Содержание

1. Теоретическая часть. 4

Вопрос 1. Раскройте понятия «излишек покупателя» и «излишек продавца». Каков их экономический смысл? Приведите пример использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций. 4

Вопрос 2. Какими инструментами контроля над денежным предложением располагает Центральный банк? Объясните механизм действия каждого инструмента. 11

2. Практическая часть. 17

Задача 3. 17

Задача 4. 18

3. Тестовая часть. 19

Список литературы.. 25

1. Теоретическая часть

Вопрос 1. Раскройте понятия «излишек покупателя» и «излишек продавца». Каков их экономический смысл? Приведите пример использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций.

Обратимся  к множеству всех потребителей, предъявляющих свой спрос на данном рынке.

Рис. 1. Сумма излишков потребителя

Пусть на рынке сложилась цена Р0. Мы можем формально определить величину потребительского излишка для всей совокупности покупателей, действуя по аналогии с тем, как мы ее определили для отдельного покупателя. Рассмотрим фигуру Р0P*E, ограниченную кривой рыночного спроса Р*Е, осью цен и линией постоянной цены Р0 (рис. 1), и обозначим через W площадь этой фигуры. Так как при каждом значении цены объем рыночного спроса равен сумме объемов индивидуального спроса отдельных покупателей, фигуру Р0P*E можно разделить на части таким образом, что "ширина" каждой части при цене Р равна  - объему спроса i-го потребителя при данной цене. Площади этих частей W1, W2 ..., WN характеризуют значения излишка для 1-го, 2-го, ..., N-го потребителей. Таким образом формально определенный нами потребительский и лишек для рынка в целом есть сумма значений и лишка для отдельных потребителей:

W = W1 + W2 +... + WN.

Но все это ничего не говорит нам о том, что же характеризует сумма излишков потребителей. Индивидуальный излишек потребителя определяется превышением полезности покупки для индивида над затратами на ее приобретение. В связи с этим возникает естественный вопрос: уместно ли сложение излишков различных потребителей? Ведь тем самым мы складываем субъективные полезности продукта для различные потребителей - законно ли это? Можно ли суммировать мое наслаждение с твоим или его страдание с ее страданием?

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, рассмотрим снова упрощенный пример. Возьмем такой товар, который если и нужен потребителю, то в количестве одной штуки (примером такого товара могут служить пианино). Допустим, что на рынке восемь покупателей. В табл. 1 указаны значения полезности пианино для каждого из них в денежной форме. Будем считать, что объем мгновенного предложения равен пяти штукам. Легко убедиться, что цена равновесия установится между 22 и 26 тыс. руб. (неоднозначность цены равновесия - маленькое неудобство анализа рынка дискретного товара). Допустим, что в силу каких-то причин цена установилась на уровне 25 тыс. руб. Ясно, что пианино достанутся покупателям от А до E (табл. 1; рис. 2).

Таблица 1

Покупатели на рынке пианино

Покупатель

Полезность покупки, тыс. руб.

A B C D E F G H

50 40 35 30 26 22 18 15

Рис. 2. Формирование рыночного спроса на пианино

Итак, индивидуальная полезность, выраженная в денежной форме, у каждого потребителя сопоставима с ценой, и, следовательно, полезности для различных потребителей в такой форме сопоставимы друг с другом. А это уже довод в пользу их суммируемости[2, с. 99].

Но этого мало. Сумма полезностей для покупателей от А до E равна 181 тыс. руб. Нетрудно убедиться в том, что любое другое распределение пяти инструментов между покупателями привело бы к меньшей суммарной полезности - вместо кого-либо из "большой пятерки" пианино досталось бы покупателю, для которого полезность покупки оказалась бы меньше. Такая ситуация могла бы возникнуть, если бы цена на рынке была ниже равновесной.

Но и в том случае, когда цена выше равновесной, суммарная полезность совершенных покупок оказалась бы меньше, чем полученная выше величина, - не все из "большой пятерки" согласятся делать покупки при цене выше 26 тыс. руб.

Итак, рынок, находящийся в равновесии, распределяет предложенный объем продукта между покупателями таким образом, что суммарная полезность, полученная всеми покупателями, максимальна.

Этот вывод справедлив не только для такого своеобразного товара, как пианино; он остается в силе и для товара, приобретаемого покупателем в нескольких экземплярах, и для бесконечно делимого товара, но в этих случаях он потребовал бы значительно более развернутых обсуждений.

