План
Введение
1. Теоретические основы технологии работы с пожилыми людьми -------------- 6
1.1. Основные положения геронтологии как науки о пожилых людях --------- 6
1.2. Социально-культурные запросы пожилых людей и их психологические особенности ---------------------------------------------------------------------------11
2. Социально-культурная деятельность в Домах-интернатах для престарелых и инвалидов№1 и №2 г. Хабаровска --------------------------------------------------- 21
2.1. Краткая сравнительная характеристика Домов-интернатов для инвалидов №1 и №2 --------------------------------------------------------------------------------------- 21
2.2. Содержание социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 и №2 ----------------------------------------------------- 24
2.3. Анализ социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 и №2 по данным социологического опроса ------------------------ 34
3. Рекомендации по совершенствованию социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 и №2
Заключение
Список литературы--------------------------------------------------------------------------36
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Последняя стадия жизненного цикла (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста[92]. К сожалению, эти обстоятельства порой складываются таким образом, что к перечисленным проблемам добавляется еще и одиночество. Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку.
Пожилому человеку просто необходимо самое пристальное и искреннее внимание, внимание как к его физическому здоровью, так и к душевному состоянию. Это очень деликатная сфера, и важно, чтобы врач-геронтолог, осуществляющий наблюдение и лечение престарелых пациентов, был не просто специалистом-терапевтом, но и тонким психологом. Но и этого недостаточно, поскольку нужды пожилых людей отнюдь не ограничиваются потребностью в достойном материальном содержании, в медицинском уходе и лечении. В современных условиях перед учреждениями социальной защиты населения стоит задача не только создать условия для достойной жизни граждан, но и установить гармоничные отношения с социальным окружением, в том числе значительно расширить возможности социальной коммуникации, социальной активности граждан старшего поколения.
В этой связи усиливается значение системы социальной работы с данной социально-демографической группой, внедрение в практику социальных служб эффективных форм и методов комплексной поддержки пожилых, которая, согласно позиции геронтолога академика Д.Ф. Чеботарева, «не только добавит годы к жизни, но и жизнь к годам».
Эффективная организация деятельности социальной службы и специалиста социальной работы зависит от степени овладения инновационными технологиями социальной работы, к которым относятся технологии образования пожилых. Все это, в свою очередь, актуализирует внедрение технологий социально-педагогической поддержки пожилых, активизирующих их возможности в решении социальных проблем, позволяющих реально включиться в социальные отношения, эффективно организовать деятельность социальной службы и специалиста социальной работы, учитывая социальные потребности клиента.
Спецификой социально-педагогической работы с пожилыми является то, что она реализуется в учреждениях социальной защиты, специалистами социальной работы, социальными работниками, волонтерами и является педагогическим компонентом социальной работы.
В теории и практике социальной работы идет активная разработка проблемы поддержки незащищенных слоев населения, она предполагает междисциплинарное исследование.
Проблемами пожилых занимались: в аспекте социологии М.Д. Александрова, А.В. Дмитриев, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро, Л.С. Шилова; в русле медицины - В.М. Дильман, А.А. Дыскин, А.Н. Рубакин, З.Г. Френкель, Д.Ф. Чеботарев; в демографии - М.С. Бедный, Д.И. Валентей, А.Я. Кваша, Б.Ц. Урланис; в семье-ведении и феминологии - И.С. Кон, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев, Л.Т. Шинелева. Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внесли: выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев[6], обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения; современные геронтологи Г.С. Абрамова, В.А. Альперович, А.Г. Лидерс, А.А. Козлов, Р.С. Яцемирская, а также зарубежные авторы А. Адлер, Э. Берн, К. Хорни, Э. Фромм, Т. Шибутани.
Накоплен теоретический материал и эмпирический опыт социальной работы с пожилыми людьми (Р.М. Вебер, Н.Ф. Дементьева, И.П. Лотова, Э.В. Карюхин, О.В. Краснова, Э.С. Пушкова, А.И. Тащева, Е.И. Холостова, Н.П. Щукина и др.).
Появился ряд работ, исследующих социально-педагогический компонент в системе социальной защиты (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, И.А. Липский, Р.М. Куличенко, В.А. Никитин); социально-педагогическую поддержку пожилых (М.Д. Горячев, Н.Ф. Басов, В.А. Фокин, И.В. Фокин, Н.А. Шайденко, Н.Б. Шмелева); технологии социально-педагогической работы (Б.А. Алмазов, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина)[25].
Данная работа посвящена вопросам социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, на сравнительном материале двух таких учреждений г. Хабаровска.
Цель работы:
Исследование социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, сравнительная характеристика различных методов и подходов к данному вопросу.
Задачи работы:
1. Исследовать общих характеристик социально-психологической ситуации пожилого и старческого возраста.
2. Изучить современное состояние вопроса социально-культурной работы среди пожилых людей.
3. Рассмотреть сравнительную характеристику социально-культурной работы в домах интернатах для престарелых г. Хабаровска с оценкой ее эффективности на основании социологических опросов.
4. Выработать рекомендации по совершенствованию характеристику социально-культурной работы в домах интернатах для престарелых и инвалидов.
Предмет исследования – потребности одиноких пожилых людей в социально-культурной работе и методы ее удовлетворения.
Объект исследования – формы и методы социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Первоначальная гипотеза исследования – успешность и эффективность методов социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов обусловлена использованием комплексного социально-педагогического подхода в геронтологии.
Глава 1. Теоретические основы технологии работы с пожилыми людьми
1.1. Основные положения геронтологии как науки о пожилых людях
Начиная исследование, касающееся геронтологии (а главным образом - психологии пожилых людей, а также их культурных и социальных запросов), мы непременно должны начинать с вопросов возрастной периодизации. Она создает ту точку опоры, применяя которую, мы можем успешно оперировать понятийным аппаратом геронтологии. Проблема возрастных стадий в социализации носит дискуссионный характер. Как отмечает Г.М. Андреева, по поводу «распространения» социализации на периоды детства, отрочества и юности у ученых нет расхождений. Однако относительно дальнейших этапов идет оживленная дискуссия [7, С. 159-160].
Шарлотта Бюлер (1968) разработала свою периодизацию жизни человека, исходя из динамики развития намерений (интенций) – роли целеполагания в человеческой судьбе (См. табл. 1.).
Таблица 1.
