Содержание:

1. Основные угрозы экономической безопасности РФ. Их классификация и характеристика. 2

2. Опишите и проанализируйте 1-2 события, связанные с психологическими причинами создания опасных ситуаций в производственном коллективе. 6

Тест. 12

 

1. Основные угрозы экономической безопасности РФ. Их классификация и характеристика.

В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

·        военной,

·        технологической,

·        продовольственной,

·        экологической безопасности и др.

Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.

России и народам, проживающим на её территории испокон веков, приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям.

Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Именно из-за неразвитости экономики и, особенно, промышленности Россия проиграла русско-японскую войну 1904-1905 годов. Именно эти соображения толкнули Сталина в конце 20-х - начале 30-х годов провести сверхиндустриализацию промышленности. Позже, во времена “холодной” войны, экономика СССР развивалась однобоко -  только те её части, которые обеспечивали обороноспособность страны.

Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас   становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.

Экономика СССР со временем все больше отставала от экономик развитых стран. Если в период после войны до середины 60-х гг. по уровню технико-экономического развития СССР отставал от развитых капиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х этот разрыв достиг 20-25 лет.1 Проведение неадекватной хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение. Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году  началом использования термина экономическая безопасность. У нас в СССР эти проблемы никогда не рассматривались,(КГБ обращало свое внимание только на экономические преступления и внешнеторговые отношения). С началом перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.

. В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.

Длительное время проблема экономической безопасности Правительством России   игнорировалась . У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции среднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже анализа причин такого положения в экономике2

    Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все болев пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

2. Опишите и проанализируйте 1-2 события, связанные с психологическими причинами создания опасных ситуаций в производственном коллективе.

На предприятиях работающие могут подвергаться воздействию различных опасных и вредных производственных факторов, подразделяемых по ГОСТ 12.0.003-74 на следующие классы: физические, химические, биологические и психофизиологические. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие:

-         физические перегрузки;

-         нервно-физические перегрузки.

Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

-         умственное перенапряжение;

-         перенапряжение анализаторов;

-         монотонность труда;

-         эмоциональные перегрузки.

Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам.

Производственные психические состояния

Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражающий общий настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием раз-личного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к. этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и восприятий необходимо информации. Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека. Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется не только физиологическим,-но также психологическим, результативно Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу.

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности координирования движений, их дезавтоматизации.

4. Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к работе.

5. Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

6. Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного торможения.

Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса: Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения. Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням:

- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма),

- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности, жилищные и материальные заботы и т.д.),

- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации безопасности труда в отрасли).

Производственная деятельность - процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций необходимо рассматривать систему «человек - среда обитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет. Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается. Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующим обстоятельством. Во-первых, снижением психических и психологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполняемых работ; во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности.

Тест

1.     Решение мировых глобальных проблем в XXI веке преимущественно связано с :

1,2,3,4,5.

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных проблемах современности

В наше время глобальные проблемы:

- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

- а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Особенности глобальных проблем.

1)         Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2)         Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3)         Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4)         Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

2. Факторы травмоопасных условий труда вызывают:

1,2,3,4

Одним из важнейших условий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые делятся на технические и организационные.

Технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостат­ков оборудования, недостаточности освещения, неисправ­ности защитных средств, оградительных устройств и т. п.

К организационным причинам относятся несоблюдение пра­вил техники безопасности из-за неподготовленности работ­ников, низкая трудовая и производственная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.

Результаты анализа травматизма зависят в значитель­ной мере от достоверности и тщательности оформления ак­тов о несчастных случаях на производстве. Очень внима­тельно следует заполнять п. 15 указанного акта, в котором четко и ясно сформулировать техническую (отсутствие предохранительных устройств, неисправность оборудова­ния) или организационную (необученность пострадавшего, неправильный прием работы) причину несчастного случая.

Предупреждение травматизма

К эффективным мероприятиям относятся квалифици­рованное проведение вводного, на рабочем месте, перио­дического (повторный), внепланового и текущего инструк­тажей работников по технике безопасности.

Вводный инструктаж должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, на­правленные для производственной практики. Вводный ин­структаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причи­нами несчастных случаев и порядком оказания первой ме­дицинской помощи при несчастном случае.

3. Укажите возможные последствия при воздействии на работника переменного тока промышленной частоты, если сила тока составляет 1005 мА

2. Крайне высокая вероятность летального исхода.

Прежде всего пострадавшего освобождают от контакта с электротоком (если это не сделано ранее). Выключают  источник электропитания, а если это невозможно, то сбрасывают оборванный провод деревянной сухой палкой.

            Если оказывающий помощь одет в резиновые сапоги и перчатки, то можно оттащить пострадавшего от электропровода.

            При остановке дыхания проводят искусственное дыхание, вводят сердечные и сердечно-сосудистые средства ( 0.1% раствор адреналина - 1 мл, кордиамин - 2 мл, 10% раствор кофеина - 1 мл подкожно), средства, стимулирующие дыхание ( 1% раствор лобелина - 1 мл внутривенно медленно или внутримышечно).

            Накладывают стерильную повязку на электроожеговую рану.

            Искусственное дыхание не прекращают в течение продолжительного времени. При остановке сердца - непрямой массаж сердца, внутрисердечное введение раствора адреналина и 10 мл 10% раствора хлорида кальция.

Госпитализация. Транспортировка лежа на носилках в ожоговое или хирургическое отделение.

4. В программных документах Всемирной программы действий «Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:

1,2,3,4,5

Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Во многом, речь идет об обеспечении качества жизни людей.