Содержание
1. Теоретическая часть. 3
Введение. 3
1.1. Анализ состояния, состава и движения основных средств туристической фирмы. Анализ эффективности их использования. 4
1.2. Анализ платежеспособности туристической организации. 9
Заключение. 14
2. Практическая часть. 15
Задача 1. 15
Задача 2. 17
Задача 3. 19
Задача 4. 22
Задача 5. 24
Список литературы.. 26
1. Теоретическая часть
Введение
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных
туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.
Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл., что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл.
Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.
Целью данной работы является анализ финансово- хозяйственной деятельности туризма.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть анализ использования, состава и эффективности использования основных средств в туристической организации.
2. рассмотреть анализ платежеспособности туристической организации
1.1. Анализ состояния, состава и движения основных средств туристической фирмы. Анализ эффективности их использования
Анализ основных фондов туристической организации может проводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных средств и долгосрочных инвестиций.
Таблица 1
Основные направления и задачи анализа основных средств туристической организации
Основные направления |
Задачи анализа |
Анализ структурной динамики основных средств |
Оценка размера и структуры вложений капитала в основные средства Определение характера и размера влияния изменения стоимости основных средств на финансовое положение предприятия и структуру баланса. |
Анализ эффективности использования основных средств |
Анализ движения основных средств Анализ показателей эффективности использования основных средств Анализ использования времени работы оборудования Интегральная оценка использования оборудования |
Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования |
Анализ затрат на капитальный ремонт Анализ затрат по текущему ремонту Анализ взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат по эксплуатации оборудования |
Анализ эффективности инвестиций в основные средства |
Оценка эффективности капитальных вложений Оценка эффективности привлечения займов для инвестирования |
Выбор направлений анализа и решаемых аналитических задач определяется потребностями управления.
Методика проведения анализа основных средств туристической организации нацелена на выбор наилучшего варианта их использования. Поэтому главными особенностями анализа являются[4,с . 188]
1) вариантность решений по использованию основных средств;
2) нацеленность на перспективу.
Перспективный анализ - основной вид анализа инвестиций, которому должен предшествовать анализ имеющихся на балансе основных средств и эффективности их использования.
Качество анализа зависит от достоверности информации, т.е. от качества постановки бухгалтерского учета, отлаженности системы и регистрации операций с объектами основных средств, точности отнесения объектов к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.
Информационные источники анализа[1,с .111]:
· ф. 11 «Отчет о наличии и движении основных средств»;
· ф. БМ «Баланс производственной мощности»;
· ф. № 7-ф «Отчет о запасах неустановленного оборудования»;
· инвентарные карточки учета основных средств.
Возможности анализа основных средств на туристических предприятиях ограничены низким уровнем оперативно-технического учета времени работы и простоев оборудования, их производительности и степени загрузки. Отсутствует аналитический учет финансовых результатов по операциям с объектами основных средств.
Данные о наличии, износе и движении основных средств служат основным источником информации для оценки производственного потенциала туристического предприятия.
Анализ движения основных фондов туристической организации проводится на основе следующих показателей—коэффициентов поступления (ввода) основных средств; обновления; выбытия; ликвидации; расширения. Для характеристики технического состояния основных фондов рассчитываются коэффициенты годности; износа; замены.
Источником исходной информации для расчета показателей является бухгалтерская отчетность (форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»). Для расчета коэффициентов обновления и ликвидации необходимы данные первичного аналитического учета о поступлении нового и ликвидации изношенного оборудования.
Методику расчета показателей рассмотрим на примере туристической организации, данные для которого приведены в табл. 2
Таблица 2
Баланс движения и наличия основных средств ЗАО «Турист» в 2004 году (тыс. руб.)
