Реформы в стоматологии: количество или качество?

Автор:

Уханов М.М.- врач-стоматолог E-mail: uhanov1@yandex.ru

Жизнь коротка. Есть ли смысл учиться на собственных ошибках? Зачем выдумывать собственные методики, технологии, пути развития и философии? Существуют объективные глобальные экономические законы, доказанные исторически и практически. Их отрицание в прошлом привело к распаду СССР, отрицание в настоящем - тормозит развитие экономики России, в том числе стоматологического рынка.

Данная статья представляет собой взгляд на проблемы развития стоматологии в России со стороны врача-стоматолога, имеющего трудовой опыт, как в государственных, так и в частных стоматологических клиниках. Обсуждение проблем и обмен мнениями о реформировании стоматологии - это основа правильности принятия решений. Автор не является экспертом в области организации здравоохранения, поэтому вполне может ошибаться. Статья разбита на два сектора о государственной и частной стоматологии, но, несомненно, проблемы и предложенные реформы касаются стоматологии в целом.

Как известно, есть два пути развития экономики: интенсивный и экстенсивный. При экстенсивном типе развития экономический рост достигается благодаря количественному увеличению факторов производства. При интенсивном типе развития рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства и лучшего их использования.

К экстенсивным факторам роста относится: - увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологий; - увеличение числа занятых работников; - рост объемов потребляемого сырья, материалов и топлива.

К интенсивным факторам роста относится: - ускорение НТП (внедрение новой техники и технологий путем обновления основных фондов); - повышение квалификации работников; - улучшение использования основных и оборотных фондов; - повышение эффективности производства за счет лучшей его организации.

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов роста - об интенсивном типе.

Экономика СССР развивалась преимущественно по экстенсивному пути. Примеры можно найти в любой области экономики, в том числе и в стоматологии. Была поставлена задача обеспечить максимум населения стоматологической помощью. В результате экстенсивного подхода стали широко применяться методики, не требующие высокой квалификации и постоянного обучения врача, сложного оборудования и инструментария (в первую очередь, это использование штампованных коронок, пластиночных пластмассовых протезов низкого качества, резорцинформалиновый метод при лечении корневых каналов), не соблюдались правила асептики и антисептики, экономили на заработной плате врача и зубного техника.

Сейчас, судя по публикациям в стоматологической прессе, планируется полностью отказаться от проведения бесплатной стоматологической помощи взрослому населению. Последствия такого решения - это резкое сокращение государственных стоматологических клиник, уменьшение количества врачей-стоматологов, сокращение стоматологических факультетов в медицинских вузах, резкое увеличение нуждаемости населения, особенно малоимущего, в стоматологической помощи. Социальная напряженность в обществе резко возрастет, т.к. потребность в приеме пищи является одной из основных для любого человека. Пенсионеры и студенты - это обычно малоимущие и наиболее активные члены общества. Неизбежные акции протеста вынудят правительство вернуться к прежним схемам организации стоматологической помощи. Однако, многое уже будет разрушено. Кроме того, такая реформа не затрагивает самого главного - качества стоматологической помощи.

Некоторые определения и понятия

Качество услуги.

По определению Американской медицинской ассоциации, медицинская помощь высокого качества - это помощь, которая приводит к улучшению качества и\или увеличению продолжительности жизни.

Согласно концепции ВОЗ различают три аспекта качества: качество структуры (оснащенность, обеспеченность), качество процесса (медицинской помощи), качество результатов (исходов медицинской помощи по оценкам компетентных специалистов).

Услуга создается втечение длительного контакта врача и пациента, поэтому ее качество определяется многими факторами. Один из таких факторов - это психическое и физическое состояние здоровья врача и обслуживающего персонала. Только при хорошем самочувствии врача возможно создание комфортной психологической обстановки для пациента и проведение манипуляций с минимальным риском врачебной ошибки.

Врачебная ошибка.

