СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................... 3

1. Налог на имущество организаций РФ – региональный налог.......................................................................................................................... 5

2. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговый период, ставки........................................................................................ 6

2.1. Налогоплательщики.............................................................................. 6

2.2. Объект налогообложения...................................................................... 6

2.3. Налоговый период................................................................................. 7

2.4. Налоговая ставка................................................................................... 8

3. Налоговая база................................................................................... 9

3.1. Порядок определения налоговой базы.............................................. 11

3.2. Порядок определения среднегодовой стоимости имущества............ 12

3.3. Определение налоговой базы в рамках договора простого  товарищества   13

3.4. Налогообложение имущества, переданного в доверительное  управление    14

4. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО............................................ 15

4.1. Сравнительный анализ старых и новых льгот................................... 15

4.2. Региональные налоговые льготы........................................................ 19

5. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НЕМУ........................................................................................................................ 20

6. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НАЛОГА НА   ИМУЩЕСТВО     22

7. Плюсы и минусы налога на имущество организаций      в РФ........................................................................................................................ 24

Заключение............................................................................................. 25

Список литературы............................................................................. 26

Введение

Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является введение налога на имущество организаций, предусмотренного гл.30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ.

Глава 30 НК РФ введена в действие 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов".

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывают необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Тот или иной критерий классификации налогов относит налог на имущество предприятий к определенной группе: по субъекту обложения – к имущественным налогам, по уровню подчиненности – к региональным. Все это свидетельствует о налоге на имущество предприятий (организаций) как о неотъемлемой части налоговой системы страны.

До реформы 1992 года обложение имущества предприятий в России имело место и осуществлялось в виде платы в бюджет за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Отличие налога на имущество предприятий заключается в том, что, во-первых, характер его взимания реализует налоговые отношения между предприятием и государством; во-вторых, формирование налогооблагаемой базы учитывает особенности существующих экономических отношений (нематериальные активы, износ, переоценка, льготы и т.п.).

Среди имущественных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование или дарение) налог на имущество предприятий занимает центральное место по сумме поступлений.

При его взимании реализуются обе функции налога: и фискальная, и экономическая. Первая функция – благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов; вторая – через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество для государства очевидно: имущество – овеществленный доход, и скрыть его сложнее.

1. Налог на имущество организаций РФ – региональный налог

Налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории России и должен вводиться в каждом субъекте Российской Федерации региональным законом о налоге - в отличие от налога на имущество предприятий, который был введен в действие Законом РФ от 1312.1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и действовал до 1 января 2004 г.

Согласно положениям гл. 30 НК РФ законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации[1]:

- определяют ставку налога, которая не может превышать 2,2 процента;

- устанавливают дифференцированные ставки в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества;

- имеют право ввести налоговые льготы;

- определяют сроки уплаты налога, а также вправе разрабатывать формы отчетности по налогу.

Кроме того, законы субъектов Российской Федерации могут позволить отдельным категориям налогоплательщиков не вносить ежеквартальные авансовые платежи.

В соответствии с п.2 ст.379 НК РФ отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Но п.3 ст.379 НК РФ разрешает законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не указывать отчетные периоды по налогу.

Региональные законы могут устанавливать форму налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам). В то же время форма налоговой декларации может быть утверждена и рекомендована региональным законодательным органам Министерством РФ по налогам и сборам.

2. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговый период, ставки

2.1. Налогоплательщики

Плательщиками налога на имущество организаций являются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Следовательно, все организации должны представлять налоговую отчетность об имуществе, подлежащем налогообложению (налоговую декларацию).

Налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог.

2.2. Объект налогообложения

Одним из самых важных моментов в системе обложения налогом на имущество является объект налогообложения – перечень имущества, подлежащего налогообложению.

До 2004 г. налогом на имущество предприятий облагались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты.

С 1 января 2004 г. объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. Это здания, сооружения, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства и другие материальные ценности, отнесенные в соответствии с правилами бухгалтерского учета к основным средствам. Из налогообложения выведены такие виды имущества, как нематериальные активы, запасы (включая товары) и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика, а это значительная часть имущества (примерно 40%, а для отдельных отраслей экономической деятельности и более).

