Тема 16. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка

16.1. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка

Методы управления, применяемые фирмами, зависят от рыночной ситуации и, главным образом, от степени ее нестабильности (рис. 2.8 тема 2).

А. Методы управления, основанные на контроле:

  • справочники, инструкции;
  • финансовый контроль.

Б. Методы управления, основанные на экстраполяции:

  • долгосрочное планирование;
  • составление бюджетов текущих расходов и капитальных вложений;
  • целевое управление.

В. Методы управления, направленные на предвидение изменений:

  • стратегическое планирование (рис. 16.1);
  • выбор стратегических позиций.

Рис. 16.1. Схема стратегического планирования

Таким образом, при стратегическом планировании добавляется еще одна петля управления (по стратегическим программам), экстраполяция заменяется развернутым стратегическим анализом.

Г. При управлении на основе гибких экстренных решений применяют:

  • ранжирование стратегических задач (рис. 16.2);
  • управление по слабым сигналам;
  • управление в условиях неожиданных событий.

Рис. 16.2. Схема управления путем ранжирования стратегических задач

При уровне нестабильности порядка 4—5 баллов фирма, дожидаясь сильного сигнала, может опоздать с решением. Поэтому следует начать действовать уже при слабых сигналах по табл. 16.1.

Таблица 16.1Действия фирмы при слабых сигналах

Сила сигнала

Характер мер

1. Опасность или новая возможность осознаются

Наблюдение за внешней средой Определение относительной силы слабых сигналов

2. Источники опасности или новой возможности становятся ясны

Снижение внешней стратегической уязвимости Повышение гибкости внутри фирмы

3. Масштабы явления принимают конкретные очертания

Разработка подготовительных планов и осуществление предварительных мер

4. Пути решения проблемы определяются

Планы практических мероприятий и их осуществление

При нестабильности внешней среды фирмы порядка 5 — необходимо создание в фирме системы чрезвычайных мер:

  • создание коммуникационной сети связей для чрезвычайных ситуаций (невзирая на границы подразделений);
  • перераспределение обязанностей высшего руководства: группы по контролю и сохранению здорового морального климата, обеспечению обычной работы с минимумом срывов и по чрезвычайным обстоятельствам;
  • создание сети оперативных групп с обеспечением связи между ними с учетом заблаговременных тренировок по действиям в возможных ситуациях;
  • создание четкого сценария действий в предлагаемых ситуациях.

Естественно, что характер руководства усложняется по мере повышения нестабильности внешней среды. Обычно такое повышение сложности управления стоит больших средств и может оказаться вредным, если фактически внешняя среда относительно стабильна.

Таким образом, одной из важных задач руководства фирмы является точное определение индекса нестабильности внешней рыночной среды и создание соответствующей оптимальной структуры управления. Если руководство не желает усложнять структуру управления, то оно должно упростить стратегические позиции, покинув опасные зоны бизнеса.

16.2. Выбор и оценка стратегической позиции фирмы на рынке. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)

СЗХ (strategic business unit — SBU) — группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон. Такие элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов, относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. Пионером применения понятий СЗХ в бизнесе является фирма "Дженерал электрик", которая сгруппировала свои 190 направлений в 43 СЗХ, а затем агрегировала их в 6 секторов.

Управленческое значение концепции СЗХ состоит в том, что она дает возможность диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.

СЗХ может рассматриваться и как отдельный сегмент рыночного окружения, на который фирма имеет или хочет иметь выход. Иерархия выделения СЗХ представлена на рис. 16.3.

Рис. 16.3. Рекомендуемый порядок выделения СЗХ

Матрица БКГ (рис. 16.4) содержит четыре квадранта в координатах скорость роста отрасли — относительная доля рынка, контролируемая фирмой. Каждая СЗХ определяется кругом (прямоугольником) в этих координатах, причем площадь круга (прямоугольника) представляет объем продаж СЗХ или относительную долю СЗХ в продажах всей фирмы.

Рис. 16.4. Матрица БКГ для гипотетической фирмы

Относительная доля рынка определяется как отношение объема продаж в СЗХ к объему продаж средней СЗХ фирм, действующих на этом рынке.

Мы видим, что при помощи матрицы БКГ СЗХ фирмы группируются в четыре зоны. Рассмотрим каждую из них.

Дикая кошка. Быстрый рост рынка делает эти СЗХ привлекательными. Но их относительная доля на рынке низка и рождает вопросы, удастся ли реализовать потенциально высокую прибыль. Поэтому фирма должна решить, следует ли ей инвестировать капитал в СЗХ, расположенные в этом квадранте.

