Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические основы исследования эффективности инвестиционной политики региона. 5

1.1. Суть инвестиционной политики региона. 5

1.2. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона как отражение основных показателей эффективности инвестиционной политики региона. 9

2. Инвестиционная привлекательность Хабаровского края как показатель эффективности инвестиционной политики Хабаровского края. 18

2.1 Основные черты инвестиционной политики Хабаровского края. 18

2.2 Оценка инвестиционной привлекательности Хабаровского края по методике Министерства торговли и экономического развития России. 25

Заключение. 32

Список литературы.. 34

 

Введение

Одним из важнейших элементов экономической политики, проводимой при осуществлении реформ в России, должно быть осмысленное и эффективное регулирование инвестиционного процесса. Этот элемент организации хозяйственной деятельности предопределяет долгосрочные экономические результаты как на национальном, так и на всех субнациональных уровнях производственной системы, включая отдельное предприятие.

В условиях России, географические масштабы которой неизбежно вызывают дифференцированное пространственное осуществление экономической стратегии и тактики, региональная составляющая инвестиционных процессов приобретает особо важное значение, поскольку именно на этом уровне формируется и реализуется значительная часть потенциала инвестиционных ресурсов. Возникает необходимость на этом уровне создавать и институционально закреплять органами региональной власти определенные системы инвестиционных приоритетов, сформулированных в виде различных видов и форм льгот, гарантий, субсидий и других действий, стимулирующих направленную деятельность инвесторов.

Проводимая в крае инвестиционная политика была определена утвержденной в 1998 году Инвестиционной программой Хабаровского края на 1998 - 2005 годы. Большинство мероприятий этой программы выполнены. В рамках реализации поставленных программой задач: создана законодательная и нормативная база, регулирующая инвестиционную деятельность в крае, способствующая созданию благоприятного инвестиционного климата; создано агентство по привлечению иностранных инвестиций, инвестиционный совет при Правительстве края; разработан механизм предоставления льгот и гарантий; сформирован и утвержден перечень объектов залогового фонда Хабаровского края; утвержден краевой гарантийный инвестиционный фонд. Проделанная работа нашла свое отражение в улучшении инвестиционного климата в крае, в динамичном росте освоенных краем объемов инвестиций.

Вместе с тем изменение общероссийской ситуации, характера взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности, проявляющееся в ужесточении конкуренции регионов и предприятий за привлечение инвестиций, потребовало новых подходов к проводимой в крае инвестиционной политике, направленной на поиск эффективных решений, которые могут позволить активизировать инвестиционные процессы на территории, направить их на реализацию долгосрочной стратегии экономических преобразований и создание в регионе экономической системы, позволяющей эффективнее реализовываться высокому потенциалу развития Хабаровского края.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с оценкой эффективности инвестиционной политики Хабаровского края.

Задачи работы:

-  Определить суть инвестиционной политики региона

-  Рассмотреть методику оценки инвестиционной привлекательности региона как отражение основных показателей эффективности инвестиционной политики региона

-  Определить основные черты инвестиционной политики Хабаровского края

-  Провести оценку инвестиционной привлекательности Хабаровского края по методике Министерства торговли и экономического развития России

1. Теоретические основы исследования эффективности инвестиционной политики региона

1.1. Суть инвестиционной политики региона

Понятие "инвестиции" является слишком широким, чтобы можно было дать ему единственное и исчерпывающее определение. В различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности содержание данного понятия имеет свои особенности.

В макроэкономике инвестиции есть часть совокупных расходов, состоящая из расходов на новые средства производства (производственные, или фиксированные инвестиции), инвестиций в новое жильё и прироста товарных запасов. То есть, инвестиции - это часть ВВП, не потребляемая в текущем периоде и обеспечивающая прирост капитала в экономике.

В теории производства и в целом в микроэкономике, инвестиции есть процесс  создания нового капитала (включая как средства производства, так и  человеческий капитал).

И, наконец, в финансовой теории под инвестициями понимают приобретение  реальных и финансовых активов, то есть это затраты, целью которых является  получение будущих выгод. Более точно, инвестиции - это обмен определенной сегодняшней стоимости на будущую стоимость.[1]

Создание благоприятных экономических, правовых и организационно-управленческих условий для всех участников инвестиционной деятельности в регионе предопределяет эффективность промышленного производства, выпуск конкурентоспособной продукции и воспроизводство значительной добавленной стоимости, гармоничное развитие отраслей экономики и социальной сферы, стабильное функционирование систем жизнеобеспечения населения. Все эти направления управленческой деятельности органов власти составляют основу государственной инвестиционной политики - основного функционального звена государственной экономической и социальной политики региона.

Разработка эффективной и практически полезной государственной инвестиционной политики представляет для органов власти одну из стратегических целей. Таким образом, инвестиционная политика, в первую очередь, предопределяет устойчивые тенденции экономического роста и создает необходимые условия для социально-экономического развития региона.

Экономика работает не ради производства как такового, а на благо человека. Она - основное средство достижения социального благополучия. Поэтому инвестициям в человека, в социальную сферу органы государственной власти отводят приоритетную роль, что подтверждается социальными ориентирами и плановыми заданиями основных программных документов  регионов. [2]

Правильно определенные приоритетные направления государственной инвестиционной политики конкретизируют роль государства в этом процессе, обеспечивают взаимосвязь инвестиционной политики с другими направлениями работы Правительство регионов в области экономики и социального развития, помогают грамотно определить формы и масштабы государственного вмешательства в инвестиционную деятельность (т.е. "инвестиционные" функции государства), согласовать цели и задачи, зоны интересов, меру ответственности всех участников государственной инвестиционной политики регионов.