Показатель |
Наличие на начало года |
Поступило |
Выбыло |
Наличие на конец года |
Стоимость основных средств в первоначальной оценке в том числе новых |
14830,0 - |
8351,0 6158,0 |
46,0 - |
23135 6158,0 |
Износ основных средств |
4449 |
- |
- |
4784 |
Остаточная стоимость основных средств |
10381 |
18351 |
Для анализа движения основных средств рассчитаем следующие показатели по формулам:
· Коэффициент прироста Кпр:
Кпр = Сумма прироста ОПФ / стоимость ОПФ на начало периода
Кпр = 6158 – 46 / 14830 * 100% = 41,2%
· Коэффициент поступления (ввода) КВВ:
Квв = Стоимость вновь поступивших ОС / стоимость ОС на конец периода
Квв = 8351/23135*100% = 36,19%
· Коэффициент обновления Коб:
Коб = стоимость новых ОС / стоимость ОС на конец периода
Коб = 6158/23135*100% = 26,6%
· Коэффициент выбытия основных средств Квыб:
Квыб = стоимость выбывших ОС / стоимость ОС на начало периода
Квыб = 46/14830*100% = 0,31%
· Коэффициент ликвидации Кл:
Кл = стоимость ликвидированных ОС / стоимость ОС на начало периода
Разница между выбывшими и ликвидированными ОФ состоит в том, что выбывшие ОФ еще могут участвовать в процессе производства, например, после ремонта, модернизации. А ликвидированные ОФ списываются окончательно и больше не участвуют в процессе производства.
В отчетном году доля поступивших основных средств ЗАО «Турист» составила 36,1%, из них новых - 26,6%. Цель обновления основных средств — снижение расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, снижение простоев оборудования, рост производительности труда, повышение качества продукции.
· Коэффициент замены Кзам:
Кзам = стоимость выбывших в результате износа ОС / стоимость вновь поступивших ОС
Кзам = 46/8351*100% = 0,6 %
т.е. доля вводимых основных средств, направляемая на замену выбывших, составила незначительную величину, равную 0,6%;
· Коэффициент расширения парка машин и оборудования Красш:
К расш =1 - Кзам
Для анализа состояния основных фондов ЗАО «Турист» рассчитаем следующие показатели:
· Коэффициент годности Кгодн:
К годн = Остаточная стоимость ОС / Первоначальная стоимость ОС
К годн (нач) = 10381 / 14830 *100% = 70 %
К годн (кон) = 18351 / 23135* 100% = 79,3 %
· Коэффициент износа Кизн:
Кизн = Сумма начисленного износа ОС / Первоначальная стоимость ОС
Кизн и Кгодн рассчитываются по состоянию на начало и конец анализируемого периода:
Кизн (нач) = 4449/14830*100% = 30 %
Кизн (кон) = 4784/23135*100% = 20,7 %
Снижение коэффициента износа для ЗАО «Турист» обусловлено высоким уровнем коэффициента обновления.
Основные средства представляют собой один из видов производственных ресурсов. Оценка эффективности их использования основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.
Показатели отдачи характеризуют выход готовой продукции на 1 руб. ресурсов.
Показатели емкости характеризуют затраты или запасы ресурсов на 1 руб. выпуска продукции.
Обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача. Фондоотдача основных средств определяется по формуле[6,с . 23]:
Фо = N / S
где S – средняя первоначальная стоимость ОС
Важным условием роста рентабельности при увеличения фондоотдачи является равенство объемов выпуска и реализации туристических услуг, так как фондоотдача рассчитывается по показателям выпуска продукции, а рентабельность отражает финансовый результат от реализации. В этом смысле фондоотдача отражает технологическую эффективность туристического производства, а рентабельность экономическую эффективность.
Другим показателем эффективности использования средств на туристических предприятиях является фондоемкость, которая определяется отношением средней стоимости основных средств к объему услуг (показатель, обратный фондоотдаче):
Фе = S / N
Особый смысл приобретают расчет и оценка фондоемкости в динамике. Изменение фондоемкости показывает прирост ил снижение стоимости основных средств на 1 руб. услуг и применяется при определении суммы относительной экономии или перерасхода средств в основных фондах.
