Содержание

Введение. 3

1. Понятие и признаки государства. 4

2. Концепции происхождения государства. 7

3. Форма государства. 13

4. Функции государства. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

Таким образом, целью данной работы  является рассмотрение государства как основного политического института.

1. Понятие и признаки государства

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

По нашему мнению, государство - это особая организация власти в обществе, обладающая следующими обязательными признаками:

1. Наличием собственной территории.

В условиях первобытнообщинного строя общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или ному роду или племени. С образованием государства публичная (государственная) власть начала распространяться на население в зависимости от территории проживания.

Каждое государство имеет строго определенную территорию, а население, проживающее на данной территории, превращается в подданных или граждан государства. Под территорией принято понимать определенное пространство, включающее в себя:

- землю и недра (сухопутная территория);

- морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию соответствующего государства, реки, озера, искусственные водохранилища (водная территория);

- воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория);

- объекты, приравненные к территориям государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, посольства и дипломатические миссии данного государства в других странах).[1]

Территория государства является своего рода материальной базой, без которой оно не может существовать.

2. Наличием публичной (государственной) власти.

В каждом государстве существует выделенный из общества аппарат власти, управления и принуждения, состоящий из профессиональных работников, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Свои должности эти люди занимают, как правило, путем избрания или назначения. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ. Аппарат принуждения состоит из особых отрядов специально подготовленных, вооруженных и облеченных властью людей. Государственная власть выступает от имени всего народа. Для того чтобы эффективно управлять, государство имеет специальные средства - места лишения свободы, оружие, технику, специальные органы принуждения, идеологию, право. В догосударственную эпоху власть имела общественный характер. Управленческие и властные функции в роду, племени или фратрии осуществляли люди, не выделяющиеся из общества и занятые наравне со всеми производством или добычей материальных благ. В обществе не было людей, которые бы только властвовали и управляли, а не участвовали непосредственно в производительном труде.

Высшим органом управления, принимающим наиболее важные решения, было общее собрание членов рода, племени. Оперативное управления делами осуществляли самые уважаемые члены рода или племени - старейшины и жрецы. Их власть опиралась на моральный авторитет, уважение, традиции и обычаи членов того или иного объединения.

3. Суверенитетом.

Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, а также ее самостоятельность и независимость на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть выступает от имени всего общества и распространяется на всех лиц, проживающих на определенной территории, а также обладает монополией на. применения насилия и установление общеобязательных правил поведения. Самостоятельность государственной власти на международной арене подразумевает ее способность независимо от Других государств формулировать и осуществлять как внешнюю" так и внутреннюю политику. Суверенитет - обязательный признак государства. Страна, не имеющая суверенитета, - колония дли доминион.[2]

4. Принудительным взиманием налогов и иных обязательных платежей. Государство устанавливает размер налогов и иных обязательных платежей, определяет процедуру их взимания и устанавливает ответственность за нарушение этих требований. Налоги, сборы, займы необходимы для того, чтобы осуществлять социальную политику государства (поддержка здравоохранения, культуры, образования и т. д.) и содержать государственный аппарат.

5. Наличием собственных символов, атрибутов и памятных дат. Каждое государство имеет свой гимн, герб, флаг, особенные формы обращения людей друг к другу, традиции и обычаи.

Рассмотрев подробно основные признаки государства, можно дать более широкое определение этого понятия.

Государство - это организация публичной политической власти экономически доминирующего класса, которая обладает профессиональным аппаратом управления, обособленным от общества, и навязывает с помощью специальных, средств и мер свою волю населению.

2. Концепции происхождения государства

Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.

1. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми""; "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу" (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленнос-ти государственной власти продолжало развивать христианство. "Всякая душа да будет покорна высшим властям,- говорится в послании апостола Павла к римлянам,- ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".[3]

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

2. Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических "оруженосцев", готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в "исторический", "судьбоносный", "решающий". Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.[4]

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические "оруженосцы".

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях "детские побасенки". Ее называли "доктриной прописей", антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

3. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура "впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...". Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

4. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770-1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - "абсолютная идея" ("мировой разум", "мировой дух").

