№ заказа |
№ 372.1 |
Вариант, тема |
|
Дисциплина |
Юридическая психология |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Раздел 1: Общее понятие о психике. Формирование психике человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности. 2
Раздел 2: Сознание- психика человека как категориальное и ценностно- ориентировочное отражение действительности, Основные признаки сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности- бессознательного, подсознательного и сознательного. 6
Раздел 3: Строение и функциональная организация нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности . Теория функциональных систем П.К. Анохина. 10
Задание 1: расследуя уголовное дело о хищении имущества следователь столкнулся с необходимостью разрешения вопроса о том, кем выполнен машинописный текст документа. Задание: Какие психофизеологические закономерности лежат в основе этой рекомендации?. 14
Задание 2: Известна криминалистическая рекомендация о том, чтобы следователь ускорял темп читки текста лицу, у которого отбираются экспериментальные образцы почерка под диктовку, при наличии у следователя подозрения, что пишущий пытается исказить свой почерк. Задание: Какие психологические закономерности лежат в основе этой рекомендации? Каковы основные принципы и законы высшей нервной деятельности. 15
Библиография: 16
Раздел 1: Общее понятие о психике. Формирование психике человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности.
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность организмов к адаптации в среде.
В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром. Психика человека — не только система субъективных образов реальности, но и сама специфическая реальность — внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
Психика каждого человека — явление субъективное, она обусловлена индивидуальным жизненным опытом. Психика обеспечивает определенный уровень адекватного отражения объективных свойств действительности и эффективность поведенческих действий. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.
Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Без понимания изменений среды и ее влияния на организм не могут быть поняты ни развитие психики человека в ее филогенезе (развитие человека из животного мира), ни в ее онтогенезе (формирование личности человека). Чарльз Дарвин открыл законы эволюции живых существ и происхождения человека на основе изменчивости всего живого и наследственности, закрепляющей и удерживающей приобретенные признаки путем естественного отбора. В самом начале развития жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии организмов и среды. Они и определили уже у одноклеточных организмов разделение всех живых существ на две основные ветви: растения и животные. Одна, пассивная, форма проявлялась в основном в изменении физико-химических процессов и строения организма под влиянием неоднородной среды. Другая, активная, форма изменчивости, определившая развитие животных, проявлялась в основном в изменении форм поведения организма.
Взаимодействие организма в его любой форме возможно потому, что даже простейшему организму свойственна физиологическое отражения среды - раздражимость. Раздражимость представляет собой способность живого существа отвечать на непосредственные воздействия среды процессами, поддерживающими жизнь организма.
Растения остановились на физиологической форме отражения. Животные в процессе эволюции на основе раздражимости выработали свойство отвечать на воздействия среды, не только непосредственно влияющие на жизненные функции организма, но и на сигнальные воздействия. Т.е. у животных в возникает новый вид раздражительности - чувствительность.
Чувствительность - это свойство отражать воздействие среды, приобретенное животными на определенных этапах эволюции. С помощью чувствительности организм всегда субъективно отражает воздействие среды.
Ранее всего психическое отражение возникло в форме смутных положительных или отрицательных переживаний, сигнализирующих о динамике состояния организма.В дальнейшем на этой основе возникла более сложная форма отражения - ощущение как субъективный образ объективного мира.
Первоначальной формой психического отражения являются инстинкты, под которыми понимаются врожденные, наследственно закрепленные формы поведения. Являясь целостной реакцией всего организма на комплексные раздражители внешней и внутренней среды, инстинкты по своим механизмам представляют ценные безусловные рефлексы.
Рудимент - это функция или орган, оставшийся в наследство от животных предков. Многие западные психологи переоценивают роль инстинктов в психике человека. Фактически же у взрослого человека инстинктивные проявления подчинены сознательной деятельности. Только в исключительных случаях инстинкты могут определять поведение человека.
Как бы ни были различны весьма многочисленные инстинкты животных, они всегда связаны с удовлетворением биологических потребностей.
Развитие головного мозга в ветви человека с самого начала дало возможность в инстинктивном поведении опереться на сочетание одновременно действующих раздражителей. Чем более высокоразвито позвоночное животное, тем легче изменившиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения.
Навыками у животных называются приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное приспособление животного к меняющимся условиям среды. В жизни навыки, развиваясь, приводили к возникновению наиболее сложной формы поведения животного - рассудочного. Рассудочные - это формы поведения, направленные на решение новых задач не путем унаследованных или ранее приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существующих между предметами связей и отношений. Все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ незнакомых предметов - общие у человека и у животных.
