Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Члены предложения………………………………………………...4

1.1.          Сущность понятия «предложение», «высказывание»………………4

1.2. Второстепенные члены предложения: обстоятельство………………..7

Глава 2. Актуальное членение предложений……………………………….7

2.1.         Отличие актуального и грамматического членения

предложений…………………………………………………………………11

2.2.         Теория о детерминантах……………………………………………...12

Глава 3. Особенности актуального членения синтаксически распространенных предложений……………………………………………….....14

Глава 4. Обстоятельство и его роль при актуальном членении

предложения…………………………………………………………………15

Глава 5. Роль и место обстоятельств при актуальном членении в произведениях М.Булгакова……………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………..21

Список использованной литературы………………………………………23

Введение

Курсовая работа посвящена характеристике обстоятельства и его роли в предложении.

Цель работы – выявить коммуникативные функции обстоятельств.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

·        рассмотреть вопрос о членах предложения и об обстоятельствах;

·        проследить связь актуального и грамматического членения;

·        выявить коммуникативную функцию обстоятельств на примере произведений М.Булгакова.

Объект исследования - простое распространенное предложение.

Предмет исследования – обстоятельство, его место в предложении и коммуникативная функция.

Методы – сплошная и статистическая выборки.

Актуальность настоящей работы обусловлена малой изученностью данного материала, тогда как вопрос о структуре и членении предложений является дискуссионным.

Материал исследования включает 435 примеров, извлеченных методом сплошной выборки из произведений М.Булгакова

Глава 1. Члены предложения

1.2.         Сущность понятия «предложение», «высказывание»

Прежде чем непосредственно перейти к вопросу об актуальном и грамматическом членении предложения, необходимо остановиться на определении предложения и высказывания.

В энциклопедии русского языка мы находим следующие определения: «высказывание – единица речевого общения» [15, c.90];

«предложение – одна из грамматических категорий синтаксиса.

В широком смысле предложение – это любое от развернутого синтаксического построения до отдельного слова или словоформы высказывание, являющееся сообщением о чем – либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие.

В узком смысле – это единица сообщения, которая, будучи образована по специально предназначенному для этого грамматическому образцу, обладает значением предикативности и собственной семантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов [15, с. 395].

В толковом словаре дается следующее определение предложения: «это грамматически и интонационно оформленное сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль» [12, с.528].

Высказывание определяется по отношению к понятию предложения. Высказывание отличается от предложения объемом, структурой, содержанием, функциями.

Высказывание считают либо единицей шире предложения (законченный в смысловом отношении текст между паузами), либо единицей уже предложения (семантически самостоятельная часть сложного предложения).

При структурном подходе к высказыванию относят речевые образования, не укладывающиеся в обычную схему предложения (например, реплики при диалоге).

При содержательном подходе отличие высказывания от предложения состоит в том, что оно в дополнение к структурно – семантической схеме предложения включает модально – коммуникативный аспект, проявляющийся в интонации и актуальном членении предложения.

При функциональном подходе высказывание определяется как речевая единица, которая может быть равновеликой предложению, но рассматриваться в речи в непосредственной соотнесенности с ситуацией.

К основным признакам, характеризующим предложение, относятся предикативность, интонация сообщения, грамматическая организованность.

Последняя проявляется как в наличии связи слов, так и в определенной иерархии отношений между словами.

Структуру предложения составляют не словоформы, а члены предложения.

Член предложения – это знаменательное слово, фразеологизм, или сочетание знаменательного слова со служебным, или неделимое словосочетание, находящееся в отношениях «определяемое - определяющее» с другим словом [16, с. 382].

Важным элементом грамматической организации предложения является наличие главных членов.

Их основные свойства: непосредственное участие в выражении предикативности; независимое положение в предложении, господствующее по отношению к поясняющим их словам.

Поясняющие члены предложения, подчиненные главным, называются второстепенными; вместе с главными они участвуют в выражении высказывания: Неподвижно перед крыльцом висели прозрачные ветви плакучих берез.

Главные члены предложения могут быть представлены различными словоформами, но не любыми, образующими структурную схему предложения.

