но нас интересовал рост числа именно межнациональных браков. В 1972г. от всего числа браков межнациональных было зарегистрировано 44 брака, что составило 29%; в 1973г. - 42 брака, что составило 31%. Таким образом за условно 70-е годы процент межнациональных браков от всего числа составляет 30%. В 1981г. межнациональные браки составили 40% , в свою очередь, в 1982г. - 39,4%. И за условно 80-е годы процент межнациональных браков составил 39,4%, что на 9,4% составляет рост за десять лет.

Сам по себе рост численности национально-смешанных браков - одно из следствий стирания традиционного образа жизни. Наиболее характерная черта традиционной системы межличностных отношений - зависимость отдельного человека от родственных и соседских связей, имеющая как социально-психологическое, так и экономическое выражение.[6]  За весь период 70-80-х годов мужчины корейской национальности чаще вступают в такой брак, чем женщины (53 и 47% соответственно). Сохранение элементов традиционного образа жизни способствует тому, что старшее поколение оказывает значительное влияние на выбор брачного партнера для своих детей и внуков. Причем подобное влияние больше сказывается на девушках и меньше - на юношах. Связано это прежде всего с более активной экономической ролью мужчин, они более самостоятельны и в выборе брачного партнера. Этносоциологические исследования показывают, что женщины не только реже мужчин вступают в межнациональные браки, но и несколько осторожнее относятся к самой возможности таких браков.[7] Однако, как мы помним по результатам нашего анкетного опроса, число женщин, благожелательно относящихся к таким бракам, значительно превышает число реально вступающих в такие браки.[8]

Основная графа, имеющаяся в бланках всех выделенных нами лет, это графа о национальной принадлежности брачующихся. В 1970-х годах из 86 межнациональных браков - браки с русскими - 48(55,8%), браки с казахами - 19(22,1%), с украинцами - 4(4,6%), с татарами - 3(3,5%), с узбеками и уйгурами -по 2(2,3%). Кроме того, по одному браку с поляками, белорусами, сербами,с греками, бурятами, лезгинами, гагаузцами, китайцами, что составило по 1,2%. В 1980-х годах из 171 межнационального брака - браки с русскими - 95(55,5%), браки с казахами - 37(21,6%), с немцами - 7(4,1%), с украинцами - 9(5,3%), с татарами, уйгурами - по 6 (3,5%), с белорусами - 3 (1,7%), с узбеками, мордовцами - по 2(1,1%), с осетинами, азербайджанцами и китайцами лишь по одному браку (0,6%). Здесь мы можем наблюдать тот самый неуклонный рост межнациональной брачности. Наиболее предпочитаемой национальностью среди корейцев пользуются русские - 55,8 и 55,5 процентов; на втором месте по количеству - браки с казахами - 22,1 и 21,6 процент. За десять лет эти показатели почти одинаковы. На третьем месте - браки с украинцами - 4,6 и 5,3 процента. Затем с небольшим перевесом друг друга идут немцы, татары, узбеки, уйгуры, белорусы, греки, сербы, азербайджанцы, буряты, лезгины...

Давно отмечено, что мужчины и женщины разных национальностей неодинаково часто вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки часто заключают мужчины. Еще не так давно, лет 40 назад, практически не вступали в национально-смешанные браки женщины коренных национальностей в республиках Средней Азии, а в последние десятилетия число национально-смешанных браков с их участием постоянно увеличивается. В этих республиках среди женщин, вступивших в межнациональные браки, преобладают русские, украинки, белоруски.[9]

Здесь, как и в других показателях, нам бы хотелось выделить отдельно мужскую и женскую  предпочитаемость в выборе спутника жизни.

Выбирают

   1970-е

  1970-е

  1980-е

  1980-е

 русские  

 казахи   

  русские

  казахи

Мужчины

   70,7%

   9,7%

   54,7%

   20%

Женщины

   42,2%

  33,3%

   56,6%

   23,7%

Для 70-х годов из 41 мужчин-корейцев 70,7 процентов выбрали русских девушек, а из 45 женщин-кореянок - 42,2 процента выбрали русских парней. Для 80-х годов из 95 мужчин-корейцев 54,7 процентов выбрали русских, соответственно - 56,6 процентов из 76 женщин кореянок выбрали русских. Что касается предпочтительности молодых людей казахской национальности - для 70-х годов казашек выбрало 9,7 процентов мужчин-корейцев, казахов выбрало 33,3 процента женщин-кореянок; для 80-х годов казашек выбрало 20 процентов мужчин-корейцев, казахов выбрало 23,7 процентов женщин-кореянок.