Погрешности государственной инвестиционной политики на уровне страны, регионов традиционно были связаны с тем, что в условиях широкомасштабного реформирования нашего общества и становления рыночных отношений недостаточно внимания уделялось, образно говоря, функциональному устройству этой политики. Поэтому весьма затруднительно было обеспечить формирование полноценных инвестиционных ресурсов, их эффективное использование, рост производства, страхование рисков, процедуры гарантий и залога, приемлемые условия кредитования, контроль над целевым использованием ресурсов, их возврат.

Таким образом, первостепенная обязанность государства при разработке любой стратегии связана с тем, чтобы не допускать ошибок в системе "цели, задачи - средства их достижения". Так называемый "системный кризис" акцентирует внимание именно на этой проблеме, когда ставятся цели и задачи, а исполнительные системы еще не построены или имеют погрешности в своем составе, структуре, функциях.

Стабильность функционирования полноценной инвестиционной системы региона есть показатель эффективности государственной инвестиционной политики, ее востребованности в реализации передовых технологий, научно-технических разработок, всего того, что составляет основу инвестиционного потенциала региона и страны в целом и предполагает решение труднейшей задачи по обеспечению функционального единства инвестиционной и инновационной политики региона. [3]

Функционально-структурная модель государственной инвестиционной политики

Поскольку инвестиционная деятельность без инновационной малоэффективна и конкурентоспособную экономику без них построить невозможно, то был применен следующий подход: в начале была разработана обобщенная модель государственной инновационно-инвестиционной политики региона, частным случаем которой стали модели государственной инвестиционной и инновационной политики.

Модель включает следующие функциональные уровни:

- уровень управления, характеризующий экономическую и социальную политику РФ, ее влияние на социально-экономическое развитие региона, на разработку и реализацию государственной инвестиционной политики;

- стратегический уровень управления экономическим, социальным и инвестиционным развитием региона, включающий:

а) стратегические цели, задачи, приоритеты, благоприятные условия для инвестиционной деятельности, формируемые Правительством региона;

б) систему прогнозирования, планирования и мониторинга, информационного обеспечения;

в) методику формирования полноценной инвестиционной системы региона, условия обеспечения ее стабильной работы;

г) специфику взаимосвязи инвестиционной политики региона с надотраслевыми стратегиями: бюджетно-финансовой, внешнеэкономической, по управлению собственностью, по развитию предпринимательства, антимонопольной, по регулированию цен и тарифов, по развитию фондового рынка, в области подготовки кадров, инновационной.

Правомочность модели функционально-структурного устройства государственной инвестиционной и инновационной политики базируется на комплексном использовании всех аспектов системного подхода: компонентном, структурном, функциональном, интегративном, коммуникационном, историческом, информационном. [4]

Таким образом, к основным принципам государственной инвестиционной политики региона следует отнести:

1. Соблюдение действующего законодательства РФ и региона.

2. Разработка государственной инвестиционной политики, исходя из законодательно утвержденных приоритетных целей социального и экономического развития.

3. Согласование общегосударственных, региональных, местных интересов, интересов финансовых институтов и хозяйствующих субъектов и других участников инвестиционной деятельности на основе взаимных соглашений.

4. Своевременное формирование полноценной нормативно-правовой базы УР, способной обеспечить инвестиционное развитие республики.

5. Единство целей и средств их достижения, взаимосвязь стратегических и оперативных целей.

6. Формирование рациональных форм и масштабов государственного влияния на экономику и социальную сферу.

7. Единство программно-целевого, отраслевого, территориального аспектов управления.

8. Рациональное сочетание плановых и рыночных методов хозяйствования.

9. Согласованность республиканских стратегий в области экономики и социальной сферы.

10. Укрепление взаимосвязи инвестиционной и инновационной политики; создание эффективных систем управления этими процессами на государственном уровне.

11. Использование современной системы информационного обеспечения для прогнозирования, планирования и мониторинга социально-экономического развития.

12. Создание эффективной системы привлечения и использования внешних инвестиций, в том числе иностранных.

13. Внедрение современных требований (в том числе международного уровня) в процессе разработки инвестиционных, инновационных бизнес-проектов, технологии их реализации, снижения различных рисков.

14. Обеспечение стабильного функционирования инвестиционной системы региона, имеющее рациональный состав, структуру, функции, как основного средства достижения целей и задач инвестиционного развития.[5]

Если инвестиционные нормативно-правовые документы того или иного уровня и масштаба законодательно не прописаны, а условия стабильного функционирования инвестиционной системы не конкретизированы, то это также отрицательно сказывается на управлении инвестиционными процессами в рамках республики.

Определение инвестиционной системы семьи акцентирует внимание на фундаментальных ценностях социальной и экономической жизни, т. к. экономика работает в первую очередь в интересах человека, а с другой стороны, инвестиционные возможности семьи стимулируют спрос и экономический рост.[6]

1.2. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона как отражение основных показателей эффективности инвестиционной политики региона

Методические рекомендации предназначены для применения федеральными и региональными органами государственного управления в аналитических и прикладных целях (в частности, при разработке целевых программ разного уровня), государственными и частными инвесторами для обоснованной оценки инвестиционного климата в российских регионах, а также для оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Федерации по реализации инвестиционной привлекательности региона.

Источниками информации для проведения расчета инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации являются:

-    годовая статистическая отчетность, разрабатываемая Госкомстатом России в соответствии с Федеральной программой статистических работ;

-    материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в рамках мониторинга и прогноза социально-экономического развития регионов;

-    иные материалы, опубликованные в открытой печати.

