Содержание

Введение. 3

Глава 1. Особенности организации делопроизводства и документооборота в Государственной Думе. 5

1.1. Организация системы документационного обеспечения деятельности  Государственной Думы, общий порядок ведения делопроизводства. 5

1.2. Нормативные акты, регламентирующие порядок ведения делопроизводства и организации системы документационного обеспечения деятельности Государственной Думы.. 7

1.3. Прием, обработка, регистрация, распределение, прохождение, доставка служебных документов и других материалов. 7

Глава 2. Документационное и организационно-техническое обеспечение заседаний Государственной Думы.. 15

2.1. Систематизация документов, составление  номенклатуры дел, их формирование, подготовка дел к передаче в Архив Государственной Думы.. 15

2.2. Некоторые вопросы дальнейшего совершенствования системы  документационного обеспечения деятельности Государственной Думы.. 16

Глава 3. Автоматизация системы документационного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.. 18

3.1. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. 18

3.2. Автоматизация законодательного процесса в Государственной Думе как средство доступа граждан к законодательному процессу. 24

Заключение. 30

Список литературы.. 35

                                                        Введение           

Делопроизводство в учреждениях России как государственная система начала складываться в конце XV века (отвечали за эту работу дьяки и подъячие). В XVIII веке организация делопроизводства возлагалась на канцелярию (главным в канцелярии являлся секретарь). Был утвержден Генеральный регламент, который устанавливал не только сроки, но и контроль за исполнением документов.

Говоря о положении дел в сфере документационного обеспечения управления (ДОУ) на современном этапе, пожалуй, можно охарактеризовать его как переходный. При этом "переход" совершается от традиционной к электронной форме ДОУ, что продиктовано стремительным развитием электронных технологий и технических (в т.ч. компьютерных) средств и программных продуктов в этой сфере. Вместе с тем, не стоит забывать о том, что подобного рода "переходы" уже ангажировались в нашей истории в 70-х т 80-х годах, не говоря уже о 90-х. С тех пор сменился не один десяток типов и видов носителей информации, форматов записи, не говоря уже о технических средствах, а традиционный "бумажный" документ и ныне правит бал. С другой стороны, и это отрадно наблюдать, отношение к современным электронным технологиям изменилось в сторону признания неизбежности их внедрения в практику работы на всех уровнях государственной власти и управления. Компьютер уже не воспринимается как "усовершенствованная печатная машинка". И в то же время, очевидный недостаток в квалифицированных управленческих кадров, владеющих современными электронными технологиями, безусловно, тормозит этот процесс. Однако, главной особенностью данного "перехода" является его абсолютная нормативно-методическая не проработанность. В чем же корениться причина слабой нормативно-методической проработки проблем ДОУ на современном этапе?

На сегодняшний день можно констатировать отсутствие государственного подхода к проблемам ДОУ даже на уровне федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ), что наглядно демонстрируется следующим. Во-первых, практически все законодательные акты носят декларативный характер, а нормативно-методическая база во многом не отвечает требованиям времени. Во-вторых, даже существующая нормативно-методическая база, лишена рычагов влияния, т.к. отсутствуют штрафные санкции за ее не исполнение. И главное, не провозглашены принципы единого государственного подхода к данной проблеме. Этих проблем было бы достаточно даже при организации ДОУ традиционным способом (бумажные документы), но тут прибавилась новая "напасть" - "электронный документооборот". Навязчивая идея "все перевести в электронную форму" особенно характерна представителям компаний-производителей программных продуктов, применимых в сфере ДОУ. Идея звучит, бесспорно, заманчиво и красиво, да только слишком фальшиво, т.к. даже в самых передовых компаниях этого толка все важные документы создаются (или дублируются, это не столь важно, главное существуют параллельно) на бумажной основе.

Таким образом, на современном этапе, который можно образно обозначить как "переходный" период от традиционного документооборота к электронному необходимо применить взвешенный подход при решении проблем нормативно-методического обеспечения ДОУ, в основу которого должна быть положена идея одновременного (параллельного, взаимодополняющего) сосуществования традиционной и электронной систем ДОУ, закрепленная как на законодательном уровне, так и в положениях вновь воссозданной Единой государственной системы ДОУ.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с технологией документационного обеспечения в Государственной Думе.

Задачи работы:

-  Рассмотреть особенности организации делопроизводства и документооборота в Государственной Думе

-  Определить документационное и организационно-техническое обеспечение заседаний Государственной Думы

-  Рассмотреть процесс автоматизации системы документационного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.

Глава 1. Особенности организации делопроизводства и документооборота в Государственной Думе

1.1. Организация системы документационного обеспечения деятельности  Государственной Думы, общий порядок ведения делопроизводства.

В Государственной Думе сложилась определенная система документационного обеспечения ее деятельности. Организационно она состоит из структурных подразделений, обеспечивающих в централизованном порядке выполнение таких функций как прием, обработка, регистрация, передача по назначению поступающих в Государственную Думу документов, обработка и отправка документов, исходящих из Государственной Думы, машинописные и копировально-множительные работы, стенографирование, звукозапись (с расшифровкой) заседаний, обеспечение документами и материалами депутатов к заседаниям Государственной Думы и ее органов и некоторые другие.

Выполнение перечисленных функций осуществляет специальное подразделение Аппарата Государственной Думы - Управление документационного обеспечения и архива (УДО). Это такие задачи, как:

-   ведение единой системы делопроизводства в Государственной Думе;

-   прием, учет, отправка служебных документов;

-   участие в документационно-техническом обеспечении заседаний, проводимых в Государственной Думе, в том числе выдача документов и материалов к заседаниям Государственной Думы, стенографирование, техническая запись заседаний, запись и расшифровка стенограмм, редакторская правка и подготовка стенограмм к изданию;

-   машинописные и копировально-множительные работы;

-   архивное хранение документов Государственной Думы и другие.