Возрастная периодизация по Ш. Бюлер
Фаза |
Возраст |
Характеристика |
1 |
До 15 лет |
Отсутствие каких-либо точных целей. Живет настоящим, о будущем имеет смутное представление. В основном – развитие умственных и физических способностей. |
2 |
15-20 лет |
Подросток осознает свои потребности, способности и интересы. Вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Период первых дерзаний позволяет ему оценить, насколько он способен овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей. |
3 |
20-25 – 40-45 лет |
Зрелость вплоть до ее расцвета, самый богатый период жизни. Постановка ясных и четких целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни; принимаются решения, связанные с созданием собственной семьи и рождением детей. |
4 |
45-65 лет |
Подводятся итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Заглядывая в будущее, отныне человек вынужден пересматривать свои планы с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дет в семье. |
5 |
65-70 лет |
Перестают преследоваться цели, поставленные перед собой в юности. Оставшиеся силы тратятся на различные формы досуга. Пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое . |
Известный американский психолог Грейс Крайг в своей книге «Психология развития»(2002) ориентируется на следующие границы возрастных периодов(См. Табл. 2):
Таблица 2.
Возрастная периодизация по Г. Крайг
Возрастной период |
Годы |
Младенчество |
0-2 года |
Ранее детство |
2-6 лет |
Среднее детство |
6-12 лет |
Отрочество и юность |
12-20 лет |
Ранняя взрослость |
20-40 лет |
Средняя взрослость |
40-60 лет |
Поздняя взрослость |
60 лет и более |
[40].
В соответствии с международной классификацией, люди старшего возраста в любом обществе не могут рассматриваться как однородная группа. В ней можно выделить четыре подгруппы: пожилые (55-64 года), старые (65-74 года), очень старые (75-84 года) и престарелые (85 лет и старше).
В контексте нашего исследования определяющей является социально-педагогическая периодизация, разработанная А.В. Мудриком, согласно которой этапы социализации можно соотнести с периодизацией жизни человека: младенчество (0-1); раннее детство (1-3); дошкольное детство (3-6), младший школьный возраст (6-10), младший подростковый (10-12), старший подростковый (12-14), ранний юношеский (15-17), юношеский (18-23), молодость (23-30), ранняя зрелость (30-40), поздняя зрелость (40-55), пожилой возраст (55-65), старость (65-70), долгожительство (свыше 70).
Мы рассматриваем социализацию человека на этапе пожилого возраста с переходом в период старости, это возрастной отрезок с 55 до 65 лет.
С экономической точки зрения пожилой возраст обычно отождествляют с возрастом выхода на пенсию.
Людей, приближающихся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы:
1. Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.
2. Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя некому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег.
3. Третья группа людей названа равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни [2, с. 588-589].
По мнению Г.С. Абрамовой, граница пожилого возраста является в значительной степени условной, ибо его психологическая, биологическая или социальная граница всегда останется объективно индивидуальной. В научной литературе различают несколько видов старости: хронологический, физиологический, психологический и социальный.
Попытаемся выделить ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.
На первом этапе сохраняется связь с видом деятельности, который был ведущим для человека до перехода его на пенсию. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Связь может оказаться непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы. Но она может быть и опосредованной, через чтение специальной литературы, его выступления в качестве автора на профессиональные темы. Если же подобное участие обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает уже во второй.
На втором этапе наблюдается некоторое сужение интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже заметно преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков и т.д. В группах таких людей становится трудно различить, кто был инженером, кто врачом, а кто профессором философии.
На третьем этапе главенствующей становится забота о личном здоровье. Любимая тема для разговора - лекарства, способы лечения, травы. При чтении газет, при просмотре телепередач на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимыми в жизни человека становятся теперь участковый врач, суждения о его профессиональных и личностных качествах, лекарственных препаратах и т.д.
На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения субъекта сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, члены семьи, поддерживающие личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния; редкие телефонные звонки к нему и разговоры со старыми знакомыми, которых становится с каждым годом все меньше и меньше.
И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон). На этой стадии угасания жизни эмоциональность и общение почти отсутствуют.
Современная геронтология определяет содержание задачи личностного развития пожилого человека, которую можно сформулировать как установление связей вне семьи, расширение, изменение социальных контактов. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют это делать.
Навыки учительства и умение дать мудрый жизненный совет являются естественным следствием развития Я-концепции, диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека; они проявляются в социальном интересе. Психологи связывают его проявление с тремя областями объектов:
1) неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности - природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес, никак не связанный с его собственным Я, — это интерес бескорыстный;
2) все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого;
3) вселенная и мир в целом. Это идентификация как с живыми, так и неживыми объектами, это единство со всей полнотой мира - космическое чувство жизни.
Социальный интерес и его проявление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением.
Социальный интерес для самого пожилого человека и общественное внимание к нему, обеспечивающее достойное существование, на достойную жизнь, позволило бы жить в ладу с собой и с миром, а не ставить на себе крест при первых признаках старения [9, с. 591-594].
Один из основателей отечественной психологии Б.Г. Ананьев объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление [6].
Таким образом, старость представляет собой этап жизни человека, который предъявляет особые требования как к нему самому, так и к обществу, с которым индивидуум поддерживает связь и в помощи которого он сам нередко нуждается.
1.2 . Социально-культурные запросы пожилых людей и их психологические особенности
Геронтолог Р.С. Яцемирская считает, что в основе типологии пожилых и старых людей признаками, определяющими тот или иной личностный тип старения, являются: активность, отношение к выходу на пенсию и удовлетворенность жизнью [102]. И.С. Кон разделяет всех пожилых и старых людей на 6 групп, которые, по его мнению, демонстрируют психологически благополучное или неблагополучное старение:
· активная, творческая старость и высокая удовлетворенность жизнью;
· вся энергия направлена на устройство собственной жизни (материальное благополучие, отдых, развлечения, самообразование);
· смысл жизни в заботах об укреплении собственного здоровья;
· главное приложение деятельности в семье, но удовлетворенность жизнью невысокая, в основном этот тип характерен для женщин;
· недоброжелательное поведение, ворчуны, «терроризирующие» окружающих;
· разочарованные неудачники, одинокие [37].
Геронтолог Форд выделил несколько типов психологических установок, которые характерны для поведения пожилых, позитивную социализацию обеспечивает интеграция и попытка включиться в жизнь общества, невзирая на возраст и соспюяние здоровья, доброжелательность и открытость в отношениях с другими.
Э. Эриксон выделил несколько жизненных адаптивных этапов, содержание которых состоит в разрешении дилеммы двух противоположных психосоциальных установок (например, доверие - недоверие и автономия - зависимость на ранних этапах детства) (См. Табл. 3):
Таблица 3.