БКГ утверждает, что имеются две наилучшие возможности действий в этой ситуации:

  • агрессивная стратегия роста для реализации возможностей быстрого роста;
  • "раздевание" в случае, если стоимости усиления позиций на рынке при агрессивной стратегии роста перевесят потенциальные выгоды и финансовый риск.

Следование стратегии быстрого роста всегда предпочтительнее, если СЗХ характеризуются эффектом снижения издержек производства за счет его масштаба.

При этом увеличение контролируемой доли рынка позволяет занять позицию конкуренции по более низкой стоимости и далее опять увеличить контролируемую долю рынка. Таким образом, корпоративная стратегия предписывает для СЗХ, находящихся в этом квадранте бизнеса: "раздевать" наиболее слабые и не имеющие шансов выбиться в лидеры за счет масштабов производства СЗХ и инвестировать привлекательные СЗХ с целью превращения их в "звезды".

Звезды. Это, конечно, самая лучшая позиция для бизнеса. Но "звезды" обычно требуют больших инвестиций для поддержки экспансии продукции и увеличения производственных мощностей. Но они также могут генерировать свои собственные внутренние потоки инвестиций вследствие преимуществ низких издержек при больших масштабах производства. Те СЗХ в этой области, которые долго существуют и приближаются к зрелости, поддерживают сами себя, а юные СЗХ часто требуют существенных инвестиций.

Дойные коровы. Бизнес в этом секторе с относительно большой контролируемой частью рынка и при лидирующих позициях в отрасли обеспечивает достаточно притягательную прибыль, но вследствие слабого роста отрасли в целом нет необходимости реинвестировать капитал для поддержания позиции СЗХ на рынке, и потоки инвестиций целесообразно направить в другие секторы.

Многие из сегодняшних "дойных коров" вчера были "звездами". Они должны "доиться" для выплаты дивидендов корпорацией и для финансирования новых предприятий: юных "звезд" и "диких кошек" с целью их превращения в "звезды".

Слабые "дойные коровы" становятся кандидатами для "раздевания", если в отрасли, достигшей зрелости, создаются неблагоприятные конкурентные условия.

Собаки. Это наименее привлекательный сектор вследствие непередовых позиций на рынке и малых прибылей по сравнению с лидерами, которые пользуются преимуществами масштаба производства. Таким образом, эти СЗХ, как правило, кандидаты к ликвидации.

Стратегии фирмы (по матрице БКГ) приведены в табл. 16.2, а характеристика этих стратегий — в табл. 16.3.

Таблица 16.2Стратегии фирмы (по матрице БКГ)

Стратегия

СЗХ

Упрочение

Удержание

Сбор плодов

Сокращение

"Дикие кошки" (трудный ребенок) (знаки вопроса)

Сильные

ґ ® звезды

 

 

 

Слабые

 

 

ґ

(ґ)

"Звезды"

Сильные

ґ ® дойные коровы

ґ

 

 

Слабые

(ґ )

ґ

 

 

"Дойные коровы" (Д.К.)

Сильные

 

ґ

 

 

Слабые

 

 

ґ

(ґ)

"Собаки" "Церковные крысы"

Сильные

 

 

ґ

(ґ)

Слабые

 

 

 

ґ

Таблица 16.3Характеристики стратегий

Стратегия

Упрочение

Удержание

Сбор плодов

Сокращение

1

Цель

Выведение в звезды

Удержать рыночную долю

Сбор плодов и уход с рынка

Удаление с рынка

2

Инвестиции

Расширение

"Звезды" — инвестиции расширения" Дойные коровы" — инвестиции рационализации

Никаких инвестиций

Никаких инвестиций

3

Отношение к риску

Риск как элемент стратегии

"Звезды" — риск Д.К. — ограничение риска

Неприятие риска

Неприятие риска

4

Тип стратегии

Наступательный

"Звезды" — инвестиционная стратегия Д.К. — оборонительная стратегия

Оборонительная

Отступление

Итак, матрица БКГ дает наглядное представление о портфеле СЗХ фирмы, позволяет сформулировать основные направления ее стратегий, направление развития каждой СЗХ, представить потоки инвестиций в фирме, их приоритеты. Однако надо отметить и определенные ограничения ее применения:

  1. Низка размерность матрицы (2ґ2), желательно ее увеличить.
  2. Соответственно все СЗХ разбиты лишь на четыре типа и показывают сегодняшнее состояние, а не потенциальные возможности развития.
  3. Матрицы БКГ хорошо отражают ситуацию и пригодны для принятия решений в относительно стабильных областях экономики.

