№ заказа

№ 372.1

Вариант, тема

Дисциплина

Юридическая психология

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                               Содержание

Раздел 1: Общее понятие о психике. Формирование психике человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности. 2

Раздел 2: Сознание- психика человека как категориальное и ценностно- ориентировочное отражение действительности, Основные признаки сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности- бессознательного, подсознательного и сознательного. 6

Раздел 3: Строение и функциональная организация нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности . Теория функциональных систем П.К. Анохина. 10

Задание 1: расследуя уголовное дело о хищении имущества следователь столкнулся с необходимостью разрешения вопроса о том, кем выполнен машинописный текст документа. Задание: Какие психофизеологические закономерности лежат в основе этой рекомендации?. 14

Задание 2: Известна криминалистическая рекомендация о том, чтобы следователь ускорял темп читки текста лицу, у которого отбираются экспериментальные образцы почерка под диктовку, при наличии у следователя подозрения, что пишущий пытается исказить свой почерк. Задание: Какие психологические закономерности лежат в  основе этой рекомендации? Каковы основные принципы и законы высшей нервной деятельности. 15

Библиография: 16

Раздел 1: Общее понятие о психике. Формирование психике человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окру­жающим миром на основе нейрофизиологического ко­дирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность организмов к адаптации в среде.

В процессе эволюции психические механизмы адап­тации организмов к среде непрерывно совершенствова­лись и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моде­лирования действительности. Психика человека — от­ражательно-регуляционная деятельность, обеспечиваю­щая его активное взаимодействие с окружающим миром. Психика человека — не только система субъектив­ных образов реальности, но и сама специфическая реальность — внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

 Психика каждого человека — явление субъективное, она обусловлена индивидуальным жизнен­ным опытом. Психика обеспечивает определенный уровень аде­кватного отражения объективных свойств действитель­ности и эффективность поведенческих действий. Психика обеспечивает избирательные кон­такты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Без понимания изменений среды и ее влияния на организм не могут быть по­няты ни развитие психики человека в ее филоге­незе (развитие человека из животного мира), ни в ее онтогенезе (формирование личности человека). Чарльз Дарвин открыл законы эволюции жи­вых существ и происхождения человека на основе изменчивости всего живого и наследственности, закрепляющей и удерживающей приобретенные признаки путем естественного отбора. В самом начале развития жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии организ­мов и среды. Они и определили уже у одноклеточ­ных организмов разделение всех живых существ на две основные ветви: растения и животные. Одна, пассивная, форма прояв­лялась в основном в изменении физико-химических процессов и строения ор­ганизма под влиянием неоднородной среды. Другая, активная, форма изменчивости, определившая развитие животных, проявлялась в основном в изменении форм поведения организма.

Взаимодействие организма в его любой форме возможно потому, что даже простейшему организму свойственна физиологическое отражения среды - раздражимость. Раздражимость представляет собой способность живого существа отвечать на непосредственные воздействия среды процессами, поддерживающими жизнь организма.

Растения остановились на физиологической форме отражения. Живот­ные в процессе эволюции на основе раздражимости выработали свойство от­вечать на воздействия среды, не только непосредственно влияющие на жиз­ненные функции организма, но и на сигнальные воздействия. Т.е. у живот­ных в возникает новый вид раздражительности - чув­ствительность.

Чувствительность - это свойство отражать воздействие среды, приобре­тенное животными на определенных этапах эволюции. С помощью чувстви­тельности организм всегда субъективно отражает воздействие среды.

Ранее всего психическое отражение возникло в форме смутных положи­тельных или отрицательных переживаний, сигнализирующих о динамике со­стояния организма.В дальнейшем на этой основе возникла более сложная форма отражения - ощущение как субъективный об­раз объективного мира.

Первоначальной формой психического отражения являются инстинкты, под которыми понимаются врожденные, наследственно закрепленные формы поведения. Являясь целостной реакцией всего организма на комплексные раздражители внешней и внутренней среды, инстинкты по своим механизмам представляют ценные безусловные рефлексы.

Рудимент - это функция или орган, оставшийся в наследство от животных предков. Многие западные психологи переоценивают роль инстинктов в пси­хике человека. Фактически же у взрослого человека инстинктивные проявле­ния подчинены сознательной деятельности. Только в ис­ключительных случаях инстинкты могут определять поведение человека.

Как бы ни были различны весьма многочисленные инстинкты животных, они всегда связаны с удовлетворением биологических потребностей.