Ряд функций документационного обеспечения реализуется непосредственно самими подразделениями. Это-исполнение документов, их подготовка и оформление, частично - функция  печатания, копирования (в небольших тиражах), учета, исполнения, хранения, подготовки к передаче в Архив и некоторые другие.

Многолетняя практика работы Государственной Думы, начиная с 1994 года и по сегодняшний день, подтвердила правильность выбранного сочетания централизации в осуществлении основных делопроизводственных функций с децентрализованным выполнением функций, выполнение которых целесообразно именно там.

В Государственной Думе на протяжении последних лет ведется работа по созданию автоматизированной системы делопроизводства и документооборота. Определенный опыт в этом плане был наработан за прошедшие годы, в частности в процессе эксплуатации локальных вычислительных систем. С учетом полученного опыта была проведена работа по выбору базовой системы, отвечающей требованиям и условиям делопроизводства и документооборота в Государственной Думе. Таковой стала программа САДД (Система автоматизированного делопроизводства и документооборота), разработанная известной организацией «Электронные офисные системы» на основе базовой системы  “Дело - 96”. С августа 2000 года эта система поэтапно внедряется в Государственной Думе и к настоящему времени практически все структурные подразделения подключены к этой системе, работают в ней.

Уже сейчас можно сказать, что внедрение этой системы позволило существенно усовершенствовать делопроизводство и документооборот Государственной Думы. Если раньше единая для всей Государственной Думы система делопроизводства была скорее целью, то с внедрением САДД эта цель в значительной мере становится реальностью. Автоматизированная система делопроизводства и документооборота позволила соединить и увязать в единую информационную систему все этапы, все операции и процедуры, сопровождающие подготовку и прохождение документов Государственной Думе и ее Аппарате.. Наряду со значительным улучшением системы получения информации о прохождении документов, она позволила также избежать вынужденного дублирования ряда операций с документами, такой, например, как многократная регистрация одних и тех же документов, улучшилась организация и эффективность труда работников Аппарата, что, несомненно, оказывает  положительное влияние на деятельность палаты.

1.2. Нормативные акты, регламентирующие порядок ведения делопроизводства и организации системы документационного обеспечения деятельности Государственной Думы

Основными нормативными документами, на которые опирается система документационного обеспечения деятельности Государственной Думы, регламентирующими указанные процедуры являются, прежде всего, Регламент Государственной Думы и Инструкция по работе с документами в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Регламент Государственной Думы служит  принципиальной основой, на которой строится вся система документационного обеспечения деятельности Государственной Думы. В нем подробно изложен порядок рассмотрения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению и, прежде всего, порядок законодательной процедуры, организация, формы и процедуры работы органов и подразделений Государственной Думы.

Целям детального описания принятой организации, порядка и процедур делопроизводства служит Инструкция по работе с документами в Государственной Думе. Наряду с текстовой частью, Инструкция имеет множество приложений, содержащих формы бланков документов, имеющих хождение в Государственной Думе, различные справочные и учетно-регистрационные формы.

1.3. Прием, обработка, регистрация, распределение, прохождение, доставка служебных документов и других материалов                            

В Государственной Думе осуществляется централизованный прием служебных документов и другой корреспонденции, адресованной палате, ее руководителям, подразделениям, депутатам Государственной Думы. Обращения граждан принимаются непосредственно Приемной Государственной Думы.

Регистрация законопроектов и других входящих документов осуществляется по технологии САДД. В процессе регистрации на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ) заполняется электронная регистрационная карточка  со стандартным набором заполняемых реквизитов. Информация о документе вводится в электронную базу данных и с этого момента в электронные регистрационные карточки вносятся данные о последующем прохождении и исполнении зарегистрированных документов.

Принятая система учета и регистрации, на наш взгляд, достаточно эффективна и позволяет оперативно обрабатывать несколько десятков тысяч ежемесячно поступающих в Государственную Думу служебных документов.

Депутатская корреспонденция

Входящие документы, поступившие на имя депутатов, как уже было сказано выше, не вскрываются в УДО и через комитет, в котором работает депутат, передаются депутату или помощнику депутата по работе в Государственной Думе.

Ведение учета этих документов возложено на помощника депутата, который ведет, как правило, и все делопроизводство депутата.

Одной из перспективных задач является проработка вопроса о возможности подключения делопроизводства депутатов к  ресурсам САДД.(напрямую либо через интерфейс или с использованием другого инструментария).

Прием и регистрация законопроектов в Государственной Думе

Проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, проекты законов Российской Федерации  о внесении  изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, о признании их утратившими силу либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР и др., как и все поступающие в Государственную Думу документы, принимаются и регистрируются в УДО, а конкретно в том же его подразделении, в котором принимаются и регистрируются любые другие входящие документы.

При регистрации законопроектов на них в системе САДД заполняются стандартные электронные регистрационные карточки, на сопроводительном письме к законопроекту проставляется оттиск регистрационного штампа с указанием регистрационного номера, даты и точного времени регистрации документа. Этот же регистрационный номер проставляется и на самом законопроекте (на титульном листе) и этот номер сохраняется за законопроектом на весь период его прохождения и рассмотрения.

Работа с обращениями граждан, учреждений и организаций

Прием, регистрация и учет обращений граждан ведутся отдельно от приема, регистрации и учета служебных документов, а именно в Приемной Государственной Думы с помощью автоматизированной системы “Приемная”. Подготавливается программа, позволяющая связать  систему «Приемная» с САДД.

Наряду с обращениями граждан, по этой же в целом схеме осуществляются прием, регистрация, направление на рассмотрение также полученных писем, телеграмм, других документов учреждений и организаций, не относящихся к законотворческой деятельности Государственной Думы, другим рассматриваемым ею вопросам.

Приемная Государственной Думы Федерального Собрания является структурным подразделением Аппарата Государственной Думы на правах самостоятельного отдела и в своей деятельности подчиняется Руководителю Аппарата Государственной Думы.

  Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность по рассмотрению обращений граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 года и от 2 февраля 1988 года, применяемый в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

  В процессе своей деятельности Приемная, имеющая штатную численность 19 человек, осуществ­ляет регистрацию и учет обращений граждан, организует прием посетите­лей, рассматривает обращения граждан и направляет их в соответствую­щие структурные подразделения Аппарата Государственной Думы, федеральные органы исполни­тельной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы, анализирует характер и со­держание обращений граждан, готовит соответствующие информационно-аналитические материалы. Кроме того, Приемная обеспечивает организа­цию личного приема депутатскими объединениями, а также осуществляет информационно-справочную работу.

Коротко о количественных характеристиках. За период с начала работы Государственной Думы III созыва Приемная рассмотрела 130 тысяч поступивших по почте обращений граждан и приняла более 14 тысяч посетителей. За девять месяцев 2002 года рассмотрено 30 тысяч обращений, принято на личном приеме 3.6 тысячи посети­телей. Работники Приемной осуществляли необходимую подготовку и сопровождение приема граждан депутатскими объединениями. Всего с начала 2002 года депутатскими объединениями в Приемной Государственной Думы проведено 60 приемов, в ходе которых было принято 998 посетителей.

Предложения и замечания граждан по совер­шенствованию законодательства обобщаются и анализируются. За период работы Государственной Думы III созыва подготовлено 85 информацион­но-аналитических материалов, в том числе в 2002 году - 23.

Существующая в Приемной информационная технология обеспечивает полный технологический цикл обработки обращений граждан, автоматизированную генерацию и печать сопроводительных документов.

В результате применения автоматизированной технологии:

-  организован унифицированный порядок работы с обращениями граждан в подразделениях Приемной Государственной Думы Федерального Собрания;

-  обеспечено централизованное хранение в системе регистрационных карточек письменных и устных обращений граждан с возможностью оперативного отбора документов по тематическому набору реквизитов;

-  обеспечены автоматизированный упреждающий контроль за своевременным рассмотрением и исполнением документов, оперативное получение информации о состоянии исполнения любого документа;

-  повышена информированность депутатов Государственной Думы за счет увеличения объемов информационного хранения, централизованной обработки информации, уменьшения времени поиска документов, а также за счет повышения полноты и достоверности хранимых документов;

-  обеспечена оперативность предоставления авторам по их запросам необходимой информации о ходе рассмотрения обращений;

-  обеспечена технология создания и поддержки шаблонов исходящих документов.

Заключение. Работа с обращениями граждан – важнейший участок деятельности государственных органов.

Учет и обращение с документами в структурных подразделениях

В подразделениях поступившие туда после регистрации в УДО документы подлежат обязательному учету, но повторно не регистрируются, а используется регистрационная карточка центральной картотеки.  Учету в подразделении подлежит и последующее прохождение этих документов, вплоть до завершения исполнения или завершения другой формы работы с документом (например, учетом его в работе по обобщению материалов по той или иной теме, учетом при подготовке законопроекта и т.д.). Все это позволяет делать инструментарий САДД.

Документы, подготовленные в самих структурных подразделениях, как направляемые внутри Государственной Думы, так и за ее пределы, регистрируются в этих подразделениях. Также с использованием САДД. При этом в случае направления так называемых внутренних документов обеспечивается принцип однократной их регистрации в подразделениях-получателях эти документы повторно не регистрируются. 

Организация и ведение делопроизводства в подразделении обеспечиваются службой делопроизводства подразделения.  В аппаратах комитетов, комиссий особую важность имеет возложенная на указанные службы обязанность учета и хранения документов и дел, связанных с подготовкой законопроектов к рассмотрению палатой, которая уже принимает решение принять законопроект или отклонить. Соответственно в аппаратах комитетов формируется и ведется основная часть дел с документами и материалами по разработке законопроектов, по их обсуждению на разных этапах работы сними, туда поступают замечания на законопроекты от субъектов Федерации, федеральных органов власти и иных организаций,  готовятся таблицы поправок и другие необходимые документы.

Контроль за исполнением документов и поручений

В Государственной Думе осуществляется контроль за исполнением:

- принятых Государственной Думой постановлений;

- протокольных поручений Государственной Думы и поступлением ответов на парламентские и депутатские запросы;

- решений Совета Государственной Думы;

- поручений, содержащихся в распоряжениях и резолюциях на документах Председателя Государственной Думы, его заместителей, Руководителя Аппарата;

- поручений, содержащихся в резолюциях руководителей структурных подразделений.

Порядок осуществления указанного контроля в целом отвечает общепринятым правилам, а используемые при этом технические средства - это хорошо известные компьютерные программы контроля исполнения документов и поручений (используются, в частности, некоторыми секретариатами, аппаратами ряда комитетов, другими подразделениями), а также картотеки, контрольные журналы и другой контрольный инструментарий.

Секретариаты, подразделения, службы или назначенные сотрудники, осуществляющие контроль, проверяют правильность представленной информации о выполнении поручений, полноту решения поставленных в них вопросов. Руководителю или органу, давшим поручение, периодически, не реже чем один раз в месяц представляется обобщенная информация о ходе и результатах их выполнения.

Регистрация, учет и отправка исходящих документов

Исходящие из Государственной Думы документы направляются за подписями руководителей палаты, руководителей депутатских объединений, председателей комитетов, комиссий, а также руководителей самостоятельных подразделений Аппарата в соответствии с их компетенцией и полномочиями.

Документы направляются также за подписью депутатов Государственной Думы с использованием специальных депутатских бланков, о которых уже говорилось выше.

Регистрация исходящих документов осуществляется, децентрализовано, в подразделениях, секретариатах, аппаратах комитетов и депутатских объединений - авторах этих документов.

Регистрация ведется с использованием технологии САДД.

В УДО используется специальная компьютерная программа, разработанная специалистами Государственной Думы, с помощью которой осуществляется учет всех отправляемых  документов (с многоаспектной поисковой системой), а также автоматизированное печатание адресов на конвертах и реестров на отправляемую корреспонденцию.

