№ заказа |
226.1 |
Вариант, тема |
2 |
Дисциплина |
аграрное право |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Введение. 3
Глава1: Особенности реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий. 5
1.1. Основные направления преобразований сельскохозяйственных предприятий. 5
1.2. Порядок преобразований колхозов и совхозов в новые организационно- правовые формы. 8
1.3 Права собственности работников сельскохозяйственных организации на земельную долю и имущественный пай. 12
Глава 2: Особенности приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию материально- техническому обеспечению сельского хозяйства. 16
Глава 3: Особенности приватизации государственно- кооперативных (кооперативно- государственных) предприятий АПК. 20
Заключение. 22
Задача: 24
Библиография: 31
Введение.
Несмотря на богатые природные и трудовые ресурсы, Россия отставала от развитых стран мира по уровню урожайности сельхозкультур, продуктивности животноводства и производительности труда. Одной из причин низкой эффективности сельскохозяйственного производства являлось лишение крестьян собственности на землю и другие средства производства.
Необходимость коренных изменений в сельском хозяйстве России назрела давно, однако попытки улучшить сельскохозяйственное производство неоднократно оканчивались неудачей. С начала 60-х годов предпринимались определенные попытки повысить эффективность сельскохозяйственного производства за счет внедрения внутрихозяйственного расчета, коллективного и арендного подряда.
В 1990 г., с введением поправок к Конституции Российской Федерации, впервые предоставлялась возможность коренным образом изменить экономические отношения в аграрном секторе. Этому способствовало принятие и других законодательных актов, предусматривавших частную собственность на землю и реорганизацию колхозов и совхозов. Новое законодательство, однако, не привело к формированию частного сельскохозяйственного сектора как основного в аграрной сфере.
Для перевода сельского хозяйства России на рельсы частного производства в крупных масштабах, в 1991-1995 гг. были приняты указы президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, которые определили порядок передачи земли и имущества колхозов и совхозов членам трудовых коллективов и пенсионерам этих хозяйств. В них также предусматривалось выделение земли и имущества для собственников земельных долей и имущественных паев, которые хотели организовать свое крестьянское хозяйство.
Цель написания данной работы - раскрыть особенности реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных и муниципальных предприятий АПК. Достижение поставленной цели возможно осуществить через решения следующих задач:
1.Необходимо раскрыть особенности реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий;
2.Раскрыть и проанализировать особенности приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию материально- техническому обеспечению сельского хозяйства.
3. Раскрыть особенности приватизации государственно- кооперативных (кооперативно- государственных) предприятий АПК.
Объектом нашего исследования является – аграрное право. Предмет исследования - порядок применимый при осуществлении реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных и муниципальных предприятий АПК,
Глава1: Особенности реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий.
1.1. Основные направления преобразований сельскохозяйственных предприятий.
При переходе к рыночной экономике реформирование колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий стало неизбежным. Статус сельскохозяйственных коммерческих организаций дает им возможность осуществлять предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, стремиться к получению прибыли от пользования землей и другим имуществом, от продажи произведенной продукции. Положительное влияние на развитие сельскохозяйственного производства изменение организационно-правовых форм может оказать только во взаимосвязи с совершенствованием экономических условий хозяйствования».
Основными путями формирования новой производственной структуры должны были стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежит земля.
Реорганизация- это процессы разделения предприятий на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно- правовую форму.[1]
Реорганизация колхозов и совхозов, была нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей.
