Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Нормативное регулирование учета затрат в нефтедобывающей промышленности                                                                                                     5

2. Особенности нефтедобычи и их влияние на учет и калькулирование           6

3. Порядок разграничения затрат между нефтью и газом                                  13

4. Калькулирование себестоимости нефти и газа                                               15

Практическая часть                                                                                               18

Заключение                                                                                                            30

Литература                                                                                                             31

 

Введение

В русском языке слово “калькуляция” появилось, видимо, во второй половине XIX в, так как ни толковый словарь В. И. Даля, ни энциклопедические словари Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона не содержат определения этого слова.

В начале XX в понятия “калькуляция” и “калькуляционный счет” уже широко применяются, и под “калькуляцией” понимается исчисление себестоимости единицы продукции. В словаре русского языка С.И. Ожегова калькулирование определяется как вычисление стоимости товара, величины издержек.

Чтобы продолжить разговор о калькулировании, охарактеризуем в общих чертах процесс производства.

Любое производство имеет общие черты, одинаковые основные компоненты, ибо в конечном счете всегда предполагает взаимодействие трех основных факторов рабочей силы, предметов труда и средств труда.

Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду, являющаяся главным условием производства в любом обществе. Для того чтобы совершался процесс производства, рабочая сила должна всякий раз приводиться в действие, иначе говоря, потребляться. Потребление рабочей силы есть труд, т. е. целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей.

Предметы труда - это то, на что направлен труд человека и что составляет материальную основу будущего продукта. В современных условиях в подавляющем большинстве случаев предметы труда сами являются продуктом предшествующего труда: металл на машиностроительном заводе, цемент в строительстве, хлопок на прядильной фабрике и т.д., но все они черпаются из кладовых природы.

Средства труда - это вещи или комплекс вещей, которые служат в качестве проводника воздействия человека на предмет труда.

Предметы и средства труда в совокупности выступают как средства производства. В отличие от рабочей силы они являются вещественным фактором производства.

Процесс производства - это объединение средств производства с рабочей силой, в результате взаимодействия которых создается продукт, имеющий определенную потребительную стоимость.

Производственное потребление ресурсов совершается в процессе труда, который из-за методологических особенностей не может быть объектом бухгалтерского учета. Он является для системы бухгалтерского учета своего рода черным ящиком.

Исчисление себестоимости конечного продукта - это плод работы всей системы бухгалтерского учета, следствие выполнения нескольких взаимосвязанных этапов обработки информации о потребленных средствах производства и трудовых ресурсах. Калькулирование как совокупность приемов аналитического учета затрат на производство и расчетных процедур исчисления себестоимости готового продукта входит составной частью в более общую систему производственного учета, охватывающую все аспекты подготовки и получения информации о процессе производства (о затратах и результатах этого процесса).

Учет калькуляции себестоимостью продукции в промышленности и будет целью данной работы.

Для этого решим следующие задачи:

·        изучим сщность калькулирования

·        учет затрат на производство

·        учет затрат на производство в нефтедобывающей промышленности

1. Нормативное регулирование учета затрат в нефтедобывающей промышленности

Действующая в России система платного недропользования (система налогов и платежей при пользовании недрами) регулируется Законом РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. С 1 января 2002 г. вступила в силу последняя редакция упомянутого закона, а также главы 25, 26 Налогового кодекса, регламентирующие порядок обложения налогом на прибыль и налогом на добычу природных ресурсов. Система платного недропользования в рамках лицензионного режима базируется на двух основных компонентах:

·                     система налогов (Налоговый кодекс, другие законодательные и нормативные акты о налогах): налог на добычу полезных ископаемых; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (проект); налог на прибыль; другие налоги и сборы (налог на землю и др.);

·                     система неналоговых платежей и сборов (Закон РФ "О недрах"): разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами: сбор за участие в конкурсе; сбор за выдачу лицензии: плата за геологическую информацию о недрах.

В рамках внесения изменений в Закон о недрах из системы исключены: отчисления на ВСМБ, акцизы и платежи за добычу полезных ископаемых в составе платы за пользование недрами (заменены налогом на добычу полезных ископаемых). По новому порядку система также включает налоги и сборы, установленные в соответствии с действующим законодательством.