Структурная схема – это имеющий свою формальную организацию и свое языковое значение синтаксический образец, по которому может быть построено отдельное нераспространенное (элементарное) предложение [16,с. 156].

Второстепенные члены предложения являются распространителями его структурной схемы (предикативного ядра).

Не все второстепенные члены одинаково важны для структуры предложения: одни являются облигаторными (обязательными), другие – факультативными (необязательными).

Облигаторные вместе с главными обозначают стержневые компоненты высказывания, без которых оно не передает сообщения, они, как правило, диктуются семантико – грамматическими свойствами членов предикативного ядра.

Факультативные лишь уточняют, расширяют смысл высказывания: Реку и берега снова затянуло снежной метелью.

Главные члены предложения (структурная схема) и обязательные второстепенные (облигаторные распространители) вместе образуют модель предложения, которая имеет свободное лексическое наполнение.

В современной синтаксической науке понятие строения предложения включает не только формальную, но и семантическую организацию. Конкретное предложение, построенное по тому или иному образцу (структурной схеме), оформляет высказывание о событии (ситуации), называет это событие (ситуацию).

Содержание конкретных предложений может быть обобщено и представлено в виде семантической структуры.

1.2. Второстепенные члены предложения: обстоятельство

К второстепенным членам предложения относится: дополнение, определение, обстоятельство.

Цель нашей работы – раскрыть коммуникативную функцию обстоятельств, выявить значение и место обстоятельств в предложении.

Т.И. Вендина дает следующее определение: обстоятельство – это второстепенный член предложения, распространяющий и поясняющий члены предложения со значением действия или признака или предложения в целом и обозначающий, где, когда, при каких обстоятельствах совершается действие или указывающий на условие, причину, цель его осуществления, а также меру, степень и способ его проявления [3, с.254].

Морфологизированной формой обстоятельства является наречие, основной вид синтаксической связи – примыкание.

Глава 2. Актуальное членение предложений

Чтобы раскрыть тему нашей работы, нам необходимо остановиться на вопросе об актуальном членении.

В литературе предмета существует несколько точек зрения на членение предложений, рассмотрим некоторые из них.

Головин Б.Н. вслед за Л.В.Щербой употребляет термин «синтагма» (от греч. Syntagma – нечто соединенное) и дает следующее определение, ориентируясь на отношения, возникающие в высказывании в результате взаимодействия его синтаксической структуры и его реального содержания – логического, психологического и эстетического.

Синтагма – это членение высказывания на части.

Как показал Л.В.Щерба, высказывание обычно члениться (семантико – синтаксически и интонационно) на «куски», «отрезки», совпадающие с отдельными словами или сочетанием слов.

Например, В безмолвии садов/ весной/ во мгле ночей/ поет над розою/ восточный соловей. Но роза милая/ не чувствует/ не внемлет – и под влюбленный гимн/ колеблется и дремлет.

Высказывание расчленено интонационно (изменение тона и паузами).

Членение прошло там, где требовал смысл высказываний и их грамматическая организация.

Грамматическая структура предложения допускает его членение на отрезки (синтагмы) в нескольких местах, а конкретный смысл, конкретная информация, «вложенная» говорящим в синтаксическую конструкцию выбирает из нескольких возможностей членения лишь одну, наиболее отвечающую задачам общения.

Конкретное содержание (информация) высказывания формируется в результате отображения тех или иных явлений и в результате отношения говорящего к ним.

Синтагма – это отрезок высказывания между соседними паузами, передающий членение его содержания и его синтаксической структуры в соответствии с отображаемой в высказывании действительностью и выражаемым отношением к ней говорящего [4, с.202].

Теория синтагмы соприкасается, отмечает Головин, с попытками осмысления соотношения единиц мышления и предложения.

Долгое время казалось, что имеется полное соответствие между строением суждения и структурой предложения; но предложение – это та языковая форма, в которой живет и развивается мысль человека, форма малоподвижна, вложенная в эту форму мысль – изменчива и динамична.

Поэтому синтаксическое и смысловое членение высказывания не всегда совпадают и соответствуют друг другу.