Исходящая корреспонденция за подписью депутатов.

Письма и другие служебные документы за подписью депутатов Государственной Думы оформляются в соответствии с общим порядком оформления документов в Государственной Думе. В то же время, для того чтобы избежать ненужного смешения делопроизводства депутата с делопроизводством комитета, депутатского объединения, учет и регистрация исходящих документов (как и входящих документов) тех и других ведутся раздельно. Поэтому исходящим документам депутата присваиваются свои исходящие номера, отличные от  исходящих номеров (индексов) комитетов, комиссий, депутатских объединений. Оформление и учет исходящих документов депутата ведется его помощником с использованием ПЭВМ или же в журнале учета стандартной формы.

Глава 2. Документационное и организационно-техническое обеспечение заседаний Государственной Думы

Важнейшей составной частью системы документационного обеспечения деятельности палаты  является документационное и организационно-техническое обеспечение заседаний Государственной Думы, Совета Государственной Думы, заседаний комитетов, комиссий, парламентских слушаний и других заседаний, которые в условиях коллегиальных форм работы парламента приобретают особо важное значение.

2.1. Систематизация документов, составление  номенклатуры дел, их формирование, подготовка дел к передаче в Архив Государственной Думы

Основой рациональной и правильной систематизации документов и дел,  хранящихся в Государственной Думе, ее подразделениях является номенклатура дел Государственной Думы.

Ежегодно в подразделениях составляются номенклатуры дел этих подразделений, а на основании их - номенклатура дел (сводная) Государственной Думы. Работа по составлению номенклатуры дел проводится в соответствии с действующими рекомендациями Росархива, положениями ГСДОУ. О важном значении, которое придается номенклатуре дел Государственной Думы, свидетельствует то, что этот документ утверждается Председателем Государственной Думы.

Хранящиеся в делопроизводстве подразделений дела оформляются также в соответствии с общепринятыми правилами. По окончании делопроизводственного года дела постоянного и временного (свыше 5 лет) срока хранения передаются в Архив Государственной Думы.

Хотелось бы подчеркнуть, что  сдать в Архив палаты документы, отражающие их деятельность, могут депутаты Государственной Думы после прекращения своих полномочий.

Дела, переданные в Архив Государственной Думы, могут быть выданы в подразделение во временное пользование на срок до одного месяца.

2.2. Некоторые вопросы дальнейшего совершенствования системы  документационного обеспечения деятельности Государственной Думы

В Государственной Думе большое значение в настоящее время придается совершенствованию системы документационного обеспечения ее деятельности, деятельности депутатов Государственной Думы.  Особое внимание при этом придается сокращению излишнего бумажного документооборота, переходу к электронному документообороту.

В Государственной Думе действует электронная почта, порядок подключения к которой был утвержден Руководителем Аппарата Государственной Думы еще в сентябре 1996 года. В настоящее время рассматривается вопрос о том, чтобы постепенно перейти к использованию электронной почты для передачи  официальных документов Государственной Думы, а также приема официальных документов, присылаемых в Государственную Думу.

В соответствии с п. 5 статьи 105 Регламента Государственной Думы копии текста законопроектов и сопроводительных документов к ним, вносимых в Государственную Думу, представляются, наряду с оригиналом на бумажном носителе, также на магнитном носителе. И вот уже в 2002 году начал вводиться в действие порядок, в соответствии с которым электронные версии текстов вносимых депутатами законопроектов и материалов к ним начали размещаться в АСОЗД депутатами – инициаторами законопроектов или по их поручению помощниками депутатов. Постепенно таким путем размещается в АСОЗД все больше законопроектов.

Это не только позволит обращаться к текстам внесенных законопроектов практически сразу же после их внесения и регистрации (на размещение текста в АСОЗД отводится три дня), но и существенно уменьшить объемы копирования законопроектных материалов на бумажных носителях, поскольку для многих пользователей достаточно будет во многих случаях возможности видеть документы в электронном виде.

Глава 3. Автоматизация системы документационного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы

3.1. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разработана и с июня 2001 года находится в плановой эксплуатации Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД).

АСОЗД функционирует в соответствии с Регламентом Государственной Думы и распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы. Согласно этим документам, функционирование АСОЗД обеспечивают аппараты комитетов Государственной Думы, Секретариат Совета Государственной Думы, Отдел по работе с документами Секретариата Председателя Государственной Думы, Управление документационного обеспечения, Организационное управление, Правовое управление, Парламентская библиотека и Управление информационно-технологического обеспечения. С  46 (плюс 2 в Аппарате Совета Федерации)  автоматизированных рабочих мест в этих подразделениях в АСОЗД вводится учетная информация о поступлении в Государственную Думу законопроектов, их прохождении по этапам законодательной процедуры вплоть и опубликовании подписанных Президентом Российской Федерации законов, а также размещаются электронные версии текстов законопроектных документов.

Порядок ввода учетной информации о прохождении законопроектов и законов, а также размещения в системе электронных версий текстов законопроектов (законов) и сопровождающих их материалов определяется документами, утвержденными руководством Аппарата Государственной Думы и согласованными Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Назначение и функции АСОЗД

АСОЗД предназначена для обеспечения субъектов федерального законодательного процесса информацией о ходе и результатах рассмотрения законопроектов и законов и ее обработки в целях осуществления и совершенствования законодательной деятельности.

