Содержание
Введение. 3
1. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. 5
1.1. Значение финансового анализа в современных условиях. 5
1.2. Классификация методов и приёмов анализа. 7
1.3. Формирование финансовых результатов предприятия. 9
1.4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. 13
2. Практическая часть. 16
2.1. Анализ внутренней финансовой среды компании. 16
2.2. Определение стратегической финансовой позиции компании, выбор финансовой политики и стратегии. 26
2.3. Определение оптимальной структуры капитала. 29
2.4. Ценообразование собственного и заемного капитала. 31
2.5. Формирование оптимального инвестиционного портфеля. 34
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 40
Приложение. 41
Введение
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.
Именно поэтому выбранная тема работы является актуальной в современных условиях.
Финансовый анализ является одной из частей финансового менеджмента. Финансовый менеджмент базируется на нескольких основных концепциях: временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, финансовый риск, цена капитала, эффективный рынок и др.
Для финансового менеджера временная ценность денежных ресурсов имеет особое значение, поскольку в аналитических расчётах приходится сравнивать денежные потоки, генерируемые в разные периоды времени.
В настоящих условиях финансовый менеджер становится одним из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа решения принятого руководством предприятия, и предложения наиболее приемлемого варианта действия.
Деятельность финансового менеджера в общем, виде может быть представлена следующими направлениями: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управления источниками средств), распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика).
Итак, успешное финансовое управление направленное на:
– выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы
– избежание банкротства и крупных финансовых неудач
– лидерств в борьбе с конкурентами
– приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы
– рост объёмов производства и реализации
– максимизация прибыли
– минимизация расходов
– обеспечение рентабельной работы фирмы
Цель данной работы заключается в теоретическом рассмотрении вопросов стратегического финансового анализа, в изучении методов анализа финансового состояния.
Задачей работы является осуществление финансового анализа медицинское предприятие.
Объектом исследования является медицинское предприятие.
1. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления
1.1. Значение финансового анализа в современных условиях
Финансы предприятия - это экономическая категория, особенность которой заключается в сфере ее действия и присущих ей функции.
Финансы - это совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.
Исходя из этого, финансовая работа на предприятии прежде всего направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. [1]
Так как, цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
- имущественное состояние предприятия;
- степень предпринимательского риска;
- достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
- потребность в дополнительных источниках финансирования;
- способность к наращиванию капитала;
- рациональность привлечения заемных средств;
- обоснованность политики распределения и использования прибыли.[2]
Основу информационного обеспечения анализ финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.
Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или, по крайней мере, не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа - «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.
Все это лишний раз свидетельствует о том, что финансовый анализ в современных условиях становится элементом управления, инструментом оценки надежности потенциального партнера.
Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности.
Существует внутренний и внешний анализ. Если он основан на данных только бухгалтерской отчетности - внешний анализ; внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.п.
Финансовый анализ деятельности предприятия включает:
- анализ финансового состояния;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ финансовых коэффициентов:
- анализ ликвидности баланса;
- анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.
1.2. Классификация методов и приёмов анализа
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
К характерным особенностям метода относятся:
- использование системы показателей;
- выявление и изменение взаимосвязи между ними.
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.
Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов ( причин ) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.
Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.
Многие математические методы : корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.
Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.
Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.
В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем. [3]
1.3. Формирование финансовых результатов предприятия
Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции :
а) воспроизводственную;
б) контрольную.
Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.
Контрольная функция - это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Финансовая стратегия предприятия строится на определенных принципах организации:
1. Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности.
2. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования.
3. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры.
4. Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.[4]
Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости предприятия.
Самоокупаемость - это способность предприятия покрывать свои расходы (затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах.
В процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предприятия проблемы :
а) борьба с убыточностью;
б) повышение прибыльности.
Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль.
Самоокупаемость - это неотъемлемый момент самофинансирования предприятия.
Самофинансирование - способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач.
Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия.[5]
Финансирование может осуществляться и путем привлечения средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования предприятия (собственном капитале).
Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия.
К собственному капиталу следует отнести уставной фонд (акционерный капитал), т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой прибылью.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.
Масса прибыли и валового дохода характеризует размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли :
- первый - получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;
- третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия.
Величина средств для финансирования расширения производства зависят от ряда факторов: 1) налогообложения; 2) величины амортизационных отчислений; 3) поведение предприятия на рынке банковских ссуд; 4) поведение предприятия на рынке ценных бумаг.[6]
1.4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия
Финансовая деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.
Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам.
Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы ( акционеры ) предприятия или его кредиторы.
Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:
– балансовая прибыль;
– рентабельность активов = балансовая прибыль в % к стоимости активов
– рентабельность реализации = балансовая прибыль в % к выручке от реализации;
– балансовая прибыль на 1 рубль средство на оплату труда.
Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.
Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т. е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.
Управляющие предприятием главным образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.
Существуют следующие показатели оценки финансового состояния: показатели оценки имущественного положения; оценка ликвидности и платёжеспособности; оценка финансовой устойчивости; оценка деловой активности; оценка рентабельности; оценка положения на рынке ценных бумаг; анализ баланса предприятия и его структуры.[7]
2. Практическая часть
В данной главе проведен анализ финансовой деятельности ЗАО «Селена». Это фирма, расположенная в Новосибирске и специализирующаяся на выпуске медицинских препаратов.
2.1. Анализ внутренней финансовой среды компании
Анализируя бухгалтерский баланс предприятия можно сделать вывод о его структуре. Имущество предприятия в 2003 году составило 3157 тыс. руб. Из них 2348 тыс. руб. – внеоборотные активы, что в процентном соотношении составляет 74%, и 809 тыс. руб., или 26% – оборотные активы. В 2004 году имущество составило 7357 тыс. руб., из них 5471 тыс. руб. - внеоборотные активы (74%) и 1886 тыс. руб. – оборотные активы.