Соотношение темпов прироста стоимости основных средств и темпов прироста объемов услуг позволяет определить предельный показатель фондоемкости, т.е. прирост основных средств на 1 % прироста объемов услуг. Если предельный показатель фондоемкости меньше единицы, имеют место повышение эффективности использования основных средств и рост коэффициента использования производственной мощности.
1.2. Анализ платежеспособности туристической организации и пути ее улучшения
Под платежеспособностью туристической организации понимают способность предприятия в срок и полностью погасить свои обязательства перед другими предприятиями, туристическая организациями и персоналом.
Цель анализа платежеспособности туристической организации состоит в оценке ряда экономических показателей и разработке мероприятий, направленных на финансовое оздоровление исследуемой туристической организации, на разработку стратегии предотвращения банкротства. Таким образом, оценка платежеспособности представляет собой метод анализа ретроспективного (то есть того, что было в прошлом ) и перспективного финансового состояния туристической организации на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации [5,c.5].
Исходной информацией при оценке служат данные бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложения к ним, статистическая и оперативная отчетность[10,с . 177].
При проведении анализа платежеспособности туристической организации используются различные методы. Под методом понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии [4,c.44].
При оценке анализа платежеспособности туристических организаций используют шесть основных методов:
1) горизонтальный ( временной ) анализ состоит в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущей;
2) вертикальный ( структурный ) анализ состоит в определении структуры итоговых финансовых показателей;
3) трендовый анализ состоит в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущими периодами и определении тренда;
4) анализ относительных показателей ( коэффициентов );
5) сравнительный ( пространственный ) анализ- это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности;
6) факторный анализ- анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель.
Анализ платежеспособности туристической организации с целью разработки политики управления финансовыми рисками и предотвращения банкротства проводят в несколько этапов. Сначала проводят анализ срочной платежеспособности [9,c.71]. С этой целью проверяют соблюдение условия срочной платежеспособности согласно таблице 3.
Таблица 3
Условие срочной платежеспособности туристической организации
Показатель |
Соотношение |
||
наименование |
Срочные обязательства |
наличные денежные средства и предстоящие поступления |
|
состав |
-задолженность по зарплате с отчислениями; -задолженность бюджету по обязательным платежам; -задолженность поставщикам и субподрядчикам; -задолженность банку; -прочие задолженности |
-деньги в кассе; -деньги на расчетном счету; -плановые суммы банковских и торговых кредитов; -прибыль от реализации; -возможные поступления дебиторской задолженности; -прочие доходы |
|
условие |
СО |
ДС |
При несоблюдении данного условия делают вывод, что туристическая организация не в состоянии имеющимися денежными средствами свои обязательства, которые ей предстоит выполнить в будущем. Соответственно она подвержена банкротству.
На втором этапе проводят оценку текущей платежеспособности по таблице 4.
Таблица 4
Анализ текущей платежеспособности туристической организации[1, 6 и др.]
Активные средства |
Сумма |
Обязательства |
Сумма |
Денежные средства |
Задолженность рабочим и служащим и по специальному страхованию |
||
Товары отгруженные |
Расчеты с бюджетом по отчислениям и другим платежам |
||
Товары, неоплаченные в срок |
Оплата счетов поставщиков |
||
Товары на ответственном хранении |
Возврат ссуды |
||
Сверхнормативные остатки продукции |
Погашение других кредиторских сумм |
||
Прочие дебиторы |
|||
Сверхнормативные остатки незавершенного производства |
|||
Сверхнормативные остатки производственных запасов |
|||
ИТОГО |
Х |
ИТОГО |
У |
Далее сравнивают значение Х и У и делают соответствующие выводы о том, насколько туристическая организация в состоянии покрыть имеющимися активами свои обязательства. По полученным данным оценивают вероятность банкротства и финансовые риски.
На следующем этапе проводят анализ платежеспособности на дату составления баланса в виде расчета коэффициентов, представленных в таблице 5.
Таблица 5
Платежеспособность туристической организации на дату составления баланса[4,5 и др.]
