СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 6

1 Теоретические основы оценки предприятия................................................... 9

1.1 Содержание и цели оценки предприятия.................................................. 9

1.2 Подходы и методы оценки предприятия................................................. 23

Список литературы........................................................................................... 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, привели к зарождению и развитию достаточно новых или ранее не столь заметных видов деятельности и соответствующих им отраслей специальных знаний. К числу таких динамично развивающихся видов профессиональной активности можно отнести оценочную деятельность, актуальность и востребованность результатов которой в рыночной экономике трудно переоценить.

Категории «цена», «стоимость» являются ключевыми для характеристики процессов в экономической системе. В связи с этим непреходящее значение имеет понятие «оценка», как комплексный показатель меры значимости, выгодности, целесообразности получения того или иного результата деятельности, а также ресурсов, обеспечивающих данный результат.

Толчком, породившим всплеск внимания исследователей и экономистов-практиков к проблемам оценки бизнеса, его составляющих, недвижимости, других активов, стала резко проявившаяся в новых условиях необходимость создания и реализации концепции управления федеральной, муниципальной, акционерной собственностью. Ведь именно оценка (оценка стоимости) является мерой эффективности управления тем или иным объектом собственности. Поэтому сегодня востребованы разработанные концепции стратегии роста компаний, стратегии управления ими, ориентированные на стоимость, программы антикризисного управления, реформирования и реструктуризации, учитывающие факторы стоимости компании.

С развитием рыночной экономики в России появилась возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его, то есть бизнес стал товаром. Оценка стоимости необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии на фондовом рынке. К тому же, как отмечалось, повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием. Этим обусловлена актуальность темы настоящей дипломной работы, которая звучит как «Оценка объекта недвижимости на примере АЗС-443».

Даже если не требуется реорганизация предприятия, его акционирование, продажа или покупка, тем не менее, периодически оценку нужно проводить в целях диагностики предприятия и определения направлений его развития.

В процессе оценки бизнеса выявляются альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, следовательно, и более высокую рыночную цену. 

Основными факторами, определяющими рыночную стоимость предприятия, являются: настоящая и будущая прибыль, время получения доходов, затраты на создание подобного предприятия, соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты, риск получения доходов, степень контроля над бизнесом и ликвидность активов. Большое значение при оценке играют нематериальные активы предприятия (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.).

Цель настоящей дипломной работы заключается в проведении оценки стоимости предприятия и его финансового положения. Основными задачами работы являются:

1)    изучение теоретических основ оценочной деятельности в современных условиях;

2)    методологическое обоснование оценки предприятия;

3)    проведение оценки имущества данного предприятия и определение подходов к управлению, направленному на развитие предприятия.

Объектом исследований в работе является предприятие АЗС-443. Автозаправочная станция №443 расположена в пос. Горные ключи Кировского района Приморского края. АЗС на правах собственности принадлежит ООО «РН-Востокнефтепродукт». Данный объект расположен на 435 км государственной трассы Хабаровск-Владивосток.

Структура работы построена в соответствии с поставленными задачами.

В первой главе представлены теоретические основы оценки стоимости предприятия: содержание, цели, подходы и методы оценочной деятельности.

Во второй главе проводится методологическое обоснование оценки имущества для выбранного объекта исследования – АЗС-443, в частности определяется необходимость проведения оценки имущества для АЗС-443, характеристика предприятия, проводится анализ динамики основных финансово-хозяйственных показателей предприятия.

В третьей главе проводится оценка стоимости предприятия АЗС-443. В заключении представлены результаты по оценке предприятия и основные направления его развития.

1 Теоретические основы оценки предприятия

1.1 Содержание и цели оценки предприятия

Владельцы и менеджмент предприятия должны иметь ясное представление о стоимости своего бизнеса прежде, чем будет сделано предложение инвесторам. Стоимость бизнеса, а точнее потенциал ее роста, является определяющим фактором, влияющим на процесс принятия решения о финансировании. Обеспечение роста стоимости инвестированного капитала – важнейшая цель управления предприятием, что соответствует современным тенденциям в корпоративном управлении. При этом следует учитывать, что рыночная стоимость бизнеса определяется не столько стоимостью активов, которыми располагает предприятие, сколько возможностями эффективного использования данных активов, с тем, чтобы генерировать стабильный и растущий денежный поток /23/.

Основными причинами, побуждающими к оценке предприятия, являются /3/: открытость компании для инвесторов, заинтересованность компании в оценке для принятия оптимальных управленческих решений, приватизация предприятия, продажа пакетов акций предприятия, внесение ценных бумаг в уставный капитал.

Одной из основных задач оценки предприятия является определение его стоимости в конкретный момент времени, так как именно стоимость определяет уровень доходности, ликвидности и целесообразность инвестиций в этот бизнес. Анализ стоимости предприятия и факторов, влияющих на ее изменение, может преследовать несколько целей:

-         определение вероятного уровня рыночной среды, при отсутствии данных биржевых и внебиржевых сделок, выявление тенденций, прогнозирование изменения рыночной стоимости предприятия, определение диапазона цен, по которым можно будет производить его покупку и продажу в будущем;

-         определение уровня недооцененности или переоцененности рынком тех или иных предприятий.

Для этих целей определяется действительная (рыночная) стоимость предприятия. Она может также называться «теоретически правильной», «учетной», или «фундаментальной стоимостью».

Предприятие или фирма представляет собой организационно- экономическую форму существования бизнеса. Как имущественный комплекс, оно включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.

Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. его полезность и затраты, необходимые для создания этой полезности. Представление о полезности зависит от конкретных интересов покупателя (пользователя) и поэтому при оценке приходится определять различные виды стоимости, такие как восстановительная, инвестиционная, ликвидационная стоимости. При качественной рыночной оценке принимаются в учет не только одни затраты, связанные с производством товара, необходимо принимать во внимание экономический имидж, положение предприятия на рынке, фактор времени, риски, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности оцениваемого объекта /3/.

Оценка предприятия (бизнеса) производится в целях:

1)    повышения эффективности текущего управления предприятием;

2)    определения стоимости предприятия в случае его купли - продажи целиком или по частям;

3)    для принятия обоснованных инвестиционных и управленческих решений, т.к. инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, и периодическая переоценка имущества позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;

4)    для определения стоимости ценных бумаг предприятия в случае купли продажи, определение прогнозированных доходов от ценных бумаг;

5)     реструктуризации предприятия, слияния, поглощения или выделение самостоятельных подразделений из состава предприятия;

6)    при разработке плана развития предприятия, в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность ее имиджа (деловой репутации);

7)    при определении кредитоспособности предприятия или стоимости залога при кредитовании. В этом случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

8)    для целей страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов.

