Содержание
Введение. 3
1. История становления и современное значение термина «коммерция». Истоки коммерции как экономической деятельности. 5
2. Этапы становления коммерческой деятельности в России. 7
2.1. Коммерция в Средневековой Руси. 7
2.2. Коммерция в России 19 века. 11
2.3. Коммерция в начале 20 века и в первые десятилетия советской власти 13
2.4. Коммерция в СССР. 16
3. Современное состояние коммерции в России. 20
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение
Коммерция есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к коммерции стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение коммерции как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.
Значение коммерции в рыночной экономике, очень велико. Без производственной коммерции и малой коммерции рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Коммерция в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Таким образом, тема исследования истории развития коммерции в России сегодня является весьма актуальной.
Целью данной работы является исследование истории развития коммерции в России.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть историю становления и значение понятия «коммерция»
2. рассмотреть коммерцию в средневековой Руси
3. рассмотреть коммерцию в России 19 века
4. рассмотреть коммерцию в начале 20 века
5. рассмотреть коммерцию в СССР
6. рассмотреть современное состояние коммерции в России
1. История становления и современное значение термина «коммерция». Истоки коммерции как экономической деятельности
Первобытные общины, достигнув определенной стадии технологической зрелости, а благодаря ей и относительной независимости от "дикой" природы, стали переходить к оседлости в геоклиматических зонах, наиболее изобилующих природными пищевыми ресурсами и условиями для их воспроизводства. Различие типов хозяйствования в разных ландшафтных зонах было мощным стимулом для обмена продуктами между общинами. Натуральный обмен продуктами, увеличивая разнообразие "стола", способствовал росту численности населения.
Эквивалентный обмен продуктами, посредничество в этом процессе как самостоятельный вид деятельности стал первым социальным институтом обществ, входящих в цивилизационную стадию развития. Межобщинный (межплеменной) обмен был характерен и для доклассовых/первобытных обществ, однако внутри самих общин эквивалентный обмен отсутствовал. Специалисты по истории и этнологии раннеклассовых обществ пришли к выводу, что уже на начальных стадиях становления цивилизации, в период первых простых вождеств, объединявших 1-2 тысячи человек, межплеменной обмен приобрел высокую интенсивность.
Подчеркнем, что ранние формы коммерции носили коллективный характер: "Все, кто занимался изучением торговых связей, указывают на то, что в первобытных обществах или архаических цивилизациях эти отношения носят совершенно особый характер: они затрагивают все население в целом и осуществляются самим коллективом, а индивидуальная инициатива отсутствует"[4,с. 187].
Коммерция, как и любой социальный институт, имеет определенную систему норм, которая обеспечивает выполнение функций канала и механизма социальной мобильности: распределения членов общества по различным слоям и группам. Но всякая система норм (мер) адекватно функционирует только при наличии организующего ее действие определенного состояния внешней для нее среды: там, где нормально действует некая мера, существует внешний и независимый от нее регулятор ее действия. Можно полагать, что сложный объект лишь тогда содержит в себе потенциал развития, когда его внутренняя система мер находится во взаимозависимости и регулятивных взаимодействиях с мерами внешней среды.
Коммерция - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки:
Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.
Организация коммерции в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой сторон за выполнение принятых обязательств.
2. Этапы становления коммерческой деятельности в России
2.1. Коммерция в Средневековой Руси
Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Коммерция являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.
Оплотом развития коммерции на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для коммерции купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной коммерции. В подвалах церквей хранился необходимый для коммерции инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.
Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом. Большая коммерция велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.
Успешный рост коммерцией в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский коммерсант купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов[10, с. 188].
Он не только предоставлял кредиты, но и брал их.
В эпоху Ивана Грозного символом русского коммерции становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири.
Москва XV века, по свидетельству многих иностранцев, бывших там, отличалась особым изобилием дешевых съестных продуктов, что свидетельствовало о широком развитии товарных отношений среди крестьян. Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. С глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками, распространялся купцами-коробейниками по всей стране.
Русские купцы вели торговлю с Литвой, Персией, Хивой, Бухарой, Крымом, Кафой, Азовом и другими странами.
Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.
В XVII веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и подчетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные коммерсанты с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины[3,с .114].
Сфера деятельности русских купцов и коммерсантов XVII века была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.
