Контрольная работа по бух. Учету

На тему основные средства. Синтетический и аналитический учет основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3

1 Понятие и классификация основных средств…………………………….4

2 Основные формы первичной документации по основным средствам………….…7

3 Синтетический и аналитический  учёт поступления основных средств……………………………………………………………………..…11

4.Синтетический и аналитический учёт амортизации основных средств………………………………………………………………………..15

5.Синтетический и аналитический учет операций по реализации  и выбытию основных средств……………………………………………..….18

6. Переоценка основных средств………………………………………..…20

7. Учет операций по текущему и капитальному ремонту  основных средств. ……………………………………………………………………...21 

8. Учет операций по аренде основных средств……………………..…….24

Литература………………………………………………………………..…27

Введение.

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе .Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает региональные процессы производства, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности.

Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранность всех средств хозяйства за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости продукции.

Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием основных фондов. Это объясняется тем, что они в своей совокупности образуют  производственно-техническую базу и определяют производственную цель хозяйства.

          Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько, правильно и достоверно проведена их оценка, имея в виду то, что неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину, но и вызвать:

·     неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), следовательно, доходности, рентабельности и прибыли;

·     искажение сумм причитающегося налога, как с имущества, так и с прибыли;

·     неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств;

·     неверное исчисление ряда технико-экономических показателей, характеризующих использование основных средств: износ, коэффициенты выбытия и поступления, широко применяемые показатели эффективности: фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность, неверно будет исчисляться и эффективность вложений в необоротные активы.

1. Понятие и классификация основных средств.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденным приказом министерства финансов РФ от 30 марта 2001 года № 26 «н»  основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организации в течение периода превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01 при принятии  к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное  выполнение следующих условий:

1)    использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказание услуг либо для управленческих нужд организации;

2)    использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3)    организацией не предполагается последующая перепродажа данного актива;

4)    способность приносить организации экономическую выгоду.

Под воздействием производственного процесса и внешней Среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

Главными задачами бухгалтерского учета основных средств является:

·        контроль за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия;

·        правильное и своевременное исчисление износа;

·        получение сведения для правильного расчета налога на имущество, перечисляемого в бюджет;

·        контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств;

·        контроль за эффективным использованием основных средств по времени и мощности;

·        получение данных для составления отчетности о наличии и движении основных средств.

Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходимо классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям народного хозяйства, степени использования и по принадлежности.

В соответствии с Типовой классификацией основные средства подразделяются следующим образом:

1) здания;

2) сооружения;

3) передаточные устройства;

4) машины и оборудование, в том числе:

а) силовые машины и оборудование;

б) рабочие машины и оборудование;

в) измерительные и регулирующие приборы;

г) вычислительная техника;

д) прочие машины и оборудование;

5) транспортные средства;

6) инструмент;

7) производственный инвентарь и принадлежности;

8) хозяйственный инвентарь;

9) рабочий и продуктивный скот;

10) много летние насаждения;

11) капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений);

12) прочие основные средства.

По отраслям народного хозяйства делятся на следующие группы: промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля, снабжение, сбыт, информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и другие. Классификация основных средств по типовому признаку и составляет основу аналитического учета.

          В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются:

1)    на принадлежащие организации на праве собственности( в том числе сданные в аренду);

2)    находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

3)    полученные организацией в аренду;

4)    полученные организацией в безвозмездное пользование;

5)    полученные организацией в доверительное управление.

          По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве);в ремонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.

          Единицей учета основных средств является отдельный  инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющие вместе одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентарный номер, который сохраняется за ним на  все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

          Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальная, восстановительная и остаточная.

          Первоначальная стоимость складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, определяется по договоренности сторон. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, считается их рыночная стоимость на дату оприходования.

          Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях.

        Остаточная  стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств.

           Именно по остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе, поэтому ее еще называют балансовой стоимостью.

 

2. Основные формы первичной документации по основным средствам

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться типовыми формами первичной учетной документации. Они принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". К ним, в частности, относятся:

·        Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1);

·        Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3);

·        Акт на списание основных средств (форма N ОС-4);

·        Акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а);

·        Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6);

·        Акт о приемке оборудования (форма N ОС-14);

·        Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15);

·        Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16).

Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

o   наименование документа;

o   дату составления документа;

o   наименование организации, от имени которой составлен документ;

o   содержание хозяйственной операции;

o   измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

o   наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

o   личные подписи указанных лиц.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Основным регистром аналитического учета основных средств является инвентарные карточки( форма № ОС-6 , форма № ОС-6а- инвентарная карточка группового учета объектов основных средств, форма № ОС-6б – инвентарная книга учета объектов основных средств), которые заводятся на каждый инвентарный объект.  

При небольшом количестве объектов основных средств, осуществляется запись в инвентарной книге, с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

 Инвентарные карточки или инвентарная книга заполняются на основании актов (накладных) приемки-передачи основных средств типовой формы ОС-1, а также на основании данных технических паспортов, иных документов на приобретение, сооружение, дооборудование, перемещение и списание объектов основных средств. Изменения объекта вследствие реконструкции, модернизации, ремонта и прочее вносятся в карточку на основании данных акта приемки-сдачи отремонтированных. реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). Если объект претерпел значительные изменения, допускается старую карточку заменить новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.

Отметки о выбытии основных средств, при передаче другому предприятию или продаже делаются на основании актов формы № ОС-1. При ликвидации основных средств основанием для отметки в карточке служат акты на списание формы № ОС-3, ОС-4.

Допускается в форме ОС-6, вести групповой учет однотипных объектов. При этом объекты должны иметь одно и то же производственно-хозяйственное назначение. Одинаковые технические характеристики, стоимость и поступить в эксплуатацию в одном календарном месяце. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.

Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.

В разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект.

Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

В карточке также отражают сведения о ремонте объекта основных средств. При значительном изменении качественных показателей основного средства в карточку заносят новые данные. Если это невозможно, то старую карточку заменяют новой. Старую карточку сохраняют как справочный документ.

Карточку заполняет бухгалтер на основании документов об оприходовании объекта основных средств.

Инвентарные карточки  группируются в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).

 При наличии большого количества объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.

Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также списанные с бухгалтерского учета в течение отчетного месяца находятся до конца месяца обособленно от инвентарных карточек других основных средств.

Аналогичные инвентарные карточки или инвентарная книга могут заводиться на арендованные основные средства, учитываемые организацией на забалансовых счетах.

Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

3.Синтетический и аналитический  учёт поступления основных средств.

Синтетический учет основных средств – это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящиеся в эксплуатации, в запасе и консервации.

Учет ведется в денежной оценке, в рублях, и балансовые счета:

01 «Основные средства» (активный);

02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

03 «Доходные вложения в материальные ценности» (активный);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный),

И при необходимости на забалансовые счета:

001 «Арендованные основные средства»;

011 « Основные средства, сданные в аренду»;

010 «Износ основных средств».

Счет 01«Основные средства»  предназначен  для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

По дебету счета 01 "Основные средства" отражают:

*       поступление (приобретенных, созданных, безвозмездно полученных) основных средств, зачисленных на баланс предприятия;

*       суммы расходов, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и пр.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта;

*       сумму дооценки стоимости объекта основных средств.

По кредиту счета 01 "Основные средства" отражают:

*       выбытие основных средств, в результате реализации, ликвидации, бесплатной передачи другим предприятиям;

*       частичные ликвидации;

*       сумму уценки стоимости основных средств.

Аналитический учет основных средств ведется по каждому объекту в отдельности и ведется в инвентарных карточках. В инвентарные карточки не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные карточки регистрируют в описях типовой формы. Описи карточек ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре по классификационным группам (видам)объектов основных средств. В случае, когда в результате реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, частичной ликвидации и переоценки объекта основных средств произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможны, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

В картотеке бухгалтерии инвентарные карточки располагаются по отраслевым группам основных средств ( промышленность, транспорт, строительство и т.д.), а внутри этих групп – по месту нахождения объектов ( цех, отдел), по видам ( здания, сооружения и т.д.) с подразделением на производственные и непроизводственные.

Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Поступают они в организацию в результате:

ü завершения строительно-монтажных работ;

ü безвозмездного поступления;

ü приобретения за плату;

ü поступления в качестве вклада в уставный капитал;

ü перехода прав собственности по окончанию срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);

ü выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;

ü получение объектов основных средств от государственного или муниципального органа при создании унитарной организации.