В методических рекомендациях используются следующие основные понятия:

Инвестиции в основной капитал (инвестиции, капитальные вложения) - совокупность затрат на приобретение, создание и модернизацию основных фондов.

Инвестиции в основной капитал включают затраты на новое строительство, расширение и реконструкцию объектов производственного и непроизводственного назначения, на техническое перевооружение действующих предприятий и модернизацию оборудования, на проектно-изыскательские работы и т.п.

Финансовые инвестиции, т.е. инвестиции, направляемые на приобретение активов, ценных бумаг, банковских депозитов и т.п., в настоящих Методических рекомендациях не рассматриваются.

Инвестиционная активность в регионах (инвестиционная активность региона) - интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона.

Инвестиционный потенциал региона - объем инвестиций, который может быть привлечен в основной капитал региона за счет всех (внутренних и внешних) источников финансирования, исходя из наличия в регионе различных экономических, социальных и природных ресурсов, особенностей его географического положения и иных объективных предпосылок, существенных для формирования инвестиционной активности в нем.

Региональный (некоммерческий) инвестиционный риск - вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона,  ввиду наличия в нем негативных социальных, политических и/или экологических условий инвестиционной деятельности, формирующих вероятность потери инвестиций или дохода от них и препятствующих, тем самым, использованию его инвестиционного потенциала (синоним понятия “региональный инвестиционный риск” - “некоммерческий риск инвестиционной деятельности в регионе; антоним понятия “региональный инвестиционный риск” - “социально-политическая и экономическая безопасность инвестиционной деятельности в регионе”).

Инвестиционная привлекательность региона - объем капитальных вложений, который может быть привлечен в основной капитал региона исходя из присущего ему инвестиционного потенциала  и уровня некоммерческих инвестиционных рисков в нем.

Инвестиционный климат региона - системное описание условий инвестиционной деятельности в регионе в терминах (в соотношениях количественных характеристик) присущих ему инвестиционного потенциала, инвестиционных некоммерческих  рисков и инвестиционной активности.[7]

Основные структурные элементы инвестиционного климата региона Российской Федерации и их взаимосвязь представлены в схематической форме на рис. 1.1, который объясняет логику аналитических подходов, использованных в настоящих Методических рекомендациях.

На схеме (рис. 1.1) инвестиционная активность в регионе представлена как функция его инвестиционной привлекательности.  Последняя описывается  соотношением двух обобщающих характеристик - инвестиционного потенциала региона и регионального некоммерческого риска  инвестиционной деятельности. При этом, чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже некоммерческий риск инвестиционной деятельности в нем, тем выше его инвестиционная привлекательность и, как следствие, тем выше в нем инвестиционная активность.

Уровень инвестиционной привлекательности региона выступает при этом как интегральный показатель,  суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и некоммерческого регионального инвестиционного риска.

Каждый из них, в свою очередь, также представляет собой интегральный показатель, синтезирующий в себе влияние множества частных факторов (показателей, характеристик), одни из которых формируют в совокупности уровень инвестиционного потенциала региона, а другие - уровень регионального некоммерческого риска инвестиционной деятельности.[8]

Формирование состава частных показателей для  комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов

Формирование состава частных показателей (факторов) для описания и последующей интегральной оценки инвестиционной привлекательности регионов, а также ее структурных элементов - инвестиционного потенциала и инвестиционных некоммерческих рисков производится  в несколько этапов.

На первом  этапе на основании логического анализа формируется исходный набор факторов, способных, с одной стороны, служить характеристиками инвестиционного потенциала, факторов региональных инвестиционных рисков и, следовательно, инвестиционной привлекательности регионов, а с другой стороны, обладающих несомненным влиянием на инвестиционную активность в них.

Поскольку интегральные уровни инвестиционной привлекательности не должны зависеть от численности  населения и размеров территории регионов, все частные показатели включаются в анализ только в виде относительных   величин - темповых, долевых, в расчете на  душу населения и т.п., а также, в исключительных случаях, в виде балльных оценок для инвестиционнозначимых  факторов, не  поддающихся количественной оценке.

На втором этапе, на основании применения стандартных методов и критериев корреляционного анализа, в процессе  итеративных процедур выделяется набор факторов, обнаруживающих максимальную степень тесноты корреляционной связи  с показателями инвестиционной активности. При этом для описания  инвестиционного потенциала регионов отбираются факторы ресурсного характера, обнаруживающие  максимальную положительную корреляционную связь с показателями инвестиционной активности.  Для описания инвестиционных некоммерческих рисков отбираются, соответственно, факторы политического, социально-экономического и экологического характера, обнаруживающие максимальную отрицательную корреляционную связь с показателями инвестиционной активности.

Из состава факторов исключаются коллинеарные показатели и не допускается включение одних и тех же показателей  в состав факторов, участвующих в формировании уровня инвестиционного потенциала,  и в состав факторов, формирующих уровень региональных инвестиционных рисков. Результатом указанных процедур является получение компактного набора наиболее инвестиционнозначимых частных факторов инвестиционной привлекательности регионов (в т.ч. инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков)  при формировании которого реализуются важнейшие принципы системного подхода: минимальной существенной достаточности, достаточного разнообразия, целевой ориентации, а единым критерием обоснования их состава служит теснота корреляционной связи с показателями инвестиционной активности.

Все частные показатели, отобранные по результатам процедур, изложенные выше имеют различные измерители и размерности.