Оценка действующего предприятия может проводиться для определения оптимальных стратегических направлений  развития предприятия с целью максимизации его стоимости в перспективе и эффективного управления этой стоимостью, что позволит собственникам в максимальной степени удовлетворить свои интересы /15/.

Менеджеры предприятий в основном желают знать реальную рыночную стоимость предприятия. Зная текущую стоимость предприятия в ретроспективе, в настоящем времени и прогноз на будущее, они способны проверить результаты своих решений, закрепить понимание концепции управления стоимостью предприятия, определиться в выборе, если есть необходимость, структурных перестроек. Проведение комплексного анализа финансово-экономической деятельности предприятия дает возможность для альтернативного сравнения с другими компаниями, позволяет определить финансовую устойчивость предприятия /16/.

Инвесторов интересуют углубленные исследования финансовой деятельности предприятия по формированию экономической прибыли, получаемой от основных средств и направлений денежных потоков.

Руководителей, с развитым рыночным чутьем, интересуют вопросы, в какой степени предприятие при его нынешней производительности, организационной структуре способно наращивать стоимость, и создает ли оно ее вообще. Им важно знать, какие оперативные меры оказывают наибольшее воздействие на стоимость и способны привести к ее увеличению.

Аналогичные вопросы интересуют инвесторов-держателей крупного пакета акций предприятия, фирмы или стремящихся выкупить крупный пакет акций.

В таблице 1.1 приведена примерная классификация существующих целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов.

Таблица 1.1 – Цели оценки предприятия

Субъект оценки

Цели оценки

Предприятие как юридическое лицо

Обеспечение экономической безопасности

Разработка планов развития предприятия

Выпуск акций

Оценка эффективности менеджмента.

Собственник

Выбор варианта распоряжения собственностью

Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации

Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли

Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия

Кредитные учреждения

Проверка финансовой дееспособности заемщика

Определение размера ссуды, выдаваемой под залог

Страховые предприятия

Установление размера страхового взноса

Определение суммы страховых выплат

Фондовые биржи

Расчет конъюнктурных характеристик

Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

Инвесторы

Проверка целесообразности инвестиционных вложений

Определения допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект

Государственные органы

Подготовка предприятия к приватизации

Определение облагаемой базы для различных видов налогов

Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства

Оценка для судебных целей

Существуют довольно сложные формулы и механизмы расчета стоимости действующего бизнеса. Но в России практически неприменимы западные методики оценки, построенные в основном на обороте компании за соответствующие промежутки времени. В российских условиях оборот не всегда отражает реальный доход собственника бизнеса – не учитываются, например, издержки, которые индивидуальны для каждого предприятия. Поэтому главным фактором, влияющим на стоимость бизнеса, является приносимый им доход. Речь идет именно о предпринимательском доходе - той сумме, которую ежемесячно зарабатывает хозяин предприятия после всех выплат: налогов, зарплаты сотрудникам и т. п. /18/.

При нынешней рыночной конъюнктуре российские инвесторы, приобретая бизнес, работающий на арендованных площадях, считают приемлемым, если цена бизнеса равна предпринимательскому доходу за 7 - 18 месяцев. В редких случаях инвесторы согласны платить за предприятие, работающее на арендованных площадях, сумму, равную доходу за 20 - 30 месяцев. Это зависит от рисков, связанных с конкретной отраслью и размерами продаваемого предприятия.

Для компаний, продаваемых вместе с находящейся в собственности недвижимостью, требования по доходности не так высоки. Считается приемлемой цена, равной суммарной прибыли за 24 - 60 месяцев. По мнению аналитиков, наиболее адекватно рассчитывать стоимость бизнеса в таком случае, как скорректированную с учетом рисков сумму стоимости чистых активов и дисконтированной на определенный временной период чистой прибыли.

Каждая фирма должна проводить специальную программу работ по повышению точности экономических прогнозов с помощью ретроспективного анализа причин ошибок, изучения поведенческих аспектов менеджмента, разработки более эффективных методов прогноза /Гольд/.

Среди других факторов, влияющих на стоимость компании, можно выделить следующие.

1. Спрос и предложение. Стоимость бизнеса напрямую зависит от количественного соотношения потенциальных покупателей и компаний, предложенных к продаже. Соотношение между спросом и предложением может увеличить или уменьшить цену компании на 15-20%. В 2003 г. наибольшим спросом пользовались предприятия сферы услуг, общепита и продовольственного бизнеса.

2. Тип бизнеса. Компании, управление которыми не требует специализированной подготовки, продаются дороже, чем те, владение которыми предполагает наличие специализированных навыков и которые, следовательно, имеют ограниченный рынок покупателей.

3. Риск. Для многих покупателей прозрачность, т.е. отсутствие риска или темных сторон сделки оправдывает более высокую цену. Инвестор готов платить больше за компанию с белой бухгалтерией, хотя ее доходы, несомненно, будут ниже, чем доходы компании, скрывающей большую их часть. Другой пример - сетевые компании. Они характеризуются повышенной ликвидностью - их стоимость на 15 - 20% выше аналогичных по критерию дохода предприятий. Объясняется это диверсификацией рисков, с которой связано приобретение сетей, - фирма не понесет существенного убытка в случае, если возникнут проблемы с арендой одной из точек или если рядом откроется конкурирующая организация.

4. Наличие активов. Как уже говорилось, при определении стоимости бизнеса ключевое значение имеет приносимый им доход. В случае если компания обладает высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием с длительными сроками полезного использования, недвижимостью, к стоимости денежного потока прибавляется ликвидационная стоимость этих объектов. Однако денежный поток все же остается определяющим фактором, а оборудование рассматривается как инструмент, без которого невозможно получить данный денежный поток. Такими же факторами являются обученный персонал и клиентская база. В исключительных случаях может быть учтена деловая репутация (goodwill), но для этого компания действительно должна обладать каким-либо выдающимся нематериальным активом и продавать свою продукцию или услуги по цене, превышающей рыночную.

5. Личные цели. Как продавец может быть эмоционально привязан к своему бизнесу, так и покупатель может ожидать от бизнеса, чтобы тот отвечал определенным нефинансовым параметрам. Поэтому инвестор может изъявить желание уплатить больше за бизнес, который будет приносить ему удовлетворение, соответствуя определенным личным ценностям и идеалам.

6. Мотивация. Наличие вынуждающих личных обстоятельств, начиная с отсутствия работы и заканчивая болезнью и смертью, может серьезно повлиять на цену бизнеса. Покупателю всегда надо обращать особое внимание на причину продажи – ведь не исключено, что магазин продается из-за того, что рядом строится большой супермаркет.

Среди прочих факторов большое значение имеют известность компании на рынке, возможность увеличения рыночной доли, гарантия сохранения клиентской базы при смене собственника, наличие слаженной команды и пр.