          Во всех случаях  ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).Такой же акт оформляется при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада(из запаса) в эксплуатацию.

Аналитический учет необоротных материальных активов ведется по каждому объекту этих активов. Под капитальными инвестициями понимают затраты предприятия на приобретение или создание основных средств, других необоротных материальных или нематериальных активов, а также затраты на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий.

Синтетический учет затрат на капитальные инвестиции осуществляется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по субсчетам:

08-1 "Приобретение земельных участков";

08-2 "Приобретение объектов природопользования";

08-3 "Строительство объектов основных средств";

08-4 "Приобретение объектов основных средств";

08-5 " Приобретение нематериальных активов ";

08-6 "Перевод молодняка животных в основное стадо";

08-7 "Приобретение взрослых животных".

По дебету счета 08 " Вложения во внеоборотные активы " и его субсчетов отражаются затраты на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, а по кредиту - их списание на себестоимость принятых в эксплуатацию объектов.

Аналитический учет капитальных инвестиций ведется соответственно по видам основных средств, другим материальным необоротным активам, нематериальным активам, а также по отдельным объектам капитальных вложений (инвентарным объектам).

На организацию учета капитальных инвестиций влияет способ выполнения работ: подрядным способом (то есть специализированными организациями на договорных началах) или хозяйственным способом (то есть силами и средствами самого предприятия).

При подрядном способе выполнения работ учет материальных, трудовых и финансовых затрат на выполняемые работы осуществляет сам подрядчик. Предприятие-заказчик, в данном случае, осуществляет только учет затрат на капитальные инвестиции и ведет расчеты с подрядчиком за выполненные и принятые по актам работы. Исходя из этого, предприятие-застройщик на стоимость выполненных и принятых по актам строительно-монтажных работ в бухгалтерском учете делает запись: Д08 К60

Такой же записью оформляется стоимость приобретенных объектов основных средств, не требующих монтажа (свободно стоящие станки, транспортные средства, измерительные приборы, производственный и хозяйственный инвентарь и др.).

По данным счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" исчисляют фактическую себестоимость законченных объектов строительства (реконструкции, модернизации, приобретения). Ввод в эксплуатацию каждого объекта оформляется актом приемки-передачи основных средств, служащего основанием на списание стоимости капитальных инвестиций на законченные объекты, а также зачисления их на баланс в состав основных средств.

Зачисление на баланс введенных в эксплуатацию основных средств по фактической себестоимости их строительства (изготовления, приобретения) в бухгалтерском учете отражается записью: Д01 К08.

Оприходование на баланс объектов основных средств, внесенных учредителями (участниками) в уставный капитал предприятия, по справедливой стоимости, согласованной сторонами, до 1 января 2000 года, оформлялось как Д01 К75. С 1 января 2000 года сумма дебиторской задолжности отражается как Д75/1 К80. Стоимость основных средств поступивших в качестве вклада – Д08 К75, а потом Д01 К08.

Основные средства, полученные в порядке бесплатной передачи от других юридических лиц, а так же в качестве субсидий Правительства РФ до 1 января 2000 года отражали как Д01 К83 "Добавочный капитал", по основным средствам производственного назначения, или Д01 К88 "Нераспределённая прибыль". С 1 января 2000 года подобные операции относят на прибыль – Д08 К99 "Прибыль и убытки". При этом стоимость безвозмездно полученных основных средств может отражаться на финансовом результате двумя способами:

1.     В момент принятия основных средств к учёту в первоначальной стоимости;

2.     По мере начисления амортизации по принятым основным средствам.

При втором способе по безвозмездно принятым основным средствам делаются проводки:

Д08 К98 – на первоначальную стоимость;

Д01 К08 – на первоначальную стоимость;

Д20,25,26,44 К02 – на сумму начисленной амортизации;

Д98 К99 – на сумму амортизации.

           При первом способе безвозмездно переданные ОС оформляются проводками: Д08 К99 и Д01 К08.

4.Синтетический и аналитический учёт амортизации основных средств.