Таким образом, суммарная полезность, получаемая всей массой потребителей, является существенной характеристикой рынка, а это в свою очередь оправдывает использование суммарного потребительского излишка в качестве показателя выгоды, получаемой потребителями на рынке данного товара.

В табл. 2 суммарный излишек потребителя вычисляется дважды: в последней графе он рассматривается как сумма индивидуальных излишков, а в итоговой строке - как разность между суммарной полезностью и суммарными затратами на покупку. Это утверждение также является общим. На рис. 5 площадь четырехугольной фигуры OP*EQ0 характеризует суммарную полезность, площадь прямоугольника OР0EQ0 - суммарные затраты. Их разность - площадь фигуры Р0P*Е - соответствует суммарному излишку потребителей.

Таблица 2

Суммарный излишек потребителей на рынке пианино

Покупатель

Полезность, тыс. руб.

Затраты, тыс. руб.

Излишек, тыс. руб.

A B C D E F, G, H

50 40 35 30 26 -

25 25 25 25 25 -

25 15 10 5 1 -

Рис. 3. Излишки потребителей и производителей

Сколько-нибудь достоверно оценить ход кривой спроса в области нереально высоких цен практически невозможно. Поэтому практически невозможно оценить абсолютные значения ни суммарной полезности, ни суммарного излишка потребителей. Но это обстоятельство не препятствует определению приращений суммарного излишка при тех изменениях цен, которые могут иметь место в действительности. Поэтому величина суммарного излишка потребителей может отсчитываться от произвольного условно-максимального значения цены. Здесь возникает ситуация, аналогичная измерению электрического потенциала: потенциал любой точки электрического поля может быть принят за нулевой, и выбор этой точки никак не влияет на величину разности потенциалов между конкретными точками, которая и представляет реальный интерес.

Подобно суммарному излишку потребителей, можно говорить и о суммарном излишке производителей. Не вдаваясь здесь в подробности, укажем лишь, что графически он может быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнем рыночной цены - фигуры APEE на рис.4 . Сумма излишков потребителей и производителей - площадь фигуры АР*Е - характеризует общий эффект производства и потребления на рассматриваемом рынке.

Величины суммарных излишков потребителей и производителей весьма полезны при анализе изменений положения на рынке при тех или иных воздействиях на него со стороны государства, в частности при введении налогов.

На рынке существует один вид продукта. Всех покупателей мы можем объединить в одного покупателя, а всех продавцов – в одного продавца. Продавец и покупатель имеют заданную функцию спроса и предложения соответственно. Мы рассматриваем короткий период времени, когда выполняется условие ceteris paribus. И покупатель, и продавец могут, как угодно изменять цену.

 

Рис.4. График

Пусть в начальный момент времени цена равна P1. Тогда Q1>Q2. Существует некоторое избыточное предложение Q1 – Q2 = A. Для того, чтобы продать А, нужно уменьшить цену. Пусть начальная цена равняется P2. В этом случае Q1>Q2 – избыточный спрос дефицит. Возникает желание увеличить цену.

Если же в начальный момент времени цена равна PE. Если на рынке установилась ситуация, которая задается парой чисел (PE, QE), то А=0 и, если выполняется условие ceteris paribus, то рынок находится в равновесии. Отраслевое равновесие всегда задается парой чисел, а именно: равновесная цена и равновесный объем закупок (равновесный объем продаж).

Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели: при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.

Рис. 5. График

Предположим, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посередине: он был готов купить по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Сумма выигрышей называется потребительским излишком.

Предположим, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма всех выигрышей называется излишком продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.

 

Вопрос 2. Какими инструментами контроля над денежным предложением располагает Центральный банк? Объясните механизм действия каждого инструмента.

1. Операции на открытом рынке — наиболее важное средство контроля денежного предложения[1,с . 176].

Термин «операции на открытом рынке» относится к покупке и продаже государственных облигаций федеральными резервными банками на открытом рынке — т.е. к покупке и продаже облигаций коммерческим банкам и населению в целом.

Операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности[7, с. 55].

Операции на  открытом  рынке означают покупку или продажу государственных ценных бумаг Банком России банкам и населению. По сути  дела этот инструмент кредитно-денежной политики Банка России работает пока плохо.  Это происходит  из-за  нескольких причин[3, с. 115]:

1. Настороженность и недоверие участников рынка и  инвес­торов к государству, что вызвано печальным историческим опытом;

2. Неразработанность рыночных процедур реализации и  торговли государственными ценными бумагами;

3. Относительно невыгодными финансовыми  условиями  выпущенных российских облигаций;

4. Общим экономическим кризисом в хозяйстве,  который де­лает невыгодным  выпуск долговых обязательств вообще,  а госу­дарственных в частности[3,с . 54].