Исходя из этого, в литературе предмета возникает интерес к смысловому членению предложения, отражающему работу мысли говорящего.

Такое членении получило название актуального.

Сущность этого членения К.Г.Крушельницкая видит в том, что оно различает то, о чем делается сообщение, и то, что сообщается.

Часть высказывания, выражающую то, о чем делается сообщение Крушельницкая называет термином «данное», а часть высказывания, выражающую то, что сообщается – термином «новое».

По мнению Крушельницкой, в сочетании «данное» и «новое» нужно увидеть самую основу коммуникации.

П.А.Лекант отмечает, что актуальное (коммуникативное) членение предложения осуществляется в процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи данного предложения с другими и имеет иную природу, нежели грамматическое [16, с. 385].

В конкретном предложении выделяется тема – часть, содержащая известное, основу высказывания, то есть представляет собой предмет сообщения и рема (слово «рема» означает «предикат») – часть, несущая новое, содержащая суть высказывания о теме.

Рема заключает в себе основное содержание сообщения и является коммуникативным центром высказывания.

Для обозначения двух коммуникативных частей высказывания в лингвистике употребляются и другие термины: логический субъект и логический предикат, психологический субъект и психологический предикат, смысловой субъект и смысловой предикат, основа и ядро и др.

Членение на тему и рему называют актуальным членением, поскольку это членение актуально, существенно в данном контексте или в данной конкретной ситуации для говорящего или пишущего.

В зависимости от различных коммуникативных задач, которые говорящий может перед собой ставить в конкретной ситуации общения актуальное членение может быть различным, то есть при одинаковом синтаксическом составе предложения его актуальное членение может быть различным.

Ср., предложение Солдаты уезжают на крышах вагонов может иметь два варианта актуального членения: Солдаты/ уезжают на крышах вагонов (что делают солдаты?) или Солдаты уезжают/ на крышах вагонов (как уезжают солдаты?).

Помимо термина «актуальное членение», в лингвистике для обозначения того же явления употребляется ряд других терминов: коммуникативное членение, контекстуальное членение, членение на тему и рему, функциональная перспектива предложения, коммуникативная перспектива предложения.

Актуальное членение предложения осуществляется в речи при помощи порядка слов и интонации, как два формальных средства выражения актуального членения они находятся друг с другом в сложной и тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

При этом интонация является главным показателем.

Остановимся на характеристике каждого из них.

Порядок слов в русском предложении не свободен. При разном порядке слов смысл предложения, его коммуникативное назначение оказывается различным.

Характер вопроса, на который отвечает предложение, наглядно обнаруживает различие в актуальном членении.

Отсюда следует, что порядок слов в русском литературном языке служит для выражения актуального членения предложения.

Например, предложение Миша/ рисует отвечает на вопрос: Что делает Миша?

При обратном порядке членов предложения изменяется и актуальное членение. Высказывание Рисует/ Миша отвечает на вопрос: Кто рисует? Здесь тема – рисует, рема – Миша.

Вторым важным средством выражения актуального членения в литературном языке является интонация.

Интонационный центр предложения – фразовое ударение – сосредоточен на реме, как на главной коммуникативной части высказывания.

Если рема состоит больше чем из одного слова, то фразовое ударение падает на последующий компонент словосочетания, составляющего рему.

Тема выделяется повышением тона и паузой.

Порядок слов и интонация являются главными, но не единственными выразителями актуального членения.

Дополнительным средством выражения актуального членения служат частицы, выделяющие и подчеркивающие тему или рему.

Тема обычно выделяется частицами а и же. Например, Она любила его спокойный, ласковый и гостеприимный тон в деревне. В городе же он постоянно казался беспокоен и настороже.

Рему выделяют частицы только, лишь и др, например, Но это продолжалось лишь несколько секунд.

 

2.1.         Отличие актуального и грамматического членения предложений

В литературе предмета неоднократно затрагивался вопрос о соотнесении грамматического и актуального членения, но четкой связи выявлено не было.

Грамматическое и актуальное членение предложения не зависят одно от другого, тема и рема не совпадают с определенными членами предложения.