Стадии психосоциального развития по Э.Эриксону
Стадия |
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная сторона |
1.Орально-сенсорная |
Рождение – 1 год |
Базальное доверие – базальное недоверие |
Надежда |
2.Мышечно-анальная |
1 – 3 года |
Автономия – стыд и сомнение |
Сила воли |
3.Локомоторно-генитальная |
3-6 лет |
Инициативность – вина |
Цель |
4.Латентная |
6-12 лет |
Трудолюбие – неполноценность |
Компетентность |
5.Подростковая |
12-19 лет |
Эго-идентичность – ролевое смешение |
Верность |
6.Ранняя зрелость |
20-25 лет |
Интимность – изоляция |
Любовь |
7.Средняя зрелость |
26-64 года |
Продуктивность – застой |
Забота |
8.Поздняя зрелость |
65 лет - смерть |
Эго-интеграция – отчаяние |
Мудрость |
[93, с. 220].
В пожилом возрасте, когда подводятся жизненные итоги, основной психосоциальной дилеммой являются чувства целостности удавшейся жизни или отчаяния, вызванного ощущением жизненного краха [2, с. 28].
Активный и здоровый образ жизни - защита от депрессивных состояний, которые столь часты и опасны в позднем возрасте. Умение приспособиться к новому положению в обществе и семье, к изменившемуся состоянию очень важно в этом возрасте. Социально-педагогическая поддержка позволит включить пожилого человека в социально значимую деятельность, адаптировать к изменившимся социальным условиям, социальному статусу.
Н.Ф. Басов определяет социальную адаптацию пожилых как процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения, и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее [10].
Социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин «эйджизм» (от англ. Аge - возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую по отношению к пожилым людям.
Нам предстоит рассматривать проблемы социализации пожилых людей, разумеется, на отечественном материале. Рассмотрим, однако, для сравнения, как выглядит этот вопрос в современных США.
«В нашем обществе старики часто воспринимаются сквозь призму стереотипов. По результатам опросов населения, которые включают и пожилых людей, выяснилось, что существуют как позитивные, так и негативные представления о стариках, влияющие на отношение к ним общества. Эти стереотипы мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями, и могут приводить к социальным установкам и действиям, которые отбивают у них охоту принимать активное участие в коллективном труде и проведении досуга.
Примеры заблуждений, основанных на негативных стереотипах
1. Большинство старых людей бедны.
2. Большинство стариков не могут свести концы с концами из-за инфляции.
3. У большинства старых людей есть жилищные проблемы.
4. Старые люди, как правило, слабые и больные.
5. Старики не являются политической силой и нуждаются в защите.
6. Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых рабочих выше, чем у остальных.
7. Старые люди медленнее соображают и у них хуже память; у них ниже способность к обучению.
8. Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закоснели в своих привычках и не способны их менять.
9. Большинство старых людей живут в социальной изоляции н страдают от одиночества. Большинство стариков содержатся в домах престарелых. Примеры заблуждений, основанных на позитивных стереотипах
1. Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. Работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями.
2. Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много.
3. Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы.
4. Большинство старых людей отличается зрелостью, жизненным опытом мудростью. Они интересные люди.
5. Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям.
6. Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.
С объективной социальной точки зрения, нынешнее положение многих пожилых людей кажется широкой общественности неудовлетворительным. В среднем, образовательный уровень сегодняшних стариков ниже, чем у большинства населения. Некоторые дома престарелых, пользуясь немощностью старых людей, обеспечивают им только минимальный необходимый уход, при котором можно выжить, но нет смысла жить и тем более радоваться жизни. Газеты полны жутких историй о старушках, ограбленных озверевшими подростками, и душераздирающими рассказами об отчаявшихся стариках, ворующих в магазинах мясной фарш или питающихся собачьими консервами. До тех пор пока агрессивные группировки, выступающие в защиту старых людей, вроде «Седых Пантер», не заговорили громко об их потребностях, большинство населения, пожилых людей считали совершенно бесполезными.
Неудивительно, что старость кажется такой ужасной порой жизни. Продолжают ли действовать стереотипы прошлого теперь, когда люди старше 65 лет составляют более 12 % населения и все большая часть общества осознает значимость этого факта? В Калифорнийском государственном университете был проведен опрос среди 160 студентов для выявления их отношения к старикам. Вот некоторые результаты.
По оценке студентов, 30 % населения США составляют старики, нуждающиеся в обслуживании. Они считают, что слово старый следует использовать по отношению к людям старше 60 лет. Студенты сообщили, что хотя у них есть родственники и соседи преклонного возраста, они «не испытывают желания проводить время со стариками». По их словам, они чувствуют ответственность за стариков и относятся к ним «заботливо», но у тех есть множество несимпатичных черт, например дряхлость, эгоистичность, занудливость и чрезмерная болтливость. С их точки зрения, все старики — в той или иной степени инвалиды. Несмотря на то что у многих студентов были полные сил дедушки и бабушки старше 60 лет, их отношение к старикам не сильно изменилось по сравнению с тем отношением, которое существовало в конце семидесятых годов. Однако негативные установки и стереотипы вовсе не обязательно являются правилом. Ряд исследований показал, что установки в отношении старых людей час-то амбивалентны, если не сказать больше — внутренне противоречивы. Их нередко считают и мудрыми, и выжившими из ума; и добродушными, и постоянно брюзжащими и вечно всем недовольными; и проявляющими заботу об окружающих, и безразличными н необщительными. Возможно, пора начать рассматривать стариков не как однородную группу, а как отдельных людей, таких же разных, как люди любого другого возраста.
Рассматриваемые стереотипы представляют собой мозаику из реальности и фантазий. Некоторые проблемы только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны и одиноки, также как подростки не всегда прыщавы и невоспитанны. Среди тех, кому за 65, руководящих работников и людей, способных пробежать марафон, не меньше. чем затворников и любителей посидеть на скамеечке. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что большинство пожилых людей гораздо более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков в США»[40, c. 827-828].
Чем больше в нашем обществе будет пожилых людей с «конструктивной установкой», тем меньше они будут подвержены проявлениям эйджизма. Духовная свобода, которой такие люди обладают, дает им возможность думать по-своему, выбирать занятия по душе.
Итак, проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для любого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Проблема пожилого возраста в настоящее время - это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных современным условиям социально-организованных форм социализации пожилых людей.
Социально-педагогическая работа с пожилыми как взаимодействие социального педагога и подопечного представляет собой личностно-ориентированный процесс, направленный на оказание социально-педагогической поддержки.
В различных типах социальных учреждений и в конкретных организациях объем и соотношение составляющих социально-педагогической поддержки существенно различны, но выбор технологий определяется проблемным полем клиента.
Спецификой социально-педагогической работы является то, что она осуществляется в системе социальной защиты населения. Социально-педагогическую помощь пожилым в России осуществляют учреждения социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, организуют различные виды поддержки.
