Административно-правовые режимы являются одной из разновидностью особых правовых режимов, действующих в сфере публичного права, и несут в связи с этим соответствующую функционально-целевую нагрузку. Их основное назначение состоит в следующем: обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства — агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны; установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну; обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализация обстановки, восстановление правопорядка; создание условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий.

До настоящего времени исследование административно-правовых режимов, в юридической литературе не получило достаточно широкого развития. Причиной тому, по мнению автора, явилось то обстоятельство, что под понятием «режим» в правовом контексте авторами понимались абсолютно различные правовые категории: законность[1], порядок[2], социальный режим определенного объекта или вида деятельности, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств[3]. При исследовании данного понятия среди ученых-административистов до сих пор нет однообразного подхода к разрешению проблемы соотношения «правовой режим» и «правовой статус»[4].

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучению правовых режимов, как в общенаучном, так и в отраслевом плане, не уделялось достаточного внимания, что, явилось причиной того, что при не был выработан комплексный подход при изучении данного правового явления.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование специальных административно-правовых режимов.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

-         исследовать природу и признаки административно-правовых режимов;

-         раскрыть общетеоретические основы административно-правовых режимов;

-         рассмотреть административно-правовые режимы обеспечения стабильности государства;

-         охарактеризовать административно-правовые режимы для граждан;

-         описать учетно-легализующие режимы;

-         проанализировать административно-функциональные режимы.

Административно-правовой режим - это особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается федеральным законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности.

Цель административно-правовых режимов - особый вид регулирования, в рамках которого создается и используется специфическая комбинация юридических, организационных и иных средств, для обеспечения того или иного государственного состояния. Оно поддерживается, сохраняется и меняется с помощью параметров, которые являются обязательными.

Назначение административно-правовых режимов - регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К таким средствам относятся: а) правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах; б) уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим; в) детальная, регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой; г) строгая система контроля и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима; д) более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права; е) наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.).

Среди всех административно-правовых режимов выделяются два, специально отмеченные в Конституции Российской Федерации, – режимы чрезвычайного и военного положения, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами.

Произошедшие в России события последнего десятилетия свидетельствуют о том, что до настоящего времени не устранены причины, которые могут привести к возникновению в отдельных ее регионах чрезвычайных ситуаций. К числу таких причин можно отнести расширение масштабов международного терроризма, конечной целью которого является отделение от Российской Федерации части ее территории.

Одним из основных способов, позволяющих нормализовать чрезвычайную обстановку, выходящую из-под контроля органов государственной власти и ставящую под угрозу жизнь и безопасность граждан, основы конституционного строя, представляет режим чрезвычайного положения. Его реализация наиболее сложна, т.к. основу этого режима составляют чрезвычайные меры, ограничивающие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем организация действенного управления на территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация либо введено чрезвычайное положение, является ключевым вопросом. В условиях кризисной ситуации у каждого объекта управления должен быть только один субъект управления, который может оказывать на него управляющее воздействие. Подчинение (либо отсутствие четкого указания на подчиненность всех сил и средств одному субъекту, а равно и равенство по статусу) двум или нескольким субъектам обеспечения чрезвычайного положения снижает эффективность управления, вносит диссонанс в организацию деятельности органов государственной власти и влечет за собой негативные последствия.

Хотелось бы подчеркнуть, что ограничивать сущностную сторону административно-правовых режимов урегулированием ситуаций чрезвычайного или в целом неординарного порядка вряд ли правильно. Об этом свидетельствуют как существующая практика, так и теоретические разработки. Возьмем, например, режим государственной границы или таможенный режим. И тот, и другой – не ситуационны. Их существование нельзя признать также и чем-то чрезвычайным или неординарным. Речь в данном случае идет обо особых самостоятельных сферах государственного управления. Тем не менее вряд ли у кого-нибудь возникнут серьезные возражения относительно того, что речь здесь действительно идет об административно-правовых режимах.

Из этого следует вывод о том, что ситуациями чрезвычайного или вообще неординарного порядка сфера проявления административно-правовых режимов отнюдь не исчерпывается. Остается лишь констатировать, что в вопросах сущности и определения понятия административно-правовых режимов окончательной ясности еще нет. Эти вопросы требуют дальнейшего изучения.

Представляется целесообразным абстрагироваться от административно-правовых режимов и поискать решение поставленных вопросом не только в особенностях и характеристиках исходного для любого административно-правового явления феномена – государственного управления, а прежде всего в его родовых основаниях, относящихся к природе управления вообще и социального управления в частности.


[1] См.: Самощенко И.С. Охрана режима законности советским государством. М., 1960. С. 12.

[2] См.: Резвых В.Д., Скляров И.А. Взаимодействие в процессе административно-правового обеспечения режима социалистического хозяйствования. Горький, 1977. С. 5.

[3] См.: Проблемы теории государства и права / под ред. С.С. Алексеева. М. 1987. С. 258-259.

[4] См: Буденко Н.И. Административно-правовое положение граждан в сфере общественного порядка: Дис… канд. юрид. наук. М., 1986. С.15.; Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 144-145.