Содержание.

1.Роль и место планирования в управление предприятием.. 2

2.Содержание и структура тактического плана. 7

2.1. Экономическая эффективность производства. 9

2.2. Нормы и нормативы. 10

2.3. Производство и реализация продукции. 11

2.4. Материально-техническое обеспечение производства, 11

2.5.Персонал и оплата труда. 12

2.6.Издержки производства, прибыль и рентабельность. 13

2.7. Инновации (техническое и организационное развитие предприятия). 14

2.8. Инвестиции и капитальное строительство. 15

2.9. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. 16

2.10.        Социальное развитие коллектива. 17

2.11.        Фонды специального назначения. 18

2.12. Финансовый план. 18

3.Планирование потребности в персонале. 19

4. База данных для проведения планирования на предприятии. 25

5. Финансовое планирование. 27

Список литературы.. 35

1.Роль и место планирования в управление предприятием

     В свое время классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов предприятия сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел или их краха.

      Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

·                   делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

·        проясняет возникающие проблемы;

·        стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

·        улучшает координацию действий в организации;

·        создает предпосылки для повышения образовательный подготовки менеджеров;

·        увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

·        способствует более рациональному распределению ресурсов;

·        улучшает контроль организации.[1]

      Процесс управления предприятием складывается  из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование (рис.1.1). Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.

     Функция управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своем основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через который, в свою очередь, реализуется требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выпускает как объективно предопределенная система функций, которая носит название управленческого цикла , а сами функции называются стадиями управленческого цикла.

 

 

Рис. 1.1. Связь планирования с другими функциями управления. 

Функция планирования служит основой для принятия управ­ленческих решений и представляет собой управленческую дея­тельность, которая предусматривает выработку целей и задач уп­равления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует пла­нированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают раз­витие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнози­рование всегда предшествует планированию, его можно рассмат­ривать как подфункцию планирования.

Организация как функция управления — это деятельность, на­правленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию про­изводства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (ста­дий управленческого цикла, процедур и операций управления), ус­тановление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспе­чения и т.п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (преду­смотренной проектом организации) согласованности действий ра­ботников. Цель координации — устранить параллелизм и дубли­рование в работе.

Функция регулирования состоит в сохранении режима функци­онирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспе­чивается нормальное протекание производственных процессов.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состо­янии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа — комплексного изучения производственно-хозяйственной дея­тельности с целью контроля и повышения эффективности функ­ционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления об­ратных связей в системе управления. Посредством контроля про­веряется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их последствия.

Активизация — это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого

потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального — социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг  и т.п. ).

Перечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

·                   разработку общих целей;

·                   определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

·                   определение путей и средств их достижения;

·                   контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

    Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.

    Процесс планирования характеризуется рядом специфических  черт.

     Во-первых, планирование имеет две стороны: социально – экономическую и организационно-техническую.

     Организационно-техническая сторона обусловливается коопе­рацией труда и зависит от уровня развития средств и методов пла­нирования. Социально-экономическая сторона определяется соци­ально-экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух пози­ций: его организационно-технических характеристик и социаль­но-экономических условий. Иначе нельзя раскрыть многие при­чинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.

С точки зрения организационно-технической стороны планиро­вания страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации про­изводства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах бывшего Советского Союза. Значит имеет­ся большая возможность в использовании организационно-техни­ческого опыта планирования развитых зарубежных стран и ограни­ченная возможность применения социально-экономического опы­та планирования. Еще один важный вывод из этого анализа: социально-экономическая сторона планирования должна быть ве­дущей в постановке целей планирования и выборе средств их реа­лизации.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит ин­формационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирова­ния. В процессе производства перед органами планирова­ния непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последст­вий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информа­ция о полученных результатах по системе обратной связи переда­ется в плановый орган. Последний на ее основе оценивает проис­ходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирова­ния повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

2.Содержание и структура тактического плана.

       Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состоянии экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.

       В расширенном варианте тактический план содержит следую­щие разделы:

•    экономическая эффективность производства;

•    нормы и нормативы;

•    производство и реализация продукции;

•    материально-техническое обеспечение производства;

•    персонал и оплата труда;

•    издержки производства, прибыль и рентабельность;

•    инновации (техническое и организационное развитие пред­ приятия);

•    инвестиции и капитальное строительство;

•    охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;

•    социальное развитие коллектива;

•    фонды специального назначения;

•    финансовый план.

   Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель за­казов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов — план производства и реализации продук­ции. План производства и реализации продукции является основ­ным в структуре тактического плана. Он устанавливает возможнос­ти предприятия по производству и реализации продукции в плани­руемом периоде. Задания этого плана определяют показатели остальных разделов тактического плана: плана по издержкам, при­были и рентабельности; плана материально-технического обеспече­ния; плана по персоналу и оплате труда.