Советскому и российскому законодательству термин «врачебная ошибка» не известен. Однако, он широко обсуждается в медицинской литературе. Диапазон мнений велик. По представлениям Ю. С. Засульмина (1950), врачебная ошибка - это неправильное действие при наличии добросовестного отношения врача к своим обязанностям. Иначе говоря, это ошибки допустимые и добросовестные, чем и отличаются от правонарушений, которые являются ошибками недобросовестными и недопустимыми и поэтому влекущими за собой правовую ответственность. Подобную точку зрения разделяли и разделяют большое количество медиков, однако, она не нашла отражения в нашем законодательстве. Отсутствие стандартов качества лечения создает трудности для определения врачебных ошибок и халатности врача.

Большинство врачебных ошибок связано с усталостью врачей. Врач-стоматолог должен выполнять точные, мелкие манипуляции в условиях плохой видимости. Скорость вращения бора в современном турбинном наконечнике достигает 250-300 тысяч оборотов в минуту.

Заработная плата - денежное вознаграждение, пропорциональное времени или рабочему заданию, выплачиваемое работнику, связанному с работодателем договором о найме.

Стоимость товара (издержки) - сумма средств, выражаемая обычно в деньгах, необходимых для приобретения или производства товара или услуг.

Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками в денежном выражении.

Цена - это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести или реализовать товар (услугу).

Сверхприбыль равна разнице между рыночной стоимостью и индивидуальной стоимостью товаров или услуг.

Стандарт - установленная мера свойств и характеристик, обозначенная как образец, эталон, модель, и принимаемая для сопоставления с ними других подобных объектов.

Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции, монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения» (политические, эстетические, физиологические). В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией).

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль. Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях - это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).

Основные проблемы государственной стоматологии

1. Низкий уровень качества стоматологического лечения.

Это приводит к тому, что нуждаемость населения в стоматологической помощи слишком высока. Т.е. срок службы пломб и протезов, результаты лечения слишком низкие. Пациент вынужден постоянно обращаться за стоматологической помощью. По данным Бутовой В.Г. и др. за период с 1995 по 2000 гг. Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы провело 341 экспертизу судебных дел, из них 14, 66 % приходилось на стоматологическую службу. При этом 32,84 % дел возбуждено в отношении частных медицинских организаций и 67, 16 % в отношении государственных учреждений, разница показателей статистически достоверна (t>2). Практически все гражданские судебные иски, предъявляемые к стоматологическим организациям, были обусловлены неудовлетворительным качеством оказанной ортопедической помощи. Причем большинство претензий предъявляются к мостовидным цельнолитым металлокерамическим протезам. Среди истцов превалируют женщины, доля которых составляет около 85%.

Причины: - использование устаревших технологий лечения - применение методов и технологий, приносящих ятрогенный вред здоровью пациента - низкая квалификация врачей

2. Применение методов и технологий, приносящих ятрогенный вред здоровью пациента.

К методам, вредным для здоровья, в первую очередь следует отнести резорцин-формалиновый метод и штампованные коронки. Необходимо встать прямо перед зеркалом, взглянуть в свои умные глаза и честно признать - что использование резорцин-формалинового метода и штампованных коронок приносит вред здоровью человека! Если Вы не можете этого сделать, значит перед Вами нет зеркала, или у Вас «хитрые» глаза. Не отчаивайтесь - нет нерешаемых проблем!

Свойства штампованных коронок: - Они не восстанавливают анатомическую структуру зуба. - Они не восстанавливают окклюзионные и гнатологические взаимоотношения зубов и зубных рядов. - Травмируют ткани десны. - Не восстанавливают эстетику. - При их установке возникает слишком большой зазор между коронкой и зубом, что в результате приводит к быстрому разрушению цемента под коронкой. В образовавшиеся пустоты попадают остатки пищи, и зуб начинает разрушаться под действием микробов - вплоть до полного растворения!

Рис. 1. Штампованные коронки на боковые зубы верхней и нижней челюсти были установлены 8 лет назад. Обратите внимание на сильную атрофию костной ткани в области зубов с коронками - большинство из них придется удалять из-за повышенной подвижности. Костная ткань сохранена в области зубов без коронок. Вывод - очевиден.

Рис. 2. Крупное изображение штампованных коронок на боковых зубах нижней челюсти справа у того же пациента. Зуб 45 полностью сгнил под коронкой - удалять нечего!

