СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   Принципы организации безналичных расчетов. 4

2.   Порядок открытия расчетного счета в банке. 7

3.   Организация межбанковских расчетов. 9

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 12

Задача 1. 12

Задача 2. 13

Задача 3. 15

Задача 4. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны: аккумулировать свободные денежные средства; выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов; производить эмиссию.

Система организации безналичных расчетов – не просто набор взаимосвязанных элементов. Организация этой системы базируется на трех составляющих:

1)     совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений;

2)     система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме;

3)     система платежных форм, документов и правил документооборота.

Система расчетов – динамическая и должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные платежи должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств.

Целью данной работы является изучение организации безналичных расчетов. Для достижения дано цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть принципы организации безналичных расчетов, раскрыть порядок открытия расчетного счета в банке, а также раскрыть особенности организации межбанковских расчетов.

1.    Принципы организации безналичных расчетов

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой.

Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали: согласие плательщика (акцепт) – как основание платежа; место платежа – банк (организатор и контролер безналичных расчетов); время платежа – после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита); источник платежа – собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение; форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте.[1]

До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. На ее долю в общем платежном обороте страны к началу 1990 г. приходилось около 44-45%, а в платежах за товары и услуги – 66-67%. Преобладающая роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов, разработанным и действовавшим в условиях административно-командной системы управления.

В настоящее время в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования акцептная форма расчетов отменена и хозяйству предложено использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.[2]

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе и принципов их организации.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия.

Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четко законодательное разграничение сферы наличного и безналичного денежного оборота.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное  требование, предъявляемое в  данном случае  банком к субъекту рынка – участнику расчетов, – это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Третий принцип – принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений.

Сейчас безналичные платежи между предприятиями проводятся за несколько часов, электронные технологии в основном вытеснили бумажный документооборот и ручной труд. Платежные системы стали столь эффективно проводить платежи предприятий, что ушли в прошлое такие негативные явления денежного оборота, как неплатежи, бартер, квази-денежные расчеты. Рынок платежных услуг для населения (пластиковые карты, быстрые переводы) прошел этап становления и наращивает свои объемы.

Количество клиентов, пользующихся платежными услугами банков, продолжает стремительно увеличиваться за счет физических лиц в рамках карточного бизнеса. Рост количества платежей по выплате заработной платы на карточки, очевидно, сохранится в ближайшие годы.

В наибольшей степени на технологии платежных систем в России повлияла большая открытость экономики для мирового рынка и западных платежных систем. Большинство современных технологий платежных систем пришло к нам за последние десять лет из-за рубежа. В нашей стране активизировали свою работу такие глобальные системы, как Swift, Visa и Europey, Western Union и другие. Банк России и российские коммерческие банки развивают собственные системы на основе западных технологий, становятся посредниками в продажах услуг западных платежных систем. [3]

2.    Порядок открытия расчетного счета в банке

Полноценная деятельность компании невозможна без открытого расчетного счета. Большинство банков требуют довольно стандартный набор документов для открытия счета.

Для открытия текущего (расчетного) счета в банк необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявления на открытие банковского счета.

2. Договора банковского счета в 2-х экземплярах.

Нотариально заверенные копии документов:

3. Устав предприятия (с изменениями и дополнениями).

4. Учредительный договор.

5. Документ о государственной регистрации.

6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

7. Банковскую карточку с образцами подписей и оттиска печати (на каждый открываемый в банке счет). Оттиск печати должен быть отчетливым. Печать может содержать наименование организации на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке, а также товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке.

Копии документов, заверенные печатью организации и подписью руководителя:

8. Решение единственного учредителя о создании организации.

9. Решение (протокол) уполномоченного Уставом органа организации о назначении (избрании) единоличного исполнительного органа.

