Содержание
8. Емкость рынка. Понятие, методика расчета, условия расширения. 3
Задача 101. 6
Задача 107. 8
Задача 116. 10
Список литературы.. 12
8. Емкость рынка. Понятие, методика расчета, условия расширения
Емкость рынка – это объем реализуемого на нем товара в течение определенного периода времени, как правило, одного года.
Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке (обычно) за год.
Емкость рынка может быть рассчитана по формуле:
Е = Vнп + Vи –Vэ
где Е –емкость рынка
Vнп – объем национального производства
Vэ – объем экспорта
Vи – объем импорта
А. Ковалев[1] предлагает следующую формулу определения емкости рынка какой либо страны.
С = Р+Р0-Е+I+D-M-E0+I0
где Р – национальное производство в стране
Р0 – остаток запасов на фирмах производителях
Е – экспорт
I – импорт
D – снижение (М – увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей
Е0 – косвенный экспорт
I0 – косвенный импорт
Косвенный экспорт - это товар, использованный в другом изделии и вывезенный за границу. Например, при анализе емкости рынка отдельных видов продукции растениеводства и животноводства (овощей и фруктов, зерна, мяса и шерсти т.д.), в качестве косвенного экспорта можно учесть их объемы в вывезенных за границу изделиях пищевой или легкой промышленности (консервы, супы, каши, кондитерские изделия и т.п.
Как правило, E0 и I0 не учитывают при определении емкости рынка товаров потребительского назначения. Следует анализировать факторы платежеспособного спроса на данную категорию товара, а так же размеры переходящих остатков на начало года.[2]
Как было установлено емкость рынка не постоянная величина. Она зависит от конъюнктуры рынка. При спаде она уменьшается, при подъеме – растет. Поэтому при поставках на рынок важно соизмерять свою долю фирмы с емкостью рынка.
Зная емкость рынка, среднюю стоимость товара возможно рассчитать объем предполагаемой выручки, а при оценке ожидаемых затрат определяется возможная прибыль (выручка – издержки). Именно емкость рынка и тенденции ее изменения являются важнейшими источниками для принятия решений в области как производства, так и коммерческой деятельности.
При определении емкости рынка потребительских товаров учитываются уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень цен и другие факторы, обусловливающие тенденции изменений покупательского спроса населения.
Устанавливая емкость рынка товаров производственного назначения, необходимо иметь в виду основные тенденции развития отраслей экономики, возможности осуществления соответствующих инвестиционных проектов. Не имеет смысла выходить на рынок, если емкость его невелика, и она не станет расти в ближайшей перспективе. [3]
Емкость рынка представляет тенденцию его развития в ближайшей перспективе, а так называемый рыночный потенциал , его возможное состояние в отдаленном будущем. Соотношение рыночной доли предприятия, емкости и потенциала рынка можно проиллюстрировать рис. 1.
Рис.1.Взаимосвязь рыночного потенциала, емкости рынка и доли рыночной доли предприятия
Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень дохода потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции и т. п.[4]
Емкость рынка для данного предприятия характеризуется максимально возможным объемом сбыта его продукции в течение года. В соответствии с этим предприятию необходимо корректировать структуру уже производимых товаров, намечать сдвиги в ассортименте выпускаемой продукции, прогнозируя, будет ли полезен товар на рынке. Размер кризисного предприятия определяется территорией, на которой сбывается его продукция. Важная составляющая маркетинговой антикризисной стратегии – ценовая политика. При формировании такой политики важны как цены уже вложившиеся на этом рынке на данную продукцию, так и предлагаемые цены. Наиболее рационально прогнозировать динамику цен продукции предприятия с учетом уровня издержек, объемов продаж продукции, типа рынка. Под внутренними факторами понимается усиление тенденций к дальнейшей интенсификации производства, ускорению НТП, расширению емкости рынков за счет развития интеграционных процессов.[5]
Задача 101
Составьте производственную программу предприятия общественного питания «Оазис», исходя из численности потребителей, на основе следующих данных:
1. В отчетном году (307 рабочих дней) на предприятии было реализовано 215 тыс. блюд. В среднем на одного потребителя приходилось 2,2 блюда.
2. В предстоящем году предполагалось увеличить число потребителей на 15%. Коэффициент потребления возрастет на 0,5 блюда. Средняя цена блюда составит 18 руб. 95 коп. Предприятие будет работать ежедневно кроме праздничных дней.
Решение
Производственная программа предприятия – это план суточного выпуска продукции, включающий количество блюд, реализуемых в залах предприятия, а также для питания работников предприятия.[6]
В предприятиях общественного питания со свободным выбором блюд исходными данными для составления производственной программы являются: количество питающихся, коэффициент потребления блюд, примерные нормы потребления отдельных продуктов, примерный ассортимент блюд и процентное соотношение блюд в ассортименте.[7]
Исходными данными для определения количества блюд, реализуемых предприятием в течение дня, являются количество потребителей и коэффициент потребления блюд. Коэффициент потребления блюд в кафе 2,2. Общее количество блюд, реализуемых предприятием в течение рабочего дня, определяется по формуле:
,
где - общее количество блюд, реализуемых в течение рабочего дня, шт.;
- число потребителей в течение рабочего дня;
- коэффициент потребления блюд, принимается равным 2,2.
215000/307 = 700 блюд.
= 700/2,2 = 318 чел.
В предстоящем году число потребителей в течение рабочего дня планируется увеличить на 15%, он составит:
318 * 15% = 366 чел.
Коэффициент потребления составит:
2,2 + 0,5 = 2,7
Прибыль, полученная предприятием составит:
= 2,7 * 366 = 988,2 блюд.