Важное место в структуре плана отводится плану инноваций, который отражает научно-техническую, организационную и эко­номическую политику предприятия в планируемом периоде. Ме­роприятия плана инноваций служат средством обоснования плана по инвестициям и капитальному строительству предприятия. План инноваций органически связан с планом по инвестициям. Эта связь двусторонняя: мероприятия плана инноваций определяют требуемые объем инвестиций и направления их использования, а наличие инвестиционных ресурсов является ограничением при отборе инновационных проектов.

Заключительным в структуре тактического плана является финансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предприятия и связан со всеми остальными разделами плана предприятия.

Разработка тактического плана с указанной структурой воз­можна на основе хорошо продуманной стратегии, которая требует значительного времени, ресурсов и квалифицированных кадров плановых работников. Поэтому такой план применяют стабильно работающие предприятия с развитой системой управления. Вре­менной лаг плана — 1-5 лет.

Известно, что чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнять, меньше требуется ресурсов, лучше каче­ство работы. Много потерь средств и времени возникает из-за не­сбалансированности разделов плана, наличия в нем просчетов, а также низкой дисциплины исполнителей. Поэтому многие пред­приятия стремятся сократить число планируемых объектов, увели­чив при этом глубину проработки плановых решений.

Проведенные исследования показали, что минимальный сос­тав разделов тактического плана, без которых план теряет свой экономический смысл, должен охватывать основные хозяйствен­ные области деятельности и процессы. Сокращенный вариант так­тического плана содержит следующие разделы:

•    производство и реализация продукции;

•    материально-техническое обеспечение производства;

•    персонал и оплата труда;

•    издержки производства;

•    финансовый план.

Рассмотрим содержание тактического плана.

2.1. Экономическая эффективность производства.

В современных условиях развития производства, когда сущес­твенно увеличились его масштабы, усложнились хозяйственные связи и возрос научно-технический уровень, особое значение при­обретает эффективное использование материально-технического и трудового потенциала предприятий. Исследования показывают, что производственные резервы имеются практически на каждом предприятии. Для их выявления и реализации составляется соот­ветствующий раздел тактического плана.

В данном разделе плана увеличение эффективности предусмат­ривается за счет рационального использования материальных, тру­довых и финансовых ресурсов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения технического уров­ня производства, совершенствования управления, улучшения ор­ганизации труда, производства, стимулирования труда, укрепле­ния трудовой дисциплины, улучшения структуры и повышения качества продукции.

В данном разделе плана проводятся обобщающие расчеты эф­фективности по всем мероприятиям, предусмотренным к внедре­нию в планируемом году. При этом учитывается разрыв во време­ни (лаг) между осуществлением проекта и получением эффекта исходя из нормативных сроков проектирования, продолжительно­сти строительства и освоения мощностей.

В результате расчетов экономической эффективности должны быть найдены решения, обеспечивающие более эффективное ис­пользование ресурсов в планируемом периоде по сравнению с пре­дыдущим периодом и повышение эффективности производствен­но-хозяйственной деятельности в целом по предприятию.

2.2. Нормы и нормативы.

Разработка тактического плана должна осуществляться на ос­нове прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов.

В этих целях нормативная база планирования должна разрабаты­ваться (уточняться) с наиболее полным учетом влияния всех заплани­рованных в разделе «Инновации (техническое и организационное развитие предприятия)» мероприятий планируемого и предшествую­щего года, в том числе: по внедрению передовых технологических процессов; механизации производственных процессов; автоматиза­ции производства; модернизации оборудования, оснастки и инстру­мента; совершенствованию организации производства и труда; сок­ращению отходов производства; использованию передового опыта.

Разрабатываемые в данном разделе плана нормы и нормативы систематизируются по видам, изделиям и направлениям в соответ­ствии с требованиями автоматизированной системы обработки данных.

С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются на­учно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.

2.3. Производство и реализация продукции.

Основными задачами данного раздела тактического плана яв­ляются определение оптимального объема продукции (услуг), ко­торый может быть произведен и реализован предприятием в пла­нируемом периоде, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использова­ние производственных мощностей, основных фондов и других ма­териальных и трудовых ресурсов.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и его структурных подразделений. Он разраба­тывается в следующем составе:

•    производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении;

•    изменение остатков готовой нереализованной продукции;

•    баланс производственных мощностей и их использование.