10. Приказ руководителя о назначении на должность главного бухгалтера и других должностных лиц, имеющих право первой и второй подписи расчетных документов. В случае отсутствия в штате предприятия счетного работника необходима соответствующая запись в банковской карточке и приказ об отсутствии в штате главного бухгалтера и возложении его обязанностей на руководителя.

11. Справка из Госкомстата;

12. Копии лицензий (если имеются) удостоверенные подписью руководителя организации, открывающей счет, и печатью;

13. Анкета клиента - юридического лица.

По существующему законодательству организация может иметь неограниченное количество счетов, так что проблем при смене банка у вас не будет.

Индивидуальным предпринимателям для открытия расчетного счета в банк необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление на открытие счета;

2. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенная копия);

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия);

4. Справка (уведомление) из Комитета Госстатистики - ксерокопия.

5. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - ксерокопия.

6. Анкета клиента - физического лица.

7. Копии лицензий (если имеются) удостоверенные подписью руководителя организации, открывающей счет, и печатью;

8. Карточка с образцами подписей.[4]

3.    Организация межбанковских расчетов

Осуществление безналичных расчетов в хозяйстве между поставщиками и потребителями продукции обусловливает взаимные расчеты между банками. Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков. Межбанковские расчеты представляют собой совокупность расчетов между кредитными учреждениями и между их филиалами. Оба уровня межбанковских имеют как общие черты, так и определенные различия. Данные виды взаимоотношений кредитных учреждений различаются по форме организации и по экономическому содержанию.

Организационные различия заключаются в том, что при расчетах между кредитными организациями реализуются отношения экономических обособленных субъектов, а межфилиальные расчеты осуществляются в границах одного банка. Наиболее существенным является различие в этих видах расчетов по их экономическому содержанию. Внутреннее содержание расчетов между кредитными учреждениями и межфилиальных расчетов характеризуется границей платежа, способа взаимоотношений участников и техникой осуществления расчетов. Под границей платежа в данном случае понимается количество денежных средств, максимально возможных к переводу. При межфилиальных операциях такое количество фактически не ограничено. Платежи между кредитными организациями могут осуществляться лишь в рамках имеющихся у последних денежных средств.

Юридически  независимые  участники расчетов – кредитные  организации – самостоятельно определяют источники и пути размещения денежных средств. Следовательно, межбанковские отношения могут возникать только на договорных началах. Межфилиальные отношения, в том числе и расчетные, строятся на единых правилах, устанавливаемых головным банком для всех его подразделений. Различия в технике построения расчетных операций между банками вытекают из способа их взаимоотношений. Филиалы одного банка довольно жестко ограничены в выборе способов проведения платежа.

Осуществление межбанковских расчетов предполагает перевод денежных средств между обособленными банковскими учреждениями. Исполнение переводной операции происходит в рамках установленных правил, обязательных для всех сторон, участвующих в этой операции. Таким образом, организация межбанковских расчетов базируется на специфических отношениях, возникающих между банками. Эти отношения получили название корреспондентских отношений.

При проведении межбанковских расчетов используются три основных метода. 1) Первый метод состоит в списании и зачислении средств по счетам, открытым банками в центральном банке. 2) Второй метод включает проведение межбанковских платежей по счетам НОСТРО и ЛОРО, которые открываются банками друг у друга на двусторонней основе. 3) Третий метод заключается в том, что расчеты между банками осуществляются через счета, открытые либо в банке-корреспонденте, являющемся третьей стороной, либо в специализированной расчетной или клиринговой организации. Использование названных методов проведения межбанковских платежей обусловлено структурой платежной системы, характерной для всех стран с двухуровневой банковской системой. В число основных участников платежной системы входят центральный банк, коммерческие банки и небанковские учреждения.

В России  межбанковские расчеты  через корсчета  осуществляются с 1991 г. Из всего многообразия подсистем межбанковских расчетов можно представить в укрупненном виде следующие подсистемы, применяемые каждым коммерческим банком России.