В.И. Альперович дает обобщенный портрет российского пожилого человека, обращающегося в социальные учреждения: это чаще всего женщина в возрасте за 60 лет; пенсионерка; вдова (разница в средней продолжительности мужской и женской жизни приводит большинство женщин к этому печальному этапу); проживает в сельской местности, но может быть и столичной горожанкой [4].
Проблемы пожилых людей имеют глубинные причины и носят долговременный характер. Они существовали всегда, но в каждый исторический период проявлялись по-разному. Эти проблемы особо обострены из-за социально-экономической ситуации в стране, из-за недостаточно уважительного отношения в обществе к пожилым людям, потери своего социального статуса, активной жизненной позиции.
Для пожилых людей серьезными проблемами являются: а) поддержка приемлемого материального уровня жизни, особенно в условиях инфляции; б) получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки;
в) изменение образа жизни и адаптация к новым условиям;
г) осознание естественного процесса старения, снижения физической активности, возможности активного передвижения,
д) проблема одиночества.
В пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности происходят изменения в условиях и образе жизни, в семейном и социальном положении. Получившая все большее распространение нуклеарная семья (состоящая из супругов и их подрастающих детей) приводит к изменению взаимоотношений и связей с пожилыми людьми. Человек в пожилом возрасте часто отделяется от ставших самостоятельными детей, а в старости остается в одиночестве; к этому добавляется проблема ослабления связей с обществом, близкими, потеря друзей и знакомых в связи с их уходом из жизни. Усиливающееся с возрастом одиночество является одной из острейших психологических и социально-педагогических проблем. Однако годы старения (а это достаточно длительный период) могут быть активными и приятными. Многое здесь зависит от самой личности и ее окружения, от состояния здоровья и физической активности, а главное - от соответствующего оптимистического настроя. Задача социального педагога заключается в поддержании этого настроя, а иногда и в его создании [75].
Одной из основных проблем пожилых людей является проблема здоровья. Острота положения пожилых, больных и инвалидов преклонного возраста, необходимость усиления их социальной защиты в условиях перехода к рыночным отношениям и принятия соответствующих политических и юридических решений определяют насущную потребность рассматривать данную возрастную группу населения в числе главных объектов деятельности социальных служб.
Показатели заболеваемости в пожилом возрасте выше, чем в других возрастных группах. Среди них только 22% практически здоровых. У 34% пожилых людей наблюдаются тяжелые нарушения функций органов. Около 70% больных имеют 4-5 и более заболеваний [77]. Накапливаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидности.
Среди проблем сами пожилые ставят на первое место комплекс вопросов, связанных с возрастными изменениями, сопровождающимися ухудшением их здоровья. У пожилых уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. 2/3 пенсионеров оценивают свое состояние как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. В целом по стране около 1,5 миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной помощи и социально-медицинских услугах [35, с. 23].
Другой проблемой для пожилых людей является снижение уровня жизни. Главным источником дохода людей пожилого возраста является пенсия, средний размер которой, несмотря на повышения, не доведен до уровня прожиточного минимума. Для большинства пожилых людей выход на пенсию - это снижение доходов в 1,5-2 и более раз [35, с. 23]. Так, в Тамбовской области (по данным областного отделения Пенсионного фонда РФ) 39% от общей численности пожилых людей получают пенсию ниже прожиточного минимума (1133 рублей). По уровню материального положения большую часть старшего поколения можно отнести к категории малообеспеченных или бедных. В нашей стране около 80% пожилых живут за чертой бедности. Наиболее тяжелым становится материальное положение в возрасте 60-65 лет - это связано с падением уровня доходов из-за выхода на пенсию мужчин; и в возрасте 70-75 лет, когда со смертью одного из супругов семейный доход также падает.
Еще одна проблема пожилых — одиночество. Одинокими считаются люди, не состоящие в браке, не имеющие семьи или не поддерживающие регулярной материальной и духовной связи с родственниками [13, с. 15]. По разным оценкам, в целом по России от 5 до 6 миллионов граждан старших возрастов одиноки. Среди них пожилые и старые люди составляют более 50% -около 1,5 миллиона человек. Они подвержены одиночеству чаще, чем молодежь - в 4-5 раз в городах и в 8 раз в сельской местности [13, с. 15].
Социологические исследования, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у лиц пожилого возраста занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100% [30, с. 20]. Пожилые, живущие одиноко, чаше жалуются на чувство одиночества, чем те, кто живет вместе с родственниками. Одиночество ощущают овдовевшие лица, их потребности в общении остаются неудовлетворенными, что приводит к появлению обостренного чувства недовольства всей жизнью, как прошлой, так и настоящей. Пожилые, проживающие отдельно, нередко бывают еще достаточно крепки, чтобы вести независимую жизнь при наличии определенной социально-педагогической поддержки.
Пожилые люди - очень разнородная возрастная группа. Это и достаточно трудоспособные граждане, которые могут и желают трудиться, то есть субъекты социально-педагогической работы; и пожилые люди, в значительной степени зависимые от других; и экономически обездоленные одинокие граждане; и представители «группы риска», злоупотребляющие алкоголем; и самые старшие возрастные группы, которые в силу физического состояния не могут обходиться без посторонней помощи [20].
Учитывая особенности социализации личности пожилого человека в современных условиях, необходимо проектировать технологии социальной работы с данной возрастной категорией.
Глава 2. Социально-культурная деятельность в Домах-интернатах для престарелых и инвалидов №1 и №2 г. Хабаровска
2.1. Краткая сравнительная характеристика Домов-интернатов для инвалидов №1 и №2
В данной работе мы рассматриваем сравнительную характеристику социально-культурной деятельности в двух учреждениях: Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1 (г. Хабаровск, ул. Гагарина д. 1-ж) и Дом-интернат для престарелых и инвалидов №2 (г. Хабаровск, пер. Автобусный д.1). Прежде чем сравнивать направленность мероприятий в том и в другом учреждении, определяя при этом их различия, нам следует рассмотреть те проблемы, с которыми сталкиваются оба эти учреждения.
Нормативная база этих двух учреждений в целом идентична, и поэтому мы ограничимся тем, что приведем Устав одного из этих учреждений (Приложение 2).
Рассматривать материально-технические и финансовые проблемы, которые стоят перед этими учреждениями, мы не будем в силу того, что это не входит в задачи данной работы. Тем не менее, указать на них необходимо; они являются общими для обоих учреждений. В качестве иллюстрации можно привести Приложение 3.
