№ заказа |
393 |
Вариант, тема |
Доменные имена, правовое регулирование, соотношение их с товарными знаками |
Дисциплина |
Правовая информатика |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Введение. 3
Раздел 1: Понятие доменного имени. 4
Раздел 2: Правовое регулирование отношений связанных с использованием доменных имен. 7
Раздел3 : Соотношение доменного имени с товарными знаками. 10
Заключение. 13
Библиография: 15
Введение
Конституция Российской Федерации признает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации является признание и защита частной собственности. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» признает возможность физических и юридически лиц, а также государства обладать информационными ресурсами. В законе признается право собственности на информационные ресурсы и средства их обеспечения за лицами, на средства которого эти объекты приобретены, или получены.
Сеть Интернет предоставляет её пользователям безграничные возможности по распространению информации. Создание информационных ресурсов в сети Интернет очень быстро приобрело популярность благодаря своей простоте и сравнительно небольшим финансовым затратам. Достаточно зарегистрировать доменное имя, преобразовать информацию в доступный для понимания компьютером вид, заплатить за хостинг, и вот информационный ресурс уже создан. Владельцы коммерческих структур изначально недооценили потенциальные возможности сети Интернет, по продвижению и рекламе их товаров и услуг. Но когда они пожелали создать свои собственные ресурсы, многие из сходных с их брендами доменных имен, были уже заняты другими лицами. И вот последовали серии судебных процессов, в которых стороны пытаются выяснить, что же является важнее - приобретение доменного имени как основание прав на него, или обладание исключительными правами на составляющие бренда организации.
Цель написания данной работы - раскрыть правовое регулирование отношений связанные с доменными именами и их соотношение с товарными знаками.
Раздел 1: Понятие доменного имени.
Доменное имя - это индивидуальный адрес компьютера, подключенного к Интернету, средство адресации соответствующего информационного ресурса (домена) Использование доменного имени значительно упрощает установление связи пользователя с компьютером, на котором расположен искомый информационный ресурс.
Основной целью доменного имени в сети Интернет является различие одной области информационного пространства от другой. Пункт 2 статьи 4 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» признаёт доменное имя способом адресации в сети Интернет. Регистрация доменного имени производится исключительно с целью создания информационного ресурса, при этом само доменное имя является единственным способом адресации к информационному ресурсу в сети Интернет. Но фактически доменное имя выполняет функции не только адресации к информационному ресурсу, но является ещё и средством индивидуализации, а также наименованием информационного ресурса. Пользователь сети Интернет запоминает информационный ресурс, а также в последующем к нему обращается именно по доменному имени. Поэтому доменное имя будет входить в состав имущества и являться неотъемлемой частью информационного ресурса.
Различают домены общего пользования (в частности, ".com", изначально предназначавшийся для коммерческих организаций), домены ограниченного использования (например, ".gov", предназначающийся для правительственных организаций США), а также национальные двухбуквенные домены, соответствующие кодам стран по стандарту ISO 3166-1 (в том числе ".ru", предполагающий, что ресурс имеет отношение к России).
Регулирование системы доменной адресации в настоящее время осуществляется на основе сложившихся обыкновений. За функционирование системы «доменных имен» отвечает ряд национальных и международных организаций (ICANN, ВОИС, Правительственный сетевой информационный центр США и др.). Указанные организации осуществляют регистрацию доменных имен второго уровня (например, «nic.ru»). Порядок и условия такой регистрации в различных странах и для разных "доменных имен" могут сильно отличаться.
Большая часть доменов второго уровня регистрируется по заявкам организаций и частных лиц. Организационная и техническая поддержка их функционирования осуществляется регистрирующей организацией в течение установленного договором срока, как правило, за определенную плату. В России регистрацией доменов второго уровня в зоне «.ru» занимается РосНИИРОС (Российский НИИ развития общественных сетей, http://www.ripn.net) - некоммерческая организация (учреждение), зарегистрированная в 1992 году. "Доменное имя" второго уровня должно состоять из цифр и букв латинского алфавита. Выбирая домен второго уровня для своего сайта, обычно стараются найти слово, которое соответствует названию организации, товара или направления деятельности, а также легко читается и запоминается.[1]
Доменные имена по целевому назначению информационных ресурсов, можно разделить на коммерческие, некоммерческие и смешанные.