Оценка приносящих доход объектов собственности – это упорядоченный процесс, в основу которого положены принципы оценки. Этот процесс предусматривает определение задачи, сбор информации и ее анализ в целях получения обоснованной оценки стоимости. Процесс оценки основывается на научном методе, и применим к решению широкого круга оценочных задач /20, с.48/.

Процесс оценки может быть разделен на ряд последовательных стадий:

1.     Определение проблемы (постановка задачи).

2.     Предварительный осмотр объекта и заключение договора на оценку, составление плана работ.

3.     Сбор, проверка и анализ данных.

4.     Применение трех подходов к оценке стоимости объекта собственности и выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов.

5.     Согласование результатов, полученных с помощью различных подходов.

6.     Подготовка отчета и заключения об оценке.

На стадии определения проблемы можно выделить следующие этапы: формулирование цели и функции, предполагаемое использование оценки; определение вида стоимости; идентификация объекта и прав, связанных с  имуществом, подлежащим оценке; определение даты оценки; ознакомление заказчика с ограничительными условиями.

Определение цели оценки – очень важный этап. От цели оценки зависит выбор ее методики. Неправильно сформулированная цель оценки влечет за собой использование неадекватной методики оценки и ошибочный результат. В связи с этим в отчете по оценке необходимо указать, что данная оценка действительная лишь для цели или целей, указанных в данном отчете. Использование полученных результатов в других целях некорректно.

Цель оценки определяет вид стоимости, которую требуется определить. Функция оценки – это сфера ее последующего использования. Оценка может проводиться для налогообложения, страхования, кредитования, купли, продажи, аренды, ликвидации и т.д.

При оценке важно идентифицировать реальный объект собственности и определить связанные с ним юридические права. При идентификации объекта собственности указываются его наименование, инвентаризационный номер (если объект недвижимости, машины или оборудования), местоположение и другие реквизиты и фактические характеристики /20, с.50/. При идентификации объекта собственности необходимо определить связинные с ним юридические права. Клиент может иметь право лишь на аренду или ограниченные права на использование имущества, собственность может быть заложена и т.д. Принципы сбалансированности, экономической величины и экономического разделения позволяют установить, какого рода информацию следует собирать.

Принцип изменения повышает значение выбора эффективной даты оценки. При отсутствии данных о конкретной дате можно использовать отчет об оценке спустя несколько лет после определения стоимости объекта.

Дата оценки – это момент времени, в который выполняется оценка. С течением времени стоимость объектов собственности изменяется. Это может быть дата его осмотра, дата судебного разбирательства, связанного с разделением имущественного комплекса и др.

Дата оценки стоимости объекта важна также при использовании сравнительного подхода к оценке, когда стоимость оцениваемого объекта сравнивается с данными сопоставимых сделок.

Вторая и третья стадии оценки – это предварительный осмотр объекта и заключение договора на оценку. Сюда включается предварительный осмотр объекта, составление графика работ по оценке, определение источников и способов сбора информации, определение состава группы экспертов-оценщиков, составление задания на оценку и календарного плана, подготовка и подписание договора на оценку, и определение суммы гонорара.

Четвертая стадия – использование трех подходов для определения величины стоимости собственности. Существует три основных подхода к оценке собственности, которые должны быть использованы для оценки любого объекта: рыночный, доходный, затратный.

Рыночный подход – общий способ определения стоимости собственности, в рамках которого используется один или более методов, основанных на сравнении данного объекта собственности с аналогичными уже проданными объектами. Основан на принципе замещения.

Доходный подход – общий способ определения стоимости собственности, в рамках которого используется один или более методов, основанных непосредственно на перерасчете ожидаемых доходов. Основан на принципе ожидания.

Затратный подход (подход на основе активов) – общий способ определения стоимости предприятия, в рамках которого используется один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов. Основан на принципах замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, вклада, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения.

Пятая стадия оценки – согласование результатов. Согласование – это процесс, в ходе которого для достижения окончательной оценки стоимости выносятся определенные логические суждения. Перед его началом оценщик просматривает все факты и проверяет точность вычислений. Все допущения проверяются на разумность и надежность. В ходе процесса согласования оценщик проверяет применимость принципов оценки на различных этапах процесса оценки. Обычно в результате согласования оценщик представляет клиенту единственную величину стоимости. Хотя в случае невозможности выведения единой величины возможно предоставление диапазона стоимости.

Важной технологической стадией оценочной деятельности является сбор необходимой для нее информации. По отношению к объектам оценки выделяют внутреннюю, дающую представление о деятельности оцениваемого объекта (предприятия), и внешнюю, характеризующую условия функционирования объекта в регионе, отрасли и экономике в целом /20, с.63/.

Объем и характер внешней информации в значительной степени диктуют цели оценки. В любом случае наиболее важным для решения собственников об изменении своих прав является определение степени риска. Обычно риск воспринимают как возможность потери доходов, хотя, по определению, риск предполагает и возможность получения положительных отклонений.

Основными факторами, вызывающими риск являются:

-     уровень инфляции;

-     стадии экономического состояния страны;

-     изменение процентных ставок (дохода, дисконта, капитализации);

-     соотношение обменного курса валют;

-     уровень политической стабильности.

В оценочной деятельности численную величину систематического риска представляют так называемым «коэффициентом бета» (). Он может быть рассчитан двумя способами. По одному из них коэффициент  равен:

                                                       (1.1)

где изменение доходности отдельной (конкретной) компании;

изменение средней доходности по группе крупнейших компаний (например, в США индекса Доу-Джонса – по 500 из них; в Японии – индекса Никкей – по 225 предприятиям и т.п.).

Для отдельных отраслей экономики по результатам расчетов, выполненных специальными агентствами, коэффициент  в целом для рынка равен единице. Изменения его у отдельных компаний в большую сторону показывает, что такая компания подвержена большему риску. Ее финансовые результаты будут изменяться быстрее.

По второму способу (автор предложения Д. Харрингтон)  конкретной компании может быть рассчитан исходя из численных оценок тех переменных, которые влияют на величину риска для этой компании. Для этого определяют воздействие каждого фактора , затем рассчитывают средневзвешенное значение коэффициента , который и представляет собой оценку  для этой компании.

Как правило, оценка фактора риска имеет субъективный характер: специалисты, уверенные в будущем росте предприятия, определяют ее текущую стоимость выше, чем те, кто ориентирован на пессимистичный прогноз. Различия в оценках степени риска приводят к множеству заключений о стоимости предприятия.

Стоимость объекта непосредственным образом связана со сложившимися на момент совершения сделки уровнем цен. Оценка воздействия уровня инфляции – это измерение непрогнозируемого изменения темпов роста цен.