Беломорский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. Центрами русского коммерции на этом пути были: Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Сысольск.
Новгородский (Балтийский) торговый путь шел из Москвы в Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Новгород, Псков, затем к Балтийскому морю.
Поволжский путь проходил по рекам Москва, Ока и Волга, а затем через каспийское море в Персию, Хиву и Бухару. Главным коммерсантским центром на этом пути был Нижний Новгород.
Сибирский путь шел водой из Москвы до Нижнего Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. От Енисейска купцы двигались в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов продолжала путь и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным коммерсантским центром Руси по коммерции с Китаем был Нерчинск.
Смоленский (Литовский) путь шел из Москвы через Смоленск и Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой коммерции использовался сравнительно мало.
Степной Малороссийский (Крымский) путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Главными коммерсантскими центрами данного пути были Лебедянь, Путивль, Елец, Козлов, Коротояк, Острогожск, Белгород, Валуйки.
Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальной коммерции.
Если при Петре еще существовали некоторые ограничения, и стеснялась свобода коммерции, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения "разрешительных указов" на открытие предприятия и его устройство. Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского коммерции. Она отменяет все возможные ограничения. Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введение полной свободы коммерции.
В 1785 году российские коммерсанты получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой коммерции в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой и розничной коммерции в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати, а также от личной рекрутской повинности[6,с . 76].
Активным внедрением технических новшеств характеризовалась русская промышленная коммерция и в других отраслях, нередко опережая лучшие достижения мировой технической мысли. К таким новшествам относятся: двухцилиндровая паровая машина, созданная механиком-самоучкой Ползуновым (1765 г.); совершенный копировальный токарный станок с механическим суппортом, заменяющим руку человека, который изобрел механик Андрей Нартов; чесальная и прядильная машины; прокатные валки и станы и многие другие.
В промышленности сложилось разделение сфер коммерции - с одной стороны, развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого горожанина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой - бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы.
Развитие частной инициативы путем отмены различных ограничений и запретов сопровождалось активной государственной политикой таможенного тарифного регулирования, имеющей преимущественно охранительный характер. Это означало ограничение допуска на русский рынок товаров, которые были способны серьезно конкурировать с отечественными.
2.2. Коммерция в России 19 века
Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории коммерции, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.
Для промышленной и торговой буржуазии центра было невыгодно развитие местной промышленности. Они опасались конкуренции со стороны сибирских товаров. К ее устранению была направлена система кредитования сибирских купцов капиталистами центра. Сибирские купцы получали кредит преимущественно товарами, а не деньгами. Они превращались прежде всего в посредников между сибирскими и европейскими рынками, а не в самостоятельных коммерсантов, обладавших крупными капиталами как для торговых так и для промышленных целей. Не случайно в отчетах по управлению сибирскими губерниями отмечался недостаток дешевого кредита и капиталов для развития местной промышленности.
Сибирская буржуазия, продавая с высокой наценкой товары, получаемые из центра, скупая и перепродавая пушнину и продукты сельского хозяйства, прибегая к ростовщичеству, считала занятие коммерцией более выгодным делом, чем организация промышленной коммерции. Сибирские купцы имели промышленные предприятия, но они занимали у них второстепенное место по сравнению с коммерцией. Исключение составляла золотопромышленность.
На слабом развитии промышленности в Сибири сказывались недостаточная заселенность и хозяйственное освоение обширного края, приводившие к ограничению рынка сбыта промышленной продукции, удаленность от крупных промышленных центров при плохих путях сообщения. Местная промышленность не могла конкурировать с более развитой промышленностью Урала и Европейской России.
Аренда и покупка земли существовали в Сибири в небольших размерах. Концентрация земли происходила путем захватного землепользования. Земли считались собственностью государства(кроме частных, казачьих, городских, монастырских). Собственность на землю включает: право пользования -у крестьян, владения- крестьянская община и распоряжения- государство. Фактически все было у крестьян: захватывали, пользовались, передавали по наследству, сдавали в аренду, продавали, покупали.
Основные циклы в развитии промышленности Сибири определялись требованиями и состоянием общероссийского рынка, а также экономическими потребностями этого огромного региона.
Промышленный подъем 90-х годов и строительство сибирской магистрали вызвали значительное оживление экономики края, русско-японская война дала импульс быстрому росту кулацких хозяйств, нажившихся на поставках продуктов для армии. После первой русской революции Сибирь пережила полосу мощного промышленного подъема, который сменился в годы первой мировой войны хаотической перестройкой производства.