Реорганизация, как способ преобразования предприятий давно известна нашему законодательству и хозяйственной практике. Реорганизация предприятий, в том числе и сельскохозяйственных зачастую носила широкомасштабный и повсеместный характер. Так, в процессе реорганизации было осуществлено укрепление колхозов и их разукрепление. Однако, несмотря на масштабность ранее проводимой реорганизации, она не меняла экономических основ сельскохозяйственного производства - отношений собственности на средства производства.[2]
В рекомендациях Ремкозема от 11 августа 1992 года по реорганизации колхозов и совхозов закреплены принципы - основные начала, положения которыми должны были руководствоваться колхозы и совхозы при реорганизации. Это: сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего сельское хозяйство профиля использования объектов в реорганизуемых объектах; обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равнодоступности объектов производственной и социальной инфраструктуры; добровольность выбора организационно- правовой формы предприятия в рамках действующего законодательства; социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизуемых хозяйств; учет национальных и исторических особенностей.
Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет следующие формы реорганизации слияние, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Права и обязанности реорганизуемых лиц переходят к вновь образованным юридическим лицам.
Особенностью реорганизации, по Указу Президента РФ «О
неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»
от 27 декабря
В соответствии с требованиями этого Указа в 1992 году перерегистрацию прошли три четверти колхозов и совхозов (19719 из 25609). Причем большинство крестьян отдали предпочтение коллективным формам хозяйствования.
За исключением отдельных случаев формальной либо даже принудительной реорганизации хозяйств, в целом реорганизация колхозов и совхозов в новые формы хозяйствования положительно сказалась на структуре сельскохозяйственного производства, способствовала реализации права свободного выбора форм предпринимательства на селе, повлекла за собой изменение либо установление вновь правового статуса хозяйств.
Приватизация предприятий АПК имеет определенную специфику, что обуславливает ее особое правовое регулирование. Данная специфика предопределена, главным образом, особенностями сельскохозяйственного производства, его зависимостью от почвенно- климатических условий, сезонностью и т.д.
Особенности приватизации в агропромышленном комплексе имеет место не только применительно к земле, но и в определении самого круга государственных сельскохозяйственных предприятий, подлежащих приватизации. Основной вид государственных сельскохозяйственных предприятий- совхозы не подлежали приватизации. Согласно т.12 ранее действовавшей Конституции РСФСР, совхозы, как и колхозы, признавались собственниками закрепленного за ними имущества (за исключением земли). Это конституционное положение, впервые появившейся в законодательстве в 1990 году, выделило совхозы из прочей массы государственных сельскохозяйственных предприятий и сблизило их с колхозами и другими кооперативными предприятиями, которые всегда признавались собственниками принадлежащего им имущества. Таким образом, «первый акт» приватизации можно считать состоявшая еще до принятия Закона РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации негосудсартвенных и муниципальных предприятий»
Согласно Основным положениям программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год подлежали обязательной приватизации объекты государственной и муниципальной собственности, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры в Российской Федерации, а также предприятия и объекты, недостаточная эффективная деятельность которых сдерживала темпы экономического развития страны и формирование рынка. Среди таких объектов значились государственные обслуживающие предприятия в АПК.[3]
1.2. Порядок преобразований колхозов и совхозов в новые организационно- правовые формы.
Четкий ответ на вопрос о том, какие организационно-правовые формы хозяйствования создавались в процессе реорганизации колхозов и совхозов содержался в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г.
В соответствии с п. 5 Положения при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могли быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские.) хозяйства и их объединения.
В случае принятия собранием трудового коллектива государственного сельскохозяйственного предприятия и колхоза решения о сохранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. При этом обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Тем самым устанавливались правовые гарантии получения будущим фермером при выходе его из хозяйства причитающегося ему и другим выходящим из хозяйства членам его семьи земельного надела и определенного имущества как материальной базы для развертывания крестьянского хозяйства и первых шагов его функционирования. В этом между прочим и состоит одна из целей и задач реорганизации колхозов и совхозов.
Колхоз, сохраняющий при перерегистрации прежнюю форму хозяйствования, должен функционировать как сельскохозяйственный производственный кооператив.
Этому призваны способствовать Рекомендации по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, в соответствие с действующим законодательством, утвержденные Министром сельского хозяйства и продовольствия РФ по согласованию с Председателем Российского совета колхозов и других форм хозяйствования 4 января 1993 г
В Рекомендациях, в частности, говорится, что колхоз является одной из форм сельскохозяйственного производственного кооператива.
