Содержание

Налоговая декларация................................................................................. 3

Почему НДС считается налогом с конечных потребителей а не с предприятий.......................................................................................................................... 9

Чем сходны и чем различны НДС и акцизы........................................... 12

Список литературы..................................................................................... 13

Налоговая декларация

В соответствии со ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Федеральным законом от 8.12.03 г. N 162-ФЗ (с изменениями от 11.03.04 г.) (далее - Закон N 162-ФЗ) в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены существенные изменения, в том числе и в части уголовной ответственности за налоговые преступления. Так, с учетом внесенных изменений и дополнений в ст.198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" УК РФ определено, что уклонение от уплаты налога (сбора) может быть осуществлено в случае:

непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

включения в налоговую декларацию или названные документы заведомо ложных сведений.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (произведенное тем или иным путем), совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцать месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

В целях данной статьи крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Следует обратить внимание на то, что новая редакция ст.198 УК РФ не предусматривает ранее содержавшуюся в примечании к статье возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, впервые совершившее преступление, способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Статья 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в случае непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений: уклонение, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Определение крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов дано в примечании к данной статье.

Помимо изменения редакций ст.198 и 199 УК РФ был дополнен новыми статьями, касающимися налоговых правонарушений. Так, налоговым агентам следует обратить внимание на ст.199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента" УК РФ. Понятие "налоговый агент" (в качестве которого могут выступать как юридические, так и физические лица) и его обязанности приведены в ст.24 НК РФ. Статьей 199.1 УК РФ установлено, что неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (следует обратить внимание на то, что определение крупного и особо крупного размера деяния в данной статье то же, что и в ст.199 УКРФ).

В соответствии с новой статьей 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов" сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя (но не физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст.46-48 НК РФ), совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере (определение крупного размера применительно к данной статье не дано) наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как видно из приведенных статей, одним из видов наказания за налоговые преступления является штраф. В связи с этим следует обратить внимание на то, что в ст.46 УК РФ, определяющую штраф как вид наказания, Законом N 162-ФЗ также были внесены изменения и дополнения. Штраф определяется как денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Штраф может быть установлен в размере от 2,5 тыс. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет. Но в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Закон N 162-ФЗ введен в действие со дня его официального опубликования ("Российская газета" от 16.12.03 г.). Однако в ст.4 этого Закона в части применения штрафов установлен специальный порядок, в соответствии с которым назначенное наказание в виде штрафа в размере минимального размера оплаты труда, не исполненное до введения в действие данного Закона, взыскивается в размерах, установленных приговором суда, вступившим в законную силу. Штраф, назначенный осужденному в качестве основного наказания, от уплаты которого он злостно уклоняется, с момента вступления в силу Закона N 162-ФЗ заменяется по правилам, установленным частью пятой ст.46 УК РФ.

В части административной ответственности за нарушение порядка представления отчетности следует иметь в виду ст.15.5 "Нарушение сроков представления налоговой декларации" КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (определение должностных лиц дано в ст.2.4 Кодекса) в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена ст.119 НК РФ. Следует иметь в виду, что все виды указанной ответственности (уголовная, административная, налоговая) могут быть применены к физическому лицу, достигшему к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста (соответственно ст.20 УК РФ, 2.3 КоАП РФ, 107 НК РФ).

Почему НДС считается налогом с конечных потребителей а не с предприятий

До настоящего времени не существовало и не существует в законодательстве и учебной литературе четкого определения, что же характеризует данный вид налога и что такое добавленная стоимость. Если представляется возможность накопленное в процессе производства изъять из результатов работы механизма, станка, паровоза, самолета, парохода, а не на стадиях купли-перепродажи, то можно говорить о НДС. Если же взять, например, такой вид товара, как работы и услуги (с них взимается в соответствии с законом НДС), драгоценные камни и металлы (золото, жемчуг и другие), то ничего они не производят в процессе эксплуатации и не могут давать добавленной стоимости, тем более, если они на входят в состав компонентов механизмов.

С одной стороны, ст. 1 Закона об НДС было определено, что "...налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения".

Однако, с другой стороны, ст. 7 Закона об НДС предусмотрено, что "...сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения". При этом статья 3 данного закона четко определяет, что "объектами налогообложения являются: а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг...".

Таким образом, на законодательном уровне были разделены два понятия:

- определение налога;

- порядок его исчисления.

Вместо обложения налогом разницы между стоимостью реализованной продукции и затратами на ее производство (что, собственно говоря, и представляет собой добавленную стоимость), налог рассчитывается как разница между суммами налогов (полученного от покупателей и оплаченного поставщикам).

"Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота... Однако продавец имеет право вычитать сумму налога, которую он согласно выписанным ему счетам-фактурам уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг..." - определение, содержащееся в Оксфордском толковом словаре "Бизнес";

"Таким образом, образование НДС основывается на принципе налога с оборота и принципе единого налога, то есть единого налога, выплачиваемого по частям", - констатируют генеральные инспекторы финансов Франции Ив Бернар и Жан-Клод Колли в "Толковом экономическом и финансовом словаре".

Приведем также достаточно обстоятельное разъяснение понятия "налог на добавленную стоимость", которое приведено в письме Минфина России от 27 августа 1996 г. N 04-03-20:

В связи со всем сказанным выше вызывает по меньшей мере недоумение вывод, сделанный Президиумом ВАС РФ в постановлении по конкретному арбитражному делу N 619/96 от 17 сентября 1996 г.: "...условием для возникновения обязанности налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость является наличие оборотов по реализации продукции (работ, услуг). Сами по себе обороты по реализации продукции (работ, услуг) не являются объектом налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет. По существу, объектом налогообложения является добавленная стоимость, определяемая как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных ресурсов, отнесенных на издержки обращения"[1].

"Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, который включается в цену товаров (работ, услуг) и, таким образом, оплачивается их потребителями. Налог на добавленную стоимость - это налог "на потребление", тяжесть бремени которого испытывают не только плательщики этого налога в бюджет, но и покупатели созданных в процессе производства и обращения материальных благ.

Чем сходны и чем различны НДС и акцизы

Акцизы введены Законом РФ от 6 декабря 1991г. Как и налог на добавленную стоимость, они имеют широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Такие платежи применялись и в СССР до налоговой реформы 1930г.

Акцизы, будучи косвенным налогом, имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам.

По российскому Закону акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара.

Налог на добавленную стоимость является разновидностью налога с оборота.

Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства товара (работ, услуг).

Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля 2005 г.).

2.     Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: МУФЭР, 2001.

3.     Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002.

4.      Пепеляева С. Г. Налоговое право. Учеб. пособие. М., 2002.


[1] Медведев А.Н. НДС: порядок исчисления и уплаты. - "Налоговый вестник", 2001 г.