Содержание
8. Основные экологические требования к строительству объектов железнодорожного транспорта. 3
24. Лесные ресурсы. Меры по их охране и рациональному использованию.. 4
25. Роль растений в круговороте веществ в природе и в жизни человека. Основные меры по воспроизводству растений. 9
Задача 10. 11
Список литературы.. 13
8. Основные экологические требования к строительству объектов железнодорожного транспорта
Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог и других объектов железнодорожного транспорта, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.
Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта. В Москве метрополитен бесспорный лидер - свыше миллиона пассажиров ежедневно. Железнодорожный транспорт и метрополитен оказывает, конечно, меньшее влияние на экосистему города чем автотранспорт. Но воздействие есть и приведем некоторые примеры.
Основной загрязняющий фактор - шум. Второй не менее важный фактор влияния тяжелого транспорта, к какому относится рельсовый транспорт, на город - вибрации. Источниками вибрации в жилых и общественных зданиях, помимо других причин, являются транспортные средства, создающие при работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях зданий. Эти вибрации часто являются также причиной возникновения шума в помещениях зданий. Исследования показали, что колебания по мере удаления на различное расстояние от метрополитена затухают, однако это процесс немонотонный, он зависит от составных звеньев на пути распространения вибрации: рельс - стена тоннеля - грунт - фундамент дома - строительные конструкции. В тех случаях, когда здания располагаются в непосредственной близости от рельсовой дороги, вибрации в них могут превышать предельно-допустимые значения, установленные, в 10 раз (на 20 дБ)[1].
В последние лет 10 - 15 в связи со строительством объектов железнодорожного транспорта появилась проблема и с накоплением отходов. Ежедневно на свалки вывозятся десятки тонн мусора, накапливающегося вокруг объектов железнодорожного транспорта.
К сожалению, проблема защиты зданий от шума, вибраций, мусора и загрязнений атмосферы достаточно сложна и большей частью носит научно-технический характер. Многие задачи по распространению волн не имеют простых решений и в основном исследуются на численных моделях, которые не всегда отражают реальные свойства грунтовых сред и строительных конструкций. Поэтому в большинстве случаев идет речь о прогностической оценке вибраций и качественном исследовании волновых процессов.
24. Лесные ресурсы. Меры по их охране и рациональному использованию
Наша страна является крупнейшим в мире владельцем лесных ресурсов (23% всех мировых лесных ресурсов). Леса государственного лесопромышленного комплекса России занимают 7,06 млн. кв. км, в них сосредоточено 83 000 млн. куб. метров древесины. При этом на долю ценных хвойных лесов приходится более 70% что составляет 42% всех мировых запасов хвойных пород. Возможный объем заготовки леса в России без экологического ущерба составляет до 300 млн. куб. м в год.
Совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению всех лесов и озеленению подвергшихся деградации районов посредством лесовосстановления, облесения, лесовозобновления и других восстановительных мер
Содействие эффективному использованию и проведению оценки в целях определения полной стоимости товаров и услуг, получаемых за счет использования лесов, лесных угодий и лесных массивов Создание и/или укрепление потенциала в области планирования, оценки и систематического обзора соответствующих программ, прогресса, мероприятий, включая коммерческую торговлю, и процессов, связанных с лесными ресурсами
Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств.
Лес - это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции[2].
Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия.
Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).
Указом Президента РФ № 2144 О федеральных природных ресурсах, осуществлено разграничение государственной собственности на природные ресурсы, «...определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения».
Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. «Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи»[3].
Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.
Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.
Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового законодательств. В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», другие законодательные акты комплексного правового регулирования. В подсистему природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Водный кодекс РФ, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира, а так же другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.
Основы лесного законодательства Российской Федерации регулируют отношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.
Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями установленного порядка пользованием лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учёта и отчётности, а так же иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на государственные органы управления в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях и городах федерального значения, государственные органы управления лесным хозяйством и государственные органы охраны окружающей природной Среды. Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.
Лесное законодательство РФ определяет задачи по неистощительному использованию лесов. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой продукции;
воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;
рациональное использование земель лесного фонда;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.
Обеспечение принципа неистощительного использования лесов зависит от выполнения двух условий: соблюдения категорийности лесов и нормативов расчётной лесосеки.