Устав колхоза, принятый общим собранием его членов, является основным юридическим документом, регулирующим внутрихозяйственные отношения, и вместе с тем учредительным документом, определяющим его взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и гражданами. В связи с этим в Уставе рекомендуется зафиксировать изменения, произошедшие в колхозе под влиянием аграрной реформы, а также учесть местные условия и особенности.
В отношении совхозов законодательством также установлено, что в случае принятия собранием трудового коллектива совхоза решение о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется его перерегистрация с закреплением земли в соответствии с законодательством. Такой совхоз является сельскохозяйственным предприятием с правом собственности на принадлежащее ему имущество и государственной собственностью на землю, переданной ему в бессрочное (постоянное) пользование, производит и реализует сельскохозяйственную и иную продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
В современных условиях совхозы стали субъектами предпринимательской деятельности; они самостоятельно формируют производственную программу, выбирают поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливают на нее цены.
Министерство сельского хозяйства РФ разработало и утвердило 14 января 1993 г. Рекомендации по разработке уставов совхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования.
В соответствии с этим документом |главной задачей совхоза является производство сельскохозяйственной и другой продукции, ее переработка и реализация на основе рационального использования земли, других ресурсов и получения прибыли для повышения благосостояния членов коллектива, улучшения условий их труда и быта.
Совхоз самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Совхоз является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, в том числе валютный, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Совхоз может иметь товарный знак, эмблему и другие реквизиты. Устав совхоза утверждается общим собранием трудового коллектива.
Совхоз действует на принципах полного хозрасчета, несет имущественную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по производству сельскохозяйственной продукции и его совершенствованию, социальному развитию и материальному стимулированию работников.
Таковы в общих чертах слагаемые правового положения совхоза, сохраняющего прежнюю форму хозяйствования. И все же, несмотря на сохранение прежнего наименования, такой совхоз уже не является государственным предприятием, а представляет собой одну из разновидностей коллективного предприятия, о чем должно быть указано в его уставе.
Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ в ред. 1990 года не все государственные сельскохозяйственные предприятия, а только часть их — совхозы - были провозглашены собственниками произведенной ими продукции, средств производства и другого имущества, необходимого для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности,
Более того, согласно п. 27 Положения о реорганизации колхозов,
совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных
предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября
Государственные сельскохозяйственные предприятия в своей деятельности соблюдали общие нормы о правах и обязанностях предприятии любой организационно- правовой формы, изложенные в ст.16-20 Закона РФСФР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,в которых закреплялась значительная свобода предприятия в решении многих вопросов производственно- хозяйственной деятельности, максимально приближающая ее к правовому статусу предприятия собственника. [4]
Установлены к общему порядку особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, обусловленные необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования государственной собственности.
Так, обязательным условием реорганизации государственных племенных и конных заводов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков и других аналогичных государственных сельскохозяйственных предприятий являлось сохранение выполнения ими производственных функций по основной специализации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы, производства высококачественных сортовых семян и посадочного материала. В связи с этим выделение части имущества и земли (обеспечивающих выполнение данных функций) в натуре при выходе работника из состава хозяйства не допускалось. Эти положения закреплялись в уставе создаваемого предприятия.
Реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, а также -имущества государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляли внутрихозяйственные комиссии, созданные в соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г.
1.3 Права собственности работников сельскохозяйственных организации на земельную долю и имущественный пай.
Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной земельным законодательством Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавались заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К этой заявке прилагались
списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в
соответствии с Указом Президента РФ от 2
марта
Кроме того, в списки включались временно отсутствовавшие
работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на
прежнее место работы (в случае их
возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению
численности работников после 1 января
В соответствии с п. 11 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий от 4 сентября 1992 г. размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивалась в размере 50 кратного налога на землю.