На уровне синтаксической структуры предложения речь идет о правилах расположения синтаксических компонентов предложения.

Синтаксически распространенное предложение может быть расчленено на группу подлежащего (подлежащее со всеми относящимися к нему словами) и группу сказуемого (сказуемое с относящимися к нему словами).

При совпадении группы подлежащего с темой, а группы сказуемого с ремой можно говорить о соответствии актуального членения синтаксическому членению, например, Широкие окна зимнего сада/ были ярко освещены.

Когда тема не совпадает с группой подлежащего, а рема не совпадает с группой сказуемого, актуальное членение расходится с синтаксическим.

Очень часто тема выражается второстепенным членом обстоятельственного или объектного типа, а рема – предикативным ядром предложения (главными членами или их составами): В тишине дома/ резко затрещал звонок.

Реже в качестве темы выступает предикативное ядро предложения, а в качестве ремы – второстепенный член; возможно в качестве темы – сказуемое (его группа), ремы – подлежащее (его группа): Решение пришло,/ на первый взгляд, сумасбродное. В нем была повинна/ радуга.

Актуальным членением обусловлен нормальный порядок расположения главных членов предложения.

Подлежащее (тема) располагается перед сказуемым.

В нерасчлененном предикативном ядре (реме) сказуемое находится в препозиции.

Местоположение второстепенных членов также определяется преимущественно актуальным членением предложения, ср.: Часы в столовой/ гулко пробили десять. В столовой/ постукивали стенные часы.

К.Г.Крушельницкая говорит об отсутствии оснований противопоставления грамматического и смыслового членения, так как независимо от членения все члены предложения имеют грамматическое значение [5, с.59].

2.2.         Теория о детерминантах

Чтобы раскрыть тему нашего исследования, нам необходимо остановиться на таком явлении языка, как детерминанты.

О.А.Крылова в статье «Детерминанты в аспекте коммуникативного синтаксиса» пытается раскрыть их особую природу, как распространителя предложения в целом, в отличие от компонентов словосочетания, - в аспекте коммуникативного (актуального) синтаксиса.

Детерминант - это любая падежная форма или предложно – падежная форма имени (а также наречие или деепричастие), выполняющая самостоятельную роль как компонент актуального членения, наряду с подлежащим и сказуемым, а не входящая в состав подлежащего или сказуемого на правах зависимого компонента словосочетания [6, с. 47].

Таким образом, отмечает Крылова, являясь самостоятельным компонентом актуального членения, в частности, исходным пунктом, детерминант лишь вводит сообщение, а само сообщение заключено в остальной части предложения.

Следовательно, все предложение заключено в остальной части предложения, поэтому вес предложение, за вычетом детерминанта, оказывается построенным так, чтобы выполнять функцию сообщения, быть коммуникативной единицей.

Структурная схема при этом может быть различной, например,

он согласился.

                                     мириться нельзя

с этими взглядами       покончено

                                     давайте покончим

                                     согласны все.

Часто детерминант называет такие условия, обстоятельства, а также объект и субъект, которые служат исходным пунктом для сообщения самого события, например, В лесу/ раздавался топор дровосека. В лесу/ мы встретили старого охотника.

Сообщаемое в теме предложения детерминируется со стороны условий, обстоятельств, а также указанием на объект или субъект этого события.

Здесь детерминант служит ремой предложения и в экспрессивно не окрашенной речи располагается в конце предложения. Удалось встретиться/ в день моего отъезда.

 

Глава 3.Особенности актуального членения синтаксически распространенных предложений

Синтаксически распространенные предложения членятся на тему и рему так же, как и нераспространенные.

Разница заключается в том, что в распространенных предложениях тема или рема состоит не из одного слова, а включает в себя группу слов (словосочетание).

Например, предложение Поезд/ быстро скрылся за ближним лесом членится так же, как и предложение Поезд/ скрылся.

Часто в распространенных предложениях темой является группа подлежащего, а ремой – группа сказуемого: Внутренность леса/ постепенно темнеет; алый цвет вечерней зари/ медленно скользит по корням и стволам деревьев.