В настоящее время с помощью АСОЗД осуществляется:

-   сбор, хранение, программно-технологическая обработка и представление в электронном виде субъектам права законодательной инициативы, другим пользователям системы достоверной, актуальной учетной и текстовой информации о прохождении законопроектов и законов по стадиям федерального законодательного процесса;

-   размещение непосредственно в системе электронных версий текстов законопроектов, законов и основных сопровождающих их документов (тексты внесенных законопроектов, тексты законопроектов к очередным чтениям, заключения ответственного комитета на законопроект, таблицы поправок к законопроектам, подготовленным ко второму чтению; тексты законов в редакции согласительной или специальной комиссии, итоговые протоколы заседаний согласительной или специальной комиссии; законы, вносимые на рассмотрение Государственной Думы в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации или с учетом его предложений; заключения Правового управления и некоторые другие);

-   автоматизированное формирование интегрированных документов о ходе и результатах законодательной деятельности (примерная программа законопроектной работы Государственной Думы на сессию, календарь рассмотрения вопросов на пленарных заседаниях, порядок работы Государственной Думы на очередное заседание, повестка заседаний и результаты рассмотрения законопроектов и законов на заседаниях Совета Государственной Думы, на пленарных заседаниях палаты, информация по последним событиям прохождения законопроектов и законов);

-   автоматизированный расчет с клиентских рабочих мест более 60 статистических показателей хода и результатов федерального законодательного процесса;

-   автоматизированный контроль полноты и достоверности основной учетной информации о прохождении законопроектов и законов по стадиям законодательного процесса;

-   оперативный поиск необходимой пользователю информации, содержащейся в системе;

-   распечатка содержащейся в системе информации.

Доступ к информации в АСОЗД

В рамках объединенной сети Интранет Государственной Думы и Совета Федерации реализовано три вида доступа пользователей к информации в АСОЗД:

-   свободный доступ для просмотра информации обеспечен для всех пользователей Интранет, включая имеющие доступ к Интранет Государственной Думы региональные органы законодательной власти;

-   для размещения в системе текстовой информации и данных о текущем состоянии законопроекта (закона) доступ обеспечен для сотрудников Аппарата Государственной Думы в соответствии с утвержденным перечнем видов информации, вводимой или размещаемой подразделениями Аппарата Государственной Думы, и утвержденным списком сотрудников его подразделений, осуществляющих ввод и размещение информации с использованием пароля;

-   для размещения в системе электронных версий текстов вносимых в Государственную Думу законопроектов и сопровождающих их документов обеспечен доступ только субъектам права законодательной инициативы с индивидуальным системным именем и паролем.

С апреля 2002 г. депутаты Государственной Думы самостоятельно или через своих помощников размещают в системе электронные версии текстов вносимых ими законопроектов и сопровождающих их документов, что обеспечивает возможность всем пользователям АСОЗД через Интранет Государственной Думы работать с ними практически сразу после их внесения, что позволяет интенсифицировать законодательный процесс. Размещаются и законодательные инициативы других субъектов права законодательной инициативы. Налажен контроль размещения электронных версий текстов законопроектных документов.

В рамках АСОЗД  созданы методические и технологические возможности для размещения непосредственно  в этой системе электронных версий текстов законопроектов, вносимых  всеми субъектами права законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы высказывают настоятельную потребность в получении электронных версий текстов законопроектов, вносимых, прежде всего, Президентом Российской Федерации  и Правительством Российской Федерации в целях ускорения их рассмотрения и принятия.

Результаты работы АСОЗД

Функционирование АСОЗД позволило в определенной степени интенсифицировать и оптимизировать законодательную деятельность Государственной Думы. Наличие в системе полной и достоверной учетной информации о прохождении законопроектов и законов позволило произвести ревизию  законопроектов, перешедших от Государственной Думы первого и второго созывов. В результате более 1100  законопроектов и законов, работа над которыми по данным АСОЗД. не была завершена Государственной Думой второго созыва, были распределены по ответственным  комитетам Государственной Думы третьего созыва или по предложениям комитетов сняты с рассмотрения палаты.

Принятые на основе данных АСОЗД руководством палаты организационные меры привели к тому, что впервые с начала работы Государственной Думы была преодолена тенденция накопления незавершенной палатой законодательной работы. Если с  начала работы Государственной Думы третьего созыва превышение количества внесенных в Государственную Думу третьего созыва законопроектов над количеством завершенных рассмотрением палатой законопроектов и законов составляло 244, на 3 марта 2001 г. – 118, на 18 мая 2001 г. – 31, то на 15 июня 2001 г количество завершенных рассмотрением палаты законопроектов и законов превысило количество внесенных в Государственную Думу третьего созыва законопроектов на 104 законодательных акта. А в апреле 2002 г. это превышение составило уже 217 законопроектов и законов.

В соответствии с внесенными в Регламент Государственной Думы дополнениями каждому законопроекту или закону присвоен индивидуальный регистрационный номер, что значительно ускоряет  и облегчает их поиск и идентификацию.

В целом сегодня обеспечено стабильное и надежное функционирование первой очереди АСОЗД, ставшей для депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, аппаратов обеих палат Федерального Собрания, аппаратов полномочных представителей Президент Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Государственной Думе и других пользователей АСОЗД необходимым рабочим инструментом в законодательной деятельности.

Интеграция АСОЗД с другими системами

По технологии построения АСОЗД открыта для интеграции с другими автоматизированными системами, в том числе и внешними. В настоящее время она интегрирована с внедренными в Государственной Думе Системой автоматизированного делопроизводства и документооборота, Автоматизированной системой Организационного управления  и Автоматизированной информационной системой "Кадры" в целях взаимного обмена информацией и оптимального обслуживания пользователей.

Возможности расширения состава пользователей АСОЗД

АСОЗД не имеет технологических ограничений по количеству пользователей. Для программно-технического подключения к АСОЗД новых пользователей как в режиме просмотра информации, так и в режиме ввода учетных данных о прохождении законопроектов (законов) и размещения электронных версий текстов законопроектных документов достаточно обеспечить их доступ к объединенной сети Интранет Государственной Думы и Совета Федерации.

Информационная безопасность в АСОЗД

В АСОЗД предусмотрены средства физической и программно-технической защиты информации, соответствующие современным требованиям к системам данного класса. Базы данных АСОЗД и критически важные приложения размещаются на выделенных серверах, к которым исключен доступ посторонних лиц. Для обеспечения непрерывности функционирования системы предусмотрено использование резервного сервера приложений. Сохранность информации в базах данных АСОЗД обеспечивается автоматической системой периодического резервного копирования информации.