При определении земельной доли (пая) должны были учитываться все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков:
-переданных в ведение сельских, поселковых Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
-включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду.
Для реорганизуемых колхозов и совхозов была важна правовая норма, закрепленная п. 12 Положения, что в случае, если площадь земельных угодий, выделенных коллективу хозяйства в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном настоящим Положением, окажется меньше площади прежних земельных угодий, то приоритетное право на аренду или выкуп оставшейся части земельных угодий предоставляется гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхозов или совхозов с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этого хозяйства.
Решение о дополнительном выделении земельных угодий реорганизуемым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства принималось местной администрацией по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
В соответствии с п. 13 Положения определение размера индивидуальных имущественных паев осуществлялось на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого сельскохозяйственного предприятия.
Общий паевой фонд определялся как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из общей стоимости имущества хозяйства исключалась стоимость объектов социальной сферы и июкенерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создавался.
Имущественный пай работника в общем паевом фонде определялся с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада работника выбирался коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и мог осуществляться с учетом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей.
Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на селе, определялся в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом.
В перечень лиц, имевших право, на имущественный пай, согласно п. 14 Положения, включались: работающие в хозяйстве; временно отсутствующие по уважительным причинам работники; пенсионеры хозяйства.
Трудовой коллектив мог также принять решение о включении в
этот перечень работников объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, лиц, работавших в
хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных из хозяйства по
сокращению численности работников после 1 января
В соответствии с п. 16 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных предприятий владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами:
получить при выходе из предприятия с целью создания крестьянского фермерского хозяйства;
внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив;
продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Стоимость имущественного пая и стоимость земельной доли могли быть объединены. Владельцы имущественных паев и земельных долей могли обменивать их между собой. При этом земельные участки не должны превышать предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или создания сельскохозяйственных предприятий.
При выделении работникам имущественных долей (паев) в натуре средства производства (по видам) распределялись между работниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хозяйству, специализации производства, целесообразности сохранения отдельных участков производства и других условий.
До сих пор мы говорили преимущественно о колхозах и совхозах, сохранивших свой статус. Таких хозяйств на первом этапе реформы насчитывалась одна треть от общего их числа. Большинство же колхозов и совхозов были в основном преобразованы в общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества (8.551), сельскохозяйственные кооперативы (1.662), ассоциации крестьянских хозяйств (748), подсобные сельские хозяйства предприятий (347)[5]
Глава 2: Особенности приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию материально- техническому обеспечению сельского хозяйства.
Порядок и особенности приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, с учетом сложившихся технологических и экономических связей было определено Положением о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно- техническому обслуживанию и материально- техническому обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года №708, утратившего в настоящее время силу.
Данное положение распространялось на следующие виды предприятий: сахарные заводы; плодоовощеконсервные заводы; предприятия первичного виноделия и спиртовой продукции; табачно-ферментные заводы; крахмало-паточные предприятия; предприятия по первичной переработке лубяных культур и шерсти; убойные пункты, хладобойни, мясоптицекомбинаты, мясо-молочные и мясокомбинаты, молококомбинаты, молокозаводы, маслосыркомбинаты и сырозаводы, молокоприемные пункты; маслодобывающие заводы (вырабатывающие растительное масло); предприятия, обеспечивающие выработку и хранение муки, крупы и комбикормов и др.
Положением предусматривались следующие способы приватизации предприятий, к которым относились: продажа акций акционерных обществ открытого типа (по закрытой подписке производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов); продажа предприятий на коммерческом конкурсе и на некоммерческом инвестиционном конкурсе (с ограничением состава его участников); продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий на аукционе; выкуп арендованного имущества.
При определении конкретного способа приватизации необходимо было учитывать: отраслевую специфику предприятий; целесообразность сохранения профиля предприятий; и монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по отношению к производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов и потребителям услуг предприятий агропромышленного комплекса; мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия.
При приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса акции трудовым коллективам предоставлялись в порядке и с учетом вариантов льгот, установленных Государственной программой приватизации. Остальные акции предлагаются в течение 3 месяцев с момента принятия решения о приватизации для продажи по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям и рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприятия, признаваемым покупателями
В течение 3 месяцев каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель и рыбодобывающее предприятие (кроме крестьянских хозяйств) имел право подписаться на акции, общее количество которых не превышало квоты, определяемой в соответствии с его долей в поставках сырья приватизируемому предприятию или в общем объеме услуг, получаемых от него.
Для участия в подписке на акции крестьянским (фермерским) хозяйствам, другим вновь образуемым сельскохозяйственным товаропроизводителям в зоне действия приватизируемого предприятия предоставлялась суммарная квота в соответствии с их общим числом и планируемым объемом производства, но не менее 10 процентов общего количества акций данного предприятия.
Сельскохозяйственные товаропроизводители выкупали акции указанных перерабатывающих и обслуживающих предприятий по номинальной цене и с рассрочкой платежей до 3 лет.
В итоге получилось то, что для совхозов возникли трудности в доказывании ими права признания покупателями, поскольку совсем недавно они были государственными предприятиями (до внесения изменений в Конституцию РСФСР (ст.12), согласно которым совхозы признавались собственниками всего принадлежащего им имущества. Во- вторых, трудовые коллективы большинства предприятий всех видов выбрали второй вариант льгот и завладели контрольным пакетом акции (до 51% голосующих акций без каких либо скидок на их стоимость). По состоянию на 1 января 1996года таких предприятий в сфере переработке сельскохозяйственной продукции оказалось 83 % предприятий производственной инфраструктуры- 72 %, в том числе ремонтно- технических- 73 %, автотранпсорта-81 %, На первом варианте льгот, который предоставляя возможность работникам приобрести акции бесплатно в пределах 25 % уставного капитала и по пониженной на 30 % цене – в пределах 10 % уставного капитала, остановился выбор трудовых коллективов незначительного числа предприятий (Хотя и руководители и должностные лица были поставлены в преимущественное положение – опцион до 5 % уставного капитала предоставлялись акции этой категории работников). Поэтому по состоянию на 01 января 1996года всего лишь 14,4 % перерабатывающих предприятий и 11,5 предприятий производственной инфраструктуры предоставляли предприятиям – сельскохозяйственным товаропроизводителям выкупить контрольный пакет акций, а таких предприятий и того меньше 9,4 %, в строительстве- 6%. В результате монополизации в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса очень скоро ударил по экономике всех сельскохозяйственных предприятий. В результате монополизм в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса очень скоро ударил по экономике всех сельскохозяйственных предприятий. Начались попытки исправлять сложившееся положение. Указом Президента РФ «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию и материально- техническому снабжению агропромышленного комплекса от 20 декабря 1994 года установлено, что льготы акционерам в покупке акции используются по первому варианту в соответствии с основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 года. [6]
Приватизация сданных в аренду предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, а также предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса осуществлялось различными способами в зависимости от наличия в договоре аренды права выкупа и согласия не менее половины членов трудового коллектива предприятия - арендатора.
Положением устанавливался перечень предприятии приватизация которых была запрещена. К ним относились: предприятий биологической промышленности и их подсобно-производственных сельских хозяйств; предприятий по переработке конопли; морских рыбных портов; предприятий рыбопромысловой разведки; предприятий, осуществляющих контроль за состоянием и охраной окружающей среды и природных ресурсов (бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, хозяйства по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб); мобилизационных запасов предприятий и государственных резервов.
Глава 3: Особенности приватизации государственно- кооперативных (кооперативно- государственных) предприятий АПК.
Особо урегулирован порядок реформирования кооперативно- государственных (государственно- кооперативных) предприятий в АПК, который был определен Положением, утвержденного постановлением Правительства от 04.09.1992,
Данное Положение распространялось на государственно-кооперативные (кооперативно-государственные) предприятия агропромышленного комплекса, которые были созданы путем объединения имущества колхозов, совхозов, межколхозных, государственных и других предприятий и организаций.
