Содержание

8. Емкость рынка. Понятие, методика расчета, условия расширения. 3

Задача 101. 6

Задача 107. 8

Задача 116. 10

Список литературы.. 12

8. Емкость рынка. Понятие, методика расчета, условия расширения

Емкость рынка – это объем реализуемого на нем товара в течение определенного периода времени, как правило, одного года.

Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке (обычно) за год.

Емкость рынка может быть рассчитана по формуле:

Е = Vнп + Vи –Vэ

где Е –емкость рынка

Vнп – объем национального производства

Vэ – объем экспорта

Vи – объем импорта

А. Ковалев[1] предлагает следующую формулу определения емкости рынка какой либо страны.

С = Р+Р0­­-Е+I+D-M-E­0+I0

где Р – национальное производство в стране

Р0 – остаток запасов на фирмах производителях

Е – экспорт

I – импорт

D – снижение (М – увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей

Е0 – косвенный экспорт

I0 – косвенный импорт

Косвенный экспорт - это товар, использованный в другом изделии и вывезенный за границу. Например, при анализе емкости рынка отдельных видов продукции растениеводства и животноводства (овощей и фруктов, зерна, мяса и шерсти т.д.), в качестве косвенного экспорта можно учесть их объемы в вывезенных за границу изделиях пищевой или легкой промышленности (консервы, супы, каши, кондитерские изделия и т.п.

Как правило, E0 и I0 не учитывают при определении емкости рынка товаров потребительского назначения. Следует анализировать факторы платежеспособного спроса на данную категорию товара, а так же размеры переходящих остатков на начало года.[2]

Как было установлено емкость рынка не постоянная величина. Она зависит от конъюнктуры рынка. При спаде она уменьшается, при подъеме – растет. Поэтому при поставках на рынок важно соизмерять свою долю фирмы с емкостью рынка.

Зная емкость рынка, среднюю стоимость товара возможно рассчитать объем предполагаемой выручки, а при оценке ожидаемых затрат определяется возможная прибыль (выручка – издержки). Именно емкость рынка и тенденции ее изменения являются важнейшими источниками для принятия решений в области как производства, так и коммерческой деятельности.

При определении емкости рынка потребительских товаров учитываются уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень цен и другие факторы, обусловливающие тенденции изменений покупательского спроса населения.

Устанавливая емкость рынка товаров производственного назначения, необходимо иметь в виду основные тенденции развития отраслей экономики, возможности осуществления соответствующих инвестиционных проектов. Не имеет смысла выходить на рынок, если емкость его невелика, и она не станет расти в ближайшей перспективе. [3]

Емкость рынка представляет тенденцию его развития в ближайшей перспективе, а так называемый рыночный потенциал , его возможное состояние в отдаленном будущем. Соотношение рыночной доли предприятия, емкости и потенциала рынка можно проиллюстрировать рис. 1.

Рис.1.Взаимосвязь рыночного потенциала, емкости рынка и доли рыночной доли предприятия

Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень дохода потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции и т. п.[4]

Емкость рынка для данного предприятия характеризуется максимально возможным объемом сбыта его продукции в течение года. В соответствии с этим предприятию необходимо корректировать структуру уже производимых товаров, намечать сдвиги в ассортименте выпускаемой продукции, прогнозируя, будет ли полезен товар на рынке. Размер кризисного предприятия определяется территорией, на которой сбывается его продукция. Важная составляющая маркетинговой антикризисной стратегии – ценовая политика. При формировании такой политики важны как цены уже вложившиеся на этом рынке на данную продукцию, так и предлагаемые цены. Наиболее рационально прогнозировать динамику цен продукции предприятия с учетом уровня издержек, объемов продаж продукции, типа рынка. Под внутренними факторами понимается усиление тенденций к дальнейшей интенсификации производства, ускорению НТП, расширению емкости рынков за счет развития интеграционных процессов.[5]

Задача 101

Составьте производственную программу предприятия общественного питания «Оазис», исходя из численности потребителей, на основе следующих данных:

1.                               В отчетном году (307 рабочих дней) на предприятии было реализовано 215 тыс. блюд. В среднем на одного потребителя приходилось 2,2 блюда.

2.                               В предстоящем году предполагалось увеличить число потребителей на 15%. Коэффициент потребления возрастет на 0,5 блюда. Средняя цена блюда составит 18 руб. 95 коп. Предприятие будет работать ежедневно кроме праздничных дней.

Решение

Производственная программа предприятия – это план суточного выпуска продукции, включающий количество блюд, реализуемых в залах предприятия, а также для питания работников предприятия.[6]

В предприятиях общественного питания со свободным выбором блюд исходными данными для составления производственной программы являются: количество питающихся, коэффициент потребления блюд, примерные нормы потребления отдельных продуктов, примерный ассортимент блюд и процентное соотношение блюд в ассортименте.[7]

Исходными данными для определения количества блюд, реализуемых предприятием в течение дня, являются количество потребителей и коэффициент потребления блюд. Коэффициент потребления блюд в кафе 2,2. Общее количество блюд, реализуемых предприятием в течение рабочего дня, определяется по формуле:

,

где  - общее количество блюд, реализуемых в течение рабочего дня, шт.;

          - число потребителей в течение рабочего дня;

         - коэффициент потребления блюд, принимается равным 2,2.

215000/307 = 700 блюд.

 = 700/2,2 = 318 чел.

В предстоящем году число потребителей в течение рабочего дня планируется увеличить на 15%, он составит:

318 * 15% = 366 чел.

