Содержание

1. Основные направления использования сети Интернет в юридической деятельности  3

1.1. Понятие «Глобальная сеть Интернет». 3

1.2. Возможности, предоставляемые Интернетом в практической юридической деятельности. 6

1.3. Информационные технологии, реализующие поиск правовой информации в Интернет. 10

2. Практическое задание. 12

2.1. Для всех подрубрик «Банковская деятельность» определите количество указов Президента РФ и Постановлений Правительства, имеющих статус «действующий»  12

2.2. Для изданий, приведенных в таблице, определите количество, сроки и адресат доставки обязательного бесплатного экземпляра. 16

Список литературы.. 18

1. Основные направления использования сети Интернет в юридической деятельности

1.1. Понятие «Глобальная сеть Интернет»

Глобальная сеть — это чаще всего самостоятельная (в техническом и юридическом отношении) структура и другие фирмы подключаются к ней для работы за определённую плату.

Internet — глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7—10%. Internet образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой.

Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Около двух лет назад были созданы оболочки, поддерживающие функции сетевого поиска и доступа к распределенным информационным ресурсам, электронным архивам.

Internet, служившая когда-то исключительно исследовательским и учебным группам, чьи интересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится все более популярной в деловом мире.

Компании соблазняют быстрота, дешевая глобальная связь, удобство для проведения совместных работ, доступные программы, уникальная база данных сети Internet. Они рассматривают глобальную сеть как дополнение к своим собственным локальным сетям.

При низкой стоимости услуг (часто это только фиксированная ежемесячная плата за используемые линии или телефон) пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Internet можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра.

Кроме того, Internet предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру. Это оказывается очень удобным для фирм, имеющих свои филиалы по всему миру, транснациональных корпораций и структур управления. Обычно, использование инфраструктуры Internet для международной связи обходится значительно дешевле прямой компьютерной связи через спутниковый канал или через телефон.

Несколько десятков тысяч компьютерных сетей, связанных между собой и объединяющих несколько миллионов пользователей, образуют всемирную паутину World Wide Web (сокращённо WWW) . Организационному становлению Web содействовало появление универсальных сетевых навигаторов - браузеров (от англ. browse - пролистывать) , таких как Netscape Navigator или Microsoft Internet Explorer. Браузер — это программа, которая запускается на вашем компьютере и обеспечивает работу с сетью Internet. Браузеры обеспечивают доступ к любому пункту сети по 2-разрядному адресу IP, который для удобства разделяют на байтовые компоненты - 192.34.101.23. Так как человеку числовыми адресами пользоваться неудобно, то в навигаторах адрес источника информации задаётся символьным кодом URL (Uniform Resource Locator) , по которому сама сеть Internet осуществляет поиск адреса IP. Существует довольно много разных форматов URL: http: //www. sportsnetwork. com ftp: //ftp. unt. edu/library gopher: //ulkyvm. loisville. edu Начало URL соответствует используемому протоколу передачи данных. В частности, сокращение http происходит от HyperText Transmission Protocol - протокол передачи гипертекстовых документов.

Пользователи Internet получают информацию в виде гипертекста, являющегося основным способом представления данных. Термин Гипертекст, применяемый в последнее время в сочетании с прилагательным мультимедийный, означает документ, содержащий текстовые, звуковые и изобразительные фрагменты. Особенностью такого документа является наличие выделенных ключевых слов, всякого рода кнопочек и иконок, щелчки по которым воспроизводят соответствующие фрагменты, которые могут и не входить в состав данного документа, а находиться в памяти другого компьютера. Выделенные поля, активизация которых вызывает отображение следующих кадров, представлены в гипертекстовом документе ссылками на соответствующий фрагмент в пределах файловой системы данного компьютера или адресами URL для вызова недостающих компонентов из сети. Идеи гипертекста в том или ином виде присутствуют в различных справочных системах, в частности в системе помощи Windows всех версий (Help-система) . Для описания гипертекстовых документов в Internet используется специальный язык HTML - HyperText Markup Language. Таким образом, можно сказать, что гипертекст - это многостраничная информация различного вида, связанная в различных страницах многочисленными ссылками.