Для защиты от несанкционированного доступа с рабочих станций Интранет в АСОЗД предусмотрена специальная система имен и паролей пользователей.

Вход в АСОЗД с правами администратора обеспечивается только со специальных технологических станций и защищен многоуровневой защитой.

Список сотрудников подразделений Аппарата Государственной Думы, осуществляющих ввод и размещение информации в АСОЗД, ежегодно утверждается руководством Аппарата Государственной Думы.

  Перспективы развития АСОЗД

  Разрабатывается концепция второй очереди АСОЗД с перспективной целью информационно-технологического обеспечения:

-  интеграции федерального законодательного процесса и региональных законодательных процессов;

- автоматизированного анализа состояния правового поля России и выявления объективных потребностей его корректировки и дополнения;   

- улучшения на этой основе планирования законодательной деятельности;

-  оптимизации законодательной деятельности;

-  автоматизации процесса подготовки текстов законопроектов.

В настоящее время работы ведутся по следующим направлениям:

-     программно-технологияческое обеспечение  перехода на Интранет-технологию ввода в АСОЗД учетной информации о прохождении законопроектов и законов, размещения электронных версий текстов законопроектных документов и автоматизированного формирования типовых законопроектных документов, подготавливаемых в Государственной Думе;

-     разработка и внедрение нормативно - методических материалов и технологических программ автоматизированного формирования типовых законопроектных документов;

-     разработка и внедрение методик и технологических программ автоматизированной подготовки депутатами Государственной Думы поправок к законопроектам, подготавливаемым ко второму чтению, и формирования таблиц поправок;

-     подготовка методики и технологических программ автоматизированного контроля ввода в АСОЗД всех учетных данных о прохождении законопроектов и законов в Государственной Думе и размещения электронных версий текстов законопроектных документов.

3.2. Автоматизация законодательного процесса в Государственной Думе как средство доступа граждан к законодательному процессу

Автоматизация законодательного процесса - тема чрезвычайно актуальна, поскольку автоматизации любого рода деятельности, в особенности такой сложноформализуемой, как законодательная, является средством ускорения соответствующих процессов, средством облегченного доступа к законодательной информации и, как закономерное следствие - способствует более широкой осведомленности, доступу и участию граждан Российской Федерации в законодательном процессе. Это является реализацией их конституционного права, исходящего из смысла ч.2 ст.З, ч.З ст.15, ст.ст. 17-18, ч.2 ст.24, ч,4 ст.29, ч.1 ст.32, ч,1 ст.45 Конституции РФ, что во многом характеризует демократическое государство. Деятельность Парламента Российской Федерации, в частности Государственной Думы, по определению должна быть прозрачной, поскольку Конституция Российской Федерации гарантирует народу как единственному источнику власти непосредственное осуществление этой власти через государственные органы. Работа ГД должна быть открытой и доступной во всех сферах деятельности палаты.

Следуя достижениям научно-технического прогресса, Президент РФ своим Указом от 5 апреля 1994 г, N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" определил, что тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система" считаются официальными. Вышеупомянутым Указом доступ к законодательным актам стал значительно приближен широкой категории граждан, имеющих возможность использовать телекоммуникационные каналы: студентам и школьникам, аспирантам, преподавателям, представителям деловых кругов, причем надо отметить, что приближен в широком смысле к законодательному процессу: поскольку в указанных официальных средствах массовой информации публикуются в том числе постановления ГД о принятии законов в трех-четырех чтениях, что позволяет гражданам отслеживать стадии прохождения законопроектов. Характерно, что это наиболее активные граждане - кровно (прямо и непосредственно) заинтересованные в реформировании и совершенствовании российского законодательства.

Встает вполне закономерный вопрос: почему в РФ не публикуются в полном объеме тексты проектов законов, принимаемых к рассмотрению. На мой взгляд, эта задача труднореализуемая на данном историческом этапе в России. Для сравнения несколько цифр. Ежегодно фонд нормативных правовых актов в Правовом управлении ГД пополняется около пятью тысячами документов: федеральными законами, постановлениями ГД и СФ, указами и распоряжениями Президента РФ постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, постановлениями и определениями КС и Верховного Суда, ведомственными актами, документами ЦИК и ЦБ - официально публикуемыми в десятках периодических изданиях. В то же время в ГД, например в 2002 г. поступило к рассмотрению 1119 проектов законов от субъектов права законодательной инициативы и тишь 205 из них принимаются ГД, одобряются СФ и подписываются Президентом РФ. Как видите львиная доля законопроектов не доходит до финала законодательного процесса, так стоит ли публиковать весь этот массив законотворческих инициатив в печатных изданиях; который может быть интересен разве что историкам и исследователям парламентаризма. Характерно, что эта позиция отражена депутатами ГД всех трех созывов в регламентной норме, что проект может быть опубликован - в ст. 119 Регламента: Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Каков же видится выход из этой ситуации. На мой взгляд приблизить законодательную деятельность к гражданам можно с помощью современных телекоммуникационных средств: Интернет, информационно-поисковые и информационно-правовые системы, базы данных по законопроектам, в том числе таких известных в настоящее время фирм, как "Гарант" и "Консультант", чьи представители участвуют в работе нашего семинара. Конечно, ГД не остается в стороне от работы по обеспечению более широкого участия граждан в законотворческой деятельности. Так, в мировой паутине открыт официальный сайт ГД-Duma.gov.ru. Концепция данного сайта исходит из того, что граждане имеют право оказывать прямое влияние на принимаемые законодательные решения, получать информацию о выполнении депутатами своих обязательств перед избирателями. От готовности самой палаты своевременно и полно представлять гражданам необходимую информацию о своей работе зависит авторитет ГД, степень доверия к парламенту и парламентариям. Одна из основных целей, преследуемых в развитии данного сайта - дать возможность гражданам реализовать их конституционные права на получение полных сведений о работе органов государственной власти РФ, в том числе и парламента. Содержание этого сайта регламентируется рядом локальных нормативных правовых актов ГД. Решением Комитета ГД по регламенту и организации работы ГД от 15.01.1998 года определена концепция информационного обеспечения деятельности ГД. Распоряжениями Руководителя Аппарата ГД от 07.04.1999 г, 05.07.2000, от 15.04.2003 года, основные направления информационно-аналитической работы, утверждены положения о фонде электронных информационных ресурсов и информационных Web-ресурсах ГД. Координация этой работы возложена на постоянно действующий координационный Совет по информационному обеспечению деятельности ГД.