Валовые (брутто) расчеты: через РКЦ; при прямых коротношениях с банками; Неттинг (клиринг) - расчеты внутри России через: РКЦ в порядке эксперимента; расчетные центры крупных банков по некоторому объему платежей; клиринговые центры по некоторому объему платежей; головной банк с другими филиалами банка (межфилиальные расчеты).

Ключевую роль в организации межбанковских и общехозяйственных расчетов играет Банк России. Согласно действующему законодательству, он является методологическим центром, а также органом контроля и надзора в данной сфере. Банк России организует и управляет через свои учреждения – расчетно-кассовые центры – системой перевода средств между банками на валовой основе, на которую приходится в России преобладающий объем межбанковских расчетов. Кроме того, на ЦБ РФ возложена обязанность проведения окончательных расчетов по клирингу путем перечисления по счетам, открытым в РКЦ, чистых обязательств и требований по результатам зачета. В случае необходимости для поддержания ликвидности коммерческих банков Банк России может оказать им услуги по завершению расчетов путем предоставления кредитов.

Для понимания порядка организации межбанковских расчетов важно знать и понимать экономическое содержание корсчета банка.

Корреспондентский счет, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия, но с учетом специфики деятельности банка. На счете (главным образом в РКЦ) хранятся временно свободные собственные и привлеченные средства коммерческих банков. Круг отражаемых здесь операций довольно широк.

Во-первых, это операции по кредитно-расчетному, кассовому и иному обслуживанию клиентуры самого банка: перечислению и взысканию денежных средств, обусловленных куплей-продажей товаров и услуг, расчетами с бюджетом по уплате налогов, сборов и пошлин, внебюджетными фондами, страховыми компаниями по всем видам страхования. Часть операций обусловлена приемом и выдачей клиентам наличных денег для выплаты заработной платы и премий работающим и для административно-хозяйственных расходов.

Во-вторых, это операции по межбанковским займам и депозитам, с ценными бумагами, по покупке-продаже валют, перечислению резервных требований.

В-третьих, это собственно хозяйственные операции банка, например платежи в бюджет и внебюджетные фонды, управленческие расходы и др.

Следует учитывать, что каждый банк может иметь не один корсчет, а несколько. В связи с этим все изложенные выше виды операций распределяются между всеми счетами банка. Характер и число счетов зависят от того, в каких подсистемах межбанковских расчетов задействован коммерческий банк. Организация коротношений в банках осуществляется соответствующими отделами, управлениями или секторами в составе операционно-расчетных центров.

В настоящее время межбанковские расчеты в РФ осуществляются в основном через корсчета, открытие в РКЦ, являющихся структурными подразделениями Банка России.

Основная функция РКЦ – проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Расчеты производятся на валовой основе. Вместе с тем РКЦ занимаются эмиссионно-кассовым, а также многими другими операциями. В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корсчета банков. Филиалы банков имеют корсчета типа субсчетов. Порядок открытия корсчетов в коммерческих банках определяется теми же нормами, которые действуют в отношении расчетных счетов клиентов банка. Через корсчета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своих клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корсчет – это своего рода «расчетный счет», на котором хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и неиспользованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).

Порядок осуществления расчетных операций через корсчета в Банк России, регламентируется Положением о безналичных расчетах в РФ № 2-П от 03.10.2002 г. Данное положение регламентирует организацию расчетов кредитных организаций через корсчета (субсчета), открытые в подразделениях расчетной сети Банка России, на валовой основе. Проведение расчетов на валовой основе предусматривает совершение перевода денежных средств индивидуально и последовательно по каждому расчетному документу.[5]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 1

Рассчитать реальную процентную ставку по депозиту на основе имеющейся информации. Сделать вывод о целесообразности размещения средств на депозит.