В своем произведении "Философия права" Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало,- независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но не знает даже того, чего он хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула "Все действительное разумно" оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

5. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,- война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения". Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. "Государство и классы, - писал он, - начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства - образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания"

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.[5]

6. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

3. Форма государства

Форма государства - это внешняя организация власти в стране. Форма государства складывается из трех составляющих: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.[6]

Форма правления - это организация высших органов власти в государстве. Зная форму правления в государстве можно ответить на вопросы: кто правит, т. е. какие органы осуществляют верховную власть в стране (президент, король, царь, дума)? как высшие органы государства взаимодействуют между собой? каков порядок их формирования и роспуска и какова степень ответственности этих органов перед обществом?

Выделяются следующие основные виды форм правления:

1. Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве юридически принадлежит одному лицу, представителю правящей династии (король, царь, султан, эмир, раджа, шах, император). Монарх, как правило, получает свою власть по наследству.

Признаки монархии:

- существование единоличного главы государства;

- бессрочное правление;

- безответственность монарха;

- наследственный порядок передачи власти.

Монархические государства: Великобритания, Швеция, Саудовская Аравия, Япония, ОАЭ.

2. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются населением на прямую, либо формируются представительным общенациональным органом.

Признаки республики:

- коллективное правление, которое осуществляется не одним лицом, а системой государственных органов;

- взаимоотношения между высшими органами государственной власти построены по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- представительные органы власти и отдельные должностные лица избираются на определенный законом срок;

- высшие органы государственной власти несут ответственность перед народом.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государства, а также характер взаимоотношений центральных и региональных органов.

Существуют три основные формы государственного устройства:

1. Унитарное государство (Великобритания, Япония, Финляндия) - это единое слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Признаки унитарного государства:

- наличие единой конституции, нормы которой распространяются на всю территорию государства без каких-либо изъятий и ограничений;

- единая система высших государственных органов, власть которых распространяется на всю территорию государства;

- единое гражданство;

- единая система права;

- единая судебная система;

- территория подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не наделяются самостоятельностью.

2. Федеративное государство (Россия, США, Бразилия, Мексика) - союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов), каждое из которых имеет собственную компетенцию, систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти, бюджет, законодательство, собственность.

3. Конфедеративное государство - временная форма союза государств, которые объединяются для достижения определенной цели, но сохраняют свой суверенитет в полном объеме.[7]

Политический режим - под ним понимается характер разделения власти между аппаратом государства и обществом. Рассматривая политический режим мы даем ответы на следующие вопросы: какими методами государство осуществляет свои функции: с помощью насилия или без такового? Какими политическими правами и свободами обладают граждане страны? Выделяют следующие виды политических режимов:

1. Демократический политический режим - граждане пользуются широкими правами и свободами, не ущемляется свобода слова, печати, собраний, митингов. Государство осуществляет свои функции, преимущественно используя метод убеждения, а не принуждения.

2. Авторитарный (недемократический режим) политический режим - запрет основных прав и свобод граждан, цензура, использование насилия при осуществлении функций государства.

3. Тоталитарный политический режим - крайнее проявление авторитарного режима, характеризующееся полным контролем государства над личностью и всеми сферами жизни, произвол органов государственной власти (в особенности карательных органов), навязывание обществу единой идеологии.

4. Другие политические режимы, которые являются разновидностями перечисленных: либеральный, тиранический, деспотический и фашистский.

4. Функции государства

Функциями называют основные направления (стороны) деятельности государства. Функции характеризуют качественные свойства государства:

Характеристика функций государства:

1) каждая функция имеет свое содержание, включающее определенные виды деятельности государства.

2) реализация функций государством обеспечивает выполнение определенных целей. Они могут быть провозглашены в основном законе (конституции) государства.

3) в ходе выполнения своих функций, при движении к определенным целям государство вынуждено решать определенные задачи.

