Содержание
Введение. 3
1. Манифест 17 октября 1905 года. 4
2. Государственная Дума по основным законам российской империи 1906 года 5
3. Новый избирательный закон после государственного переворота 3 июля 1907 года. 7
4. Государственный Совет, его полномочия. 10
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
В конце XIX - начале XX в. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе. Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышленности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905-1907 гг. и появлению Манифеста 17 октября 1905. Революционная война поднявшаяся в стране после кровавого воскресенья, заставила царя искать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект закона о создании Государственной думы. 6 августа 1905 г. Царь подписал манифест об учреждении булыгинской думы.
Так началась история парламентаризма в России.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей возникновения новых государственных органов в России в период русской революции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть Манифест 17 октября 1905 года;
- Описать особенности Государственной Думы по основным законам российской империи 1906 года;
- Рассмотреть новый избирательный закон после государственного переворота 3 июля 1907 года;
- Описать Государственный Совет, его полномочия.
1. Манифест 17 октября 1905 года
Видя остроту положения первой русской революции, Николай обратился за помощью к Витте, которому недавно удалось подписать на более или менее приемлемых условиях соглашение с Японией. 9-го октября Витте представил государю меморандум с изложения текущего положения дел и программой реформ. Констатируя, что с начала года «в умах произошла истинная революция», Витте считал указы от 6-го августа устаревшими, а поскольку «революционное брожение слишком велико», он пришел к выводу, что надо принимать срочные меры, «пока не станет слишком поздно». Он советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим.
Поколебавшись неделю, Николай решил поставить свою подпись под текстом, приготовленном Витте на основе меморандума, но при этом царь считал, что нарушает присягу, данную во время вступления на престол. 17-го октября был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.
Вот содержание этого знаменитого документа: выражая свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительства», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклонной нашей воли:
1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, собраний и союзов;
2) не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и
3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».[1]
«Объединенное правительство» образовало Совет министерства, председателем которого (т.е. первым русским премьер-министром) был назначен Витте.
Появление Манифеста 17-го октября вызвало растерянность власти на местах и не внесло скорого успокоения. Если умеренно-либеральные круги готовы были принять созданное манифестом положение как исполнение их желаний конституционного преобразования России, то левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достижения своих программных целей ("не желали нагайки, завернутой в пергамент конституции"); с другой стороны, правые круги отвергали содержащиеся в Манифесте 17-го октября уступки революции и требовали сохранения неограниченного царского самодержавия.
Скоро после появления манифеста железнодорожная забастовка прекратилась, но «смуты и волнения» не только не прекратились, но распространились по всей стране: в городах происходили то революционные, то контрреволюционные демонстрации, причем во многих городах контрреволюционные толпы «черносотенцев» громили интеллигентов и евреев; в деревнях разливалась волна аграрных погромов - толпы крестьян громили и жгли помещичьи усадьбы. 3-го ноября был издан манифест, обращавшийся к крестьянам с призывом прекратить беспорядки, обещавший принятие возможных мер к улучшению положения крестьян и отменявший выкупные платежи за крестьянские надельные земли.
2. Государственная Дума по основным законам российской империи 1906 года
В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название - Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).
Официально всесословное представительство в России было учреждено царским Манифестом и законом о создании Государственной думы, изданными 6 августа 1905 года.
Государственная дума являлась нижней палатой парламента, а верхней был Государственный совет, получивший такие полномочия в соответствии с императорским указом от20 февраля 1906г. "О переустройстве учреждения Государственного Совета". Ранее совещательный орган при императоре с назначаемым царем составом, теперь он превратился в законодательный орган, членство в котором было наполовину назначаемым и наполовину выборным. При этом выборы производились по специальным спискам различными общественными организациями, научными обществами, Синодом и др. Большинство в Государственном совете составляли дворяне. Председателя Государственного совета и его заместителя назначал лично император.[2]
23 апреля 1906г. произошло другое знаменательное событие в российской истории: были изданы «Основные государственные законы», обязательные для исполнения всеми без исключения гражданами государства. В тексте Основных законов присутствовали разделы о существе самодержавной власти, правах и обязанностях российских подданных, о законах, компетенции и устройстве Государственного совета, Государственной думы, Совета министров. Таким образом, можно говорить о создании в России прообраза конституции, пусть не во всем последовательного и четкого. Отныне власть императора потеряла неограниченность, хотя следует признать, что практически вся полнота власти при этом осталась в руках монарха.