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд и общение с помощью слова.
Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Высшей формой психики является сознание человека, которое возникло, в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию человек регулирует свое поведение.
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Как правило, они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д.[1]
Основные явления психики — психический процессc формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной часта действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности
Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения).
Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а в результате активного их построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи. Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность действовать с ними осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности.
Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Психические образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д.
Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному относятся к ней
Раздел 2: Сознание- психика человека как категориальное и ценностно- ориентировочное отражение действительности, Основные признаки сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности- бессознательного, подсознательного и сознательного.
Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Признаки сознания человека следующие.
Первый его признак дан уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
Второй признак сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие.
Третий признак сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения.
Наконец, четвертый признак сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.[2]
Индивидуальное сознание человека обусловлено общественным сознанием.
Различают четыре формы, сферы общественного сознания: 1) наука — система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации, определяющая просвещенность и образованность людей данного общества; 2) соционормативная сфера общественного сознания — система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества; 3)искусство — специфический вид духовно-практического освоения действительности образными средствами, образное моделирование, идеализация различных сторон человеческого бытия; 4) религия, вера — культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания.
Все формы общественного сознания формируют систему базовых ценностей, основополагающих идей (идеологию), в которых проявляется отношение людей к действительности и друг к другу, выдвигается общая программа жизнедеятельности общества.
Сознание связано с самосознанием, с саморефлексией. Осознавая мир вокруг себя, человек соотносит себя с миром. Свое поведение человек регулирует исходя из своих представлений о самом себе, объединенных в целостный образ «Я».Самосознание определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоутверждения. Самосознание — саморефлексия, самоопределение индивида может быть истинным и ошибочным.
Концептуально организованная, одухотворенная личность не идет на поводу случайных обстоятельств, сиюминутных гедонических устремлений, ее поведение детерминируется принципами нравственности, добра, справедливости и достоинства.
Явления действительности отражаются сознанием интенционально- пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других явлений, сопровождаются, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других, известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры. Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, на основе которого осуществляется вся поведенческая система индивида — все поведенческие акты человека приобретают личностную определенность.
Психическая деятельность человека, его психика функционирует одновременно в трех взаимосвязанных уровнях — бессознательном, подсознательном и сознательном.
Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и продолжение рода. Однако биологически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) эта сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.
Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития.
Само подсознание, имеет многоуровневую структуру — автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы— цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические особенности).
В подсознание вытесняются и различные комплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.).
Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий.
Связь сознания и подсознания проявляется в интегративном психическом качестве- в интеллекте человека, комплексе его умственных способностей, когнитивном стиле его поведения, в непроизвольном запоминании.
Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, по Юнгу, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.
В сфере внесознательного таятся и корни такого человеческого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь. Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это также сфера подсознания.
Психоанализ, теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, оказался столь живучим, в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.
Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И, наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.
Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации, замещению, рационализации и регрессии, 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.
В отличие от 3. Фрейда, другой психоаналитик — К.Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо.
Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки личности. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — с генетически унаследованной и сформированной на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования.
Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2) подсознательными субъективно-эмоциональными и 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. Только для социализированной личности сознательные программы поведения являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциа-лизации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.
Раздел 3: Строение и функциональная организация нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности . Теория функциональных систем П.К. Анохина.
Психика является продуктом деятельности больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью.
Функционирование организма как единого целостного образования обеспечивается нервной системой — совокупностью нервных образований. Вся нервная система делится на центральную, периферическую и вегетативную. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами.
В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг.
Основная функция нервной системы — это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, в котором различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных волокон, соединяющие одни клетки их группы с другими.
В спинном мозгу серое вещество расположено в глубине мозга и имеет на разрезе форму, напоминающую бабочку. В задних рогах спинного мозга расположены клетки, получающие импульсы с периферии и передающие их в передние рога или кверху в головной мозг. Передние рога состоят из двигательных клеток, получающих импульсы из задних рогов или из вышележащих центров и передающих их на периферию. Серое вещество спинного мозга окружено белым веществом или так называемыми столбами: передними, боковыми и задними, состоящими из пучков проводящих нервных волокон. По передним столбам нервное возбуждение идет от центра к периферии; по задним - от периферии к центру. В ряде случаев нервный импульс не поднимается выше спинного мозга, и нервная деятельность осуществляется по механизму так называемых спинномозговых рефлексов. Мышца со спинным мозгом связана не только эфферентными, но и афферентными нервными волокнами, по которым идет сигнал о сокращении или, напротив, о расслаблении мышц. Это пример простейшей обратной связи нервной регуляции и деятельности организма.