Таким образом, если в 70-е годы молодые люди большую предпочтительность отдавали русским девушкам, то в 80-е - этот процент значительно сокращается (70,7 и 54,7), а за это же десятилетие все чаще наблюдается выбор девушек казахской национальности (9,7 и 20). Для невест корейской национальности характерна совершенно пропорциональная тенденция. За десять лет процент выбора кореянками русских парней значительно вырос (42,2 и 56,6), в то время как выбор парней казахской национальности чувствительно сокращается (33,3 и 23,7).

Немаловажное значение в контексте рассматриваемых вопросов имеют возрастные категории брачующихся отдельно корейско-смешанных браков и отдельно чисто корейских. Одна из важнейших демографических характеристик брака - возраст женихов и невест. Материалы загсов показывают, что по данному показателю межнациональные браки заметно отличаются от однонациональных, а именно в межнациональные браки чаще вступают люди более взрослые. Нас также интересовало: “На каком возрастном периоде своей жизни молодые люди вступают в брак?”. И что еще более интересно: “Какая разница в возрасте (если она есть) существует между брачующимися парами? И есть ли какие-то отличия в этом вопросе между однонациональными и смешанными браками?”.

Затрагивая проблему возрастных категорий брачующихся, здесь мы заявляем - ограничений нет. “Любви все возрасты покорны”. Так ли важно, собираются ли молодые девушки связать свою судьбу с “юношей бледным”, или с человеком опытным и зрелым. Первый вариант обычно не выдерживает критики, а вот второй многих привлекает. Наверное, это связано с традициями, идущими из глубины веков. Союз юной особы с достойным представителем старшего поколения поощрялся всегда. Исключая, конечно, самые неожиданные крайности. Считалось, что муж станет для нее мудрым и терпеливым наставником, непререкаемым авторитетом. А она под его руководством освоит науку ведения домашнего хозяйства и воспитает наследников - другого и не требовалось. Такой брак в стиле “ретро”, как правило, устраивает девушек.

По нашим данным в 70-х годах таких невест оказалось - 75,1% - в корейских браках и 69% - в межнациональных. В 80-х годах таких невест “по традиции” - 71,1% - в корейских браках, 65,5% - в корейско-смешанных союзах. Как видим, традиционных девушек у нас преобладающее большинство, но, что характерно, в корейско-смешанных брачных союзах, таких невест заметно меньше. Отсюда, мы можем смело утверждать, что традиционное корейское воспитание и существование обычных брачных норм среди женской половины корейцев еще в силе.

Теперь нетрудно найти цифры, подтверждающее существование и обратного показателя, того самого, который все больше и больше проявляется в актовых бланках в 80-х годах. Еще понятно, если жених и невеста являются ровесниками. Здесь все еще куда ни шло - все в их мире кажется одинаковым. Но если девушка или женщина старше, а тем более намного старше своего избранника, то это уже что-то вроде брака в стиле “модерн”. Невест, старших по возрасту своих женихов, в корейско-смешанных браках оказалось значительно больше, чем в чисто корейских союзах. 70-е годы: 30,9% против 24,8%; 80-е годы: 34,5% против 28,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что взрослые, старшие по возрасту девушки не корейской национальности всегда привлекают внимание мужчин-корейцев.

Таким образом, здесь прослеживается определенная закономерность: в однонациональные браки значительно чаще вступают ровесники. К ровесникам мы отнесли женихов и невест, разница в возрасте которых не превышала двух лет. Разновозрастные браки, где жених заметно старше невесты или невеста старше жениха, чаще встречаются среди межнациональных.