В процессе эксплуатации основные средства, сохраняя свою первоначальную физическую форму, постепенно изнашиваются (физически, морально), передавая частями свою стоимость на себестоимость вновь созданного продукта. С целью накопления средств, для полного восстановления изношенных объектов стоимость снашиваемой части основных средств, в виде амортизационных отчислений, включают в затраты производства или обращения.

Положением (стандартом) бухгалтерского учета 6/97 "Основные средства" амортизация определена как систематическое распределение стоимости объекта основных средств, подлежащего амортизации, в течение срока его полезного использования.

Стоимость основных средств, подлежащая амортизации, определяется как разница между себестоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью. Под ликвидационной стоимостью понимают сумму, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) объекта после окончания срока его полезного использования (эксплуатации) за вычетом ожидаемых расходов, связанных с реализацией (ликвидацией) объекта.

Объектом амортизации являются основные средства, имеющие ограниченный срок полезного использования (земля, на пример, срок полезного использования которой не ограничен, не подлежит амортизации).

Сроком полезной эксплуатации основных средств является период, в течение которого предприятие предусматривает использовать соответствующий объект, или количество единиц продукции (услуг), которые предприятие ожидает получить от его использования. Срок полезного использования объектов основных средств определяется самим предприятием.

Для начисления амортизации предприятия могут применять:

*       линейный метод;

*       метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

*       метод уменьшаемого остатка;

*       метод списания стоимости пропорционально объёму продукции;

При линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объектов основных средств и норм амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Преимуществом линейного метода  является простота расчета и равномерность распределения суммы амортизации между учетными периодами, что обеспечивает сопоставимость себестоимости продукции с доходами от ее реализации.

Недостатком данного метода является то, что он не учитывает моральный износ основных средств, различие их производственной мощности в разные годы эксплуатации и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы использования. Поэтому предприятия могут применять метод ускоренной амортизации основных средств, при котором в первые годы эксплуатации основных средств списывается большая (основная) часть их стоимости с ежегодным снижением сумм и амортизационных отчислений.

Целесообразность применения методов ускоренной амортизации объясняется тем, что наибольшая интенсивность использования основных средств приходится на первые годы их эксплуатации, когда они физически и морально являются новыми. Кроме того, у предприятия накапливаются средства для замены амортизируемого объекта в случае его быстрого морального старения и инфляции.

При методе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет,остающиеся до конца срока службы,  а  в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

При методе уменьшаемого остатка стоимости основных средств норма амортизации умножается на коэффициент ускорения и применяется не к амортизируемой стоимости, а к остаточной стоимости объекта. Следовательно, в данном случае годовая сумма амортизации определяется путем умножения остаточной стоимости объекта основных средств на удвоенную норму амортизации, исчисленную исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта.

Коэффициент ускорения устанавливается в соответствии с законодательством РФ и применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.

При методе списания стоимости пропорционально объёму выпущенной продукции – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношению первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.. Основным недостатком этого метода является то, что в ряде случаев трудно определить выработку отдельных объектов основных средств.

Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств признается активом, и прекращается, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем погашения стоимости этого объекта, либо его списания в связи с прекращением права собственности. На период реконструкции, модернизации, дооборудования (достройки) и консервации (на срок более трёх месяцев) начисление амортизации основных средств приостанавливается.

Данные указанных расчетов служат обоснованием для отражения в учете суммы начисленной амортизации и износа основных средств.

Для учёта амортизации используют пассивный счёт 02 "Амортизация основных средств. К этому счёту могут быть открыты два субсчёта:

02-1 "Амортизация собственных основных средств";

02-2 "Амортизация имущества сданного в лизинг".

На первом субсчёте учитывают движение амортизации основных средств принадлежащих организации на правах собственности. На втором – движение амортизации по лизингу основных средств.

Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают проводкой Д20,23,35,36 К02. По основным средствам сданным в текущую аренду сумма отражается как Д99 К02, а по основным средствам непроизводственного назначения соответственно как Д29,84 К02.

При выбытии основных средств сумму амортизации по ним списывают как Д02 К91.

Аналитический учёт по счёту 02 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств и оформляют разработочной таблицей "Расчёт амортизации основных средств".

 

5.Синтетический и аналитический учет операций по реализации  и выбытию основных средств.