2.4. Материально-техническое обеспечение производства,

От тщательности обоснования данного раздела плана зависит не только выполнение производственной программы предприя­тия, но и других хозяйствующих субъектов, так как установленные в нем объемы поставок ресурсов одновременно являются основа­нием для разработки плана производства и реализации продукции предприятий-поставщиков.

В данном разделе плана устанавливается потребность пред­приятия в материальных ресурсах, необходимая для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства, вос­полнения запасов и незавершенного производства.

Исходными данными для разработки плана материально-техни­ческого обеспечения являются планируемые объемы производства, намечаемые мероприятия по техническому и организационному развитию, капитальному строительству, а также нормативная база.

В ходе составления плана материально-технического обеспе­чения должна учитываться экономия средств производства, достигаемая в результате снижения веса машин и изделий, уменьшения отходов и потерь, замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми.

Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей предприятий исходя из применяемых:

сырья и материалов;

•    топлива и энергии;

•    оборудования.

2.5.Персонал и оплата труда.

Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. В процессе его разработки необходимо обеспечить: оптимальную величину численности рабо­тающих и соотношение отдельных категорий персонала; опережаю­щие темпы роста производительности труда над темпами роста зара­ботной платы; эффективное использование персонала; повышение квалификации и переподготовку работников предприятия.

В процессе составления плана по труду и персоналу определя­ются: общая численность и структура персонала; дополнительная потребность в персонале; источники обеспечения дополнительной потребности; высвобождение персонала; общая величина фонда оплаты труда; структура фонда оплаты труда.

2.6.Издержки производства, прибыль и рентабельность.

При составлении данного раздела тактического плана решают­ся следующие задачи:

•    составляются плановые калькуляции себестоимости основ­ных видов выпускаемой продукции (услуг) и смета затрат на производство продукции по предприятию;

•    выявляются нецелесообразные затраты и разрабатываются меры по их ликвидации;

•    определяется балансовая прибыль;

•    рассчитывается рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

•    оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабель­ность увеличения затрат на освоение производства новой продукции:

•    создается база для разработки цен на продукцию предприятия:

•    разрабатываются меры по совершенствованию коммерческого расчета и хозрасчетных взаимоотношений между структурными подразделениями предприятия.

      Особое внимание при планировании издержек обращается на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины в причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной ор­ганизацией производственного процесса: сверхнормативного рас­хода сырья и материалов, топлива и энергии; потерь рабочего вре­мени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы; потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака; излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нару­шением технологической и трудовой дисциплины, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии.

Данные плана по издержкам, прибыли и рентабельности ис­пользуются при составлении финансового плана. Поэтому важно правильно отразить в плане по издержкам нормируемых государ­ством расходов (амортизационных отчислений, командировоч­ных и представительских расходов, затрат на форменную одежду и т.д.) полноту отнесения на себестоимость республиканских и местных налогов и сборов, отчислений во внебюджетные фонды. Необходимо установить рациональную структуру себестоимос­ти, соотношение между постоянными и переменными расходами, обосновать прогнозируемый уровень затрат, полноту учета ре­зервов.

2.7. Инновации (техническое и организационное развитие предприятия).

Научно-технологическое развитие является непременным усло­вием решения всех экономических и социальных задач предприя­тия. Поэтому основными задачами данного раздела тактического плана являются ускорение внедрения достижений науки и техники, передового опыта, повышение технического уровня и организации производства, труда и управления, качества и конкурентоспособно­сти продукции, эффективности хозяйственной деятельности.

           План инноваций составляется на основе заданий стратегического плана, содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению на предприятии. Содержание плана инноваций может быть различным, но чаще всего мероприятия плана охватывают следующие проблемы:    

•    создание, освоение новых и повышение качества выпускае­мых видов продукции и услуг;

•    внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;

•    совершенствование организации производства, труда и уп­равления;

•    совершенствование коммерческого и внутрипроизводственного хозяйственного расчета, автоматизация управления;

•    капитальный ремонт и модернизация основных фондов;

•    экономия материалов, топлива, энергии;

•    научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

План инноваций должен отражать уровень технического разви­тия производства и управления им.

Каждое мероприятие плана инноваций должно содержать рас­чет экономической эффективности с указанием в плане факторов и источников экономии. Кроме того, в плане должны быть приведе­ны сводные расчеты по всем мероприятиям в разрезе основных ис­точников экономии. Эти данные служат основой для составления разделов плана «Экономическая эффективность производства» и «Нормы и нормативы».

2.8. Инвестиции и капитальное строительство.