Несмотря на то, что современные навигаторы “понимают” наиболее распространённые протоколы, в сетях постоянно возникают новые изобразительные средства. Навигаторы начинают разбухать, но угнаться за валом этих нововведений они не могут. Поэтому в 1994 возникла идея создания алгоритмического языка интерпретирующего типа, на котором можно было бы писать “проигрыватель” документа любого формата. Так в мае 1995 в компании Sun Microsystems появился язык Java, интерпретаторы с которого были реализованы на большинстве вычислительных платформ сети Internet. На этом языке пишутся приложения для Internet - апплеты, которые могут исполняться на любом компьютере, снабжённом Java-интерпретатором.

В настоящее время Internet не является отдельной сетью – на самом деле это сообщество сетей (именно поэтому Internet называют "сетью сетей") , в которое сейчас входит более 2 миллионов компьютеров во всем мире. И если вы подключены к сети, являющейся частью Internet, то вы имеете доступ к ресурсам любого из них.

Internet - не говоря уже о том, что его появление ознаменовало новую эпоху в развитии коммуникации - позволяет человеку расширить свои познания в любой, даже самой немыслимой, сфере деятельности или исследований. А так как развитию Internet, с одной стороны, способствовали коммерческие организации, фирмы, использующие Сеть для обмена деловой информации и публикации рекламы, а с другой - студенты, помещающие на всеобщее обозрение множество материалов развлекательного характера, то здесь много полезного для себя найдут все – от бизнесменов до любителей со вкусом отдохнуть.

Спектр услуг в Internet к настоящему времени стал просто необозрим, поэтому начнем с самых известных и доступных.

1.2. Возможности, предоставляемые Интернетом в практической юридической деятельности

В целом, Интернет затрагивает огромные пласты в управлении информацией и в оптимизации бизнес-процессов в современной организации. Здесь мы лишь кратко остановились на наиболее привлекательных качествах Интернет. [1]

Все те полезные качества Web-технологии, о которых говорилось выше, реализуются в рамках крайне простой схемы. Программа просмотра, которая размещается на рабочем месте пользователей (навигатор), Web-сервер, который выступает в качестве информационного концентратора, и стандарты взаимодействия между клиентом и Web-сервером. Это практически все, что необходимо для построения пилотного варианта системы. На этой основе можно расширять спектр функций системы, добавляя такие сервисы, как поиск информации, как коллективная работа с единым массивом информации, и ряд других. При создании систем Интернет отмечено еще одно, по сути, уникальное качество новой технологии, которое заключается в том, что усложнение системы, расширение сервисов, детализация функций не требует от пользователя наращивания специальных знаний. Он учится работе с информацией один раз, а далее, пользуясь в своей повседневной работе средствами навигации по информационному пространству организации, он раз за разом обнаруживает новые возможности, облегчающие выполнение его задач - но при этом инструмент-то остается старым, надежным и испытанным! Разумеется, это психологически исключительно важно. Человек начинает по-другому относится к работе с информацией - он начинает работать быстрее, эффективнее, он видит реальные результаты, приобщается к коллективной работе над колоссальной ценностью, практически самым важным, чем владеет организация – ее информационным хранилищем. Более того, в организации устанавливается разумная и поддерживаемая всеми сотрудниками дисциплина работы с информацией. Информация важна в работе - она актуальна, достоверна, она доступна - и доступна непрерывно, в любое время, как только она потребовалась. Близость информации к потребителю, "информация у кончиков пальцев" - вот в чем одна из причин колоссального успеха технологии Интернет.[2]

В деятельности юриста Интернет играет огромную роль, так как его деятельность напрямую связана с различной информацией. В Интернете юрист может найти поправки, законы, постановления, в общем всю информацию, необходимую для его эффективной работы.