Структура оборотных средств выглядит следующим образом: запасы (сырье и материалы) составляют 931 тыс. руб., что составляет 49% всех оборотных средств, дебиторская задолженность – 202 тыс. руб. (11% оборотных средств), и денежные средства – 753 тыс. руб. (40%). Анализ структуры оборотных активов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ структуры оборотных средств предприятия
Наличие средств, |
Структура средств, % |
|||||
тыс. руб. |
||||||
Виды средств |
на |
на |
изме |
на |
на |
изме |
начало |
конец |
нения |
начало |
конец |
нения |
|
месяца |
месяца |
месяца |
месяца |
|||
Денежные средства |
331 |
753 |
+422 |
41 |
40 |
-1 |
Дебиторы |
118 |
202 |
+84 |
15 |
11 |
-4 |
Запасы |
335 |
931 |
+596 |
41 |
49 |
+8 |
НДС |
25 |
0 |
-25 |
3 |
0 |
-3 |
Итого: |
809 |
1886 |
+1077 |
100 |
100 |
Как видно из таблице 1, наибольший удельный вес в текущих активах занимают запасы. На их долю на начало года приходится 41% текущих активов. К концу года абсолютная их сумма и доля увеличилась.
Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязано за них предприятие.
Структура пассива предприятия представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура пассивов (обязательств) предприятия.
Уровень показателя |
|||
Показатель |
на |
на |
изменение |
начало |
конец |
||
года |
года |
+,- |
|
Удельный вес собственного капитала в |
|||
общей валюте баланса ( коэффициент фи |
88,5 |
92,4 |
+3,9 |
нансовой автономности предприятия),% |
|||
Удельный вес заемного капитала |
|||
( коэффициент финансовой зависимости) |
11,5 |
7,6 |
-4,1 |
В том числе: |
|||
долгосрочного |
- |
- |
- |
краткосрочного |
11,5 |
7,5 |
-4,1 |
Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее имеет финансовое положение предприятия. В таблице 1 видно, что доля собственного капитала имеет тенденцию к повышению. За отчетный год она увеличилась на 3,9%, так как темпы прироста собственного капитала выше темпов прироста заемного капитала . Уменьшилось плечо финансового рычага на 4,1 %. Это свидетельствует от том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов значительно снизилась и повысилась его рыночная устойчивость.
При внутреннем анализе финансового состояния необходимо изучить динамику и структуру собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения отдельных его слагаемых и дать оценку этим изменениям за отчетный период.
Таблица 3
Динамика структуры собственного капитала
Сумма, |
Структура капитала, |
||||
тыс.руб. |
% |
||||
Источник капитала |
на |
на |
на |
на |
измене |
начало |
конец |
начало |
конец |
ние |
|
года |
года |
года |
года |
+,- |
|
Уставный капитал |
500 |
5942 |
17,9 |
87,4 |
+69,5 |
Добавочный капитал |
2267 |
704 |
81,1 |
10,4 |
-70,7 |
Фонд накопления |
- |
- |
- |
- |
- |
Нераспределенная прибыль |
27 |
152 |
1 |
2,2 |
+1,2 |
предприятия |
|||||
Итого: |
2794 |
6798 |
100,0 |
100,0 |
- |
Данные, приведенные в таблице 3, показывают изменения в структуре собственного капитала: доля уставного капитала увеличилась на 69,5%, а доля добавочного капитала снизилась. Нераспределенная прибыли увеличилась на 1,2%.
В таблице 4 представлена динамика структуры заемного капитала
Таблица 4
Динамика структуры заемного капитала
Сумма, |
Структура капитала, |
||||
тыс.руб. |
% |
||||
Источник капитала |
на |
на |
на |
на |
измене |
начало |
конец |
начало |
конец |
ние |
|
месяца |
месяца |
месяца |
месяца |
+,- |
|
Краткосрочные кредиты |
- |
- |
- |
- |
- |
Кредиторская задолженность: |
|||||
органам соцстраха |
42 |
112 |
11,6 |
20 |
+8,4 |
бюджету и фондам |
46 |
447 |
12,7 |
80 |
+67,3 |
поставщикам |
275 |
0 |
75,7 |
0 |
-75,7 |
прочим кредиторам |
- |
- |
|||
Итого: |
363 |
559 |
100 |
100 |
В структуре заемного капитала имеет место быть только кредиторская задолженность, которая на конец года составила 559 тыс. руб. При этом, доля задолженности органах соцстраха увеличилась на 8,4%, бюджету на 67,3%, а поставщикам снизилась на 75,7%.
Привлечение заемных средств в обороте предприятия является нормальным явлением. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнут просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов, санкций и ухудшению финансового положения.
Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса, называется его активами. Актив баланса содержит сведения о решении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.
В таблице 5 проведен анализ структуры активов предприятия.
Таблица 5
Структура активов предприятия
Средства |
На начало |
На конец |
Прирост |
|||
предприятия |
года |
года |
||||
тыс. |
доля, |
тыс. |
доля, |
тыс. |
доля, |
|
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|
Долгосрочные активы |
2348 |
74,4 |
5471 |
74,4 |
+3123 |
0 |
Текущие активы |
809 |
25,6 |
1886 |
25,6 |
+1077 |
0 |
Итого: |
3157 |
100 |
7357 |
100 |
+4200 |
Из таблицы видно, что за отчетный год количество активов анализируемого предприятия существенно изменилась: увеличились на 4200 тыс. руб. Но при этом доли долгосрочных и краткосрочных активов общей сумме активов не изменились.