Основной задачей данного раздела плана является обоснование решений по наращиванию производственных мощностей и ос­новных фондов, необходимых для обеспечения роста производ­ства продукции, его развития, повышения качества и совершен­ствования технологии и организации производства, а также осуще­ствления строительства объектов непроизводственного назначения. Большое внимание должно уделяться в плане мероприятиям по пре­дотвращению загрязнения окружающей среды и обеспечению ра­ционального использования природных ресурсов. В плане также предусматриваются организационные, технические и экономичес­кие меры, направленные на наиболее эффективное использование капитальных вложений, улучшение их структуры, техническое пе­ревооружение и реконструкцию основных фондов, совершенство­вание пропорций, концентрацию средств на наиболее важных объ­ектах, сокращение объема незавершенного строительства.

        План инвестиций и капитального строительства содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях (в том чис­ле капитальных вложениях) в разрезе направлений их использо­вания, а также эффект, получаемый от реализации инвестиций (капитальных вложений). Капиталообразующая часть инвести­ций называется капитальными вложениями. Они направляются на создание и обновление основных фондов и прирост части оборотных средств. В данном разделе тактического плана определяется прирост производственных мощностей, ввод объектов не-производственного назначения, объемы капитальных вложений, перечни намечаемых к строительству объектов.

        Намечаемые в плане капитальных вложений задания должны  быть увязаны с финансовыми и материальными ресурсами, со сроками изготовления и поставки оборудования, а также со сроками

строительства и ввода в действие сопряженных мощностей и объектов. Следует также прежде всего обеспечивать капитальными

вложениями и начатые объекты в соответствии со сроками их строительства.

       Разработке плана инвестиций должно предшествовать составление

инноваций, балансовых расчетов, и в первую очередь балансов производственных мощностей и их использования, на основе которых устанавливается размер необходимого увеличе­ния мощности на плановый период.

План инвестиций и капитального строительства составляется по следующим показателям:

•    прирост производственных мощностей за счет мероприятий по техническому перевооружению;

•    прирост производственных мощностей за счет реконструкции;

•    ввод в действие производственных мощностей за счет рас­ширения действующих и строительства новых объектов;

•    ввод в действие основных производственных и непроизвод­ственных фондов (включая объекты охраны природы);

•    объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ;

•    объем незавершенного строительства;

•    прочие направления (объекты) инвестиций.

2.9. Охрана природы и рациональное использование природ­ных ресурсов.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов в тактическом плане предусматриваются мероприятия по охране природы и ра­циональному использованию природных ресурсов. Они охватыва­ют следующие природоохранные направления деятельности:

•    охрану и рациональное использование водных ресурсов;

•    охрану воздушного бассейна;

•    охрану и рациональное использование земель;

•    охрану и рациональное использование минеральных и иных природных ресурсов.

В данном разделе плана обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономичес­ких параметров, например, объемов потребляемых природных ре­сурсов (забора воды, водопотребления, объема оборотной воды), количества вредных выбросов (сброса сточных вод; количества вредных веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения; процента улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ от общего количества выбросов; количества вредных ве­ществ, выбрасываемых в атмосферу).

План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов должен быть увязан с разделами плана «Ин­новации (техническое и организационное развитие предприятия» и «Инвестиции и капитальное строительство».

2.10. Социальное развитие коллектива.

В плане социального развития предусматриваются мероприя­тия по решению наиболее актуальных для данного коллектива и региона задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха и быта, совершенствования отношений в коллективе, раз­вития благоприятного морально-психологического климата.

Следует иметь в виду, что многие социальные проблемы реша­ются в других разделах тактического плана. Поэтому для предот­вращения дублирования мероприятий в данный раздел включаются прежде всего задания, непосредственно затрагивающие социаль­ную сферу деятельности предприятия.

План социального развития коллектива охватывает следую­щие направления:

•    изменение социально-демографической структуры трудово­го коллектива;

•    улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников;

•    улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих;

•    совершенствование стиля и методов руководства коллективом.

При составлении этого раздела плана учитываются мнения различных общественных организаций, например профсоюзов, особенности данного производства, морально-психологический климат в коллективе, условия труда и отдыха работников предприятия, уровень оплаты труда и другие факторы.

2.11. Фонды специального назначения.

         В соответствии с действующим законодательством на предприятии могут создаваться различные целевые фонды специального назначения: фонд накопления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв. Источниками формирования таких фондов яв­ляются чистая прибыль, амортизационные отчисления, прибыль от внереализационных операций.

В данном разделе тактического плана устанавливаются разме­ры и направления использования средств указанных фондов. В со­став плана по фондам специального назначения входят сметы ис­пользования фондов на планируемый год.

План по фондам специального назначения связан с финансо­вым планом.

2.12. Финансовый план.

