Содержание

Введение. 3

Глава 1. Экономическая сущность результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 5

1.1. Понятие результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и задачи их анализа. 5

1.2. Факторы, влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 7

Глава 2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности на примере ОАО «Магнитогорский калибровочный завод». 13

2.1. Общая характеристика предприятия. 13

2.2. Анализ состава и динамики результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 19

2.3. Мероприятия по улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 25

Заключение. 28

Список литературы.. 31

Приложения. 33

Введение

Главной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли в размере, необходимом для обеспечения нормального функционирования, включая инвестирование средств в активы и использование прибыли на цели потребления. При этом отдача на вложенный капитал должна быть не ниже той ставки доходности, по которой средства могли быть размещены вне предприятия.

В условиях рыночной экономики значение прибыли ог- ромно. Стремление к получению прибыли ориентирует то- варопроизводителей на увеличение объема производства  продукции, нужной потребителю, снижение затрат на про- изводство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наи- большего прироста стоимости, создает стимул для инвес- тирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положе- ние товаропроизводителей искажают формирование при- были как чистого дохода, приводят к стремлению получе- ния доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способ- ствует финансовое оздоровление экономики, развитие ры- ночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Результативность функционирования коммерческой организации чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые, в свою очередь, существенно зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования отдельных видов имуще- ственного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятель- ности. Динамичность и результативность деятельности могут анализиро- ваться с различной степенью детализации в зависимости, в частности, от доступной информационной базы.

         Актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнения. От тщательности анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависит обоснованность выбранного курса изменений его финансовой стратегии.

Целью данной работы является проведение анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Задачами работы являются:

1.     Определить экономическую сущность результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2.     Представить общую характеристику предприятия.

3.     Провести анализ динамики основных технико-экономических показателей.

4.     Проанализировать прибыль и рентабельность предприятия.

5.     Обосновать мероприятия по повышению эффективности работы предприятия.

6.     Рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования данной работы является ОАО «Магнитогорский калибровочный завод» (МКЗ).

         При написании данной работы были использованы законодательно – нормативные акты, учебные пособия по финансовому анализу и анализу хозяйственной деятельности Любушина Н.П., Савицкой Г.В., Шеремета А.Д., а также ряд статей в журналах и газетах периодической печати.

Глава 1. Экономическая сущность результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия 

 

1.1. Понятие результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и задачи их анализа  

Финансовый результат деятельности предприятия вы­ражается в изменении величины его собственного капита­ла за отчетный период. Способность предприятия обеспе­чить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых ре­зультатов деятельности предприятия представлены в фор­ме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

К ним относятся: прибыль (убыток) от продаж; при­быль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Непосредственно по данным формы № 2 могут быть рассчитаны также следую­щие показатели финансовых результатов; прибыль (убы­ток) от прочей реализации (основных средств и иного иму­щества); прибыль (убыток) от внереализационной деятельности; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных пла­тежей (чистая прибыль); брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации товаров, продукции, работ, услуг. В форме № 2 по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.

Показатели финансовых результатов (прибыли) харак­теризуют абсолютную эффективность хозяйствования пред­приятия по всем направлениям его деятельности: произ­водственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и ин­вестиционной. Они составляют основу экономического раз­вития предприятия и укрепления его финансовых отноше­ний со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофи­нансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персо­нала. Прибыль является также основным источником фор­мирования доходов бюджета (федерального, республиканс­кого, местного) и погашения долговых обязательств органи­зации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейши­ми в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового бла­гополучия как партнера.

Однако различных пользователей бухгалтерской отчет­ности интересуют только определенные показатели финан­совых результатов. Например, администрацию предприя­тия интересуют масса полученной прибыли и ее структу­ра, факторы, воздействующие на ее величину; налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной инфор­мации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли; потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения при­были в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в акти­вы данной организации.