В результате принятия решения о реорганизации предприятия согласительная комиссия подготавливала предложения о реорганизации государственно-кооперативного (кооперативно-государственного) предприятия агропромышленного комплекса, проекты учредительных документов и организовывала проведение собрания учредителей.
Учредители на собрании принимали решение о создании предприятия, его организационно-правовой форме, уставном фонде предприятия, утверждают устав, избирают совет (правление), его председателя.
Для проведения реорганизации и приватизации данных видов предприятий агропромышленного комплекса необходимо было определить долю каждого пайщика в составе имущества.
Долевое участие хозяйств-пайщиков определялось по имеющимся документам, отчетным данным, уточнялась выверкой долей каждого из них и оформлялось актами сверки, подписанными согласительной комиссией. Доля имущества, относительно которой комиссия не получила документального подтверждения права на нее со стороны пайщика, признавалась государственной. Доли хозяйств-пайщиков, определенные с учетом прироста имущества за счет прибыли (дохода) за время деятельности государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, подлежала закреплению в учредительных документах и учитывалась на их балансах.
Владельцы паев вправе были передать пай в качестве учредительного взноса в государственно-кооперативное (кооперативно-государственное) предприятие агропромышленного комплекса, продать или безвозмездно передать ее трудовому коллективу этого предприятия.
Согласительная комиссия подготавливала предложения о реорганизации государственно-кооперативного (кооперативно-государственного) предприятия агропромышленного комплекса, проекты учредительных документов и организовывала проведение собрания учредителей.
Преобразование
предприятия в акционерное общество и приватизация государственной доли
государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий
агропромышленного комплекса осуществлялась на условиях, которые были установлены Государственной программой приватизации
и Положением о приватизации предприятий по первичной переработке
сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по
производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому
обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября
Заключение
Таким образом, основными путями формирования новой производственной структуры были призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, в результате которых должна быть была создана система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребителя.
В результате проведенной в 90-х годах прошлого столетия реорганизации колхозов и совхозов, а также приватизации государственных и муниципальных предприятий АПК сельское хозяйство стало многоукладным. В настоящее время в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей функционируют хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства. Развивается право частной собственности, в том числе и на земельные участки. Существенно расширилась хозяйственная самостоятельность товаропроизводителей.
с 27 января 2003 года согласно Постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2002 года № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения» все нормативные акты, определяющие порядок реорганизации колхозов и совхозов утратили силу.
Вместе с тем, в целях защиты интересов работников сельскохозяйственных предприятий, не реорганизованных до указанной даты, Законами некоторых областей, было установлено, что сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться гражданам на праве общей собственности в ходе реорганизации или приватизации указанных организаций. В качестве примера можно привести закон самарской области «О земле».
Данным законом определен перечень категорий граждан, имеющих право на безвозмездное приобретение земельных участков нереорганизованных сельскохозяйственных предприятий в долевую собственность, к которым относятся:
-работники сельскохозяйственных организаций, в том числе временно отсутствующие, за которыми в соответствии с федеральным законом сохраняется место работы, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком;
-граждане, уволенные из сельскохозяйственных организаций по сокращению численности или штата работников данных организаций после 1 января 1992 года;
-пенсионеры, проработавшие в сельскохозяйственных организациях и проживающие в пределах занимаемой ими территории;
-лица, получившие инвалидность за время работы в сельскохозяйственных организациях;
-работники организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях, которые заняты сельскохозяйственными организациями, и имущество которых находится на балансе сельскохозяйственных организаций.