Сибирь оставалась отсталой в промышленном отношении окраиной. Ее огромные природные богатства использовались плохо. Крупнейшие промышленные группы препятствовали развитию в Сибири металлургии и машиностроения. Почти все металлические изделия завозились из центра страны или из-за границы. Слабо использовались богатейшие гидроэнергетические ресурсы, углубилась диспропорция между различными отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности. Значительная часть сырья (полиметаллические руды, лес, продукция сельского хозяйства) вывозилась без обработки на месте.
Капитал преобразовал экономически и патриархальную сибирскую деревню. Происходит специализация сельскохозяйственного производства, развиваются исторически сложившиеся зернового хозяйства и торгового скотоводства, создается производство сливочного масла на экспорт. Сбыт сельскохозяйственной продукции захватывают в свои руки крупные русские и иностранные фирмы[3,с . 132].
Наличие свободных, незанятых земель обеспечивали свободное приложение капитала к земле. В Сибири преобладала аграрная эволюция американского или крестьянско-буржуазного типа. Накануне первой мировой войны Сибирь стала уже одной из важнейших житниц страны, чему способствовало переселение на окраины миллионов крестьян.
2.3. Коммерция в начале 20 века и в первые десятилетия советской власти
Господство в стране крепостников-помещиков продолжало откладывать отпечаток на политику царизма по отношению к Сибири. Царское правительство стремилось прежде всего к устранению революционного кризиса в центре страны, не заботясь по-настоящему о хозяйственном устройстве переселенцев. Помещичий характер политики правительства ярко проявился в создании закона 1901 года о насаждении помещичьих хозяйств в России. Несмотря на раздробленность мелких крестьянских хозяйств, земледелие и скотоводство приобретали все более товарный характер и через рынок происходило обобществление труда, где роль кооперативного движения, крупных капиталистических хозяйств.
Рост промышленности и коммерции сопровождался ростом городов и городского населения, но получили развитие лишь те города, которые в виде цепочки тянулись вдоль железнодорожного полотна или находились в сфере ее экономического воздействия. Старые города Тюмень, Омск, Красноярск стали быстро менять свой провинциальный, купечески -чиновничий облик, превращаясь в крупные центры торгово-промышленной деятельности. Первое десятилетие после открытия железнодорожного сообщения ознаменовалось оживлением в развитии промышленности Сибири - каменноугольная, золото, мукомольное, кожевенное дело, маслоделие. В то же время старинные сибирские села Березово, Сургут, Тобольск оказались в стороне от экономической жизни, переживали упадок.
1914 год, война оказала серьезное влияние на экономическое развитие Сибири. Усиление монополий, концентрация производства. Война создала условия для широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьянства в потребительскую кооперацию. Приток новых членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее конкурировать с крупным капиталом. В 1915-16 гг. многие купцы ликвидировали свои дела, не довольствуясь прибылями, вложили капиталы в производство на войну. Потребительские кооперативы вкладывали свои капиталы и в производство. маслозаводы.
О кооперативном движении в Самарово можно судить по воспоминаниям Кузьмы Матвеевича Корепанова, старейшего кооператора Обского Севера, начинавшего свою деятельность в Сухоруковском потребительском обществе "Обь" Самаровского района. Первенцами потребительской кооперации были: Сухоруковское потребительское общество "Обь", Берзовское "Экономия", Самаровское "Трубовик", Тобольское "Смычка". Необходимы общества были как организаторы местного хозяйственного оборота, оборота между городом и деревней.
Позже кооперативы организовались и в других селах: Зенково, Реполово, Елизарово, Базьяны.
Постепенно кооперативы огосударствлялись, в годы советской власти в г.Ханты-Мансийске действовал горрыбкооп, который имел 2 гастронома, универмаг.
После Октябрьской революции под влиянием разных факторов (прежде всего в силу принципиального отрицания частной собственности как источника эксплуатации, а также для преодоления сопротивления со стороны капиталистов, создания экономической основы для сохранения независимости страны) в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, коммерции, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи. " В 1920 году Сибревком национализировал все частные рыбные промыслы." - констатирует летопись Ханты-Мансийского национального округа[8,с . 211].