Анализ финансовых результатов деятельности предпри­ятия включает в качестве обязательных элементов, во-пер­вых, оценку изменений по каждому показателю за анали­зируемый период (т.е. "горизонтальный анализ" показате­лей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (что принято называть "верти­кальным анализом" показателей); в-третьих, изучение, хотя бы в самом общем виде, динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. "трендовый анализ" показа­телей); в-четвертых, выявление факторов и причин изме­нения показателей прибыли и их количественная оценка.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

-                  анализ и оценка уровня и динамики показателей при­были;

-                  факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

-                  анализ финансовых результатов от прочей реализа­ции, внереализационной и финансовой деятельности;

-                  анализ и оценка использования чистой прибыли;

-                  оценка качества показателей прибыли;

-                  анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

-                  анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;

-                  анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.

1.2. Факторы, влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия

На величину результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия оказывают влияние многие факторы. Различают внутренние и внешние факторы.

К группе внешних факторов относятся:

- природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие и обусловливающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других предприятий;

- изменения, не предусмотренные планом предприятия, отпускных цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

- нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйствами, финансовыми, банковскими и другими организациями дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

В группе внутренних факторов различают:

1)  основные факторы, определяющие результаты работы;

2) факторы, связанные с нарушениями хозяйственной дисциплины предприятий.

Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины предприятий являются:

а) нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок;

б) экономия, полученная в результате невыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных факторов, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, непроведения мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и т.д.;

в) экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий, стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.

К основным факторам, определяющим финансовые результаты, относятся:

- структура реализованной продукции;

- изменения цен на продукцию;

- себестоимость продукции;

- постоянные и переменные затраты;

- объем продаж.

Все вышеперечисленные факторы влияют на финансовые результаты предприятия. Изменение данных факторов приводит к изменению финансовых результатов.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является избыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное,  так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или избыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость и прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находится в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Для организации важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается. Так, например, при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приводит к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

Поскольку прибыль исчисляется как разница между ценой и себестоимостью, то очевидно,  что на размер прибыли оказывает влияние рост цен и снижение себестоимости.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможность производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат. В практике предпринимательской деятельности применяется различные способы снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует помнить, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым  методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

К числу факторов роста прибыли следует отнести обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.

Прибыль в рыночной экономике - движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции "жизненного цикла" продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается.

Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предполагаемого товара может повлечь за собой и повышение цены на него, и соответственно, прибыли.

Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависят от вышеперечисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.

1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам.

2. Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.

3. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.

4. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFО, LIFО, FIFО).

5. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).

6. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

7. Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты). Начиная с 2002 года все организации должны применять метод определения прибыли по моменту отгрузки продукции.

Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.

Глава 2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности на примере ОАО «Магнитогорский калибровочный завод»

 

2.1. Общая характеристика предприятия

Магнитогорский калибровочный завод образован в октябре 1942 года на базе эвакуированных предприятий. Начав с производства калиброванной стали, сразу после войны на заводе был организован выпуск проволоки и стальных канатов, остро необходимых для восстановления народного хозяйства, а затем введены цехи для производства железнодорожного и машиностроительного крепежа.

В 60-е годы развивалось производство канатов, оцинкованной проволоки, сетки, холоднокатаной ленты. Шаг за шагом завод приобретал черты крупного промышленного предприятия.

В 70 - 80 годы построены цехи металлокорда и бортовой латунированной проволоки, расширено производство товаров народного потребления.

К началу 90-х годов Магнитогорский калибровочный завод становится одним из ведущих предприятий метизной промышленности. В декабре 1992 года завод был преобразован в Открытое акционерное общество «Магнитогорский калибровочный завод» (МКЗ). В рыночных условиях ОАО «МКЗ» основные усилия направило на освоение новых видов продукции, расширение рынков сбыта, внедрение прогрессивных технологий.

В настоящее время ОАО «МКЗ» производит следующую продукцию:

-                  прокат калиброванный;

-                  проволоку стальную;

-                  канаты стальные;

-                  крепежи машиностроительные и железнодорожные и т.д.

За последнее время на предприятии освоен выпуск и организовано производство специального изделия для ограждений из стальной проволоки и холоднокатаной ленты «Концертино». Налажен выпуск арматурных канатов, сталеалюминевых проводов.