Наименование платежеспособности |
Обозначение |
Экономический смысл |
Расчет |
Рекомендуемое значение |
Положительная тенденция |
Общая или предварительная |
ПЛо |
готовность туристической организации погасить все свои обязательства |
текущие активы минус кредиты, заемные средства, расчеты и прочие пассивы |
0,1*текущие активы |
↑ |
Уточненная |
ПЛу |
готовность туристической организации погасить все свои обязательства |
легкореализуемые активы минус кредиты, заемные средства, расчеты и прочие пассивы |
- |
↑ |
Чистый оборотный капитал |
ЧОК |
характеризует сумму собственных и приравненных к ним оборотных средств |
текущие активы минус краткосрочные кредиты и займы минус расчеты и прочие пассивы |
- |
↑ |
Коэффициент покрытия привлеченных источников |
Кп |
способна ли туристическая организация покрыть свои обязательства |
текущие активы без расходов будущих периодов кредиты, заемные средства, расчеты и прочие пассивы |
1 |
- |
По рассчитанным коэффициентам и их сравнении с нормативными значениями делают соответствующие выводы о том, насколько платежеспособно предприятие на дату составления баланса туристической организации.
Далее рассчитывают показатель ожидаемой платежеспособности предприятия на ближайший период (неделю, декаду, год). При этом необходимо принять во внимание тот факт, что в расчет принимаются , с одной стороны, все наличные и предстоящие денежные поступления в данном периоде туристической организации, а с другой стороны. все срочные обязательства предприятия. Предприятие будет являться платежеспособным, если его срочные обязательства перекроются его платежными средствами. Такой анализ проводят по схеме, представленной в таблице 6.
Таблица 6
Анализ ожидаемой платежеспособности туристической организации [3, с. 128]
Платежные средства |
Сумма |
Срочные обязательства |
Сумма |
Касса |
Задолженность рабочим и служащим и по социальному страхованию |
||
Расчетный счет |
Задолженность финансовым органам |
||
Товары отгруженные |
Ссуды под товары отгруженные |
||
Готовая продукция |
Ссуды под сверхнормативные запасы |
||
Прочие запасы |
|||
ВСЕГО |
ВСЕГО |
||
Пассивное сальдо |
Актвное сальдо |
||
Баланс |
Баланс |
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
Анализ основных фондов туристической организации может проводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных средств и долгосрочных инвестиций.
Анализ движения основных фондов проводится на основе следующих показателей—коэффициентов поступления (ввода) основных средств; обновления; выбытия; ликвидации; расширения. Для характеристики технического состояния основных фондов рассчитываются коэффициенты годности; износа; замены.
Основные средства представляют собой один из видов производственных ресурсов. Оценка эффективности их использования основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.
Показатели отдачи характеризуют выход готовой продукции на 1 руб. ресурсов.
Показатели емкости характеризуют затраты или запасы ресурсов на 1 руб. выпуска продукции.
Цель анализа платежеспособности туристической организации состоит в оценке ряда экономических показателей и разработке мероприятий, направленных на финансовое оздоровление исследуемой туристической организации, на разработку стратегии предотвращения банкротства. Таким образом, оценка платежеспособности представляет собой метод анализа ретроспективного (то есть того, что было в прошлом ) и перспективного финансового состояния туристической организации на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации
2. Практическая часть
Задача 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Проанализируйте изменение затрат на рубль оказанных туристических услуг. Найти влияние факторов при условии, что фирма реализует одинаковые туры (структуры и ассортимента, себестоимости и цены тура).
Таблица 6
Исходные данные задачи
Показатели |
Ед. изм. |
Базовый период (баз) |
Отчетный период (Отч.) |
Количество реализованных туров |
Шт. |
240 |
268 |
Себестоимость реализованных туров |
Тыс. руб. |
2150 |
1540 |
Выручка от продаж |
Тыс. руб. |
2708 |
2180 |
РЕШЕНИЕ
1. Затраты на один рубль определяются по формуле:
Зр = С : В (1)
Где С – себестоимость реализованных туров, тыс. руб.