Результаты горизонтального анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6
Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса
Статья баланса |
На 01.01.03 |
На 01.01.04 |
Изменение |
|||
Абс-ое зн-ие |
Отн-ое зн-ие |
Абс-ое зн-ие |
Отн-ое зн-ие |
Абс-ое зн-ие |
Отн-ое зн-ие |
|
I. Внеоборотные активы |
||||||
Нематериальные активы (04,05) |
||||||
Основные средства (01,02,03) |
2 348 |
100 |
5 471 |
100 |
+3393 |
- |
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) |
0 |
0 |
||||
Доходные вложения в материальные ценности (03) |
0 |
0 |
||||
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82) |
0 |
0 |
||||
Отложенные налоговые активы |
||||||
Прочие внеоборотные активы |
0 |
0 |
||||
Итого по разделу I |
2 348 |
5 471 |
+3393 |
|||
II. Оборотные активы |
||||||
Запасы |
335 |
41 |
931 |
49 |
+596 |
+8 |
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
||||||
(10, 12, 13, 16) |
334 |
929 |
||||
животные на выращивании и откорме (11) |
||||||
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) |
||||||
(20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) |
0 |
0 |
||||
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) |
1 |
2 |
||||
товары отгруженные (45) |
||||||
расходы будущих периодов (31) |
0 |
0 |
||||
прочие запасы и затраты |
0 |
0 |
||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) |
25 |
3 |
0 |
0 |
-25 |
-3 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются |
||||||
более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
0 |
0 |
||||
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76 ,82) |
0 |
0 |
||||
векселя к получению (62) |
||||||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
||||||
авансы выданные (61) |
||||||
прочие дебиторы |
||||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются |
||||||
в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
118 |
15 |
202 |
11 |
+84 |
-4 |
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76 ,82) |
0 |
0 |
||||
векселя к получению (62) |
||||||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
||||||
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный |
||||||
капитал (75) |
||||||
авансы выданные (61) |
||||||
прочие дебиторы |
0 |
0 |
||||
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58,82) |
||||||
Денежные средства |
331 |
41 |
753 |
40 |
+422 |
-1 |
Прочие оборотные активы |
0 |
0 |
||||
Итого по разделу II |
809 |
1 886 |
+1077 |
|||
III. Капитал и резервы |
||||||
Уставный капитал (85) |
500 |
18 |
5 942 |
87 |
+5442 |
+69 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
||||||
Добавочный капитал (87) |
2 267 |
81 |
704 |
10 |
-1563 |
-71 |
Резервный капитал (86) |
||||||
в том числе: резервные фонды, образованные в соответствии с |
||||||
законодательством |
||||||
резервы, образованные в соответствии с учредительными |
||||||
документами |
||||||
Целевые финансирование и поступления (96) |
||||||
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) |
27 |
1 |
152 |
3 |
+125 |
+2 |
Итого по разделу III |
2 794 |
6 798 |
+4004 |
|||
IV. Долгосрочные обязательства |
||||||
Займы и кредиты (92, 95) |
||||||
Отложенные налоговые обязательства |
0 |
0 |
||||
Прочие долгосрочные обязательства |
||||||
Итого по разделу IV |
0 |
0 |
||||
V. Краткосрочные обязательства |
||||||
Займы и кредиты (90, 94) |
0 |
0 |
||||
Кредиторская задолженность |
363 |
100 |
559 |
100 |
+196 |
0 |
в том числе: поставщики и подрядчики (60, 76) |
275 |
76 |
0 |
0 |
-275 |
-76 |
задолженность перед персоналом организации (70) |
0 |
0 |
||||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) |
42 |
12 |
112 |
20 |
+70 |
+8 |
задолженность перед бюджетом (68) |
46 |
12 |
447 |
80 |
+401 |
+68 |
прочие кредиторы |
0 |
0 |
||||
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов (75) |
||||||
Доходы будущих периодов (83) |
||||||
Резервы предстоящих расходов (89) |
||||||
Прочие краткосрочные обязательства |
||||||
Итого по разделу V |
363 |
559 |
+196 |
Результаты вертикального анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7
Вертикальный анализ бухгалтерского баланса
Статьи баланса |
На 01.01.03 (%) |
На 01.01.04 (%) |
Изменение |
I. Внеоборотные активы |
|||
Нематериальные активы (04,05) |
|||
Основные средства (01,02,03) |
100 |
100 |
- |
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) |
|||
Доходные вложения в материальные ценности (03) |
|||
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82) |
|||
Отложенные налоговые активы |
|||
Прочие внеоборотные активы |
|||
Итого по разделу I |
|||
II. Оборотные активы |
|||
Запасы |
41 |
49 |
+8 |
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
|||
(10, 12, 13, 16) |
|||
животные на выращивании и откорме (11) |
|||
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) |
|||
(20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) |
|||
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) |
|||
товары отгруженные (45) |
|||
расходы будущих периодов (31) |
|||
прочие запасы и затраты |
|||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) |
3 |
0 |
-3 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются |
|||
более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
|||
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76 ,82) |
|||
векселя к получению (62) |
|||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
|||
авансы выданные (61) |
|||
прочие дебиторы |
|||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются |
|||
в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
15 |
11 |
-4 |
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76 ,82) |
|||
векселя к получению (62) |
|||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
|||
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный |
|||
капитал (75) |
|||
авансы выданные (61) |
|||
прочие дебиторы |
|||
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58,82) |
|||
Денежные средства |
41 |
40 |
-1 |
Прочие оборотные активы |
|||
Итого по разделу II |
|||
III. Капитал и резервы |
|||
Уставный капитал (85) |
18 |
87 |
+69 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
|||
Добавочный капитал (87) |
81 |
10 |
-71 |
Резервный капитал (86) |
|||
в том числе: резервные фонды, образованные в соответствии с |
|||
законодательством |
|||
резервы, образованные в соответствии с учредительными |
|||
документами |
|||
Целевые финансирование и поступления (96) |
|||
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) |
1 |
3 |
+2 |
Итого по разделу III |
|||
IV. Долгосрочные обязательства |
|||
Займы и кредиты (92, 95) |
|||
Отложенные налоговые обязательства |
|||
Прочие долгосрочные обязательства |
|||
Итого по разделу IV |
|||
V. Краткосрочные обязательства |
|||
Займы и кредиты (90, 94) |
|||
Кредиторская задолженность |
100 |
100 |
0 |
в том числе: поставщики и подрядчики (60, 76) |
76 |
0 |
-76 |
задолженность перед персоналом организации (70) |
|||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) |
12 |
20 |
+8 |
задолженность перед бюджетом (68) |
12 |
80 |
+68 |
прочие кредиторы |
|||
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов (75) |
|||
Доходы будущих периодов (83) |
|||
Резервы предстоящих расходов (89) |
|||
Прочие краткосрочные обязательства |
|||
Итого по разделу V |
Анализ коэффициентов ликвидности, управления активами, управления источниками средств, рентабельности, рыночной активности, финансовой устойчивости и потенциального банкротства представлены в таблице 8.
