Введение

Несмотря на богатые природные и трудовые ресурсы, Россия отставала от развитых стран мира по уровню урожайности сельхозкультур, продуктивности животноводства и производительности труда. Одной из причин низкой эффективности сельскохозяйственного производства являлось лишение крестьян собственности на землю и другие средства производства.

Необходимость коренных изменений в сельском хозяйстве России назрела давно, однако попытки улучшить сельскохозяйственное производство неоднократно оканчивались неудачей. С начала 60-х годов предпринимались определенные попытки повысить эффективность сельско­хозяйственного производства за счет внедрения внутрихозяйственного расчета, коллективного и арендного подряда.

В 1990 г., с введением поправок к Конституции Российской Федерации, впервые предоставлялась возможность коренным образом изменить экономические отношения в аграрном секторе. Этому способствовало принятие и других законодательных актов, предусматривавших частную собственность на землю и реорганизацию колхозов и совхозов. Новое законодательство, однако, не привело к формированию частного сельскохозяйственного сектора как основного в аграрной сфере.

Для перевода сельского хозяйства России на рельсы частного производства в крупных масштабах, в 1991-1995 гг. были приняты указы президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, которые определили порядок передачи земли и имущества колхозов и совхозов членам трудовых коллективов и пенсионерам этих хозяйств. В них также предусматривалось выделение земли и имущества для собственников земельных долей и имущественных паев, которые хотели организовать свое крестьянское хозяйство.

Цель написания данной работы- раскрыть особенности реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных и муниципальных предприятий АПК. Достижение поставленной цели возможно осуществить через решения следующих задач:

1.Необходимо раскрыть особенности реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий;

 2.Раскрыть и проанализировать особенности приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию материально- техническому обеспечению сельского хозяйства.

3. Раскрыть особенности приватизации государственно- кооперативных (кооперативно- государственных) предприятий АПК.

         Объектом нашего исследования является – аграрное право. Предмет исследования- порядок применимый при осуществлении реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных и муниципальных предприятий АПК, 

Глава1: Особенности реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий.

При переходе к рыночной экономике реформирование колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий стало неизбежным. Статус сельскохозяйственных коммерческих организаций дает им возможность осуществлять предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, стремиться к получению прибыли от пользования землей и дру­гим имуществом, от продажи произведенной продукции. Положи­тельное влияние на развитие сельскохозяйственного производства изменение организационно-правовых форм может оказать только во взаимосвязи с совершенствованием экономических условий хозяйст­вования».

Основными путями формирования новой производственной структуры должны были стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежит земля.

Реорганизация- это процессы разделения предприятий на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно- правовую форму.[1]

  Реорганизация колхозов и совхо­зов, была нацеленна на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных до­лей.

Реорганизация, как способ преобразования предприятий давно известна нашему законодательству и хозяйственной практике. Реорганизация предприятий, в том числе и сельскохозяйственных зачастую носила широкомасштабный и повсеместный характер. Так, в процессе реорганизации было осуществлено укрепление колхозов и их разукрепление. Однако,  несмотря на масштабность ранее проводимой реорганизации, она не меняла экономических основ сельскохозяйственного производства- отношений собственности на средства производства.[2]

В рекомендациях Ремкозема от 11 августа 1992 года  по реорганизации колхозов и совхозов закреплены принципы- основные начала, положения которыми должны были руководствоваться колхозы и совхозы при реорганизации. Это: сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего сельское хозяйство профиля использования объектов в реорганизуемых объектах; обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равнодоступности объектов производственной и социальной инфраструктуры; добровольность выбора организационно- правовой формы предприятия в рамках действующего законодательства; социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизуемых хозяйств; учет национальных и исторических особенностей.

Особенностью реорганизации, по Указу Президента РФ «О неотложных мерах по осу­ществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г.  по сравнению со всеми пре­дыдущими, являлся ее обязательный характер. Это было прямо пре­дусмотрено п. 3 Указа в котором было  сказано: «колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию,  привести свой статус в  соответствие  с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах».