Другие проблемы связаны с индивидуально-психологическими особенностями контингента пожилых людей, проживающих в обоих учреждениях. Эти проблемы обусловлены двумя факторами: алкоголизацией контингента, во-первых, и формированием межличностных отношений между проживающими в доме-интернате пожилыми людьми, во-вторых. Следует отметить, что многие из проживающих в Доме-интернате пожилых людей имеют уголовное прошлое (вследствие чего и оказались к концу жизни одинокими). Вследствие этого, их взаимоотношения с другими пожилыми людьми оказываются не лучшими и создают много проблем, решение которых возлагается обыкновенно на персонал Дома-интерната.
В сравнительной характеристике двух этих учреждений важную роль играют прежде всего особенности проживающего в них контингента.
В обоих Домах-интернатах среди контингента преобладают лица женского пола: в Доме-интернате №1 женщины составляют 65 процентов, мужчины – 35 процентов; в Доме-интернате № 2 женщины составляют 72 процента, мужчины – 28 процентов. Это обусловлено общей демографической ситуацией среди старшего поколения. Выявлено также, что средний возраст проживающих составляет (см. Табл. 4):
Таблица 4.
Средний возраст контингента Домов-интернатов для престарелых
Средний возраст |
Мужчины |
Женщины |
Дом-интернат №1 |
76,5 |
78 |
Дом-интернат №2 |
75,5 |
77,5 |
Однако выявить другие существенные сведения из стандартной карты пациента не представляется возможным (Приложение 1). Поэтому был проведен дополнительный опрос, при котором были выявлены следующие сведения, составляющие характеристику контингента обоих учреждений (Таблица 5).
Таблица 5.
Характеристики контингентов Домов-интернатов
Характеристика |
Дом-интернат №1 |
Дом-интернат №2 |
Высшее образование |
3% |
4% |
Законченное среднее, среднее специальное или среднетехническое образование |
62% |
67% |
Незаконченное среднее образование |
35% |
29% |
Наличие в прошлом судимостей |
36% |
22% |
Алкоголизация (наличие соответствующего заключения нарколога) |
45% |
48% |
Как видно из Табл. 5, лица с высшим образованием представляют среди контингента Домов-интернатов незначительное меньшинство. Значителен процент лиц, не получивших законченного образования, а также имеющих судимости (в ряде случаев – до 5-6 судимостей). Данная проблема более характерна для Дома-интерната №1, хотя представлена и в другом учреждении. Велик процент пациентов с диагнозом хронического алкоголизма, составляющий до половины контингента (в действительности еще больше, поскольку в ряде случаев констатировалось только наличие бытового пьянства). Разумеется, такое положение дел создает немало проблем при социализации контингента данных учреждений.
В то же время изучать особенности социально-культурной деятельности в контексте только этих проблем было бы неправильным.
Разумеется, вышеуказанные проблемы необходимо решать. Но рассматривать перспективы и особенности работы с пожилыми людьми можно в двух аспектах: либо в негативном ключе (проблемы и их разрешение), либо в позитивном ключе (ресурсы и их раскрытие). Этот последний подход, несмотря на общую довольно безрадостную картину, представляется нам более правильным. В данном контексте мы рассмотрим вначале те общие черты социально-культурной работы с контингентом в том и другом учреждении, которые автору удалось идентифицировать на основании общего анализа деятельности обоих учреждений, и их особенности, отличающие подход в одном учреждении от подхода в другом.
2.2. Содержание социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 и №2
С позиции социальной педагогики в качестве базовой технологии работы с пожилыми людьми мы рассматриваем технологию социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическую поддержку определяем как:
1) создание оптимальных условий для решения социальных проблем человека;
2) поддержку в конкретной жизненной ситуации. Важнейшим ресурсом социально-педагогической работы с пожилыми является технология социально-педагогической поддержки как совокупность различных методов деятельности специалистов и служб, направленных на удовлетворение потребностей в защищенности, в социальном функционировании, а также на активизацию жизненных сил.
Выделяем два направления технологии социально-педагогической поддержки, которые могут оказываться непосредственно - через персонифицированную помощь, индивидуально и косвенно - через социальное «оздоровление» социума на институциональных уровнях, и соответственно два уровня технологий социально-педагогической поддержки: институциональный и личностный [21].
На институциональном уровне социально-педагогическая поддержка пожилых включает следующие виды поддержки: социально-правовую, социально-экономическую.
На личностно-ориентированном уровне социально-педагогическая поддержка пожилых включает виды помощи: консультирование, гуманитарная помощь, содействие в удовлетворении социальных интересов, в общении, установлении социальных контактов, культурном досуге. Социально-педагогическая поддержка будет реализована эффективно, если за основу ее проектирования выбран технологический подход [21].
Сложность в обосновании сущности технологии социально-педагогической поддержки пожилых связана с тем, что на сегодняшний день само представление о технологическом аспекте социально-педагогической работы наряду с относительно устоявшимися понятиями «социальные технологии» (И.Ф. Албекова, Н. Данакин, А. Зайцев, В.Н. Иванов, М. Макаров ) [2; 34]; «педагогические технологии» (В.П. Беспалько, А.С. Белкин, Л.И. Новикова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова) [15; 12; 71; 98], «технологии социальной работы» (И.Г. Зайнышев, Е.И. Холостова) [86; 85] включает также «психосоциальные технологии», «психолого-педагогические технологии» (Ю.А. Алешина, С.А. Беличева, С. Кратохвилл, Л.В. Мардахаев, Л.В. Петровская, В. Сатир, В.С. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий) [11; 51; 63; 88; 99.
Предмет технологии социально-педагогической работы с пожилыми можно выделить, основываясь на теории социальной работы, социальной педагогики, геронтологии, медицине, валеологии, деонтологии, социальном управлении и проектировании, правоведении и других науках, объясняющих гармоничную или дисфункциональную модели жизнедеятельности и социализации пожилых, условиях их гармонизации. Соответственно предмет технологии социально-педагогической поддержки пожилых - это оптимальные способы решения проблем социализации пожилых.
Поддержка - это не только создание оптимальных условий для решения социальных проблем, это и поддержка в конкретной жизненной ситуации. Социально-педагогическая поддержка направлена на то, чтобы научить клиентов решать свои проблемы, предполагает помощь в самопознании, адекватном восприятии окружающей среды, в конструктивном взаимодействии с обществом. Социально-педагогическая поддержка ориентирована на пожилого человека как на субъекта собственной жизнедеятельности.