В однонациональные браки вступают люди более молодые. В 18-20 лет чаще женятся на бывших одноклассницах или на сокурсницах, т.е. брачные пары подбираются в пределах одной возрастной когорты. В межнациональные браки, как мы помним, вступают люди более зрелые. Здесь уже связи внутри возрастной когорты в значительной степени ослаблены, поэтому чаще заключаются разновозрастные браки.[10]

Для многонациональных городов к.XIX-н.ХХв. были характерны значительные межнациональные различия в сферах приложения труда, этнические группы как бы располагались в разных “нишах” социально-экономической структуры городов, что замедляло рост числа национально-смешанных браков. Занятие разными видами труда мешало вступлению в брак прежде всего потому, что различие в занятиях в те годы зачастую означало и принадлежность к разным классам общества. Этнические и социально-профессиональные границы тесно переплетались друг с другом, дополнялись границами религиозными, а зачастую и границами расселения национальностей в городе. Все это создавало препятствия для развития межнациональной брачности.[11]

За последние 80-90 лет ситуация изменилась: не существует условий для возникновения замкнутых социально-этнических групп и созданы широкие возможности для социального роста и общения людей всех национальностей. Мужчины и женщины разной этнической принадлежности представлены во всех социально-профессиональных и отраслевых группах городского населения.[12]

В то же время на развитие межнациональной брачности продолжают влиять особенности социально-профессионального состава национальностей. Выравнивание социальных характеристик, стандартизация образа жизни разных профессиональных групп снижают влияние данного фактора на межэтническую брачность.

Рассматривая 1972 год однонациональные браки, мы выяснили, что вступая в брак, молодые люди корейской национальности чаще имеют какой-то определенный профессиональный статус. Как правило, корейские мужчины, создавая семью, имеют высшее или среднее специальное образование. Высшее образование - 44,44%, среднее специальное - 23,14%. В свою очередь, женщины ненамного отстают от мужчин, имея 27,77% высшего образования и 25% среднего специального. Количество молодого студенческого поколения, лишь только набирающего свой профессиональный потенциал у мужчин и женщин - корейцев примерно одинаков: 18,51% (мужчины) и 19,44% (женщины). Что касается совсем юного поколения брачующихся - учащихся средних учебных заведений или не работающих и имеющих только среднее образование, то у женщин-кореянок он почти в два раза больше, чем у мужчин - 6,48% и 13,88%. Очень мал процент брачующихся , имеющих начальное и ниже образование - 0,92%. Это обусловлено тем, что в этих случаях в брак вступают люди более преклонного возраста, как правило, пенсионеры. И, наконец, совсем не обустроенных или “не работающих” женщин опять в два раза больше, чем мужчин - 6,48% и 12,96%.

В 70-х годах процесс стандартизации культур народов, проживающих в Казахстане, интенсивно идет за счет распространения научных знаний. Это находит отражение в выравнивании уровня образования людей разных национальностей. Это явление мы и хотим проследить в актовых записях межнациональных браков. Так как образование дает не только в основе своей общий запас знаний, но и направленное воспитание, оно дает представление о других народах и, что также очень важно, создает основу для формирования схожести восприятий, склонности к одинаковым реакциям на события и явления, заинтересованности в одной и той же информации, общности в образе жизни.. В свою очередь все это способствует взаимопониманию в межнациональном общении.

Вступая в межнациональный брак, мужчины корейской национальности имеют высшее образование - 25%, незаконченное высшее - 20%, среднее специальное - 30%, среднее общее - 25%, причем не работающих среди них нет. Так вот эти “высокообразованные мужчины” берут в жены женщин другой национальности имеющих: высшее образование - 25%, незаконченное высшее - 12,5%, среднее специальное - 29,16%, среднее общее - 20,83%, женщин-домохозяек оказалось 12,5%.

Женщины корейской национальности, вступая в межнациональный брак, имеют: высшее образование - 25%, незаконченное высшее - 20%, среднее специальное - 25%, среднее общее - 20%, домохозяек здесь - 10% и выходят замуж за молодых людей не корейской национальности с примерно также распределившимся образовательным уровнем. Высшее образование - 25%, незаконченное высшее - 20%, среднее специальное - 30%, среднее общее - 25%.

По данным актовых записей очевидно, что чем выше образовательный уровень, тем больше вероятность вступления в межнациональный брак.