Плата за пользование недрами разделена на разовые, взимаемые при наступлении определенных событий и известные в зарубежной практике как бонусы, и регулярные платежи, объединяющие платежи за поиск, оценку, разведку, изучение месторождений и др., и известные в зарубежной практике как ренталс. Новая редакция Закона о недрах в части платежей при пользовании недрами представляет более систематизированную и детализированную систему платежей. Добавлены только платежи за оценку месторождений.

Законодательно закреплены: порядок определения времени уплаты разовых платежей, минимальный размер разовых платежей (не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации).

Уточнен порядок определения ставок, условия взимания регулярных платежей (разовые, как раньше, фиксируются в лицензии): пределы устанавливает Правительство РФ, конкретные ставки - исполнительный орган субъекта Федерации, если конкретный размер не установлен, то он принимается равным максимальной ставке.

Дальнейшее совершенствование системы платежей при пользовании природными ресурсами должно осуществляться в направлении эффективного использования имеющихся балансовых запасов в соответствии с предоставленными лицензиями, а также стимулирования разведки и разработки новых месторождений.

Сложившаяся ситуация требует усиления государственного контроля за выполнением условий лицензионных соглашений, главным образом, на предмет выполнения намечаемой программы и своевременного введения месторождений в промышленную эксплуатацию. Отсутствует эффективный механизм приостановления права пользования недрами.

2. Особенности нефтедобычи и их влияние на учет и калькулирование

Оценка добытого полезного ископаемого, в нашем случае сырой нефти, конденсата, попутной продукции, для целей определения базы обложения налогами на добычу природных ресурсов, на прибыль, на добавленную стоимость и др. является ключевой проблемой действующей налоговой системы. Причина - в высокой степени вертикальной интеграции нефтяного рынка, когда одна нефтяная компания (непосредственно или через аффилированных лиц) объединяет всю технологическую цепочку продвижения нефтяного сырья от его добычи до экспорта или розничной продажи продуктов его переработки. Стремление государства изъять высокий рентный доход, создаваемый в нефтедобывающей отрасли, наталкивается на перераспределение доходов из добывающего сектора в сектор сбыта через трансфертное ценообразование, снижая тем самым в 2-3 раза налоговое бремя на добываемую тонну и лишая "нефтяные регионы" львиной доли налоговых доходов от природных ресурсов. В этой связи решение проблемы определения "справедливой" цены нефти (рыночной цены) имеет большую актуальность не только в целях компенсации выпадающих доходов, но и реализации права государства как собственника недр на часть создаваемого за счет их использования дохода - ренту.

Практика показывает, что возможны два административных варианта решения данной проблемы.

Первый заключается во взимании налогов в твердой сумме от единицы добываемого углеводородного сырья. Подобная практика призвана нивелировать проблему определения рыночной цены нефти и реализуется на примере налога на добычу, который в отношении нефти и конденсата взимается по твердой ставке в рублях за тонну первые три года существования налога. Этот показатель контролировать проще, чем применяемые цены. Однако с целью взимания налога в сумме, наиболее приближенной к реальной экономической ситуации, а также ввиду того, что одинаковым для всех производителей рентный налог быть не может, применяют различные коэффициенты, в частности твердая ставка корректируется на коэффициент изменения мировой цены на российскую нефть и изменение валютного курса рубля. Предполагается, что при 8 долл. за баррель нефти налог не взимается. Государство берет на себя риски, связанные с падением цен на мировом рынке. При росте цен налог взимается в значительно большем объеме. Несмотря на то, что твердая ставка значительно упрощает механизм исчисления налога и контроля, ее использование все равно сопряжено с учетом конъюнктуры цен единственной категории, способной отразить все особенности производимого продукта (нефти).

Твердая ставка применяется с учетом ценового коэффициента. Коэффициенты, учитывающие структуру и выработанность запасов, качество нефти, среднюю дебитность фонда скважин и др., были исключены в ходе подготовки законопроекта. В принципе такой подход менее болезнен для крупных компаний, обрабатывающих десятки разнорентабельных месторождений (за исключением НК "Татнефть"). Мелкие и средние производители, владеющие лицензией на 1-2 месторождения, да еще с низкой рентабельностью, будут поставлены в заведомо худшее положение при первом же падении мировых цен.

Представленный порядок определения твердой ставки значительно упрощает механизм налогообложения. За 10 лет существования прежней системы единый и эффективный механизм учета всех факторов так и не был создан, не решена эта проблема и новым налогом. На наш взгляд, ее можно решить за счет внедрения дифференцированной системы льгот по нефти в разрезе ее качественных характеристик и условий добычи, в чем и должен проявиться рентный характер нового налога.