В соответствии с требованиями этого Указа в 1992 году пере­регистрацию прошли три четверти колхозов и совхозов (19719 из 25609). Причем большинство крестьян отдали предпочтение коллек­тивным формам хозяйствования.

За исключением отдельных случаев формальной либо даже принудительной реорганизации хозяйств, в целом реорганизация колхозов и совхозов в новые формы хозяйство­вания положительно сказалась на структуре сельскохозяйственного производства, способствовала реализации права свободного выбора форм предпринимательства на селе, повлекла за собой изменение ли­бо установление вновь правового статуса хозяйств.

Четкий ответ на вопрос о том, какие организационно-правовые формы хозяйствования создавались в процессе реорганиза­ции колхозов и совхозов содержался в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйст­венных предприятий, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г.

В соответствии с п. 5 Положения при реорганизации колхо­зов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйствен­ных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хо­зяйств могли быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьян­ские (фермерские.) хозяйства и их объединения.

В случае принятия собранием трудового коллектива государст­венного сельскохозяйственного предприятия и колхоза решения о со­хранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перере­гистрация с закреплением земли в соответствии с действующим зако­нодательством. При этом обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Тем самым уста­навливались правовые гарантии получения будущим фермером при выходе его из хозяйства причитающегося ему и другим выходящим из хозяйства членам его семьи земельного надела и определенного иму­щества как материальной базы для развертывания крестьянского хо­зяйства и первых шагов его функционирования. В этом между прочим и состоит одна из целей и задач реорганизации колхозов и совхозов.

Как отмечалось в юридической литературе, колхоз, сохра­няющий при перерегистрации прежнюю форму хозяйствования, дол­жен функционировать как сельскохозяйственный производственный кооператив.

Этому призваны способствовать Рекомендации по приведе­нию уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствова­ния, в соответствие с действующим законодательством, утвержден­ные Министром сельского хозяйства и продовольствия РФ по согла­сованию с Председателем Российского совета колхозов и других форм хозяйствования 4 января 1993 г

В Рекомендациях, в частности, говорится, что колхоз является одной из форм сельскохозяйственного производственного кооперати­ва.

Устав колхоза, принятый общим собранием его членов, явля­ется основным юридическим документом, регулирующим внутрихо­зяйственные отношения, и вместе с тем учредительным документом, определяющим его взаимоотношения с другими предприятиями, ор­ганизациями и гражданами. В связи с этим в Уставе рекомендуется зафиксировать изменения, произошедшие в колхозе под влиянием аграрной реформы, а также учесть местные условия и особенности.

В отношении совхозов законодательством также установлено, что в случае принятия собранием трудового коллектива совхоза ре­шение о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется его перерегистрация с закреплением земли в соответствии с законо­дательством. Такой совхоз является сельскохозяйственным предпри­ятием с правом собственности на принадлежащее ему имущество и государственной собственностью на землю, переданной ему в бес­срочное (постоянное) пользование, производит и реализует сельско­хозяйственную и иную продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

         В современных условиях совхозы стали субъектами предпринимательской деятельности; они самостоятельно формируют произ­водственную программу, выбирают поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливают на нее цены.

Министерство сельского хозяйства РФ разработало и утвер­дило 14 января 1993 г. Рекомендации по разработке уставов совхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования.

В соответствии с этим документом |главной задачей совхоза является производство сельскохозяйственной и другой продукции, ее переработка и реализация на основе рационального использования земли, других ресурсов и получения прибыли для повышения благо­состояния членов коллектива, улучшения условий их труда и быта.

Совхоз самостоятельно осуществляет свою деятельность, рас­поряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остав­шейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Совхоз является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, в том числе валютный, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Совхоз может иметь товарный знак, эмблему и другие реквизиты. Устав совхоза утверждается общим собранием трудового коллектива.

Совхоз действует на принципах полного хозрасчета, несет имущественную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по производству сельскохозяйственной продукции и его совершенст­вованию, социальному развитию и материальному стимулированию работников.