Таблица 8
Основные финансовые коэффициенты
Коэффициент |
Формула расчета |
значение |
изменение |
|
2003 |
2004 |
|||
Коэффициенты ликвидности |
||||
Коэффициент текущей ликвидности |
Оборотные средства/краткосрочные пассивы |
1,75 |
3,37 |
+1,62 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
Оборотные средства-запасы / краткосрочные пассивы |
1,3 |
1,7 |
+0,4 |
Коэффициенты управления активами |
||||
Коэф-т оборачиваемости оборотных средств |
Выручка от реализации / средние остатки оборотных средств |
2,143 |
3,142 |
+0,999 |
Длительность одного оборота оборотных средств |
360 / Коэф-т оборачиваемости оборотных средств |
0,16 |
0,11 |
-0,05 |
Коэф-т оборачиваемости запасов |
Себестоимость продукции / средние остатки запасов |
0,94 |
1,24 |
+0,3 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
Дебиторская задолженность / однодневная выручка от реализации |
4,98 |
13,8 |
+8,82 |
Коэф-т фондоотдачи |
Выручка от реализации / остаточная стоимость ОС |
3,6 |
0,98 |
-2,62 |
Коэф-т ресурсоотдачи |
Выручка от реализации / сумма активов |
2,7 |
0,73 |
-1,97 |
Коэффициенты управления источниками средств |
||||
Доля заемных средств |
Заемные средства / сумма активов |
0,12 |
0,08 |
-0,04 |
Коэф-т обеспеченности процентов к уплате |
Доходы до вычета процентов по налогам и сборам / проценты к уплате |
4,1 |
4,4 |
+0,3 |
Коэф-т покрытия постоянных финансовых расходов |
Доходы до вычета процентов по ссудам и налогам+расходы по долгосрочной аренде / процент к уплате+расходы по долгосрочной аренде+отчисления по долговым контрактам |
3,8 |
4,1 |
+0,3 |
Коэффициенты рентабельности |
||||
Коэф-т рентабельности продаж |
Чистая прибыль после уплаты налогов / объем продаж |
0,02 |
0,01 |
-0,01 |
Рентабельность активов |
Чистая прибыль после уплаты налогов / сумма активов |
0,05 |
0,004 |
-0,046 |
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль после уплаты налогов / обыкновенный акционерный капитал |
0,05 |
0,003 |
-0,047 |
Коэф-ты прогнозного банкротства |
||||
Коэф-т восстановления |
К-т ткущей ликвидности на конец периода + 6/Т (к-т текущей ликвидности на конец периода – к-т текущей ликвидности на начало периода)/2 |
2,21 |
1,34 |
-0,87 |
К-т утраты |
К-т ткущей ликвидности на конец периода + 3/Т (к-т текущей ликвидности на конец периода – к-т текущей ликвидности на начало периода)/2 |
1,91 |
1,1 |
-0,8 |
К-т прогнозирования возможного банкротства |
1,2*К + 1,4* Кнераспр приб + 3,3*Крентабельности + 0,6*Кпокрытия + Котдачи |
1,9 |
1,97 |
+0,07 |
Из представленной таблицы видно, что многие коэффициенты за отчетный год снизились, что говорит об ухудшении финансового состояния фирмы. Но тем не менее, коэффициент прогнозирования банкротства невысок.
Влияние показателей рентабельности продукции, оборачиваемости и финансового левериджа на рентабельность собственного капитала
ROE==
В 2003 году ROE= 0,02*2,7*0,89 = 0,05
За счет изменения рентабельности продукции:
ROE = 0,01*2,7*0,89 = 0,02, т.е. снизилась на 0,03
За счет изменения оборачиваемости:
ROE = 0,01*0,73*0,89 = 0,006, т.е. снизилась на 0,014
За счет изменения финансового левериджа:
ROE = 0,01*0,73*0,92 = 0,0067,т.е. увеличилась на0,0007
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы о финансовом состоянии предприятия:
За 2004 год прибыль предприятия значительно снизилась, что говорит об ухудшении его финансового состояния.
Доля собственного капитала значительно превышает заемный капитал, что свидетельствует об устойчивости финансового положения компании. При этом за отчетный год доля собственного капитала увеличилась на 3,9%.
Активы предприятия имеют тенденцию к повышению, за 2004 год они увеличились на 4200 тыс. руб.
Анализируя коэффициенты финансового состояния, видно, что коэффициенты ликвидности за отчетный год увеличились, что говорит о достаточности текущих активов для погашения краткосрочных обязательств. Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств и запасов имеют тенденцию к увеличению, но коэффициенты ресурсоотдачи и фондоотдачи наоборот снижаются.
Также снизились коэффициенты рентабельности, что свидетельствует в первую очередь о снижении прибыли.