Применяемый с твердой ставкой коэффициент учитывает только изменение мировых цен. Изменение внутренних цен не принимается во внимание, в то время как больше трети добываемой нефти остается в стране для внутреннего потребления и переработки, где пока действуют другие факторы и порядок ценообразования. Учет только мировых цен ставит в невыгодное положение компании с низкой долей экспорта. Чем ниже доля, тем выше налоговая нагрузка на вновь разрабатываемые проекты, поскольку снижается "пороговое" значение мировой цены на нефть.

Для решения поставленных вопросов считаем необходимым ввести дополнительный коэффициент, учитывающий фактор качества добываемой и реализуемой нефти. Качество нефти следует определять по двум основным показателям: плотность и содержание серы. Разница в плотности нефти в каждые 5 кг/см3 и по сере в 0,1% по сравнению с базовыми величинами уменьшает/увеличивает сумму налога, рассчитанную по твердой ставке с учетом ценового коэффициента, на определенные величины.

Учитывая вышеперечисленные проблемы, связанные с применением твердой ставки при обложении недропользования, необходимо отметить, что использование твердой ставки налога не может распространено на другие налоги (налог на прибыль, оборотные налоги), где проблема трансфертных цен также имеет острый характер. Именно поэтому проблема определения "справедливой" рыночной цены добытой и реализуемой нефти не теряет актуальности.

Второй вариант решения поставленной проблемы заключается в определении цепы для целей налогообложения добытой и реализуемой нефти расчетным путем, то есть косвенными методами.

Расчетный порядок также находит отражение в российском законодательстве. В статье 40 НК в случае отсутствии возможности определения рыночной цены предусматриваются два метода определения расчетной цены: последующей реализации и затратный.

Недостаточная детализация прописанных норм компенсируется особенностями использования рассматриваемого минерального ресурса. Конечное использование нефти практически всецело выступает в форме потребления нефтепродуктов, полученных от ее переработки. Следовательно, дальнейшее продвижение нефти после добычи связано с се вовлечением в другой производственный процесс в качестве сырья, а метод последующей реализации подразумевает лишь перепродажу товаров. Кроме того, практика показывает, что загрузку даже своих собственных НПЗ нефтяные компании осуществляют на давальческой основе, то есть оплачивают только оказанную услугу по переработке нефти с целью более эффективной централизации товарных и финансовых потоков. Поэтому возможность использовать метод последующей реализации в нефтяной отрасли практически отсутствует.

Применение затратного подхода также затруднительно, поскольку те же категории "обычные затраты" и "обычная прибыль" налогоплательщика в нефтедобывающей промышленности не могут быть реально оценены в условиях сложившихся диспропорций воспроизводственного процесса. В этой ситуации создание информационной базы по подобным категориям нецелесообразно, поскольку очевидно, что осуществляемые сделки отражают не реальную действительность, а бюджетные показатели дочерних структур нефтяных компаний. [7, стр.184]

Расчетный порядок определения цены нефти для целей налогообложения предусмотрен также налогом на добычу полезных ископаемых. Вводится новый, третий, метод, основанный на данных налогового учета. Однако при расчете стоимости данным методом учитываются только расходы налогоплательщика, которые в сумме и составляют стоимость добытых полезных ископаемых, хотя налоговый учет предусматривает обобщение информации, в том числе и по доходам.

Получаемая таким образом цена не будет соответствовать рыночной, поскольку для расчета берутся только расходы, которые непосредственно относятся к добытым полезным ископаемым и связаны с их производством. В отличие от налога на прибыль, в расчет не принимаются расходы, не связанные с производством ископаемых. Хотя все эти расходы включаются в себестоимость, а следовательно, являются составной частью цены, формируемой в нормальных условиях. Кроме того, в расчет не принимается даже минимальный уровень рентабельности добывающего предприятия. Создается впечатление, что узаконен порядок трансфертного образования цены нефтяными компаниями, когда стоимость нефти, передаваемой добывающим предприятием, едва погашает понесенные расходы при ее добыче.