Таковы в общих чертах слагаемые правового положения сов­хоза, сохраняющего прежнюю форму хозяйствования. И все же, не­смотря на сохранение прежнего наименования, такой совхоз уже не является государственным предприятием, а представляет собой одну из разновидностей коллективного предприятия, о чем должно быть указано в его уставе.

Следует подчеркнуть, что  в соответствии со ст. 12 Кон­ституции РФ в ред. 1990 года не все государственные сельскохозяй­ственные предприятия, а только часть их — совхозы - были провоз­глашены собственниками произведенной ими продукции, средств производства и другого имущества, необходимого для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности,

Более того, согласно п. 27 Положения о реорганизации колхо­зов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйствен­ных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г., предприятия, организации и учреждения госу­дарственной племенной, ветеринарной, лесоохраной службы и службы защиты растений, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры по химизации и сельскохозяйственной радиологии, подсобно-производственные сельские хозяйства биологической промышленно­сти, семеноводческие станции, машиноиспытательные станции, а также предприятия, осуществляющие посев и возделывание культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества, в 1992 году не при­ватизировались. Они были отнесены преимущественно к федеральной собственности, но могли находиться в собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. 

Государственные сельскохозяйственные предприятия в своей деятельности соблюдали общие нормы о правах и обязанностях предприятии любой организационно- правовой формы, изложенные в ст.16-20 Закона РФСФР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,в которых закреплялась значительная свобода предприятия в решении многих вопросов производственно- хозяйственной деятельности, максимально приближающая ее к правовому статусу предприятия собственника. [3]

Установлены к общему порядку особые условия реорганиза­ции и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, обусловленные необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования государственной собственности.

Так, обязательным условием реорганизации государственных племенных и конных заводов, селекционно-гибридных центров, го­сударственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспыта­нию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков и других аналогичных государственных сельскохозяйствен­ных предприятий являлось сохранение выполнения ими производст­венных функций по основной специализации для обеспечения про­должения селекционно-племенной работы, производства высококаче­ственных сортовых семян и посадочного материала. В связи с этим выделение части имущества и земли (обеспечивающих выполнение данных функций) в натуре при выходе работника из состава хозяйст­ва не допускалось. Эти положения закреплялись в уставе создаваемо­го предприятия.

Реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, а также-имущества государственных сельскохозяйственных предпри­ятий осуществляли внутрихозяйственные комиссии, созданные в со­ответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке реорга­низации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г.

Общим, что характерно для реорганизации колхозов и совхо­зов являлось то, что в каждом реорганизуемом хозяйстве определя­лись земельные доли и индивидуальные имущественные паи всех членов или работников коллективного хозяйства.

Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов принимали решение о выборе формы собственности на землю, пре­дусмотренной земельным законодательством Российской Федерации.

С учетом принятого решения в районную комиссию по прива­тизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавались заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайон­ной норме.

К этой заявке прилагались списки лиц, имеющих право на по­лучение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213. В них включались: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их терри­ториях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники пред­приятий и организаций народного образования, здравоохранения. культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, располо­женных на территориях сельскохозяйственных предприятий).

Кроме того, в списки включались временно отсутствовавшие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйст­ва и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

В соответствии с п. 11 Поло­жения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государ­ственных сельскохозяйственных предприятий от 4 сентября 1992 г.

размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливался незави­симо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натураль­ном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценива­лась в размере 50 кратного налога на землю.

При определении земельной доли (пая) должны были учиты­ваться все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйст­венных предприятий, за исключением земельных участков:

переданных в ведение сельских, поселковых Советов народ­ных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду.

Для реорганизуемых колхозов и совхозов была важна правовая норма, закрепленная п. 12 Положения, что в случае, если площадь зе­мельных угодий, выделенных коллективу хозяйства в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном настоящим Положением, ока­жется меньше площади прежних земельных угодий, то приоритетное право на аренду или выкуп оставшейся части земельных угодий пре­доставляется гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхозов или совхозов с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этого хозяйства.