Заключительным разделом тактического плана является фи­нансовый план. При его разработке решаются следующие задачи:

·                   выявляются резервы и намечаются мероприятия по мобили­зации ресурсов предприятия в целях наиболее рационального ис­пользования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств предприятия, обеспечения максимально воз­можного повышения эффективности производства, его рентабель­ности, конкурентоспособности, выживаемости в рыночной среде;

·                   предусматривается обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для ведения производственно-хозяйственной деятельности, своевременного осуществления меропри­ятий, намеченных во всех разделах тактического плана, т.е. создаются такие условия финансирования, которые стимулируют и га­рантируют четкую, ритмичную работу предприятия;

·                   определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, учреждениями банковской системы, а также вышестоящими организациями.

      Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, расчетных форм для определения статей ба­ланса. Поэтому он тесно связан со всеми разделами тактического плана. Составляется финансовый план на основе стратегического плана, планов производства и реализации продукции, инноваций, экономической эффективности, материально-технического обеспечения, издержек, инвестиций, социального развития, фондов специального назначения и других разделов тактического плана. Финансовый план как важнейший обобщающий раздел такти­ческого плана служит основой для разработки оперативных фи­нансовых планов, включая платежный календарь. Назначение опе­ративных финансовых планов заключается в управлении денежными потоками предприятия с целью маневрирования соб­ственными и заемными денежными ресурсами и обеспечения нор­мальной работы предприятия. Оперативные финансовые планы конкретизируют плановые показатели очередного квартала годо­вого плана.

      

3.Планирование потребности в персонале.

Этапы планирования. Планирование трудовых ресурсов в действующей орга­низации логично начать с оценки их наличия. Руководство должно определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализа­ции конкретной цели. Например, в крупных рекламных агентствах в проведении к подготовке одной рекламной коммерческой передачи может быть задействовано бо­лее ста человек. Даже в столь простом деле, как обработка багажа на авиалинии, обычно задействовано много различных работников.

Помимо этого руководство должно оценить и качество труда своих работников. Некоторые компании, такие, как "Ай Ти энд Ти", "Ар Си Эй", "Ай Би Эм", "Рокуэлл Интернешнл", а также Вооруженные Силы США разработали систему инвента­ризации трудовых навыков или специальностей, которая предусматривает регист­рацию профессиональных навыков служащих с указанием количества работников, обладающих ими.

Следующим этапом планирования является прогнозирование численности пер­сонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей. Так, например, когда компания "Ай Би Эм" приняла решение о выходе на рынок персо­нальных ЭВМ, с тем чтобы захватить значительную долю этого рынка, руководству компании пришлось включить в свои планы вопросы найма и перевода научно-исследовательских кадров с опытом работы в области микроЭВМ, а также коммерче­ских работников и специалистов по маркетингу, знакомых с бытовой электроникой. Точно так же, если администрация местного универсального магазина решает органи­зовать в первую неделю января широкую продажу бельевых товаров, ей необходимо определить, сколько при этом потребуется дополнительных продавцов для обслужи­вания возросшего потока клиентов. Естественно, что при крупных организационных изменениях, например при создании нового завода, внедрении новой важной продук­ции, оценка будущей потребности в рабочей силе представляет собой сложную и весьма  важную задачу. В этих случаях необходимо оценить внешний рынок труда и опреде­лить имеющуюся на нем рабочую силу. В помощь организациям в деле прогноза по­требности в людских ресурсах наука управления разработала целый ряд моделей.

Изменения во внешней среде, особенно экономической, могут оказать сильное влияние на перспективные потребности организации в трудовых ресурсах. Серьезный экономический спад 1980—1982 гг., например, привел к снижению численности рабо­чей силы в различных отраслях промышленности и к перемещению производственных мощностей в страны Тихоокеанского региона, где стоимость труда значительно ниже. По некоторым оценкам, на конец 1986 г. 75% компаний, входящих в список пятисот крупнейших, публикуемый журналом "Форчун", сократили численность своих работ­ников на 1000—20 000 человек каждая. Тысячи служащих компаний, занятых в об­ласти высоких технологий в "Силикон Велли" в Калифорнии, тоже были уволены.[2]

Определив свои будущие потребности, руководство должно разработать про­грамму их удовлетворения. Потребности — это цель, программа — средство ее дос­тижения. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по при­влечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реали­зации целей организации.

Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу (рис. 3.1) 

Рис. 3.1. Структура плана по труду и персоналу

      Цель разработки плана по труду и персоналу является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени. К числу основных задач, которые решаются в процессе планирования труда, относятся следующие:

·                  создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;

·                  формирование оптимальной половозрелой и квалификационной структуры трудового коллектива фирмы;

·                  подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала фирмы;

·                  совершенствование организации труда;

·                  стимулирование труда;

·                  создание благоприятных условий и отдыха для персонала;

·                  повышение производительности и качества труда;

·                  обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платой и производительностью труда в планируемом периоде;

·                  ротация персонала (прием, увольнение, перевод на другую работу);

·                  оптимизация средств на содержание персонала и т.д.