Но через несколько тяжелых лет правительство пришло к осознанию необходимости "коренной перемены всей точки зрения" на социализм. В.И.Ленин в политическом завещании в 1923 году писал о крайней необходимости найти "ту степень соединения частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов".
Основное содержание новой экономической политики заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика. С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную коммерцию. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года- акционерных обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство.
Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю.
Изменения
в частной коммерции вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от
нее - к мелкой розничной. Уже к концу
Новая модель общества, которая стала утверждаться, может быть охарактеризована как "феодальный бюрократизм", главной чертой которой является абсолютное огосударствление и возникновение нового класса - "класса начальства".
"Ничейная" собственность, диктат и произвол высшего руководства ,кадровый монополизм не давали проявиться коммерсантской инициативе. Многие руководители вынуждены были находиться в состоянии постоянной конфронтации с господствующей системой, бесплодно тратить свою энергию и способности на бесконечные согласования и рапорты.
Господство бюрократической олигархии в конце концов привело наше общество к кризису. И в этом главная цена, которую мы заплатили за десятилетия бюрократического абсолютизма. Корни кризиса лежат в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствием демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности. Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный этап развития российского коммерции.
2.4. Коммерция в СССР
Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.
Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.
Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, коммерции, общественному питанию, потребительской кооперации . Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения[5,с .1 66].
В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.
Владимир Александрович Тихонов — динамичный, резкий в своих суждениях человек с прогрессивными взглядами — сумел сплотить вокруг себя инициативную группу. В нее входили яркие самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения — И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов, А. Тарасов, А. Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ С. Шаталина, академиков Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Анчишкина, Н. Петракова, Ю. Яременко и др. И ныне память о В. А. Тихонове живет не только в его делах, учениках, научных работах, кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке, но и в Фонде поддержки малых предприятий в Республике Коми (президент В. Кузнецова), носящем его имя.
Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения коммерции в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) — все говорило о том, что эти кооперативы — прообраз малых частных предприятий.
Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли первый и последующие съезды кооператоров. Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (в дальнейшем — кооператоров и коммерсантов) во главе с В.А. Тихоновым. Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов происходило безболезненно. Рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров.
Определенное недовольство консерваторов и сторонников традиционных взглядов вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме коммерцией, как кооперативы. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах).
Боязнь выпустить на свободу
«джинна» частной коммерцией привела в
Постановление Совета Министров СССР
«О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август
Закон о предприятиях и предпринимательстве
(декабрь
Дискриминация в отношении малых
предприятий была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР
«О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль
Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992г. ситуация в обществе и экономике поставила перед гражданами России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места в грядущих экономических реформах 1992 года
3. Современное состояние коммерции в России
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная коммерция.
Розничная коммерция - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной коммерции. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции[4, с. 148].
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Развитие розничной коммерции нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной коммерции на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной коммерции, разработки новых видов изделий и товаров.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной коммерции способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Процесс коммерции, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено коммерции и сферы услуг[6, с. 173].
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.
Коммерция сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся благополучие потребительского рынка товаров и услуг не вполне отражают истинное положение.
На потребительском рынке страны за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения, подъемом реального сектора экономики. Положительная тенденция стабильного роста оборота розничной коммерции, возникшая в 1999 году, в последующее время значительно укрепилась. Уже в 2000 году он увеличился в товарной массе на 8,9 процента, в первом квартале на 12 по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Положительная динамика оборота розничной коммерции характерна для федеральных округов и для подавляющего большинства регионов страны.
Немаловажным фактором развития сферы коммерции явилось совершенствование форм торгового обслуживания на основе укрупнения предприятий розничной коммерции и постепенное преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной коммерции за счет продажи товаров организованными предприятиями коммерции, применяющими цивилизованные формы коммерции обслуживания населения. За первое полугодие 2001 года оборот розничной коммерции торгующих организаций возрос на 13 пунктов, в то время как рост продажи товаров на рынках составил только 3%. Неплохим показателем улучшения положения граждан страны стал рост продажи непродовольственных товаров: в первом полугодии текущего года удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной коммерции составил 53.5%.
Насыщение розничной коммерции потребительскими товарами в начале девяностых годов было достигнуто за счет импортной продукции, их доля в товарных ресурсах в 1994-1995 годах составляла более 52%. В 2000 году этот показатель сократился до 31%, при этом насыщенность пищевкусовой промышленности возросло на 9,6%, мясомолочной - на 7,3, текстильной - на 5,7, швейной - на 13,3% в сравнении с аналогичным периодом 2000 года.