Согласно действующему законодательству предприятия имеют право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их, если они физически или морально устарели. Выбытие основных средств из предприятия оформляется актом на списание основных средств, в котором показывается первоначальная стоимость выбывающего объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта (реализация, ликвидация, безвозмездная передача), расходы связанные с выбытием объекта, а также сумма полученного дохода. На основании акта делают соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарном списке.

          В старом плане счетов учёт выбытия основных средств велся на активно-пассивном счёте 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств". В новом плане счетов – на счете 91 "Прочие расходы и доходы".

          По дебиту счета 91 отражают первоначальную стоимость основных средств, а так же расходы связанные с выбытием основных средств, НДС по основным средствам, а по кредиту – суммы амортизации по выбывшим основным средствам и выручку от ликвидации основных средств.

          Материальные ценности оставшиеся от списания основных средств приходуются по рыночной стоимости на дату списания и зачисляются на финансовый результат предприятия.

          При реализации основных средств их продажную стоимость отражают проводкой Д62,76 К91, одновременно первоначальную стоимость основных средств списывают проводкой Д91 К01, а сумму амортизации по реализованным основным средствам проводкой Д02 К91. В дебет 91 счёта списывают НДС – Д91 К68 и расходы по реализации основных средств – Д91 К20,23,70,69

Ликвидация и списание основных средств оформляется следующим образом:

          Д91 К01 – на первоначальную стоимость основных средств;

          Д02 К91 – на сумму амортизации:

          Д10 К99 – на стоимость поступивших материалов от ликвидации основных средств;

          При безвозмездной передаче основных средств их первоначальную стоимость списывают так: Д91 К01. Сумму начисленной амортизации отражают как Д02 К91. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают на убытки Д99 К91.

При безвозмездной передаче основных средств плательщиком НДС является сторона передающая эти средства. Безвозмездная передача основных производственных средств оформляется Актом приемки-передачи основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость передаваемого объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, ссылка на документ, на основе которого осуществляется передача.

Основные средства переданные в счёт вклада в уставной капитал других организаций определяют по стоимости согласованной между двумя сторонами и отражают как Д58 К91.

Д91 К01 – первоначальная стоимость;

Д02 К91 – сумма амортизации по переданным основным средствам.

Финансовый результат от реализации объектов основных средств определяется как разница между полученным доходом и себестоимостью реализованных активов с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.

Ликвидация основных средств оформляется актом на списание основных средств , а при ликвидации автотранспортных средств - актом на списание автотранспортных средств. В акте указывается техническое состояние и причина ликвидации, первоначальная стоимость объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, расходы по ликвидации, материальные ценности, полученные от ликвидации (металлолом, запасные части и др.), сумма дохода от ликвидации объекта.

6. Переоценка основных средств.

Начиная с 1 января 1999 года организации могут, не чаще одного раза в год, переоценивать полностью или частично объекты ОС по восстановительной стоимости путём индексации или прямого пересчёта по документально подтверждённым рыночным ценам, с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации.

В соответствии с письмом Госкомстата за номером 1-21-24-336 увеличение стоимости ОС отражается по Д01 К83("Добавочный капитал") - по объектам производственного назначения и К84 - по объектам не производственного назначения. Для уменьшения стоимости указанных ОС используют обратную проводку Д83,84 К01.

Увеличение суммы амортизации при переоценке ОС отражают как Д83,84 К02, а уменьшение как Д02 К83,84.

 

7. Учет операций по текущему и капитальному ремонту  основных средств.  

Для поддержания в рабочем состоянии основные средства требуют ремонта. Различают текущий, средний и капитальный ремонт.

Под текущим и средним ремонтом понимаются работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.

Капитальный ремонт производится периодически и включает в себя работы по разборке агрегатов оборудования, замены изношенных деталей на более современные, испытание агрегата, смену изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений и др. работы.

Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным и подрядным способами.

В зависимости от выбранного варианта учетной политики, затраты на текущий ремонт основных средств производственного назначения могут включаться в издержки производства (обращения) одним из способов:

1) путем включением фактических затрат в издержки производства (обращения);

2) путем создания резерва на ремонт;

3) путем создания ремонтного фонда;

4) путем отношения фактических затрат по ремонту на счет расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием.

При первом способе все затраты относятся на издержки производства (обращения) в том же периоде, когда произведен ремонт. В основном, этот способ применяют при небольшом объеме ремонтных работ.