Низшие, стволовые отделы головного мозга - продолговатый и средний мозг - по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов.
Осуществляются здесь же и сложнейшие рефлекторные процессы, координирующие совместную работу многих мышечных групп и систем внутренних органов. Со стволовой частью мозга связан и мозжечок, обеспечивающий рефлекторную тончайшую настройку мышечного напряжения, сокращение и расслабление отдельных групп мышц при изменении положения тела в пространстве, при ходьбе, беге, прыжках и т.д. На всякое новое, внезапное раздражение человек отвечает простейшими ориентировочными рефлексами, унаследованными им от животных: поворотом головы, глаз и всего тела, расширением зрачков, сужением кровеносных сосудов. Рефлекторные дуги всех этих ориентировочных рефлексов замыкаются в среднем мозгу.
Тип нервной деятельности характеризуется следующими тремя физиологическими свойствами нервной системы: 1)силой нервных процессов — работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении; 2)уравновешенностью нервных процессов — соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим; 3)подвижностью нервных процессов — скоростью смены процессов возбуждения и торможения
В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств выделяются четыре типа высшей нервной деятельности.
Первый тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип).
Второй тип характеризуется повышенной силой, нервных процессов, но они неуравновешенны, возбудительный процесс преобладает над тормозным.
Третий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный тип).
Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).[3]
Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.
Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают эффективность приспособления к среде. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно реагирует на их действие.
При недостаточной подвижности или уравновешенности нервных процессов организм не может быстро приспособиться к внешним условиям, для него болезненна ломка стереотипа; он нередко впадает в невротическое состояние.
В начале прошлого века физиология изучила спинномозговые рефлексы. И.М. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» показал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения - рефлексы. Он выделил в рефлексах три звена: начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процессе нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, чувств и т.д.); конечное звено - внешнее движение. По мнению Сеченова, рефлексы головного мозга начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением.
Однако часть глубокой экспериментальной разработки рефлекторной теории психики принадлежит И.П. Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности. В основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, психические функции осуществляются условными рефлексами, из которых складывается высшая нервная деятельность, а более простые ее функции - безусловными рефлексами, составляющими низшую нервную деятельность. Но значение условно-рефлекторной деятельности увеличивается возможностью образования так называемых рефлексов высшего (второго, третьего и т.д.) порядка. Т.е. можно выделить первые два закона высшей нервной деятельности , это закон образования временной нервной связи и закон угасания временной нервной связи.
Торможения условных рефлексов усложняется процессом индукции. Образовавшийся в каком-либо участке коры головного мозга нервный процесс возбуждения растекается, иррадирует на соседние области. Но когда какой-нибудь участок коры головною- мозга приходит в состояние возбуждения, то в других ее участках в силу отрицательной индукции возникает процесс торможения. Напротив, вокруг заторможенного участка в силу положительной индукции возникает участок возбуждения.
Иррадиация, концентрация и взаимная индукция нервных процессов образуют ту смену возбуждения и торможения, которую И.П. Павлов назвал функциональной мозаикой коры головного мозга или корковой нейродинамикой. Система условных рефлексов, связанная в одно целое и проявляющаяся в результате одного пускового сигнала, И.П. Павловым была названа динамическим стереотипом, который является физиологическим механизмом навыков и привычек. Человеку, попавшему в новые условия, приходится ломать ранее сложившийся у него стереотип и создавать новый. Таким образом, выделяются так же следующие законы – закон иррадиации возбуждения и закон взаимной индукции нервных процессов, закон системности в работе коры головного мозга. [4]
Одно из самых перспективных направлений в развитии учения И.П. Павлова возглавил его ученик академик П.К. Анохин.
Механизм условных рефлексов — фундаментальная, но не единственная основа работы головного мозга. Так, нйрофизиология — базируется на концепции функционного объединения механизмов мозга для осуществления различных поведенческих актов
Функциональной системой П. IL. Анохин, назвал единство механизмов, которые обеспечивают результативность того или иного поведенческого акта. Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта названа П.К. Анохиным афферентным синтезом.
В процессе афферентного синтеза из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности, т.е. решается вопрос: какой полезный результат должен быть получен в данной ситуации, при данной комбинации исходных возбуждений. В результате афферентного синтеза выбирается один вариант действия, который удовлетворяет требованиям данной ситуации.