В исполнение положений Манифеста 17 октября в Основных законах закреплялись: права и свободы граждан на собрания и митинги; свободное выражение в любой форме своих мыслей; образование любых обществ и союзов, в целях не противоречащих действовавшему законодательству; свобода вероисповедания; юридическая неприкосновенность и др.[3]
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50.
Сами выборы были не всеобщими. Исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч.
Выборы были двухстепенными, а для рабочих и крестьян - трех четырехстепенными. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Председателем первой Думы был избран кадет, профессор Петербургского университета С.А.Муромцев. Состоялась всего одна сессия. За 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства и, в конце концов, была распущена царем.
3. Новый избирательный закон после государственного переворота 3 июля 1907 года
03 июня 1907 года вместе с манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое "Положение о выборах". Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы".
А также с нарушением "Основных государственных законов" от 23.04.1906 на основании которых законодательную власть император осуществлял "в единении с Государственным советом и Государственной думой" и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения.[4]
Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин - Польши, Кавказа, Средней Азии. Европейская часть России избирала 403 члена Думы, Азиатская - 15.
Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31% до 50%), сократилось от крестьянской (с 42% до 22%). Городская курия была разделена на две: в первую входили владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Каждое губернское избирательное собрание должно было избрать хотя бы по одному депутату Государственной Думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутату Думы следовало избирать от рабочих.
Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе "Союзу 17 октября", консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству провести ряд важнейших преобразований по аграрному вопросу, а также по вопросу судебной власти в сельских местностях.
По избирательному закону 1907 г., 442 депутата от 80 избирательных округов (губерний, краев, областей или семи крупнейших городов) выбирали из своего числа выборщики. Количество выборщиков в округе варьировалось от 46 до 158. В назначенный день выборов все они съезжались на голосование в столицу губернии, порой преодолевая по бездорожью или в зимнюю стужу несколько сот километров. Сначала выборщики-крестьяне избирали одного обязательного депутата Думы от крестьянской курии, а затем весь состав выборщиков избирал остальных депутатов, положенных от губернии. От состава выборщиков зависел состав будущей Думы.
Выборщиков избирали на уездных куриальных съездах. Именно в процентном соотношении числа голосов выборщиков разных курий в момент их голосования в губернском избирательном собрании и таилась главная пружина выборного механизма, скрывались цели, которые ставили перед собой его конструкторы во главе с царем.
Когда съезжались на избирательные съезды, то несколько дней проводили предварительные встречи, знакомясь друг с другом, слушая выступления потенциальных выборщиков или депутатов Думы, договаривались о согласованном голосовании по нужным кандидатурам. В это же время происходила обработка избирателей и агитаторами различных политических партий, использовали свой "административный ресурс" и местные власти.
Наступал день выборов. После вступительной речи председателя избирательного съезда - местного предводителя дворянства - приступали к выдвижению кандидатов. Это делалось тайно - записками, в которые каждый мог вписать любого из присутствовавших. После подсчета результатов и опроса кандидатов о готовности пройти процедуру избрания на стол председателя избирательной комиссии ставилась урна для голосования и рядом - чаша с шарами, роль которых могли играть и орехи, и шашки, и другие предметы. Урна имела сбоку отверстие и два выдвижных ящика. Зажав в кулаке выданный председателем избирательной комиссии шар, избиратель просовывал руку в отверстие урны и внутри разжимал руку над левым или правым ящиком. Шары, положенные вправо, считались "белыми" и обозначали голос "за", а положенные влево - "черными" и считались "против".[5]
Избиратели семи крупнейших городов России избирали 160 (в обеих столицах) или 80 выборщиков по районам (полицейским частям) с помощью избирательных бюллетеней. Пустые бланки бюллетеней заранее рассылались избирателям по почте вместе с удостоверениями на право голосования в специальных конвертах. В них надо было собственноручно вписать имя, отчество и фамилию кандидата в выборщики из официального списка избирателей. Это можно было делать и дома. Приходя в день выборов на избирательный участок, избиратель предъявлял председателю избирательной комиссии свое удостоверение и конверт с заполненным бюллетенем, тот вытаскивал его из конверта и на глазах у избирателя опускал в урну. Баллотировка шарами использовалась в городах только на следующей стадии выборов - депутатов Думы.