Формируется сайт ГД на основе веб-ресурсов ГД - Интранет ГД и информационного фонда ГД. Конечно, не вся информация из Интранета автоматически переносится в Интернет-сайт. К сожалению, качество некоторых ресурсов в ГД оставляет желать лучшего. В частности такой нужный, необходимый в свете заявленной тематики настоящего семинара ресурс как Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности ГД (АСОЗД). Эта система задумана как распределенная база данных с расширенными функциями: наличие всех текстов законопроектов на всех стадиях прохождения, заключения Правового управления и ответственных комитетов на них, сведения о разработчиках и все сопровождающие документы - при всех своих преимуществах, острой необходимости, востребованности не только депутатами и работниками аппарата ГД, но и гражданами остается на сегодняшний день не совсем законченной. В таком виде представлять ее во всемирной паутине некорректно. Наполняемость ее текстами проектов законов все еще неполная. Обладающая широкими, разветвленными возможностями она остается тем не менее достаточно громоздкой и неудобной, имеет, на мой взгляд, несовершенный интерфейс пользователя, т.е. такой нужный продукт для информирования граждан о законодательном процессе в РФ остается на сегодняшний день лишь внутренним информационно-правовым ресурсом ГД. Но хочу подчеркнуть - только на сегодняшний день, т.к. в настоящее время ведутся объемные, трудозатратные работы по ее совершенствованию как ее программного обеспечения, функций, так и ее информационного наполнения. Планируется, что уже к началу работы Думы следующего созыва, т.е. к январю 2004 года, АСОЗД будет доведена до нужной кондиции и выставлена в интернет-сайте ГД.

Известно, что российское законодательство, в силу новых социально-экономических условий, не до конца законодательно оформившихся и сформировавшихся, до 50 % представляет собой законы о внесении изменений и дополнений в ранее принятые акты. На деле это означает, что практически ВСЕ законодательные акты в РФ реально не существуют на практике в изначальной редакции.

Порой даже профессиональному практикующему юристу, правоведу тяжело разобраться в хитросплетениях отечественного законодательства, не говоря уже о простых гражданах. К слову сказать - современный, подчас казуистический или декларационный характер стиль языка наших законов не способствует распространению среди граждан правых знаний. Возвращаясь к вышеназванной базе данных по законодательству Интернет-сайта - Вам судить каков реальный информационной ценностью могут обладать первичные тексты законодательных актов, представленные в ней. Поэтому, вполне рационально, но моему мнению, решение руководства Аппарата ГД и руководства Правового управления, в частности, выставить эту БД в Интернет-сайте ГД обновленном виде - с контрольными текстами (в текущей редакции) законодательных актов. Это решение представляются мне единственно верными в плане доступа граждан к действующей правовой законодательной базе. Уже в текущей сессии ГД, мы планируем выставить в Интернет - сайте контрольные электронные тексты законодательных актов РФ, хотя я понимаю и стоящие перед нами проблемы и ответственность в этом вопросе - текущие редакции З.а, в настоящее время практически не публикуются, нахождение неофициальных текстов на официальном сайте ГД может вызвать справедливые нарекания пользователей, можно предположить и правовые коллизии в судебной практике,

ФАПСИ (ныне Спецсвязь России), совместно с Правовом управлением ГД, была организована работа по широкому распространению и обсуждению в субъектах РФ проектов значимых для страны законодательных актов. Последними примерами могут служить обсуждение проектов Водного и Лесного Кодексов. По сути это означает расширение экспертной базы при обсуждении проектов законов за счет ведущих специалистов в соответствующих субъектах РФ. Так, при обсуждении названных Кодексов оперативно были получены средствами электронной почты 56 экспертных заключений региональных специалистов по указанным законопроектам.

Реальное неоценимое содействие в правовой информированности граждан оказывает НТЦ "Система", например. ПЦПИ - публичные центры правовой информации, создаваемых на базе библиотек Мин. Культуры.

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-  Рассмотрены особенности организации делопроизводства и документооборота в Государственной Думе

-  Определено документационное и организационно-техническое обеспечение заседаний Государственной Думы

-  Рассмотрен процесс автоматизации системы документационного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разработана и с июня 2001 года находится в плановой эксплуатации Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД).

АСОЗД функционирует в соответствии с Регламентом Государственной Думы и распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы. Согласно этим документам, функционирование АСОЗД обеспечивают аппараты комитетов Государственной Думы, Секретариат Совета Государственной Думы, Отдел по работе с документами Секретариата Председателя Государственной Думы, Управление документационного обеспечения, Организационное управление, Правовое управление, Парламентская библиотека и Управление информационно-технологического обеспечения. С  46 (плюс 2 в Аппарате Совета Федерации)  автоматизированных рабочих мест в этих подразделениях в АСОЗД вводится учетная информация о поступлении в Государственную Думу законопроектов, их прохождении по этапам законодательной процедуры вплоть и опубликовании подписанных Президентом Российской Федерации законов, а также размещаются электронные версии текстов законопроектных документов.

Порядок ввода учетной информации о прохождении законопроектов и законов, а также размещения в системе электронных версий текстов законопроектов (законов) и сопровождающих их материалов определяется документами, утвержденными руководством Аппарата Государственной Думы и согласованными Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

АСОЗД предназначена для обеспечения субъектов федерального законодательного процесса информацией о ходе и результатах рассмотрения законопроектов и законов и ее обработки в целях осуществления и совершенствования законодательной деятельности.