Информация представляет собой ключевой фактор успешного бизнеса, вообще успешного ведения дел. Вряд ли кто возьмется оспаривать этот тезис - но это в теории. На практике же мы зачастую относимся к информации просто наплевательски. Достаточно проанализировать информационную инфраструктуру типичной современной организации - будь то коммерческая компания или государственный институт - и мы осознаем два важных факта. Во-первых, несмотря на обилие компьютеров, множество программ и массу рассуждений о "правильных" информационных технологиях, культивируемых в основном техническими специалистами (что вполне понятно - это ведь их хлеб), мы с удивлением убеждаемся, что в основе своей технология осталась "бумажной" и, что самое неприятное - нет никаких поводов думать, что ситуация кардинально поменяется хотя бы в дальней перспективе и компьютеры начнут использовать для того, для чего они, вообще-то, и приобретались - а именно, для коммуникаций между сотрудниками и подразделениями организации, для координации действий по выполнению стоящих перед ней задач. Иными словами, часто информационные технологии, и все, что с ними связано, то есть техническая инфраструктура, существуют как бы сами по себе, а реальная каждодневная жизнь организации - сама по себе, и пересечений очень немного. Во-вторых, мы поймем, что в организации нет и не было сколько-нибудь осмысленного подхода к управлению информацией, и все, что с ней происходит - ее создание, передача, потребление, принятие решений на ее основе - есть результат несистематизированных и слабо согласованных действий сотрудников и руководителей, выполняемых без учета дисциплины работы с информацией (ввиду отсутствия такой дисциплины). Сколько информации теряется, не доходя до реального потребителя, то есть человека, которому она действительно необходима. Сколько информации рассылается "просто так" или просто потому, что кому-то кажется, что эта информация будет важной для всех, сколько информации создается просто попусту - ибо еще до ее создания было очевидно, что она никому не понадобится. Даже на такой простой вопрос - кто в организации отвечает за публикацию информации - вряд ли найдется хотя бы какой-нибудь ответ. Все это в концентрированном виде означает, что информация в организации "не идет" - так как отсутствуют как информационная инфраструктура, опирающаяся на адекватные компьютерные технологии, так и организационное обеспечение - то есть стройная система правил, процедур и ролей в управлении информацией.[3]

Современная организация не может нормально функционировать в условиях, когда проблемы создания и управления актуальной информацией занимают по значимости одно из последних мест в иерархии ее приоритетов. Мы убеждены, что реальная информационная технология не может быть насильственно привнесена в деятельность организации - а если это все-таки будет сделано, то она останется чужеродным телом и будет восприниматься людьми не как полезный и удобный инструмент эффективной работы, а как нежелательное нарушение привычного порядка вещей - и, как результат, внедрение такой технологии будет тихо саботироваться и понемногу сойдет на нет. В то же время отработанная годами, привычная и понятная "бумажная" технология будет по-прежнему основной технологией работы с информацией. Реальная информационная технология должна быть мягко вплетена в сложную ткань жизнедеятельности организации. Для этого она должна обладать особыми, уникальными свойствами. Мы рассматриваем в качестве такой технологии Интернет. Вообще говоря, Интернет несет с собой новую философию управления информацией внутри организации - об этом будет говориться в следующей статье. Сейчас же мы обратим внимание на экономические аспекты технологии Интернет. Отметим прежде всего, что внедрение технологии Интернет дает ощутимый экономический эффект в деятельности организации. Изменения связаны в первую очередь с резким улучшением качества потребления информации, напрямую влияющим на производительность труда сотрудников организации. Для информационной системы ключевыми становятся новые понятия - Публикация Информации, Потребители Информации, Предоставление Информации. Результат применения Интернет - резкое сокращение бумажных архивов, легкость и простота публикации информации, универсальный и естественный доступ к информации с помощью навигаторов, существенное сокращение затрат на администрирование приложений на рабочих местах пользователей, немедленная актуализация любых изменений в информационном хранилище организации, смещение акцентов от создания информации к ее эффективному потреблению. [4]

Ключевыми качествами Интернет, напрямую связанными с экономическими аспектами деятельности современной организации являются:

·        простота и естественность технологии;

·        низкий риск и быстрая отдача инвестиций;

·        интеграционный и "каталитический" характер технологии;

·        эффективное управление и коммуникации в организации.

1.3. Информационные технологии, реализующие поиск правовой информации в Интернет

При обширном информационном богатстве, которое возникало в каждом "углу" InterNet, подобно грибам на лесной поляне, главным требованием к новым инструментальным средствам была эффективность при поиске требуемых сетевых ресурсов.