Коммерческие домены - это имена информационных ресурсов, используемых их владельцами или иными лицами в целях извлечения прибыли. Среди таких доменов, в свою очередь, можно вычленить группы.
К первой группе относятся ресурсы, являющиеся непосредственными инструментами извлечения прибыли. Условно назовем их непосредственно коммерческими. Через них происходят страхование, заказ товаров, и др.
Вторую группу составляют ресурсы, не используемые непосредственно в целях извлечения прибыли, но информирующие пользователей о товарах и услугах владельца ресурса и других лиц, рекламирующие эти товары и услуги, сообщающие о производителях и исполнителях, о порядке и условиях заключения договора. К этой категории можно отнести информационные страницы в сети Интернет, принадлежащие производственным, инвестиционным, страховым компаниям, банкам и проч. Ресурсы этой группы назовем непосредственно информационными, или рекламными.
Существуют ресурсы, совмещающие обе эти цели, - универсальные коммерческие ресурсы. Они принадлежат к третьей группе.
Коммерческие информационные ресурсы также используются для осуществления предпринимательской деятельности. Они могут быть такими же объектами прав, как программа или база данных ЭВМ. Объектом прав, фактически исключительных, служит и домен, адресующий пользователей на этот ресурс и его индивидуализирующий. Информационный ресурс формирует устойчивые связи с контрагентами.
Коммерческие домены, индивидуализируя сетевое предприятие администратора, представляют собой сетевое коммерческое обозначение.
Некоммерческие домены. В отличие от традиционных средств индивидуализации, информационные ресурсы и доменные имена широко используются в некоммерческих целях. Самые известные некоммерческие ресурсы - это сайты государственных органов, политических и других некоммерческих организаций. Владельцами (администраторами) доменных имен могут быть и юридические лица, и граждане, причем последние независимо от того, являются ли они предпринимателями.
Очевидно, что до тех пор, пока доменное имя применяется в некоммерческих целях, быть средством индивидуализации по смыслу ст. 138 ГК РФ и затрагивать интересы владельцев прав на товарный знак они не могут.
Смешанные домены. К этой категории, относятся домены, ресурсы которых служат как коммерческим, так и некоммерческим целям.
По личности владельца различаются домены, принадлежащие физическим лицам и юридическим лицам. При этом физические лица могут быть владельцами домена независимо от того, являются ли они предпринимателями без образования юридического лица.
Существуют и иные критерии классификации доменов: по иерархии, по отраслям, стране регистрации и др. [2]
Раздел 2: Правовое регулирование отношений связанных с использованием доменных имен.
В настоящее время законодательство Российской Федерации в настоящее время вообще не содержит нормативно- правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с регистрацией, использованием и оборотом доменных имен. Отсутствует законодательно определенная терминология и понятийный аппарат. Подобное состояние правового регулирования порождает неопределенность в сфере оборота доменных имен и судебной практике.
Единственным источником непосредственного регулирования оборота доменных имен являются акты Российского Научно- Исследовательского Института развития общественных сетей. Последний создан в 1992 году, ныне действует как некоммерческая организация и осуществляет регистрацию доменов в зоне ru. и в этом качестве представлен в международном Центре по регистрации адресного пространства Интернет RIPE NCC (Голландия, Амстердам). Будучи некоммерческой организацией, РосНИИРОС не может создавать нормативно- правовые акты, тем не менее, понятийные аппарат и регламент этого учреждения могут послужить основой для будущих нормативных актов.
В России первые иски подавались с требованиями о запрете использовать (регистрировать) имена доменов, содержащие фирменное наименование истцов. Первоначальные попытки предъявить иск к РосНИИРОСу заканчивались провалами. Это неудивительно, т.к. указанный НИИ осуществлял только регистрацию доменных имен, но никогда их не использовал, да и не мог использовать в силу своего правового положения.