Структура управления ОАО «МКЗ»  представлена на рисунке 1.

Надпись: Служба снабженияНадпись: Обслуживающий  персоналНадпись: Планово-экономический             отделНадпись: БухгалтерияНадпись: Финансовый отдел
 

Рис. 1.  Организационная структура  управления ОАО «МКЗ»

Структура управления на предприятии является линейно-функциональной. Функциональные подразделения возглавляют заместитель генерального директора по персоналу, заместитель генерального директора по финансам, первый заместитель генерального директора (занимается вопросами основной деятельности предприятия, ему непосредственно подчинены служба снабжения и торговый персонал).

Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным единоличным органом общества – генеральным директором.

Работа генерального директора  направлена на координацию  работы между  различными службами  в соответствии с планом производства.

Непосредственно генеральному директору подотчетны заместитель генерального директора по персоналу, заместитель генерального директора по финансам и первый заместитель генерального директора.

Заместитель генерального директора ОАО «МКЗ» по персоналу  возглавляет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, принимает участие в разработке кадровой политики и кадровой стратегии предприятия, проводит систематический анализ кадровой работы на предприятии, разрабатывает предложения по ее улучшению.

Заместитель генерального директора по финансам координирует работу  финансового отдела, планово-экономического отдела и бухгалтерии предприятия.

В планово-экономическом отделе ОАО «МКЗ» осуществляется работа по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия.

В бухгалтерии осуществляется процесс организации и ведения бухгалтерского учета, формирование учетной политики предприятия, составление и предоставление отчетности  соответствующим органам.

Первый заместитель генерального директора ОАО «МКЗ» осуществляет закупочную деятельность (планирование закупок; выбор поставщиков; организацию и контроль доставки и приемки продукции на склад) и обеспечение работы обслуживающего персонала; сбытовую деятельность (в том числе организация поставок произведенной продукции, поиск новых каналов сбыта продукции, продвижение товара на рынке). 

По мере развития предприятия (увеличения объема продаж,  освоение новых направлений деятельности и другое) штат и организационная структура предприятия будут изменены.

Анализ основных технико-экономических показателей деятельности  ОАО «МКЗ» за 2002-2004гг по данным бухгалтерской отчетности (приложения 1-6) представлен в таблице 1.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

№ п/п

Показатели

Ед.изм.

2002г

2003г

2004г

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от продаж

Т.руб.

255 286

261 058

271 679

- темп роста к базисному году

%

100,00

102,26

106,42

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

102,26

104,07

2

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг

Т.руб.

209 073

175 412

185 524

- темп роста к базисному году

%

100,00

83,90

88,74

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

83,90

105,76

3

Валовая прибыль

Т.руб.

46 213

85 646

86 155

- темп роста к базисному году

%

100,00

185,33

186,43

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

185,33

100,59

4

Прибыль до налогообложения

Т.руб.

40 982

27 478

13 767

- темп роста к базисному году

%

100,00

67,05

33,59

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

67,05

50,10

5

Чистая прибыль

Т.руб.

30 385

20 238

9 878

- темп роста к базисному году

%

100,00

66,61

32,51

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

66,61

48,81

6

Рентабельность производства

(п.3 : п.2 * 100)

%

22,10

48,83

46,44

- темп роста к базисному году

%

100,00

220,95

210,14

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

220,95

95,11

7

Рентабельность продаж

(п.3 : п.1 * 100)

%

18,10

32,81

31,71

- темп роста к базисному году

%

100,00

181,27

175,19

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

181,27

96,65

8

Среднегодовая стоимость ОПФ

Т.руб.

42 215

44 220

45 998

- темп роста к базисному году

%

100,00

104,75

108,96

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

104,75

104,02

9

Фондоотдача (п.1 : п.8)

Руб.

6,05

5,90

5,91

- темп роста к базисному году

%

100,00

97,52

97,69

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

97,52

100,17

10

Среднегодовая стоимость оборотных средств

Т.руб.

79 647

84 231,5

87 769,5

- темп роста к базисному году

%

100,00

105,76

110,20

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

105,76

104,20

11

Оборачиваемость оборотных средств (п.1 : п.10)

Кол-во обор.