Для приватизации сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственной организации образуется внутрихозяйственная комиссия, которая с учетом требований федерального и областного законодательства организует проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, составляет списки лиц, имеющих право на получение земельных долей, рассчитывает размеры земельных долей, подготавливает документы для передачи органам, осуществляющим предоставление земельных участков и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Размеры долей в праве общей собственности на земельный участок граждан, включенных в список лиц, имеющих право на получение земельных долей при приватизации земельных угодий конкретного сельскохозяйственного предприятия, являются равными.
Решение о приватизации земельных угодий сельскохозяйственного предприятия принимается органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками.
Государственная регистрация права общей долевой собственности граждан, включенных в список лиц, имеющих право на получение земельных долей, осуществляется в общем порядке. При этом за регистрацией обращаются все лица, включенные в список, или уполномоченное ими лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности, на регистрацию должен быть представлен кадастровый план земельного участка, переданного в долевую собственность, а также документ об оплате государственной регистрации.
В качестве правоустанавливающего документа заявителями должен быть представлен акт уполномоченного органа о передаче земельного участка в общую долевую собственность, приложением к которому должен являться перечень лиц, имеющих право на получение земельных долей, утвержденный внутрихозяйственной комиссией.
Таким образом, на территории Российской Федерации фактически сохраняется возможность приватизации земель сельскохозяйственного назначения при реорганизации сельскохозяйственных предприятий. При этом порядок приватизации земли в общем и целом аналогичен ранее существовавшему порядку.
Задача:
Ассоциация «Менщиковская» 19 мая 2000г. обратилась в районный суд с исковым заявлением о признании недействительными постановлений администрации района от 8 мая 2000 г., согласно которым четырем гражданам (членам семьи Сидоровых) были выделены по 7,4 га земли ассоциации в натуре, и об обязывании этих граждан возвратить ассоциации в натуре незаконно полученные ими 29,6 га пашни.
Истец сообщает, что в соответствии с решением районной комиссии по реорганизации колхозов и совхозов и постановлением администрации района от 02.02.93г. на каждого выбывающего члена ассоциации с учетом ее специализации как племенного хозяйства может быть выделено лишь по 1,22 га пашни. Решением администрации от 29.06.94г. «О выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей ассоциации «Менщиковская» ошибочно был разделен неделимый земельный фонд ассоциации и определена земельная доля в размере 7,4 га пашни, что послужило основанием для постановления администрации от 8 мая 98г. о выделении указанным гражданам земли в натуре в том же размере. О принятии незаконных постановлений администрации от 8 мая 1998 года и от 29 июня 1994 года ассоциации стало известно только в феврале 2000 года.
Решением районного суда постановление администрации района от 29 июня 1994 года отменено и решение вступило в законную силу. Однако ответчики отказались добровольно выполнить предложение ассоциации о возврате незаконно полученной земли.
1. осветите общий порядок реорганизации колхозов и совхозов.
2. Раскройте особенности приватизации земли в специализированных сельскохозяйственных коммерческих организациях.
3. Охарактеризуйте правовой статус ассоциации «Менщиковская».
4. Определите правомерность действия районной администрации.
5. Решите дело.
Решение
Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями:
· Раздел имущества на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;
· Реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;
· Реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив.
Направление реорганизации выбирается коллективом сельского хозяйства на добровольной основе. Принцип добровольности не распространяется на колхозы и совхозы, объявленные несостоятельными.
Независимо от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства должны быть соблюдены следующие общие процедуры:
В колхозе или совхозе создается реорганизационная комиссия, в которую входят представители местных органов власти, администрации хозяйства, трудовых коллективов, районного управления сельского хозяйства, комитета по земельной реформе, основных кредиторов хозяйства. Возглавляет эту комиссию руководство хозяйства. Состав комиссии утверждается соответствующей районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В функции реорганизационной комиссии входят:
- разработка проекта реорганизации хозяйства;
- обеспечение процесса реорганизации хозяйства;
- организация и контроль за оценкой и разделом на паи имущества и земель хозяйства;
- организация и контроль за соблюдением законности при выделении из хозяйств работников с имущественными и земельными паями;
- обеспечение рациональной системы землеустройства на территории реорганизуемого хозяйства при выделении из него более мелких предприятий;
- определение правопреемников реорганизуемого хозяйства по ранее заключенным договорам и полученным кредитам;
- в случае необходимости выполнение функций ликвидационной комиссии;
- правовое и экономическое консультирование работников при выборе ими организационно-правовой формы предприятия;
- информирование населения о ходе и процедурах реорганизации.