С учетом сказанного, дальнейшие иски подавались правообладателями к киберсквоттерам. РосНИИРОС фигурировал в них преимущественно как третье лицо. Наметившаяся положительная тенденция - вынесение судами решений о запрете ответчикам (киберсквоттерам) использовать доменное имя правообладателя- страдала существенным недостатком. Дело в том, что законодательство о товарных знаках (а именно оно было и остается основным подспорьем правообладателей в борьбе за свои домены) предусматривает только возможность запрета использования товарного знака (в том числе в доменном имени), а значит, после вынесения судом решения о запрете одному киберсквоттеру использовать в наименовании домена спорный товарный знак ничто не препятствует другому зарегистрировать этот домен на себя, еще до того, как это успеет сделать правообладатель, и снова предложить последнему выкупить домен.
Понимая положение правообладателей и законодательную неурегулированность этой проблемы, РосНИИРОС взял инициативу на себя и 10 апреля 2002 г. внес изменения в "Регламент и тарифы на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне RU", предоставив правообладателям на основании вынесенного судебного решения возможность в приоритетном порядке зарегистрировать домен на себя.
Изменения в Регламенте коснулись оснований аннулирования регистрации доменных имен. Эти изменения должны упростить процедуру исполнения судебных решений для тех лиц, чьи права были признаны нарушенными в судебном порядке в результате использования администратором доменного имени объекта, правами на который обладает истец. Пункт, касающийся аннулирования регистрации доменного имени, в новой редакции звучит следующим образом:
«Регистрация доменного имени аннулируется до истечения срока действия регистрации в следующих случаях:
1) по письменному заявлению Администратора домена;
2) по вступившему в законную силу решению суда, признающему администрирование домена его Администратором нарушением прав истца и/или запрещающему использование в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец.
При этом преимущественным правом на регистрацию аннулированного домена обладает лицо, чьи права суд признал нарушенными. Для реализации преимущественного права указанное лицо обязано направить в РосНИИРОС письменное заявление о регистрации доменного имени в течение 30 календарных дней со дня аннулирования регистрации».
После внесения указанных поправок наметилась позитивная тенденция передачи доменов правообладателям. Положительный для истцов исход судебных разбирательств стал возможен благодаря четкому формулированию исковых требований, которые укладывались в способы защиты товарных знаков и положения Регламента регистрации доменов.
Другое существенное изменение, затрагивающее рассматриваемую проблему, - внесенные 24 декабря 2002 г. поправки в Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
К сожалению, положительная цель, преследуемая законодателем, не была достигнута новой редакцией ст.4 «Исключительное право на товарный знак», а более внимательное изучение поправки вызывает массу новых вопросов и проблем, не имеющих четкого и адекватного правового решения. Помимо всего сказанного проблема заключается еще и в том, что законодательству неизвестно понятие "доменное имя": что это такое и каков его правовой режим. Например, российский регистратор доменов в регламенте регистрации заменит словосочетание «доменное имя» каким-то другим, скажем, "индивидуальный адрес владельца интернет-ресурса" или "символьный идентификатор IP адреса". При выпадении словосочетания «доменное имя» становится не вполне ясно, к чему будут относиться положения ст.4 Закона о товарных знаках. Поэтому предпочтительным является либо четкое определение этого термина в Законе о товарных знаках (в целях указанного Закона) либо (предпочтительно) удаление подп.5 из п.2 ст.4 Закона с формированием самостоятельного правового акта, определяющего правовой режим доменного имени и порядок рассмотрения конфликтов, с ним связанных.
Российская судебная практика по «доменным спорам» показала, что отечественное правосудие не готово к рассмотрению дел данной категории. Поскольку Интернет-сфера появилась сравнительно недавно, для нее еще не сформирована надлежащая правовая база, а также необходима подготовка юридических кадров. Это усложняет положение истца, поскольку требуется разъяснить специфику проблемы. «Неторопливость» правосудия играет на руку ответчикам, которые стараются затянуть дело и свести его к выкупу домена.
Раздел 3: Соотношение доменного имени с товарными знаками
Более сложным является вопрос о соотношении прав на товарные знаки и прав на доменное имя.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождение товаров» никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения правообладателя, и нарушением исключительного права правообладателя признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров для индивидуализации, которых товарный знак зарегистрирован, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в сети Интернет, в частности доменном имени и при других способах адресации.