Врачи-стоматологи прекрасно знакомы со свойствами штампованных коронок, поэтому у них нет мотивации к получению знаний и навыков по окклюзии и гнатологии, анатомии зубов, пародонтологии, эстетике зубов. Чтобы сделать штампованную коронку не надо постоянно учиться и совершенствоваться, не нужны качественные материалы, инструменты и оборудование.

Свойства литых коронок: - Полностью восстанавливают анатомическую структуру зуба. - Восстанавливают окклюзионные и гнатологические взаимоотношения зубов и зубных рядов. - Не травмируют ткани десны. - Не восстанавливают эстетику. - При их установке зазор между коронкой и зубом - минимален. Срок службы таких коронок может составлять 10 и более лет. Зубы под ними не разрушаться и впоследствии можно будет изготовить новые коронки.

Почему же «молчат» пациенты? - потому что в экспертных комиссиях заседают те же самые стоматологи, специалисты по штампованным коронкам. Однако, любой эксперт-стоматолог в развитой зарубежной стране будет приятно удивлен, т.к. в этих странах штампованные коронки взрослым уже давно не делают. Для них это будет музейным экспонатом.

Нужно ли говорить о том, что такой подход к протезированию зубов стимулирует только производство гильз для штамповки и дешевых сортов гипса, воска и оттискных материалов. И терпят коллосальные убытки рынки отечественного производства современного литейного и сопутствующего оборудования, рынки постдипломного образования и повышения квалификации.

Широко разрекламированный миф о дешевизне штампованных коронок по сравнению с литыми далеко не очевиден, т.к. после протезирования штампованными коронками нуждаемость пациента в повторном стоматологическом лечении значительно выше, и на это будут потрачены дополнительные средства, как пациентом, так и государством.

3. Командно-административная система управления.

На руководящие должности в системе государственной стоматологии назначаются врачи по принципу лояльности к вышестоящему руководству или вследствие каких-либо родственных отношений. Как правило, это специалисты с низкой квалификацией, т.к. у них отсутствует мотивация к постоянному обучению. Отсутствует постоянная ротация руководящих кадров. Должности занимаются на десятилетия, отсутствует ротация кадров. В результате приток свежих идей, инноваций и усовершенствований ограничивается до минимума - основным принципом командно-административной системы: как бы чего не вышло! Делаем штампованные коронки со времен царской России и хорошо, а литые коронки - плохо: как бы чего не вышло! И так во всем. Покупка современного оборудования для государственных клиник приводит к его простою или к использованию не по назначению. Только в государственной зуботехнической лаборатории можно увидеть современный зуботехнический стол фирмы KaVo и рядом бревно для штамповки.

В чем разница отношения к своей работе начальника назначенного и выбранного?

Назначенный руководитель, как правило, обладает низкой квалификацией как специалист, и поэтому стремится всеми силами удержаться на своей должности. Он понимает, что, потеряв место, может остаться не у дел. Основная задача такого руководителя - быть лояльным вышестоящему начальству и устранять возможных претендентов на его место. Повышение квалификации не входит в его задачи, т.к. это не является определяющим фактором при назначении.

Выбранный руководитель - высококвалифицированный специалист, не боится потерять место, т.к. он уверен, что будет востребован как профессионал. Он постарается своей работой подтвердить свою квалификацию.

Какими должны быть реформы в государственной стоматологии

Основная цель реформы - изменение (повышение) качества стоматологической помощи, сокращение расходов на оказание бесплатных стоматологических услуг, поддержка отечественных производителей стоматологических товаров. Необходимо разработать отдельное медицинское законодательство, т.к. на сегодняшний день законы неконкретны и могут трактоваться достаточно широко. Как уже говорилось выше, полное прекращение бесплатной стоматологической помощи взрослым (особенно пенсионерам) будет невозможным из-за резкого усиления социальной напряженности в обществе. Нужно изменить схему дотаций - только минимально качественная стоматологическая помощь.