Адаптируя подход Т.В. Анохиной к задачам нашего исследования, считаем, что этапами социально-педагогической поддержки пожилого человека на личностном уровне являются:
1 – диагностический - фиксация факта, сигнала проблемы, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с клиентом, совместная оценка проблемы с различных позиций;
2 - аналитико-поисковый - организация совместного поиска причин возникновения проблемы, принятие ответственности за разрешение проблемы, причины затруднений при принятии ответственности самим клиентом;
3 - договорный - заключение «договора» в любой форме в виде проектирования совместных действий социального работника и пожилого человека (разделение функций и ответственности по решению проблемы);
4 - деятельностный:
- действия пожилого человека (участие в проектной деятельности в группе или индивидуально, ориентация на социальный интерес, включенность, значимость спроектированных видов деятельности, их реализация самостоятельно);
- действия социального работника (координация специалистов, консультирование, воздействие на ближайшее окружение);
5 - рефлексивный - совместное осмысление пожилым человеком и социальным работником приобретенного нового жизненного опыта как позитивного и ценностно-значимого.
Предметом социально-педагогической поддержки является процесс совместного взаимодействия социального работника с подопечным в определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в самовоспитании, общении, образе жизни [96, с. 208].
Технология социально-педагогической поддержки направлена на то, чтобы научить человека решать свои проблемы, предполагает помощь в самопознании, адекватном восприятии окружающей среды, в конструктивном взаимодействии с обществом.
Социально-педагогическая поддержка пожилых людей базируется на принципах этики социально-педагогической работы, которые включают в себя гуманное отношение к людям, признание человека наивысшей ценностью и защита его человеческих прав. Система социально-педагогической поддержки включает в себя индивидуальные и групповые формы работы; предполагает такие методы как консультирование, беседа; лекция, тренинг и др. В оценке работы с пожилыми людьми наша позиция совпадает с позицией А.А.Козлова [38]. А.А. Козлов характеризует особенности организации работы с пожилыми.
Во-первых, когда речь идет о пожилых людях, необходимо различать нормальный, патологический и оптимальный процесс старения.
Во-вторых, необходимо иметь в виду межличностное разнообразие (гетерогенность) пожилого населения.
В-третьих, учитывать гибкость в подходах к потенциальным резервным способностям пожилых людей.
В-четвертых, считаться с возрастными ограничениями в развитии резервных способностей и адаптации к изменяющейся окружающей среде.
В-пятых, принимать во внимание обогащающие теорию и практику, а также компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных знаний, включая область новейших технологий.
В-шестых, учитывать возрастные негативные изменения в соотношении парадигмы «обретений и утрат».
В-седьмых, принять во внимание пластичность или гибкость психики пожилого человека.
Стратегия социальной практики при организации социальной работы с пожилыми людьми складывается из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации [40].
Селекция подразумевает поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены в связи с возрастом. В данной посылке речь идет о том, чтобы индивидуальные запросы были приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь.
Оптимизация заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях.
Компенсация состоит в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических
техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т.д. умножатся многократно [38, с. 65].
Принципами технологии социально-педагогической поддержки пожилых являются социотехнологические принципы (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, гуманистичность, открытость, партнерство) и этические (согласие на помощь и поддержку; опора на позитивные личные силы и потенциальные возможности личности; сотрудничество, содействие, соучастие; конфиденциальность; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства), а также принципы геронтологического и межпоколенного подходов.
Технология социально-педагогической поддержки пожилых - комплекс методов и средств профессиональной и непрофессиональной деятельности, гарантирующий качественный результат в виде субъектности пожилого человека.
Анализ технологий, применяемых в качестве базовых в Доме-интернате №1, показал, что это технологии защиты, обслуживания, которые направлены на пожилых как объект заботы, ухода. В практике данного социального учреждения преобладают методы защиты, а не поддержки и активизации клиентов.
В Доме-интернате №2 ситуация несколько иная; здесь большое распространение получил биографический метод социальной реабилитации.
Биографический метод является одним из наиболее доступных и широко применяемых в практике методов диагностирования в социальной работе с пожилыми. Это один из наиболее эффективных методов индивидуального диагностирования и мотивирования жизненной активности пожилых людей. Он имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило настоящее и продолжает влиять на него.
Мы согласны с позицией А. Лидерс, что к главным задачам при движении по этому пути относятся:
· выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека;
· исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути;
· выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшейся на всей биографии;
· обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии;
· формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них; создание адекватной временной перспективы.
Биографический метод предполагает работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их подписями и комментариями, его можно развивать в двух направлениях: в направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста, в котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков. Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать жизненный опыт.
Таким образом, биографические технологии формирования толерантного отношения к старению и индивидуального мотивирования жизненной активности человека являются наиболее адекватными в силу специфики данной возрастной группы.
Одной их частных технологий социально-педагогической поддержки пожилых, которые в тех или иных формах находили свою реализацию в обоих учреждениях, является технология социальной адаптации. М.Д. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе. Некоторые авторы называют старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке» [5, с. 31].
Н.В. Панина, изучая проблемы адаптации пожилых людей к статусу пенсионера при помощи личностно-ролевого подхода, предположила, что социальная адаптация пожилых заключается в освоении ими ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом адаптация представляется двумя компонентами: социальным - ролями, соотносящимися с данным статусом (нормативные модели поведения), и личностным - деятельностью индивида по выполнению этих ролей. Роли, соотносящиеся с данным статусом (нормативные модели поведения), зависят от конвенциональных ожиданий, то есть нормы и требования, предъявляемые к индивидам, достигшим границ определенного возраста, изменяются в зависимости от ожиданий окружающих. Изменяются не только нормативные параметры ролей, но и сам круг определенных ролей, соотносящихся с данным возрастом и социальным статусом. На уровень конвенциональных ожиданий, предъявляемых к роли в социальной микросреде, оказывают влияние общекультурные нормы и ценности, характерные для конкретной общественной системы, а также нормы и требования малых социальных групп (коллектива, семьи, групп общения).
Другими факторами, определяющими социальную адаптацию, являются ценностью нормы, эталоны, традиции общества в целом и пожилых людей в нем, так как адаптация не может быть исследована вне связи с функционированием общественных отношений в целом, вне объективных социальных процессов. Успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью (скоростью, объемом, «точностью») овладения стереотипами новой группы. При этом процессы групповой идентификации и усвоение групповых стереотипов идут параллельно и обусловливают один другой, то есть стереотипы начинают усваиваться в том случае, если человек идентифицирует себя с группой, в полной мере осознает себя ее членом.
Известно, что социальная адаптация обусловлена тем, что
- поведение человека зависит не столько от объективной ситуации, сколько от ее субъективной оценки;
- оценка ситуации связана с ведущими мотивами личности;
- адаптация человека к старению достигается тогда, когда устанавливается равновесие между когнитивными и мотивационными системами его личности.