Показатель

Значение

Годовая номинальная процентная ставка по депозиту, %

125

Дата вклада (в текущем году)

01.05

Прогнозируемый годовой темп инфляции в следующем году, %

115

ИПЦ в текущем году, в % к декабрю предыдущего года:

декабрь

100

январь

106,6

февраль

113,4

март

120,1

апрель

127,5

Реальная процентная ставка - ставка, очищенная от инфляции. Рассчитывается как разница между номинальной ставкой процента и уровнем инфляции. Проявляется в двух видах: ex ante, то есть предполагаемая до наступления периода инфляции, которую ожидают заемщики и кредиторы в момент выдачи ссуд, и ex post, то есть реальная, фактическая, состоявшаяся.

Следовательно, реальная процентная ставка ex ante составит 11,5% (125% - 113,5%), где 113,5% - темп инфляции в текущем году; реальная процентная ставка ex post составит 10% (125% - 115%).

Так как номинальная ставка превышает темп инфляции (ожидаемой и фактической), следовательно, можно сделать вывод о целесообразности размещения денежных средств на депозит.

Задача 2

Определить, соответствует ли реальное количество денег в обращении действительной потребности в них. Сделать вывод о нехватке/избытке денежных средств в экономике и о последствиях, возможных в данной ситуации. Какие могут возникнуть сложности при использовании формулы К.Маркса на практике? Как определяется действительная потребность в деньгах в РФ?

Показатель

Сумма, млрд. руб.

Стоимость проданных в кредит товаров

928,2

Сумма выплаченного государственного долга

119,7

Задолженность предприятий железнодорожного транспорта бюджету

81,1

Стоимость оказанных услуг

700,4

Стоимость произведенных и реализованных товаров

2175,3

Задолженность государства перед предприятиями ж/д транспорта

700,5

Наличные деньги

56,6

Вклады до востребования и остатки средств на срочных счетах

25

Количество действительных денег, необходимых для обращения, зависит от соотношения объема реализуемых товаров, выраженных в действующих ценах, суммы предстоящих платежей и скорости обращения денег. Если количество реализуемых товаров и сумма их цен растет, а скорость обращения денежной единицы остается неизменной, то это вызовет рост количества денег в обращении. Сокращение объема реализации товаров и суммы предстоящих платежей при прежней скорости обращения денег приводит к снижению их количества в обращении.

                   КД = СЦТ - К + П - ВП / С

КД -количество денег, необходимое для обращения;

СЦТ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К - сумма цен товаров, проданных в кредит;

П- сумма платежей по обязательствам;

ВП- сумма взаимопогашаемых обязательств;

С- скорость оборота одноименной денежной единицы - быстрота их оборота при обслуживании сделок.

Найдем КД = 700,4 + 2175,3 – 928,2 + 119,7 – 700,5 – 81,1 = 1285,6 млрд. руб.

Таким образом, можно говорить о наличии избытка денежных средств в обращении. Следовательно, это может привести к инфляции и нестабильности в экономике, и как правило, к ускорению денежного оборота.

Уравнение обмена должно выполняться всегда, т.к. оно вытекает из классического закона денежного обращения, открытого К. Марксом. Он отвечает на вопрос, какое количество денег необходимо обществу для обслуживания товарного обобщения. Количество денег (КД) необходимое для обращения, прямо пропорционально сумме цен товаров (СЦТ) и обратно пропорционально скорости обращения денег (С): КД =  По этой формуле определяется потребность денег для обслуживания товарного обращения, т.е. наличных денег.

Главное условие стабильной денежной единицы страны - соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.

Денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопительных средств, обуславливающая экономические связи и принадлежащая физическим, юридическим лицам а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Для анализа изменений движение денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике используют денежные агрегаты М1; М2; М3; М4; М5;

М1 - наличные деньги в обращении: банкноты, монеты, казначейские билеты.

М2 - состоит из агрегата М1 и средств предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках, в т.ч. компенсация. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения, или чеки, либо аккредитивы, Именно агрегат М2 обслуживает операции по реализации ВВП, распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.