С целью преодоления этих ограничений матричная техника совершенствуется прежде всего в направлении использования более сложных и информативных переменных:

  • вместо скорости роста отрасли используется привлекательность СЗХ;
  • вместо контролируемой доли рынка — конкурентный статус фирмы.

Оценка привлекательности СЗХ

Привлекательность СЗХ определяется по следующей формуле:

,

где G — перспективы роста в СЗХ; R — перспективы рентабельности в СЗХ; T — оценка нестабильности бизнеса (рис. 2.8, темы 2); — весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход фирмы .

Оценки G и R производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели (табл. 16.4, 16.5).

Таблица 16.4Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ (G)

ФАКТОР

ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ

-5

 

+5

1. Темп роста соответствующей отрасли

понизится

повысится

2. Динамика географического расширения рынка

понизится

повысится

3. Степень устаревания продукции

снизится

повысится

4. Степень обновления продукции

снизится

повысится

5. Степень обновления технологии

повысится

снизится

6. Уровень насыщения спроса

повысится

снизится

7. Государственное регулирование

ужесточится

ослабнет

8. Прочие факторы

в неблагоприятную сторону

в благоприятную сторону

Общая оценка

S 1ё 8

Таблица 16.5Оценка предполагаемых изменений рентабельности (R)

ФАКТОРЫ

ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТЕЙ

-5

 

5

1. Колебания рентабельности

высокие

отсутствуют

2. Колебания объема продаж

высокие

отсутствуют

3. Колебания цен

высокие

отсутствуют

4. Цикличность спроса

большая

отсутствуют

5. Уровень спроса по отношению к производственным мощностям

низкий

высокий

6. Географическая концентрация рынка

низкая

высокая

7. Обновление состава продукции

частое

редкое

8. Продолжительность жизненных циклов товара

низкая

высокая

9. Расходы на НИОКР

высокие

низкие

10. Время разработки новой продукции

большое

малое

11. Степень конкуренции

высокая

низкая

12. Необходимость послепродажного обслуживания

большая

отсутствует

13. Конкуренция на рынке ресурсов

большая

малая

14. Государственное регулирование

жесткое

отсутствует

Общая оценка

1ё14

Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ)

Конкурентный статус фирмы определяется многими факторами успеха в конкуренции по следующим основным направлениям:

  • стратегические капиталовложения (в производственные мощности, в стратегию, в потенциал);
  • эффективность стратегии фирмы;
  • эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).

Ключевые факторы успеха — это те моменты в деятельности фирмы, на которые она должна обращать основное внимание.

Идентификация таких факторов — один из главных приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что наиболее важно для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом, ключевые факторы успеха — краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха (табл. 16.6).

Таблица 16.6Факторы конкурентного успеха

ФАКТОРЫ

-5 оценка +5

1. Связанные с технологией: Эксперт в науке по данной отрасли Способность к нововведениям в производственных процессах Способность к разработке новой продукции Эксперт в данной технологии

 

2. Связанные с производством: Эффективность производства с малыми издержками Качество продукции Высокий уровень использования установленного оборудования Размещение производства с учетом минимума издержек Доступ к необходимой квалифицированной рабсиле Проектирование продукции и техническая подготовка производства с минимальными издержками Гибкость производства при переходе к новым моделям и размерам

3. Связанные с товародвижением: Сильная сеть распределения (дилеры) Наличие значительного дохода в розничной торговле Наличие собственной сети розничной торговли Низкие издержки товародвижения Быстрота доставки

4. Связанные с маркетингом: Эффективные средства продажи Удобная и оперативная служба сервиса Точное выполнение заявок потребителей Широта выбора товаров Искусство торговли Притяжательный стиль упаковок Гарантии потребителям

5. Связанные с квалификацией персонала: Суперталанты "Ноу-Хау" в контроле качества Эксперты в проектировании Эксперты в данной технологии Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу Способность быстрого перехода сферы НИОКР к коммерческой реализации

6. Связанные с организационными возможностями: Информационные суперсистемы Способность быстрой реакции Наличие управленческих "ноу-хау"

7. Другие типы факторов Благожелательный имидж (репутация у покупателей) Осознание себя как лидера Удобное расположение Приятное занятие для служащих Доступ к финансовому капиталу Патентная защита Общая низкая стоимость (не только в производстве)

По каждому фактору делается оценка в баллах (за ноль принимаются среднеотраслевые значения). Далее КСФ может быть подсчитан следующим образом:

,

где А i — оценка i-го фактора в группе; a i — весовой коэффициент, характеризующий относительную важность i-го фактора для отрасли и фирмы; k — число факторов в группе; b j — весовой коэффициент, характеризующий относительную важность j-й группы для отрасли и фирмы; — число групп факторов; i — текущий номер фактора внутри группы факторов; j — текущий номер группы факторов.