В сложившихся условиях "справедливую" цену сырой нефти можно определить расчетным путем, исходя из реальной рыночной стоимости конечных товарных продуктов, получаемых при переработке сырой нефти, с которыми нефтяные компании выходят на рынок, и манипуляция с ценами которых затруднительна. При этом наиболее приемлемым методом можно считать так называемый метод обратного счета - метод восстановления стоимости сырья исходя из цен продуктов, полученных при его переработке. В нефтяной промышленности можно использовать коэффициент сложности нефтеперерабатывающего завода, получивший распространение в мировой практике для целей определения потенциала НПЗ в производстве различных продуктов. Для целей расчета налоговой цены косвенным методом данный коэффициент должен учитывать фактическую загрузку имеющихся мощностей НПЗ за определенный период времени, например, предшествующий отчетному.

Действующими нормами статьи 40 Налогового кодекса в части пункта 10 предусмотрены три критерия применения косвенных методов определения цены реализуемой (передаваемой) продукции для целей налогообложения: отсутствие на соответствующем рынке сделок по идентичной продукции; отсутствие предложения на рынке идентичной продукции: отсутствие (недоступность) источников информации о рыночных ценах.

В России специализированными организациями ежегодно добывается и реализуется для целей дальнейшей переработки или экспорта более 300 млн. т сырой нефти. Процесс реализации продукции в любом случае сопровождается документальным оформлением, и. соответственно, рынок сделок формируется в любом случае. Также проводится и мониторинг цен на рынке сырой нефти и нефтепродуктов. Сущность проблемы не в том. что отсутствуют сделки или предложение по идентичным товарам и недоступна информация, как правило, из-за ее высокой стоимости, а в том, что трансфертная политика нефтяных компаний искусственно формирует на региональных рынках сырой нефти требуемые цены.

В этой связи большое значение в принятии решения о применении косвенных методов для целей расчета налоговой цены реализации должна играть не только невозможность определения цены на рассматриваемом рынке продавца, но и степень его самостоятельности в определении условий (в частности, цен) реализации сырой нефти. Выявить зависимость контрагентов по сделкам будет не просто, тем более, если эта зависимость сознательно скрыта и имеет в большинстве случаев косвенный характер. Кроме того, проверка каждой сделки потребует выполнения большого объема работы.

Поэтому целесообразно, помимо трех названных, законодательно закрепить четвертый критерий применения косвенных методов, предполагающий их обязательное использование для целей определения налоговой цены в ситуации, когда на рынке соответствующих товаров (как правило, природных ресурсов, в чистом виде не используемых в народохозяйственных целях) между хозяйствующими субъектами преобладают отношения по директивному формированию цен. Мониторинг ситуаций, аналогичных рассматриваемой, может проводиться соответствующим государственным органом, обладающим информацией относительно тенденций ценообразования на различных рынках товаров (работ, услуг). [3, стр.73]

В п. 10 ст. 40 необходимо внести дополнение, согласно которому будет предоставлена возможность применять метод обратного счета наравне с методом последующей реализации применительно к тем товарам (как правило, сырье каких-либо производственных процессов или покупные полуфабрикаты), которые свое потребительское значение приобретаю; в результате их переработки или вовлечения в дальнейшие производственные процессы с целью получения конечных товарных продуктов, обеспечивающих потребности различных отраслей хозяйства и сфер человеческой деятельности. То есть для тех товаров, которые только в результате дополнительной переработки (обработки, доработки и др.) становятся самостоятельным товаром (продукцией) и приобретают ту материально-вещественную форму (товарный вид), в которой он может быть использован потребителем.

3. Порядок разграничения затрат между нефтью и газом

Наиболее важны следующие:

·                           показатели учета затрат и калькулирования себестоимости продукции должны быть согласованы с плановыми и нормативными показателями;

·                           документирование затрат в момент их осуществления, раздельное отражение затрат по нормам и отклонениям от норм расхода ресурсов и оплаты труда;

·                           все затраты, относящиеся к производству продукции данного периода, должны быть включены в ее себестоимость;

·                           все затраты через систему счетов бухгалтерского учета должны быть сгруппированы по объектам учета затрат и статьям расходов;

·                           себестоимость продукции калькулируется на основе данных бухгалтерского учета затрат, что требует идентификации объектов учета затрат с объектами калькулирования.

Типовая номенклатура статей расходов следующая:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Первые одиннадцать статей составляют производственную себестоимость, с включением коммерческих расходов образуется полная (коммерческая) себестоимость продукции.