Охрана леса осуществляется с учётом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения и иных вредных воздействий.
Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной конференции в Рио-де-Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной Среды и потребности использования деревьев и другой растительности для целей экономического развития.
Специалистам можно и нужно говорить о нюансах не предусмотренности того или иного момента в законодательстве. Идеальных законов не существует. Но полное выполнение уже существующего на данный момент лесного законодательства практически полностью решило бы проблемы леса. В большей мере должен идти разговор о его невыполнении[4].
25. Роль растений в круговороте веществ в природе и в жизни человека. Основные меры по воспроизводству растений
на растения приходится 99% биомассы, а на животных и микроорганизмы – всего 1%. Таким образом, живая масса биосферы планеты преимущественно растительная. Следовательно, растениям природой отведена основная роль в круговороте веществ в природе. Нужно отметить особую роль в биосфере биологического круговорота, где важнейшим процессом является фотосинтез, осуществляемый растительностью планеты, которая оказывает влияние на все компоненты природного комплекса биосферы - атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Растения создают необходимую среду существования и снабжают ее различными веществами. Перенос вещества и энергии осуществляется затем посредством пищевых цепей
Основной механизм в обращении веществ посредством растений заключается в следующем. Растение – это фермент, превращающее сахар в молочную кислоту, отлично от того или тех, которые вызывают образование слизистого вещества; последние, в свою очередь, не порождают молочной кислоты. С другой стороны, эти различные растения-ферменты, если они действительно чистые, не могут ни при каких обстоятельствах вызвать появление масляной кислоты. Следовательно, должен существовать особый маслянокислый фермент (возбудитель маслянокислого брожения).
Функция воспроизводства природных объектов, в состав которых входит и растительный покров планеты, является неотъемлемой функцией государства, которая вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущих поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения.
Основными мерами по воспроизводству растительного покрова планеты являются:
– снижение вредного антропогенного влияния на экологию;
– рациональное использование растительных ресурсов с учетом их природных свойств к воспроизводству;
– сохранение экологического равновесия на всей территории планеты;
– сохранение видового разнообразия растений.
Задача 10
Определить, на каком расстоянии от трубы, являющейся источником холодных выбросов, на поверхности Земли возникает максимальная концентрация вредных веществ.
Выбрасываемые вещества |
Бромбензол |
Диаметр устья источников выброса, D, м |
0,85 |
Высота трубы, Н, м |
20,5 |
Количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу, М, мг/с |
140 |
Объем газовоздушной смеси, Q |
8,89 |
Значение коэффициента А |
200 |
Решение:
Величина ПДК по Госту 12.1.005-88[5]: К=3 мг/м3.
F = 1.
a) средняя скорость выхода газовоздушной смеси
м/с.
б) значение параметра
м/с.
в) значение п:
, п = 3.
г) коэффициент К=1 с/м2.
д) максимальная приземная концентрация
мг/м.
е) коэффициент d=11,4 Ом, т.к. V<2.
ж) расстояние от источника выброса
ХМ = dH = 0.85∙20.5 = 17.42 м.
По результатам вычисления можно сделать вывод, что высота 17,42 м является приблизительно уровнем 6 этажа зданий, следовательно, предприятие с рассматриваемыми параметрами трубы нельзя располагать вблизи населенных пунктов, т.к. на уровне 6 этажа будет скапливаться максимальная концентрация бромбензола.
Список литературы
1. Охрана природы / Под ред. И.Т. Андреевой, С.П. Захарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Прошин Г.Ю. Экология. М.: ЛОГОС, 2003.
3. Петров В.В. Экологическое право России. М.: Издательство «БЕК», 2000.
4. http://manica1988.narod.ru/railway.html
5. http://fpf.referent.ru:4005/1/59661?try
[1] http://manica1988.narod.ru/railway.html
[2] Охрана природы / Под ред. И.Т. Андреевой, С.П. Захарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 17.
[3] Прошин Г.Ю. Экология. М.: ЛОГОС, 2003. С. 108.
[4] Петров В.В. Экологическое право России. М.: Издательство «БЕК», 2000. С. 67-78.
[5] http://fpf.referent.ru:4005/1/59661?try