Коэффициент потребления составит:

2,2 + 0,5 = 2,7

Прибыль, полученная предприятием составит:

  = 2,7 * 366 = 988,2 блюд.

Ответ: В предстоящем году благодаря увеличению количества рабочих дней прибыль предприятия повысится до 988 блюд в день.

Задача 107

Определите необходимое количество и стоимость основного и прочего сырья на основе следующих данных:

1. Годовой программой хлебозавода предусмотрено выпустить хлеба пшеничного из муки 2 сорта 1800 т, батонов нарезных из муки 1 сорта – 700 т.

Нормы выхода при базисной влажности муки составляют: для хлеба пшеничного – 142%, для батонов – 134%. Средняя влажность поступающей муки второго сорта 14,1%, первого 15%.

Сырье

Норма расхода на 100 кг муки, кг

Оптово-отпускная цена за 1 ц с НДС

Хлеб пшеничный

Батоны нарезные

Соль

1,3

1,5

20,0

Дрожжи прессованные

0,5

1,0

60

Масло растительное

0,15

0,15

25

Сахар

-

5,0

8

Маргарин

-

3,5

40

2. Стоимость муки 1 сорта за 1ц – 760 тыс.руб., муки 2 сорта – 650 тыс.руб.

Решение

1 т = 100 ц = 1000 кг

Хлеба:

1800000 кг

Батона:

700000 кг.

Рассчитаем нормы сырья:

Сырье

Норма расхода на 100 кг муки, кг

Оптово-отпускная цена за 1 ц с НДС

Хлеб пшеничный

Батоны нарезные

Соль

23400

10500

6780

Дрожжи прессованные

9000

7000

9600

Масло растительное

2700

1050

937,5

Сахар

-

35000

2800

Маргарин

-

24500

9800

Рассчитаем необходимое количество муки:

Для хлеба при 142% норме:

18000 * 14,1 = 20538 кг.

Для батонов при 134% норме:

7000 * 15% = 8050 кг.

Стоимость муки 2 сорта:

650 тыс.руб. * 205,38 = 133497 тыс.руб.

Стоимость муки 1 сорта:

760 тыс.руб. *80,50 = 61180 тыс.руб.

Ответ: необходимо муки 2 сорта 20538 кг, 1 сорта 8050 кг.

Задача 116

Начислить заработную плату за апрель работникам кафе «У камина». Труд работников оплачивается по сдельно-премиальной системе оплаты труда. За месяц бригада выработала продукции на сумму 29,1 тыс.руб. при плане – 29 тыс.руб. Среднечасовая расценка по расчетам 2 руб. 10 коп., норма выработки бригады за час – 28,87 руб. Работники премируются за выполнение продаж в размере 30% месячной тарифной ставки. За выполнение обязанностей бригадира повару 7 разряда производится доплата в сумме 70 руб. в месяц. Расчеты произведите в таблице 14.

Состав бригады, разряд

Кол-во работников, чел.

Отработано часов

Часовая тарифная ставка, руб.

Месячная тарифная ставка, руб.

Сдельная заработная плата, руб.

Доплата, руб.

Сумма премии, руб.

Всего зар.плата, руб.

Повар 7

1

160

3,750

Повар 6

1

152

3,248

Повар 5

1

160

2,358

Повар 4

1

160

2,578

Мойщик, 2

1

160

2,383

Рабочий, 1

1

120

2,253

Итого

6

Решение

Состав бригады, разряд

Кол-во работников, чел.

Отработано часов

Часовая тарифная ставка, руб.

Месячная тарифная ставка, руб.

Сдельная заработная плата, руб.

Доплата, руб.

Сумма премии, руб.

Всего зар.плата, руб.

Повар 7

1

160

3,75

600

336

70

180

1186

Повар 6

1

152

3,248

493,7

319,2

 

148,11

961

Повар 5

1

160

2,358

377,28

336

 

113,18

826,46

Повар 4

1

160

2,578

412,48

336

 

123,74

872,22

Мойщик, 2

1

160

2,383

381,28

336

 

114,38

831,66

Рабочий, 1

1

120

2,253

270,36

252

 

81,108

603,47

Итого

6

 

 

 

 

 

760,53

5280,8

Список литературы

1.     Булатов А.С. «Экономика» М, «Бек», 2003г.- 564 с.

2.     Волкова О.И.. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.-с.536

3.     Ефимова О. В. Анализ оборотных активов организации. //  Бухгалтерский учет – 2000г. - №10 – с.97.

4.     Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.-с. 514  

5.     Ковалев В.В. Финансовый анализ:  Управление капиталом. Выбор инвестиций.  Анализ отчетности. - М.:  Финансы  и статистика,2003. – с. 432

6.     Ковалева А.М., Шабалин Е.М., Богачева В.Д. Финансы и управление предприятием. - М.: Финансы и   статистика,2001.-с. 641


[1] А. Ковалев Маркетинговый анализ с 84

[2] Волкова О.И.. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.-133с.

[3] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.-247с.

[4] Ковалева А.М., Шабалин Е.М., Богачева В.Д. Финансы и управление предприятием. - М.: Финансы и   статистика,2001.-215с.

[5] Булатов А.С. «Экономика» М, «Бек», 2003г.-237с.

[6] Ковалев В.В. Финансовый анализ:  Управление капиталом. Выбор инвестиций.  Анализ отчетности. - М.:  Финансы  и статистика,2003. –317с.

[7] Ефимова О. В. Анализ оборотных активов организации. //  Бухгалтерский учет – 2000г. - №10 – с.97