3,21

3,10

3,10

- темп роста к базисному году

%

100,00

96,57

96,57

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

96,57

100,00

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

12

Затраты на 1 рубль реализо-ванной продукции (п.2 : п.1)

Руб.

0,82

0,67

0,68

- темп роста к базисному году

%

100,00

81,71

82,93

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

81,71

0,83

13

Численность ППР

Чел.

114

116

117

- темп роста к базисному году

%

100,00

101,75

102,63

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

101,75

100,86

14

Производительность труда работающего (п.1 : п.13)

Т.руб.

2 239,4

2 250,5

2 322

- темп роста к базисному году

%

100,00

100,50

103,69

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

100,50

103,18

15

Среднегодовой фонд заработной платы

Т.руб.

2 217,5

3 602,5

4 280,8

- темп роста к базисному году

%

100,00

162,46

193,05

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

162,46

118,83

16

Среднемесячная заработная плата одного работающего

(п.15 : п.13 : 12)

Руб.

1 621

2 588

3 049

- темп роста к базисному году

%

100,00

159,65

188,09

- темп роста к предыдущему году

%

100,00

159,65

117,81

         Выручка от продаж ОАО «МКЗ» в 2004 году составила 271 679 тыс.руб., что на 6,42% больше, чем в 2002 году и на 4,07% больше, чем в 2003 году. Это свидетельствует об увеличении спроса на производимую продукцию предприятия.

         Себестоимость реализованной продукции ОАО «МКЗ» в 2004 году по сравнению с 2002 годом снизилась и составила 185 524 тыс.руб. (темп роста - 88,74%), однако увеличилась по сравнению с 2003 годом (темп роста – 105,76%). В результате чего валовая прибыль предприятия в 2004 году составила 86 155 тыс.руб., что составляет 186,43% от уровня 2002 года и 100,59% от уровня 2003 года.

Прибыль до налогообложения и чистая прибыль предприятия составили в 2004 году соответственно 13 767 тыс.руб. (33,59% от уровня 2002 года, 50,10% от уровня 2003 года) и 9 878 тыс.руб. (32,51% от уровня 2002 года, 48,81% от уровня 2003 года).

Увеличение валовой прибыли предприятия связано со значительным снижением себестоимости в 2003 году и увеличением объемов реализации продукции. Значительному снижению прибыли до налогообложения и чистой прибыли ОАО «МКЗ» способствовало увеличение операционных и внереализационных расходов предприятия.

Однако, рентабельность производства и рентабельность продаж ОАО «МКЗ» находятся на достаточно высоком уровне, причем, видна тенденция к их увеличению в 2003 году и снижению в 2004 году.

Среднегодовая стоимость основных фондов предприятия увеличилась с 42 215 тыс.руб. в 2002 году до 45 998 тыс.руб. в 2004 году. Среднегодовая стоимость оборотных средств также увеличилась с 79 647 тыс.руб. в 2002 году до 87 769,5 тыс.руб. в 2004 году. Это свидетельствует о расширении производственной деятельности предприятия.

Рассчитанный уровень фондоотдачи показывает ее снижение в 2003 году и незначительное увеличение в 2004 году. Это говорит о недостаточно эффективной политики предприятия по использованию основных фондов.

Снижение показателя оборачиваемости оборотных средств ОАО «МКЗ» свидетельствует об ускорении их использования, что благоприятно сказывается на деятельности предприятия.

Снижение затрат на 1 рубль реализованной продукции также является положительным фактором в деятельности ОАО «МКЗ».

Численность промышленно-производственного персонала ОАО «МКЗ» составила в 2004 году 117 чел., что на 3 чел. больше, чем в 2002 году.

Также наблюдается повышение производительности труда 1 работающего и, в результате, его среднемесячной заработной платы, что свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов на предприятии.

 

2.2. Анализ состава и динамики результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ состава и динамики финансовых результатов деятельности                             ОАО «МКЗ» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ состава и динамики финансовых результатов деятельности ОАО «МКЗ»

 

Показатель

2002г, тыс.руб.

2003 г, тыс.руб.

Изме-нение, тыс.руб.