Нейрофизиологический механизм принятия решения основан на способности мозга прогнозировать параметры будущего результата действия. Этот механизм назван ПК. Анохиным акцептором результатов действия— нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия на основе обобщения ранее полученных результатов от аналогичных действий. Предвидение результатов действия — формирование цели действия.
На основе предвидения результатов готовящегося действия создается программа действия. И только после этого совершается само действие. Ход действия, результативность его этапов, соответствие результатов сформированной программе действия постоянно контролируются путем получения сигналов о достижении цели. Механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П.К. Анохиным обратной афферентацией. Осуществление каждого действия постоянно сопровождается сличением двух комплексов возбуждения: возбуждений, прогнозирующих действие, и возбуждений, поступающих по ходу совершения действия.
В отличие от Павлова, П.К. Анохин трактует подкрепление поведенческих актов не только эффектом действия безусловного раздражителя. Действие, по Анохину, подкрепляется его правильностью — афферентными сигналами о его адекватности ранее сформированной программе, благодаря механизму сопоставления полученных результатов с заранее сформированным психическим образом этого результата.
П.К. Анохин постулировал фундаментальный принцип системной работы мозга — принцип опережающего отражения действительности, частным проявлением которого служит и условный рефлекс.
Теория функциональных систем включила в единую систему такие компоненты поведения, как мотивация, память, эмоции, предвидение событий, программирование будущих результатов поведения.
Задание 1: расследуя уголовное дело о хищении имущества следователь столкнулся с необходимостью разрешения вопроса о том, кем выполнен машинописный текст документа. Задание: Какие психофизеологические закономерности лежат в основе этой рекомендации?
В основе данной рекомендации были положены типологические особенности высшей нервной деятельности, на основании которых человек делится на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный и 3) смешанный
Особенность высшей нервной деятельности человека- наличие дв3ух сигнальных систем. Первая сигнальная система- - впечетления, ощущения и представления об окружающем мире. Вторая сигнальная система- речь, которая возникает и развивается на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.
К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них не в ярких образах, а синтетически, обобщенно.
К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).
Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми (около 80% всех людей).
Таким образом, по данному документу следователь может определить тип человека- исполнителя, его индивидуальные особенности.
Задание 2: Известна криминалистическая рекомендация о том, чтобы следователь ускорял темп читки текста лицу, у которого отбираются экспериментальные образцы почерка под диктовку, при наличии у следователя подозрения, что пишущий пытается исказить свой почерк. Задание: Какие психологические закономерности лежат в основе этой рекомендации? Каковы основные принципы и законы высшей нервной деятельности.
Основные принципы и законы высшей нервной деятельности следующие:
1. Закон образования временной нервной связи:, согласно которому при многократном подкреплении нейтрального раздражителя безусловным (жизненно значимым) раздражителем между корковыми центрами этих воздействий образуется временная нервная связь.
2. Закон угасания временной нервной связи, согласно которому при многократном неподкреплении условного раздражителя безусловным временная нервная связь между ними угасает.
3. Закон иррадиации возбуждения, согласно которому очень сильные (как и очень слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию — распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.
Иррадиация возбуждения вызывает значительное повышение тонуса коры мозга. В результате даже незначительные раздражители вызывают повышенную реакцию; нормальное течение мышления сменяется «скачкой мыслей».
Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием успешной деятельности.
4. Закон взаимной индукции нервных процессов, согласно которому на периферии очага одного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.
Если в одном участке коры головного мозга сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее возбуждение, тем интенсивнее и более широко распространен вокруг него процесс торможения.
В данном случае идет нарушение оптимального соотношения процессор возбуждения и торможения. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции поведения. Действует закон иррадиации возбуждения. В данном случае на человека на действует новый сильный раздражитель, поэтому его контроль на изменение почерка затормозится.
Библиография:
1. Ю.В. Чуфаровский «Юридичексая психология», М.2000г.С.21
- М.И. Еникеев «Общая и юридичексая психология» М.1996
- Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «100 экзаменационных ответов по психологии», ростов- на Дону, 2001г;
- В.Л. Васильев «Юридическая психология», М.1991г.
- Общая психология, под ред. А.Д. Алферова, М. 1997г.
[1] Ю.В. Чуфаровский «Юридичексая психология», М.2000г.С.21
[2] Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «100 экзаменационных ответов по психологии», ростов- на Дону, 2001г. С.82
[3] М.И. Еникеев «Общая и юридичексая психология» М.1996С.123
[4] Ю.В. Чуфаровский «Юридичексая психология», М.2000г.С.25