М3 - равняется М2 плюс срочные и сберегательные депозиты  в коммерческих банках, а так же краткосрочные государственные ценные бумаги. Сберегательные  депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечению определенного срока и, следовательно обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты.

М4 состоит из М3 и  сберегательных вкладов в специализированных кредитных учреждениях.

М5 включает агрегат М4 и депозитные сертификаты крупных коммерческих банков. Эта часть средств вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика показывает, что равновесие наступает когда М2 больше М1; оно укрепляется при М2+М3 больше М1.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного в безналичный оборот. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и т.д.

Задача 3

Торговая сделка оформлена простым векселем, сроком обращения 60 дней, который был учтен в банке. Определить доход и годовую доходность для продавца векселя и банка. Условия сделки представлены в таблице.

Показатель

Значение

Вексельная сумма, руб.

320 000

Дата составления

03.12.05

Дата учета

08.01.06

Процентная ставка, %

10,5

Учетная ставка, %

8,5

Операция учета (учет векселей) заключается в том, что банк до наступления платежа по векселю покупает его у предъявителя по цене ниже суммы векселя, т.е. приобретает его с дисконтом. Сумма, которую получает векселедержатель при досрочном учете векселя, называется дисконтированной величиной векселя. При этом банк удерживает в свою пользу проценты (дисконт) от суммы векселя за время, оставшееся до срока его погашения.

Для определения суммы при учете векселя рассчитываем число дней, оставшихся до погашения обязательств, которое в данном примере составляет 60 дней.

Доход банка при учете векселя составит: 320 000 руб. * 60/365 * 8,5% = 4471,2 руб.

Следовательно, предъявитель векселя получит сумму 315 528,8 руб., а банк при наступлении срока векселя реализует дисконт в размере 4471,2 руб.

Очевидно, что чем выше значение учетной ставки, тем больше дисконт.

Задача 4

Сравнить проценты к уплате, связанные с использованием револьверного кредита и отдельного кредита (ролл-овера) получаемого на условиях простого процента сроком на 1 месяц.

Исходные данные для расчета

Показатель

Значение

Сумма кредита, руб.

120 000

Ставка по кредиту, %

25

Комиссионные, %

3

Остаток на счете, руб.

27 856

Револьверный кредит – это возобновляемый кредит, предоставляемый на новый срок, автоматически продлеваемый в пределах установленного лимита и сроков погашения.

Динамика движения денежных средств на расчетном счете

День

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Приход

13850

36860

38232

8548

88960

15810

26660

311854

38888

42680

4962

27570

Расход

0

98765

48765

39652

56780

38563

45679

285675

10400

87994

12458

25431

День

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Приход

28471

18970

163958

10220

14836

57113

22428

23050

14000

21752

166875

52593

Расход

16778

114397

114397

27695

15678

87899

37665

19873

32455

14900

107953

0

Рассчитаем сумму процентов к уплате в зависимости от ежедневного погашения кредита поступлениями денежных средств на счет заемщика, с учетом первоначального остатка средств на счете. Следует помнить, что проценты начисляются со следующего дня, когда был взят кредит.

 

Проценты за день, руб.

остаток на счете

27856

-

кредит

120000

-

кредит 2 дня

98765

-

остаток на 3 день

32677

57,8

кредит 3 дня

48765

-

остаток на 4 день

72894

129,0

кредит 4 дня

39652

-

остаток на 5 день

23586

41,7

кредит 5 дня

56780

 

остаток на 6 день

64556

114,2

кредит 6 дня

38563

 

остаток на 7 день

76459

135,3

кредит 7 дня

45679

 

остаток на 8 день

-189716

0

кредит 8 дня

285675

 

остаток на 9 день

57071

101,0

кредит 9 дня

10400

 