Фактором, в определенной степени влияющим на выбор национальности будущего брачного партнера, оказался образовательный уровень: женщины с более высоким образованием чаще настроены на межнациональные браки.[13]

Исследуя графу актовых записей “образование”, мы обнаружили в смешанных парах “муж-кореец - жена-не корейской национальности” - образование первого чаще выше, чем второй. Т.е., как правило, женщины другой национальности выходят замуж за мужчин-корейцев с высоким образовательным уровнем, в то время, как сами имеют уровень ниже, и чаще значительно ниже.

Касательно смешанных пар “муж-не корейской национальности - жена-кореянка”, то здесь категория “образование” выглядит совсем по-другому. Для женщин кореянок вообще, и в частности с высшим образованием, характерно заключение брака (смешанного конечно) с мужчинами не корейцами более низкого образовательного уровня. Здесь, увы, им “достается” не самое лучшее. Подобные пары выглядят примерно так: “он - помощник машиниста, она - экономист” или “он - рабочий завода, она - преподаватель вуза” и другие.

Но это лишь особенности, в основном же профессиональный и образовательный уровень жениха и невесты примерно одинаковы. Особенно ясен этот факт для студенческого поколения. Если в корейских однонациональных браках показатели “незаконченное высшее” или “студент вуза” примерно одинаковы /70-е 17% - 17%; 80-е 13,3% - 14,8% соответственно мужчины и женщины/, то в национально-смешанных браках корейцев эти же показатели немного колеблются. 70-егг.: для 7,5% мужчин с незаконченным высшим образованием приходится женщин-не кореянок с незаконченным высшим - 22,5%. 80-егг.: для 28,8% женщин-кореянок с незаконченным высшим приходится 24,4% подобных мужчин.

Часты браки смешанных пар, где он и она - студенты и часто даже являются сокурсниками одного и того же вуза. Это объясняется близостью их общих интересов, взглядов, более продолжительным и частым общением вместе в стенах университета. Они во многом похожи. Они одинаково думают, говорят, придерживаются одних и тех же ценностей. Здесь нужно заметить, показатель разводимости межнациональных пар в отношении образовательного и профессионального уровня абсолютно независим.

2. Развод в межнациональных браках

Проблема развода в судьбе каждого человека несет в себе одни лишь отрицательные эмоции. Жизнь, кажется, перевернулась. Трудно начинать все с начала. Построение своего собственного жизненного фундамента прежде всего зависело и зависит от своего “тыла” - от дома, семьи.

В традиционной корейской семье развод сильно осуждался старшим поколением. И если это даже и случалось, то об этом даже не принято было говорить вслух. Поводом к разводу служили супружеская неверность, чрезмерная ревность, бесплодие и другие болезни, болтливость и нечестность, но чаще непочтительное отношение к родителям мужа.[14]

Современная смешанная семья “с чистого листа”, т.е. семья, молодые люди которой вступают в брак впервые оба, пока еще составляет преобладающее большинство. В 70-е: 1972г.-81,8%; 1973г.-76% в межнациональном браке и браке вообще впервые оба. Но уже через десять лет этот показатель немного ниже - 1981г.-62,8%; 1982г.-61,2%. Это говорит о том, что с каждым годом среди населения города число бракоразводных процессов несомненно растет. Людям стало проще жениться и развестись, а потом с той же легкостью вновь вступить в брачный союз.

Среди пар, которые вступают в повторный брак, встречаются не только разведенные, но и вдовые люди. По теории американского психолога Эрика Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Так вот один из кризисов (7-й) переживается человеком в сорокалетнем возрасте.[15] Он характеризуется развитием чувства сохранения рода. Автор теории считает, что необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близкого человека или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения.

Из числа мужчин в прошлом разведенных подавляющее большинство - русские. Из числа женщин превалируют кореянки. Вот результаты. В 70-е годы из всего числа разведенных в прошлом мужчин, вступающих в повторный брак русских - 60%, корейцев - 40%. Из числа женщин - русских - 28%, кореянок - 57%, других национальностей - 15%. В 80-е годы из всего числа разведенных в прошлом мужчин, вступающих в повторный брак русских - 39,2%, корейцев - 45%, казахов - 7,8%. В свою очередь, из всех женщин - русских - 24,2%, кореянок - 60,6%, казашек - 3%, других национальностей - 12,1%.