Банк России  выкупил весь заем выпущенный Минфином 1 июня

1991 года сроком на 30 лет и 1 октября 1991 года сроком  на  3 года. Эти  облигации в обязательном порядке куплены   Сбербан­ком и в добровольном - коммерческими банками.  Полагаю,  что с приобретением опыта и изменением конъюнктуры операции, проводи­мые Банком России на открытом рынке,  возымеют должный эффект, так как в мировой практике операции на открытом рынке - наибо­лее важное средство контроля денежного предложения.

Когда Банк России скупает государственные ценные бумаги у банков,  он оплачивает эти ценные бумаги увеличением  резервов банков на сумму покупки. Суть сделки состоит в повышении избы­точных резервов банков.  Их способность к кредитованию повыша­ется,  увеличивается и предложение денег. Если Банк России по­купает государственные ценные бумаги у населения, то воздейс­твие на резервы банка,  по существу, будет тоже самое. Человек продавший облигацию Банку России и получивший чек (или  налич­ность) на сумму ценной бумаги, вложит его в банк на свой счет.

Покупка облигаций  Банком  России у населения увеличивает не только фактические резервы,  но и текущие счета. В этом слу­чае банк  может выдать кредитов на всю сумму избыточных резер­вов, переведя обязательные резервы на резервный счет  в  Банке России. Когда имеет место  покупка  облигаций у банков, то они располагают всей суммой вырученных  денег  для  предоставления ссуд. Посредством  мультипликации  такое вливание денег в бан­ковскую систему создает новые депозиты и  кредиты,  увеличивая предложение денег.

Когда Банк России продает государственные  ценные  бумаги на открытом рынке,  то резервы банка понижаются. Банки оплачи­вают эти ценные бумаги,  выписывая чеки на свои корреспондент­ские вклады, тем самым, уменьшая свои резервы. Аналогичная си­туация происходит тогда,  когда Банк России продает ценные бу­маги населению.  Продажа  государственных ценных бумаг на 1000 рублей приведет к 5000-рублевому падению денежного предложения (независимо от того, продавались ли облигации банкам или насе­лению). Это происходит из-за свойства денежного мультипликато­ра действовать в прямом и обратном направлении,  соответствен­но увеличивая или уменьшая денежное предложение.

2. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.

Изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к созданию денег двумя путями[10,с .111]:

1) влияет на размер избыточных резервов;

2) изменяет размер денежного мультипликатора.

Так, например, в случае повышения установленной законом резервной нормы с 10 до 20% избыточные резервы понижаются с 3 тыс. до 1000 долл., и в то же время мультипликатор текущих счетов понижается с 10 до 5. Следовательно, способность банковской системы к созданию денег падает с 30 тыс. (3 тыс. долл. • 10) до 5 тыс. долл. (1000 долл. • 5).

Хотя изменение резервной нормы — это прием, обладающий мощным потенциалом, но на деле он используется не часто.

3. Изменение учетной ставки.

Одной из традиционных функций Центрального банка является роль «заимодателя в крайнем случае», т.е. Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам, которые обладают твердым финансовым положением, но неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного получения дополнительных средств. Так, каждый Федеральный резервный банк предоставляет краткосрочные ссуды коммерческим банкам своего округа.

Разумеется, важно, что коммерческий банк, берущий в федеральных резервных банках ссуды, увеличивает резервы коммерческих, расширяя тем самым возможность предоставления кредита населению.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику(ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, в течение 2001 г. ФРС 11 раз снижала учетную ставку для борьбы с начавшейся рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень в конце 2001 - начале 2002 гг. (1,75%) достиг самого низкого значения за последние 40 лет;

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику(ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов[12,с . 177].

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилами». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

В заключение нужно отметить, что на практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х - начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции - менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.

2. Практическая часть

Задача 3

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Даны три технологии, каждая из которых описывается производственной функцией:

Технология А: Q = 2K + 14 L

Технология Б: Q = min (2K,14 L)

Технология С: Q = K0,5L0,5

         Пусть К = 3, L = 5. Для каждой из трех технологий найти значения объема продукта, предельной производительности  капитала и среднкй производительности труда.