Ввиду большого многообразия имеющихся ресурсов в сети InterNet, информационный поиск - сложная проблема, особенно с точностью до абсолютного сетевого номера (для примера, имеются сотни сложных баз данных, и десятки тысяч архивных серверов со свободным доступом) . Фактически каждый час в сети появляются все новые и новые источники, что и делает обычный поиск практически безнадежным занятием. В настоящее время имеются следующие "навигационные" средства: - система Archie; - СУБД для поиска файлов в открытых для доступа архивах; - Wide Area Information Server, который может использоваться для поиска в большом числе баз данных и документальных архивах.

Имеется также системы типа Gopher с интерфейсом в виде текстовых экранных форм-меню, которые ссылаются на распределенные по сети информационные источники, образуя тем самым "паутину" связей - так называемые Gopher-пространства. Система Veronica предназначена для поиска объектов в этом Gopher-пространстве.

Эти навигационные "прилады" (средства) до сих пор широко используются.

Но, обеспечивая эффективную навигацию по InterNet, они все имеют дело с простым форматом командного файла и манипулируют с ограниченным типом данных.

Стало ясно, что необходимы более совершенные системы с развитыми сервисными функциями и с возможностями обработки более разнообразных форматов данных. И одним из источников разнообразных данных стала сама Web-сеть, послужившая основой для следующего поколения инструментальных средств InterNet - Web-"навигаторов.

Гипертекстовые ссылки системы Web действуют как указатели на другие части единого документа, или на совершенно разные документы, или на другие доступные по сети сервисы. Хотя во многом это кажется несколько абстрактным в теории, на практике - очень эффективно и удобно.

Если Вы когда-либо использовали подсистему Help для Windows, Вы уже имели практические навыки работы с гипертекстом. Любое слово, фраза, или пиктограмма в документе "Help" может быть описана как самостоятельный объект. Когда Вы выбираете этот объект, происходит переход на соответствующую часть документа.

Навигаторы Web расширяют эту идею, обеспечивая связи между документами, размещенными в разных узлах сети, и доступ к разнообразным сервисам типа FTP и Gopher-пространствам.[5]

2. Практическое задание

2.1. Для всех подрубрик «Банковская деятельность» определите количество указов Президента РФ и Постановлений Правительства, имеющих статус «действующий»

В 1992 г. НПО "ВМИ" выпустило в свет правовую систему нового поколения - СПС КонсультантПлюс. Эта разработка учитывала опыт предыдущих десятилетий и в то же время содержала новые решения. В основу КонсультантПлюс легли передовые технологии и уникальные принципы организации сервиса. Был сделан серьезный шаг в построении системы доступа к правовой информации на всей территории России.

В процессе разработки новой справочной правовой системы Консультант Плюс были успешно решены сложнейшие задачи. Во-первых, оперативное, без задержек, обновление информации на компьютерах пользователей во всех регионах России. Во-вторых, организация качественного надежного сервиса для пользователей. Таким образом, был создан не только новый уникальный продукт, но и практически "с нуля" организована всероссийская сервисная Сеть по распространению правовой информации. Разработки КонсультантПлюс заложили основы развития новой отечественной отрасли - отрасли распространения правовой информации.

Сегодня компания "Консультант Плюс" лидирует на российском рынке справочных правовых систем. Пользователями КонсультантПлюс являются более 180 000 организаций по всей России. По данным регулярных исследований, проводимых ведущими исследовательскими организациями, подавляющее большинство российских пользователей работают с системой КонсультантПлюс - по разным оценкам, ее выбирают от 70 до 79% компаний. КонсультантПлюс опережает ближайшего конкурента с более чем двукратным отрывом.

Поиск в КонсультантПлюс для всех подрубрик «Банковская деятельность» количество указов Президента РФ и Постановлений Правительства, имеющих статус «действующий» осуществлялся следующим образом:

1. Введен реквизит документа

2. Статус

3. Выведена таблица поиска

Реквизит документа представляет собой параметр идентификации документа, позволяющий найти его в базе данных, например, регистрационный номер, наименование принявшего органа, рубрики классификатора, ключевые слова и пр. В зависимости от вида, правового статуса и типа хранения документ может сопровождаться различными наборами реквизитов.