Пункт 3.3. «Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания», утвержденный Роспатентом 25.11.95 г., указывает, что регистрация производится только для тех товаров и услуг, которые указаны в заявке (свидетельстве) о регистрации товарного знака. То есть приоритет обладателя товарного знака признается лишь в отношении тех товаров, работ и услуг, которые будут указанны в свидетельстве о регистрации товарного знака. Поэтому, рассматривая вопрос, имеет ли товарный знак приоритет над доменным именем, необходимо выяснить к каким товарам и услугам «Международного Классификатора Товаров и Услуг» можно отнести доменное имя. Как способ адресации доменное имя является технической возможностью в сети Интернет, обеспечивающей коммуникационное соединение пользователя с информационным ресурсом. По «Международному Классификатору Товаров и Услуг», коммуникационные соединения относятся к классу под номером 380038. Но фактически доменное имя выполняет еще функции индивидуализации информационного ресурса в сети Интернет и его наименования. Статья 17 Закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» признает право собственности на средства обеспечения информационных ресурсов за лицами, на средства которого эти объекты приобретены, или получены. Поэтому, рассматривая вопрос о соотношении прав на доменное имя и прав на товарный знак, доменное имя следует рассматривать, как часть информационного ресурса. Приоритет товарного знака над доменным именем может быть подтвержден лишь при условии регистрации в отношении коммуникационного соединения (адресации пользователя) в сети Интернет и наименования идентифицируемого им информационного ресурса.
При этом следует учитывать, что информационный ресурс по своей природе многофункционален, и может принадлежать как физическим, так и юридическим лицам, которые могут его использовать как в коммерческих, так и в некоммерческих целях. Поэтому регистрация товарного знака в отношении данных объектов, сможет удостоверять приоритет лишь при условии коммерческого использования информационного ресурса. Это следует из закона о товарных знаках, где указанно, что товарный знак используется лишь при условии ввода товаров в хозяйственный оборот. Так же приоритет товарного знака над доменным именем в случае некоммерческого использования информационного ресурса нарушал бы конституционные права и законные интересы физических лиц, как не имеющих возможности зарегистрировать товарные знаки.
В данной работе я хочу остановиться о мировом регулировании проблемы соотношения доменных имен и товарных знаков. В настоящее время постепенно получает всеобщее признание правило, что не всегда использование в названии домена буквенного обозначения, совпадающего с неким товарным знаком, можно признать нарушением прав владельца товарного знака. Иногда лицо, зарегистрировавшее домен с определенным именем имеет на него права не меньшие, чем владелец товарного знака (например, владелец личного имени, совпадающего с товарным знаком). Иногда даже не имея основанных на законе прав, лицо, зарегистрировавшее домен, по сложившейся мировой практике скорее всего сохранит домен, если оно зарегистрировало и использовало домен добросовестно (например, владелец домена, посвятивший сайт своей любимой собаке, имя которой случайно совпало с неким товарным знаком).
К примеру, Единые Правила Рассмотрения Споров о Доменных Именах, действующие во многих доменных зонах, в частности в зонах .com, .org, .net. предусматривают, что спор о домене будет рассмотрен только при наличии всех трех перечисленных ниже обстоятельств: доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания на которое заявитель имеет права; у ответчика нет прав или законных интересов в отношении доменного имени; и доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно. В административном процессе заявитель должен доказать наличие каждого из названных трех элементов.
Доказательствами недобросовестности регистрации могут служить, помимо прочего: обстоятельства, указывающие на то, что ответчик зарегистрировал или приобрел доменное имя главным образом с целью продажи, сдачи в аренду или передачи иным образом заявителю, который является владельцем товарного знака или знака обслуживания, за деньги или иные ценности, превышающие подтвержденные расходы ответчика, прямо относящиеся к доменному имени; ответчик зарегистрировал доменное имя, чтобы помешать владельцу товарного знака или знака обслуживания отразить знак в соответствующем доменном имени, при условии, что ответчик следовал такой модели поведения; ответчик зарегистрировал доменное имя, главным образом, в целях помешать деятельности конкурента; используя доменное имя, ответчик намеренно пытался привлечь, с коммерческой целью, пользователей Интернет к своему интернет-ресурсу, создавая возможность того, что принадлежащий заявителю знак будет воспринят как имеющий отношение к источнику существования.
