Содержание

8. Основные экологические требования к строительству объектов железнодорожного транспорта. 3

24. Лесные ресурсы. Меры по их охране и рациональному использованию.. 4

25. Роль растений в круговороте веществ в природе и в жизни человека. Основные меры по воспроизводству растений. 9

Задача 10. 11

Список литературы.. 13

8. Основные экологические требования к строительству объектов железнодорожного транспорта

Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог и других объектов железнодорожного транспорта, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта. В Москве метрополитен бесспорный лидер - свыше миллиона пассажиров ежедневно. Железнодорожный транспорт и метрополитен оказывает, конечно, меньшее влияние на экосистему города чем автотранспорт. Но воздействие есть и приведем некоторые примеры.

Основной загрязняющий фактор - шум. Второй не менее важный фактор влияния тяжелого транспорта, к какому относится рельсовый транспорт, на город - вибрации. Источниками вибрации в жилых и общественных зданиях, помимо других причин, являются транспортные средства, создающие при работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях зданий. Эти вибрации часто являются также причиной возникновения шума в помещениях зданий. Исследования показали, что колебания по мере удаления на различное расстояние от метрополитена затухают, однако это процесс немонотонный, он зависит от составных звеньев на пути распространения вибрации: рельс - стена тоннеля - грунт - фундамент дома - строительные конструкции. В тех случаях, когда здания располагаются в непосредственной близости от рельсовой дороги, вибрации в них могут превышать предельно-допустимые значения, установленные, в 10 раз (на 20 дБ)[1].

В последние лет 10 - 15 в связи со строительством объектов железнодорожного транспорта появилась проблема и с накоплением отходов. Ежедневно на свалки вывозятся десятки тонн мусора, накапливающегося вокруг объектов железнодорожного транспорта.

К сожалению, проблема защиты зданий от шума, вибраций, мусора и загрязнений атмосферы достаточно сложна и большей частью носит научно-технический характер. Многие задачи по распространению волн не имеют простых решений и в основном исследуются на численных моделях, которые не всегда отражают реальные свойства грунтовых сред и строительных конструкций. Поэтому в большинстве случаев идет речь о прогностической оценке вибраций и качественном исследовании волновых процессов.

24. Лесные ресурсы. Меры по их охране и рациональному использованию

Наша страна является крупнейшим в мире владельцем лесных ресурсов (23% всех мировых лесных ресурсов). Леса государственного  лесопромышленного комплекса России занимают 7,06 млн. кв. км, в них сосредоточено 83 000 млн. куб. метров древесины. При этом на долю ценных хвойных лесов приходится более 70% что составляет 42% всех мировых запасов хвойных пород. Возможный объем заготовки леса в России без экологического ущерба составляет до 300 млн. куб. м в год.

Совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению всех лесов и озеленению подвергшихся деградации районов посредством лесовосстановления, облесения, лесовозобновления и других восстановительных мер

Содействие эффективному использованию и проведению оценки в целях определения полной стоимости товаров и услуг, получаемых за счет использования лесов, лесных угодий и лесных массивов Создание и/или укрепление потенциала в области планирования, оценки и систематического обзора соответствующих программ, прогресса, мероприятий, включая коммерческую торговлю, и процессов, связанных с лесными ресурсами

Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств.

Лес - это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции[2].

Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия.

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Указом Президента РФ № 2144 О федеральных природных ресурсах, осуществлено разграничение государственной собственности на природные ресурсы, «...определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения».

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. «Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи»[3].

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового законодательств. В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», другие законодательные акты комплексного правового регулирования. В подсистему природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Водный кодекс РФ, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира, а так же другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Основы лесного законодательства Российской Федерации регулируют отношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.

Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями установленного порядка пользованием лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учёта и отчётности, а так же иных норм и правил, установленных лесным законодательством.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на государственные органы управления в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях и городах федерального значения, государственные органы управления лесным хозяйством и государственные органы охраны окружающей природной Среды. Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

Лесное законодательство РФ определяет задачи по неистощительному использованию лесов. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой продукции;

воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;

рациональное использование земель лесного фонда;

повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;

сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

Обеспечение принципа неистощительного использования лесов зависит от выполнения двух условий: соблюдения категорийности лесов и нормативов расчётной лесосеки.