Индекс цен в текущем году  рассчитывают следующим образом:

,                                                           (1.2)

где  и - фактические цены соответственно в текущем и базовом году.

Попытки собственников обосновать требуемую цену на объект сделки понесенными затратами, по крайней мере, требуют корректировки на сложившийся уровень инфляции. Это осуществляют расчетом реальной величины стоимости Sr:

,                                                         (1.3)

где Sn – номинальная стоимость;

 - индекс инфляции.

Кроме абсолютных величин в оценочном процессе бывает необходимо определение и относительных величин, например, реальной ставки дисконта  Но если темп инфляционного роста цен превышает 15%, пересчет целесообразно выполнять по формуле Фишера:

,                                                   (1.4)

где Rr – реальная ставка дохода (дисконта);

Rn – номинальная ставка дохода (дисконта).

Общее состояние экономического развития и ожидаемые его темпы изменения оказывают самое непосредственное влияние на уровень риска. Экономическая депрессия не только повышает вероятность банкротства, но и в заметной степени снижает величину ожидаемой прибыли.

Мероприятия, проводимые государством для регулирования экономической деятельности, как правило, вызывают изменения ставки дохода, которые могут как стимулировать, так и сдерживать увеличение совокупных расходов в экономике. В оценочной деятельности сложившуюся величину процентной ставки сравнивают с безрисковой ставкой, в качестве которой обычно принимают ставки дохода по государственным долгосрочным бумагам или по валютным вкладам.

Основными источниками информации, которые могут быть использованы при оценке систематического риска, вызываемого действием макро-экономических факторов, служат:

-     законодательство РФ;

-     программы правительства;

-     сообщения государственного комитета по статистике;

-     периодическая экономическая печать;

-     прогнозы правительства и крупных информационных агентств.

Наряду с систематическим риском в оценочной практике необходимо учитывать и факторы несистематического риска. Таковые возникают в зависимости от состояния и перспектив развития отрасли, к которой относится оцениваемый объект. Основными отраслевыми факторами риска являются:

-     нормативно-правовая база;

-     состояние рынков сбыта;

-     условия конкуренции.

Условия функционирования объекта в отрасли оказывают серьезное влияние на его итоговую стоимость. Нормативно-правовая база определяет положение отрасли в экономике страны, наличие ограничений для вступления в отрасль, правовое положение объектов, инвестиционный климат и т.п. Возможно существование отраслевых нормативных величин по основным экономическим и финансовым коэффициентам.

Сопоставление данных оцениваемого предприятия с базовыми параметрами позволяет определить его существующее положение и более обоснованно прогнозировать будущее.

Особенность оцениваемого объекта характеризует внутренняя информация, из которой можно получить данные об истории предприятия, его производственных процессах и мощности, структуре кадров, результатах финансовой деятельности, о маркетинговой стратегии, поставках различных ресурсов, потребителях и т.п.

Важнейшим документом – источником внутренней информации служит бизнес-план предприятия. В нем обязаны быть сведения о видах деятельности, о его организационно-правовой форме, размере уставного капитала, о принадлежности к определенной отрасли.

История объекта необходима для определения переживаемого им и его продукцией жизненного цикла, выявления тенденций в его эволюции, прогноза будущих состояний.

Производственные процессы и применяемое в них оборудование обуславливают качество производимых товаров, их потребительские свойства, привлекательность и т.п. Информация о них дает основания судить о перспективах модернизации всего объекта, необходимых инвестициях, ожидаемых результатах и т.д.

Производственная мощность и уровень ее использования служат ориентиром для оценки качества принимаемых на предприятии организационно-хозяйственных решений. Основные параметры производственной программы зависят от сложившейся на рынке соответствующего товара конъюнктуры и имеющихся на предприятии производственных мощностей. Оценка предприятия во многом зависит от сбалансированности его возможностей и потребностей, необходимости корректировки и соответствующих капиталовложений.

Структура кадров оказывается значительное влияние на оценку предприятия. Прежде всего она определяет квалификационных потенциал, а следовательно, и качество производственно-хозяйственной деятельности.

При оценке предприятия необходимо учитывать вероятность смены руководства при передаче прав собственности на объект и, следовательно, изменении его производственно-хозяйственной стратегии.

Структура кадров определяет также уровень заработной платы на предприятии. Сравнение последнего со среднеотраслевыми данными позволяет выявить особенности предприятия и соответственно корректировать оценки.

Результаты финансовой деятельности объекта изучают в оценочной работе с различной целью: определения действительной прибыли, величины финансового риска, способности выплачивать дивиденды и пр.

Таким образом, оценка – это определение стоимости объекта собственности в конкретных уровнях рынка в определенный момент времени. В зависимости от цели проводимой оценки определяют различные виды стоимости: рыночную, стоимость объекта оценки с ограниченным рынком, инвестиционную, налогооблагаемую, утилизационную, ликвидационную, стоимость воспроизводства, замещения, стоимость объекта оценки при существующем использовании, специальную стоимость объекта оценки.

 Любой вид стоимости, рассчитываемый оценщиком, является не историческим фактором, а оценкой ценности конкретного объекта собственности в данный момент времени в соответствии с выбранной целью. Любой вид оценочной стоимости выражает рыночный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки.

1.2 Подходы и методы оценки предприятия

Экономические особенности объекта и цели оценки обусловливают многообразие подходов и методов оценочной деятельности.

Обобщение практического опыта осуществления процесса оценки предприятий позволяет выделить три вида общих подходов к оценочной деятельности: доходный, сравнительный, затратный, каждый их которых подчеркивает определенные характеристики оцениваемого объекта.

1. Затратный подход

В условиях переходной экономики многие хозяйствующие объекты не способны выживать в конкурентной борьбе и обеспечивать необходимые для нормальной жизнедеятельности финансовые показатели. Для оценки преимущественной таких предприятий используют затратный подход. Его идеологическая основа состоит в оценке рыночной стоимости еще остающихся в распоряжении объекта оценки активов или же определенных затрат на строительство нового сопоставимого объекта. Но затратный подход применим и к эффективно функционирующим объектам.

Финансовой основой затратного подхода служит баланс объекта. Однако вследствие инфляции, изменения конъюнктуры рынка и влияния многих других факторов балансовая стоимость активов существенно отличается от рыночной. Поэтому необходимо предварительно проводить оценку текущей рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности. Этой же процедуре подвергают и стоимость обязательств предприятия. Используя затратный подход, в зависимости от целей проведения оценки определяют различные виды стоимости. Для цели купли-продажи объекта рассчитывают его рыночную стоимость, при налогообложении – восстановительную стоимость; при ликвидации предприятия – его ликвидационную стоимость, для обоснования нового строительства – стоимость замещения.