Темп роста, %

2004 г, тыс.руб.

Изме-нение, тыс.руб.

Темп роста, %

А

1

2

3

4

5

6

7

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг)

255 286

261 058

5 772

102,26

271 679

10 621

104,07

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг)

209 073

175 412

-33 661

83,90

185 524

10 112

105,76

Валовая прибыль (п. 1 — п. 2)

46 213

85 646

39 433

185,33

86 155

509

100,59

Коммерческие расходы

-

 -

-

-

-

-

-

Управленческие расходы

-

54 242

54 242

-

60 440

6 198

111,43

Прибыль (убыток) от продаж (п. 1 — п. 2 — п. 4 — п. 5)

46 213

31 403

-14 810

67,95

25 715

-5 688

81,89

Проценты к получению

-

 -

-

-

 -

-

-

Проценты к уплате

-

 -

-

-

-

-

-

Доходы от участия в других организациях

-

 -

-

-

-

-

-

Прочие операционные доходы

1 222

1 091

-131

89,28

1 260

169

115,49

Прочие операционные расходы

6 453

3 141

-3 312

48,68

4 896

1 755

155,87

Продолжение таблицы 2

А

1

2

3

4

5

6

7

Внереализацион-ные доходы

-

675

675

-

280

-395

41,48

Внереализацион-ные расходы

-

2 550

2 550

-

8 592

6 042

336,94

Прибыль (убыток) до налогообложения

40 982

27 478

-13 504

67,05

13 767

-13 711

50,10

Текущий налог на прибыль

10 597

7 240

-3 357

68,32

3 889

-3 351

53,72

Чистая прибыль отчетного периода

30 385

20 238

-10 147

66,61

9 878

-10 360

48,81

Как свидетельствует обобщающая информация о со­стоянии и динамике всех существенных показателей, характери­зующих финансовые результаты деятельности организации, к ко­торым относятся не только различные виды прибыли, но и такие важнейшие финансовые инструменты, как выручка от продаж, полная себестоимость произведенной и реализованной продук­ции, товаров (работ, услуг) и др.

Методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции включает следующие шаги:

1. Влияние на сумму прибыли от продажи (Пп) изменения выручки от продажи  можно рассчитать следующим образом:

                  (В1 – В0) x Rp0

п(в) =          --------------------------   , 

                       100

где П п(в)  - изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «Выручка»;

В1 и  В0 – соответственно выручка в отчетном (1) и базисном (0) периодах;

Rp -  рентабельность продаж в базисном периоде.

Rp = Пп/В x 100%.                                                   

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость продажи» осуществляется следующим образом:

                  В(УС1 – УС0)

п(С) = -------------------------- ,   

                       100

где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

3. Для расчета данного фактора «Коммерческие расходы» используется следующая формула:

                  В(УКР1 – УКР0)

Р(КР) = -------------------------- , 

                       100  

где УКР1 и УК0 – соответственно уровни коммерческих расчетов в отчетном и базисном периодах.

4. Для расчета данного фактора  «Управленческие расходы» используется следующая формула:

                  В(УУР1 – УУР0)

Р(УР) =  -------------------------- ,

                       100

где УУР1 и УУР0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации ОАО «МКЗ»  представлены в приложении 7.

Для ОАО «МКЗ» влияние на сумму прибыли от продажи (Пп) изменения выручки от продажи составило:

                         5 772 x 11,90

п(в)2003 = -------------------------    =  686,87 тыс.руб.                                                          100

                         16 393 x 7,75

п(в)2004 = -------------------------   =  1270,46тыс.руб.                                                           100

         Таким образом,  увеличение выручки от реализации в 2003 году на 5 772 тыс.руб. обусловлено увеличением суммы прибыли от реализации, и тем самым прибыли 2003 года на 686,87тыс.руб., увеличение выручки от реализации в 2004 году на 16 393 тыс.руб. обусловлено увеличением суммы прибыли от реализации, и тем самым прибыли 2004 года на 12 70,46 тыс.руб.

Влияние на сумму прибыли от реализации (Пп) изменения себестоимости продаж составило:

                    261 058 x  (-14,70)

п(С)2003 = -------------------------------   = -38 375,53 тыс.руб.                     