1.Бесплатную стоматологическую помощь должны оказывать врачи с минимальной квалификацией, т.е. врачи, имеющие опыт работы не более 3-5 лет, выпускники стоматологических вузов. Необходимо ввести квалификационную категорию - врач-стажер. Он должен работать под руководством опытного специалиста. Наставник должен получать дополнительную заработную плату и процент с платных работ, выполненных стажером.

2.На бесплатном стоматологическом приеме должны использоваться материалы и оборудование только отечественных производителей.

3.Бесплатная помощь должна оказываться в ограниченном объеме: А) Ортопедическое лечение - изготовление культевых вкладок, изготовление литых коронок, изготовление пластиночных съемных протезов. Б) Терапевтическое лечение - лечение кариеса, лечение пульпитов и периодонтитов методом латеральной конденсации гуттаперчи передней группы зубов (от клыка до клыка) на верхней и нижней челюсти, снятие зубных отложений. В) Хирургическое лечение - удаление зубов (за исключением сложных случаев - удаление восьмых зубов, ретенированных и т.д.), резекция верхушки корня у передней группы зубов, вскрытие периостальных абсцессов.

Стоматологическая помощь, превышающая данный объем, должна оказываться на платной основе врачами, имеющими более высокую квалификацию и необходимое оборудование.

Введение должности врача-стажера позволит сохранить кадры стоматологических клиник и стоматологических факультетов. Выпускникам легче будет найти работу.

Предложенная реформа будет способствовать развитию отечественного производства современных стоматологических материалов и оборудования, а не гильз для штамповки.

Необходимо законодательно запретить применение в стоматологии (как в государственной, так и в частной) резорцин-формалинового метода при первичной эндодонтии и использование штампованных коронок при протезировании. Должна быть введена административная и уголовная ответственность за применение этих методов.

Повышение качества стоматологической помощи будет способствовать уменьшению нуждаемости населения в повторном стоматологическом лечении. Разница в сроке службы штампованной и литой коронки может достигать 10 лет и более.

Должна быть изменена организационная структура государственных клиник: введен принцип выборности при назначении на руководящие посты. Выборный орган - Совет Клиники из наиболее авторитетных и квалифицированных врачей.

Основные проблемы в частной стоматологии

1. Преобладание экстенсивных подходов к развитию клиники. Получение сверхприбыли за счет снижения необходимых издержек. Нечестная конкуренция.

Существует определенный минимум расходования материалов для проведения качественных манипуляций. Вот этот минимум и стараются сократить «великие» финансисты - владельцы клинки. Предположим, в клинике средней ценовой категории алмазные боры должны меняться на новые один раз в месяц, в дорогой клинике для каждого пациента должны использоваться новые боры. Чем новее, острее и качественнее боры, тем быстрее будет выполнено препарирование зуба, меньше будет напряжение и усталость врача, меньше риск врачебной ошибки, выше качество лечения. Соответственно в клинике, где новые боры врачу покупают один раз в год качество услуг ниже, чем в другой клинике с такими же ценами, но своевременно закупающей расходные материалы. Пациенты переплачивают за качество услуги, т.к. экономятся не дополнительные, а необходимые издержки. Оценить, сколько времени он проводит в кресле и насколько качественно проводится препарирование, пациент никогда не сможет. Это по зубам только стоматологу- профессионалу. Экономить можно на всем, и это распространенная практика. Довольно распространенная практика, это экономия на сменной рабочей одежде и обуви для врача и медперсонала, отсутствие мест отдыха для врачей, плохо организованное питание персонала, отсутствие в принципе обеденного перерыва у врача, работающего 12 часов подряд.

2. Нарушение трудового законодательства. Нечестная конкуренция.

Внимательно посмотрите рекламу любой частной клиники: «Мы работаем с 9 до 21 без выходных». В большинстве клиник врач работает не полдня, а именно с 9 до 21, т.е. 12 часов подряд. Иногда вообще без выходных дней, т.к. совмещает работу в нескольких клиниках. Хотя согласно постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2003 года № 101 продолжительность рабочего дня, например, врача-ортопеда должна быть не более 33 часов в неделю. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст.110 ТК РФ). После того, как врач отработал полдня риск врачебной ошибки (при добросовестном отношению к лечению) резко возрастает, снижается качество лечения. Цена лечения при этом не меняется, и в этом заключается нечестность конкуренции, по сравнению с другими клиниками, правильно организующими врачебную работу. В тоже время, пациенты переплачивают за услуги, т.к. качество их значительно снижено.