Матрица фирмы "Дженерал Электрик"

Пионером в разработке усовершенствованной матрицы стратегического портфеля СЗХ фирмы с переменными: привлекательность СЗХ — КСФ является фирма "Дженерал Электрик" (в сотрудничестве с консультативной фирмой Mc Kinsey). Эта матрица имеет размерность 3ґ3. Обычно в этой матрице площади кругов (прямоугольников), отображающие СЗХ, пропорциональны объемам продаж в них, а заштрихованные секторы показывают долю рынка, контролируемую фирмой (рис. 16.5).

Рис. 16.5. Матрица "Дженерал электрик" — McKinsey

В принципе сама фирма может устанавливать границы между секторами матрицы. Но поскольку при оценках в баллах мы исходили из возможного разброса (-5, +5), а также нормировали полученные суммарные по факторам значения, то можно рекомендовать следующие границы секторов:

  • малая (слабый): -5 ё -2;
  • средняя (средний): -2 ё +2;
  • высокая (большой): +2 ё +5.

Такие матрицы обычно дополняются информацией о целесообразных потоках инвестиций. Например, в матрице "Дженерал электрик" выделяют три области приоритетов для инвестиций:

  • со слабым приоритетом;
  • средним;
  • высоким (смотри диаграмму рис. 16.6).

Рис. 16.6. Целесообразность потоков инвестиций

Фирма "Шелл" добавляет к подобной матрице ряд рекомендаций, а также приводит дополнительную таблицу принятия решений (табл. 16.8).

Таблица 16.7Инвестиционная стратегия

Таблица 16.8Таблица принятия решений в зависимости от перспектив прибыли и отдачи инвестиций

Перспективы прибыли

Прирост отдачи капвложений

Позиция на рынке

Политика капвложений

+

+

улучшить, сохранить

инвестировать

+

0

сохранить, расширить

реинвестировать прибыль

+

-

пустить на самотек

извлечь макс. выгоду

0

-

уходить медленно

ликвидировать активы

-

-

уходить быстро

-

16.3. Управление портфелем СЗХ фирмы

Балансировка набора СЗХ

Одно из первых требований к набору СЗХ фирмы — его сбалансированность во времени. Это означает, что необходимо избегать синхронного начала и окончания жизненных циклов СЗХ. Желательно осуществить их разумное "перекрытие", то есть несовпадение этапов жизненных циклов различных СЗХ, что обеспечит равномерное без спадов развитие деятельности фирмы.

В качестве рабочей процедуры балансировки можно использовать матрицу Хофера (табл. 16.9). Два ее основных поля соответствуют краткосрочной и долгосрочной перспективам фирмы. На этих полях наносятся СЗХ по правилам, отмеченным для матрицы "Дженерал-электрик".

Таблица 16.9Матрица Хофера балансировки набора СЗХ

Капиталовложения

 

 

 

 

 

 

Прибыль

 

 

 

 

 

 

Объем продаж

 

 

 

 

 

 

КСФ

Сильный

C

 

 

 

 

Краткосрочная перспектива

Средний

 

D

B

 

 

Слабый

 

 

 

 

А

Фазы жизненного цикла

Зарождение

Рост

Замедление роста

Зрелость

Спад

 

КСФ

Сильный

 

C

D

 

 

Долгосрочная перспектива

Средний

E

 

 

B

 

Слабый

 

 

 

 

А

Объем продаж

 

 

 

 

 

 

Прибыль

 

 

 

 

 

 

Капиталовложения

 

 

 

 

 

 

 

S

Кроме наглядного представления сегодняшнего состояния бизнеса, матрица дает возможность оценить перспективы объемов продаж, прибыли и необходимых капиталовложений. В качестве примера на матрице нанесены СЗХ в краткосрочной перспективе (А—D) и в долгосрочной (B—E).