                                 100

                     271 679 x  (-13,61)

п(С)2004 =  -----------------------------  = -36 975,51 тыс.руб.                                                         100

Так как себестоимость в 2003 году уменьшилась на 33 661 тыс.руб., а уровень ее по отношению к выручке уменьшился на 14,70 пункта, то это привело к увеличению суммы  прибыли от продажи на 38 375,53 тыс.руб. С уменьшением себестоимости в 2004 году на 23 549 тыс.руб. и уменьшением  уровня ее по отношению к выручке на 13,61 пункта прибыль от продаж увеличилась на 36 975,51 тыс.руб.

Влияние на сумму прибыли от реализации (Пп) изменения управленческих расходов составило:

                     261 058  x  20,78

Р(УР)2003 = ------------------------------  =  54 247,85 тыс.руб.                                                        100

                     271 679 x  22,25

Р(УР)2004 =  -----------------------------  =  60 448,58тыс.руб.                                                         100

Таким образом, увеличение управленческих расходов ОАО «МКЗ» в 2003 году на 54 242 тыс.руб. и повышение их уровня на 20,78 пункта уменьшило сумму прибыли на 54 247,85 тыс.руб. Перерасход по управленческим расходам в 2004 году  на 60 440 тыс.руб. и повышение их уровня на 22,25 пункта уменьшило сумму прибыли на 60 448,58 тыс.руб.

Рассчитанные факторы изменения прибыли от реализации ОАО «МКЗ» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сводная таблица влияния факторов на прибыль от реализации ОАО «МКЗ» за 2003-2004 года

Показатели – факторы

2003г

2004г

1

Выручка от продажи товаров (работ, услуг), тыс.руб.

+686,87

+1 270,46

2

Себестоимость продажи товаров (работ, услуг), тыс.руб.

+38 375,53

+36 975,51

3

Коммерческие расходы, тыс.руб.

-

-

4

Управленческие расходы, тыс.руб.

-54 247,85

-60 448,58

Влияние на прибыль от реализации

-14 810

-20 498

Таким образом, влияние на прибыль от реализации ОАО «МКЗ» показателей – факторов составляет 14 810 тыс.руб. и 20 498 тыс.руб. соответственно в 2003г и в 2004г. Причем, основными факторами влияющими на прибыль от реализации предприятия являются как производственные затраты, так и управленческие расходы.

Показатели рентабельности являются важнейшими характеристиками фактической среды формирования прибыли и дохода предприятия.

Расчет и анализ показателей рентабельности ОАО «МКЗ» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Расчет и анализ показателей рентабельности  ОАО «МКЗ»

Показатель

2002г

2003г

Измене-ние

2004г

Измене-ние

А

1

2

3

4

5

1. Чистая прибыль, тыс.руб.

30 385

20 238

-10 147

9 878

-10 360

2. Стоимость активов, тыс.руб.

125 898

134 621

8 723

135 558

937

3. Стоимость собственного капитала, тыс.руб.

84 630

100 461

15 831

103 334

2 873

4. Стоимость заемного капитала, тыс.руб.

41 268

34 160

-7 108

32 224

-1 936

5. Выручка от продаж, тыс.руб.

255 286

261 058

5 772

271 679

10 621

6. Рентабельность активов (п.1 / п.2 *100%)

24,13

15,03

-9,10

7,29

-7,75

7. Рентабельность собственного капитала (п.1 / п.3 * 100%)

35,90

20,15

-15,76

9,56

-10,59

8. Рентабельность заемного капитала (п.1 / п.4 * 100%)

73,63

59,24

-14,38

30,65

-28,59

9. Рентабельность основной деятельности (п.1 / п.5 * 100%)

11,90

7,75

-4,15

3,64

-4,12

Таким образом, анализ показателей рентабельности ОАО «МКЗ» отразил достаточный уровень показателей рентабельности, однако, тенденция их к снижению может отрицательно сказаться на деятельности предприятия.

2.3. Мероприятия по улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Балансовая прибыль на ОАО «МКЗ» в 2004 году существенно уменьшилась по сравнению с 2002 годом на 27 215 тыс.руб. и составила 13 767 тыс.руб.