Анализируя показатели прогнозирования банкротства, видно, что предприятие в состоянии восстановить свою платежеспособность и банкротства не предвидится.
2.2. Определение стратегической финансовой позиции компании, выбор финансовой политики и стратегии
Сильные стороны компании:
1. Высокое качество продукции
2. Высокое качество обслуживания
3. Приемлемые цены для большинства потенциальных потребителей
4. Работа высококвалифицированных работников
5. Предоставление сопутствующих услуг
Нейтральные стороны:
1. Удобное месторасположение
2. Большой ассортимент
3. Консультации
4. Сопутствующие услуги
5. Доставка оптовых заказов
Слабые стороны:
1. Слабая маркетинговая политика
2. Не достаточно развитая система сбыта
3. Новизна компании
4. Сильная конкуренция
5. Неразвитая рекламная деятельность
Матрица угроз и возможностей представлена в таблице 9.
Таблица 9
Матрица возможностей
Вероятность использования возможностей |
Влияние |
||
сильное |
умеренное |
малое |
|
Высокая |
Увеличение спроса |
Увеличение цен на продукцию конкурентов |
Уменьшение ассортимента продукции конкурентов |
Средняя |
Расширение рынков сбыта |
Снижение кол-ва конкурентов |
Изменение месторасположения |
Низкая |
Снижение цен |
Снижение уровня инфляции |
Изменение внешнего вида товара |
Угрозы компании представлены в таблице 10.
Таблица 10
Матрица угроз
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия |
|||
разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
Легкие ушибы |
|
Высокая |
Увеличение кол-ва конкурентов |
Снижение цен на продукцию конкурентов |
Установление льгот на мед препараты |
Увеличение уровня инфляции |
Средняя |
Уменьшение спроса |
Выпуск новых препаратов конкурентами |
Увеличение ассортимента продукции конкурентов |
Снижение рынков сбыта |
Низкая |
Экономический кризис |
Гос-ый запрет на продажу сильнодействующих мед препаратов |
Изменение месторасположения конкурентов |
Улучшение внешнего вида товаров конкурентов |
Таблица 11
Матрица взаимосвязей между факторами внутренней и внешней финансовой среды компании
Позиция внутренней финансовой среды |
||||
сильная |
нейтральная |
Слабая |
||
Влияние внешней финансовой среды |
Возможности |
Увеличение спроса |
Снижение кол-ва конкурентов |
Уменьшение ассортимента продукции конкурентов |
угрозы |
Увеличение кол-ва конкурентов |
Гос-ый запрет на продажу сильнодействующих мед препаратов |
Увеличение уровня инфляции |
Из выше представленных таблиц можно сделать выводы о том, что у компании есть как сильные, как и слабые стороны. К наиболее важным сильным сторонам относится высокое качество продукта обслуживание, а также конкурентоспособные цены. К наиболее важным слабым сторонам относятся – не достаточно развитая система сбыта, нечеткая маркетинговая политика.
Финансовая философия предприятия:
Главное для компании – удовлетворение потребностей потребителей. Тем более что она производит медицинские препараты.
Финансовая среда компании должна обеспечить реализацию корпоративной стратегии развития предприятия.
Как и любой другой компании, фирме «Селена» необходимо формировать оптимальную структуру активов и пассивов и эффективно управлять движением денежных средств.
В отчетном году уровень рентабельности предприятия снизился, поэтому немаловажным является обеспечение максимальной рентабельности, а также минимального риска производственной, финансовой и инвестиционной деятельности компании.
Объем имеющихся финансовых ресурсов – 335 тыс. руб. Размер средств, которые фирма может привлечь, без ущерба своей финансовой устойчивости составляет 734 тыс. руб.
Главная финансовая цель компании – рост ее рыночной стоимости.
Дерево целей:
- оптимизация структуры капитала
- повышение рентабельности продаж
- снижение доли заемного капитала
- увеличение операционных доходов
- оптимизация распределения финансовых ресурсов в долгосрочном периоде
- оптимизация распределения финансовых ресурсов в краткосрочном периоде
- минимизация средневзвешенной цены капитала
Оптимизация структуры капитала подразумевает изменение соотношения между собственным и заемным капиталом. Предполагается снижение доли заемного капитала до 5% (сейчас она составляет 11%), что повысит финансовую устойчивость компании. Рентабельность продаж планируется повысить с 1%, который существует на даны момент до 5-7%. Также планируется повысить уровень операционных доходов до 124 тыс. руб.
В соответствии со стратегическими целями, стратегической финансовой позицией, стадией жизненного цикла, уровнем организационной культуры для компании наиболее приемлема агрессивная или умеренная финансовая стратегия и ускоренный рост.
Для компании характерна уравновешенная политика, ориентированная на достижение среднеотраслевых результатов при среднем значении риска.
2.3. Определение оптимальной структуры капитала
Рассмотрим несколько вариантов структуры капитала и выберем из них наиболее оптимальную.
Dz=RB+(RD-RB)*β, где
Dz – требуемая доходность акционерного капитала, %
RB – безрисковая доходность, %
RD – ожидаемая среднерыночная доходность, %
β – коэффициент
F = , где
F – рыночная оценка акционерного капитала, млн.руб.
EBIT – прибыль до выплаты процентов и налогов, млн. руб.
Р – процентная ставка по заемному капиталу, %
М – величина заемного капитала, млн. руб
Т – ставка федеральных и региональных налогов, %
Dz – требуемая доходность акционерного капитала, %
Sz = M+F , где
Sz - стоимость фирмы, млн. руб.
M – величина заемного капитала, млн.руб.
F – рыночная оценка акционерного капитала, млн.руб.
WACC = , где
WACC – средневзвешенная цена капитала.