В многономенклатурных производствах первые шесть статей обычно относят к основным (технологическим) расходам, а остальные - к накладным (косвенным, нетехнологическим) расходам. В простых производствах все расходы можно рассматривать как прямые. [8, стр.97]

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ПО ВИДАМ

Признаки классификации

Подразделение затрат

1. По отношению к производственному (технологическому) процессу

на основные и накладные

2. По отношению к объему производства

на переменные и постоянные

3. По единству состава

на одноэлементные и комплексные

4. По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции

на прямые и косвенные

5. По участию в производственном процессе

на производственные и внепроизводственные (коммерческие)

6. По целесообразности расходования

на производительные и непроизводительные

7. По возможности охвата планом (нормированием)

на планируемые и непланируемые

8. По периодичности возникновения

на текущие и единовременные

. Под объектами учета затрат принято понимать места возникновения расходов, т.е. отдельные цехи, производства, участки и другие структурные подразделения (в некоторых видах производства – агрегаты, фазы, переделы, поточные линии и т.д.).

Под объектом калькулирования понимают выпускаемые отдельные виды продукции, выполняемые виды работ и услуг или их однородные группы.

4. Калькулирование себестоимости нефти и газа

Совокупная стоимость валового продукта в месте переработки (обработки, доработки) товаров определяется как сумма произведений рыночной стоимости продуктов, полученных при переработке (обработке, доработке) товаров, скорректированной на усредненную надбавку сбытовых организаций для данного места переработки (обработки, доработки) товаров, и количества продуктов, получаемых при переработке (обработке, доработке) товаров. Под рыночной стоимостью продуктов переработки (обработки, доработки) товаров понимается средняя рыночная цена (без косвенных налогов) в месте переработки (обработки, доработки) товаров за месяц, предшествующий моменту заключения сделки по реализации товаров. Под количеством продуктов, получаемых при переработке (обработке, доработке) товаров, также понимается выход продуктов в процентных долях по каждому продукту из единицы товара на основании их весов.

Стоимость транспортировки товаров до места предполагаемой переработки определяется в зависимости от расстояния между местом реализации товаров и местом переработки (обработки, доработки) товаров и от транспортного тарифа.

Стоимость переработки (обработки, доработки) товаров определяется как сумма себестоимости первичной переработки (обработки, доработки) единицы товара (без учета стоимости товара) и нормальной прибыли перерабатывающей (обрабатывающей, дорабатывающей) организации для данной сферы деятельности, скорректированная на поправочный коэффициент. Себестоимость первичной переработки (обработки, доработки) единицы товара определяется по оценочным данным производственного учета перерабатывающей (обрабатывающей, дорабатывающей) организации за месяц, предшествующий моменту заключения сделки по реализации товаров. Поправочный коэффициент используется для учета стоимости доведения полученных продуктов до требуемых стандартов качества. Расчет поправочного коэффициента производится по методике, разработанной применительно к конкретной сфере деятельности специализированными организациями, учреждениями и ведомствами. Поправочный коэффициент должен обеспечить дифференцированный подход к определению стоимости переработки (обработки, доработки) товаров в зависимости от технического и технологического уровней развития перерабатывающей (обрабатывающей, дорабатывающей) организации.

Как уже было отмечено выше, усиление рентной составляющей в доходах бюджетов является стратегическим направлением реформирования системы налогообложения при недропользовании.

Рента представляет собой доход, возникающий при разработке лучших по качеству и условиям залегания месторождений полезных ископаемых, получаемый собственником недр. Величину ренты можно определить как разницу между расчетной и заработанной добывающим предприятием прибыли. Под расчетной величиной прибыли понимается некий нормальный уровень, при котором предприятие сможет функционировать и развиваться. Рента, как правило, изымается через систему специальных налогов, или, как в России, через всю систему налогообложения.

Чтобы учесть при налогообложении все факторы формирования рентного дохода того или иного месторождения, необходимо принимать во внимание его природную индивидуальность. Именно поэтому так сложно определить величину рентного дохода. Практика показывает, что рента, как правило, изымается там, где создается - у пользователя. Российская же практика прямо противоположна мировой, чему свидетельствует возможность изъятия ренты даже при экспорте нефти, когда от нее уже практически ничего не остается.

На наш взгляд, единственно верное направление дальнейшего развития российской системы налогообложения при недропользовании заключается в усилении рентного налогообложения пользователей за счет специальных налогов. Для всех участников рынка должно стать очевидным желание государства, как собственника недр, получить часть добытого минерального сырья - ренту. Усиление необходимо осуществлять не за счет увеличения налоговой нагрузки, а за счет перенесения основной доли взимаемых налогов на рентный доход. Рост налоговых поступлений в бюджет следует ожидать от роста производства (добычи нефти) в условиях предсказуемой системы налогообложения пользователей основанной на обложении рентных доходов.