      Процесс планирования труда является составной частью так­тического планирования. Однако, если планирование материаль­но-вещественных факторов производства не представляет особой трудности, то планирование персонала является наиболее слож­ным. Это обусловлено тем, что каждый член трудового коллектива фирмы имеет свои потенциальные трудовые возможности, черты характера и в этом отношении он неповторим. Следовательно, трудовой коллектив как объект тактического планирования не представляет собой сумму работников фирмы, а характеризуется синергетическим эффектом, оценить который чрезвычайно сложно.[3]

Содержание и информационные связи плана по труду и персо­налу с другими разделами тактического плана фирмы представле­ны на рисунке

В плане по труду и численности фирмы рассчитываются по­казатели производительности труда; определяется трудоем­кость изготовления единицы продукции и планируемого объема товарного выпуска, численность работающих в разрезе различ­ных категорий персонала, планируемая величина затрат на со­держание персонала фирмы и ее структурных подразделений, численность высвобождаемых (увольняемых) и принимаемых на работу работников; намечаются мероприятия по совершенствованию организации труда, подготовке, переподготовке и по­вышению квалификации кадров, формированию и использова­нию кадрового резерва; готовятся исходные данные для планирования фонда оплаты труда и фонда заработной платы, средней заработной платы работников фирмы и т.д.

План по труду и персоналу связан с основными разделами так­тического плана: планом производства и реализации продукции; нормами и нормативами; планом инноваций; планом по издерж­кам; финансовым планом; экономической эффективностью произ­водства; планом по фондам и т.д.

План по труду и персоналу разрабатывается на основе плана производства и реализации продукции, поскольку численность персонала напрямую связана с объемами выпускаемой продук­ции и оказываемых услуг. В то же время потребность в персонале зависит от степени обоснованности применяемых на предпри­ятии норм и нормативов времени, обслуживания, численности, управляемости и эффективности, что находит свое отражение в соответствующем разделе тактического плана.

В соответствии с указанными требованиями в плане по труду и персоналу составляется план развития персонала, который устанавливает задания по приему новых сотрудников, сокращению или переводу работников на другую работу, подготовке, пере­подготовке и повышению квалификации персонала фирмы. С учетом плана развития персонала и тактических целей фирмы уточняются функции, полномочия и ответственность структур­ных подразделений фирмы, производственная и организацион­ная структура, составляется новое штатное расписание, а также планируются другие реструктуризационные мероприятия. В про­цессе планирования развития персонала формируется кадровый резерв работников на выдвижение на более высокие должности (реестр кадров фирмы). Основная цель планирования развития персонала— повышение эффективности использования трудо­вого потенциала фирмы.

Рассмотрим технологический процесс планирования труда и численности работающих.

Технологический процесс планирования труда и численности представляет собой последовательность взаимосвязанных проце­дур, которые имеют определенный набор исходных данных, ал­горитм расчета показателей и законченный результат , в процессе планирования выполняются следующие плановые расчеты:

•    анализируется выполнение плана по труду и численности за предшествующий период;

•    рассчитываются плановые показатели производительности труда;

•    определяется нормативная трудоемкость изготовления еди­ницы продукции, работ и товарного выпуска;

•    рассчитывается плановый баланс рабочего времени одного работающего;

•    рассчитывается потребность в персонале,  его плановая структура и движение;

•    планируется развитие персонала.

4. База данных для проведения планирования на предприятии.

показатель

Определение, экономический смысл

Формула расчета

Объем реализации

Является производственной величиной от объема выпуска, определяется в натуральных или денежных единицах.

Q=PN,

где Q-объем реализации,

       P-рыночная цена за ед.товара,

       N- кол-во ед. готовой продукции.

Себестоимость продукции

Это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказание услуг.[4]

S=A+U+U,

A- амортизация,

U –материальные затраты.

прибыль

Выступает как превышение доходов от продажи товаров над произведенными затратами.

П=Д-И,

П- прибыль,

Д-доходы,

И – издержки.

Численность

персонала

Определяется как сумма численности промышленно-производственного персонала и персонала, занятого в непромышленных хозяйствах и организациях фирмы.[5]

,

Ч-плановая численность промышленно-производственного персонала, чел.,

Ч-базисная численность промышленно-производственного персонала (отчетная, ожидаемая),

К- рост объема производства в плановом периоде в % к базисному уровню,

Э- планируемая экономия численности работников в плановом периоде по факторам.

Фонд оплаты труда и ср. уровень з\п.