Движимое и недвижимое имущество, являющееся объектом обложения налогом на имущество организаций, отражается в бухгалтерском учете на счетах 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Так же как и в Законе N 2030-1, в гл.30 НК РФ установлено, что обложению налогом на имущество организаций подлежит имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, переданное в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление имуществом, совместную деятельность, аренду.

Согласно п.4 ст.374 НК РФ объектами налогообложения не являются[2]:

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

- имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

2.3. Налоговый период

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не определять отчетные периоды.

2.4. Налоговая ставка

Налоговые ставки определяются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается устанавливать дифференцированные налоговые ставки в регионах Российской Федерации в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) по видам имущества (например, для организаций, оказывающих почтовые, образовательные услуги, некоммерческих, научных организаций, внебюджетных фондов и др.). Из состава имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество для проведения НИОКР, для которого устанавливается отдельная ставка.

Дифференцированные ставки могут также применяться конкретно в отношении любого имущества, признаваемого объектом налогообложения (например, для имущества, используемого для охраны природы, памятников истории и культуры и иных объектов основных средств, находящихся на балансе налогоплательщиков).

Регионам предоставлено право устанавливать разные ставки налога на имущество в зависимости от вида основных средств. Это значит, что, например, по зданиям может применяться одна ставка, а по оборудованию - другая и т.д. В этом случае среднегодовую стоимость придется рассчитывать отдельно по каждому виду имущества.

Если законом субъекта РФ не предусмотрено право налогоплательщика не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, то сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период (п.п.4 и 6 ст.382 НК РФ).

3. Налоговая база

Налоговая база при расчете налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество как объект налогообложения учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, который предусмотрен учетной политикой организации.

Стоимость объектов основных средств, для которых начисление амортизации не предусмотрено, рассчитывается как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, определяемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Перечень счетов бухгалтерского учета, сальдо по которым принимается для расчета налоговой базы по налогу на имущество, приведен в таблице 1.

При исчислении налоговой базы остаточная стоимость имущества определяется на 1-е число каждого месяца как разность между суммой остатков, числящихся по счетам 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности", и суммой остатков, отраженных на счетах 02 "Амортизация основных средств" и 010 "Износ основных средств" (для основных средств, не подлежащих амортизации). Сумма затрат организации по объектам, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или доходных вложений в материальные ценности, учитываемая на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", в формировании налоговой базы по налогу на имущество организаций не участвует.

Таблица 1

Перечень счетов, остатки по которым в активе баланса принимаются для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций[3]

Вид актива

Номер и наименование счета в соответствии с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н

Примечание

Основные средства

01 "Основные средства" 02 "Амортизация основных средств"

Сальдо по балансовому счету 01 включается в налогооблагаемую базу за минусом соответствующей суммы амортизации, учитываемой на балансовом счете 02.Если на отдельные объекты основных средств амортизация в соответствии с п.17 ПБУ 6/01 не начисляется, то сумма износа определяется исходя из установленных норм амортизационных отчислений. Согласно п.19 ПБУ 6/01 норма амортизационных отчислений определяется исходя из срока полезного использования. Срок полезного использования объекта основных средств в соответствии с п.20 ПБУ 6/01 устанавливается организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Утвержденная Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, может использоваться для целей бухгалтерского учета

Движимое и недвижимое имущество, переданное в доверительное управление

Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом"

Сальдо по указанному субсчету счета 79 включается в облагаемую базу за минусом амортизации, начисляемой доверительным управляющим

Движимое и недвижимое имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления

Забалансовые счета

В балансе не отражается. Имущество включается в налоговую базу у учредителя доверительного управления по остаточной стоимости по данным баланса доверительного управляющего

Движимое и недвижимое имущество, внесенное в качестве вклада в простое товарищество

Счет 58 "Финансовые вложения" субсчет "Вклады по договору простого товарищества"

Сальдо по указанному субсчету счета 58 включается в налогооблагаемую базу за минусом амортизации, начисленной участником договора, который в соответствии с договором ведет баланс

Движимое и недвижимое имущество, приобретенное (созданное) в процессе совместной деятельности

В балансе не отражается

Имущество включается в облагаемую базу по остаточной стоимости по данным баланса простого товарищества пропорционально вкладу каждого участника договора 

3.1. Порядок определения налоговой базы

Отдельно налоговая база определяется в отношении имущества:

- подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

- каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации (по каждому объекту недвижимого имущества);

- облагаемого по разным налоговым ставкам.