В случае необходимости реорганизационная комиссия в праве привлекать экспертов для консультации.
Деятельность реорганизационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением о комиссиях по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае, если избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли.
Имущественные и земельные доли могут быть объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим.
Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство собственности.
Если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то после определения индивидуальных имущественных и земельных долей каждый работник или группа могут выйти из колхоза или совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право на получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пределах суммы своей имущественной доли в соответствии с порядком, установленным законодательством.
2.Особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, определены Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года №708 согласно которому, специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.
3. Ассоциация «Менщиковская» является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, для содействия ее членам в достижении целей, предусмотренных Уставом Ассоциации..
Ассоциация «Менщиковская» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом Ассоциации.
Ассоциация «Менщиковская» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на ее самостоятельном балансе, вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, самостоятельно формируют производственную программу, выбирают поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливают на нее цены.
Ассоциация «Менщиковская» может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации по решению Общего собрания учредителей Ассоциации, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов учредителей Ассоциации.
Ассоциация «Менщиковская» в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Ассоциация «Менщиковская» несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Имущество, переданное Ассоциации ее членами, является собственностью Ассоциации. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, определяемом Общим собранием учредителей.
4. Согласно п.10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий – при определении земельной доли (пая) учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий. Однако из п.22. данного положения следует, что с учетом специфики данной ассоциации как племенного хозяйства необходимо учитывать сохранение целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства. Таким образом действия районной администрации в отношении разделения земельного фонда ассоциации и определение земельной доли в размере 7,4 га пашни и о выделении членам данной ассоциации земли в натуре в том же размере являются незаконными.
5. На основании выше изложенного семья Сидоровых обязана вернуть ассоциации в натуре незаконно полученные ими 29,6 га пашни.
Библиография:
1. Гражданский кодекс РФ (ч.1);
2. ФЗ от 21.07.1997г. №12- ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»;
3. Указ Президента РФ «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию и материально- техническому обеспечению агропромышленного комплекса» от 20 декабря 1994г.;
4. Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года.
5. Постановление Правительства РФ от 04 сентября 1992г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»;
6. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995г. «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию и материально- техническому обеспечению агропромышленного комплекса»;
7. А.В. Рыгалова «Аграрное право», М.2002г.;
8. М.И. Козырь «Аграрное право России: проблемы становления и развития» М. 2003г.;
9. Аграрное право, под ред. Г.Е. Быстрова, М.2000г.
10. Веденин Н.Н. «Приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты)»// Государство и право, 1996г. №3
11. Палладина М.И. «О дальнейшем развитии аграрной реформы и некоторых аспектах правового статуса сельскохозяйственных предприятий и организаций АПК// Государство и право, 1997, №1;
12. Правовые проблемы реформирования сельскохозяйственных предприятий (Материалы круглого стола)// Государство и право, 1996г. №3;
[1] Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов (утв. Минселхозом РФ 14 января 1992г., приложение 1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992года №570)
[2]Н.Н. Веденини «Приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты)//Государство и право №4, 1993г. С.60
[3] Аграрное право под ред. проф. Г.Е. Быстрова, М.2000г. С. 263
[4]Аграрное право, под ред Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря, М.2000г. С.143
[5] А.И. Козырь «Аграрное право России: проблемы становления и развития», М.2003г.
[6] Палладина М.И. «О дальнейшем развитии аграрной реформы и некоторых аспектах правового статуса сельскохозяйственных предпряитий и организаций АПК// Государство и право, 1997, №1 Стр.51.