Как можно заметить, как мужчины, так и женщины корейской национальности после неудавшегося первого брака все чаще (мужчины 40%-45%, женщины 57%-60,6%) решаются на повторный. Хотелось бы узнать, вступая в межнациональный повторный брак, что оставили они в том, первом, неудавшемся, и что самое интересное - какой национальности был их предыдущий избранник(-ца), но об этом мы поговорим чуть ниже.

Что же касается других национальностей, то следующими самыми смелыми в жизни оказались все же русские. Но что интересно, за период в десять лет этот показатель значительно сокращается, оставаясь все же на достаточном уровне, чтобы констатировать этот факт: мужчины - 60%-39,2%; женщины - 28%-24,2%. Но что здесь нам показалось наиболее интересным, как правило, если брак повторный, т.е. если кто-то из супружеской пары в прошлом был разведен (именно разведен, а не вдов), то он в большинстве случаев вновь терпит неудачу. Попробуем показать это на цифрах. Количество таких браков, которые “терпят кораблекрушение” в 70-е годы - 26,6% из подобных пар, в 80-е годы - 34,4% из таких же. Как видим, ко всему прочему этот процент сильно увеличивается.

В 70-х годах - 24 расторгнутых корейско-смешанных пар /27,9%/ (всего корейско-смешанных 86). Все эти 24 пары прожили 9,7 лет, т.е. в среднем по десять лет каждая до расторжения. Интересно, что в 80-е годы картина резко меняется: из 171 межнационального брака - 46 расторгнутых /26,9%/, каждая из которых в среднем просуществовала 5,5 лет. Таким образом, за одно десятилетие произошло значительное сокращение минимального срока существования межнациональной брачной пары почти вдвое. Мы говорили о том, что повторный брак нередко терпит неудачу. В 70-егг.-25%, в 80-егг.-26% подобных пар, которые, вступив в брак повторно и прожив 5-10 лет вновь разводятся. Отсюда, каждый четвертый представитель повторного брака вновь встречается с той же жизненной трагедией. Может быть нужно ценить то, первое, что дано человеку судьбой и не бросаться в тот же омут. Хотя в жизни у каждого человека все случается по-разному. И кто знает, что лучше - испытывать судьбу вновь и вновь или поддаваться течению и принимать все трудности жизни не впадая в крайности.

Чтобы не быть столь строгими к судьбам межнациональных браков, мы хотели бы сравнить эти результаты с данными чисто корейских семей. Из всех браков расторгнуто в 70-е гг. - 20,5%, в 80-е гг. - 23,5%. Отсюда мы делаем вывод, что в сравнении, из всех заключенных за два десятилетия браков процент разводимости межнациональных браков выше чисто корейских браков.

Следовательно, и корейско-смешанные и чисто корейские брачные союзы по показателю долгожития примерно одинаковы.

Как видно из наших некоторых подсчетов, самое большое количество разводов приходится на период до десяти лет совместной жизни: 80,5% (корейские семьи), 77,1% (межнациональные). Обращает на себя внимание тот факт, что разводы имеют место даже на первом году жизни новобрачных, во время так называемой “притирки” характеров. Здесь мы не нашли каких-то различий в разводимости корейских и межнациональных брачных пар. Возможно, причины разводов самые типичные и во многом не зависят от национальной принадлежности: несерьезное отношение к заключению брака (среди брачующихся есть и совсем молодые люди внебрачного возраста), трудности во взаимной адаптации супругов (типичное “не сошлись характерами”), нерешенность бытовых проблем, существование добрачной сексуальной жизни, свобода разводов и многое другое. Насколько часты проявления всех этих факторов, мы сможем разобраться, исследуя более поздние материалы бракоразводных процессов.

Изучение межнациональных браков как браков между людьми разной этнической принадлежности находится в тесной связи с изучением этнодемографии и этносоциологии.

