Содержание

 

1. Государственная правовая охрана окружающей среды, стандартизация в области охраны природы и окружающей среды. Управление охраной окружающей среды.. 3

21. Стандартизация в области охраны бассейнов. Методы и средства контроля  8

26. Причины истощения лесных ресурсов. 10

Задача 1. 11

Список использованной литературы.. 13

1. Государственная правовая охрана окружающей среды, стандартизация в области охраны природы и окружающей среды. Управление охраной окружающей среды

Современное состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения окружающей среды и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной.[1]

Право на благоприятную окружающую среду относится к числу важнейших прав человека, поскольку связано с поддержанием нормальных условий жизни. Одна из основных форм обеспечения конституционных гарантий прав формирование законодательства, четко и однозначно определяющего механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, устанавливающего конкретные полномочия органов власти всех уровней по реализации конституционных норм.

В научной литературе принято рассматривать "экономико-правовой механизм", либо в механизме действия экологического права определять "правовое регулирование экологического механизма охраны среды"; либо говорить о "механизме обеспечения исполнения экологических требований законодательства".

Поскольку право на здоровье и благоприятную окружающую среду рассматривается нами как основная цель правовой охраны среды, имеет смысл остановиться на государственном механизме правовой охраны, так как исследуемое право реализуется в рамках этого механизма.

Государственный механизм использования и охраны окружающей природной среды (биосферы) Российской Федерации – это эколого-правовая система, основу которой составляют средства и методы (способы) воздействия государства (в лице его правомочных органов) в сфере охраны и использования всех компонентов биосферы[2].

Средства и методы воздействия показывают, каким образом государство решает задачу сохранения баланса в системе "человек – окружающая среда".

Средства воздействия – это взятые в органичном единстве меры организационной, экономической, идеологической (информационно-воспитательной) защиты и использования окружающей природной среды России, включая меры особой охраны, предусмотренные ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Названные меры направлены на соблюдение и исполнение всеми субъектами требований экологического законодательства при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, представляющей угрозу здоровью человека и окружающей среде.

К мерам организационного регулирования следует отнести экологическое планирование; государственный экологический мониторинг; экологические кадастры, реестры, регистры; нормирование в области охраны окружающей среды; оценку воздействия на окружающую среду и экологическую экспертизу; экологическую сертификацию, экологическое лицензирование.

К мерам экономического регулирования экологической деятельности следует отнести финансирование и материально-техническое снабжение природоохранных мероприятий; социально-экономическую оценку природных ресурсов России; экологическое страхование; плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Применение перечисленных мер носит динамичный характер, являясь реальным регулятором развивающихся рыночных отношений при условии их всестороннего и целенаправленного правового осуществления.

К мерам идеологического воздействия можно отнести предусмотренные главой 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды, а именно:

-        право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде;

-        право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

-        право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; право принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, в референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

-        выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

-        обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, в иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, получать своевременные и обоснованные ответы;

-        предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют еще более широкие права:

-        разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы охраны среды, защищать права и законные интересы граждан в этой области, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

-        за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

-        оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

-        организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

-        обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

-        участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

-        обращаться в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

-        организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

-        организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

-        рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

-        подавать в органы государственной власти и местного самоуправления, в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

-        предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

-        осуществлять другие предусмотренные законодательством права;

-        на получение систематического экологического образования и воспитания, распространение экологических знаний, проведение научных исследований в сфере использования и охраны биосферы.

Все меры идеологического воздействия детализируют конституционное требование "беречь и защищать природу", преследуют цель информационно-воспитательного воздействия на население, способствуют соблюдению экологической безопасности, законности и правопорядка, дополняют меры организационного и законодательного регулирования[3].

Предусмотренные законодательством меры обеспечиваются государственным принуждением, закрепленным в эколого-правовых нормах. В этом смысле все они являются "эколого-правовыми" формами воздействия на экологического правонарушителя.