3.Демпинг. Нечестная конкуренция.

Клиники постоянно конкурируют за пациентов, и цена услуги является одним из конкурентных преимуществ. Однако, пациенту сложно оценить соотношение цена-качество, и пользуясь этим клиники с более дешевыми ценами вводят его в заблуждение. Они утверждают, что качество лечения такое же, что и в более дорогой клинике, просто там дороже ремонт, стоимость аренды помещения и т.д. На самом деле, это - неправда. Если сравнивать клиники, оказывающие добросовестные услуги, то в более дорогой клинике будут применяться более дорогостоящие материалы и оборудование, выше будет квалификация врачей.

4.Превышение врачами своей квалификации.

Владельцу клиники не выгодно брать на работу опытного специалиста, т.к. он потребует высокой заработной платы. Выгодно взять на работу начинающего врача и поручить ему сложные и дорогостоящие манипуляции. Кроме того, существующие врачебные категории не отражают реальной картины знаний и умений врача. Не специалисту сложно провести оценку квалификации врача. Превышение квалификации, как правило не влечет за собой какую-либо ответственность врача. К сложному лечению, требующему высокой квалификации от врача, можно отнести установку имплантатов в случаях недостатка костной ткани, эндодонтическое лечение искривленных или прежде обтурированных плотным материалом или обломками инструментов корневых каналов, ортопедическое лечение сложных эстетических случаев, изготовление цельнокерамических коронок, лечение нарушений окклюзий и дисфункций ВНЧС.

Сюда же можно отнести неинформирование пациента о различных возможностях стоматологического лечения. Я неоднократно встречал пациентов, которым уже депульпировали интактные зубы при подготовке к изготовлению коронок в клинике, где не практикуется имплантация. Узнав о возможностях имплантации, они перешли в другую клинику, т.к. хотели бы сохранить свои зубы, однако, здоровье зубов уже было испорчено. В Германии недавно введена парламентом уголовная ответственность для врача, если он не информировал пациента о возможностях имплантации.

5.Осуществление гарантийных обязательств клиники и повышение квалификации персонала за счет заработной платы врачей.

Во многих клиниках в случае наступления гарантийного случая врач несет материальную ответственность перед владельцем клиники в полном объеме (т.е. выплачивает полную цену услуги) . Владелец не теряет не только уже полученную прибыль, но и приобретает дополнительную. Это полностью снимает ответственность владельца перед пациентом, и создает материальные проблемы для врача, который не всегда может позволить себе такие расходы. В конечном итоге, страдает и пациент и врач: пациент не получает высококачественную услугу, врач приобретает дополнительные стрессы и материальные трудности.

Постоянное повышение квалификации врача также очень часто полностью производится за счет его заработной платы. Однако, прибыль клиники напрямую зависит от квалификации врача, а заработная плата должна обеспечивать минимально достойный уровень жизни врача.

6. Недобросовестная реклама.

С одной стороны реклама - это неотъемлемая часть рыночных отношений. С другой, при отсутствии независимой экспертизы и стандартов лечения, недобросовестная реклама может принести вред большому количеству пациентов. Здоровье - это одна из главных ценностей человека, следовательно реклама медицинских услуг должны быть под жестким контролем.

Реформы в частной стоматологии

Необходимо законодательно утвердить, что владельцем частной медицинской клиники может быть только врач: причем, чем выше специализация клиники, тем более высокой должна быть квалификация владельца. В случае нарушения медицинского законодательства владелец может быть лишен диплома, и соответственно возможности быть владельцем клиники. Это предложение уже было вынесено на рассмотрение в законопроекте «О регулировании частной медицинской деятельности (№97802597-2)» еще в 1997 году. Воз и ныне там. Законопроект до сих пор рассматривается.