Эффект финансового рычага:
L = (1-n) , где
L – эффект финансового рычага
n – ставка налога на прибыль
Ra – валовая рентабельность активов (валовая прибыль до налогообложения / активы)
Рср – средняя процентная ставка по привлеченным средствам
Z – сумма заемного капитала
С – сумма собственного капитала
Таблица 12
Стоимость фирмы и цена капитала при различных уровнях задолженности
Величина заемного капитала, М, тыс. руб. |
Цена заемного капитала, Р, % |
Цена акционерного капитала финансово зависимой фирмы, Dz, % |
Рыночная оценка акционерного капитала, F, тыс. руб. |
Стоимость фирмы, Sz, руб. |
М/ Sz, % |
Средневзвешенная цена капитала, WACC, % |
Эффект финансового рычага, L |
559 |
5 |
13,4 |
0,4 |
959 |
0,58 |
5,61 |
0,0001 |
559 |
5 |
20 |
0,27 |
829 |
0,67 |
6,54 |
0,00012 |
559 |
9 |
12,9 |
0,9 |
1459 |
0,38 |
7,99 |
0,00006 |
1. Dz = 5%+(12%-5%)*1,2 = 13,4
F = = 0,4 тыс. руб.
Sz = 559+400=959 руб
WACC = =5,61%
L = (1-0,24)*(0,004-0,001)*559/6798 = 0,0001
2. Dz = 5%+(15%-5%)*1,5 = 20%
F = = 0,27 тыс. руб.
Sz = 559+270=829 руб.
WACC = =6,54 %
L = (1-0,24)*(0,004-0,002)*559/6798 = 0,00013
3. Dz = 9%+(12%-9%)*1,3 = 12,9%
F = = 0,9 тыс. руб.
Sz = 559+900=1459 руб.
WACC = =7,99 %
L = (1-0,24)*(0,004-0,003)*559/6798 = 0,00013=0,00006
Вывод: Оптимальная структура – та, которая обеспечивает максимальную стоимость фирмы и минимальную средневзвешенную цену капитала одновременно с максимальным эффектом финансового рычага. В рассматриваемых примерах максимальная стоимость фирмы не совпадает с минимальной средневзвешенной ценой капитала. Значит целесообразно выбрать средний вариант. Следовательно, наиболее оптимальная вторая структура.
2.4. Ценообразование собственного и заемного капитала
Расчет стоимости различных источников капитала:
Стоимость эмиссии привилегированных акций:
Ks = , где
Ks - стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций, %
Ds – сумма дивидендов, предусмотренных к выплате
Мs – рыночная цена привилегированных акций
Rs – затраты по эмиссии акций, в долях от суммы эмиссии
Ks = =85,4%
Стоимость долгосрочных банковских ссуд:
Kb = , где
Kb – стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме долгосрочного банковского кредита, %
Р – ставка процента за банковский кредит, %
N – ставка налога на прибыль
R – уровень расходов по привлечению банковского кредита
Kb = = 0,13 = 13%
Стоимость финансового лизинга:
К = , где
К – стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях финансового лизинга, %
L – годовая лизинговая ставка, %
N – ставка налога на прибыль, доля
R – уровень расходов по привлечению лизинга к стоимости этого актива, доля
К = = 0,095 = 9,5%
Стоимость источника «нераспределенной прибыли» методом оценки доходности финансовых активов:
Кр = DR+(Dp- DR)*βi , где
Кр – стоимость источника «нераспределенная прибыль»
DR – безрисковая доходность
Dp – ожидаемый рыночный доход
βi – коэффициент i-ой акции
Кр = 0.12+(0.6-0.12)*0.47 = 0.35
Стоимость источника «нераспределенной прибыли» методом дисконтированного денежного потока (доходность растет в постоянном темпе):
Кр = (Dо )+m , где
Zр - рыночная стоимость акции
Do – ожидаемые дивиденды
m – темп прироста дивидендов
Кр = (245 )+10 = 0.52
Стоимость источника «нераспределенной прибыли» методом «доходность облигаций плюс премия за риск»:
Кр = Ко + Премия за риск, где
Ко – стоимость облигационного займа
Кр = 0,36 + 0,21 = 0,57
Стоимость эмиссии простых акций:
Ка = , где
Ка – стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций
Da – сумма дивидендов, предусмотренных к выплате
Ма – рыночная цена обыкновенной акции
Ra – расходы на размещение выпущенных акций
Ка =
Средневзвешенная цена капитала:
WACC = 85,4*0,3+13*0,36+9,5*0,04+31,59*0,26+0,52*0,03+0,35*0,01 = 38,913
Общая сумма финансирования, которую можно привлечь до окончания нераспределенной прибыли:
S = нераспределенная прибыль / доля собственного капитала = 152/92,4 = 1,65
Вычисление средневзвешенной цены капитала представлено в таблице 13.
Таблица 13
Группировка результатов поэлементной оценки стоимости капитала для проведения расчета средневзвешенной его стоимости
Показатели |
Элементы капитала |
|||||
Стоимость отдельных элементов капитала, % |
85,4 |
13 |
9,5 |
0,52 |
0,35 |
31,59 |
Удельный вес отдельных элементов капитала в общей сумме, доля |
0,3 |
0,36 |
0,04 |
0,03 |
0,01 |
0,26 |
WACC |
38.913 |
График предельной цены капитала фирмы WCC.
Точка перелома = S = 1.65
Стоимость нераспределенной прибыли = 0,35
Стоимость выпуска новых акций = 0,85
Предельная стоимость до привлечения дополнительного капитала = 0,076*8*(1-0,24)+0,924*35 = 32,8
Предельная стоимость после привлечения дополнительного капитала = 0,076*8*(1-0,076)+0,924*85 = 78,66
Стоимость, %
78,7
32,8
Капитал
2.5. Формирование оптимального инвестиционного портфеля
В данном задание рассмотрим три альтернативных инвестиционных проекта и выберем наиболее оптимальный.