В - выручка от реализации туров, тыс. руб.
Зр баз = 2150 : 2708 = 0,79
Зр отч = 1540 : 2180 = 0,706
Изменение затрат в отчетном периоде: 0,706 – 0,79 = -0,09
Таким образом, в отчетном периоде затраты на рубль продукции уменьшились на 0,09
Влияние факторов определяем методом цепных подстановок:
- влияние изменения себестоимости:
(С отч : В баз) – (С баз : В баз) = (1540 : 2708 ) – (2150 : 2708) = 0,569 – 0,79 = -0,221
Под влиянием себестоимости затраты на рубль уменьшились на 0,221
- влияние изменения выручки:
(С отч : В отч ) – (С отч : В баз) = (1540 : 2180) – (1540 : 2708) = 0,706 – 0,569 = 0,137
Под влиянием изменения выручки затраты на рубль увеличились на 0,137 руб.
Совместное влияние факторов:
0,137 – 0,221 = -0,09
Таким образом, под влиянием двух факторов затраты в расчете на рубль уменьшились в отчетном году на 0,09.
ОТВЕТ В отчетном году затраты на рубль услуг уменьшились на 0,09, в том числе за счет изменения себестоимости – на 0,221, а за счет изменения выручки – выросли на 0,137.
Задача 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Проанализируйте качество оказанных туристической организацией услуг.
Таблица 7
Исходные данные задачи
Год |
Количество рекламаций |
Стоимость реализованных туров, тыс. руб. |
Стоимость рекламаций, заявленных к выплате , тыс. руб. |
Стоимость удовлетворенных рекламаций, тыс. руб. |
|
заявлено |
удовлетворено |
||||
2003 |
15 |
14 |
1485 |
145 |
125 |
2004 |
21 |
19 |
1782 |
238 |
196 |
2005 |
15 |
10 |
1735 |
110 |
63 |
РЕШЕНИЕ
1. Рассчитаем стоимость одной рекламации, заявленной к выплате в расчете на одни тур:
2003 год: 145 : 15 : 1485 = 0,0065 (тыс. руб.)
2004 год: 238 : 21: 1782 = 0,0064 (тыс. руб.)
2005 год: 110 : 15 : 1735 = 0,0042 (тыс. руб.)
2. Рассчитаем стоимость рекламации удовлетворенной на один тур:
2003 год: 125 : 14: 1485 = 0,006 (тыс. руб.)
2004 год: 196 : 19 : 1782 = 0,0058 (тыс. руб.)
2005 год: 63 : 10: 1735 =0,0036 (тыс. руб.)
3. Рассчитаем коэффициенты отношения стоимости рекламации удовлетворенной к стоимости рекламаций, заявленных к выплате:
2003 год: 0,006 : 0,0065 =0,92
2004 год: 0,0058 : 0,0064 = 0,91
2005 год: 0,0036 : 0,0042 = 0,76
Таким образом, судя по полученным коэффициентам можно сделать вывод, что качество услуг туристической организации было наихудшим в 2003 году, а к 2005 году оно существенно улучшилось.
Задача 3
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
По данным бухгалтерского баланса проанализируйте динамику состава и структуры оборотного капитала организации. Рассчитайте обобщающие и частные показатели оборачиваемости . Определите величину экономии (дополнительного привлечения) оборотных средств.