Развитие головного мозга в ветви человека с самого начала дало возмож­ность в инстинктивном поведении опереться на сочетание одновременно действующих раздражителей. Чем более высокоразвито позвоночное живот­ное, тем легче изменившиеся условия среды снимают устаревшие инстин­ктивные формы поведения.

Навыками у животных называются приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное при­способление животного к меняющимся условиям среды. В жизни навыки, развиваясь, приводили к возникновению наиболее слож­ной формы поведения животного - рассудочного. Рассудочные - это формы поведения, направленные на решение новых задач не путем унаследованных или ранее приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существующих между предметами связей и отношений. Все ви­ды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ незнакомых предметов - общие у человека и у животных.

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наслед­ственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - зна­ниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

С переходом от животного существования к человеческому обществу воз­никло два новых фактора формирования психики человека: это обществен­ный труд и  общение с помощью слова.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Вы­сшей формой психики является сознание человека, которое возникло, в процессе общественно-трудовой практики. Сознание не­разрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию человек  регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существу­ющих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Как правило, они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д.[1]

Основные явления психики — психический процессc формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ — целостное, интегративное отра­жение относительно самостоятельной, дискретной часта действительности, информационная модель действитель­ности, используемая человеком для регуляции своей жиз­недеятельности

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения).

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а в ре­зультате активного их построения. В процессе постро­ения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Психические образы дают возможность схема­тизации, концептуализации действительности. Пси­хические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.  Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность действовать с ними осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности.

Психические образы идеальны, поскольку мир пред­ставлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Психические образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состо­яния и т.д.

Психика  — субъективное отражение объек­тивного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обра­щают внимание на различные ее стороны, по-разному относятся к ней

Раздел 2: Сознание- психика человека как категориальное и ценностно- ориентировочное отражение действительности, Основные признаки сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности- бессознательного, подсознательного и сознательного.

Сознание  есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических     условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном    общении (с помощью языка) с другими людьми. Признаки сознания человека следующие.

 Первый его признак дан уже в   самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем       нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои   знания.

Второй признак сознания — закрепленное в нем отчетливое различение  субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это  противопоставление и различие.

Третий признак сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения.

Наконец, четвертый признак сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При   некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.[2]

Индивидуальное сознание человека обусловлено общественным сознанием.

Различают четыре формы, сферы общественного со­знания: 1) наука — система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации, опреде­ляющая просвещенность и образованность людей данно­го общества; 2) соционормативная сфера общественного созна­ния — система нравственных, идеологических, полити­ческих и правовых ценностей и норм данного общества; 3)искусство — специфический вид духовно-практи­ческого освоения действительности образными средст­вами, образное моделирование, идеализация различных сторон человеческого бытия; 4)         религия, вера — культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божествен­ную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания.

Все формы общественного сознания формируют сис­тему базовых ценностей, основополагающих идей (идео­логию), в которых проявляется отношение людей к действительности и друг к другу, выдвигается общая програм­ма жизнедеятельности общества.

 Сознание связано с самосознанием, с саморефлек­сией. Осознавая мир вокруг себя, человек соотносит себя с миром. Свое поведение человек регулирует исходя из своих представ­лений о самом себе, объединенных в целостный образ «Я».Самосознание определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуля­ции, самопостроения и самоутверждения. Самосозна­ние — саморефлексия, самоопределение индивида может быть истинным и ошибочным.

Концептуально организованная, одухотворенная личность не идет на поводу случайных обстоятельств, сиюминутных гедонических устремлений, ее поведение детерминируется принципами нравственности, добра, справедливос­ти и достоинства.

Явления действительности отражаются сознанием интенционально- пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с ком­плексом других явлений, сопровождаются, «психологическими обертонами», вставля­ются в оправу других, известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечело­веческой культуры. Все это позволяет говорить о еди­ном потоке сознания, на основе которого осуществля­ется вся поведенческая система индивида — все пове­денческие акты человека приобретают личностную оп­ределенность.

Психическая деятельность человека, его психика функционирует одновременно в трех взаимосвязанных уровнях — бессознательном, подсознательном и созна­тельном.

Бессознательный уровень психической деятельнос­ти — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятель­ность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими меха­низмами. Они направлены на удовлетворение биологи­ческих потребностей — самосохранение организма и продолжение рода. Однако биологически обу­словленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) эта сфера психики человека может перейти в режим автономной саморе­гуляции.

Подсознательный уровень психической деятельнос­ти — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индиви­да, сформированное на ранних стадиях его развития.

Само подсознание, имеет многоуровне­вую структуру — автоматизмы и их комплексы на ниж­нем уровне и интуиция — на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня — комплек­сы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы— цепные последовательности реакций в привычной обстановке (при­вычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными пред­метами, речевые и мимические особенности).