Ответ: В предстоящем году благодаря увеличению количества рабочих дней прибыль предприятия повысится до 988 блюд в день.
Задача 107
Определите необходимое количество и стоимость основного и прочего сырья на основе следующих данных:
1. Годовой программой хлебозавода предусмотрено выпустить хлеба пшеничного из муки 2 сорта 1800 т, батонов нарезных из муки 1 сорта – 700 т.
Нормы выхода при базисной влажности муки составляют: для хлеба пшеничного – 142%, для батонов – 134%. Средняя влажность поступающей муки второго сорта 14,1%, первого 15%.
Сырье |
Норма расхода на |
Оптово-отпускная цена за 1 ц с НДС |
|
Хлеб пшеничный |
Батоны нарезные |
||
Соль |
1,3 |
1,5 |
20,0 |
Дрожжи прессованные |
0,5 |
1,0 |
60 |
Масло растительное |
0,15 |
0,15 |
25 |
Сахар |
- |
5,0 |
8 |
Маргарин |
- |
3,5 |
40 |
2. Стоимость муки 1 сорта за 1ц – 760 тыс.руб., муки 2 сорта – 650 тыс.руб.
Решение
1 т = 100 ц =
Хлеба:
Батона:
Рассчитаем нормы сырья:
Сырье |
Норма расхода на |
Оптово-отпускная цена за 1 ц с НДС |
|
Хлеб пшеничный |
Батоны нарезные |
||
Соль |
23400 |
10500 |
6780 |
Дрожжи прессованные |
9000 |
7000 |
9600 |
Масло растительное |
2700 |
1050 |
937,5 |
Сахар |
- |
35000 |
2800 |
Маргарин |
- |
24500 |
9800 |
Рассчитаем необходимое количество муки:
Для хлеба при 142% норме:
18000 * 14,1 =
Для батонов при 134% норме:
7000 * 15% =
Стоимость муки 2 сорта:
650 тыс.руб. * 205,38 = 133497 тыс.руб.
Стоимость муки 1 сорта:
760 тыс.руб. *80,50 = 61180 тыс.руб.
Ответ: необходимо муки 2 сорта
Задача 116
Начислить заработную плату за апрель работникам кафе «У камина». Труд работников оплачивается по сдельно-премиальной системе оплаты труда. За месяц бригада выработала продукции на сумму 29,1 тыс.руб. при плане – 29 тыс.руб. Среднечасовая расценка по расчетам 2 руб. 10 коп., норма выработки бригады за час – 28,87 руб. Работники премируются за выполнение продаж в размере 30% месячной тарифной ставки. За выполнение обязанностей бригадира повару 7 разряда производится доплата в сумме 70 руб. в месяц. Расчеты произведите в таблице 14.
Состав бригады, разряд |
Кол-во работников, чел. |
Отработано часов |
Часовая тарифная ставка, руб. |
Месячная тарифная ставка, руб. |
Сдельная заработная плата, руб. |
Доплата, руб. |
Сумма премии, руб. |
Всего зар.плата, руб. |
Повар 7 |
1 |
160 |
3,750 |
|||||
Повар 6 |
1 |
152 |
3,248 |
|||||
Повар 5 |
1 |
160 |
2,358 |
|||||
Повар 4 |
1 |
160 |
2,578 |
|||||
Мойщик, 2 |
1 |
160 |
2,383 |
|||||
Рабочий, 1 |
1 |
120 |
2,253 |
|||||
Итого |
6 |
Решение
Состав бригады, разряд |
Кол-во работников, чел. |
Отработано часов |
Часовая тарифная ставка, руб. |
Месячная тарифная ставка, руб. |
Сдельная заработная плата, руб. |
Доплата, руб. |
Сумма премии, руб. |
Всего зар.плата, руб. |
Повар 7 |
1 |
160 |
3,75 |
600 |
336 |
70 |
180 |
1186 |
Повар 6 |
1 |
152 |
3,248 |
493,7 |
319,2 |
|
148,11 |
961 |
Повар 5 |
1 |
160 |
2,358 |
377,28 |
336 |
|
113,18 |
826,46 |
Повар 4 |
1 |
160 |
2,578 |
412,48 |
336 |
|
123,74 |
872,22 |
Мойщик, 2 |
1 |
160 |
2,383 |
381,28 |
336 |
|
114,38 |
831,66 |
Рабочий, 1 |
1 |
120 |
2,253 |
270,36 |
252 |
|
81,108 |
603,47 |
Итого |
6 |
|
|
|
|
|
760,53 |
5280,8 |
Список литературы
1. Булатов А.С. «Экономика» М, «Бек», 2003г.- 564 с.
2. Волкова О.И.. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.-с.536
3. Ефимова О. В. Анализ оборотных активов организации. // Бухгалтерский учет – 2000г. - №10 – с.97.
4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.-с. 514
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика,2003. – с. 432
6. Ковалева А.М., Шабалин Е.М., Богачева В.Д. Финансы и управление предприятием. - М.: Финансы и статистика,2001.-с. 641
[1] А. Ковалев Маркетинговый анализ с 84
[2] Волкова О.И.. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.-133с.
[3] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.-247с.
[4] Ковалева А.М., Шабалин Е.М., Богачева В.Д. Финансы и управление предприятием. - М.: Финансы и статистика,2001.-215с.
[5] Булатов А.С. «Экономика» М, «Бек», 2003г.-237с.
[6] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика,2003. –317с.
[7] Ефимова О. В. Анализ оборотных активов организации. // Бухгалтерский учет – 2000г. - №10 – с.97