Для приведения частных показателей к сопоставимому виду используется процедура стандартизации (нормализации) их значений путем отнесения числового значения  каждого частного показателя по данному региону к среднему значению этого показателя по РФ в целом:

                                                  (1) ,

        

- стандартизованное значение s-того частного показателя

по i-тому региону;               

-                                      числовое значение s-того частного показателя по i-тому  региону;

-                                      - числовое значение s - ого показателя в среднем по РФ.   

В результате указанной процедуры числовые значения всех показателей преобразуются в безразмерные относительные величины, характеризующие отношение числового значения каждого частного показателя по региону к числовому значению этого же показателя по РФ.

Значение каждого такого показателя в среднем по РФ становится, соответственно,  равным 1,00 (единице).

Аналогичным образом производится стандартизация значений балльных (экспертных) оценок частных инвестиционнозначимых показателей. По этим показателям вычисляется средневзвешенный балл по РФ и к нему относятся значения балльных оценок, присваиваемых данному частному показателю по каждому региону.[9]

Расчет интегральных показателей инвестиционной  привлекательности  регионов

Свод числовых характеристик частных показателей инвестиционной привлекательности регионов в интегральный показатель инвестиционной привлекательности каждого из них производится по формуле многомерной средней:         

                                     (2)

где

- интегральный уровень инвестиционной привлекательности

 i - ого региона (сопоставимый со среднероссийским уровнем,  принятым за 1,00);

c              - количество (одинаковое для всех регионов) сводимых  нормализованных частных показателей, (s = 1,...,с);

      - весовой коэффициент значимости s - того частного показателя.

По формуле многомерной средней (2) может быть произведен свод нормированных числовых характеристик отдельно по группе частных показателей, относимых к факторам формирования инвестиционного потенциала регионов, и по группе факторов, относимых к факторам формирования региональных некоммерческих рисков.

В этом случае:

                                                                      

(3)

а формула (2) применительно к расчету рассматриваемых структурных составляющих показателя принимает вид:

               (3.1)

или

                    (3.2)

где:

-  интегральный уровень инвестиционного потенциала  i-того региона;

- интегральный уровень некоммерческого риска  инвестиционной деятельности в i-том регионе;

- количество нормализованных частных показателей, относимых, соответственно, к факторам формирования уровня инвестиционного потенциала регионов и к факторам формирования уровня некоммерческого риска  инвестиционной деятельности в них,

-нормализованные числовые значения частных показателей, относимых, соответственно, к факторам формирования инвестиционного потенциала и к факторам формирования некоммерческого риска инвестиционной деятельности в i-том регионе;

- весовые коэффициенты значимости частных показателей, соответственно, инвестиционного потенциала и   инвестиционного некоммерческого риска.

При сведении частных показателей инвестиционной привлекательности в интегральный следует иметь ввиду, что в зависимости от направления воздействия на инвестиционную привлекательность регионов, все показатели подразделяются на позитивные и негативные.

Для обеспечения однонаправленности воздействия факторов, негативные показатели приводятся к сопоставимому виду с позитивными показателями, с сохранением исходной межрегиональной дифференциации их числовых значений. С этой целью перед включением негативных показателей в расчет интегрального показателя инвестиционной привлекательности региона производится их преобразование в позитивную форму:

(4)

где:  

- стандартизованный негативный частный показатель в исходной (негативной) форме;

- стандартизованный негативный частный показатель, преобразованный в позитивную форму для включения в формулу расчета многомерной средней (2).[10]

2. Инвестиционная привлекательность Хабаровского края как показатель эффективности инвестиционной политики Хабаровского края

2.1 Основные черты инвестиционной политики Хабаровского края

Целью инвестиционной политики Правительства Хабаровского края является привлечение в Хабаровский край как иностранных, так и отечественных инвестиций, а также создание благоприятных условий для инвестирования.

Для создания благоприятных условий для инвестирования в крае осуществлен комплекс мер:

В крае создано Агентство по привлечению иностранных инвестиций (первое на Дальнем Востоке России) для маркетинга края на внешних рынках и оказания помощи уже работающим и новым инвесторам, приезжающим в край.      Действуют Консультативный Совет по Иностранным Инвестициям, возглавляемый совместно Губернатором края и сменяющимися на ротационной основе иностранными инвесторами; Инвестиционный совет при Правительстве края, который определяет порядок предоставления льгот и краевых гарантий, а также осуществляет отбор приоритетных проектов. Эти две организационные структуры стараются рационализировать и упростить процесс инвестирования в крае.[11]

Хабаровский край - один из немногих регионов в Российской Федерации, где реализуется Российско-Американская программа «Региональная Инициатива» по улучшению условий для ведения бизнеса в крае.   

Регулярно проводятся международные инвестиционные конференции; организуются визиты иностранных инвестиционных миссий, а представители края принимают участие в выставках инвестиционных проектов в России и за рубежом.   

В 2000 году принят закон «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае». Его принятие обеспечивает дополнительную защиту всем инвесторам на территории края.[12]     

Не взимаются таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость на оборудование, ввозимое в счет уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями.   

Приняты и находятся в процессе реализации Краевая инвестиционная программа и "Основные направления внешнеэкономической деятельности Администрации Хабаровского края". Это основополагающие документы, определяющие инвестиционную стратегию края.[13]

Местное Правительство разработало систему гарантий для обеспечения инвестиций и займов в приоритетные сектора экономики края и создало Залоговый Фонд, который обеспечивается определенными объектами собственности Хабаровского края. [14]

Начиная с 1994 года, Хабаровский край для стимулирования инвестиций предоставил несколько местных налоговых льгот в дополнение к тем налоговым льготам, которые уже существуют, согласно законодательству Российской Федерации.