При проведении ремонта подрядным способом делаются записи

Д 20, 23, 25, 26, 44    К 60, 76 предъявлении подрядчиком счета;

Д 19                            К 60, 78 сумму НДС;

Д 60, 76                      К 51 за выполненные работы.  

При хозяйственном способе:

Д 20, 23, 25, 26, 44    К 10, 69, 70...

При втором способе для финансирования ремонта начисляется резерв.

Нормативы отчислений в резерв предприятие устанавливает самостоятельно.

При подрядном способе:

Д 20, 23, 25, 26, 44    К 89       образование резерва;

Д 96                            К 60, 76 предъявлен счет подрядчика;

Д 19                            К 60, 76 на сумму НДС;

Д 60, 76                      К 51       перечисление за выполненные работы;

Д 96                           К 99  списание в конце года излишне начисленного резерва.

При хозяйственном способе аналогично:

Д 20, 25, 26, 44          К 96           образование резерва;

Д 96                            К 10, 69, 70  списание фактических затрат;

Д 96                            К 99 списание в конце года излишне начисленного резерва;

Д 20, 25, 26,97 44   К 10, 69, 70 затраты на ремонт при недостаточности ремонтного резерва;

Д 96                                К 97   списание затрат.

При третьем способе для финансирования ремонта основных средств создается ремонтный фонд. Он создается для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных средств. При этом варианте учете ремонта делаются такие же записи, как и во втором варианте, кроме записи по закрытию счета 96 (Д 96  К 99).

Четвертый способ используется, когда организацией не создается резерв или фонд и необходимо провести крупный внеплановый ремонт. В этом случае, чтобы не искажать величину себестоимости продукции, затраты по ремонту основных средств относят на сч. 97 «Расходы будущих периодов».

При подрядном способе:

Д 97                                 К 60, 76     фактические затраты на ремонт;

Д 20, 23, 25, 26, 44         К 97           списание затрат (равномерно);

При хозяйственном способе:

Д 97                                 К 10, 69, 70...      отражение фактических затрат на ремонт;

Д 20, 23, 25, 26, 44         К 97           списание затрат (равномерно).

Выбранный метод учета затрат на ремонт основных средств должен найти отражение в приказе об учетной политике организации и носить стабильный характер. Приемка отремонтированных основных средств оформляется актом          по форме№  ОС-3.

Реконструкция - полное или частичное переустройство и переоборудование (как правило без расширения) существующих зданий, сооружений и других объектов основных средств. Реконструкция приводит к изменению основных технических и экономических показателей объекта.

Дооборудование - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.

Согласно ПБУ 6/01, затраты на дооборудование основных средств могут увеличивать их первоначальную стоимость. Увеличение первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал предприятия.

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств затраты на дооборудование основных средств увеличивают их первоначальную стоимость только после того, как соответствующие работы полностью выполнены и оформлены актом приемки- сдачи отремонтированных объектов, составленный по форме № ОС-3.

До этого все расходы отражаются на счете 08.

Д сч. 08                  К сч.  10 (23,29,60,69,70,76…) дооборудование

Д сч. 01                  К сч.  08 увеличена первоначальна стоимость

Д сч.84                   К сч.  83 увеличение добавочного капитала.

Затраты на дооборудование основного средства некапитального характера могут включатся в себестоимость продукции.

 

 

 

 

8. Учет операций по аренде основных средств

Бухгалтерский учет арендованных основных средств осуществляется в зависимости от вида аренды: текущей или финансовой (лизинга).

Текущая аренда представляет собой временное получение основных средств от арендодателя за плату. Право собственности на основные средства остается за арендодателем. При текущей аренде основные средства не учитываются на балансе арендатора, а приходуются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Начисление арендной платы осуществляется по Д сч. 20, 25, 26  К 76, 60. Начисление арендной платы за весь срок аренды производится по Д сч. 97  К сч. 76, а затем сумма арендной платы равномерно включается в  затраты Д сч. 20, 25, 26  К 97.

Арендатор оплачивает арендодателю НДС Д 19  К 76, который подлежит возмещению из бюджета Д 68  К 19.