В подсознание вытесняются и различные комплек­сы - нереализованные желания, подавленные стремле­ния, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс нарциссизма, непол­ноценности, застенчивости и др.).

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий.

Связь сознания и подсознания проявляется в интегративном психическом качестве-  в интеллекте чело­века, комплексе его умственных способностей, когни­тивном стиле его поведения, в непроизвольном запоми­нании.

Внесознательная сфера психики человека — глубин­ная сфера его психики, конгломерат архетипов, по Юнгу, сформированный в значительной мере в процес­се эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого человеческого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь. Фобии, страхи, истерические фанта­зии, спонтанная тревожность и радостное предчувст­вие — все это также сфера подсознания.

Психоанализ, теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, оказался столь живучим, в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Критерием внесознательного является его безотчет­ность, непроизвольность, невербализованность (сло­весная неоформленность). Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И, наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.

Внесознательная сфера психики не является объек­том рефлексии, самоотражения, произвольного само­контроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявля­ются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защит­ным механизмам — вытеснению, сублимации, замеще­нию, рационализации и регрессии, 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, тем­ных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от 3. Фрейда, другой психоаналитик — К.Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных в дале­ком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к саморе­ализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсозна­нием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо.

Сфера сознания — сфера знаний, культурной соци­ализации личности. Она в значительной мере контро­лирует и тормозит инстинктивные влечения и привыч­ки личности. Однако этот контроль ограничен. Произ­вольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — с генетически унаследованной и сформиро­ванной на ранних стадиях его онтогенетического (при­жизненного) формирования.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя ти­пами относительно автономных программ поведения: 1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2) подсознательными субъективно-эмоциональными и 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. Только для со­циализированной личности сознательные программы поведения являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведе­нии. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциа-лизации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Раздел 3: Строение и функциональная организация нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности . Теория функциональных систем П.К. Анохина.

Психика является продуктом деятельности больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью.

Функционирование организма как единого целост­ного образования обеспечивается нервной системой — совокупностью нервных образований. Вся нервная система делится на центральную, пери­ферическую и вегетативную. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нерв­ные волокна - периферическая нервная система. Она соединяет мозг с орга­нами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами.

В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нерв­ном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг.

Основная функция нервной системы — это интеграция внешнего воздей­ствия с соответствующей приспособительной реакцией организма. Централь­ная нервная система состоит из спинного и головного мозга, в котором раз­личают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных волокон, соединяющие од­ни клетки их группы с другими.

В спинном мозгу серое вещество расположено в глубине мозга и имеет на разрезе форму, напоминающую бабочку. В задних рогах спинного мозга рас­положены клетки, получающие импульсы с периферии и передающие их в пе­редние рога или кверху в головной мозг. Передние рога состоят из двигатель­ных клеток, получающих импульсы из задних рогов или из вышележащих центров и передающих их на периферию. Серое вещество спинного мозга ок­ружено белым веществом или так называемыми столбами: передними, боко­выми и задними, состоящими из пучков проводящих нервных волокон. По передним столбам нервное возбуждение идет от центра к периферии; по за­дним - от периферии к центру. В ряде случаев нервный импульс не поднима­ется выше спинного мозга, и нервная деятельность осуществляется по меха­низму так называемых спинномозговых рефлексов. Мышца со спинным мозгом связана не только эфферентными, но и афферентными нервными во­локнами, по которым идет сигнал о сокращении или, напротив, о расслабле­нии мышц. Это пример простейшей обратной связи нервной регуляции и де­ятельности организма.

Низшие, стволовые отделы головного мозга - продолговатый и средний мозг - по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важ­ных рефлексов.

Осуществляются здесь же и сложнейшие рефлекторные процессы, коорди­нирующие совместную работу многих мышечных групп и систем внутренних органов. Со стволовой частью мозга связан и мозжечок, обеспечивающий реф­лекторную тончайшую настройку мышечного напряжения, сокращение и рас­слабление отдельных групп мышц при изменении положения тела в простран­стве, при ходьбе, беге, прыжках и т.д. На всякое новое, внезапное раздражение человек отвечает простейшими ориентировочными рефлексами, унаследован­ными им от животных: поворотом головы, глаз и всего тела, расширением зрачков, сужением кровеносных сосудов. Рефлектор­ные дуги всех этих ориентировочных рефлексов замыкаются в среднем мозгу.