Её уменьшению способствовало:  снижение прибыли от продаж за счет значительного увеличения управленческих расходов предприятия, превышение абсолютного изменения операционных и внереализационных доходов над абсолютным превышением операционных и внереализационных расходов.

После уплаты налога на прибыль в распоряжении предприятия в 2004 году  осталось 9 878 тыс.руб.

Для того, чтобы ОАО «МКЗ» улучшило финансовые результаты, необходимо, чтобы предприятие заработало на полную проектную мощность, и добилось погашения дебиторской задолженности:

С целью улучшения финансовых результатов ОАО «МКЗ» необходимо:

-  улучшить качество выпускаемой продукции;

-  увеличить ассортимент продукции;

-  увеличить реализацию продукции по прямым договорам без посредников;

-  в полном объеме использовать вторичную продукцию;

-  в целях сокращения затрат на производство продукции: в кратчайший срок провести сокращение штатов, количество работающих привести в соответствие с объемом выпускаемой продукции.

 Реализация данных мероприятий позволит добиться получения еще большей прибыли предприятия.

Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестои­мости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

На рассматриваемом предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства максимальный объем производства может достигать значения 280 000 тыс.руб.

Таким образом, резерв роста объема реализации продукции составляет:

280 000 – 275 364 = 4 636 тыс.руб.

Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестои­мости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себе­стоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Расчеты экономистов предприятия показали, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость можно снизить на 0,20 руб.

При этом прибыль увеличится на следующую величину:

0,20 * (45 998 + 87 769,5) = 26 753,5 тыс. руб.

Что касается такого фактора, как качество продукции, то в данном случае его рассматривать нецелесообразно, поскольку предприятие выпускает продукцию в соответствии с требованиями ГОСТа.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (табл.5).

Таблица 5

Влияние резервов роста прибыли на ее изменение

Источник резервов

Соответствующее увеличение прибыли, тыс.руб.

1. Увеличение объема продаж

4 636

2. Снижение себестоимости продукции

26 753,5

Итого

31 389,5

Таким образом, предложенные резервы увеличения объемов продаж и снижения себестоимости продукции будут способствовать увеличению прибыли предприятия на 31 389,5 тыс.руб.

Заключение

Таким образом, в процессе хозяйственной деятельности организации получают финансовые результаты, которые выражаются прибылью или убытком и представляют собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг), операционных, внереализационных  и чрезвычайных доходов и расходов.

Финансовые результаты имеют важнейшее значение как в развитии предпринимательской деятельности, так и в формировании бюджетных ресурсов. Так, прибыль является показателем, наиболее полно отражающем эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. За счет прибыли осуществляется финансирвоание мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию организаций, увеличение фонда оплаты труда. Без прибыли невозможно дальнейшее развитие организации. Поэтому руководство организаций стараются любыми путями получить запланированную сумму прибыли. Выявляют факторы, которые оказывают влияние на прибыль и определяют резервы их увеличения.

Ведущее значение прибыли увеличивается в период рыночных отношений, т.к. организации, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов  в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Таким образом, организациям необходимо получение прибыли, т.к. прибыли, остающаяся в распоряжении является основным источником производственного и социального развития.

Проанализировав основные технико-экономические показатели деятельности  ОАО «МКЗ» можно сделать следующие выводы:

-  выручка от продаж в 2004 году составила 271 679 тыс.руб., что на 6,42% больше, чем в 2002 году и на 4,07% больше, чем в 2003 году, что свидетельствует об увеличении спроса на производимую продукцию предприятия;

-  себестоимость реализованной продукции в 2004 году по сравнению с 2002 годом снизилась и составила 185 524 тыс.руб. (темп роста - 88,74%), однако увеличилась по сравнению с 2003 годом (темп роста – 105,76%). В результате чего валовая прибыль предприятия в 2004 году составила 86 155 тыс.руб., что составляет 186,43% от уровня 2002 года и 100,59% от уровня 2003 года;