У арендодателя основные средства, переданные на условиях текущей аренды, числятся на балансе. Износ по таким объектам относится на внереализационные потери Д сч. 99  К сч. 02. Начисление арендной платы  Д 76  К 99, отдельно на сумму износа Д 76  К 68. Поступление арендной платы подлежит обложению НДС и налогом на прибыль. Арендная плата за сдачу в аренду земли НДС не облагается.

Лизинг -  вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем [4].

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по договору лизинга определен в приказе МФ РФ от 17 февраля 1997 г. №15.

В учетной политике организации необходимо отразить выбранные условия поставки лизингового имущества на баланс и вопрос о предстоящих лизинговых платежах в последующем отчетном периоде и до конца действия договора лизинга.

 Учет операций по лизингу основных средств у лизингодателя:

Д 08                  К 60 получено от поставщика лизинговое имущество;

Д 03          К 08 оприходовано имущество, предназначенное для сдачи по договору лизинга в аренду;

Д 76           К 91 отражена задолженность по лизинговым платежам  (если собственник лизингового имущества - лизингополучатель);

Д 50, 51            К 76 поступили лизинговые платежи от лизингополучателя;

Д 91          К 03  отражается стоимость переданного имущества (если имущество на балансе лизингополучателя);

Д 91           К 98    отражается разница между общей суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества;

сч. 021 “Основные средства, сданные в аренду” – перевод лизингового имущества на забалансовый счет;

Д 98           К 99     отражается финансовый результат.

Отражены расходы лизинговой компании:

Д 20           К 10,69,70... по содержанию аппарата;

Д 20           К 02                  амортизация основных средств;

Д 90                       К 20             списываются расходы лизинговой компании;

Д 62                       К 90             начислены лизинговые платежи за отчетный период       (если имущество на балансе  лизингодателя);          

Д 50, 51                 К 62                поступили лизинговые платежи от          

                                                              лизингополучателя;

Д 01                       К 03            отражается возврат имущества

                                                             (если имущество балансе  лизингодателя);   

Д 03                       К 76            то же по остаточной стоимости (если имущество на балансе  лизингополучателя).

Учет у лизингополучателя:

сч. 001                                      оприходование лизингового имущества

                                          (если имущество на балансе лизингодателя);

Д 20                        К 76 начислены лизинговые платежи;

Д 08                        К 76   то же, если имущество на лизингополучателя;

Д 01                        К 08           списываются затраты, связанные с получением лизингового имущества и стоимость этого имущества (если имущество на балансе  лизингополучатель

Д 76                                 “Задолженность по лизинговым платежам” 

К 76                                “Арендные обязательства” - начислены лизинговые платежи (если имущество на балансе  лизингополучателя);    

Д 20                        К 02 начислена амортизация;

К 001                              возвращено лизинговое имущество, числящееся на балансе лизингодателя;

Д 50, 51                  К 76 то же (если оно числится на балансе  лизингополучателя) при условии погашения всей суммы лизинговых платежей;

Д 01                        К 01 на первоначальную стоимость;

Д 02                        К 91 на сумму амортизации.

Отражение стоимости лизингового имущества при выкупе:

Д 98                          К 99

К 001                               если имущество на балансе  лизингодателя;

Д 01                        К 02 одновременно.

Если  имущество числится на балансе  лизингополучателя, то производится внутренняя запись по счетам 01 и 02.

Услуги по сдаче имущества в аренду по договору лизинга являются объектом налогообложения по НДС и налогу на прибыль. Освобождены от уплаты НДС лизинговые сделки малых предприятий.

Имущество, приобретенное и переданное по договору о лизинге, включается в налогооблагаемую базу при исчислении налога на имущество у лизингодателя.

                  

 

Литература.

1.   «О бухгалтерском учете».Федеральный закон от 21.11 96 г. № 129-ФЗ;

2.   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 2907.98 г. №34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. № 31н).

3.   План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утв. Приказом МФ РФ. 31.10.2000г. №94 н.

4.     Н. П. Кондраков «Бухгалтерский учёт», Москва, изд. ИНФРА-М, 2008 г.

5.     С. Н. Щадилова «Основы бухгалтерского учёта», Москва, изд. "Дело и Сервис", 1998 г.

6.     Ю.А. Бабаева «Бухгалтерский финансовый учет», Москва, 2003.