Помимо этого темой или ремой в таких предложениях могут быть не целые словосочетания (то есть не целиком группа подлежащего или группа сказуемого), но их отдельные компоненты – в соответствии с условиями контекста.

Например, из состава сказуемого (группы сказуемого) может быть вынесен в начало предложения в качестве темы только глагол или только зависимая от него словоформа, а другой компонент словосочетания служит ремой: На концерт мы/ опоздали.

Как видно из примера, на основе синтаксически распространенных предложений могут возникать синтагматически зависимые высказывания больше чем с одной темой.

Здесь первой темой является словоформа на концерт, второй темой – мы, ремой является глагол опоздали.

На концерт и опоздали не образуют единую тему, так как эти члены не составляют синтаксического объединения (на концерт мы).

При наличии нескольких тем актуальное членение может носить ступенчатый характер.

При этом первая тема относится к остальной части предложения как к реме, рема же в свою очередь членится на вторую тему и рему и т.д.

Дело свое, надо сказать,/ он// любил.

Ступенчатое членение не нарушает дихотомический принцип актуального членения (то есть членения на два коммуникативных состава – тему и рему).

Но тема при ступенчатом членении приобретает комплексный характер – она состоит из двух синтаксических компонентов, или двух тем. Две части комплексной темы могут иметь разный коммуникативный вес.

Глава 4. Обстоятельство и его роль при актуальном членении предложения

Опираясь на работу Крыловой О.А.о детерминантах, мы можем выдвинуть предположение, что место и роль обстоятельств в предложении регулируется актуальным членением.

Скобликова Е.С.говорит об определенной смысловой самостоятельности «автономности» большинства обстоятельств.

Это объясняется наличием целого ряда семантических и грамматических особенностей:

1. в отличие от дополнений использование большинства обстоятельств не предсказывается лексическим значением главного слова, и потому в выражении обстоятельственных значений это слово прямо не участвует;

2. на грамматическую форму обстоятельства главное слово, как правило, не влияет;

3. в сфере обстоятельств наблюдаются богатые возможности дифференциации разных значений грамматическими и лексическими средствами [17, с. 182].

Исходя из перечисленных особенностей, обстоятельства характеризуются двумя чертами:

1. так как обстоятельство не имеет обычно органической связи с лексическим значением главного слова, оно, в отличие от большинства дополнений, не является «предсказуемым», устойчивым элементом предложения. Поэтому в современной лингвистике принято оценивать обстоятельства как факультативные компоненты предложения.

2. большинство обстоятельств (кроме обстоятельств образа действия, а также меры и степени) характеризуются диапазоном возможных смысловых связей. Они могут относиться к отдельным словам разных частей речи, например, растут в лугах, густые в лугах, трава в лугах.

Обстоятельства могут быть соотнесены в качестве детерминантов с содержанием простого предложения в целом, с содержанием всех частей сложносочиненного предложения, с содержанием целой цепочки самостоятельных предложений, следующих за тем, в которое непосредственно входит обстоятельство.

Ср.: В полночь в молчании началась переправа войск сразу в трех местах. Чтобы отвлечь внимание врага, части Белоцерковского полка…начали оживленную перестрелку. Немцы, насторожась, молчали.

От ветра дрожали стекла и громыхала железная крыша.

Разные типы обстоятельств существенно различаются между собой не только значением и системой форм грамматического выражения, но и разной употребительностью, часто – тяготением к определенным стилям, к определенному содержанию речи.

Универсальным средством выражения обстоятельств являются существительные в различных предложно - падежных формах.

На примере произведений М.Булгакова мы попробуем доказать, что место обстоятельств в предложении зависит от актуального членения.

5. Роль и место обстоятельств при актуальном членении в произведениях М.Булгакова

Мы проанализировали такие произведения М.Булгакова, как «Дьяволиада» и «Роковые яйца».

Нами были выделены 435 предложений.

На основании этой выборки, мы анализировали место и роль обстоятельств в предложениях.

1. Обстоятельство в некоторых предложениях выступает в роли детерминанта, то есть играет самостоятельную роль в качестве компонента актуального членения, наряду с подлежащим и сказуемым, например,

К концу недели/ гонка несколько стихла [2, с.90].