Тип нервной деятельности характеризуется следую­щими тремя физиологическими свойствами нервной системы:  1)силой нервных процессов — работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении; 2)уравновешенностью нервных процессов — соотно­шением между силой процессов возбуждения и тормо­жения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим; 3)подвижностью нервных процессов — скоростью смены процессов возбуждения и торможения

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств выделяются четыре типа высшей нервной деятельности.

Первый тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип).

Второй тип характеризуется повышенной силой, нервных процессов, но они неуравновешенны, возбу­дительный процесс преобладает над тормозным.

Третий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный тип).

Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).[3]

Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: сангвиническо­го, холерического, флегматического, меланхолического.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают эффективность приспособле­ния к среде. Если сила нервных процессов недостаточ­на, то организм страдает от сильных внешних воздей­ствий и неадекватно реагирует на их действие.

При недостаточной подвижности или уравновешен­ности нервных процессов организм не может быстро приспособиться к внешним условиям, для него болез­ненна ломка стереотипа; он нередко впадает в невроти­ческое состояние.

В начале прошлого века физиология изучила спинномозговые рефлексы. И.М. Се­ченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» показал, что все ак­ты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхожде­ния - рефлексы. Он выделил в рефлексах три звена: начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процессе нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, чувств и т.д.); конечное звено - внешнее движение. По мнению Сеченова, рефлексы головного мозга начинаются чувствен­ным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кон­чаются мышечным движением.

Однако часть глубокой экспериментальной разработки реф­лекторной теории психики принадлежит И.П. Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности. В основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, психические функции осуществляются условными рефлексами, из которых складывается высшая нервная деятельность, а бо­лее простые ее функции - безусловными рефлексами, составляющими низ­шую нервную деятельность. Но значение ус­ловно-рефлекторной деятельности увеличивается возможностью образова­ния так называемых рефлексов высшего (второго, третьего и т.д.) порядка. Т.е. можно выделить первые два закона высшей нервной деятельности , это закон образования временной нервной связи и закон угасания временной нервной связи.

Торможения условных рефлексов усложняется процессом индукции. Образовавшийся в каком-либо участке коры головного мозга нервный процесс возбуждения растекается, иррадирует на соседние об­ласти. Но когда какой-нибудь участок коры головною- мозга приходит в состо­яние возбуждения, то в других ее участках в силу отрицательной индукции воз­никает процесс торможения. Напротив, вокруг заторможенного участка в силу положительной индукции возникает участок возбуждения.

Иррадиация, концентрация и взаимная индукция нервных процессов об­разуют ту смену возбуждения и торможения, которую И.П. Павлов назвал функциональной мозаикой коры головного мозга или корковой нейродинамикой. Система условных рефлексов, связанная в одно целое и проявляюща­яся в результате одного пускового сигнала, И.П. Павловым была названа ди­намическим стереотипом, который является физиологическим механизмом навыков и привычек. Человеку, попавшему в новые условия, приходится ло­мать ранее сложившийся у него стереотип и создавать новый. Таким образом, выделяются так же следующие законы – закон иррадиации возбуждения и закон взаимной индукции нервных процессов, закон системности в работе коры головного мозга.  [4]

Одно из самых перспективных направлений в разви­тии учения И.П. Павлова возглавил его ученик акаде­мик П.К. Анохин.

Механизм условных рефлексов — фундаментальная, но не единственная основа работы головного мозга. Так, нйрофизиология — базируется на концепции функционного объединения механизмов мозга для осуществления различных пове­денческих актов

Функциональной системой   П. IL. Анохин, назвал единство механизмов, которые обес­печивают результативность того или иного поведенчес­кого акта. Первоначальная стадия формирования любого пове­денческого акта названа П.К. Анохиным афферентным синтезом.

В процессе афферентного синтеза из многочислен­ных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потреб­ности, т.е. решается вопрос: какой полезный результат должен быть получен в данной ситуации, при данной комбинации исходных возбуждений. В результате аф­ферентного синтеза выбирает­ся один вариант действия, который удовлетворяет требованиям данной ситуации.

Нейрофизиологический механизм принятия реше­ния основан на способности мозга прогнозировать параметры будущего результата действия. Этот меха­низм назван ПК. Анохиным акцептором результатов действия— нейрофизиологичес­кий механизм предвидения результатов будущего дей­ствия на основе обобщения ранее полученных резуль­татов от аналогичных действий. Предвидение результа­тов действия — формирование цели действия.