Сегодня, если спорный вопрос доводится до суда, то, как правило, врач исчезает, и владелец клиники разводит руками и говорит: «Я не врач, я не разбираюсь в медицине, врач меня обманывал, он плохой, убежал, забрав все деньги, ищите его и с него требуйте». Если владелец будет врачом - это отговорка уже не поможет, и степень его ответственности увеличится.

На сегодняшний день рынок стоматологических услуг организован по типу монополистической конкуренции. Основные монополисты - владельцы клиник, в основном не стоматологи. Рынок открыт для входа. Практически безконтролен, т.к. нет института независимых экспертов. Активно рекламирует свои услуги. При отсутствии независимого контроля, цена этой рекламе - грошЪ. Вот и складывается ситуация, когда пациенты ищут «своего» врача - того, кто не обманет и окажет наиболее качественные услуги за определенную цену. В Интернете даже сложилось определенное философское течение под названием «Поиск хорошего врача». Апофеоз этой трагикомедии - выставка клиник Московский Медицинский Салон (http://www.mosmedsalon.ru) , которую планируется провести в октябре 2005 в Гостином Дворе. Нужно ли говорить, что это напоминает пассы опытного иллюзиониста перед неискушенным зрителем. Не должно быть плохих или хороших клиник, пациент не должен заниматься поиском, т.к. он никогда не сможет оценить качество лечения. Это должен делать специалист, и это в интересах и пациентов и врачей. Одних защитит от обмана, других от необоснованных претензий.

Таким образом, рынок должен быть организован по типу более жесткой монополии. Монополистом должна стать Стоматологическая Ассоциация России. Вход на рынок должен быть ограничен: владельцы - только стоматологи. После принятия соответствующего закона владельцы медицинских центров - не врачи должны продать свой бизнес врачам или закрыть его. Даже если врач станет номинальным собственником медицинского центра, у него будет больше влияния на владельца, и ему легче будет решать кадровые, организационные и материально-технические проблемы.

Производить сложное стоматологическое лечение (не входящее в компетенцию врача-стажера) можно будет только после прохождения практических курсов (частных или на базе государственных институтов), одобренных СтАР. Примерные виды лечения: протезирование металлокерамическими коронками, безметалловыми коронками, протезирование на имплантатах, сложное эндодонтическое лечение, имплантация, ортодонтическое лечение брекет-системами. Основными документами, подтверждающими квалификацию врача, должны быть свидетельства о прохождении практических курсов. Клиника должна получать лицензию на проведение сложных медицинских услуг только при наличии соответствующего квалифицированного врачебного персонала.

Должны быть введены категории для клиник, в зависимости от применяемых стандартов лечения. Стандарты стоматологического лечения должны иметь ценовое соответствие. Переход клиники в другую ценовую категорию может быть возможен только с повышением стандартов и качества лечения. Таким образом, для пациента значительно упростится выбор подходящей для него клиники.

Повышение квалификации врачей должно быть частью необходимых издержек клиники, а не вычитаться из заработной платы, эти расходы должны быть обязательны, и их необходимо учитывать при присвоении клиники категории. Такое решение даст развитие рынку медицинского постдипломного образования.

Какими должны быть стандарты стоматологического лечения 1.Они должны быть прогрессивными. Т.е. способствовать внедрению в практику новых, но уже научно проверенных технологий. 2.Они должны быть мультивариантными. Т.е. может быть несколько вариантов лечения одного заболевания. Каждому соответствует своя стоимость. 3.Стандарты лечения должны иметь ценовое соответствие. 4.Стандарты должны быть конкретными, т.е. они должны содержать протоколы применения различных методик с указанием материалов и инструментов. В стандартах должны быть отражены конкретные исходы лечения. Например, прилегание металлокерамической коронки должно составлять не менее 60 микрон и т.д.

Каким должно быть медицинское законодательство 1.Оно должно быть прогрессивным. Т.е. способствовать интенсивному росту рынка медицинских услуг. 2.Оно должно быть максимально конкретным. Т.е. касаться даже использования отдельных материалов и технологий.

