Содержание
1. Какова эволюция форм биржевой торговли. 3
11. В чем суть государственного регулировании биржевой деятельности через налогообложение и саморегулирование. 7
21. Перечислите участников биржевых торгов. 7
31. Каков порядок снятия товаров с торгов. 8
41. Перечислите основные характеристики фьючерсного контракта. 8
51. Что такое номинал и курс акций. 9
61. Особенности государственного регулирования рынка ценных бумаг. 9
Список литературы.. 17
1. Какова эволюция форм биржевой торговли
Современные биржи и принципы, лежащие в основе биржевой торговли товарами, имеют многовековую историю становления и развития.[1]
Древняя Греция и Древний Рим уже имели опыт формализованной торговли с центральным рыночным заведением, с общими товарообменными операциями, с денежной системой, с практикой заключения контрактов на поставку товаров в договорные сроки. В период расцвета Римской империи торговые центры под названием fora vendalia (рынки продажи) являлись центрами реализации товаров, которые римляне привозили из отдаленных уголков империи. В Японии прообраз биржевой торговли существовал еще в I веке н.э. Но это были экономические институты, выработанные народами других цивилизации. Тем не менее, многие принципы торговли современных бирж и их аналогов в других культурах похожи.
Современные же биржи непосредственно связаны с жизнью и творчеством народов западноевропейских.[2]
Главная причина возникновения биржевой торговли товарами – это развитие крупного производства, которое требует рынка, способного реализовать крупные партии товара на регулярной, повторяющейся основе, на базе цен, складывающихся в зависимости от реального соотношения спроса и предложений на товар. Первоначально биржевая торговля не отличалась от других, «традиционных», форм торговли по своему объекту торговли, которым является реальный физический товар. Иным был лишь способ торговли - биржевые публичные торги.
Возникнув как торговля товарами, биржевая торговля оказалась весьма подходящей формой организации торговли другими активами, которые появились позже и, прежде всего ценными бумагами. Биржевая торговля последними в настоящее время является главной формой торговли ими.
Конкуренция форм торговли товарами постепенно привела к тому, что в XX в. торговля реальными товарами окончательно переместилась во внебиржевой оборот. Дело в том, что потребителю всегда нужен конкретный товар со всеми его конкретными и специфическими особенностями, поставляемый на условиях, приемлемых для данного потребителя. В то же время биржевая торговля не могла развиваться без движения в сторону, противоположную учету конкретных факторов, а именно - в сторону все большей унификации и стандартизации биржевых товаров. Без этого было невозможно наращивание объемов торговли, количества заключаемых биржевых сделок и т.п.
Стандартизация биржевой торговли привела к появлению принципиально нового биржевого актива - биржевого фьючерсного контракта, т.е. контракта на поставку биржевого товара через определенный срок в будущем, и соответствующего этому активу новому механизму биржевой торговли - фьючерсной торговле. Механизм фьючерсной торговли оказался удивительно универсальным инструментом биржевой торговли, поскольку в основе фьючерсного контракта может лежать любой актив, причем не имеет значения реальный он или не имеет никаких качественных характеристик, а представляет собой просто определенный количественный показатель, например процент или индекс.[3]
Эволюция биржевой торговли привела к тому, что произошли крупные изменения и в объекте, и механизме этой торговли. Биржевая торговля товарами, зародившись в XVI в., практически полностью прекратилась во второй половине нашего столетия. Биржевая торговля ценными бумагами, появившаяся в XVI в., не прекращается до сих пор, однако она охватывает лишь примерно половину всего рынка ценных бумаг и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.
Механизм фьючерсной торговли, зародившийся в недрах биржевой торговли, благодаря своей уникальной универсальности и возможности постоянного повышения уровня компьютеризации и автоматизации процесса торговли, по сути, означает дальнейшее отрицание классических признаков биржевой торговли - определенности места, времени и публичности торгов.
Механизм фьючерсной торговли - это не последнее новшество в биржевом деле, тем более, что в своих первых формах он возник еще в прошлом веке.