 

21. Стандартизация в области охраны бассейнов. Методы и средства контроля

Основными законодательными актами по охране водных ресурсов являются закон «Об охране окружающей природной среды», Основы водного законодательства РФ и система государственных стандартов по охране природы[4].

Максимально допустимые концентрации в питьевой воде, воде технического назначения и стоках регулируются национальными стандартами. Учитывая особую важность для населения качества воды, специалисты разрабатывают базовые нормы качества воды, на основе которых разрабатываются национальные стандарты страны.

Нормирование качества воды водного объекта состоит в определении совокупности допустимых значений показателей состава и свойств воды, в пределах которых надежно обеспечиваются охрана здоровья населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие самого водного объекта.

Нормы качества поверхностных вод устанавливаются для

·                       хозяйственно – питьевого,

·                       коммунально -  бытового,

·                       рыбохозяйственного водопользования.

Стандарты устанавливают нормируемые значения для следующих параметров воды водоемов:

·                       содержание плавающих примесей и взвешенных веществ,

·                       запах, привкус, окраска, температура воды,

·                       значение рН,

·                       состав и концентрация минеральных примесей и растворенного в воде кислорода,

·                       состав и предельно допустимая концентрация ядовитых и вредных веществ и болезнетворных бактерий.

Контроль требований к нормируемым показателям качества воды в водоемах осуществляют периодическим отбором и анализом проб воды из поверхностных водоемов (не реже одного раза в месяц). Количество проб и места их отбора определяют в соответствии с гидрологическими и санитарными характеристиками водоема и согласовывают с местными органами санитарно – эпидемиологической службы.

Пробы сточной воды отбирают в предварительно очищенную посуду, изготовленную из боросиликатного стекла или полиэтилена. Анализ следует проводить не позже чем через 12 часов после отбора пробы, так как при большем времени выдерживания пробы в составе сточной воды могут произойти существенные изменения.

Контроль состава сточных вод заключается в измерении:

·                         органолептических показателей воды (например, цвет воды измеряют спектрофотометром),

·                          рН среды (определяют электрометрическим способом),

·                          содержании взвешенных веществ (при этом измеряют массовую концентрацию механических примесей и фракционный состав частиц с помощью фильтрования через специальные фильтроэлементы),

·                          химического потребления кислорода (для этого производится окисление пробы сточной воды раствором бихромата калия в серной кислоте),

·                          растворенного в воде кислорода (чаще всего йодометричесим методом),

·                         концентрации вредных веществ, для которых существуют нормируемые значения ПДК.

 

26. Причины истощения лесных ресурсов

Причина заключается в стремлении человека увеличивать объемы потребления наиболее быстрыми темпами (что характерно для большинства обществ) и, экономя на регенерационных затратах, повышать эффективность хозяйства[5].

Лесные территории формируют лесные ресурсы, которым посвящен отдельный вопрос.

Однако, структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Постоянное воздействие на нее оказывается два противоположных процесса. С одной стороны, на протяжении тысячелетий человечество ведет борьбу за расширение земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования. Только в течении XX в. распаханность земной суши увеличилась примерно вдвое. При этом наибольшими масштабами освоения целинных земель выделялись Россия, Казахстан, США, Канада, Китай, Бразилия. Малоземельные, но густонаселенные страны повели активное наступление на прибрежные участки морей. Например, в Нидерландах с помощью систем каналов и дамб отвоевано у Северного моря около 40% их современной территории. Аналогичные процессы «наступления» на морские акватории идут в Бельгии, Франции, Португалии, Японии, Сингапуре и др.