Освобождаются от краевой доли налога на прибыль:

-   субъекты инвестиционной деятельности, реализующие инвестиционные проекты по созданию новых, реконструкции или техническому перевооружению ранее созданных производственных объектов и осуществляющие производственную деятельность на вышеперечисленных объектах, в части прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта;

-   организации, занимающиеся финансовым лизингом на территории края, по прибыли полученной от реализации договора финансового лизинга, на период его полной окупаемости;

-   финансовые институты в части прибыли, направленной на реализацию инвестиционных проектов по созданию объектов для осуществления предпринимательской деятельности.

Освобождаются от краевой доли налога на имущество:

субъекты инвестиционной деятельности за имущество, созданное в рамках инвестиционного проекта по созданию новых, реконструкции или техническому перевооружению ранее созданных производственных объектов.

Освобождаются от краевой доли земельного налога: земли, на которых расположены объекты нового строительства производственного назначения или объекты недвижимого имущества на которых осуществляется реконструкция в рамках реализации инвестиционного проекта.

Краевая Инвестиционная Программа и "Основные направления внешнеэкономической деятельности Администрации Хабаровского края" были приняты и находятся в процессе осуществления. Эти документы являются основной инвестиционной стратегией для Хабаровского края.

Не взимаются таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость на оборудование, ввозимое в счет уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями.

Начиная с 1994 года Хабаровский край для стимулирования иностранных инвестиций предоставил несколько местных налоговых льгот (освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на имущество предоставляется сроком на 2 года для вновь образованных предприятий с долей иностранных инвестиций более чем 30%, если выручка от производственной деятельности данного предприятия превышает 70% общей суммы выручки) в дополнение к тем налоговым льготам, которые уже существуют, согласно законодательства Российской Федерации.

Местная администрация разработала систему гарантий для обеспечения инвестиций и займов в приоритетные сектора экономики края, и создала Залоговый Фонд, который обеспечивается определенными объектами собственности Хабаровского края. Этот фонд и гарантии могут использоваться для обеспечения определенных инвестиций, связанных с приоритетными секторами, которые определены Администрацией Хабаровского края.[15]

Инфраструктура бизнеса

В Хабаровске расположены генеральные консульства КНР и Японии и Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Свои представительские офисы в Хабаровске открыли такие всемирно-известные компании, как: “Мицуи”, “Сумитомо”, “Марубени”, “Ниссё Иваи”, “Ничимэн”, “Мичиноку” (Япония); “Хюндаи”, “Эл-Джи” (Корея); “Катерпиллар”, “Ди Эйч Эл”, “Глобал один” (США).

Действует множество иностранных совместных предприятий и компаний со стопроцентным иностранным участием, которые работают в крае.

В крае работает несколько “Инвестиционных Фондов”: Российско-Американский Инвестиционный Фонд (TUSRIF), Инвестиционный фонд Дальнего Востока и Восточной Сибири (DAIWA), Российский Фонд Поддержки Малого Бизнеса (Европейский Банк Реконструкции и Развития), Программа Микро кредитования Малого Бизнеса осуществляемая Каунтерпарт Интернэшнл, известный как “Рабочий Капитал - Россия”.

Имеются несколько программ, предоставляющих консультационную поддержку Российским предприятиям: Российско-Американский учебный центр, Японский центр, Центр консалтинговых услуг по бизнесу (ACDI/VOCA-WINROCK International), ЭкоЛинкс и другие;

Банковская система края обеспечивает функционирование основных финансовых механизмов инвестиционного процесса. Работают региональные банки (Далькомбанк, Региобанк), а также филиалы московских банков (Внешторгбанк, и др.). Большинство банков имеет корреспондентские отношения с самыми крупными зарубежными банками и работает через международную банковскую систему связи "SWIFT".

Инвестиционный климат. Инвестиции в основной капитал

На 1.01.2005 в Хабаровский край поступило иностранных инвестиций на сумму 230 млн. долл. США

На 1 января 2005 года в крае зарегистрировано 731 предприятие с иностранными инвестициями, в том числе 419 совместных предприятий, 201 предприятие, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, 111 филиалов и представительств совместных предприятий и инофирм.

Наибольший объем инвестиций в край поступил из США (33%), Швейцарии (15%), Японии (15%), Республики Корея (9%).

Основные сферы притяжения иностранного капитала в край – лесная и деревообрабатывающая промышленность, услуги в области транспорта и связи, освоение природных ресурсов, черная и цветная металлургия, торговля, общественное питание.

Ряд совместных предприятий вошли в число ведущих экспортёров края. Общая доля их экспорта превышает 8 процентов, а импорта составляет 3,2 процента краевых объемов;

В 2004 году предприятиями с иностранными инвестициями произведено продукции (работ, услуг) на сумму превышающую 50 млн. долл. США.[16]

 

2.2 Оценка инвестиционной привлекательности Хабаровского края по методике Министерства торговли и экономического развития России

Инвестиционная привлекательность регионов России определяется двумя основными характеристиками: инвестиционным риском и инвестиционным потенциалом.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска (таблица 2.1). Ранг региона по каждому виду риска определялся в результате упорядочения региона по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска (принят за единицу).

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (таблица 2.2), каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 российских регионов.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались - каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной оценкой, позволяющей установить, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион.

Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп (таблица 2.3). Все регионы распределиляются между следующими группами:

- максимальный потенциал - минимальный риск (1A);

- высокий потенциал - умеренный риск (1B);

- высокий потенциал - высокий риск (1C, в настоящем рейтинге в эту группу не вошел ни один регион);

- средний потенциал - минимальный риск (2A, в этой группе на этот раз тоже нет ни одного региона);

- средний потенциал - умеренный риск (2B);

- средний потенциал - высокий риск (2C);

- низкий потенциал - минимальный риск (3A);

- пониженный потенциал - умеренный риск (3B1);

- пониженный потенциал - высокий риск (3C1);

- незначительный потенциал - умеренный риск (3B2);

- незначительный потенциал - высокий риск (3C2);

- низкий потенциал - экстремальный риск (3D).

В этом году методика претерпела несколько изменений, позволивших более адекватно оценивать инвестиционный климат в текущих условиях.

В определенной степени был актуализирован состав показателей, использованных при расчете криминального риска: показатель "число убийств и покушений на убийства" был заменен на более репрезентативный, на наш взгляд, показатель числа тяжких и особо тяжких преступлений, а абстрактные "преступления экономической направленности" заменены на "преступления, связанные с употреблением и сбытом наркотиков".

В законодательном риске начали учитывать новые тенденции в инвестиционном нормотворчестве: наличие стратегий и долгосрочных программ экономического или инвестиционного развития региона, наличие каталогов инвестиционных проектов и кадастров инвестиционных площадок, практику бюджетного субсидирования процентной ставки кредитов коммерческих банков, взятых юридическими лицами для осуществления инвестиционных проектов, и т. д.

Для сопоставления объемов отечественных капитальных вложений с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) первые были переведены в валютный эквивалент по курсу доллара соответствующих лет.

Основные информационные источники: данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ.

2.1. Составляющие рейтинга инвестиционного риска

Год рейтинга

Ранг риска

Ранг риска без учета законо- дательного риска

Средне- взвешенный индекс риска (Россия=1)

Средне- взвешенный индекс риска без учета законо- дательного риска

Ранги составляющих инвестиционного риска

Законо- дательный

Полити- ческий

Экономи- ческий

Финан- совый

Социаль- ный

Крими- нальный

Экологи- ческий

2004

45

-

1,123

-

13

37

38

37

24

82

68

2003

52

-

1,102

-

30

35

38

45

47

83

59

2002

56

-

1,125

-

59

36

46

42

53

85

54

2001

73

-

1,252

-

80

34

46

50

68

86

48

2000

61

-

1,186

-

74

44

56

55

49

84

59

1999

66

-

1,100

-

80

14

59

53

59

84

52

1998

64

56

1,220

1,245

79

15

70

53

62

77

50

1997

-

56

-

-

-

16

78

-

87

75

53

1996

-

84

-

-

-

24

75

-

87

75

53

2.2. Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала

Год рейтинга

Ранг потенциала

Доля в обще- российском потенциале, %

Ранги составляющих инвестиционного потенциала

Потреби- тельский

Трудовой

Интеллек- туальный

Производ- ственный

Инфра- структурный

Финан- совый

Иннова- ционный

Институ- циональ- ный

Природно- ресурсный

2004

23

1,143

29

20

-

25

61

22

34

34

10

2003

22

1,19

26

14

-

20

65

20

42

32

10

2002

23

1,155

26

16

-

23

64

25

39

31

10

2001

25

1,065

32

24

-

22

63

28

44

38

11

2000

25

1,088

29

27

-

32

63

25

52

33

10

1999

27

1,097

33

27

-

34

65

14

56

34

10

1998

29

1,029

35

28

-

25

71

26

54

28

12

1997

25

-

34

-

5

29

70

-

48

24

13

1996

28

-

44

-

12

29

75

-

50

25

13

Таблица 2.3. Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата

Год рейтинга

Ранг потенциала

Доля в обще- российском потенциале, %

Ранг риска

Ранг риска без учета законо- дательного риска

Средне- взвешенный индекс риска (Россия=1)

Средне- взвешенный индекс риска без учета законо- дательного риска

2004

23

1,143

45

-

1,123

-

2003

22

1,19

52

-

1,102

-

2002

23

1,155

56

-

1,125

-

2001

25

1,065

73

-

1,252

-

2000

25

1,088

61

-

1,186

-

1999

27

1,097

66

-

1,100

-

1998

29

1,029

64

56

1,220

1,245

1997

25

-

-

56

-

-

1996

28

-

-

84

-

-

Предлагаемая методика позволяет инвестору получить количественное обоснование сравнительной выгодности различных альтернатив вложений финансовых ресурсов при накладываемых им ограничениях в Хабаровский край.

Проводимая Правительством Хабаровского края инвестиционная политика способствовала развитию инвестиционной деятельности во всех сферах экономики края, что нашло свое отражение в улучшении инвестиционного климата и динамичном росте освоенных краем объемов инвестиций.

Согласно Рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов в 2003 – 2004 гг., ежегодно составляемого Рейтинговым Агентством «Эксперт РА», Хабаровскому краю удалось повысить свою инвестиционную привлекательность по сравнению с 2001-2002 гг. и занять устойчивые позиции региона со «средним потенциалом и умеренным риском». Хабаровский край по-прежнему удерживает лидирующее положение по инвестиционному климату среди всех субъектов Дальневосточного региона.

Рейтинговая система оценки инвестиционного климата, ежегодно публикуемая в журнале «Эксперт», имеет широкое распространение среди российских и иностранных бизнесменов, органов власти федеральных и региональных уровней, что дает ориентир потенциальным инвесторам и открывает дополнительные возможности для привлечения финансовых вложений.