Современный исследователь имеет дело теперь с представителями разных национальностей, у которых прежде резко бросавшиеся в глаза этнические различия основательно сгладились, многие особенности характера “унифицировались”, а те его черты, которые продолжают бытовать, в отдельных индивидуумах проявляются не особенно заметно. Немаловажное значение имеет, очевидно, и то обстоятельство, что ему приходится сталкиваться, главным образом, с людьми интеллигентного труда, с горожанами, у которых черты национального характера менее уловимы. Такой исследователь часто бывает вынужден больше опираться на интуицию, чем на знание фактического положения вещей.

Заключение

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого. Статистические данные свидетельствуют о том, что в общероссийском масштабе при определении национальности детей в этнически смешанных семьях предпочтение отдается русской национальности, хотя здесь имеются значительные региональные вариации. В плане генетического здоровья человечества такие браки, как правило, благоприятны, а дети, рожденные в них, отличаются здоровьем, способностями. Можно говорить об отдельных примерах - Пушкин, Распутин, Вампилов. Или об этнических или региональных группах - казачество, сибиряки, которые формировались на границах этнических или даже расовых групп.

Но, с точки зрения национального самосознания, в таком варианте какая-то нация проигрывает, ведь дети вынуждены выбирать одну из двух национальностей, а иногда совсем иную - третью. Ребенок от украинки и белоруса, выросший в русской среде, русской культуре, владеющий русским языком, кто он по национальности? Чаще всего дети избирают национальность того из родителей, кто имеет более высокий социальный, культурный и этнический статус. Решающее значение имеет преобладающая этническая среда. В частности, дети от браков русских женщин с мужчинами других национальностей в пределах России, и особенно в городах, где преобладает русское население, чаще всего причисляют себя к русским. Здесь следует помнить, что наций предельно чистых в этническом плане просто не существует. Дело не в крови родителей, а в условиях формирования личности. Для больших народов эти процессы не имеют принципиального значения, а для малых они очень болезненны.

Некоторые социологи утверждают, что межнациональные браки менее устойчивы. Но данные переписи населения, социологических опросов показывают, что межнациональные браки даже более устойчивы, чем однородные. Межнациональные браки чаще встречаются среди городского населения, в районах нового освоения. Видимо, это связано с миграцией молодого населения и ослаблением влияния старших, которые почти всегда в этих вопросах консервативны.

Семье, в частности национально-смешанной, принадлежит немаловажная роль в гуманизации общества, сохранении его стабильности и целостности, а дети этой семьи составляют социальную группу, объективным интересом которой является сохранение политической и экономической стабильности, поддержание интеграционных процессов. Межнациональные семьи, уже в силу объективной социальной структуры, обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируют терпимость и уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, языку, очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют личность как взрослых членов семьи, так и детей. Все это вместе взятое позволяет рассматривать смешанные семьи как позитивный фактор нашей социальной действительности. Образование смешанных семей открывает возможности передачи информации между супругами и их друзьями, родственниками как в пределах поколения, так и между поколениями, т.е. между детьми от смешанных браков. Следовательно, межэтнические семьи функционируют как канал, связующее звено взаимной информации о культурных особенностях контактирующих этносов.

Межнациональная семья играет в этнокультурных процессах не столько роль инициатора, сколько «катализатора», ускорителя уже идущих процессов. Смешанная семья является уникальной структурой, где на микроуровне происходит формирование не только межличностных, но и межнациональных отношений. Поэтому от степени формирования в ней национального сознания и самосознания супругов, представителей разных национальностей, в определенной степени зависят не только особенности личностных взаимоотношений супругов, но и специфика их межнациональных связей в значительно широкой, внесемейной социальной среде.

Ежегодно число корейско-смешанных браков увеличивается в 1,06 раз. Наиболее популярны среди корейцев в 70-80-е годы браки с представителями русской национальности, на втором месте - казахской национальности. Мужчины корейской национальности более склонны. Рамки традиционного брачного возраста среди корейцев резко изменились. Резко проявляются его повышения как мужчин, так и женщин.

В межнациональные браки склонны вступать лица более старшего возраста. Для межнациональных брачных пар характерно наличие резкой разницы в возрасте жениха и невесты (причем независимо от того, кто старше - он или она). В межнациональных браках корейская сторона брачной пары в образовательном и профессиональном уровне часто опережает свою вторую половину.