Решение о дополнительном выделении земельных угодий ре­организуемым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного произ­водства принималось местной администрацией по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

В соответствии с п. 13 Положения определение размера инди­видуальных имущественных паев осуществлялось на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого сельскохозяйст­венного предприятия.

Общий паевой фонд определялся как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из общей стоимости имущества хозяйства исключалась стоимость объектов социальной сферы и июкенерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, дру­гих объектов, для которых законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образова ния и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создавался.

Имущественный пай работника в общем паевом фонде опре­делялся с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада работника выбирался коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и мог осуществляться с учетом оп­латы труда, его профессиональной сложности и других показателей.

Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на селе, определялся в порядке, устанавливаемом трудовым коллек­тивом.

В перечень лиц, имевших право, на имущественный пай, со­гласно п. 14 Положения, включались: работающие в хозяйстве; временно отсутствующие по уважительным причинам работ­ники; пенсионеры хозяйства.

Трудовой коллектив мог также принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, располо­женных на территории хозяйства, лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных из хозяйства по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

В соответствии с п. 16 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных предприятий владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их сле­дующими способами:

получить при выходе из предприятия с целью создания кре­стьянского фермерского хозяйства;

  внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акцио­нерное общество или кооператив;

продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Стоимость имущественного пая и стоимость земельной доли могли быть объединены. Владельцы имущественных паев и земель­ных долей могли обменивать их между собой. При этом земельные участки не должны превышать предельные размеры земельных уча­стков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или создания сельскохозяйственных предприятий.

При выделении работникам имущественных долей (паев) в натуре средства производства (по видам) распределялись между ра­ботниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хо­зяйству, специализации производства, целесообразности сохранения отдельных участков производства и других условий.

До сих пор мы говорили преимущественно о колхозах и сов­хозах, сохранивших свой статус. Таких хозяйств на первом этапе ре­формы насчитывалась одна треть от общего их числа. Большинство же колхозов и совхозов были в основном преобразованы в общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества (8.551), сельскохозяйственные кооперативы (1.662), ассоциации кре­стьянских хозяйств (748), подсобные сельские хозяйства предприятий (347)

Глава 2: Особенности приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию материально- техническому обеспечению сельского хозяйства.

Порядок и особенности приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, с учетом сложившихся технологических и экономических связей было определено Положением о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственой продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно- техническому обслуживанию и материально- техническому обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года №708, утратившего в настоящее время силу

Данное положение распространялось на следующие виды предприятий: сахарные заводы; плодоовощеконсервные заводы; предприятия первичного виноделия и спиртовой продукции; табачно-ферментные заводы; крахмало-паточные предприятия; предприятия по первичной переработке лубяных культур и шерсти; убойные пункты, хладобойни, мясоптицекомбинаты, мясо-молочные и мясокомбинаты, молококомбинаты, молокозаводы, маслосыркомбинаты и сырозаводы, молокоприемные пункты; маслодобывающие заводы (вырабатывающие растительное масло); предприятия, обеспечивающие выработку и хранение муки, крупы и комбикормов и др.

Положением предусматривались следующие способы приватизации предприятий, к которым относились: продажа акций акционерных обществ открытого типа (по закрытой подписке производителям ельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов); продажа предприятий на коммерческом конкурсе и на некоммерческом инвестиционном конкурсе (с ограничением состава его участников); продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий на аукционе; выкуп арендованного имущества.

При определении конкретного способа приватизации необходимо было учитывать: отраслевую специфику предприятий; целесообразность сохранения профиля предприятий; и монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по отношению к производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов и потребителям услуг предприятий агропромышленного комплекса; мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия.

При приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса акции трудовым коллективам предоставлялись в порядке и с учетом вариантов льгот, установленных Государственной программой приватизации. Остальные акции предлагаются в течение 3 месяцев с момента принятия решения о приватизации для продажи по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям и рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприятия, признаваемым покупателями

В течение 3 месяцев каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель и рыбодобывающее предприятие (кроме крестьянских хозяйств) имел право подписаться на акции, общее количество которых не превышало квоты, определяемой в соответствии с его долей в поставках сырья приватизируемому предприятию или в общем объеме услуг, получаемых от него.

Для участия в подписке на акции крестьянским (фермерским) хозяйствам, другим вновь образуемым сельскохозяйственным товаропроизводителям в зоне действия приватизируемого предприятия предоставлялась суммарная квота в соответствии с их общим числом и планируемым объемом производства, но не менее 10 процентов общего количества акций данного предприятия.

Сельскохозяйственные товаропроизводители выкупали акции указанных перерабатывающих и обслуживающих предприятий по номинальной цене и с рассрочкой платежей до 3 лет.

В итоге получилось то, что для совхозов возникли трудности в доказывании ими права признания покупателями, поскольку совсем недавно они были государственными предприятиями (до внесения изменений в Конституцию РСФСР (ст.12), согласно которым совхозы признавались собственниками всего принадлежащего им имущества. Во- вторых, трудовые коллективы большинства предприятий всех видов выбрали второй вариант льгот и завладели контрольным пакетом акции (до 51% голосующих акций без каких либо скидок на их стоимость). По состоянию на 1 января 1996года таких предприятий в сфере переработке сельскохозяйственной продукции оказалось 83 % предприятий производственной инфраструктуры- 72 %, в том числе ремонтно- технических- 73 %, автотранпсорта-81 %,  На первом варианте льгот, который предоставляя возможность работникам приобрести акции бесплатно в пределах 25 % уставного капитала и по пониженной на 30 % цене – в пределах 10 % уставного капитала, остановился  выбор трудовых коллективов незначительного числа предприятий (Хотя и руководители и должностные лица были поставлены в преимущественное положение – опцион до 5 % уставного капитала предоставлялись акции этой категории работников). Поэтому по состоянию на 01 января 1996года всего лишь 14,4 % перерабатывающих предприятий и 11,5 предприятий производственной инфраструктуры предоставляли предприятиям – сельскохозяйственным товаропроизводителям выкупить контрольный пакет акций, а таких предприятий и того меньше 9,4 %, в строительстве- 6%. В результате монополизации в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса очень скоро ударил по экономике всех сельскохозяйственных предприятий.  В результате монополизм в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса очень скоро ударил по экономике всех сельскохозяйственных предприятий. Начались попытки исправлять сложившееся положение. Указом Президента РФ «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно- техническому обслуживанию и материально- техническому снабжению агропромышленного комплекса от 20 декабря 1994 года установлено, что льготы акционерам в покупке акции используются по первому варианту в соответствии с основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 года. [4]

Приватизация сданных в аренду предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, а также предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса осуществлялось различными способами в зависимости от наличия в договоре аренды права выкупа и согласия не менее половины членов трудового коллектива предприятия -арендатора.

Положением устанавливался перечень предприятии приватизация которых была запрещена. К ним относились: предприятий биологической промышленности и их подсобно-производственных сельских хозяйств; предприятий по переработке конопли; морских рыбных портов; предприятий рыбопромысловой разведки; предприятий, осуществляющих контроль за состоянием и охраной окружающей среды и природных ресурсов (бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, хозяйства по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб); мобилизационных запасов предприятий и государственных резервов.

Глава 3: Особенности приватизации государственно- кооперативных (кооперативно- государственных) предприятий АПК.

Порядок и особенности приватизации государственно- кооперативных (кооперативно- государственных) предприятий АПК было определено Положением, утвержденного постановлением Правительства от 04.09.1992,

Данное  Положение распространялось на государственно-кооперативные (кооперативно-государственные) предприятия агропромышленного комплекса, которые были созданы путем объединения имущества колхозов, совхозов, межколхозных, государственных и других предприятий и организаций.