Механизм определения среднегодовой стоимости имущества в соответствии со ст.376 НК РФ существенно не отличается от того, который был установлен Законом N 2030-1.

В гл.30 НК РФ появилась новая норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс), в частности имущества, сданного в аренду. Действовавшим до 1 января 2004 г. Законом N 2030-1 было предусмотрено включение этого имущества в налоговую базу по местонахождению организации. Налог уплачивался и поступал в бюджет по местонахождению организации.

Теперь Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться по местонахождению этого имущества. При этом налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости этого имущества и ставки налога, установленной в том регионе, где оно находится. Движимое имущество включается в налоговую базу только по местонахождению организации и местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

3.2. Порядок определения среднегодовой стоимости имущества

Статьей 376 НК РФ предусмотрено, что среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Следовательно, сначала нужно сложить остаточную стоимость основных средств на 1-е число каждого месяца квартала (полугодия, 9 месяцев, года) и на 1-е число следующего месяца после квартала (полугодия, 9 месяцев, года). Затем полученную сумму следует разделить на количество месяцев в квартале (в полугодии, 9 месяцах, году), увеличенное на единицу, то есть соответственно на 4 месяца (7, 10, 13 месяцев).

Таким образом, в соответствии с новым порядком исчисления налога на имущество для определения среднегодовой стоимости имущества:

- за I квартал - следует сложить стоимость налогооблагаемого имущества на 1-е число каждого месяца с января по апрель и полученную сумму разделить на 4;

- за полугодие - сложить стоимость имущества на 1-е число каждого месяца с января по июль и полученную сумму разделить на 7;

- за 9 месяцев сложить стоимость имущества на 1-е число каждого месяца с января по октябрь и полученную сумму разделить на 10;

- за год - сложить стоимость имущества с января по январь и полученную сумму разделить на 13.

Для расчета среднегодовой стоимости имущества не всегда можно использовать сальдо по балансовому счету 02 в целом.

3.3. Определение налоговой базы в рамках договора простого товарищества

Каждый участник договора простого товарищества исчисляет и уплачивает налог в отношении имущества, переданного им в совместную деятельность.

В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, участники договора простого товарищества исчисляют и уплачивают налог пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, обязано сообщать каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) необходимые для определения налоговой базы сведения (об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей).

Если имущество, находящееся в совместной деятельности, относится к имуществу организации, то оно должно попадать в налоговую базу по местонахождению организации.

Если имущество, находящееся в совместной деятельности, относится к имуществу обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то оно должно попадать в налоговую базу по местонахождению этого обособленного подразделения.

Если имущество, находящееся в совместной деятельности, является отдельным объектом недвижимости, то оно должно попадать в налоговую базу по местонахождению этого объекта недвижимости.

3.4. Налогообложение имущества, переданного в доверительное управление

Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.

Особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного в рамках договора доверительного управления), установлены ст.378 НК РФ, согласно которой оно подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.

4. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО

4.1. Сравнительный анализ старых и новых льгот

С 1 января 2004 г. плательщиками налога на имущество стали организации, которые раньше этот налог не платили, а именно[4]:

- бюджетные учреждения и организации, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;

- организации по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов;

- национально-культурные общества;

- предприятия народных художественных промыслов;

- жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, а также общественные объединения, ассоциации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций, и не ведущие предпринимательской деятельности;

- организации, использующие труд инвалидов;

- Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов Российской Федерации, районов, городов.