В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России приняты две характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, включающие в себя систему взаимосвязанных показателей. Согласно этим показателям по инвестиционному потенциалу Хабаровский край передвинулся с 23 на 22 место, среди 89 субъектов Российской Федерации. Во многом этому способствовала положительная динамика по трудовому, финансовому и природно-ресурсному потенциалу.

Существенно снизился в крае инвестиционный риск. Хабаровский край передвинулся с 56 на 52 место. Укрепились позиции края по законодательному, экономическому и социальному рискам.[17]

В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата и развитие инвестиционной деятельности в крае в 2003 году Правительством края разработаны и утверждены «Основные направления инвестиционной политики Правительства Хабаровского края на 2003 – 2006 годы и до 2010 года», предусматривающие комплекс мероприятий направленных на укрепление положительных тенденций роста инвестиций, решения задач привлечения в край инвестиционных ресурсов, повышения их эффективности, создания в крае высокоэффективной экономической базы и развитой социальной сферы, обеспечивающей высокий уровень жизни и закрепление в крае экономически активного населения.[18]

Совершенствование инвестиционного климата

В целях формирования благоприятного инвестиционного климата, правового поля деятельности иностранных инвесторов в 2003 г. была продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы. Инициированы и внесены поправки в краевые законодательные акты: «О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 г.» по льготам на арендные платежи за землю; «О налогах и сборах Хабаровского края» о неизменности условий предоставления налоговых преференций на период времени, оговоренный краевыми законодательными актами, действующими на момент получения льгот предприятием.[19]

Подготовлены обращения:

-   в Федеральную Миграционную Службу МВД России по упрощению механизма выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников;

-   в Минэкономразвития РФ о необходимости принятия федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», определяющего статус приграничной территории.

В целях улучшения инвестиционного климата через развитие новых форм сотрудничества продолжалась проработка вопросов создания торгового комплекса в Бикинском районе на базе погранперехода Покровка-Жаохэ, обсуждались с китайской стороной вопросы деятельности данной зоны, сформированы списки потенциальных участников с обеих сторон, подготовлены бизнес-планы и бизнес-предложения, которые прошли экспертизу в министерстве и отобраны на Координационном Совете, как соответствующие целям и задачам приграничного предпринимательского комплекса.

В целях обеспечения доступности финансовых ресурсов для предприятий края предпринимались меры по содействию банкам в развитии новых схем финансирования. В 2003 году Внешторгбанк продолжил успешную реализацию концепции привлечения финансирования инвестиционного характера от иностранных банков Внешторгбанку без гарантий со стороны Правительства РФ. Филиалом реализованы операции кредитования клиентов с фондированием за счет средств, привлекаемых на внешнем межбанковском рынке на общую сумму 2,2 млн.долл.США.

        Принципиальное значение для повышения рейтинга края стало открытие в 2003 г. в Хабаровске филиала японского «Мичиноку-Банка», первого иностранного банка в крае. Данное решение – это следствие стабилизации социально-экономического роста в крае и своего рода сигнал для зарубежных инвесторов, что экономика края открыта для успешного бизнеса. [20]

 

Заключение

Подводя итог работы отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-   Определена суть инвестиционной политики региона

-   Рассмотрена методику оценки инвестиционной привлекательности региона как отражение основных показателей эффективности инвестиционной политики региона

-   Определены основные черты инвестиционной политики Хабаровского края

-   Проведена оценка инвестиционной привлекательности Хабаровского края по методике Министерства торговли и экономического развития России.

Важнейшим индикатором привлекательности субъектов Российской Федерации для тех, кто хотел бы вложить свои капиталы в развитие отраслей экономики той или иной территории является состояние инвестиционного климата, сравнительные характеристики инвестиционных потенциалов и инвестиционных рисков. В последние годы краю удалось качественно улучшить свои позиции (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА») и перейти из класса регионов с пониженным потенциалом и высоким риском в класс регионов со средним потенциалом и умеренным риском, что позволило занять лидирующее положение по инвестиционному климату среди субъектов Дальневосточного региона.

В настоящее время в Хабаровском крае (как и по России в целом) производственная сфера в подавляющей части самофинансируется, т.е.   развивается за счет собственных источников. Среди привлеченных источников наибольшую долю занимают бюджетные средства, полученные из федерального и краевого бюджетов.

С 2000 года отмечается значительное повышение активности банков по кредитованию реального сектора экономики. Сегодня доля кредитов банков в общем объеме инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям   составляет 4,8% (в 2000 году - 2,5%). За последние годы наблюдается устойчивый рост долгосрочных кредитов (за последние четыре года они выросли более чем в 17 раз). За это же время среднесрочные кредиты возросли в 1,5 раза.

Например, Дальневосточный банк Сбербанка России, имея кредитный портфель в 28 млрд. рублей активно кредитует промышленные предприятия Хабаровского края в таких отраслях как нефтеперерабатывающая, лесная, деревообрабатывающая, пищевая, а также судо- и авиастроение.

Хабаровский филиал «Альфа-банка» свою инвестиционную политику строит на кредитовании крупных и средних предприятий производственной сферы. За последние четыре года в экономику региона было инвестировано около 14 млрд. рублей. Средства пошли на модернизацию и развитие предприятий военно-промышленного комплекса, транспорта, строительства, энергетики, лесной отрасли, сферы торговли и обслуживания. Объем кредитных ресурсов, выданных предприятиям Хабаровского края за 2004 год, превысил 127 млн. долларов США.

Это только два примера. Другие финансовые структуры реагируют на процессы, происходящие в Хабаровском крае, таким же образом, оценивая положительную динамику в улучшении инвестиционного климата территории.