остаток на 10 день

24791

43,9

кредит 10 дня

87994

-

остаток на 11 день

107823

190,8

кредит на 11 день

12458

-

остаток на 12 день

92711

164,0

кредит 12 дня

25431

-

остаток на 13 день

89671

158,7

кредит 13 дня

16778

-

остаток на 14 день

87479

154,8

кредит 14 дня

14577

-

остаток на 15 день

-61902

0,0

кредит на 15 день

114397

-

остаток на 16 день

42275

74,8

кредит 16 дня

27695

-

остаток на 17 день

55134

97,6

кредит 17 дня

15678

-

остаток на 18 день

13699

24,2

кредит 18 дня

87899

-

остаток на 19 день

79170

140,1

кредит 19 дня

37665

-

остаток на 20 день

93785

165,9

кредит 20 дня

19873

-

остаток на 21 день

99658

176,3

кредит на 21 день

32455

-

остаток на 22 день

110361

195,3

кредит 22 дня

14900

-

остаток на 23 день

-41614

0,0

кредит 23 дня

107953

191,0

остаток на 24 день

0

0,0

Сумма процентов за месяц

2356,4

Комиссия уплаченная, руб.

3600,0

ИТОГО:

5956,4

Ролл-овер кредит - разновидность средне- и долгосрочного кредита, предоставляемого по плавающим процентным ставкам на национальных и международных рынках ссудных капиталов. Особенность его заключается в том, что при согласованном между участниками кредитного соглашения общем сроке кредита его использование делится на временные отрезки (обычно 3 или 6 месяцев), для каждого из которых процентная ставка, в отличие от кредитов по фиксированной ставке, устанавливается вновь, исходя из конъюнктуры рынка краткосрочных капиталов.

Процент по данному кредиту определим как произведение суммы кредита, ставки и комиссионных: проценты к уплате за 1 мес. = (120 000 руб. * 25% годовых/12 мес. * 31 день/365 дней в году) + (120 000 руб. * 3%) = 212,3 + 3600 = 3812,3 руб.

Как видно из расчетов, сумма уплаченных процентов по кредиту револьверному превышает сумму процентов по кредиту ролл-овер на 2144,1 рубль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе и принципов их организации: осуществление безналичных расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств; платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете; принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения;

Полноценная деятельность компании невозможна без открытого расчетного счета. Большинство банков требуют довольно стандартный набор документов для открытия счета.

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков. Межбанковские расчеты представляют собой совокупность расчетов между кредитными учреждениями и между их филиалами. Оба уровня межбанковских имеют как общие черты, так и определенные различия. Данные виды взаимоотношений кредитных учреждений различаются по форме организации и по экономическому содержанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Ануреев С.В. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, и влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. – 2003. – № 6. – С. 12-24.

2.      Банковское дело: Учебник / Под ред. Белоглазовой Г.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 591 с.

3.      Банковское дело: Учебник / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2004. – 751 с.

4.      Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 667 с.

5.      Березина М.П. О необходимости дальнейшего реформирования расчетов в России // Финансы. – 2003. – № 7. – С. 13-16.

6.      Букато В.И., Головин Ю.В. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 367 с.

7.      Масленченков Ю.С. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2003. – 399 с.

8.     О безналичных расчетах в Российской Федерации. Положение ЦБ РФ № 2-П от 03.10.2002 г. ( в ред. Указания ЦБ РФ от 11.06.2004 г. № 1442-У)

9.     О банках и банковской деятельности. Федеральный закон Российской федерации от 02.12.90 г. №395-1 (в ред. 07.08.2001 г.)

10.           Гражданский кодекс


[1] Банковское дело: Учебник / Под ред. Белоглазовой Г.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 318.

[2] Ануреев С.В. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, и влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. – 2003. – № 6. – с. 12.

[3] Ануреев С.В. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, и влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. – 2003. – № 6. – с. 13-19.

[4] Ануреев С.В. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, и влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. – 2003. – № 6. – С. 21-24.

[5] Масленченков Ю.С. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2003. – с. 248-251, 255-256.