Далее, Единые Правила предусматривают возможность для ответчика доказать, что он имеет права на домен. Доказывать это он может следующим: использование доменного имени или демонстрация подготовки к использованию доменного имени, до того как ответчиком были получены уведомления о споре, для добросовестного предложения услуг или товаров; или ответчик (как частное лицо, юридическое лицо или организация) был широко известен по доменному имени, даже если он не приобрел прав на товарный знак или знак обслуживания; или
Суммируя вышесказанное, в мировой практике владельцы товарных знаков далеко не всегда могут претендовать на соответствующие домены.
Заключение
Таким образом, рассмотрев в данной работе понятие доменного имени, правовое регулирование отношений связанных с их использованием, соотношение доменных имен с товарными знаками в заключении хочу сказать, что в настоящее время. Уже не раз выдвигались предложения кардинального решения «доменных» вопросов. Одни базировались на необходимости проведения проверки в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент) каждого доменного имени перед регистрацией, другие - на инициативе перестроения всей системы доменных имен в зоне .ru. Но, первый путь резко увеличит время и стоимость регистрации домена (и не решит вопрос предпочтения из нескольких обладателей прав на товарных знак, зарегистрированный по разным классам МКТУ).
Неудачен и второй путь. Формирование в рамках зоны .ru новой системы доменных имен, основанной на выделении доменных зон для физических и юридических лиц, выделение доменов для товарных знаков, зарегистрированных в тех или иных классах МКТУ, доменов для фирменных наименований и т.д. не является целесообразным, поскольку усложнит доступ пользователей к интернет-ресурсам, а главное - не сможет решить поставленной цели, т.к. одну и ту же фамилию носят разные люди, в рамках одного или нескольких субъектов РФ есть организации с тождественными наименованиями, один и тот же товарный знак по разным классам МКТУ зарегистрирован на разных лиц.
Вместо революционного подхода к решению «доменных» споров целесообразнее было бы пойти более «мягким» путем. Наличие правил, призванных разрешать «доменные» дела силами высококвалифицированных специалистов-юристов, где главный критерий обладания доменом добросовестность, возможно, было бы оптимальным путем, который позволил бы снизить остроту конфликтов в этой сфере и избавил бы традиционное правосудие от дел этой категории.
Действие правил можно было бы распространить на: товарные знаки; знаки обслуживания; названия географических объектов; названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы или искусства, персонажи из такого произведения; фамилию, имя, псевдоним известного человека или производное от них обозначение; обозначения, состоящие из элементов, представляющих собой сокращенные или полные наименования международных организаций, или сходных с ними до степени смешения обозначения; обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия.
Уже сейчас Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), понимая неурегулированость указанных выше объектов, рассматривает вопрос о передаче таких конфликтов под юрисдикцию UDRP. Возможно, уже пора вывести российский сегмент сети Интернет из внеправового пространства.
Однако, наиболее эффективным способом решения доменной проблемы в России остается принятие соответствующего нормативного правового акта на уровне федерального закона.
Разумеется, процесс принятия такого акта требует времени, но избежать этой проблемы не получится. Внесение изменений в существующие нормативные правовые акты только усилит противоречия, т.к. не позволит в полной мере учесть специфику доменных имен. Чем раньше начнется работа по созданию такого нормативного акта, тем эффективнее будет результат.
Библиография:
1. А. Трофименко «Наименования доменов как особая разновидность объектов информационной природы» «Российская юстиция», N 2, февраль 2003 г.
2. А.Г. Серго «О путях разрешения конфликтов, связанных с доменными именами» // «Право и экономика», N 10, октябрь 2003 г.)
3. В.А. Плотников «Доменное имя и нарушение прав владельца товарного знака» //, «Законодательство», N 5, май 2005 г
4. Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет - Волтерс Клувер, 2004 г.
[1] А. Трофименко «Наименования
доменов как особая разновидность объектов информационной природы» «Российская
юстиция», N 2, февраль
[2]В.А. Плотников «Доменное
имя и нарушение прав владельца товарного знака» //, «Законодательство», N 5,
май