Банковские кредиты способствовали реализации таких крупных проектов как строительство дорог федерального значения Чита - Хабаровск и Лидога - Ванино (филиал ОАО «Внешторгбанк» и ОАО «Далькомбанк»), модернизация ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина» ( филиал ОАО «Альфа- Банк»), строительство газопровода Комсомольск-на-Амуре - Амурск (филиал ОАО «Росбанк»), техническое перевооружение ООО «Вяземский молокозавод» (ЗАО «Региобанк»).

Кроме этого филиал ОАО «Внешторгбанк» первым произвел использование залогового фонда г. Хабаровска по кредиту ООО «Контур- Лотос» на постройку торгового центра «Лотос».

Банки активно сотрудничают с лизинговыми компаниями края. Так, например, филиалом ОАО «Внешторгбанк» за последние полтора года объем кредитных вложений, направленных на финансирование лизинговых операций, составил более 7,5 млн. долларов США.

Список литературы

1.                     Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в редакции от 25.07.2002.

2.                     Закон Хабаровского края от 24.12.1999 №163 "О налогах и сборах Хабаровского края" в редакции от 25.11.2003

3.                      Закон Хабаровского края от 24.12.1999 №165 "О залоговом фонде Хабаровского края" в редакции от 07.06.2001

4.                     Закон Хабаровского края «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае» от 31 мая 2000 года № 219 (в ред. Закона Хабаровского края от 31.07.2002 N 46)

5.                     Постановление главы администрации Хабаровского края от 24.05.2001 №207 "Основные направления внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001-2005 годы"

6.                     Постановление Правительства Хабаровского края от 10.07.2003 №13-пр "Об инвестиционной политике в Хабаровском крае"

7.                     Авдотьев А. Р. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы. Второй  аналитический доклад независимых экспертов. - М.: ЮНИТИ, - 2004.

8.                     Богуславский М.М. Инвестиции. – Прогресс, 2004.

9.                     Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. - М: ЮНИТИ, 2004.

10.                Волков О. Р. Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики региона//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, 2004. №1-2. – С. 14-15

11.                Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. – СПб.: СПбУЭФ, 2004.

12.                Гранберг А.Г. Региональное развитие и региональная политика в России//Материалы конференции «Региональное развитие в России и опыт стран Западной и Восточной Европы» – М.: Логос, 2004.

13.                Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб.: Нева, 2004.

14.                Изард У. Методы регионального анализа. – М.: Дело, 2003.

15.                Инвестиционная политика России (современное состояние, зарубежный опыт, перспективы)//Общество и экономика, 2004, № 4. - С. 5-40.

16.                Инвестиционный рейтинг российских регионов// Эксперт, 2004, № 47. - С. 18-39.

17.                Иовчук С., Квашина И. Иностранные капиталовложения в России: состояние и  перспективы //Вопросы экономики, 2004, №12. - С.112-120.

18.                Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование  инвестиционной деятельности: - СПб.: Питер, 2004.

19.                Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.:  Финансы и статистика, 2003.

20.                Методические рекомендации по оценке инвестиционной  привлекательности субъектов Российской Федерации. Утверждена Первым заместителем Министра экономического развития и торговли  Российской  Федерации  М.Э. Дмитриевым от 11 мая 2001 г

21.                Пашин Г. Е. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. - М.: Дело, 2003.

22.                Шнипер Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.


[1] Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. – СПб.: СПбУЭФ, 2004. – С. 117

[2] Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование  инвестиционной деятельности: - СПб.: Питер, 2004. – С. 115

[3] Пашин Г. Е. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. - М.: Дело, 2003. – С. 163

[4] Богуславский М.М. Инвестиции. – Прогресс, 2004. – С. 51

[5] Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб.: Нева, 2004. – С. 84

[6] Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. - М: ЮНИТИ, 2004. – С. 69

[7] Методические рекомендации по оценке инвестиционной  привлекательности субъектов Российской Федерации. Утверждена Первым заместителем Министра экономического развития и торговли  Российской  Федерации  М.Э. Дмитриевым от 11 мая 2001 г

[8] Изард У. Методы регионального анализа. – М.: Дело, 2003. – С. 91

[9] Шнипер Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 117

[10] Волков О. Р. Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики региона//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, 2004. №1-2. – С. 14-15

[11] Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в редакции от 25.07.2002

[12] Закон Хабаровского края «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае» от 31 мая 2000 года № 219 (в ред. Закона Хабаровского края от 31.07.2002 N 46)

[13] Постановление главы администрации Хабаровского края от 24.05.2001 №207 "Основные направления внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001-2005 годы"

[14] Закон Хабаровского края от 24.12.1999 №165 "О залоговом фонде Хабаровского края" в редакции от 07.06.2001

[15] Авдотьев А. Р. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы. Второй  аналитический доклад независимых экспертов. - М.: ЮНИТИ, - 2004. – С. 83

[16] Инвестиционная политика России (современное состояние, зарубежный опыт, перспективы)//Общество и экономика, 2004, № 4. - С. 5-40.

[17] Инвестиционный рейтинг российских регионов// Эксперт, 2004, № 47. - С. 18-39.

[18] Гранберг А.Г. Региональное развитие и региональная политика в России//Материалы конференции «Региональное развитие в России и опыт стран Западной и Восточной Европы» – М.: Логос, 2004. – С. 105

[19] Закон Хабаровского края от 24.12.1999 №163 "О налогах и сборах Хабаровского края" в редакции от 25.11.2003.

[20] Иовчук С., Квашина И. Иностранные капиталовложения в России: состояние и  перспективы //Вопросы экономики, 2004, №12. - С.112-120.