Условно к рентным платежам в российской практике можно было отнести акциз на нефть и плату за пользование недрами в части платы за добычу.

За годы действия акциза неоднократно менялись подходы к его исчислению. Сначала расчет был связан с объемом реализуемой продукции в стоимостном выражении, затем суммы акциза стали выплачиваться на основе фиксированной ставки с тонны нефти, дифференцируемой по месторождениям, а затем индексируемой в соответствии с изменением курса доллара. Акциз на сырую нефть так и не стал выполнять функцию рентного налога, превратился в фиксированную добавку к цене нефти. Разработанная в 1998 году методика дифференциации ставок акциза на нефть предполагала осуществлять дифференциацию в зависимости от средневзвешенной ставки по РФ и отклонений, обусловленных горно-геологическими условиями, региональными различиями в заработной плате и транспортном тарифе. Методика на практике не прижилась и была отменена. В одном из проектов предусматривалась методика дифференцированного подхода, некоторые элементы которой до сих пор не потеряли актуальности. Так, качество месторождения нефти предполагалось определять по коэффициенту извлечения нефти. Трудноизвлекаемые запасы, в том числе добываемые термическими методами, облагались по минимальным ставкам вплоть до нулевой. Повышение коэффициента истощения предполагало переход от одного качества месторождения к другому.

В старой редакции Закона "О недрах" обозначался рентный характер платежей за добычу полезных ископаемых, которые должны были определяться "с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождений, степени риска". Были введены минимальные и максимальные ставки платы (от б до 16% по нефти и газу). Однако отсутствие четкого механизма дифференциации не позволило на практике закрепить установленные законом нормы.

Проблема слабой степени дифференциации присуща действующему налоговому законодательству. Новый налог на добычу нефти здесь не исключение. Его предполагаемый рентный характер в ходе разработки проекта, когда предусматривалось три различных коэффициента по нефти, был реализован в весьма слабом виде. Отсутствуют отличительные особенности рентного обложения: прибыль от разработки лучших по качеству месторождений как налогооблагаемая база, учет дифференцированного подхода к качеству месторождения, система льгот для месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, выравнивание начальных условий для деятельности предприятий. Конечно, учет всех этих особенностей усложнит порядок определения налога, однако даст возможность объективно оценить доходность конкретного месторождения.

Практическая часть

На основании исходных данных, указанных в таблице 1-4, исчислить фактическую себестоимость электрической и тепловой энергии за январь, для чего в соответствии с методическими указаниями рассчитать и составить:

1)                Ведомость распределения расходов условного топлива по видам энергии (таблица 5)

2)                Ведомость распределения затрат между электрической и тепловой энергией (таблица 6)

3)                Ведомость распределения общестанционных расходов между электрической и тепловой энергией (таблица 7)

4)                Калькуляцию себестоимости производства электрической и тепловой энергии, передачи и распределения ее в сетях. (таблица 8).

Таблица 1

Справка о выполнение плана по производству за январь

Показатели

План на 1 кв.

Фактически

За январь

За соответствующий период прошлого года

1

2

3

4

Выработка электроэнергии, тыс. кВт ч

540000

183000

175000

Отпущено электроэнергии с шин станции, тыс.кВт ч

460000

158000

149000

Полезный отпуск тепловой энергии, тыс. кВт ч.

1200

400

420

Расход электроэнергии

на собственные нужды станции:

на производство электроэнергии, тыс. кВт ч

35000

45000

10000

15000

12000

14000

Отпущено тепловой энергии с коллекторов станции, тыс.Гкал.

1500

497

500

Полезный отпуск электроэнергии, тыс. кВт ч

400000

130000

128000

Расход натурального топлива:

Угля АШ тыс.т

Матуза, тыс.т.

Газа, тыс.м.куб.

208

89

120000

70

30

40000

70

32

40000

Расход условного топлива, тыс.т.:

На выработанную электроэнергию

На отпущенную тепловую энергию

140

320

45

105

46

106

Стоимость затраченного топлива, тыс.руб.