Активная адаптация - процесс, направленный на сохранение личности и предполагающий ее качественные изменения, может быть средством сохранения и изменения человека в новых условиях.
Технология адаптации в модели социально-педагогической поддержки пожилых базируется на понимании сущности адаптивных процессов, их механизмов.
1. Адаптация - это определённый результат социальной работы, который может быть критерием её эффективности.
2. Адаптация - это процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой.
Социальное развитие личности обусловлено социальной адаптацией, а развитие механизмов социальной адаптации, в свою очередь, связано с активностью человека [96].
Важно учитывать, что адаптация личности есть противоречивый процесс, зависящий не только от биологических и психологических свойств человека, но и от его субъектного опыта.
Методами, позволяющими регулировать адаптационные процессы пожилого человека, являются: дискуссионная терапия; интеракционно-коммуникативная терапия; арт-терапия; групповая терапия; трудотерапия; логотерапия; образование и другие.
В Доме-интернате №1 практикуются методы, которые, при всей их традиционной направленности, в большей мере склоняются к субъект-объектному взаимодействию, в то время как в Доме-интернате №2 имеет место субъект-субъектное отношение. Другими словами, в первом учреждении пациентам отведена скорее пассивная роль. Во втором учреждении ситуация несколько иная, там практикуются прежде всего те методы социальной реабилитации, которые предполагают активное участие пациентов в работе учреждения.
Терапия пожилого человека выступает как механизм адаптации его личности.
Социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, в котором можно, по мнению И.Г. Зайнышева, выделить четыре качественные стадии:
1. начальная - клиент улавливает лишь правила поведения в новой среде (профессиональной, бытовой, социальной), погружение в новую среду, в иную систему ценностей;
2. терпимость - социальная среда и клиент признают равноценность эталонов поведения друг друга;
3. приспособление, то есть взаимные уступки - клиент принимает систему ценностей новой среды, но и среда принимает некоторые его ценности;
4. «полная» адаптация - клиент принимает новые ценности, становится представителем новой среды [86].
Особенностью социальной технологии по регулированию адаптационных процессов является учет возраста, цикличность этапов, использование индивидуальных и групповых методов, смена содержания видов деятельности коммуникативной, преобразовательной, ценностно-ориентированной, эстетической.
Достаточно широко в социальных учреждениях, работающих с пожилыми, используется технология консультирования как взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используются для оказания помощи в решении назревших социальных проблем. Представлено это направление и в рассматриваемых нами учреждениях.
Консультирование носит комплексный характер и является направленной помощью в объективной оценке стоящей перед клиентом проблемы. Главная цель социального работника - ликвидировать дефицит информации, найти оптимальный выбор варианта действия, решающего проблему клиента.
В консультировании необходимо учитывать возрастные особенности клиента. Оно делится по форме - на групповое и индивидуальное, по содержанию - на конкретное и перспективное. Консультирование как вид социальной работы включает изучение проблемы, то есть диагностику. Конечный же результат зависит от взаимопонимания социального работника и клиента.
Для того чтобы консультирование было эффективным, необходимы следующие условия:
- позиция консультанта не должна открыто противоречить взглядам клиента;
- необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов;
- при всех равных условиях клиент легче принимает позицию того человека, к которому испытывает эмоционально положительное отношение, то есть главной задачей специалиста является развитие положительного отношения к себе клиента. Специалист использует специальные психологические приемы формирования взаимопонимания: эмпатическое слушание, чуткое реагирование [86].
Разумеется, нельзя ожидать, чтобы во всех случаях данные требования и принципы соблюдались равно неукоснительно. Вследствие этого, результаты этих адаптогенных воздействий могут быть оценены только путем получения обратной связи от контингента Домов-интернатов, т.е. посредством социологического опроса.
2.3. Анализ социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 и №2 по данным социологического опроса
В ходе констатирующего эксперимента, автором данной работы был проведен опрос, в ходе которого опрашиваемым (т.е. контингенту данных учреждений) было предложено высказать оценку культурно-воспитательной работы в обоих Домах-интернатах. Оценка строилась по четырехуровневой шкале: отлично; хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Опрос проводился анонимно. Результаты опроса приведены в таблице 6:
Таблица 6.
Оценка эффективности социально-культурной работы Домов-интернатов
(по данным социологического опроса)
Оценка |
Дом-интернат №1 |
Дом-интернат №2 |
«Отлично» |
9% |
15% |
«Хорошо» |
22% |
65% |
«Удовлетворительно» |
59% |
15% |
«Неудовлетворительно» |
10% |
5% |
Таким образом, мы видим, что в Доме-интернате №2 средние оценки качества социально-культурной работы значительно выше. Это объясняется прежде всего тем, что в этом учреждении большая часть этой работы производилась руками самих проживающих, а персонал лишь направлял эту деятельность. В то же время в Доме-интернате №1, при больших, вероятно, относительных трудозатратах эффект от социально-культурной работы оказался значительно ниже.
Приведенные данные наглядно демонстрируют, насколько более предпочтительным является в данном случае субъект-субъектный тип взаимодействия, предполагающий активную деятельность со стороны контингента Дома-интерната, даже и в тех тяжелых условиях, которые создает специфика контингента данных учреждений. Справедливости ради надо заметить, что если работа сотрудников Дома-интерната №1 оказалась менее эффективной, то винить в этом в значительной мере следует не их самих, а особенности контингента данного учреждения. В ряде случаев на ролях неформальных лидеров в нем оказывались лица с криминальным прошлым, а это ставило под удар всю проводимую работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.-299с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -623с.
3. Албегова И.Ф. Социальная работа: история, теория и технология / Междунар. акад. псих. наук; Каф. соц. технологий ЯрГУ; Под ред. И.Ф. Албеговой, В.В. Козлова. - Ярославль: Социум, 1997.- 137с.
4. Алъперович В.Д. Социальная геронтология: Пожилым и молодым о старости и старении. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997. - 576 с. - (Сер. Учебники и учеб. пособия).
5. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974. - 150 с.
6. Ананъев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -СПб.:Питер, 2001.-272с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1978.-416с.
8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: МГУ, 1984. - 95 с.
9. Асмолов А.Г. Мир образования // Культурно-историческая психология и конструирование миров. - Воронеж, 1996. -589с.
10. Басов Н.Ф. Словарь-справочник по геронтологии. - М., 2000. - 50 с.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Соц. здоровье России, 1993. - 199 с.
12. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 192 с.
13. Белорезова Л.М. Учитесь стареть. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибри, 2002. - 15 с.
14. Беляев И.И. Третий возраст. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976. - 103 с.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
16. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 2-9.
17. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -672 с.
18. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 7-15.
19. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. -207с.
20. Вебер Р.М. Подростки и пожилые люди: сотрудничество в социальной работе / Науч. ред. М.П. Гурьянова. - М.: Изд-во АСОПиРРФ, 1998.-139с.
21. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Избр. тр. - М., 1984. - Т. 4. - 198 с.
22. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. -336с.
23. Гарашкина Н.В. Введение в специальность: Программа курса. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. -9с.
24. Гарашкина Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: Методологический анализ // Гаудеамус. - Тамбов, 2002. - № 2. -С. 30-39.
25. Гарашкина Н.В., Курилович Н.В. Технологии образования пожилых: социально-педагогический подход: Учебное пособие /Н.В. Гарашкина, Н.В. Курилович; Министерство образования и науки РФ, Тамбов, гос. Ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина; ООО «Центр-пресс», 2004. – 84 с.
26. Гибш Г., Форвег М. Введение в марксистскую социальную психологию. - М.: Прогресс, 1972. - 296 с.
27. Глуханюк /1.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегия его освоения. - 2-е изд., доп. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2003.- 112с.
28. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. - М., 2001. - 226 с.
29. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Диагностические методы в социальной работе: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 66 с.
30. Ерусланова Р.И. Социальная проблема - старение // Ученые записки. - 2000. - № 3 (19). - С. 20.
31. Жмуров В.А. Психопатология. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2002. – 668 с.
32. Змеев С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 207 с.
33. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. -М.: Экономика, 2001. - 325 с.
34. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
35. Киселев С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благосостояние граждан пожилого возраста: Выступление на Европейском семинаре «Работа, экономика и благосостояние: профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех». — М., 1999. — 20 с.
36. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. -222 с.
37. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Просвещение, 1978. -271 с.
38. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.
39. Кононова Л.И. Опыт старшего поколения - молодым // Ученые записки. - 2000. - № 1 (17). - С. 19-24.
40. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
41. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - М., 2001. - 231 с.
42. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 288 с.
43. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: Учеб. пособие. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. -289 с.
44. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессиональная деятельность: Моногр. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 199,8.-240с.
45. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособиё для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 272 с.
46. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности: Избр. псих. произв. - М.: Педагогика, 1983. -318с.
47. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. - 2000. -№ 2 (10). - С. 6-11.
48. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М: Наука, 1984. - 444 с.
49. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2003. - 269 с.
50. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.Л. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 192 с.
51. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Л.: Ленинград. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1974. -9с.
52. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 200 с.
53. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-426с.
54. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. - М.: Флинта, 1999.-72с.
55. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 3-8.
56. Образование взрослых: опыт и проблемы / Петербургский ун-т пед. мастерства; Ин-т образования взрослых РАО; Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 167 с.
57. Образование для третьего возраста: опыт, проблемы, перспективы: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Орел, 1999. -110с.
58. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. -М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.
59. Панина Н.В. Роль семьи в проведении досуга пенсионеров и их социальной адаптации // Геронтология и гериатрия: Пожилой человек, медицинская и соц. помощь. - Киев, 1982. -С. 156-160.
60. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
61. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: МГУ, 1989. - 216 с.
62. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Прогресс, 1982.-241 с.
63. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Галагузовой. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001. - Вып. 4. - 432 с.
64. Понятовская О. Старшее поколение в 3-м тысячелетии // Социальная защита. - 2002. - № 1. - С. 2-5.
65. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002. – 402 с.
66. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. псих. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Издат. центр «Академия», 2003.-416с.
67. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
68. Рубинштеин С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Проблемы общей психологии. - М., 1973. -С. 241-342.
69. Секарева Н.Б. Социально-педагогическая реабилитация пожилых людей в учреждениях социальной защиты: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2002. - 23 с.
70. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
71. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1.- 288с.
72. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
73. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко; Сост. Е.П. Агапитов и др. - М., 1998. - 300 с.
74. Социальная работа с пожилыми в США: Сб. ст. / Отв. ред. В.А. Фокин; Сост. И.В. Фокин, Н.А. Шайденко; Пер. с англ. В.А. Фокина, И.В. Фокина, В.П. Булатова, В. Андреева, Д.О. Хавронюка. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед: ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002. - 308 с.
75. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. -М., 1998. - 120 с.
76. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. -427с.
77. Социально-психологические особенности третьего возраста // Материалы семинара ЦСПСД «Дом Милосердия». -Тамбов, 2003. - С. 30-35.
78. Специфика положения и социальное самочувствие женщин пожилого возраста в современных условиях. - М.: Соц.-технол. ин-т МГУС, 2002. - 320 с.
79. Справочник по психиатрии/ Под ред. А.В. Снежневского. – М.: Медицина, 1985. – 416 с.
80. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с. - (Сер. Мастера психологии).
81. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Педагогика, 1975. - 268 с.
82. Темичева Е. Новый выход «социалки» // Социальная защита. - 2002. - № 1.-С. 12-14.
83. Теория и методика социальной работы / Под общ. ред. академика Академии соц. наук В.И. Жукова. - М.: МГСУ Изд-во «Союз», 1994. -200с.
84. Теория социальной работы: Учеб. // Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2001. - 334 с.
85. Технологии социальной работы: Учеб. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 400 с. - (Сер. Высшее образование).
86. Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
87. Топчий Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благополучной обстановки // Работник соц. службы. - 2002. - № 1. -С. 49-57.
88. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей.: Учеб. пособие. - М.: МГСУ, 2000.-216с.
89. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей: Автореф. канд. соц. наук: 22.00.04.-М., 2000.-23с.
90. Успехи геронтологии в России и США: Матер. междунар. геронтол. конф. (23-25 апр. 2003 г.) / Отв. ред. В.А. Фокин. -Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. - 237 с.
91. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. –
2-е изд. - М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 296 с.
92. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 296 с.
93. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – 608 с.
94. Чошапов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. -№ 2. - С. 21-29.
95. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 272 с.
96. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. - М.: Владос, 1995. - 544 с.
97. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М: Академия, 2001. -208 с.
98. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей: Науч. изд. - М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. -412 с.
99. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая шк., 1994. -111с.
100. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Изд-во Питер, 1999. - 656 с. - (Сер. Мастера психологии).
101. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1996. - С. 75-82.
102. Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 192 с.
103. Ericson E.H. Childhood and society (2nd ed.). New York, 1963, p. 268.
104. Ericson E.H. The life cycle completed. New York: Norton, 1982, p. 61.
105. Ericson E.H. Life cycle. In international Encyclopedia of the Social Sciences (Vol.9, pp. 286-292) New York: Crowell Coller & Macmillan, 1982.