РЕШЕНИЕ
Таблица 8
Анализ динамики и состава оборотных средств организации
Показатель |
Значение, тыс.руб. |
Структура, % |
Динамика |
Динамика структуры, % |
|||
Базовый период |
Отчетный период |
Базовый период |
Отчетный период |
тыс. руб. |
% |
||
1. Запасы |
2744 |
2983 |
47,71 |
56,89 |
239,00 |
108,71 |
9,19 |
1.1. сырье и материалы |
2560 |
2702 |
44,51 |
51,54 |
142,00 |
105,55 |
7,03 |
1.2. товары отгруженные |
130 |
90 |
2,26 |
1,72 |
-40,00 |
69,23 |
-0,54 |
1.3. расходы будущих периодов |
54 |
191 |
0,94 |
3,64 |
137,00 |
353,70 |
2,70 |
2.Долгосрочная дебиторская задолженность |
80 |
80 |
1,39 |
1,53 |
0,00 |
100,00 |
0,14 |
3.Краткосрочная дебиторская задолженность |
220 |
170 |
3,82 |
3,24 |
-50,00 |
77,27 |
-0,58 |
4.Денежные средства |
2708 |
2010 |
47,08 |
38,34 |
-698,00 |
74,22 |
-8,74 |
ИТОГО |
5752 |
5243 |
100,00 |
100,00 |
-509,00 |
91,15 |
0,00 |
Как видно из таблицы 1, в отчетном году заметны следующие тенденции изменения оборотных средств:
- рост запасов на 239 тыс. руб. или на 8, 71 %
- долгосрочная дебиторская задолженность не изменилась и равна 80 тыс. руб.
- краткосрочная дебиторская задолженность сократилась на 50 тыс. руб. или на 33 %
- денежные средства сократились на 698 тыс. руб. или на 26 %.
- доля запасов увеличилась на 9,19 %
- доля долгосрочной дебиторской задолженности выросла на 0,14 %
- доля краткосрочной дебиторской задолженности уменьшилась на 0,58 %
- доля денежных средств уменьшилась на 8,74 %.
Рис. 1. Структура оборотных средств в базовом году
Как видно из рис, наибольшую долю в структуре оборотных средств занимали запасы (48 %), а наименьшую – долгосрочная дебиторская задолженность (1%)
Рис.2. Структура оборотных средств в отчетном году
Как видно из рис., наибольшую долю в структуре средств занимали запасы (57%), а наименьшую – долгосрочная дебиторская задолженность (2%)
Рис. 3. Структура запасов в базовом году
Как видно из рис., наибольшую долю в структуре запасов занимали сырье и материалы (93 %), а наименьшую – расходы будущих периодов (2%)
Рис. 4. Структура запасов в отчетном году
Как видно из рис., наибольшую долю в структуре запасов занимали сырье и материалы (91%), а наименьшую - товары отгруженные (3%).
Задача 4
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Используя данные бухгалтерской отчетности, проанализируйте финансовую устойчивость организации коэффициентным методом
РЕШЕНИЕ
В таблице 2 приведены основные коэффициенты финансовой устойчивости предприятия и методика их расчета:
Таблица 9
Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета по данным бухгалтерского баланса |
Коэффициент автономии (Кфу1) |
Характеризует, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственных средств |
Собственный капитал стр.490+640+650 Кфу1 = = Активы стр.300 |
Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) |
Характеризует, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. собственного капитала. Показывает также меру способности предприятия, ликвидировав свои активы, полностью погасить кредиторскую задолженность |
Кредиты, займы, стр.590+620+610+ кредиторская задолж. +630+660 Кфу2 = = Собственный стр.490+640+650 капитал |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) |
Характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия |
Собственные оборотные средства Кфу3 = = Оборотные активы Стр. 490+640+650+190 = стр. 290 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) |
Характеризует, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства, в общей сумме собственного капитала предприятия |
Собственные оборотные средства Кфу4 = = Собственный капитал Стр.490+640+650+190 = стр.490+640+650 |
1. Коэффициент автономии:
Нач.: 273 : 16229 = 0,017
Кон: 174: 14743 = 0,012
Коэффициент финансовой автономии к концу года вырос на 0,05, что свидетельствует о росте независимости формирования активов предприятия.
2. Коэффициент финансовой зависимости
Нач: (3620 + 12336) : 237 = 67
Кон: (2040+12529) : 174 = 84
Коэффициент финансовой зависимости свидетельствует о росте зависимости предприятия от внешних источников.
3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Нач: (273+10477) : 5752 = 1,87
Кон: (174 + 9500) : 5243 = 1,85
Снижение коэффициента обеспеченности собственными средствами свидетельствует о снижении финансовой устойчивости предприятия.