В результате принятия решения о реорганизации предприятия согласительная комиссия  подготавливала предложения о реорганизации государственно-кооперативного (кооперативно-государственного) предприятия агропромышленного комплекса, проекты учредительных документов и организовывала  проведение собрания учредителей.

Учредители на собрании принимали решение о создании предприятия, его организационно-правовой форме, уставном фонде предприятия, утверждают устав, избирают совет (правление), его председателя.

Для проведения реорганизации и приватизации данных видов предприятий агропромышленного комплекса необходимо было определить долю каждого пайщика в составе имущества.

 Долевое участие хозяйств-пайщиков определялось по имеющимся документам, отчетным данным, уточнялась выверкой долей каждого из них и оформлялось актами сверки, подписанными согласительной комиссией. Доля имущества, относительно которой комиссия не получила документального подтверждения права на нее со стороны пайщика, признавалась государственной. Доли хозяйств-пайщиков, определенные с учетом прироста имущества за счет прибыли (дохода) за время деятельности государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, подлежала закреплению в учредительных документах и учитывалась на их балансах.

Владельцы паев вправе были передать пай в качестве учредительного взноса в государственно-кооперативное (кооперативно-государственное) предприятие агропромышленного комплекса, продать или безвозмездно передать ее трудовому коллективу этого предприятия.

Согласительная комиссия подготавливала предложения о реорганизации государственно-кооперативного (кооперативно-государственного) предприятия агропромышленного комплекса, проекты учредительных документов и организовывала проведение собрания учредителей.

Преобразование предприятия в акционерное общество и приватизация государственной доли государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса осуществлялась на условиях, которые были  установлены Государственной программой приватизации и Положением о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708. основные аспекты которого были рассмотрены мной во втором разделе данной работы.

Заключение

            Таким образом, основными путями формирования новой производственной структуры были призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, в результате которых должна быть была создана система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе,  а также система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребителя.

В результате проведенной в 90-х годах прошлого столетия реорганизации колхозов и совхозов, а также приватизации государственных и муниципальных предприятий АПК сельское хозяйство стало многоукладным. В настоящее время в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей функционируют хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства. Развивается право частной собственности, в том числе и на земельные участки. Существенно расширилась хозяйственная самостоятельность товаропроизводителей.

Задача:

В настоящее время нормативные акты, регламентирующие процесс реорганизации колхозов и совхозов, утратили силу. Однако

Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями:

Раздел имущества на крестьянские  хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;

Реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив.

Направление реорганизации выбирается коллективом сельского хозяйства на добровольной основе. Принцип добровольности не распространяется на колхозы и совхозы, объявленные несостоятельными.

2.Особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, определены Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года №708 согласно которому,  

специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.

            3.Правовой статус ассоциации «Менщиковская» -сельскохозяйственный кооператив. Так, в Рекомендациях Рокомзема от 11 августа 1992г. 3570 по применению основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в п.6 которых  определено, что для сохранения сложившихся производственных связей, рационального использования общей инфраструктуры, совместно выполнения некоторых хозяйственных функций целесообразно объединение индивидуальных предпринимателей в одну или несколько ассоциацией или обслужившихся кооперативов. 

Библиография:

1.А.В. Рыгалова «Аграрное право», М.2002г.;

2. М.И. Козырь «Аграрное право России: проблемы становления и развития» М. 2003г.

Веденин Н.Н. «приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты)//

Палладина М.И. «О дальнейшем развитии аграрной реформы и некоторых аспектах правового статуса сельскохозяйственных предприятий и организаций АПК// Государство и право, 1997, №1


[1] Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов (утв. Минселхозом РФ 14 января 1992г., приложение 1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992года №570)

[2]Н.Н. Веденини «Приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты)//Государство и право №4, 1993г. С.60

[3]Аграрное право, под ред Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря, М.2000г.  С.143

[4] Палладина М.И. «О дальнейшем развитии аграрной реформы и некоторых аспектах правового статуса сельскохозяйственных предпряитий и организаций АПК// Государство и право, 1997, №1 Стр.51.