При выполнении каждой функции государство вынуждено реализовать разные цели и решать множество задач. Они могут вступать в противоречие между собой:

4) при осуществлении функций используются различные средства: материальные (деньги, производственные мощности, земля, полезные ископаемые); организационные (аппарат государства); идеологические; правовые.

5) функции выполняются в определенных формах;

6) они осуществляются определенными методами.

Характер функций государства определяется его сущностью, целями, задачами, интересами доминирующих групп и общества в целом. Поэтому через анализ функций государства мы даем характеристику его классово-групповой и общесоциальной стороны сущности.

Формы реализации функций связанные с правом (правовые):

1) правотворчество - издание нормативных актов, обязательных для исполнения всеми. Внешняя политика оформляется путем принятия двусторонних и многосторонних договоров.

2) правоисполнение - деятельность, заключающаяся в реализации норм права государственными органами.

3) правоохрана (правообеспечение) - деятельность по контролю (надзору) за исполнением норм права всеми и привлечению правонарушителей к ответственности.[8]

Не правовая форма осуществления функций государством. Произвол - деятельность, не урегулированная нормами права. Чаще применяется при ведении войн, осуществление революционных преобразований.

Методы осуществления функций государства:

1) насилие (принуждение). Чаще всего применяется при ведении военных действий, подавления восстаний народа, в борьбе с преступностью.

2) ненасильственные методы воздействия: воспитание, убеждение, поощрение, запугивание, вступление в соглашения, обман. Воздействие может осуществляться на сознание или психику людей.

Функции классифицируются по различным основаниям.

Классификация функций по степени важности:

а) основные;

б) не основные, второстепенные.

Классификация функций по сферам общественной жизни:

1) экономические функции. К ним относятся направления деятельности, связанные с производством, распределением и обменом материальных благ;

2) политические функции. Включают в себя деятельность по организации власти в стране;

3) идеологические функции. Это деятельность государства по сбору, хранению и распространению информации. Часто она направлена на формирование общественного сознания;

4) иногда выделяют отдельно социальную функцию государства. Классификация функций по границам деятельности государства и субъектам, которых она касается:

1) внешние функции: дипломатия, внешнеэкономическая деятельность, ведение войн, развитие культурных и научных связей, разведка, поддержание мирового правопорядка;

2) внутренние функции по урегулированию внутренней жизни страны: регулирование экономики, внутриполитических отношений, развитие науки, культуры, образования.

Классификация функций по продолжительности действия: 1) постоянные: регулирование торговли, строительства; 2) временные: отражение военного нападения.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены аспекты государства как основного политического института.

Государство не может существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимаются система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на разных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Так, раннее капиталистическое государство опиралось на свободную (стихийную) рыночную экономику, безраздельно господствующую частную собственность. Это дестабилизирующе действовало на общество: частная собственность порождала острую классовую борьбу, революционные выступления пролетариата, стихийный рынок - разрушительные кризисы. После крупных политических и экономических потрясений первой половины XX в. под давлением трудящихся государственно-правовое регулирование в экономической сфере было значительно усилено, что повлекло кардинальные изменения в данной сфере. Наряду с частным капиталом появились и получили развитие государственная, кооперативная и особенно акционерная собственность. Государство взяло на вооружение такие методы управления, как планирование и прогнозирование экономических процессов, стало проводить глубокую финансово-налоговую и кредитную политику. Все это обусловило появление у него новой основной функции - регулирования экономики в антикризисных целях, в интересах упрочения и развития общества. Параллельно с экономической государство стало выполнять и социальную функцию - принятие пенсионного законодательства, установление пособий безработным, минимальной заработной платы и др. Под воздействием государственно-правового регулирования общество обрело как бы второе дыхание.

Список литературы

1.           Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.

2.           Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.

3.           Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002.

4.           Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – Саратов: Юником «+», 2004.

5.           Теория государства. Учебник для вузов. / Под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2004.

6.           Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003.


[1] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002. – с. 105.

[2] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.  – с. 212.

[3] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с. 180.

[4] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 164.

[5] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 145.

[6] Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – Саратов: Юником «+», 2004. – с. 153.

[7] Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003. – с. 184.

[8] Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003. – с.195.