Кроме того, в облагаемую базу с 1 января 2004 г. включается стоимость имущества, ранее не признававшегося объектом налогообложения. То есть налогом облагаются:

- объекты жилищно-коммунальной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщика;

- имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

Начиная с 1 января 2004 г. по-прежнему освобождено от налогообложения имущество:

- коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

- специализированных протезно-ортопедических предприятий;

- организаций - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

- религиозных организаций - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

- организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

- организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Кроме того, сохранены действующие льготы для специальных объектов, в том числе ледоколов, судов с ядерными установками, судов атомно-технологического обслуживания, хранилищ ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, ядерных установок, используемых для научных целей, железнодорожных путей общего пользования, федеральных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач, космических объектов. По-прежнему действует льгота для государственных научных центров и государственных академий наук.

Раньше (до 1 января 2004 г.) согласно пп."и" ст.4 Закона N 2030-1 от налога освобождалось имущество общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников. Налоговый кодекс изменил эту норму.

С 1 января 2004 г. льготируется имущество общероссийских общественных организации инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов (пп.3 ст.381 НК РФ). Льгота распространяется на имущество, которое эти организации используют для осуществления своей уставной деятельности.

Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций инвалидов, тоже освобождаются от уплаты налога на имущество, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов. Исключение в данном случае составляет имущество, которое используется для производства и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, для оказания брокерских и других посреднических услуг, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ постановлением от 18 февраля 2004 г. N 90. В него вошли следующие виды товаров:

- шины для автомобилей;

- охотничьи ружья;

- яхты, катера (кроме имеющих специальное назначение);

- продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья и метизов);

- драгоценные камни и драгоценные металлы;

- меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);

- высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;

- икра осетровых и лососевых рыб;

- готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов), не уплачивают налог со стоимости имущества, которое используют:

- для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов;

- для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

До 1 января 2006 г. не облагаются налогом на имущество организаций объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Также на два года сохранена льгота по налогу в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

До 1 января 2005 г. были освобождены от налогообложения стратегические объекты, в частности, мобилизационное имущество в части объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве, испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения.

Таким образом, перечень льгот, установленный ст.381 НК РФ, существенно отличается от перечня, который был предусмотрен Законом N 2030-1.

Существует два вида льгот по налогу на имущество организаций: федеральные, установленные ст.381 НК РФ, и региональные, которые определяют в местных законах региональные власти.

Первая категория льгот применяется на всей территории России, где введен налог на имущество, вторая - на территории соответствующего субъекта РФ.

4.2. Региональные налоговые льготы

Как уже отмечалось ранее, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. При этом льготы, предусмотренные ст.381 НК РФ, применяются независимо от того, упоминаются они в региональных законах или нет. Действие указанных льгот будет ограничиваться пределами территории соответствующего субъекта РФ.

В Хабаровском крае, например, в 2 раза снизили налог для предприятий, которые инвестируют деньги по согласованию с региональным правительством.

Федеральным законодательством введены ограничения по сроку действия некоторых льгот. Между тем региональные власти могут на подведомственных территориях устанавливать действие тех же льгот без подобного ограничения. Например, субъекты РФ вправе предусмотреть налоговые льготы:

- для религиозных организаций - в отношении любого принадлежащего им имущества, в том числе используемого в хозяйственной деятельности;

- для региональных общественных организаций инвалидов или других организаций инвалидов - в отношении имущества, не указанного в ст.381 НК РФ;

- для фармацевтических организаций по производству медицинских препаратов - в отношении имущества для производства не только ветеринарных препаратов;

- в отношении памятников истории и культуры регионального и (или) местного значения;

- в отношении любых объектов с ядерными установками;

- для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

5. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НЕМУ

Порядок исчисления налога и сумм авансовых платежей по нему установлен ст.382 Налогового кодекса РФ.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, рассчитывается как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по нему, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении:

- имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, которое имеет отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п.4 ст.376 НК РФ.

Сумма авансового платежа в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в п.2 ст.375 Кодекса, исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

6. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

Согласно п.11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, расходы по начислению налогов (кроме налогов, уплачиваемых за счет прибыли организации) признаются внереализационными расходами.

Начисленный налог на имущество (включая авансовые платежи) в регистрах бухгалтерского учета отражается следующей записью:

Дебет 91 субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на имущество"

- начислен налог (авансовый платеж по налогу) на имущество за соответствующий налоговый (отчетный) период.

Обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, исполняет обязанности головной организации по перечислению налога в доходы бюджета по своему местонахождению. Начисленные суммы налога признаются расходами организации. Таким образом, начисление налога в бухгалтерском учете головной организации следует отразить проводкой:

Дебет 91 субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 79

- начислен налог на имущество, подлежащий перечислению по местонахождению обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.

В учете филиала сумму налога, подлежащую перечислению, следует отразить проводкой:

Дебет 79 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на имущество"

- отражена сумма налога на имущество, подлежащая перечислению в бюджет.

Для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп.1 п.1 ст.264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией.

Согласно ст.318 НК РФ расходы по налогу на имущество считаются косвенными расходами и относятся на уменьшение налогооблагаемой прибыли того периода, за который они были начислены (если организация применяет в целях расчета налога на прибыль метод начисления).

При применении кассового метода определения доходов и расходов налог на имущество (авансовый платеж) признается расходом в том месяце, в котором он был фактически перечислен в бюджет (пп.3 п.3 ст.273 НК РФ).

7. Плюсы и минусы налога на имущество организаций в РФ

Преимущества налога на имущество для государства очевидны: регулярность поступления в бюджет, простота в контроле и исчислении. Однако и этот налог не лишен возможности ухода от уплаты. Осуществляется это не прямым сокрытием объектов налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика. Введение налога на недвижимость является перспективой реформирования всех имущественных налогов.

Главной проблемой взимания всех имущественных налогов, в том числе и налога на имущество предприятий, является несовпадение источника уплаты и объекта налогообложения. Это решается как с помощью льгот и ставок путем дифференцированного подхода либо к объектам налогообложения, либо к субъектам, так и отсрочек (рассрочек) в рамках предоставления налогового или инвестиционного кредита.

В таблице 2 показаны положительные и отрицательные стороны налога на имущество предприятий в РФ.

Таблица 2

Плюсы и минусы налога на имущество предприятий в РФ[5]

Для налогоплательщика

Для государства

ПЛЮСЫ

Более точное планирование налоговых платежей

Достаточно редкое изменение законодательной базы

Отсутствие сложностей при расчете льгот и сумм налога

Уменьшение облагаемой базы налога на прибыль

Объект трудно скрыть

Регулярный характер поступлений в бюджет

Достаточно прост для налогового контроля

МИНУСЫ

Уплата налога не зависит от результата деятельности

Не учитывается инфляция

Уход от налогообложения трудно доказуем

Заключение

Главной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. При этом основные принципы, на которых основывается налоговая реформа, заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощения налоговой системы.

Налоговое законодательство совершенствуется по многим направлениям, в том числе посредством замены действующей системы имущественных налогов и налога на землю одним налогом – налогом на недвижимость.

Организация налогообложения объектов недвижимости является сложной и специфической деятельностью, жизненно важной для финансовой обеспеченности регионов и муниципальных образований Российской Федерации.

Поступления имущественных налогов в региональные и местные бюджеты являются в большинстве случаев значительным источником финансирования ЖКХ, учреждений образования и здравоохранения и т.д.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) в ред. от 22.07.2005.

2. Верещагин С.А. Налог на имущество в 2004 году // Налоговый вестник, 2004, № 1. – с. 160.

3. Морозова Ж.А. Налог на имущество. – М.: «Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97», 2004. – с. 23 (источник «Консультант Плюс»)

4. Налоги: Учеб. Пособие. – 5-е изд.,  перераб. И доп. / Под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 190.

5. Поздняков Е.И., Титова И.Н. Совершенствование системы имущественных налогов в части оценки стоимости имущества для определения налогооблагаемой базы // Налоговый вестник, 2003, № 10.


[1] Налоговый кодекс РФ (часть вторая) в ред. от 22.07.2005.

[2] Налоговый кодекс РФ (часть вторая) в ред. от 22.07.2005.

[3] Верещагин С.А. Налог на имущество в 2004 году // Налоговый вестник, 2004, № 1. – с. 160.

[4] Морозова Ж.А. Налог на имущество. – М.: «Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97», 2004. – с. 23 (источник «Консультант Плюс»)

[5] Налоги: Учеб. Пособие. – 5-е изд.,  перераб. И доп. / Под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 190.