Угля

Матуза

газа

1990

2050

2260

650

690

760

660

700

760

 

Таблица 2

Плановая калькуляция электрической и тепловой энергии за 1 квартал

 

Статьи расходов

Электроэнергия

Тепловая энергия

Топливо на технологические цели

1900

4400

Вода на технологические цели

75

170

Основная заработная плата производственных рабочих

52

49

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

4

4

Отчисление на социальное страхование

3

3

Расходы по содержанию и эксплуатацию оборудования

В том числе:

Амортизация производственного оборудования

Расходы по техническому обслуживанию сетей и устройств

Общепроизводственные расходы

610

 

 

540

 

 

 

91

1000

 

 

870

 

-

 

161

В том числе затраты на текущий ремонт

6

12

Общестанционные расходы

28

57

В том числе затраты на текущий ремонт

6

12

Итого производственная себестоимость

2763

5844

 

 

 

 

 

Таблица 3

Затраты на производство электрической и тепловой энергии с начала года по среднегодовой себестоимости прошлого года, тыс.руб.

 

Статьи расходов

Электроэнергия

Тепловая энергия

Топливо на технологические цели

650

1520

Вода на технологические цели

25

58

Основная заработная плата производственных рабочих

17

18

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

1,3

2,0

Отчисление на социальное страхование

1,3

1,0

Расходы по содержанию и эксплуатацию оборудования

В том числе:

Амортизация производственного оборудования

Расходы по техническому обслуживанию сетей и устройств

200,0

 

 

175,0

300,0

 

 

270,0

Общепроизводственные расходы

30

52

Общестанционные расходы

10

17

Покупная энергия

 

 

Производственная себестоимость

В том числе затраты электростанций

Сетей

934,6

 

934,6

1968

 

1968

Из стр.6,7,8, затраты на текущий ремонт

15

38

Стоимость  потребленной электроэнергии котельными

-

-

 

Таблица 4

Производственные затраты цехов по статьям расходов за январь, руб.

 

Статьи расходов

Цехи

Теплофикационное отделение

Топливо- транспортный

Котельный

химический

машинный

электрический

1

2

3

4

5

6

7

Топливо на технологические цели

 

2100000

 

 

 

 

Вода на технологические цели

800

40200

36100

370

1500

6030

Основная заработная плата производственных рабочих

2300

15700

1000

4200

7200

3000

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

200

1300

100

200

520

280

Отчисление на социальное страхование

200

1000

100

300

410

190

Расходы по содержанию и эксплуатацию оборудования

45700

 

 

 

386400

26300

31600

39480

12120

В том числе:

Затраты на текущий ремонт

Амортизация производственного оборудования

 

2600

 

34200

 

45600

 

340000

 

 

 

25000

 

1500

 

23800

 

1540

 

37240

 

1260

 

10560

Общепроизводственные расходы

12700

55200

4400

4700

3610

4390

В том числе затраты на текущий ремонт

400

2300

300

800

300

1900

Справка. Общестанционные расходы составили 28498 руб., в т.ч. затраты на текущий ремонт – 5700 руб.

 

Таблица 5

Ведомость распределения условного топлива между видами энергии за январь

Виды энергии

Расход условного топлива

Тыс.т

%

Электроэнергия

45

30

Тепловая энергия

105

70

Итого

150

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

 

Ведомость распределения затрат между электрической и тепловой энергией за январь

 

 

 

 

Статьи расходов

Затарты цехов, которые распределяются пропорционально расходу условного топлива

Относятся на стоимость электроэнергии

Относятся на стоимость тепловой энергии

Топливо-транспортный цех

Котельный цех

химцех

Итого затрат по данной группе

Затраты цеха которые распределяются

Машинный цех

Электрический цех

Итого

Затраты цеха которые распределяются

Теплоф.отделение

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Топливо на технологические цели

 

2100000

 

 

 

 

 

 

 

 

2100000

Вода на технологические цели

800

40200

36100

 

 

370

1500

6030

 

6030

91030

Основная заработная плата производственных рабочих

2300

15700

1000

 

 

4200

7200

3000

 

3000

36400

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

200

1300

100

 

 

200

520

280

 

280

2880

Отчисление на социальное страхование

200

1000

100

 

 

300

410

190

 

190

2390

Расходы по содержанию и эксплуатацию оборудования

45700

 

 

 

386400

26300

 

 

31600

39480

12120

 

12120

553720

В том числе:

Затраты на текущий ремонт

Амортизация производственного оборудования

2600

 

34200

 

45600

 

340000

 

 

 

25000

 

 

 

1500

 

23800

 

1540

 