Видно, что фирма планирует усиление КСФ и роста объемов продаж в долгосрочной перспективе СЗХ С и D, несущественное изменение положения СЗХ B (для нее наступает фаза зрелости), уход из СЗХ А и зарождение новой СЗХ E, для которой, очевидно, следует планировать инвестиции в НИОКР.

Алгоритм балансировки набора СЗХ:

  1. Распределение СЗХ в клетках матрицы. Исходная информация: фаза жизненного цикла, будущий КСФ, масштабы рынка (диаметр круга; площадь прямоугольника), доля фирмы на рынке, прибыли в данной СЗХ, стратегические инвестиции, планируемые на данной фазе жизненного цикла.
  2. Суммирование объемов продаж и прибылей в обоих блоках по вертикали и горизонтали (клетки S ).
  3. Определение контрольных цифр по фирме в целом по этим показателям (они зависят от установок руководства, стратегии фирмы, наличия и доступности ресурсов).
  4. Распределение вкладов различных СЗХ в достижение контрольных цифр с учетом необходимости балансировки по фазам жизненного цикла.
  5. Распределение наличных капвложений по фазам жизненного цикла.
  6. Проверка обеспеченности ресурсами.
  7. Определение необходимых изменений в наборе СЗХ.

Стратегическая гибкость фирмы

Гибкость характеризуется устойчивостью деятельности фирмы по отношению ко всем возможным внешним влияниям. Оценка стратегической гибкости набора СЗХ производится с помощью вспомогательной таблицы 16.10.

Таблица 16.10Оценка стратегической гибкости фирмы

 

 

СЗХ-1

СЗХ-2

СЗХ-n

S

Неожиданность

Вероятность (0—1)

Уровень влияния

Значимость

У..

З..

У..

З..

Значимость

1. Война 2. Землетрясения 3. Таможенные изменения 4. Неурожай ... и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

В столбце "Неожиданности" выписываются все возможные события, которые могут повлиять на бизнес в любой СЗХ. В столбце "Вероятность" записывается оценка вероятности этих событий. В столбце "Уровень влияния" в баллах от 0 до 10 оценивается влияние события на деятельность в конкретной СЗХ. Столбец "Значимость" содержит произведение предыдущих двух столбцов ("вероятность"Ч "уровень влияния"). Такая оценка делается для всех СЗХ.

Сумма по столбцу "Значимость" для каждой СЗХ дает оценку устойчивости данной СЗХ ко всем возможным воздействиям, а сумма граф "Значимость" по горизонтали дает оценку устойчивости всего набора СЗХ по отношению к конкретной неожиданности. Такой алгоритм позволяет произвести оценку любых возможных наборов СЗХ по критерию максимума стратегической гибкости фирмы.

Оценка синергизма набора СЗХ

Синергизм — термин, заимствованный из физиологии, буквально означает взаимодействие группы мышц. В менеджменте он означает взаимодействие различных сфер бизнеса фирм. Например, различные СЗХ могут использовать общие производственные мощности, общефирменные службы, научно-исследовательские подразделения, сети товародвижения и т.д. Таким образом, синергизм — это эффект взаимодействия, который обеспечивает эффективность бизнеса, большую, чем простая арифметическая сумма деятельности отдельных СЗХ (иносказательно 2 + 2 = 5).

Оценка синергизма производится по "шахматной" таблице 16.11 в баллах.

Таблица 16.11Таблица оценки синергизма фирмы

 

Дающие СЗХ

 

СЗХ-1

СЗХ-2

СЗХ-3

Суммарная зависимость

Получающие СЗХ

СЗХ-1

Ё

 

 

 

СЗХ-2

 

Ё

 

 

СЗХ-3

 

 

Ё

 

Суммарный вклад

 

 

 

 

Алгоритм оценки синергизма

  1. Определение в баллах (0—10) уровней синергизма и заполнение соответствующих клеток "шахматки" (табл. 16.11).
  2. Выведение сумм по строкам и столбцам.
  3. Оценка степени зависимости пар СЗХ.
  4. Определение важнейших для фирмы "сквозных" линий синергизма.
  5. Повторение этих шагов для долгосрочной перспективы.

Комплексная оценка набора СЗХ

Итак, при выборе и управлении набором СЗХ следует учитывать следующие факторы :

  • краткосрочные перспективы роста;
  • долгосрочные перспективы роста;
  • краткосрочные перспективы рентабельности;
  • долгосрочные перспективы рентабельности;
  • стратегическая гибкость набора СЗХ;
  • его синергизм.