Фонд оплаты труда (ФОТ) состоит на основе плановой численности работающих по категориям (Ч) и планируемой среднегодовой з\п одного работника данной категории (ЗП)

ФОТ=

Потребность в сырье и материалах

потребность основного производства в материалах на производственную программу (М) определяется умножением нормы расхода данного вида материалов на единицу продукции (Н) и на планируемый объем  ее выпуска в данном периоде (Т).

М=.

5. Финансовое планирование.

Данные по варианту 25.

Таблица 5.1

Показатели продукции I

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Объем реализации трубной загот. тыс. м.пог.

90

100

140

250

Цена реализации, д.е.\тыс.м пог.

55

Объем реализации  д. е. продукции II

17000

21000

22500

20500

Таблица 5.2. План реализации трубной заготовки на сторону.

показатели

нормативы

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

1.Объем реализации трубной заготовки на сторону

90

100

140

250

2.Цена реализации д.е.

55

4950

5500

7700

13750

3.норматив прибыли, д.е.

0,25

1237,5

1375

1925

3437,5

4.себестоимость продукции, д.е. в т.ч.

3712,5

4125

5775

10312,5

Материальные расходы

0,5

1856,25

2062,5

2887,5

5156,25

Расходы на оплату труда

0,25

928,125

1031,25

1443,75

2578,125

Амортизация

0,15

556,875

556,875

556,875

556,875

Прочие расходы

371,25

474,375

886,875

2021,25

5.операционные расходы

3155,625

3568,125

5218,125

9755,625

Таблица 5.3. План реализации СМР

показатели

нормативы

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

1.Объем реализации СМР д.е.

17000

21000

22500

20500

2.норматив прибыли, д.е.

0,074

1258

1554

1665

1517

3.Себестоимость реализованных СМР, д.е.

15742

19446

20835

18983

4.себестоимость продукции, д.е. в т.ч.

15742

19446

20835

18983

Материальные расходы

0,5

7871

9723

10417,5

9491,5

Расходы на оплату труда

0,25

3935,5

4986,5

5208,75

4734,5

Амортизация

0,15

2361,3

2361,3

2361,3

2361,3

Прочие расходы

1574,2

2375,2

2847,45

2395,7

5.операционные расходы

13380,7

17084,7

18473,7

16621,7

Таблица 5.4 План прибылей убытков.

Для расчета процентов по кредиту процент в месяц составляет 1,1 сумма погашения кредита со второго квартала составляет 300 д.е. в квартал на начало четвертого квартала остаток по кредиту 361,57 д.е.

показатели

I

II

III

IV

Выручка от реализации продукции, д.е.

21950

26500

30200

34250

Затраты на производство реализованной продукции, д.е.

15742

19446

20835

18983

Сальдо внереализационных доходов и расходов (+) (-), д.е.

+200

-100

-140

+100

Проценты по кредиту, д.е.

13%

30

20,8

11,57

11,93

Прибыль (убыток) планового периода д.е.

6378

6933,2

9213,4

15355,07

Налог на прибыль, д.е.

24%

1530,72

1663,96

2211,2

3685,21

Нераспределенная прибыль

4847,2

5269,24

7002,2

11669,86

То же нарастающим итогом

4847,2

10116,44

17118,64

28788,5

Таблица 5.5 Прирост текущих активов и пассивов.

 

Показатель

Iкв.

IIкв.

IIIкв.

IVкв.

Выручка

21950

26500

30200

34250

Текущий актив (Коб=15)

1200,0

1463,3

1766,6

2013,3

2283,3

Текущие пассивы (Коб=12)

1000,0

1829,1

2208,3

2516,6

2854,16

Прирост текущих активов

263,3

303,3

246,7

270

Прирост текущих пассивов

829,1

379,2

308,3

337,56

Таблица 5.6. План движения денежных средств.

Показатель

Iкв.

IIкв.

IIIкв.

IVкв.

Поступления :

Реализация трубной заготовки

4950

5500

7700

13750

Производство СМР

17000

21000

22500

20500

Прирост  текущих пассивов

829,1

379,2

308,3

337,6

Получение инвестиций

900

Сальдо внереализационных доходов и расходов (+)

200

100

Итого поступлений

23879,1

26879,2

30508,3

34687,6

Платежи

Закупка О.Ф.

900

операционные расходы (за минусом амортизации)

16536,3

20653

23692

26377,3

сальдо внереализационных доходов и расходов (-)

100

140

Выплаты % по инвестиционному кредиту

30

20,8

11,57

11,93

налог на прибыль

1530,7

1664

2211,2

3685,2

Выплата инвестиционного кредита

-

300

300

361,57

Прирост текущих активов

263,3

303,3

246,7

270

Итого платежей

19260,3

23041,1

26601,47

30706

Чистый денежный поток

4618,8

3838,1

3906,8

3981,5

Чистый денежный поток нарастающим итогом

4618,8

8456,9

12363,7

16245,2

Таблица 5.7 План баланса.