Конечная цель использования затратного подхода состоит в расчете оценочной стоимости собственного капитала предприятия. Базовой моделью для такого расчета служит:

,                                            (1.5)

где С – собственный капитал объекта;

 совокупная рыночная стоимость всех активов предприятия;

 текущая стоимость обязательств предприятия.

Затратный подход к оценке предприятия в основном реализуют с помощью двух методов: стоимости чистых активов и ликвидационной стоимости.

Метод стоимости чистых активов, в мировой практике нередко называемый методом накопления активов /Оц, с.92/, основан на определении рыночной стоимости всех активов предприятия: материальных (земли, зданий, оборудования, товарно-материальных запасов), финансовых и нематериальных (торговая марка, ноу-хау, патенты, лицензии и т.п.).

Он включает следующие основные этапы:

а) оценка рыночной стоимости недвижимого имущества объекта;

б) определение рыночной стоимости машин и оборудования;

в) выявление и оценка нематериальных активов;

г) определение рыночной стоимости финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных;

д) перевод бухгалтерской стоимости товарно-материальных запасов в текущую стоимость;

е) оценка дебиторской задолженности и расходов будущих периодов;

ж) перевод обязательств объекта в текущую стоимость;

з) определение стоимости собственного капитала по базовой формуле.

Рыночную стоимость оцениваемых материальных активов объекта, в которые входят недвижимое имущество, машины и оборудование, определяют с учетом износа.

При этом под износом понимают не сумму бухгалтерской амортизации (амортизационных – основанных на сроке эксплуатации), а потерю стоимости за счет физического разрушения, технологического (конструктивного) несовершенства, изменений в экономической ситуации и т.п.

Потеря стоимости вследствие старения, удорожания ремонта и обслуживания устаревшего оборудования и действия других физических факторов, сокращающих срок жизни и полезности объекта, называют физическим устареванием.

Снижение стоимости объекта, вызываемое утратой возможности выполнять некоторые присущие ему функции, считают функциональным устареванием. Обычно оно проявляется из-за конструктивных недостатков, которые вызывают возрастание издержек на поддержание объекта в эксплуатационном состоянии. Разновидностью функционального устаревания является технологическое, которое проявляется под действием изменений в технологии производства продукции, снижающих производительность объекта.

Экономическим устареванием называют потерю стоимости актива, вызываемую рыночной конъюнктурой: возросшей конкуренцией, снижением спроса на продукцию и т.д.

Товарно-материальные запасы, как правило, оценивают по ожидаемой цене их продажи. Устаревшие запасы обычно списывают.

Финансовые активы, состоящие из дебиторской задолженности, приобретенных ценных бумаг и расходов будущих периодов, оценивают в соответствии с их спецификой. Ценные бумаги обычно имеют определенную рыночную цену, которую и считают их стоимостью. Дебиторскую задолженность разделяют по срокам ее возникновения: просроченную – списывают (частично или полностью), будущую – дисконтируют. Расходы будущих периодов оценивают по их номинальной стоимости, если они оказываются выгодными.

Нематериальные активы обычно включают: торговую марку предприятия, его постоянную клиентуру, заключенные контракты на поставку собственной продукции и необходимых производственных ресурсов, полученные (или приобретенные) патенты, лицензии, ноу-хау, подобранный персонал и т.д. Их оценка поодиночке в большинстве своем достаточно затруднительна. В западной практике для оценки нематериальных активов в целом используют понятие гудвилл, под которым понимают совокупность всех элементов бизнеса, побуждающих клиентов продолжать отдавать предпочтение продукции или услугам данного объекта. Таким образом, гудвилл не может быть отделен от объекта, не может быть предметом купли-продажи самостоятельно.

Для большинства компаний гудвилл (деловая репутация фирмы) является самым значительным активом, которому не присущи идентифицируемость и обособленность. Гудвилл облегчает манипулирование активами фирмы, при этом ни руководство фирмы, ни ее бухгалтеры не могут правильно оценить гудвилл, так как его реальная величина может быть измерена только в момент продажи фирмы. Однако оценивать гудвилл необходимо, и сделать это можно разными способами /19/.

Как правило, численно оценивают гудвилл расчетом избыточных прибылей. Технология расчетов такова. Сначала определяют рыночную стоимость материальных активов. Затем определяют среднюю доходность по отрасли на собственный капитал, по которой рассчитывают прибыль, полученную на материальные активы (умножением отраслевой доходности на свою величину активов). Разность между прибылью от производственно-хозяйственной деятельности и прибылью от материальных активов представляет избыточную прибыль.

Часть нематериальных активов, состоящая из патентов и лицензий, может быть оценена с использованием понятия «роялти», т.е. вознаграждения, получаемого владельцем патента по лицензионному соглашению за право использования другими лицами (обычно в виде определенного процента дохода от объема реализации продукции, полученной с помощью патента).

Совокупная рыночная стоимость материальных, финансовых и нематериальных активов представляет рыночную стоимость всего капитала предприятия.

Краткосрочные и долгосрочные обязательства предприятия переводят в текущую их стоимость.

Разность между рыночной стоимостью всего капитала предприятия и текущей стоимостью его обязательств представляет рыночную стоимость предприятия, полученную по методу чистых активов.

Метод ликвидационной стоимости технологически аналогичен методу чистых активов. Его отличительная особенность заключена в том, что из стоимости собственного капитала, определенного по методу чистых активов, вычитают сумму текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия.

Главное достоинство методов затратного подхода состоит в том, что оценки, полученные ими, основаны на реальных ценностях, находящихся в собственности объекта. Это позволяет проводить оценку даже при отсутствии ретроспективных данных о производственно-финансовых результатах, поэтому они пригодных и для оценки новых объектов.

2. Сравнительный подход в оценке бизнеса

Рыночный характер существующих экономических отношений, в том числе в особенности прав собственности, требует максимального учета сложившейся на рынке соответствующего товара конъюнктуры /20, с.85/.

Этим требованиям в наибольшей степени отвечает сравнительный подход к оценке объектов, нередко называемый рыночным. Он предполагает, что действительная ценность активов предприятия определена их стоимостью на достаточно развитом финансовом рынке. Иначе говоря, наиболее вероятной стоимостью конкретного объекта будет реальная цена сделки с аналогичным объектом при выполнении необходимых корректировок.

Сравнительный подход предполагает использование в оценочной деятельности трех основных методов: рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов. Основное преимущество сравнительного подхода состоит в том, что он основан на реальных рыночных данных, отражающих сложившееся соотношение спроса и предложения, а также в том, что он учитывает множество различных особенностей объекта оценки, в том числе их доходность.