Научно-техническая революция пришла и в биржевое дело. Ее «тараном» являются мощнейшая электронно-вычислительная техника и развитие современных средств связи. Революция в области систем и средств связи позволила увязать биржевые рынки всех стран мира в единый мировой биржевой рынок и обеспечить его круглосуточный характер функционирования. В то же время электронно-вычислительные системы революционизируют биржевую деятельность. Биржевая торговля теперь может осуществляться не только путем непосредственного присутствия торговца в биржевом зале на биржевых публичных торгах, но она может вестись через компьютерные сети вне непосредственно биржевого зала, не выходя из офиса или даже из собственной квартиры. Компьютеризация биржевой деятельности разрушает ее границы и потенциально позволяет любому желающему непосредственно участвовать в биржевых торгах по компьютерным системам. В результате идет постепенный процесс стирания различий между биржевой и внебиржевой торговлей, биржевым торговцем или любым желающим торговать.
Компьютеризация создает широкие возможности для различных биржевых нововведений. Она позволяет расширять круг биржевых товаров, вводить разнообразные методы торговли, повышает надежность операций, увеличивает количество торгующих и т.д. [4]
В этом смысле можно сделать прогноз о том, что дальнейшее развитие рынка в XXI в. приведет к тому, что торговля всеми ценными бумагами переместится во внебиржевую торговлю, как это случилось с торговлей товарами, а сама биржевая торговля уступит место компьютерной торговле фьючерсными контрактами (и их всевозможными разновидностями).[5]
Основные этапы эволюции биржевой торговли
Добиржевые формы торговли товарами
Организованные формы Неорганизованные формы товарной торговли товарной торговли
Биржевая Другие формы
торговля организованной
товарами торговли
Биржевая
торговля Биржевая торговля
ценными фьючерсными контрактами
бумагами
Компьютерные системы
торговли фьючерсными контрактами
Компьютерные системы торговли
11. В чем суть государственного регулирования биржевой деятельности через налогообложение и саморегулирование
Биржевая торговля регулируется законом Российской Федерации от 20 февраля 1992г. " О товарных биржах и биржевой торговле".
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направления:
регулирование рыночных, товарно–денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т.е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавца и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении.
21. Перечислите участников биржевых торгов
Возможно создание биржи и как коммерческого предприятия акционерного типа. Но при этом организаторов - участников должно быть в значительной мере меньше, чем клиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажется прибыльной работа биржи за счет предоставления разного рода посреднических услуг. Высшим органом управления биржи служит собрание акционеров Текущее руководство деятельностью биржи осуществляет комитет, состав и председателя которого выбирает собрание акционеров. Основные лица, действующие на бирже, - брокеры, представляющие участников биржи и заключающие сделки от их лица. В этом случае брокеры выступают в качестве агентов. Если брокерская контора производит операции за свой собственный счет, то она выступает в качестве принципала.
На бирже работают:1) Брокеры - посредники, работающие за счет и по поручению клиента;2) Дилеры - посредники, работающие за свой счет и риск;3) Маклеры - сотрудники биржи, оказывающие содействие в сделках за официальное жалование.
31. Каков порядок снятия товаров с торгов
Если на товар на бирже нет спроса его снимают с торгов. Это происходит по следующему принципу:
1. Товар пропускается
2. Его уносит ассистент
3. Товар списывается в хранилище и лежит до следующих торгов
41. Перечислите основные характеристики фьючерсного контракта
Фьчерсные контракты |
1. Биржевой инструмент. |
2. Стандартизирован (Постановление №33 ФКЦБ РФ, Спецификация). |
3. Исполнение гарантированно третьей стороной. |
4.Возможно закрыть противоположной сделкой. |
Фьючерсный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а его исполнение гарантируется расчетной палатой биржи.
Зарегистрированные на бирже фьючерсные контракты, как и опционы, могут быть вторично проданы по особой цене, как поставщиком, так и заказчиком.