Поиск по реквизитам - поиск записей (документов), реквизиты которых удовлетворяют условиям поискового запроса. Основное средство поиска документов в информационной базе (ИБ) - карточка реквизитов. Она представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системах часто предусмотрен свой словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в ИБ. При вводе в систему каждого нового документа его реквизиты заносятся в словарь, соответствующий определенному поисковому полю. Как правило, в карточку реквизитов, по которым осуществляется поиск, включен более широкий набор полей: орган, принявший документ, вид документа, название документа, дата принятия, номер, номер и дата регистрации в Министерстве юстиции. Для поиска любого документа достаточно заполнить лишь два-три поля. Если точно знать, например, номер документа, то этой информации в большинстве случаев будет вполне достаточно. Удобство и простота этого способа не вызывает сомнений, но использование этого вида поиска возможно только при условии наличия точных реквизитов конкретного документа. Рассмотрим возможности использования этого вида поиска на конкретном примере. Для того, что бы найти Постановление Правительства и указы Президента РФ о "Банковской деятельности", имеющих статус «действующий» карточку реквизитов можно заполнить, используя различные поля:

Ввести дату принятия и номер документа (Рис.1).

Ввести название документа (Рис.2).

Ввести название издавшего органа, примерную дату принятия и ключевое слово (Рис.3).

Ввести точную фразу из текста: "Перечень библиотек, научных и информационных учреждений" (Рис.4).

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3

2.2. Для изданий, приведенных в таблице, определите количество, сроки и адресат доставки обязательного бесплатного экземпляра

Полнотекстовый поиск - "автоматизированный документальный поиск, при котором в качестве поискового образа документа используется его полный текст или существенные части текста". В СПС полнотекстовый поиск - это программно реализованный поиск слов или комбинаций символов непосредственно в тексте документов БД. Этот вид поиска осуществляется при отсутствии точных данных о документе. Для увеличения скорости процесса используется информация индексного словаря. Возможность данного вида поиска основана на полнотекстовом автоматизированном индексировании документов, при котором все слова, встречающиеся в текстах, автоматически заносятся в словарь с указанием номера документа, где встретилось данное слово. Такой словарь структурирован в алфавитном порядке, но отличается от алфавитного указателя тем, что в него автоматически включаются все слова из текстов, а не специально отбираемые правовые термины. Полнотекстовый поиск по словам и словосочетаниям в СПС - это автоматический поиск, основанный на использовании словаря данного типа. Автоматическая методика отбора документов требует от библиографа и пользователя интеллектуального подхода при формировании поискового запроса, наличия нескольких вариантов запросов с использованием различных синонимичных терминов и определений.

Список литературы

1.     Дунаев С. Intranet –технологии. WebDBC. CGI. CORBA  2.0.  Netscape. Suite. Borland InraBuilder. Java. JavaScript LiveWire. –М.: Диалог-МИФИ, 2003.-328c.

2.     Программная система "Консультант плюс" (версия Проф)

3.     Семенов Ю.А. Протоколы и ресурсы Internet. –М.: Радио и связь, 2001.-367с.

4.     Советов Б.Я. Информационная технология. –М.: Высшая школа, 2001.-652с.

5.     Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 480 с.

6.     Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW и HTML, программирование для Windows Sockets. –М.: Диалог-МИФИ, 2003.-347с.


[1] Семенов Ю.А. Протоколы и ресурсы Internet. –М.: Радио и связь, 2001.-154c.

[2] Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW и HTML, программирование для Windows Sockets. –М.: Диалог-МИФИ, 2003.-177с.

[3] Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW и HTML, программирование для Windows Sockets. –М.: Диалог-МИФИ, 2003.-158с.

[4] Советов Б.Я. Информационная технология. –М.: Высшая школа, 2001.-368с.

[5] Дунаев С. Intranet –технологии. WebDBC. CGI. CORBA  2.0.  Netscape. Suite. Borland InraBuilder. Java. JavaScript LiveWire. –М.: Диалог-МИФИ, 2003.-174с.