4. Коэффициент маневренности собственных оборотных средств:
Нач: (273 + 10477) : 273 = 39,38
Кон: (174+ 9500) : 174 = 55,6
Рост коэффициента маневренности свидетельствует о росте доли собственного капитала.
ОТВЕТ
В целом по предприятию можно сделать вывод о снижении финансовой устойчивости и росте финансовой зависимости на конец года.
Задача 5
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Используя данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» проанализируйте динамику состава и структуры финансовых результатов туристической организации.
РЕШЕНИЕ
Таблица 10
Динамика состава и структуры финансовых результатов туристической организации
Показатели |
Значение, тыс. руб. |
В % к выручке |
Динамика |
Динамика структуры, % |
|||
Базовый период |
Отчетный период |
Базовый период |
Отчетный период |
тыс. руб. |
% |
||
Выручка |
2708 |
2010 |
100,00 |
100,00 |
-698,00 |
74,22 |
0,00 |
Себестоимость |
2027 |
1667 |
74,85 |
82,94 |
-360,00 |
82,24 |
8,08 |
Валовая прибыль |
681 |
343 |
25,15 |
17,06 |
-338,00 |
50,37 |
-8,08 |
Коммерческие расходы |
52 |
12 |
1,92 |
0,60 |
-40,00 |
23,08 |
-1,32 |
Управленческие расходы |
453 |
321 |
16,73 |
15,97 |
-132,00 |
70,86 |
-0,76 |
Прибыль от продаж |
176 |
10 |
6,50 |
0,50 |
-166,00 |
5,68 |
-6,00 |
Операционные доходы |
301 |
126 |
11,12 |
6,27 |
-175,00 |
41,86 |
-4,85 |
Операционные расходы |
282 |
81 |
10,41 |
4,03 |
-201,00 |
28,72 |
-6,38 |
Внереализационные доходы |
19 |
5 |
0,70 |
0,25 |
-14,00 |
26,32 |
-0,45 |
Внереализационные расходы |
14 |
7 |
0,52 |
0,35 |
-7,00 |
50,00 |
-0,17 |
Прибыль до налогообложения |
200 |
53 |
7,39 |
2,64 |
-147,00 |
26,50 |
-4,75 |
Налог на прибыль |
60 |
12 |
2,22 |
0,60 |
-48,00 |
20,00 |
-1,62 |
Чистая прибыль |
140 |
41 |
5,17 |
2,04 |
-99,00 |
29,29 |
-3,13 |
Из таблицы заметны следующие тенденции:
- снижение выручки от реализации на 698 тыс. руб. или на 26 %
- снижение себестоимости на 360 тыс. руб. или на 18 %
- снижение валовой прибыли на 338 тыс. руб. или на 50 %
- снижение коммерческих расходов на 40 тыс. руб. или на 77 %
- снижение управленческих расходов на 132 тыс. руб. или на 30 %
- снижение прибыли от продаж на 166 тыс. руб. или на 85 %
- снижение прибыли до налогообложения на 147 тыс. руб. или на 74 %
- снижение чистой прибыли на 99 тыс. руб. или на 70 %
Таким образом, в целом по предприятию наблюдается снижение всех показателей, и главное – значения чистой прибыли.
-
Список литературы
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. П.П. Тубурчака, В.Мумина и М.С.Сапрыкина. -Ростов н/Д : Феникс, 2002 .
2. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.:Омега-Л, 2004.
3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия. М - : ИНФРА- М, 2004.
4. Богатко А.А. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2002 .
5. Донцова Л.В., Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003.
6. Ковалев А.П., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПРИОР, 2004.
7. Ковалев В.В. Финансовый анализ .-М.: Финансы и статистика , 2003 .
8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2001.
9. Крейнина М.Н. Финансовое состояние организации. - М.: ДИС, 2003.
10. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
11. Русак Н.А. и др. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. – Минск: Выш. шк., 2002.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Савицкая Г.В. . – М : ИНФРА-М , 2005.
13. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.