Таблица 16.12Комплексная оценка набора СЗХ

Факторы

Рост

Рентабельность

Гибкость

Синергизм

Оценка набора

КП

ДП

КП

ДП

КП

ДП

 

 

Р 1

Р 2

Р 3

Р 4

Р 5

Р 6

Р 7

 

Оценка факторов в баллах

R 1 P 1

R 2 P 2

R 3 P 3

R 4 P 4

R 5 P 5

R 6 P 6

R 7 P 7

Оценка альтернативных наборов

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм комплексной оценки (табл. 16.12):

  1. Определение приоритетов указанных выше факторов (P) в краткосрочной (КП) и долгосрочной (ДП) перспективе.
  2. Балансировка набора СЗХ по фазам жизненного цикла.
  3. Оценка Rn перспектив роста, рентабельности СЗХ, гибкости и синергизма испытуемых наборов СЗХ.
  4. Нормирование (в случае необходимости) исходных величин.
  5. Расчет оценок наборов с помощью табл. 16.12.
  6. При неудовлетворительном результате производится исследование альтернативных наборов СЗХ.
  7. Проверка выбранного набора на осуществимость по ресурсам.

Тема 17. Обеспечение качества продукции

17.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества

В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 " качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности".

Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.

Показатели качества делятся:

  • на функциональные;
  • ресурсосберегающие;
  • природоохранные.

К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия:

  • технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.);
  • надежность (долговечность);
  • эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований);
  • эстетичность.

К ресурсосберегающим показателям относятся:

  • технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость);
  • ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации).

Природоохранные — включают показатели экологичности и безопасности.

Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).

Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами.

При применении дифференциального метода производится сопоставление идентичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества. Относительный показатель вычисляется по формуле

,

где K i — относительный показатель качества; — значение единичного показателя качества оцениваемой продукции; — значение единичного базового показателя качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

,

где K 0 — комплексный показатель качества продукции; n — число учитываемых показателей; b — коэффициент весомости i-го показателя качества; k i — относительный i-й показатель качества.

Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на рис. 17.1. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости, вида функциональной зависимости f применяются экспертные методы.

Рис. 17.1. Алгоритм расчета комплексного показателя качества

17.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла

Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

  • факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);
  • факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);
  • факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Это требует комплексного подхода к обеспечению качества. Мировой опыт в этом отношении обобщен в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы качества:

  • ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
  • ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
  • ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

Обеспечение, управление и улучшение качества продукции на всех этапах жизненного цикла "петля качества" (в соответствии с ИСО 9004) показана на рис. 17.2.

Рис. 17.2. "Петля качества" по ИСО 9004

Базы для сравнения уровня качества новых изделий на различных этапах жизненного цикла приведены в табл. 17.1.

Таблица 17.1Базы для сравнения уровня качества новых изделий

Стадии жизненного цикла

База для оценки уровня качества

Документы для оценки

НИР

Уровень техники в перспективе

Стандарты с перспективными требованиями. Отчеты по НИР. ТЗ на ОКР

ОКР

Уровень законченных разработок

Стандарты с перспективными требованиями. Проектная конструкторская документация

Производство

Уровень новой техники, освоенной в производстве

Стандарты и ТУ. Рабочая конструкторская документация

Эксплуатация

Уровень новой техники, освоенной в эксплуатации

Стандарты и ТУ. Эксплуатационная и ремонтно-конструкторская документация

Рациональное управление качеством продукции основано на применении системы стандартов. Объектами государственной стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т.п., предназначенные для применения в различных сферах. Государственные стандарты устанавливают показатели, соответствующие передовому уровню науки, техники и производства.

Опережающая стандартизация учитывает изменение во времени показателей качества объектов стандартизации. В опережающих стандартах устанавливаются перспективные показатели качества продукции и ступенчатые сроки освоения их промышленным производством.

Стандарты предприятия являются документами, регулирующими деятельность каждого предприятия. В них отражаются как требования государственных стандартов, так и особенности выпускаемой продукции и организационно-технический уровень предприятий. Объектами стандартов предприятия являются детали, сборочные единицы, нормы, требования и методы в области разработки и организации производства изделий, технологические процессы, нормы и требования к ним; ограничения по применяемой номенклатуре материалов, деталей; формы и методы управления и т.д. По своему содержанию стандарты предприятия подразделяются:

  • на стандарты ТУ;
  • параметров;
  • типов;
  • марок;
  • сортаментов;
  • конструкций и размеров;
  • технических требований;
  • правил приемки;
  • методов испытаний;
  • правил маркировки, упаковки и транспортировки;
  • правил эксплуатации и ремонта и т.д.