Так выглядел сложный, громоздкий механизм выборов в Государственные Думы 1906-1917 гг., который во многом предопределял состав депутатского корпуса. Однако мы помним, что никакие выборные технологии не смогли предотвратить печальную судьбу и первого русского парламента, и самой монархии.
Утверждением нового избирательного закона 3 июня 1907 г. правительство фактически произвело государственный переворот, так как по Основным государственным законам (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой, а обошлись без нее.[6]
4. Государственный Совет, его полномочия
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно – правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.
Одновременно с «Учреждением Государственной думы» 20 февраля 1906 года было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину – члены «по высочайшему назначению», председатель и вице – председатель ежегодно назначались императором.
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.
Законопроекты в Государственную думу должны были вноситься министрами и главноуправляющими отдельными частями. После обсуждения и голосования проектов в Думе заключение и журналы её заседаний поступали в государственный совет. Затем законопроекты с мнениями обеих палат представлялись на утверждение императора. При этом предполагалось ввести правило что законопроекты, отклоненные обеими палатами на утверждение императора, не представляются, то есть считаются отклоненными. Это правило бы формально ограничило бы абсолютизм и таким образом выходило за рамки рескрипта 18 февраля.[7]
23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные законы», изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета.
Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть, власть управления также принадлежала императору во всём её объеме, но законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако, статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал своё действие.
Проекты, выработанные министрами по инициативе Государственного совета или его комиссиями вносились в совет и после его одобрения поступали в Думу которая пользовалась теми же правами что и совет в отношении законопроектов одобренных думой. Следует отметить, что Государственный совет пользовался правом законодательной инициативы крайне редко. В 1906-1912 г.г. по его инициативе возникло лишь 6 проектов.
Из числа одобренных думой проектов 2197(97%) приобрели силу закона 2 были не утверждены императором а остальные не были одобрены Государственным советом.
Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности возникновения новых государственных органов в России в период русской революции.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрен Манифест 17 октября 1905 года;
- Описаны особенности Государственной Думы по основным законам российской империи 1906 года;
- Рассмотрен новый избирательный закон после государственного переворота 3 июля 1907 года;
- Описан Государственный Совет, его полномочия.
Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.
Список литературы
1. Афанасьев Н.Г. История государства и права России: Сборник законодательных материалов Российской империи XIX – XX века. – М.: Юристъ, 2004.
2. Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 2004.
3. История России. Учебник для вузов. / Под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2003.
4. Кобылев В. П. История государства и права России. - М.: Наука, 2004.
5. Мавродин В.В. История государства и права России. – М.: Инфра-М, 2003.
6. Мишин А. А. История государственного управления в России. - М.: Наука, 2004.
7. Полянов С.К. Государство и право России в XIX - XX веке.– М.: Инфра-М, 2001.
[1] Мишин А. А. История государственного управления в России. - М.: Наука, 2004. – c.348.
[2] Кобылев В. П. История государства и права России. - М.: Наука, 2004. – с. 419.
[3] Афанасьев Н.Г. История государства и права России: Сборник законодательных материалов Российской империи XIX – XX века. – М.: Юристъ, 2004. – с. 231.
[4] Афанасьев Н.Г. История государства и права России: Сборник законодательных материалов Российской империи XIX – XX века. – М.: Юристъ, 2004. – с. 263.
[5] Мишин А. А. История государственного управления в России. - М.: Наука, 2004. – с. 362.
[6] Афанасьев Н.Г. История государства и права России: Сборник законодательных материалов Российской империи XIX – XX века. – М.: Юристъ, 2004. – с. 248.
[7] Полянов С.К. Государство и право России в XIX - XX веке.– М.: Инфра-М, 2001. – с. 157.