Вместе с тем сравнительный подход имеет и существенные недостатки. Одним из главных является сложность получения разносторонней и разнообразной информации по финансовому состоянию объектов и достаточного числа аналогов. К тому же, сравнительный подход ориентирован на использование данных об уже осуществленных сделках, тогда как бизнес нацелен преимущественно на будущее.

Суть главной технологической процедуры, общей для всех трех методов сравнительного подхода, состоит, главным образом, в выборе объекта-аналога, который незадолго до оценки сменил собственника. Затем, в зависимости от целей, объекта оценки и источника информации, выполняют необходимые корректировки, обеспечивающие сопоставимость аналога с объектом оценки. Таким образом, сравнительный подход имеет много общего с методом капитализации доходов.

Технология оценки объектов при использовании сравнительного подхода предусматривает следующие основные этапы:

1)    поиск аналога или сходных объектов;

2)    финансовый анализ и обеспечение сопоставимости информации;

3)    выбор и расчет оценочных мультипликаторов;

4)    определение стоимости предприятия с использованием мультипликаторов;

5)    внесение итогов поправок.

Поиск аналогичных объектов ведут путем определения возможного их круга из числа тех предметов, сделки по которым совершались в предыдущий оцениваемому период (преимущественно год). Критерии сопоставимости на этом этапе достаточно условны и обычно ограничены принадлежностью к одной отрасли ассортиментом и объемом производимой продукции.

В последующем учитывают дополнительные факторы, позволяющие сократить первоначальный круг претендентов на аналогичные. К таким факторам чаще всего относят: уровень диверсификации производства, взаимозаменяемость продукции, стадии зрелости и перспективы развития объекта, финансовый риск, качество менеджмента, характер конкуренции, величину балансовой стоимости, прибыли и т.п.

 Оценку финансового риска получают сравнением структуры капитала объектов-аналогов, соотношением собственных и заемных средств, используя возможность финансового левериджа и рентабельности собственных средств. Другой способ – определение ликвидности текущих активов. Определенной оценкой финансового риска может стать способность объекта привлекать заемные средства на выгодных условиях /9/.

Достаточно сложно получить оценку качества менеджмента. Косвенные данные (возрастной состав, уровень образования, жизненный и производственный опыт, зарплата управленческого персонала) позволяют сравнивать предприятия, но вероятность ошибки при этом остается высокой /10/.

На основе сопоставления критериев аналогичности делают вывод о возможности использования объектов в качестве аналогов в оценочном процессе.

Финансовый анализ объектов-аналогов осуществляют традиционными приемами и методами. Отбор и расчет оценочных факторов производят, имея в виду, что сходные предприятия могут быть охарактеризованы одними и теми же качественными финансовыми показателями, такими как: прибыль, величина денежного потока, выручка от реализации, стоимость активов, уровень дивидендов и многими другими.

Для получения рыночной стоимости объекта оценки используют ценовые мультипликаторы – коэффициенты, показывающие степень соответствия между рыночной ценой и выбранной финансовой базой у объектов-аналогов.

Умножением величины мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель у оцениваемого объекта получают его предварительную рыночную стоимость.

3. Доходный подход

Основой бизнеса, его органичной сущностью является получение дохода от владения собственностью. Поэтому и любой объект собственности интересен всем субъектам рыночных отношений прежде всего как источник получения дохода – конечного результата деятельности в подавляющем числе сфер экономики. Поэтому наиболее адекватным сути бизнеса – как объекта инвестирования – является доходный подход, который приобретает все большее значение в российской оценочной практике в связи со стабилизацией макроэкономических факторов и повышением эффективности деятельности российских компаний.

Чем больше приносимый объектом оценки доход, тем выше, при равных прочих условиях, его рыночная стоимость. В доходном подходе наиболее ярко реализован оценочный принцип ожидания. Поэтому важное значение имеет длительность времени, в течение которого будет возможно получение дохода. Весь смысл подобного подхода – пересчет этих будущих доходов в текущую стоимость. Для этого могут быть использованы два метода: дисконтированных денежных потоков и капитализации прибыли.

Рыночная стоимость бизнеса, определенная методом дисконтированных денежных потоков, представляет собой прогнозные оценки доходов от данного бизнеса, дисконтированные по требуемой инвестором ставке дохода. В конечном счете, вложение денежных средств в действующее предприятие происходит в предположении будущих доходов, которые не только вернут затраченные средства, но и принесут определенную прибыль, большую, чем от использования пассивным способом (вкладом в банк). Метод дисконтированных денежных потоков применим для оценки любого предприятия, имеющего определенную историю, так как отсутствие перспективы у новых предприятий не позволяет объективно прогнозировать его будущее состояние.

Технология оценки методом дисконтированных денежных потоков включает следующие этапы /20, с.77/:

1)    выбор модели денежного потока;

2)    определение длительности прогнозируемого периода;

3)    анализ финансовых результатов деятельности оцениваемого объекта за ряд предыдущих лет, прогноза изменения денежного потока на будущее;

4)    расчет ставки дисконта;

5)    расчет текущих стоимостей денежных потоков в прогнозный и постпрогнозный периоды;

6)    внесение итоговых поправок;

7)    определение окончательной рыночной стоимости объекта.

Основным параметром в методе дисконтированных денежных потоков является величина чистого денежного потока. Модели такого потока могут быть двух видов: для собственного капитала и для всего инвестированного капитала.

Денежный поток для собственного капитала рассчитывают, добавляя к полученной чистой прибыли (после уплаты налогов) сумму амортизационных отчислений и корректируя затем на изменение (добавлением или уменьшением) собственного оборотного капитала, инвестиций в основные средства и долгосрочной задолженности.

Денежный поток для всего инвестированного капитала (бездолговой денежных поток) получают прибавление к потоку собственных средств сумм заемного капитала и выплат процентов по задолженностям, которые были вычтены при расчете чистой прибыли.

Длительность прогнозного периода играет большую роль в оценке будущей величины денежного потока. Начальной границей прогноза обычно принимают текущий год, конечной – время стабилизации темпов роста доходов объекта. При этом необходимо учитывать, что длительный прогнозный период усложняет и подготовительные работы из-за необходимости обеспечения массы ретроспективных наблюдений и получение конкретной величины интересующих параметров: суммы доходов, расходов, темпов инфляции, потоков денежных средств.

В условиях нестабильности, характерных для экономики переходного периода, каковой является в настоящее время экономика России, целесообразная длительность прогнозного периода не должна превышать 3-5 лет. Тем не менее при любой длительности прогнозного периода возможность существенных отклонений от спрогнозированных денежных потоков велика.

Определенным средством нейтрализации этого может стать выполнение трех видов прогноза: оптимистичного, наиболее вероятного и пессимистичного. В первом случае считают, что предприятие функционирует в наиболее благоприятных условиях, во втором – в наиболее вероятных, в третьем – в наихудших. Для дальнейших расчетов определяют средневзвешенную доходность для каждого периода по формуле:

                                               (1.6)

где А – оптимистичная прогнозная оценка;

М – наиболее вероятная оценка;

Б – пессимистичная оценка.