В настоящее время с помощью АСОЗД осуществляется:

-     сбор, хранение, программно-технологическая обработка и представление в электронном виде субъектам права законодательной инициативы, другим пользователям системы достоверной, актуальной учетной и текстовой информации о прохождении законопроектов и законов по стадиям федерального законодательного процесса;

-     размещение непосредственно в системе электронных версий текстов законопроектов, законов и основных сопровождающих их документов (тексты внесенных законопроектов, тексты законопроектов к очередным чтениям, заключения ответственного комитета на законопроект, таблицы поправок к законопроектам, подготовленным ко второму чтению; тексты законов в редакции согласительной или специальной комиссии, итоговые протоколы заседаний согласительной или специальной комиссии; законы, вносимые на рассмотрение Государственной Думы в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации или с учетом его предложений; заключения Правового управления и некоторые другие);

-     автоматизированное формирование интегрированных документов о ходе и результатах законодательной деятельности (примерная программа законопроектной работы Государственной Думы на сессию, календарь рассмотрения вопросов на пленарных заседаниях, порядок работы Государственной Думы на очередное заседание, повестка заседаний и результаты рассмотрения законопроектов и законов на заседаниях Совета Государственной Думы, на пленарных заседаниях палаты, информация по последним событиям прохождения законопроектов и законов);

-     автоматизированный расчет с клиентских рабочих мест более 60 статистических показателей хода и результатов федерального законодательного процесса;

-     автоматизированный контроль полноты и достоверности основной учетной информации о прохождении законопроектов и законов по стадиям законодательного процесса;

-     оперативный поиск необходимой пользователю информации, содержащейся в системе;

-     распечатка содержащейся в системе информации.

Внедрение новых технологий предполагает решение следующих вопросов:

-   повышение ответственности работников за своевременное, безошибочное представление информации в электронном виде, поддержание ее в актуальном состоянии, обеспечение контроля за получением информации соисполнителями при работе с электронными копиями документов и т.д.;

-   соблюдение прав третьих лиц при работе с информацией, представляемой сторонними организациями на договорной основе для размещения ее в локальной сети Интранет Государственной Думы;

-   контроль за исполнением принятых локальных нормативных правовых актов, регламентирующих виды и порядок представления информации в электронном виде;

-   определение видов документов не подлежащих размещению в электронном виде в локальной сети Интранет Государственной Думы;

-   разработка поисковых систем для минимизации времени поиска необходимой информации;

-   исключение дублирования при представление информации разными структурными подразделениями.

Использование новейших технологий позволяет автоматизировать решение управленческих задач, в том числе решаемых Административным управлением Аппарата Государственной Думы.

Переход к электронному документообороту не цель, а средство повышения эффективности деятельности Аппарата Государственной Думы, улучшения качества выполнения задач, возложенных на Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Роль и место информационных технологий документооборота (ИТД) вытекает из общих задач информатизации деятельности организации. Системный подход к совершенствованию ИТД Государственной Думы предполагает, с одной стороны, автоматизацию основных и обеспечивающих процессов законодательной деятельности, а с другой стороны - формирование информационно-технологической основы для открытого доступа к порождаемым в ходе указанных процессов документам, информации и знаниям всех заинтересованных сторон, и прежде всего - депутатского корпуса и других субъектов права законодательной инициативы.

Методологии, используемые при разработке системного проекта по совершенствованию ИТД Государственной Думы, основаны на процессно-ориентированном подходе и категоризации документов в соответствии с их статусом на всех этапах жизненного цикла – от создания рабочих документов до совместного архивного хранения официально утвержденных текстов и электронных копий документов.

Основными направлениями совершенствования ИТД являются:

1. Реализация электронного документооборота законопроектов и сопровождающих их документов;

2. Оптимизация документопотоков внутренней переписки и отработка обмена электронными документами между структурными подразделениями при исполнении входящих и подготовке исходящих и внутренних документов;

3. Реализация электронного документооборота при оформлении и исполнении заявок на различные виды работ или услуг;

4. Оптимизация документопотоков внутренней рассылки нормативно-распорядительных документов;

5. Реализация безбумажной технологии формирования планов основных направлений деятельности, контроля выполнения плановых мероприятий и формирования отчетных документов;

6. Реализация безбумажной технологии передачи заданий от руководителей к исполнителям с автоматизированным формированием списков задач, календарей и контролем выполнения заданий;

7. Организация совместного архивного хранения бумажных и электронных документов.

                                             Список литературы          

 

1.                     Андреева В.И. Работа с документами в делопроизводстве. Документооборот фирмы (на основе ГОСТов РФ). – М.: «Интел-Синтез, 2004.

2.                     Бобылева М.П. и Гуськов В.А. Вопросы ведения номенклатуры дел в условиях автоматизации делопроизводства. – М.: Делопроизводство, 2003.

3.                     Вялова Л.М. Организация движения документов. – Спб.: Питер, 2004.

4.                     Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М.: Логос, 2004.

5.                     Документы и делопроизводство./Под ред. Т.В. Кузнецова, М.Т. Лихачев, А.Л. Райхцаум.  - М.: Экономика, 2002.

6.                     Еремченко В.А. О проблеме электронных документов. – М.: БЕК, 2003.

7.                     Ефимова О.А. Современные технологии работы с документами: автоматизация делопроизводства. – М.: ИНФРА-М, 2003.

8.                     Кузнецов С.Л. Автоматизированные системы регистрации  и контроля исполнения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

9.                     Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). - М.: Интел – синтез, 2004.

10.                Ларин М.В. Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях//Экономика и жизнь, 2003, №4. - С. 56-59.

11.                Санкина Л.В. Характерные черты делопроизводства в органах государственной власти. – М.: Дело, 2004.

12.                Сокова А.Н. Электронные документы и электронные технологии в делопроизводстве. – Спб.: Нева, 2004.