-  прибыль до налогообложения и чистая прибыль предприятия составили в 2004 году соответственно 13 767 тыс.руб. (33,59% от уровня 2002 года, 50,10% от уровня 2003 года) и 9 878 тыс.руб. (32,51% от уровня 2002 года, 48,81% от уровня 2003 года);

-  увеличение валовой прибыли предприятия связано со значительным снижением себестоимости в 2003 году и увеличением объемов реализации продукции. Значительному снижению прибыли до налогообложения и чистой прибыли способствовало увеличение операционных и внереализационных расходов предприятия;

-  рентабельность производства и рентабельность продаж находятся на достаточно высоком уровне, причем, видна тенденция к их увеличению в 2003 году и снижению в 2004 году.  

Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «МКЗ»  позволил сделать следующие выводы:  влияние на прибыль от реализации показателей – факторов составляет 14 810 тыс.руб. и 20 498 тыс.руб. соответственно в 2003г и в 2004г. Причем, основными факторами влияющими на прибыль от реализации предприятия являются как производственные затраты, так и управленческие расходы.

Анализ показателей рентабельности ОАО «МКЗ» отразил достаточный уровень показателей рентабельности, однако, тенденция их к снижению может отрицательно сказаться на деятельности предприятия.

С целью улучшения финансовых результатов ОАО «МКЗ» необходимо улучшить качество выпускаемой продукции, увеличить ассортимент продукции, увеличить реализацию продукции по прямым договорам без посредников, в полном объеме использовать вторичную продукцию, в целях сокращения затрат на производство продукции в кратчайший срок провести сокращение штатов, количество работающих привести в соответствие с объемом выпускаемой продукции.

Реализация данных мероприятий позволит сократить убыточность предприятий и добиться получения еще большей прибыли.

Список литературы

1.        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г (с изм. от 25.03.2004г) // Российская газета, 1993г, 25 декабря, №237.

2.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996г №14-ФЗ (ред. от 23.12.2003г) // СЗ РФ, 1996г, 29 января, №5, ст.410.

3.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998г №146-ФЗ (ред. от 23.12.2003г) // СЗ РФ, 1998г, 3 августа, №31, ст.3824.

4.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000г №117-ФЗ (ред. от 05.04.2004г) // СЗ РФ, 2000г, 7 августа, №32, ст.3340.

5.        Абдуллаев Н.А., Зайнетдинов Ф.З. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. – 2000. - № 28.

6.        Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности пред­приятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2001.

7.        Анализ финансового состояния предприятия // Бухгалтерское приложение. – 2001. -  №5. – С.13-26.

8.        Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник /под общей редакцией В.И.Стражева – М.: Высшая школа, 2002.

9.        Баканов М. И.   Шеремет А. Д. Теория экономи­ческого анализа. - М.: Финансы и статистика, 2003.

10.   Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2002.

11.   Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпре­тация — М.: Финансы и статистика, 2003.

12.   Бороненкова С.А. Экономический управленческий анализ.­- Ек.:Изд-во УРГЭУ, 2002.

13.   Борисов Л.В. Анализ финансового состояния предприятия // Финансовая газета. – 2001. - №5.

14.   Бочаров В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2001.

15.   Ефимова О. В. Финансовый анализ - М. : Бухгалтерский учет, 2001.

16.   Ковалев В.В.  Финансовый анализ. – М.: ПРИОР, 2002.

17.   Ковалев В.В.  Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004.

18.   Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. .   - М.: Финансы и статистика, 2001.

19.   Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строи­тельстве и торговле. - М.: АОДИС, МВ Центр, 2001.

20.   Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.  Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2004.

21.   Макарьян Э.А., Герасименко Г.П., Мркарьян С.Э. Финансовый анализ. Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

22.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ИЗС, 2004

23.   Савицкая Г.В. Экономический анализ. Учебник. – М.: ООО «Новое знание», 2004.

24.   Справочник директора предприятия/  Под ред. М. Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2003.

25.   Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков: краткий профессиональный курс. –М. : Перспектива, 2002.

26.   Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

27.   Финансовый анализ деятельности фирмы.  -  М.: Ист-сервис, 2001.

28.   Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Стояновой Е.С. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Перспектива, 2003.

29.   Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.., Негашев Е.В.  Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Приложения