В соответствии с требованиями стандартов продукция (почти все виды) подвергаются сертификации независимыми сертификационными центрами. Сертификации продукция подвергается периодически (например, раз в год или каждое 1000-е изделие), после чего продукция может быть продана на рынке.

Сертификация особенно важна при международной торговле. В этих случаях сертификацию проводят международные центры сертификации или отечественные, соответствующим образом аттестованные и имеющие лицензию на проведение международной сертификации.

17.3. Организация службы контроля качества на предприятии

Технический контроль — это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Это составная и неотъемлемая часть производственного процесса. Контролю подвергаются:

  • поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия;
  • производимые заготовки, детали, сборочные единицы;
  • готовые изделия;
  • оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции.

Основные задачи технического контроля состоят в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ; выявлении и предупреждении брака; проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий.

Организация технического контроля состоит:

  • в проектировании и осуществлении процесса контроля качества;
  • в определении организационных форм контроля;
  • в выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля;
  • в обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции;
  • в разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.

Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Брак — это дефектная единица продукции, то есть продукция, имеющая хотя бы один дефект.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором — исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.

Виды технического контроля показаны на рис. 17.3.

17.3. Виды технического контроля

По полноте охвата контролем производственного процесса различают контроль:

  • сплошной;
  • выборочный;
  • летучий;
  • непрерывный;
  • периодический.

По механизации контрольных операций различают контроль:

  • ручной;
  • механизированный;
  • полуавтоматический;
  • автоматический.

По влиянию на ход обработки:

  • пассивный контроль (с остановкой процесса обработки или после обработки);
  • активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра);
  • активный контроль с автоматической подналадкой оборудования.

По измерению зависимых и независимых допустимых отклонений:

  • измерение действительных отклонений;
  • измерение предельными калибрами.

Единым органом технического контроля на предприятии является "отдел технического контроля" (ОТК). Его примерная структура показана на рис. 17.4.

Рис. 17.4. Структура отдела технического контроля предприятия

17.4. Статистические методы управления качеством

Статистические методы управления качеством продукции предполагают применение статистического регулирования технологическими процессами и статистического контроля.

Статистическое регулирование технологического процесса представляет собой корректировку параметров процесса по результатам выборочного контроля параметров продукции, осуществляемого для технологического обеспечения заданного уровня качества.

Статистический приемочный контроль (а также входной контроль) — это выборочный контроль качества изделий, основанный на применении методов математической статистики для проверки соответствия качества продукции установленным требованиям. При этом выборочным называется такой вид контроля, когда решение о качестве продукции принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок или проб из партии.

Статистический контроль технологических процессов является активной формой контроля, так как его цель — предупреждение и устранение брака.

Условиями применения статистических методов контроля качества являются:

  • массовость, непрерывность процесса производства данной продукции;
  • стабильность технологических процессов;
  • оснащенность высокопроизводительными контрольно-измерительными приборами;
  • строгая технологическая дисциплина;
  • достаточная изученность технологического процесса и установление признаков, по которым принимаются решения о необходимости его корректировки.

Теория вероятностей устанавливает закономерности, согласно которым по свойствам, обнаруженным в пробах малого количества изделий, можно судить о свойствах всей партии изделий. Поэтому основными составляющими статистического контроля являются выборка, фиксация результатов проверки выборки в рабочей карте статистического контроля и обработка результатов полученных данных. Чем разнородней качество изделий и выборка, тем больше разброс точек, отражающих размеры проб, будет на контрольном графике. Размеры выборки обычно принимаются в пределах 5—25 изделий: для стабильных контролируемых параметров — 5 или 10, для нестабильных — 10 или 20 шт.

Периодичность взятия проб (выборок) зависит от устойчивости технологического процесса: чем он устойчивей, тем реже берутся пробы (выборки).

При применении статистических методов контроля важно установить, какой закономерности подчиняется распределение контролируемых параметров изделий (кривой нормального распределения Гаусса, распределению, характерному кривой распределения Максвелла и т.д.). Изменение величины конкретного контролируемого параметра изделия или технологического режима проявляется в изменении функции распределения. Сравнение фактической функции распределения с нормальной позволяет контролировать технологический процесс или качество изделия.