Основными средствами у нас является сумма себестоимость продукции I и II на каждый планируемый квартал.

На 1.01

Iкв.

IIкв.

IIIкв.

IVкв.

Внеоборотные активы

В т.ч. основные средства

20000,0

19454,5

23571

26610

29295,5

О.Ф., за счет инвестиционного кредита

0,0

900

Амортизация

0,0

2918,2

2918,2

2918,2

2918,2

Остаточная стоимость О.Ф.

20000,0

17436,3

20652,8

23691,8

26377,3

Текущие активы

1200,0

1463,3

1766.6

2013,3

2283,3

Прирост тек. активов

263,3

303,3

246,7

270

Баланс денежных ср-в

4618,8

3838,1

3906,8

3981,5

Итого активов

21200,0

27859,9

32397,2

35395

38748,5

Собственные средства

20200,0

19454,5

23571

26610

29295,5

Нераспределенная прибыль

0,0

4847,2

5269,24

7002,2

11669,9

Заемные средства

900

Текущие пассивы

1000,0

1829,1

2208,3

2516,6

2854,16

Прирост тек. пассивов

829,1

379,2

308,3

337,6

Итого пассивов

21200,0

27859,9

32397,2

35395

38748,5

Сальдо баланса

Таблица 5.8. Коэффициенты оценки оборачиваемости (деловой активности) и рентабельности.

Наименование коэффициента

Формула расчета

I

II

III

IV

1. коэффициент автономии

КО=объем реализации прод. в расмтр.период\ ср. стоимость активов в расматр период

0,39

0,41

0,42

0,44

2.коэф. Оборачиваемости оборотных ср-в

КО=объем реализации продук. расмотр. период\средняя стоимость обротн. Активов в расматр.период

3,45

4,4

4,8

5,2

3. период оборота используемых активов

ПО=число дней расмаир. периода\кол-во оборотов всех используемых активов в расматр. периоде

6

6

6

6

4. период оборота используемых активов

ПО= число дней в расматр. период\ кол-во оборотн. Активов в расматр. период

6

6

6

6

5. коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала

КО=объем реализации продукции в расматр.период\ средняя сумма всего использ.капитала

0,78

0,81

0,85

0,88

6.коэффициент оборачиваемости

КС=объем реализациипрод.\сред.сумма собств капитала

1,1

1,12

1,13

1,16

7.период оборота собственного капитала

ПО= число дней расматр. Периоде\ кол-во оборотов собственного капитала.

7,5

7,5

7,5

7,5

8. коэффициент экономической рентабельности

Р= чистая прибыль\ средн. Стоимость активов

0,17

0,16

0,19

0,30

9. коэффициент финансовой рентабельности

Р= чистая прибыль\ средн. стоимость собств. капитала

0,24

0,22

0,26

0,39

10. коэффициент рентабельности текущих затрат

РТЕК= чистая прибыль \ текущ. расходы, связ с реал. продукции

0,30

0,27

0,33

0,61

Вывод: Анализируя полученные коэффициенты можно сказать, что в планируемом периоде оборачиваемость капитала показывает повышение рентабельности применяемого капитала и финансовое состояние предприятия.

 

Список литературы

1.Грузинов В.П. Экономика предприятия; учебник. М. ЮНИТИ-1998.-353с.

2. Ильин А.И. Планирование на предприятии; учебник. Мн. Новое знание, .-2001-635с.

3. Мескон М.Х, Хедоури Ф. Основы менеджмента, пер. с англ.-М.: Дело, 2004. – 720с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- Минск:  ООО «Новое знание», 2000.-688с.

5.  Попов В.М. и С.И. Ляпунов. – Бизнес планирование. Учебник\М.: Финансы и статистика, 2000.-22с.

6. Налоговый кодекс РФ.


[1] В.М. Попов и С.И. Ляпунов. – Бизнес планирование. Учебник\М.: Финансы и статистика, 2000.-22с.

[2] Мескон М.Х, Хедоури Ф. Основы менеджмента, пер. с англ.-М.: Дело, 2004. – 579с.

[3] Ильин А.И. Планирование на предприятии; учебник. Мн. Новое знание, .-2001-384с.

[4] Грузинов В.П. Экономика предприятия; учебник. М. ЮНИТИ-1998.-234с.

[5] Ильин А.И. Планирование на предприятии; учебник. Мн. Новое знание, .-2001-484с.