РЕШЕНИЕ 1. Объем продукта находим подставляя имеющиеся значения в  функции:

 Технология А: Q = 2K + 14 L = 2 * 3 + 14 * 5 = 6 + 70 = 76

Технология Б: Q = min (2K,14 L) = min (6;70) = 6

Технология С: Q = K0,5L0,5 = 1,7 * 2,23 = 4

 2. Средняя производительность труда равна отношению  Q к L

Технология А: 76 : 5 = 15,2

Технология Б: 6 : 5 = 1,2

Технология С: 4 : 5 = 0,8

3. Предельная  производительность капитала равна отношению капитала к объему производства:

Технология А: 3 : 76 =0,04

Технология Б: 3: 6 = 0,5

Технология В: 3:  4 =  0,75

Задача 4

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Пусть экономика характеризуется  следующими фактическими  агрегатными показателями(млрд. руб.)

- частные валовые инвестиции- 15

- частные сбережения – 35

- дефицит государственного бюджета – 10

Определить чистый экспорт

РЕШЕНИЕ

G – государственные расходы

Xn – чистый экспорт

J – инвестиции

С -  функция потребления

А – величина независимого потребления

S – сбережения

-S – долги

Рис. 6. График

Из рисунка  видно:

Долги + инвестиции + Сбережения = чистый экспорт

Чистый экспорт = -10 + 15 + 35 = 40 (млрд. руб.)

ОТВЕТ

         Чистый экспорт равен 40 млрд. руб.

3. Тестовая часть

ТЕСТ 5. Какое событие может привести  к росту равновесной цены на рынке товара А:

А) инфляционные ожидания  производителей товара А

Б) повышение рыночных цен товаров, дополняющих товар А в потреблении

В) рост доходов покупателей  товара А, если товар А – товар низшей категории

Г) снижение налоговой нагрузки на производителей товара А

ОТВЕТ

5 В)

Рыночное равновесие – это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Рис. 7. Рост равновесной цены

         Одним из факторов роста равновесной цены является сокращение предложения и рост спроса на товар. Рост доходов покупателей товара А может спровоцировать рост спроса на товара А, то естественно вызовет рост равновесной цены. Значит верен ответ в)  Ответ а)  не верен, так как инфляционные ожидания потребителя не являются фактором изменения  рыночной цены. Ответ б) не верен, так как  рыночные цены на товары, дополняющие товар А не являются фактором изменения равновесной цены. Ответ д) не верен, так как снижение налоговой нагрузки вызовет рост предложении и снижение  равновесной цены, но не рост.

ТЕСТ 6. В долгосрочном периоде  чистый монополист максимизирует прибыль, производя такой объем  продукта, при котором  предельные издержки равны:

А) средним общим издержкам

Б) предельному доходу

В) средним переменным издержкам

Г) рыночной цене продукта

ОТВЕТ

6б)

Фирма в условиях монополистической конкуренции

Рис. 8. Фирма в условиях монополистической конкуренции

На основе «золотого правила» фирмы , определяется оптимальный объем производства ОМ и соответствующая цена .

Совокупный доход фирмы в модели отразится прямоугольником . Средние переменные издержки – отрезок , а общая величина издержек – прямоугольником .

Возможная разница в площадях прямоугольников совокупного дохода  и совокупных издержек  покажет величину получаемой фирмой прибыли.

Значит верен  ответ Б) Ответы а), в) и г) неверны, так как они не относятся к случаю монополистической конкуренции.

ТЕСТ 7. Какое утверждение верно?

А) прогрессивные налоги усиливают налоговое бремя  на бедных

Б) все косвенные налоги являются прогрессивными

В) регрессивные налоги усиливают налоговое бремя  на бедных

Г) все прямые налоги являются регрессивными

ОТВЕТ

7В)

НАЛОГИ РЕГРЕССИВНЫЕ - налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины облагаемого дохода. Значит, чем ниже доход тем меньше ставка налога. То есть у наиболее бедных слоев  населения ставка  налога на доход выше. Значит верен ответ в) Ответ а) не верен, так как  при прогрессивных налогах ставка растет с ростом дохода, значит, высокий доход облагается высокой ставкой, а низкий доход – низкой, соответственно – страдают богатые, но не бедные. Ответ б) не верен, так как есть часть косвенных налогов, которые не обязательно являются прогрессивными. Ответ г) неверен, так как  часть прямых налогов может быть как прогрессивной, так и регрессивной.

ТЕСТ 8. Что относится к активным операциям коммерческого банка?

