Содержание

1. Понятие права, его социальное назначение. Соотношение морали и права  3

2. Палаты Федерального собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация, компетенция. 8

3. Брак: понятие, порядок заключения, условия вступления и расторжения  13

Список литературы.. 18

1. Понятие права, его социальное назначение. Соотношение морали и права

Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражаю­щих его волю и направленных на регулирование общественных отношений.

Основные признаки права:

а) право создается государством;

б) имеет общеобязательный характер;

в) устанавливает права и обязанности субъектов;

г) имеет волевой характер;

д) находит выражение в право­вых документах;

е) гарантируется государственным принуждением.[1]

Социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, обще­человеческие идеалы. Социальная ценность права заключается также в том, что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений. Право обеспечивает гармоничное сочетание интересов личности с интересами общества и государства, их взаимной ответствен­ности. В условиях существования разнообразных этнических общностей право является силой, которая признана обеспечивать целостность государства и общества, препятствовать возникновению противоречий между социальными группами. В случае возникновения политической и экономической нестабильности, национальных и этнических столкновений, право должно выступать средством достижения мира и согласия, обеспечивать организованность и порядок в обществе.

Право является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций, установления прав и обязанностей субъектов, поря­док их реализации и защиты.

Право  и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели –  согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Право и мораль:

-             и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;

-             имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;

-             им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

-             они состоят из общих правил и ведения, выражающие определенную волю, то есть направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

-             имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

-             представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;

Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права.

Право состоит из установленных в определенном  порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.

Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном  кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.

Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.

Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон.

Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Таким образом, можно выделить основные отличительные особенности права и морали:

1.           По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2.           По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах – законах, указах, и т.д.

3.           По способу охраны от нарушений. Нормы права и морали в правовом обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а также общественным мнением. Для правовых же норм этого недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного принуждения.

4.           По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, в которых закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Итак, право воздействует на сознание людей, регла­ментирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей.

Право регулирует общественные отношения во всех областях деятельности человека.

2. Палаты Федерального собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация, компетенция

Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. К сожалению, рамки моего доклада не позволяют поговорить о парламентаризме и представительности, отмечу лишь основные моменты статуса этого органа.

Так, в Конституции указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия.[2]

В той же статье Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает  полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Согласно ст.  95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет  Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это – государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.

Рассмотрим вкратце структуру и компетенцию обеих палат.

Совет Федерации

Согласно ч.2 ст.95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч.2 ст.96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

А именно, 5 декабря 1995г. был принят федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ему, в верхнюю палату входит по два представителя от каждого субъекта федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном (представительном) органе субъекта федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совете Федерации.

В Конституции РФ не указывается численный состав Совета Федерации. Од­нако, исходя из того, что палата формируется путем представительства по од­ному члену от представительного и исполнительного органов государственной власти каждого субъекта РФ - на основании ч. 1 ст. 65 Кон­ституции РФ - можно сделать вывод, что Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

В Конституции РФ структура Совета Федерации закреплена в ст. 101. В этой статье говорится о том, что "Совет Федерации избирает из своего состава Пред­седателя Совета Федерации и его заместителей"; "Председатель Совета Феде­рации и его заместители… ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты"; Совет Федерации образует комитеты и комиссии. 

Более детально вопрос о структуре раскрыт в Регламенте Совета Федерации.

Возглавляет Совет Федерации Председатель, который избирается из числа чле­нов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и заместители Председателя Совета Федера­ции не могут быть представителями от одного субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ в Совете Федерации образуются коми­теты и комиссии.

Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Численный состав комитетов определя­ется палатой, однако комитет должен насчитывать не менее 8 членов. Член Со­вета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.[3]

Согласно ст. 102 Конституции, к ведению верхней палаты относится утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.

Порядок деятельности верхней палаты, ее органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 19996г, и решениями Совета Федерации.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Отметим, что они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

Государственная Дума

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.95, 96 и 97), государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом  ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Госдумы устанавливается федеральным законом.

Не имея возможности рассказать об избирательной системе, в т.ч.  системе распределения мандатов, отмечу только, что из 450 депутатов 225 избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам, образуемым в субъектах федерации. Исключение составляют избирательные округа, число избирателей, в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной избирательной комиссией. Остальные 225 депутатов Госдумы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

В настоящее время действует федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации» от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ.

Согласно Конституции, к ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.[4]

Общие положения, касающиеся структуры Государственной Думы, так же, как и структуры Совета Федерации закрепляется в ст. 101 Конституции РФ.

Подробно же, она изложена в Регламенте Государственной Думы.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции, по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.

Государственную Думу возглавляет Председатель. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии. Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

Как уже отмечалось ранее, нижняя палата может быть распущена Президентом, в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

 При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.[5]

Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы, принятым 22 января 1998г.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.

Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может быть принят вопрос и об открытом голосовании.

В соответствии со ст.101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

3. Брак: понятие, порядок заключения, условия вступления и расторжения

Анализируя определение брака и статьи Семейного кодекса РФ, регулирующие порядок и условия государственной регистрации заключения брака, основания и порядок его прекращения, можно выделить следующие юридически значимые признаки брака:

Брак — это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признается и охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной.

Брак — это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

Брак — это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.

Брак — это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом.

Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту. Так, исходя из основных начал семейного законодательства в РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.[6]

Целью заключения брака является создание семьи. Заключение брака лицами без намерения создания семьи влечет признание его недействительным. Брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов, которые возникают с момента государственной регистрации заключения брака.

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается заключение брака между:

-             лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

-             близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

-             усыновителями и усыновленными;

-             лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

15 ноября 1997 года № 143-ФЗ был принят Федеральный закон РФ "Об актах гражданского состояния", в котором подробно установлен порядок регистрации актов гражданского состояния, в том числе браков граждан РФ.

Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии со ст. 6 происходит в следующем порядке.

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.

Делопроизводство в органах записи актов гражданского состояния ведется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. В случае установления субъектом Российской Федерации (республикой) своего государственного языка делопроизводство ведется на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации (республики).

Расторжение брака судом регулируется главой 4 Кодекса "Прекращение брака". Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 Кодекса, в судебном порядке.

Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Кодекса (т.е. если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет), или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и другое).

Расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.

При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.[7]

Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:

-             признан судом безвестно отсутствующим;

-             признан судом недееспособным;

-             осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.

2.           Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004). – Справочная система гарант.

3.           Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ (ред. от 29.12.2004). – Справочная система Гарант.

4.           Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации» от 5 августа 2000 года N 113-ФЗ. – Справочная система Гарант.

5.           Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и  Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской  Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1  Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в  Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» от 16 декабря 2004 года N 160-ФЗ. – Справочная система Гарант.

6.           Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации» от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ. – Справочная система Гарант.

7.           Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.

8.           Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004.

9.           Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

10.      Николаев Ф.В. Семейное право. - М.: Юристъ, 2004.

11.      Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.

12.      Семейное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004.


[1] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с. 93.

[2] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант. – ст. 94.

[3] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004. – с. 205.

[4] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант. – ст. 103.

[5] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004. – с. 193.

[6] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004). – Справочная система гарант. – ст.1.

[7] Николаев Ф.В. Семейное право. - М.: Юристъ, 2004. – с. 118.