Технология выполнения прогноза может быть различной, она зависит от обеспеченности ретроспективной информацией. Наиболее целесообразно формирование математических моделей и их реализации с помощью компьютерной техники и технологии. Однако математическое моделирование требует значительного превышения объема информации о состоянии объекта оценки в прошлом, что не всегда осуществимо.

Достаточно достоверные прогнозные оценки можно получить, используя данные о темпах роста и прироста интересующих параметров в прошлом. В этом случае не требуется большого объема ретроспективной информации.

Изменение постоянных и переменных издержек прогнозируют раздельно из-за различных темпов их роста. Амортизационные отчисления определяют исходя из наличия основного капитала и возможных капитальных вложений. На основе планов получения долгосрочных кредитов рассчитывают платежи за кредит. Определяют сумму налогов, которую будет выплачивать предприятие.

Прогнозные величины чистого дохода на каждый отрезок прогнозного периода получают вычетом из возможных доходов постоянных и переменных издержек, амортизационных расходов, процентов и налогов.

В зависимости от модели денежного потока определяют величину ставки дисконта. Для собственного капитала обычно применяют ставку дисконта, соответствующую ожидаемой владельцами отдаче на вложенный капитал. В этом случае требуемая ставка дохода (дисконта) R на собственный капитал:

                                     (1.7)

где безрисковая ставка дохода;

коэффициент бета – мера систематического риска, вызываемого макроэкономическими и политическими факторами в стране, формула (1.1);

среднерыночная ставка дохода;

рыночная премия соответственно для малых предприятий и за риск, характерный для отдельного предприятия;

С – страновой риск.

В качестве безрисковой ставки дохода часто принимают ставки по вложениям с наименьшим уровнем риска: государственным долговым обязательствам, валютным депозитам в наиболее надежных банках.

Среднерыночную ставку дохода () определяют по ретроспективным данным функционирования рынка ценных бумаг.

Рыночные премии  представляют собой разность между ставками дохода предприятия в прошлом и безрисковой ставкой дохода в настоящее время. Для крупных предприятий среднегодовая рыночная премия составляет 5-7%. Поскольку для малых предприятий риск инвестирования заметно больше, то для них прибавляют дополнительную премию, которая по величине примерно равна 5,3%.

Страновой риск (С) характерен для иностранных инвесторов. Он учитывает возможность экспроприации или национализации собственности, ограничительные меры государства по ценообразованию, по конвертации валюты, по налогообложению и т.д. При вложениях в Россию как в страну со средним уровнем риска страновой риск принимается равным 7%.

Расчет текущей стоимости и денежного потока за прогнозный период выполняют известным способом дисконтирования, т.е.:

    (),                                      (1.8)

где величина денежного потока и ставки дисконта в периоде  прогнозируемого времени.

Если ожидается, что в послепрогнозный период объект по прежнему будет приносить прибыль, то величину денежного потока чаще всего оценивают по модели Гордона. По этому методу ожидаемую прибыль преобразуют в стоимость при помощи коэффициента капитализации по формуле:

,                                                (1.9)

где денежный поток за первый год постпрогнозного периода;

прибыль, ожидаемая за первый год постпрогнозного периода;

долгосрочные темпы прироста денежного потока.

Таким образом, при отсутствии роста денежного потока (t=0) коэффициент капитализации становится равным ставке дисконта. Модель Гордона предполагает, что величины износа и капиталовложение в остаточный период остаются равными.

Полученную величину денежного потока в постпрогнозный период дисконтируют по той же ставке дисконта, что и в прогнозный период.

Для получения окончательной величины рыночной стоимости объекта в суммированные текущие стоимости его денежных потоков необходимо внести итоговые поправки /20, с.81/. Среди них наиболее важными являются две: на величину стоимости нефункционирующих активов и на изменение величины собственного оборотного капитала. Во всех предыдущих расчетах денежные потоков учитывались только те активы объекта, которые принимали участие в производстве доходов. Вместе с тем у любого предприятия почти всегда есть активы, не задействованные в производстве, но имеющие определенную стоимость (производственные помещения, оборудование, транспортные средства и т.д.). Эти активы могут и должны быть реализованы. Поэтому необходимо определять их рыночную стоимость и добавить ее к полученной ранее стоимости.

Стоимость собственного оборотного капитала, которой фактически располагает объект, как правило, не совпадает с ее величиной, которая требовалась при дисконтировании денежного потока (для обеспечения уровня производства и реализации). Поэтому избыток собственного оборотного капитала должен быть добавлен к текущей стоимости денежного потока; и наоборот, если объект испытывает недостаток собственных оборотных средств, - вычтен.

Базовой основой метода капитализации прибыли является предположение, что прибыль, получаемая объектом, известна. В любом случае определяют величину ежегодной прибыли, соответствующую ей ставку капитализации и рыночную цену предприятия.

Под капитализацией понимается процесс получения прибыли на вложенные ранее капиталы.

Технологически метод капитализации прибыли в оценочной деятельности основан на чисто математической процедуре нахождения размера целого по известной величине отдельной его части в структуре капитала. Базовой основой метода служит предположение, что прибыль, получаемая оцениваемым объектом, известна и темпы ее роста будут умеренными и предсказуемыми. В это случае рыночная стоимость объекта оценки  составит:

                                                  (1.10)

где П – прибыль, полученная объектом оценки в ближайший к дате оценки период времени;

К – коэффициент (ставка) капитализации, рассчитанный по сложившиеся на момент оценки рыночным условиям (банковская ставка дохода, темы увеличения доходности, уровень рисков и т.п.).

Таким образом, основные этапы расчета обоснованной оценки методом капитализации прибыли следующие:

1)    выбор модели капитализирующей величины;

2)    анализ финансового состояния объекта;

3)    определение коэффициента капитализации;

4)    расчет рыночной стоимости объекта;

5)    внесение итоговых поправок.

Важным и во многом проблемным вопросом является определение ставки капитализации для оценивания объекта. Чаще всего ее выводят из ставки дисконта, определяемой аналогичной процедурой в методе дисконтирования денежных потоков. В зависимости от капитализируемой величины из определенной для конкретного объекта ставки дисконта вычитают среднегодовые темпы роста его прибыли, т.е.:

,                                                (1.11)

где К – ставка капитализации;

R – ставка дисконта;

долгосрочные темпы прироста прибыли.

Во многих случаях, особенно когда объект оценки представлен недвижимостью, применяют более сложные методы расчета коэффициента капитализации, учитывающие, например, возмещение капитальных затрат (методы Ринга, Иствуда) или удовлетворение требований доходности на собственную и заемную составляющую всего инвестированного капитала.