На основе предвидения результатов готовящегося действия создается программа действия. И только после этого совершается само действие. Ход действия, результативность его этапов, соответ­ствие результатов сформированной программе действия постоянно контролируются путем получения сигналов о достижении цели. Механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П.К. Анохиным обратной афферентацией. Осуществление каждого действия постоянно сопровождается сличением двух комплексов возбужде­ния: возбуждений, прогнозирующих действие, и воз­буждений, поступающих по ходу совершения действия.

В отличие от Павлова, П.К. Анохин трактует под­крепление поведенческих актов не только эффектом действия безусловного раздражителя. Действие, по Ано­хину, подкрепляется его правильностью — афферент­ными сигналами о его адекватности ранее сформиро­ванной программе, благодаря механизму сопоставления полученных результатов с заранее сформированным психическим образом этого результата.

П.К. Анохин постулировал фундаментальный прин­цип системной работы мозга — принцип опережающего отражения действительности, частным проявлением ко­торого служит и условный рефлекс.

Теория функциональных систем включила в единую систему такие компоненты поведения, как мотивация, память, эмоции, предвидение событий, программиро­вание будущих результатов поведения.

Задание 1: расследуя уголовное дело о хищении имущества следователь столкнулся с необходимостью разрешения вопроса о том, кем выполнен машинописный текст документа. Задание: Какие психофизеологические закономерности лежат в основе этой рекомендации?

В основе данной рекомендации были положены типологические особенности высшей нервной деятельности, на основании которых человек делится на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный и 3) смешанный

Особенность высшей нервной деятельности человека- наличие дв3ух сигнальных систем. Первая сигнальная система- - впечетления, ощущения и представления об окружающем мире. Вторая сигнальная система- речь, которая возникает и развивается на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней. 

К мыслительному типу относятся лица со значитель­ным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них не в ярких образах, а синтетически, обобщенно.

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобре­татели и др.).

Средний, или смешанный, тип людей занимает про­межуточное положение между двумя первыми (около 80% всех людей).

Таким образом, по данному документу следователь может определить тип человека- исполнителя, его индивидуальные особенности.  

Задание 2: Известна криминалистическая рекомендация о том, чтобы следователь ускорял темп читки текста лицу, у которого отбираются экспериментальные образцы почерка под диктовку, при наличии у следователя подозрения, что пишущий пытается исказить свой почерк. Задание: Какие психологические закономерности лежат в  основе этой рекомендации? Каковы основные принципы и законы высшей нервной деятельности.

Основные принципы и законы высшей нервной деятельности следующие:

1.         Закон образования временной нервной связи:, согласно которому при многократном подкреплении нейтрального раз­дражителя безусловным (жизненно значимым) раздра­жителем между корковыми центрами этих воздействий образуется временная нервная связь.

2.         Закон угасания временной нервной связи, согласно которому при многократном неподкреплении условного раз­дражителя безусловным временная нервная связь между ними угасает.

3.         Закон иррадиации возбуждения, согласно которому очень сильные (как и очень слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию — распространение возбуждения по значи­тельной части коры больших полушарий.

Иррадиация возбуждения вызывает значительное повышение тонуса коры мозга. В результате даже не­значительные раздражители вызывают повышенную ре­акцию; нормальное течение мышления сменяется «скачкой мыслей».

Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализированные очаги возбужде­ния, что и является важнейшим условием успешной деятельности.

4. Закон взаимной индукции нервных процессов, согласно которому на периферии очага одного процесса всегда возни­кает процесс с обратным знаком.

Если в одном участке коры головного мозга скон­центрирован процесс возбуждения, то вокруг него ин­дуктивно возникает процесс торможения. Чем интен­сивнее возбуждение, тем интенсивнее и более широко распространен вокруг него процесс торможения.

В данном случае идет нарушение оптимального соотношения процессор возбуждения и торможения. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции поведения.  Действует закон иррадиации возбуждения. В данном случае на человека на действует новый сильный раздражитель, поэтому его контроль на изменение почерка затормозится.

Библиография:

1.      Ю.В. Чуфаровский «Юридичексая психология», М.2000г.С.21

  1. М.И. Еникеев «Общая и юридичексая психология» М.1996
  2. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «100 экзаменационных ответов по психологии», ростов- на Дону, 2001г;
  3. В.Л. Васильев «Юридическая психология», М.1991г.
  4. Общая психология, под ред. А.Д. Алферова, М. 1997г.

[1] Ю.В. Чуфаровский «Юридичексая психология», М.2000г.С.21

[2] Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «100 экзаменационных ответов по психологии», ростов- на Дону, 2001г. С.82

[3] М.И. Еникеев «Общая и юридичексая психология» М.1996С.123

[4]  Ю.В. Чуфаровский «Юридичексая психология», М.2000г.С.25