В стране очень много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести магазины и предприятия общественного питания, рассчитанные на малообеспеченных граждан. Это дискаунты и их российский вариант, например магазин «Копейка». Эти предприятия, построенные за собственный счет, уже работают и отвечают принципам коммерции по сниженным ценам. Магазины «Ветеран», столовые «социального питания», имеющиеся во многих регионах страны, частные магазины, так же принимают участие в этой работе.
В 1994 году была приватизирована основная масса предприятий коммерции. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. В розничную торговлю хлынул поток случайных, не подготовленных ни в профессиональном, ни в правовом аспектах людей. Прошли года и начали появляться прекрасные магазины, торговые сети, к руководству которых пришли уже специалисты, соответствующим стал подбор работников в эти структуры. На наш взгляд, подобным положительным переменам способствовали и уже работающие на российском потребительском рынке зарубежные операторы.
Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков - наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков - посредников. Сейчас количество товаров в сфере коммерции контролируется, в основном, на конечной стадии - в розничной коммерции. Результаты удручают. Осуществлять процесс проверки у оптовиков органы Госторгинспекции не в состоянии по причине отсутствия у многих из них реального товара.
Обязательная сертификация осуществляется для подтверждения соответствия оказываемых услуг в розничной коммерции обязательным требованиям Закона «О защите прав потребителей», нормативно-правовым актам, регулирующим розничную куплю-продажу.
Основной целью сертификации является приведение деятельности каждого конкретного торгового предприятия в соответствии с действующими нормативами и правилами.
Таблица 1
Основные проблемы современной коммерции и пути их разрешения
Проблемы |
Пути и их решения |
1. Низкий уровень культуры рыночных отношений |
Создание цивилизованных предприятий обеспечивающих эффективную розничную торговлю, хранение и продвижение товары с минимальными затратами |
2. Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение |
Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования розничной коммерции |
3. Незначительный уровень развития инфраструктуры розничной коммерции |
Развитие структурных организационных форм управления функционирования инфраструктуры |
Экономические преобразования, происходящие в стране, дали возможность активизировать процесс стабилизации потребительского рынка коммерции. В настоящее время на внутреннем потребительском рынке происходят серьезные изменения конъюнктуры спроса, усиливаются позиции отечественных производителей, в связи с этим достигнут баланс и насыщение рынка по основным группам товаров.
Появились тенденции подъема экономики и более ускоренного вхождения в мировое сообщество, в связи с чем возникли новые задачи по проведению единой государственной торговой политики:
- разработка основ торговой политики с учетом уровня развития конкуренции в отрасли;
- поддержка и зашита российских товаропроизводителей;
- создание условий для стабильного функционирования рынка и для продвижения российских товаров и услуг на внутренние и внешние рынки;
- информационно-аналитическое обеспечение торговой деятельности.
Роль коммерции в экономике страны трудно переоценить. В структуре формирования ВВП на ее долю приходится 22% (против 5% в дореформенный период). По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет коммерция занимает III. а в федеральный бюджет — 11 место среди основных отраслей экономики. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов. численность работников составляет порядка 5 млн. человек. На долю государственного сектора и обороте розничной коммерции приходится менее 3% и несколько больше в обороте общественного питания — 8%.
Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников (свыше 400 тыс. субъектов малого бизнеса).
Заключение
Итак, коммерция является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Коммерсант-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Коммерсант не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.
Наличие в любом обществе условий для коммерции, существование в таком обществе коммерсантского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера коммерции со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении коммерции.
Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.
Каждый коммерсант должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами коммерсанту нужно обладать информацией об «общем климате коммерции»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка коммерции, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов коммерсантской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия коммерцией, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, коммерсант находит приемлемую среду обитания.
Список литературы
1) Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 1999. – 345 с.
2) Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 400 с
3) Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 596 с.
4) Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Госарбитражем при Совете Министров СССР от 15.06. 1965 года
5) Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 1996. – 48 с
6) Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1999. – 320 с.
7) Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 1998. – 678 с.
8) Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 456 с.
9) Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000. – 560 с.
10) Щур Д.Л. и др. Основы коммерции. Оптовая коммерция. – М.: Приор, 2000. – 278 с.