Выводы

Владельцы, развивающие свои бизнес экстенсивным путем, постоянно ощущают ущербность своего бизнеса. Потому что рядом находятся клиники, где при отсутствии внешней рекламы, требующей постоянных значительных затрат, постоянный приток пациентов. Так сложилось, что оценка качества стоматологического лечения у нас возложена на пациентов, и они пытаются найти клиники с наилучшим соотношением цена-качество. В клиниках, оказывающих добросовестные медицинские услуги, владельцы, как правило, врачи. В этих клиниках наиболее доброжелательная и комфортная психологическая атмосфера, т.к. у врачей и обслуживающего персонала нет стрессов, связанных с низкой зарплатой, нехваткой материалов или оборудования, наличием неоправданных требований от владельца по увеличению интенсивности труда. В этих клиниках врачи имеют выходные дни, и работают не перенапрягаясь. Рабочий день у врача может начинаться с 10 утра и даже позже, а заканчиваться в 18 или 20 часов. Как правило, в таких клиниках нет текучести кадров и среди врачей и среди ассистентов, т.к. все получают достойную зарплату. В клиниках с интенсивным типом развития постоянно улучшается качество и расширяется спектр услуг, что создает у пациентов ощущение нужности и полезности лечения на постоянно высоком уровне.

Развитие отечественной экономики в постперестроечный период показывает, что наше общество еще не готово к реформам, переводящим экономику на интенсивный путь развития. В тоже время, эсктенсивное развитие государственной стоматологии привело ее в тупик, т.к. само стоматологическое лечение стало фактором риска для здоровья пациента. Реформы назрели, но произойдут они только тогда, когда к управлению (не только на высшем уровне, но в основном на местах) придут люди, получившие высшее (в том числе экономическое) образование после 1991 года. Примерно с этого времени, в вузах начали преподавать экономическую теорию, основанную на работах зарубежных экономистов, а не на марксистко-ленинском учении. Кроме того, со временем повысится социальная активность населения, и реформы станут необходимыми для самих стоматологов. Командно-административная система управления и отрицание принципа выборности стали причиной «оранжевых» революций в странах СНГ. Развитие общества и цивилизации остановить невозможно - можно только прилечь под колесо истории.

PS: Интернет предоставляет широкие возможности для общения. Многие утверждение высказанные в статье - спорны. Приглашаю всех желающих: как врачей, так и пациентов - высказать свое мнение. Только в споре рождается истина.

Обсуждение статьи в форуме сайта Dental-revue

Список литературы:

1. Тогунов И.А., «Врач и пациент на рынке медицинских услуг», / igor@vofoms.elcom.ru , 2003 г., marketing.spb.ru/lib-special/togunov/index.htm

2. Комитет Государственной Думы по охране здоровья . http://www.ohrana-zdorovja.ru

3. Бондаренко Н.Н. , «Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность»,\ Медицинская книга, Москва, 2004 г.

4. В.Г. Бутова, В.Л. Ковальский, Н.Г. Ананьева, З.М. Абаев, Ю.К. Петрова, Г.И. Кузьмичева, И.Б. Маскилейсон., «Экспертиза качества стоматологической помощи (Практическое руководство)» ,\ Москва, 2005 г.

5. Е. М. Ахмедов, «Кому от такой реорганизации плохо?»,//Новое в стоматологии, №1, 2005 г. Стр. 35-37.

6. Панов А.В. «Омский рынок стоматологических услуг: не пора ли самим стоматологам установить «правила игры» и контролировать их безусловное выполнение»? // Омская медицинская газета. 2003. № 13-14. http://medlaw.omsk.ru/rynok.html

7. Светлова Е. «Врачебная ошибка» // Совершенно секретно. 1999 г. №07, http://www.sovsekretno.ru/1999/07/6.html

8. Н. Е. Водопьянова «Психологическое выгорание у врачей стоматологов» // Стоматолог , №7, 2002 г., http://www.edentworld.ru/cgi-bin/info/lib.pl?cid=&DocID=1238

9. Российская стоматология: прогнозы и реалии. Интервью Президента СтАР академика РАМН В. К. Леонтьева журналу "Новое в стоматологии"// 2004 г. №8 (124) от 2004-12-23 · Интервью.