37240

 

1260

 

10560

 

 

1260

 

10560

2600

2600

Общепроизводственные расходы

12700

55200

4400

 

 

4700

3610

4390

 

4390

82000

В том числе затраты на текущий ремонт

400

2300

300

 

 

800

300

1900

 

1900

7900

Итого цеховая себестоимость

99100

2987700

93300

0

0

67470

91800

39730

 

39730

3379100 

 

Таблица 7

Ведомость распределения общестанционных расходов между электрической и тепловой энергией за январь

Виды энергии

Цеховая себестоимость

Общестанционные расходы

В т.ч. расходы на текущий ремонт

%

сумма

%

Сумма

электрическая

1250267

37

10544,26

37

2109

Тепловая

2128833

63

17953,74

63

3591

итого

3379100

100

28498

100

5700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

Калькуляция себестоимости  электрической и тепловой энергии, передачи и распределения в сетях.

Статьи расходов

Затраты на производство и распределение

электроэнергия

теплоэнергия

По плану на отчетный квартал

фактически

По плану на отчетный квартал

фактически

За отчетный месяц

За квартал

С начала года

За отчетный месяц

За квартал

С начала года

В ценах отчетного года

В ценах прошлого года

В ценах отчетного года

В ценах прошлого года

Топливо на технологические цели

1900

 

2100000

 

 

 

 

 

 

 

Вода на технологические цели

75

800

40200

36100

370

1500

6030

 

 

 

Основная заработная плата производственных рабочих

52

2300

15700

1000

4200

7200

3000

800

40200

36100

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

4

 

 

 

 

 

 

2300

15700

1000

Отчисление на социальное страхование

3

370

1500

6030

 

6030

800

40200

36100

 

Расходы по содержанию и эксплуатацию оборудования

В том числе:

Амортизация производственного оборудования

Расходы по техническому обслуживанию сетей и устройств

610

 

 

540

 

 

 

91

4200

7200

3000

 

3000

2300

15700

1000

 

Общепроизводственные расходы

6

200

520

280

 

280

200

1300

100

 

Общестанционные расходы

28

300

410

190

 

190

200

1000

100

 

Покупная энергия

6

31600

39480

12120

 

12120

45700

 

 

 

386400

26300

 

Производственная себестоимость

В том числе затраты электростанций

Сетей

2763

513,33

 

23800

1540

 

37240

1260

 

10560

4200

200

300

900

25000

 

Из стр.6,7,8, затраты на текущий ремонт

 

4700

3610

4390

 

4390

12700

55200

4400

 

Стоимость  потребленной электроэнергии котельными

 

800

300

1900

 

1900

400

2300

300

 

 

 

 

Заключение

Цель учета затрат на производство и калькулирование себестоимости в добывающей промышленности заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств. Непрерывный текущий учет издержек в местах возникновения затрат, повседневного выявления возможных отклонений от установленных норм, причин и виновников этих отклонений должен удовлетворять требованиям оперативного управления производством.

В основе организации учета в добывающей промышленности лежат следующие принципы:

n документирование затрат и полное их отражение на счетах учета производства;

n группировка затрат по объемам учета и местам их возникновения;

n согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования себестоимости продукции, показателей учета фактических затрат - с нормативными, плановыми и т д.;

n целесообразность расширения круга затрат, относящихся на объекты учета по прямому назначению;

n локализация затрат, вызываемых изготовлением определенной продукции;

n осуществление оперативного контроля за издержками производства и формированием себестоимости продукции.

Литература

1. Безруких П.С. «Учет затрат и калькулирование себестоимости» -М., Финасы, 2001,540 с.

2. Загороднюк В.Э. «Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в важнейших отраслях промышленности». -Ташкент, издательство Мехнат, 2001 г.,350 с.

3. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», учебное пособие». - М., Инфра-М, 2002, 154 с.

4. Ларионов А.Д., Ерофеева В.А. и др. «Бухучет». Учебник., М., Гросбух, 2004, 238 с.

5. Калькуляция с/с в промышленности /Под ред. Маргулиса А.Ш./, М., Финансы 2002, 358 с.

6. Никитенко Н.Н., Аксенова Т.П., Бочкарева Т.А., «Калькуляция себестоимости продукции». -Хабаровск, 2001 г., 560 с.

7. Навиченко П.П. Рендуков И.М. «Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в промышленности». Учебник., М., Финансы и статистика, 2002 г., 450 с.