В практике оценочной деятельности широко используется метод кумулятивного построения ставки дисконта. В нем на первом этапе за базу расчетов принимают безрисковю ставку дохода, аналогично методу дисконтированных денежных потоков. На втором этапе вносят поправки, учитывающие специфические для данного предприятия действие количественных и качественных факторов риска, т.е. определяют величину премий за риск. Зарубежная практика оценки рисков показывает, что их величина изменяется в пределах 0-5% по каждому из факторов: размера предприятия, качества управления, источников финансирования, уровня диверсификации (продукции и клиентуры), прогнозируемости прибыли и пр.

Предварительную текущую стоимость предприятия получают по формуле:

                                                 (1.12)

Технология внесения поправок на нефункционирующие активы, недостаток ликвидности в данном случае аналогична принятой в методе дисконтированных денежных потоков.

Мировая практика оценочной деятельности в странах с развитой и стабильной экономикой показывает, что доходный подход позволяет получить наиболее обоснованную рыночную стоимость действующего объекта. Поэтому его применяют для предприятий всех размеров в 80-90% случаев оценки.

Все три подхода: рыночный, доходный, затратный имеют определенные достоинства и недостатки. Объединим и представим их в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2 – Основные достоинства и недостатки подходов

Подход к оценке

Достоинства

Недостатки

Сравнительный подход

- позволяет отразить менее типичных продавцов и покупателей в итоговой оценке;

 - в ценах продаж отражается изменение финансовых условий и инфляции;

- статистически обоснован;

позволяет вносить корректировки на отличия сравниваемых объектов;

- основан на реальных рыночных данных

-          нет абсолютно одинаковых продаж;

-          сложность сбора информации о фактических ценах продаж;

-          зависимость от активности и стабильности рынка

Доходный подход

-          учитывается инвестиционный доход;

-          хорошо подходит в случае, когда объект сложно оценить с помощью затратного подхода, а для использования сравнительных методик нет соответствующей рыночной информации

-          необходимость прогнозирования долговременного потока дохода, которое затруднено сложившейся недостаточно устойчивой экономической ситуацией в России, к тому же вероятность неточности прогноза увеличивается пропорционально долгосрочного периода;

-          сложность расчета ставок капитализации и дисконтирования;

-          в процессе прогнозирования денежных потоков или ставок дисконтирования устанавливаются различные предположения и ограничения, носящие условный характер;

-          проблематичность сбора данных о доходности аналогичных предприятий

Затратный подход

-          эффективен при оценке предприятия в целом; при оценке контрольного пакета акций предприятия, обладающего значительными материальными активами; оценки новых предприятий, когда отсутствуют данные о прибылях;

-          используется когда имеются затруднения с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей; когда отсутствует информация об объектах-аналогах;

-          в случае ликвидации объекта

-          результаты могут оказаться неадекватными реальной рыночной действительности, отражающей сложившееся соотношение спроса и предложения;

-          не учитывает некоторые особенности объектов, например, их доходность, эффективность

Таким образом, каждый из подходов имеет собственные достоинства и недостатки. Применение того или иного подхода и методов оценки зависит от конкретной ситуации. Для наибольшей объективности получаемой в результате оценки стоимости объекта необходимо применять по возможности все три подхода.

Список литературы

1.     Федеральный закон РФ от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

2.     Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. №519 «Об утверждении стандартов оценки»

3.     Ассонов В.Н. Базовые понятия и технология оценки действующего предприятия // http://unison.yaroslavl.ru/articles/article-5.shtml

4.     Бердикова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 348с.

5.     Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов по экон. спец. – М.: ЮНИТИ; ФИНАНСЫ, 1999. – 254с.

6.     Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 720с.

7.     Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. – 132с.

8.     Глен М. Десмонд, Ричард Э. Келии. Руководство по оценке бизнеса. – М.: РОО, 2002.

9.     Горынина Г.Г. Подход к комплексной оценке финансовых рисков для их учета в динамической модели стратегического развития банка // http://www.hedging.ru/publications/521

10.              Гриценко Р.А. Оценка качества менеджмента банка // Корпоративный менеджмент // http://www.cfin.ru/management/man_in_banks.shtml

11.              Грязнова А.Г., Федотова М.А., Ленская С.А. и др. Оценка бизнеса: Учеб. для вузов по экон. спец. / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 509с.

12.              Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. – СПб.: Питер, 2001. – 416с.

13.              Ковалев В.В. Ведение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768с.

14.              Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1995.

15.              Ковалева Т.И. Оценка стоимости действующего предприятия с помощью программных средств // Теория и практика управления. – 2004. - №3 // http://www.jurenergo.kiev.ua/statti/OCENKA.doc

16.              Козионова Л.Е. Оценка бизнеса – интересы, конфликты и размышления // http://unison.yaroslavl.ru/articles/article-6.shtml

17.              Методология оценочной деятельности: современное состояние и перспективы развития в Российской Федерации / Под ред. Г.И. Микерина. – М.: Фонд «Бюро экономического анализа», 2000.

18.              Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие / Под ред. Н.А. Абдулаева, Н.А. Колайко. – М.: Экмос, 2000. – 352с.

19.              Оценка гудвилла. Модели и методы // http://www.bestconsult.ru/ clauses/cl18.html

20.              Оценочная деятельность в экономике: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 304 с.

21.              Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. – М.: Перспектива, 1997.

22.              Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2001.

23.              Синельников Д.А. Оценка стоимости бизнеса  // Финансовый менеджмент. - №3. – 2001. // http://www.dis.ru/fm/arhiv/2001/3/6.html

24.              Соколов В.Н. Методы оценки предприятия / С.-Петербург.гос.инж. экон. акад. – СПб., 1998. – 144с.

25.              Таль Г.К. и др. Оценка предприятий: Доходный подход / Таль Г.К., Григорьев В.В., Бадаев Н.Д., Гусев В.И., Юн Г.Б. – М., 2000.

26.              Тарасевич Е.И. Оценка недвижимости / Санкт-Петербург. гос. техн. ун-т. – СПб.: СПбГТУ, 1997. – 422с.

27.              Федотова М.А. Сколько стоит бизнес (Методы оценки). – М.: Перспектива, 1996. – 217с.

28.              Черняк В.З. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 175с.

29.              Черкашина Т.А. Оценка собственности: Учебно-методический комплекс. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2001.

30.              Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятий (бизнеса): Учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2003. – 128 с.

31.              Щербакова Н.А. Принятие эффективных управленческих решений на основе результатов оценки стоимости предприятия // Экономика и организация эффективного использования и устойчивого развития трудового потенциала предприятия. – Новосибирск: НГТУ, 2001. – С.353-354