Заключая фьючерсный контракт на покупку товара или услуг, предпринимательская фирма, с одной стороны, получает некоторую гарантию получения товара или услуги в нужный срок по оговоренной цене, снижая тем самым риск снабжения и инфляционный риск. С другой стороны, предпринимательская фирма не лишается возможности отказаться от контракта в том случае, если она найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгодный контракт
51. Что такое номинал и курс акций
Номинал – это нарицательная стоимость, обозначенная на ценной бумаге.
Курс акций – рыночная цена ценных бумаг.
Любые ценные бумаги имеют номинальную цену (номинал), обозначенную на них, и рыночную (биржевую) цену, по которой они продаются и покупаются. Номинальная стоимость акции определяется путем деления величины уставного капитала на количество выпускаемых акций. Рыночная цена ценных бумаг называется их курсом. Существуют два курса ценных бумаг - курс продажи и курс покупки. Курс ценных бумаг практически никогда не соответствует их номинальной стоимости. Превышение курса над номиналом называется ажио, снижение курса по сравнению с номиналом - дизажио.
Установление курсов называется котировкой. На крупнейших фондовых биржах существуют так называемые индексы. Например - на Токийской бирже - индекс Никей, на Нью-Йоркской - известный индекс Доу-Джонса.
Помимо обычного формирования курса ценных бумаг существуют также распространенные в биржевой деятельности спекулятивные сделки, в основу которых положена возможность получения чистого выигрыша за счет перепродажи ценных бумаг. Наиболее распространены два типа игры: на повышение («быки») и понижение курса («медведи»).[6]
61. Особенности государственного регулирования рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами, который включает широко диверсифицированный комплекс правовых, административных, экономических, технических и др. методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.
Важнейшей особенностью этого процесса в России и других пост-социалистических странах является самостоятельная роль государства не только как регулятора рынка ценных бумаг, но одновременно как эмитента государственных ценных бумаг, крупнейшего продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации, акционера (временно или на основе закрепления в государственной собственности пакетов акций) значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ.
Национальные интересы России определяют основные цели государственного регулирования на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:
- создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций;
- финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования;
- создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
- содействие формированию эффективной модели корпоративного управления приватизированными предприятиями;
- предотвращение социальных взрывов и конфликтов путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
- интеграция российского рынка ценных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
- борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
В стратегическом плане указанные цели комплиментарны и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординированно осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При их решении необходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической целью г.р. является обеспечение доверия инвесторов к рынку.[7]
К важнейшим принципам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
- принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка;
- принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования;
- принцип равных возможностей, означающий стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников, равенство всех участников рынка перед регулятивными органами);
- принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг;
- принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков;
- принцип сочетания функционального и институционального регулирования при организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
- принцип распределения полномочий по регулированию рынка между РФ и субъектами РФ, а также различными органами исполнительной власти;
- принцип приоритетности в защите мелких инвесторов, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
- принцип максимального снижения и разделения рисков;
- принцип предотвращения конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
Существуют различные подходы к классификации основных элементов системы государственного регулирования рынка ценных бумаг. По видам ценных бумаг государственное регулирование затрагивает различные сегменты рынка ценных бумаг - корпоративные, государственные, производные и др. ценные бумаги и их рынки (или же, по иной классификации, долевые, долговые и производные ценные бумаги и их рынки).
По видам деятельности и типам операций на рынке ценных бумаг государственное регулирование регламентирует эмиссионную и инвестиционную деятельность всех участников рынка ценных бумаг: эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, организаторов торговли, депозитариев, регистраторов, расчетно-клиринговых организаций, доверительных управляющих), деятельность коммерческих банков, инвестиционных фондов, компаний и банков, страховых компаний, пенсионных фондов и др.
С точки зрения организационного устройства государственное регулирование представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора: государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.
В мире известны различные подходы к организации государственного регулирования рынка ценных бумаг: система прямого правительственного регулирования (Ирландия, Нидерланды, Португалия), система контроля со стороны органов, регулирующих финансовую и банковскую систему (Бельгия, Дания, Япония), система контроля через специальную организацию (США, Великобритания, Италия, Франция, Испания), а также смешанные модели.