Общая схема статистического контроля качества состоит из следующих этапов:

  1. отбираются небольшие выборки изделий периодически или по специальному алгоритму;
  2. изделия выборки проверяются, чтобы для каждого изделия определить значение конкретного признака X;
  3. выбранные значения X (X 1 , X 2 , ..., X n ) заносятся в контрольную карту, в которой указываются допустимые конкретные границы изменения признака X;
  4. по распределению точек X на контрольной карте относительно нейтральных границ принимается решение о годности изделий или браке при приемочном статистическом контроле или о необходимости вмешательства в технологический процесс при статистическом контроле технологического процесса.

Карта статистического контроля качества приведена на рис. 17.5.

Рис. 17.5. Карта статистического контроля качества

На горизонтальной оси указываются номера выборок (за смену, сутки, неделю, месяц); на вертикальной оси откладываются размер выбранной характеристики X, контролируемого параметра, нижняя и верхняя границы допуска (НГД, ВГД); нижняя и верхняя предупредительные границы (НПКГ, ВПКГ).

Данные карты используются для регулирования режимов работы оборудования, его подналадки и т.д.

Литература

  1. Гольдштейн Г.Я . Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 1995.
  2. Корсаков М.Н . Экономика предприятия. Таганрог: ТРТУ, 1995.
  3. Синиченко З.И ., Новиков М.В . Функционально-стоимостный анализ как инструмент повышения эффективности производства. Таганрог: ТРТУ, 1991.
  4. Амиров Ю.Д . Основы конструирования. Творчество, стандартизация, экономика. М.: Издательство стандартов, 1991.
  5. Ансофф И . Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  6. Васильев В.Н ., Садовская Т.Г . Организационно-экономические основы гибкого производства. М.: Высшая школа, 1988.
  7. Корнухин М.Г ., Любинецкий Я.Г ., Майданчик Е.И . Жизненный цикл и эффективность машин. М.: Машиностроение, 1989.
  8. Куприянов Е.М . Стандартизация и качество промышленной продукции. М.: Высшая школа, 1985.
  9. Омаров А.М . Экономика производственного объединения (предприятия). М.: Экономика, 1985.
  10. Оптимизация технико-экономических характеристик радиоаппаратуры / Под ред. В.К. Маригодоба. Киев: Техника, 1990.
  11. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения. М.: Высшая школа, 1979.
  12. Организация, планирование и управление предприятием радиоэлектронной аппаратуры / Под ред. И.Е. Куксина и С.В. Моисеева. М.: Машиностроение, 1979.
  13. Организация, планирование и управление предприятиями электронной промышленности / Под ред. Стуколова. М.: Высшая школа, 1976.
  14. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. М.В. Бестужева-Лада. М.: Мысль, 1982.
  15. Разумов И.М . и др. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения. М.: Машиностроение, 1982.
  16. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) / Под ред. Г.А. Егиазаряна и А.Д. Шеремета. М.: Экономика, 1985.
  17. Основы управления / Под ред. В.П. Радукина. М.: Высшая школа, 1986.
  18. Борманн Д ., Воротина Л ., Федерманн Р . Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992.
  19. Градов А.П . Маркетинг как стратегия предпринимательской деятельности. Л.: ЛГТУ, 1991.
  20. Как продать Ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Под ред. Сажинова Ю.А. М.: Мысль, 1990.
  21. Котлер Ф . Основы маркетинга. М.: Экономика, 1990.
  22. Эванс Дж.М ., Берман Б . Маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  23. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр, 1982.
  24. Современный маркетинг / Под ред. В.Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.
  25. Завьялов П.С ., Демидов В.Е . Формула успеха: маркетинг (Сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Международные отношения, 1991.
  26. Пиндайк Р ., Рубинфельд Д . Микроэкономика. М.: 1992.
  27. Хейне Пол . Экономический образ мышления. М.: Международные отношения, 1991.
  28. Осипов Ю.М . Основы предпринимательского дела. М.: 1992.
  29. Экономика машиностроительного производства. Учебник для вузов / Под ред. И.Э. Верзина и В. Калинина. М.: Высшая школа, 1988.
  30. Стуколов П.М . Экономика электронной промышленности. Сборник задач по экономике электронной промышленности: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1986.
  31. Герике Р . Контроллинг на предприятия. Берлин: АБУ-Консультант, 1994.
  32. Брусницын Ю.В . Методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов на тему "Экономическое обоснование инженерных разработок". Таганрог: 1993.
  33. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Москва: 1992.