А) привлечение наличных денег  во вклады населения

Б) поступление денег  на расчетные счета предприятий в порядке безналичных расчетов

В) продажа дополнительного выпуска акций коммерческого банка

Г) продажа части свободных денежных ресурсов на рынке межбанковского кредита

ОТВЕТ

8Г)

Анализ использования активов банка показывает на какие цели и в каком объеме они предоставляются и может быть качественным и количественным. При качественном анализе:

- определяется перечень активных операций (или направления использования средств банка) на момент проведения анализа;

- рассматриваются изменения за выбранный промежуток времени;

- производят сравнение результатов и объемов активных операций, проводимых банком, с результатами и объемами активных операций других банков.

Основные направления размещения средств банка:

- касса;

- средства на резервном счете в ЦБ РФ;

- счета в банках-корреспондентах;

- кредиты;

- прочие дебиторы;

- ценные бумаги;

- основные средства;

- прочие активы.

Значит, верен ответ г), который подразумевает размещение средств банка в кредиты. Ответ а) не верен, так как привлечение вкладов формирует обязательства банка, что не является его активными операциями. Ответ б) не верен, так как поступление денег на расчетные счета предприятий  не является размещением средств  банка, также как и продажа дополнительного выпуска акций. Это пассивные операции банка.

ТЕСТ 9. Если в данном году валовые инвестиции составили 12 млрд. руб.,  а чистые инвестиции  - 5 млрд. руб., тогда в этом году объем капитала  в стране:

А) либо увеличится, либо уменьшиться

Б) вырос на 12 млрд. руб.

В) сократился на 5 млрд. руб.

Г) вырос на 7 млрд. руб.

Д) вырос на 5 млрд. руб.

ОТВЕТ

9Д)

ВИ = ЧИ + Н * К

Где    ВИ – валовые инвестиции

         ЧИ – чистые инвестиции

         Н – норма амортизации

         К – капитал

         Чистые инвестиции – это инвестиции увеличивающие наличный капитал, значит верен ответ д) По определению чистых инвестиций- это инвестиции, которые увеличивают капитал, значит, они не могут его уменьшить, то есть  ответы а) и в) не верен. Так объем инвестиций- это та сумма, на которую вырастет капитал, а она равна 5 млрд. руб. Значит ответы г) и б) неверны.

ТЕСТ 10. Какие мероприятия центрального банка  не противоречат друг другу?

А) продажа государственных ценных бумаг  и снижение норм обязательного резервирования вкладов

Б)  покупка государственных ценных бумаг  и повышение ставки рефинансирования

В) снижение учетной ставки и снижение норм обязательного резервирования вкладов

Г) повышение норм обязательного резервирования вкладов и продажа  государственных ценных бумаг

Д) ответы А) и Б)  верны

Е) ответы В)  и Г) верны

ОТВЕТ

10В)          В процессе банковской деятельности одним из направлений банковской политики является  повышение норм обязательного резервирования и учетной ставки при одновременной скупке ценных бумаг. Значит верен ответ В)

Продажа бумаг сопровождается повышением норм резервирования, значит ответ а ) не верен. Покупка бумаг сопровождается снижением учетной ставки, значит ответ б) не верен. Повышение норм  резервирования сопровождается скупкой бумаг, значит ответ г) не верен. Соответственно, не верны д) и е) ответы.

Список литературы

1.     Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособ.- Новосибирск: Лада, 2003

2.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Вопросы – ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособ.- М.: Контракт, Инфра-М, 2003

3.     Вилкас А., Карните Р. Теневая экономика Латвии. // ЭКО. – 2003. - №33. – с.140-141

4.     Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособ/ Под ред. А.И. Добрынина. – М. : инфра- М, 2002

5.     Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – Спб.: Питер, 2000. – Серия «Краткий курс»

6.     Курс экономической теории: Учебник/ Под общ ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Кисилевой. – Киров: АСА, 2001

7.     Макаров Д. Рыночной экономике – правовое государство. //  Вопросы экономики. – 2002. - №3. – с.45.

8.     Николаев И. Теневая экономика: причины, последствия, перспективы. // Общество и экономика.- 2002. - №6. – с.43.

9.     Шебуков Р. Планета «красных фонарей». // Аргументы и факты. – 2001. - №4. – с.15.

10.                        Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камева. – М.: ВЛАДОС, 2001

11.                       Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: Инфра- М, 2001

12.                       Экономическая теория:  Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: СПб УЭФ; Питер, 2001

13.                       Экономическая теория: Курс лекций/ Под ред. А.Ю. Шарипова, Л.Ю. Руди. В 2 частях. – Новосибирск: НГАЭ и У, 2002

14.                        Экономика: Учебник/ Под ред. А. Булатова. – М., 2003