Определенной организационной системе государственного регулирования рынка ценных бумаг соответствует и адекватная система (иерархия) правового регулирования рынка ценных бумаг. Последняя в зависимости от уровня государственного регулирования включает в себя акты различных органов государственной власти (кодексы, законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные акты и др.), стандарты и правила саморегулируемых организаций, утверждаемые государственными органами. Правовое регулирование дополняется вырабатываемыми самими участниками рынка нормами деловой этики и обычаями делового оборота.
По методам воздействия государственное регулировнаие подразделяется на косвенное общеэкономическое (бюджетная политика, инструменты валютной и кредитно-денежной политики, налоговая система, политика приватизации и др.) и прямое административное (стандарты деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг, лицензирование на финансовом и фондовом рынке, требования по раскрытию информации в интересах информационной безопасности на рынке ценных бумаг, регулярный надзор и проверки, система санкций и др.).
В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются методы функционального или институционального государственного регулирования.
Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов, качеством управления ими и направлены на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования (например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях и др.). Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов рынка (например, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность).
Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т.е. выполнения определенных функций) для защиты интересов инвесторов. Поскольку в большинстве случаев на рынке ценных бумаг основной акцент делается имеет именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно методы функционального регулирования составляют основу государственного регулирования. Этим обусловливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности.
Согласно ст. 38 закона "О рынке ценных бумаг", государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется путем:
- установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
- регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профессиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную отрасль рыночной экономики. Соответственно, в задачи государственного регулирования входит также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за этой отраслью. Это предполагает, во-первых, стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России, во-вторых, обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на российском рынке ценных бумаг.
Решение указанных задач непосредственно связано с техническим регулированием рынка (поддержание оптимальных количественных и качественных параметров рынка) - мерами регулирования, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые могут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых систем. В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности. Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование.
Защита интересов государства и участников рынка ценных бумаг осуществляется по следующим основным направлениям:
- развитие и совершенствование нормативной правовой базы рынка ценных бумаг как часть осуществляемой в России правовой реформы;
- повышение информационной прозрачности рынка и его открытости;
- повышение эффективности судебной системы в целом как часть правовой реформы;
- совершенствование системы предотвращения и расследования преступлений на рынке ценных бумаг с учетом существующих возможностей правоохранительных органов и судебной системы в целом, а также возможностей привлечения саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- усиление контроля со стороны государства деятельности и финансовой отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг на основе введения института аудиторских организаций, уполномоченных ФКЦБ России осуществлять проверку деятельности и финансовой отчетности профессиональных участников рынка;
- повышение роли государства в преодолении кризисных ситуаций на рынке ценных бумаг;
- поддержка государством добровольного страхования рисков профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- защита прав эмитентов и инвесторов.[8]
Список литературы
Биржевое дело: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2001.-578с.
Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2001.-574с.
Рынок ценных бумаг. Учебник для вузов / Под ред. Золоторева А. К. – М.: ИНФРА-М, 2003.-461с.
Рынок ценных бумаг. Учебник / Под ред. А. К. Килячкова. – М.: Изд-во БЕК, 2003.-477с.
Биржевое дело: уч. /Под ред. В.А. Галанова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 304 с.
Дегтярева О.Н. Биржевое дело. Уч. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 503 с.
[1] Дегтярева О.Н. Биржевое дело. Уч. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. –213с.
[2] Герчикова И. Международные товарные биржи // Вопросы экономики. – 2001. -311с.
[3] Биржевое дело: уч. /Под ред. В.А. Галанова. – М.: Финансы и статистика, 2001. –79с.
[4] Биржевое дело: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2001.-177с.
[5] Биржевое дело: Учебник / Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. – М.: Финансы и статистика, 2001.
[6] Рынок ценных бумаг. Учебник для вузов / Под ред. Золоторева А. К. – М.: ИНФРА-М, 2003.-275с.
[7] Рынок ценных бумаг. Учебник / Под ред. А. К. Килячкова. – М.: Изд-во БЕК, 2003.-177с.
[8] Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2001.-247с.