В данном случае обстоятельство соотносится с содержанием простого предложения в целом, в следующих примерах мы видим, что обстоятельство в качестве самостоятельного члена предложения соотносится с содержанием всех частей сложносочиненного предложения.

В то время,/ как все люди скакали с одной службы на другую, товарищ Коротков прочно служил в Главцентрбазспимате (ГлавнаяЦентральная База Спичечных Материалов) на штатной должности делопроизводителя и прослужил в ней целых 11 месяцев [2, с.25].

На следующее утро/ Коротков с радостью убедился, что глаз его больше не нуждается в лечении повязкой, поэтому он с облегчением сбросил бинт и сразу похорошел и изменился [2, c.29].

Вечером/ произошел третий сюрприз – опять взвыли собаки в Концовке, и ведь как! [2, с.105].

Затем кровяное солнце/ со звоном лопнуло у него в голове, и больше он ровно ничего не видал [2, с. 57].

Сквозь бурные слезы/ Коротков видел, как лакированная шляпа слетела у извозчика, а из – под нее разлетелись в разные стороны вьющиеся денежные бумажки [2, с. 43].

В кабинете/ у него было все готово для каких – то таинственных и опаснейших опытов, лежала полосами нарезанная бумага для заклейки дверей, лежали водолазные шлемы с отводными трубками и несколько баллонов, блестящих как ртуть, с этикеткою «доброхим», «не прикасаться» и рисунком черепа со скрещенными костями [2, с.116].

В этих предложениях детерминант (чаще обстоятельство времени и места) лишь вводит сообщение, а само сообщение заключено в остальной части предложения.

Это объясняется смысловой самостоятельностью большинства обстоятельств по отношению с другими второстепенными членами предложения.

Чаще всего обстоятельства в таких конструкциях выражены именем существительным и обозначают место, время действия.

В таких конструкциях обстоятельство входит в состав темы, то есть содержит исходную инйормацию.

2. Обстоятельство может быть и в составе ремы (входит в группу сказуемого).

Ср.: Коротков/ вихрем сбежал с лестницы, ворвался в шинельную, схватил пальто и кепку и выбежал на улицу [2, с.32].

Мужчина/ приятно улыбнулся [2, с. 43].

Шесть оставшихся/ взволнованно зашушукали вслед [2, с.47].

Марья Степановна,/ крестясь, забрала великолепные кожаные калоши и унесла их на черный ход [2, с.80].

Персиков/ сдвинул очки на лоб, потом передвинул их на глаза, всмотрелся в рисунок и сказал в крайнем удивлении:

- Что за черт. Это…да это анаконда, водяной удав…[2, с.118].

Персиков/ сидел, положив голову на руки, и молчал [2, с.122].

Старичок/ мгновенно высох, от ужаса задрожал [2, с. 49].

Персиков/ живо сполз с табурета, бросив кремальеру на полдороге, и, медленно вертя в руках папироску, прошел в кабинет ассистента [2, с.62].

Страх/ пополз через черные окна в комнату,// и Коротков,/ стараясь не глядеть в них, закрыл их шторами [2, с. 38].

Рыдая, Коротков глянул на серое небо, быстро несущееся над головой, пошатался и закричал болезненно:

- Довольно. Я так не оставлю! Я его разъясню [2, с.43].

- Вы посмотрите, Владимир Ипатьич! – говорил Иванов,/ в ужасе прилипая глазом в окуляру. – Что делается?! Они растут на моих глазах…Гляньте, гляньте…[2, с.67].

Три дня после этого/ прошли великолепно [2, с.83].

Бронский/ жидко и пронзительно рассмеялся:

- Валентин Петрович исправляет [2, с.84].

В данных предложениях обстоятельство входит в группу сказуемого, относится к глаголу, обозначая признак действия.

Как мы видим, чаще всего обстоятельство находится в составе ремы, так как рема совпадает со сказуемым и его группой, а обстоятельство по своему значению относится чаще всего к глаголу.