Разводы чаще преследуют межнациональные браки, чем однонациональные. Минимальный срок существования межнациональной брачной пары сравнительно сокращается. Среди корейского населения города мужчины более подвержены разводам и повторным межнациональным бракам, причем склонность к корейской или европейской национальности женщины у них сохраняется и во второй (часто даже и в третий) раз. Корейские женщины реже вступают в повторный брак после развода, а вдовые практически нет.

Список использованной литературы

1.     Гончарова Г.С. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки в некоторых автономиях Сибири// Этносоц. процессы в Сибири. 2000. Вып. 3. – С. 139-145.

2.     Горизонтов Л. Закон против счастья. Смешанные браки в истории двух народов // Родина. - 1994. - N 12. - С.64-67.

3.     Гриценко В.В. Социально-психологический климат вокруг национально-смешанных семей // Этнические факторы в жизни общества. - М., 1991. - С.53-62.

4.     Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Национальная семья: современные проблемы и потенциал возрождения // Семья в России. - 1995. - N 3/4. - С.127-136.

5.     Комарова Г.А. Этнические установки при выборе брачного партнера (по материалам Службы брачных объявлений в Уфе и Чебоксарах).//Советская этнография. 1987, №3

6.     Корнев В.А., Эль-Журди А. Проявления этнопсихологической интерференции в области семейных отношений при смешанных браках // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. - Воронеж, 2000. - Вып.22. - С.50-52.

7.     Моногарова Л.Ф. Семейно-брачные отношения у русских в городах Таджикистана // Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. - М., 1992. - Ч.2. - С.104-120.

8.     Некрасова А.Н. Проявление культуры межнационального общения в семье и межнациональные браки // Русская нация и обновление общества. - М., 1990. - С.154-159.

9.     Попов Б.Н. Межнациональные браки и их особенности в регионе // Межнац. отношения в регионе. - Якутск, 1990. - С.73-95. - Библиогр.: с.95.

10.            Семья и национальная психология / НИИ пед. наук М-ва нар. образования Респ. Армения. - Ереван, 1990. - 10 с.: схем.

11.            Силласте Г. Русская семья в республиках России в условиях новой межнациональной ситуации (по матер. Мордовии и Чувашии) // Исслед. Рос. акад. гос. службы. Сер.1, Социол. - 1996. - N 3. - С.5-59.

12.            Старовойтова Г.В. Этнические группы в современном городе.//Расы и народы. 1987, №17

13.            Столярова Г. Межэтнические семьи в Татарстане // Язык и национализм в постсоветских республиках: По матер. междунар. симпозиума, 5-6 марта 1994 г., Чикаго. - М., 1994. - С.175-182.

14.            Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. – М., 1987

15.            Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // СоцИс: Соц. исслед. - 1995. - N 7. - С.76-88.

16.            Устинова М.Я. Некоторые вопросы изучения национально-смешанных браков и семей: (На примере Литвы) // Семья: Традиции и современность. - М., 1990. - С.203-220.


[1] Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. – М., 1987, С.11

[2] Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. – М., 1987, С.12

[3] Старовойтова Г.В. Этнические группы в современном городе.//Расы и народы. 1987, №17, С.110

[4] Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981, С.291

[5] Кан Г.В. История корейцев Казахстана. Алматы, 1995, С.181

[6] Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987, С.98

[7] Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987, С.99

[8] См.: “Коре Ильбо”

[9] Сусоколов А.А.,Межнациональные браки в СССР.М.,1987,С.94-95

[10] Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987, С.104

[11] Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987, С.65

[12] Там же, С.67

[13] Комарова Г.А. Этнические установки при выборе брачного партнера (по материалам Службы брачных объявлений в Уфе и Чебоксарах).//Советская этнография. 1987, №3, С.88

[14] Ионова Ю.В. Обычаи, обряды и их социальные функции в Корее (сер.XIX-нач.ХХв.).М., 1982, С.136

[15]  Ж.Годфруа, Что такое психология. В 2-х томах, Т.2,Пер.с франц. Н.Н.Алипова, М., 1992г., С.81