1. Покупка нового здания
Срок окупаемости проекта:
РР = К/CF , где
К – капитал, вложенный в проект
CF – годовой доход
РР =4125000/353245=11,68 лет
Дисконтированный срок окупаемости проекта:
DPP = = 12,3
Учетная доходность:
ARR = , где
Р – среднегодовая ожидаемая чистая прибыль
Кс – среднегодовой объем капиталовложений
ARR = характеризует вклад проекта в прибыль.
Чистый приведенный эффект:
NPV = = 173.32
Внутренняя доходность:
IRR = = 21.45%
Индекс рентабельности:
PI = = 1.154
2. Инновационное инвестирование в нематериальные активы
Срок окупаемости проекта: РР =89452000/7954200= 11,25 лет
Дисконтированный срок окупаемости проекта: DPP = = 13,2
Учетная доходность:
ARR =
Чистый приведенный эффект: NPV = = 162,14
Внутренняя доходность: IRR = = 27.45%
Индекс рентабельности: PI = = 2,487
3. Организация рекламной компании
Срок окупаемости проекта: РР =1461214/286513= 5,1 лет
Дисконтированный срок окупаемости проекта: DPP = = 6,3
Учетная доходность: ARR =
Чистый приведенный эффект: NPV = = 178,9
Внутренняя доходность: IRR = = 30,12%
Индекс рентабельности: PI = = 3,12
Результаты расчетов представлены в таблице 14.
Таблица 14
Сводная таблица результатов оценки инновационных проектов
Критерии оценки |
Покупка здания |
Инвестирование в нематериальные активы |
Рекламная компания |
Срок окупаемости |
11,68 |
11,25 |
5,1 |
Дисконтированный срок окупаемости проекта |
12,3 |
13,2 |
6,3 |
Учетная доходность |
9,09 |
9,57 |
8 |
Чистый приведенный эффект |
173.32 |
162,14 |
178,9 |
Внутренняя доходность |
21.45 |
27.45 |
30,12 |
Индекс рентабельности |
1.154 |
2,487 |
3,12 |
Из приведенных расчетов видно, что срок окупаемости двух первых вариантов очень большой, но при этом учетная доходность выше, чем у третьего варианта. Остальные показатели в третьем варианте выше по сравнению с альтернативными.
График значений IRR:
IRR
|
|
|
|
Выбираем проект с наибольшим значение чистого приведенного эффекта – рекламная компания. Тем более, что при реализации данного проекта наблюдается наибольшая доходность и наименьший срок окупаемости.
Заключение
Анализ связан с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, собственников. В настоящее время необходимо проводить анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ маркетинговых предприятий, анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных потребителей и оценки последними качества выпускающихся изделий, анализ затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией, анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности, анализ коммерческого риска с сказываемым на него влиянием различных факторов. Одному из основных видов анализа - анализу финансового состояния - и будет посвящена данная выпускная работа.
Финансовый анализ основывается на данных финансовой отчетности, которая является по существу «лицом» фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.
Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.
В работе проведен анализ финансовой деятельности медицинского предприятия, которое специализируется на выпуске медицинских препаратов. В конце работы представлены три альтернативных варианта капитальных вложений и выбран наиболее оптимальный.
Список использованной литературы
1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум.-М.: Финансы и статистика,2004.-336с.
2. Корпоративное управление / Под редакцией Масахико А., Хьюнга К.К. – СПб.: Лениздат,1997.-558с.
3. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов / И.И. Мазур, В.Д. Шалиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Высшая школа.,2003.-1077с.
4. Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. В.А. Козловского. – м.: ИНФРА-М,2003.-574с.
5. Финансовая стратегия в управлении предприятием / под редакцией В.В. Титова. – Новосибирск,1997.-142с.
6. Финансовое управление фирмой / Терехин В.И., Моисеев С.В. – М.: Экономика, 1998.-336с.
7. Финансовый менеджмент: теория и практика. Стоянова Е.С. - М.: Перспектива,2005.-655с.
8. Уланова Н.К., Коянова Л.В. Финансовый менеджмент: УМК.- Новосибирск: НГУЭУ,2005. – 164с.
9. Экономика предприятия:Учебник. Практикум.-3-е изд., перераб., доп..-М.: Финансы и статистика,2004.-336с.
10. Экономика предприятия: Учебник/под ред. Н.А. Сафронова.-М.:Юристъ, 2003.-608с
Приложение
Приложение 1
Бухгалтерский баланс на 31.12.2004.