Охрана леса осуществляется с учётом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения и иных вредных воздействий.

Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной конференции в Рио-де-Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной Среды и потребности использования деревьев и другой растительности для целей экономического развития.

Специалистам можно и нужно говорить о нюансах не предусмотренности того или иного момента в законодательстве. Идеальных законов не существует. Но полное выполнение уже существующего на данный момент лесного законодательства практически полностью решило бы проблемы леса. В большей мере должен идти разговор о его невыполнении[4].

25. Роль растений в круговороте веществ в природе и в жизни человека. Основные меры по воспроизводству растений

на растения приходится 99% биомассы, а на животных и микроорганизмы – всего 1%. Таким образом, живая масса биосферы планеты преимущественно растительная. Следовательно, растениям природой отведена основная роль в круговороте веществ в природе. Нужно отметить особую роль в биосфере биологического круговорота, где важнейшим процессом является фотосинтез, осуществляемый растительностью планеты, которая оказывает влияние на все компоненты природного комплекса биосферы - атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Растения создают необходимую среду существования и снабжают ее различными веществами. Перенос вещества и энергии осуществляется затем посредством пищевых цепей

Основной механизм в обращении веществ посредством растений заключается в следующем. Растение – это фермент, превращающее сахар в молочную кислоту, отлично от того или тех, которые вызывают образование слизистого вещества; последние, в свою очередь, не порождают молочной кислоты. С другой стороны, эти различные растения-ферменты, если они действительно чистые, не могут ни при каких обстоятельствах вызвать появление масляной кислоты. Следовательно, должен существовать особый маслянокислый фермент (возбудитель маслянокислого брожения).

Функция воспроизводства природных объектов, в состав которых входит и растительный покров планеты, является неотъемлемой функцией государства, которая вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущих поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения.

Основными мерами по воспроизводству растительного покрова планеты являются:

– снижение вредного антропогенного влияния на экологию;

– рациональное использование растительных ресурсов с учетом их природных свойств к воспроизводству;

– сохранение экологического равновесия на всей территории планеты;

– сохранение видового разнообразия растений.

Задача 10

Определить, на каком расстоянии от трубы, являющейся источником холодных выбросов, на поверхности Земли возникает максимальная концентрация вредных веществ.

Выбрасываемые вещества

Бромбензол

Диаметр устья источников выброса, D, м

0,85

Высота трубы, Н, м

20,5

Количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу, М, мг/с

140

Объем газовоздушной смеси, Q

8,89

Значение коэффициента А

200

Решение:

Величина ПДК по Госту 12.1.005-88[5]: К=3 мг/м3.

F = 1.

a) средняя скорость выхода газовоздушной смеси

 м/с.

б) значение параметра

 м/с.

в) значение п:

, п = 3.

г) коэффициент К=1 с/м2.

д) максимальная приземная концентрация

 мг/м.

е) коэффициент d=11,4 Ом, т.к. V<2.

ж) расстояние от источника выброса

ХМ = dH = 0.85∙20.5 = 17.42 м.

По результатам вычисления можно сделать вывод, что высота 17,42 м является приблизительно уровнем 6 этажа зданий, следовательно, предприятие с рассматриваемыми параметрами трубы нельзя располагать вблизи населенных пунктов, т.к. на уровне 6 этажа будет скапливаться максимальная концентрация бромбензола.

Список литературы

1.     Охрана природы / Под ред. И.Т. Андреевой, С.П. Захарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2.     Прошин Г.Ю. Экология. М.: ЛОГОС, 2003.

3.     Петров В.В. Экологическое право России. М.: Издательство «БЕК», 2000.

4.     http://manica1988.narod.ru/railway.html

5.     http://fpf.referent.ru:4005/1/59661?try


[1] http://manica1988.narod.ru/railway.html

[2] Охрана природы / Под ред. И.Т. Андреевой, С.П. Захарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 17.

[3] Прошин Г.Ю. Экология. М.: ЛОГОС, 2003. С. 108.

[4] Петров В.В. Экологическое право России. М.: Издательство «БЕК», 2000. С. 67-78.

[5] http://fpf.referent.ru:4005/1/59661?try