3.       Объектом нашего исследования являются синтаксически распространенные предложения, поэтому нередко мы встречали, предложения, где актуальное членение носит ступенчатый характер, ср.:

Газ/ тихонько шипел в горелке,// опять по улице шаркало движение, и профессор/, отравленный сотой папиросою, полузакрыв глаза, откинулся на спинку винтового кресла [2, с.67].

Пешком,/ так как деньги все были украдены,// Коротков/ добрался до Спимата и, пройдя вестибюль, прямо направил свои стопы в канцелярию [2, с.39].

Жабы/ кричали жалобно, // и сумерки/ одевали профессора, вот она…ночь [2, с.97].

Таким образом, рассмотрев конкретные примеры употребления обстоятельств в произведениях М.Булгакова, мы можем сказать, что в зависимости от значения обстоятельства оно может входить как в состав темы и выступать в роли детерминанта, так и в состав ремы, выражать коммуникативный аспект предложения.

Здесь нужно остановиться на специфике актуального членения и вспомнить, что оно зависит от отношения говорящего к изображаемым событиям, ситуациям.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Высказывание отличается от предложения объемом, структурой, содержанием, функциями.

2. Члены предложения в каждом конкретном высказывании представляют собой единство двух значений: синтаксического значения и «коммуникативной нагрузки» - как «данного» или как «нового».

2. Анализ предложения с точки зрения коммуникативной нагрузки его членов способствует тому, что в плане смыслового членения могут изучаться предложения разных типов.

В распространенных предложениях коммуникативное задание может быть усложнено, и данным, и новым может быть не один член предложения, а два и больше, то есть тема или рема состоит не из одного слова, а включает в себя группу слов (словосочетание).

3. В современной лингвистике нет единой точки зрения на связь грамматического и актуального членения, не всегда актуальное членение соответствует синтаксическому.

4. Немаловажную роль в аспекте актуального (коммуникативного) членения играет вопрос о детерминантах, выступающих как самостоятельный компонент актуального членения.

Детерминант лишь вводит сообщение, а само сообщение заключено в остальной части предложения.

Обстоятельства могут быть соотнесены в качестве детерминантов с содержанием простого предложения в целом, с содержанием всех частей сложносочиненного предложения, с содержанием целой цепочки самостоятельных предложений, следующих за тем, в которое непосредственно входит обстоятельство.

Это объясняется смысловой самостоятельностью большинства обстоятельств по отношению с другими второстепенными членами предложения.

5. Анализ конкретных примеров в произведениях М. Булгакова «Дьяволиада» и «Роковые яйца» позволяет сделать следующие выводы:

Обстоятельство выступает в роли детерминанта, то есть играет самостоятельную роль в качестве компонента актуального членения, наряду с подлежащим и сказуемым.

В качестве детерминанта обстоятельство соотносится с содержанием простого предложения в целом, с содержанием всех частей сложносочиненного предложения.

Чаще всего обстоятельство входит в состав ремы, то есть относится к сказуемому.

Таким образом, в зависимости от значения обстоятельства оно может входить как в состав темы и выступать в роли детерминанта, так и в состав ремы и тем самым выражать коммуникативный аспект предложения.

Список использованной литературы

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание, М., 1979

2. Булгаков М. Чаша жизни, М., 1988

3. Вендина Т.И. Введение в языкознание, М., 2001

4. Головин Б.Н. Введение в языкознание, М., 1977

5. Крушельницкая К.Г. К вопросу о смысловом членении предложения // Вопросы языкознания № 5, 1956

6. Крылова О.А. Детерминанты в аспекте коммуникативного синтаксиса// Вопросы языкознания № 2, 1976

7. Кодухов В. И. Введение в языкознание. - М., 1979.

8. Лукин В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элемента анализа. - М., 1999.

9. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

10. Мещанинов И.И. Структура предложения// История современного языкознания, М., 1988

11. Мухин А. М. Лингвистический анализ. - Л., 1976 г.

12. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1996.

13. Реформатский А.А. Введение в языкознание, М., 1998

14. Русская грамматика, М., 1980

15. Русский язык: Энциклопедия, М., 1997

16. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леконта, М., 2000

17. Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения, М., 1979