АКТИВ |
Код стр. |
На начало периода |
На конец периода |
I. Внеоборотные активы |
|
|
|
Нематериальные активы (04,05) |
110 |
|
|
Основные средства (01,02,03) |
120 |
2 348 |
5 471 |
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) |
130 |
0 |
0 |
Доходные вложения в материальные ценности (03) |
135 |
0 |
0 |
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82) |
140 |
0 |
0 |
Отложенные налоговые активы |
145 |
|
|
Прочие внеоборотные активы |
150 |
0 |
0 |
Итого по разделу I |
190 |
2 348 |
5 471 |
II. Оборотные активы |
|
||
Запасы |
210 |
335 |
931 |
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
|
|
|
(10, 12, 13, 16) |
211 |
334 |
929 |
животные на выращивании и откорме (11) |
212 |
|
|
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) |
|
|
|
(20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) |
213 |
0 |
0 |
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) |
214 |
1 |
2 |
товары отгруженные (45) |
215 |
|
|
расходы будущих периодов (31) |
216 |
0 |
0 |
прочие запасы и затраты |
217 |
0 |
0 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) |
220 |
25 |
0 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются |
|
|
|
более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
0 |
0 |
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76 ,82) |
231 |
0 |
|
векселя к получению (62) |
232 |
|
|
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
233 |
|
|
авансы выданные (61) |
234 |
|
|
прочие дебиторы |
235 |
|
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются |
|
|
|
в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
118 |
202 |
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76 ,82) |
241 |
0 |
0 |
векселя к получению (62) |
242 |
|
|
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
243 |
|
|
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный |
|
|
|
капитал (75) |
244 |
|
|
авансы выданные (61) |
245 |
|
|
прочие дебиторы |
246 |
0 |
0 |
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58,82) |
250 |
|
|
Денежные средства |
260 |
331 |
753 |
Прочие оборотные активы |
270 |
0 |
0 |
Итого по разделу II |
290 |
809 |
1 886 |
БАЛАНС (сумма строк 190+290) |
300 |
3 157 |
7 357 |
ПАССИВ |
|
||
III. Капитал и резервы |
|
||
Уставный капитал (85) |
410 |
500 |
5 942 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
411 |
|
|
Добавочный капитал (87) |
420 |
2 267 |
704 |
Резервный капитал (86) |
430 |
|
|
в том числе: резервные фонды, образованные в соответствии с |
|
|
|
законодательством |
431 |
|
|
резервы, образованные в соответствии с учредительными |
|
|
|
документами |
432 |
|
|
Целевые финансирование и поступления (96) |
450 |
|
|
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) |
470 |
27 |
152 |
Итого по разделу III |
490 |
2 794 |
6 798 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
Займы и кредиты (92, 95) |
510 |
|
|
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
0 |
0 |
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
|
|
Итого по разделу IV |
590 |
0 |
0 |
V. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
Займы и кредиты (90, 94) |
610 |
0 |
0 |
Кредиторская задолженность |
620 |
363 |
559 |
в том числе: поставщики и подрядчики (60, 76) |
621 |
275 |
0 |
задолженность перед персоналом организации (70) |
622 |
0 |
0 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) |
623 |
42 |
112 |
задолженность перед бюджетом (68) |
624 |
46 |
447 |
прочие кредиторы |
625 |
0 |
0 |
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов (75) |
630 |
|
|
Доходы будущих периодов (83) |
640 |
|
|
Резервы предстоящих расходов (89) |
650 |
|
|
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
|
|
Итого по разделу V |
690 |
363 |
559 |
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) |
700 |
3 157 |
7357 |
Приложение 2
Отчет о прибылях и убытках
Наименование показателя |
Код стр. |
За отчетный период |
За аналогичный период прошлого года |
|
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|
|
|
|
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
|
|
|
|
(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и |
|
|
|
|
аналогичных обязательных платежей) |
010 |
8 536 |
5 393 |
|
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
7 676 |
5 306 |
|
Валовая прибыль |
029 |
860 |
87 |
|
Коммерческие расходы |
030 |
0 |
0 |
|
Управленческие расходы |
040 |
0 |
0 |
|
Прибыль (убыток) от продаж (строки 010-020-030-040) |
050 |
860 |
87 |
|
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
|
Проценты к получению |
060 |
0 |
0 |
|
Проценты к уплате |
070 |
0 |
0 |
|
Доходы от участия в других организациях |
080 |
|
|
|
Прочие операционные доходы |
090 |
0 |
0 |
|
Прочие операционные расходы |
100 |
660 |
0 |
|
Внереализационные доходы |
120 |
0 |
0 |
|
Внереализационные расходы |
130 |
0 |
52 |
|
Прибыль (убыток) до налогообложения(строки 050+060-070+080+090-100+120-130) |
140 |
200 |
35 |
|
Отложенные налоговые активы |
141 |
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства |
142 |
0 |
0 |
|
Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
150 |
48 |
8 |
|
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода( стр 140-150) |
190 |
152 |
27 |
|
Прочие расчеты с бюджетом. |
||||
Спецнадбавка по программе газификации. |
||||
Постоянные налоговые обязательства (активы). |
||||
базовая прибыль на акцию |
1 |
Приложение 3
Движение денежных средств
Показатель |
За отчетный период |
За аналогичный период предыдущего года |
|
наименование |
код |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Остаток денежных средств на начало отчетного года |
|
9 |
4 |
Движение денежных средств по текущей деятельности |
|
|
|
Средства, полученные от покупателей, заказчиков |
|
102 |
156 |
Авнсы полученные |
|
23 |
56 |
|
|
|
|
Прочие доходы |
|
12 |
9 |
Денежные средства, направленные: |
|
|
|
на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов |
|
46 |
92 |
на оплату труда |
|
20 |
43 |
на выплату дивидендов, процентов |
|
|
|
на расчеты с внебюджетными фондами |
|
74 |
84 |
выданные суммы в подотчет |
|
2 |
|
выданные авансы |
|
|
|
на расчеты по налогам и сборам |
|
|
|
на прочие расходы |
|
|
|
Чистые денежные средства от текущей деятельности |
|
|
|
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности |
|
|
|
Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов |
|
|
|
Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений |
|
|
|
Полученные дивиденды |
|
|
|
Полученные проценты |
|
|
|
Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приобретение дочерних организаций |
|
|
|
Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов |
|
|
|
Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений |
|
|
|
[1] Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов / И.И. Мазур, В.Д. Шалиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Высшая школа.,2003.-241с.
[2] Финансовый менеджмент: теория и практика. Стоянова Е.С. - М.: Перспектива,2005.-124с.
[3] Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. В.А. Козловского. – м.: ИНФРА-М,2003.-278с.
[4] Финансовое управление фирмой / Терехин В.И., Моисеев С.В. – М.: Экономика, 1998.-159с.
[5] Экономика предприятия: Учебник/под ред. Н.А. Сафронова.-М.:Юристъ, 2003.-253с
[6] Экономика предприятия: Учебник/под ред. Н.А. Сафронова.-М.:Юристъ, 2003.-268с
[7] Финансовая стратегия в управлении предприятием / под редакцией В.В. Титова. – Новосибирск,1997.-98с.