С другой стороны, постоянно происходит ухудшение, истощение земель. Подсчитано, что вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выпадает 6-7 млн. га. Промышленная и транспортная застройки, карьеры и отвалы, образующиеся в процессе добычи полезных ископаемых, также стали все активнее наступать на сельскохозяйственные земли. Много пахотных земель затопляют создаваемые водохранилища. В засушливых регионах мира опустынивание поглощает огромное количество земель, которое уже охватило более 900 млн. га и угрожает еще 3 млрд. га на территориях нескольких десятков стран (врезка в карту земельных ресурсов — опустынивание). Наступают пески Сахары, растут пустыни Юго-Западной Азии, Северной и Южной Америки. При этом, пустыни наступают на степи, степи — на саванны, саванны — на леса. Главной причиной роста пустынь является «перегрузка» полей сельскохозяйственными культурами и неправильная их обработка, вырубка лесов и перевыпас скота.

Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий. Но даже если и ресурсы, которые постоянно возобновляются, на деле быстро убывают, вырубка леса в мировом масштабе значительно превышает прирост древесины, площадь лесов, дающих земле кислород уменьшается с каждым годом.

 

Задача 1

Установить требуемый объем отстойника для очистки бытовых сточных ввод со станционного грузового двора допустимого содержания взвесей в осветленной воде. Определить теоретическую продолжительность осветления для максимального расхода сточных ввод.

Исходные данные принять по варианту, номер которого совпадает с последней цифрой шифра, указанного в зачетной книжке студента.

Таблица 1

Варианты исходных данных

Исходные данные

Среднесуточный расход бытовых сточных вод, подлежащих очистке Q тыс. м3/сут.

70

Содержание взвешенных веществ в воде Кс мг/л

210

Средняя скорость потока в пределах рабочей зоны отстойника V мм/с

3,1

Глубина проточной части отстойника Н1 м

2,85

Указания для решения задачи

1.     при расчете принять следующие значения

а) общий коэффициент неравномерности Кн = 1,47

б) коэффициент использования объема для радиальных отстойников К = 0,45

в) продолжительность отстаивания воды t в цилиндрах с высотой столба воды h1 = 500 мм при t = 20oC

г) допустимое содержание взвешенных веществ воде Кд = 100 мг/л показатель степени n в зависимости от Кс принять

д) количество отстойников m = 8 шт.

Решение

а) Требуемый эффект осветления воды

Э = (Кс-Кд)/Кс = (229-100)/229 *100 = 56,33%

б) максимальный секундный расход сточных вод

q = QKн/86400 = 70*1,47/86400 = 0,0014 м3

в) условную гидравлическую крупность, соответствующею заданному эффекту осветления

u = H1/t1(H1/h1)n = 2,85/2514,3*(2,85/500)1,3 = 0,93

г) вертикальную турбулентность составляющую w = 0,5 v, мм/с

д) объем зоны осветления одного отстойника

V = H1q/mK(u-w) = 2,85*0,014/8*0,45(0,93-0,5) = 0,027

ж) теоретическую продолжительность осветления воды

t1 = nV/q = 1,3*3,1/0,0014 = 2971,43 ч.

Список использованной литературы

1.                Анализ несчастных случаев на производстве. Охрана труда: практикум. – М., 2004. – 220с.

2.                Васильчук М.В. Основы охраны труда. – Киев: Просвита, 1997. – 266с.

3.                Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. – М., 2004. – 312с.

4.                Кирсанов А.Г., Миташова Н.И. Охрана окружающей среды на предприятиях бытового обслуживания: Справочное пособие. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 270c.

5.                Кобрин В.М. Безопасность жизнедеятельности. – Харьков, 1997. – 184с.

6.                Миронов О.О. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М.: Юриспруденция, 2002.


[1] Миронов О.О. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М.: Юриспруденция, 2002. – с.8.

[2] Кирсанов А.Г., Миташова Н.И. Охрана окружающей среды на предприятиях бытового обслуживания: Справочное пособие. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – с. 61.

[3] Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. – М., 1994. – с. 122.

[4] Кобрин В.М. Безопасность жизнедеятельности. – Харьков, 1997. – c/ 76/

[5] Кобрин В.М. Безопасность жизнедеятельности. – Харьков, 1997. – c. 90.