Содержание
9. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов исполнительной власти и статус Президента РФ.. 3
19. Понятие, содержание и виды гражданских договоров. 5
29. Понятие, цели и виды уголовного наказания. 14
39. Устав муниципального образования города Хабаровска. 16
Задача. 20
Список литературы.. 22
9. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов исполнительной власти и статус Президента РФ
В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают: руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ); органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.
Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Президент РФ осуществляет руководство государственной администрацией как через правительство, так и непосредственно. В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. В соответствии с Конституцией (ст.ст. 80-90) и федеральными законами он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной думы) и смещает Председателя Правительства, единолично назначает и смещает всех членов Правительства. Он может председательствовать на заседаниях Правительства, которое только ему подотчетно и подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства РФ. Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе Правительства. Президент напрямую руководит целым рядом ведомств государственной администрации: более чем 1/4 часть федеральных органов исполнительной власти (16 из 58) находится в непосредственном подчинении Президенту РФ.
Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г.
В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включают элементы организационной подчиненности. Они подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В соответствии с Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" 1999 г. (в ред. 2003 г.) Президент РФ вправе отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации вправе контролировать осуществление полномочий в сфере исключительного ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов, равно как и полномочий, делегированных субъектам РФ федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов координирует деятельность глав исполнительной власти, правительств республик и администраций иных субъектов Федерации.
19. Понятие, содержание и виды гражданских договоров
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.[1]
Договор есть разновидность сделки - юридического факта. Как любая сделка, договор представляет собой правомерное действие, направленное на определенные последствия.[2]
Правомерность и направленность договора обусловливают его организационную функцию, в процессе реализации которой формируются связи субъектов гражданского права.
Значение договора не ограничивается его организационной функцией. Он выполняет и регулятивную функцию, оказывает активное воздействие на имущественные связи субъектов. Такое воздействие осуществляется не непосредственно, а через систему субъективных прав и обязанностей. Как правовые модели (меры) возможного и должного поведения субъективные права и обязанности "реализуют" воздействие договора на имущественные отношения, определяя их содержание.
Организационная и регулятивная функции договора обусловливают его эффективность и широкое применение. Договор является тем необходимым средством, с помощью которого опосредуется широкий круг общественных отношений в сфере товарно-денежного оборота.
Указанные отношения складываются между субъектами гражданского права и отличаются большим разнообразием. Поэтому и договоры, опосредующие различные группы общественных отношений, также характеризуются соответствующими особенностями. Например, существенной спецификой обладают договоры в области предпринимательства, в отношениях с участием граждан-потребителей.
Договор - юридический факт, и имущественные отношения (правоотношения), на организацию и регулирование которых он направлен, - самостоятельные явления, каждое из которых обладает своим собственным содержанием.
В Гражданском кодексе РФ положениям о договоре посвящен второй подраздел общей части обязательственного права, состоящий из трех глав: глава 27 "Понятие и условия договора", глава 28 "Заключение договора", глава 29 "Изменение и расторжение договора".
Указанные положения распространяются на все договоры. Исключения составляют многосторонние договоры, к которым общие положения применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров (п. 4 ст. 420 ГК РФ 1994 г.).
К договорам применяются нормы других разделов ГК РФ. Как уже отмечалось, договор - это всегда сделка, но не всякая сделка является договором. Односторонние сделки не могут быть договором, поскольку для него необходимо волеизъявление не менее чем двух сторон. Именно поэтому на договоры распространяются правила лишь о двусторонних и многосторонних сделках (п. 2 ст. 420 ГК).
Классификация договоров представляет собой деление их на определенные группы с учетом тех или иных критериев (свойств, признаков договоров). В основу разграничения положены такие критерии, которые позволяют выявлять содержание отдельных групп договоров, их различия, сходство.
Договоры имущественные и организационные. Критерием такой дифференциации является характер общественных отношений (их правовой формы), на возникновение (изменение, прекращение) которых направлены договоры.
Имущественные договоры касаются материальных благ и характеризуются большим разнообразием. Это могут быть отношения, связанные с передачей имущества (купля-продажа), выполнением работ (подряд), оказанием услуг (перевозка, страхование).
Организационные договоры не порождают непосредственно имущественных последствий, они лишь создают для этого необходимые предпосылки. Отношения (правоотношения), которые возникают (изменяются, прекращаются) на основе таких договоров, носят организационный характер. К их числу относятся договоры на организацию перевозок грузов автомобильным транспортом, навигационные, предварительные, учредительные и некоторые другие.
Консенсуальные и реальные договоры. Такое деление проводится по способу заключения договора. Для заключения консенсуального договора достаточно достичь соглашения по всем существенным условиям договора. С этого момента договор считается заключенным.
Для заключения же реального договора необходима, кроме того, передача имущества.
Абсолютное большинство договоров - консенсуальны. Реальными, например, являются договоры на перевозку железнодорожным транспортом и некоторые другие.
Двусторонние и многосторонние договоры. В зависимости от того, волеизъявление скольких сторон необходимо для заключения соответствующего договора, договоры могут быть двусторонними и многосторонними.
Для заключения двустороннего договора необходимо волеизъявление двух, для многостороннего - более чем двух сторон.
Указанные договоры существенно различаются по тем последствиям, которые они вызывают.
Двусторонние договоры порождают у сторон субъективные права и обязанности, имеющие встречную направленность. Субъективные права и обязанности одной стороны корреспондируют субъективным обязанностям и правам другой. Так, субъективное право покупателя потребовать от продавца передачи вещи корреспондирует субъективной обязанности продавца передать ее.
В многосторонних договорах такой встречности нет, но есть сонаправленность воли участников договора субъективных прав и обязанностей.
Одностороннеобязывающие и двустороннеобязывающие договоры. Критерий дифференциации - характер распределения прав и обязанностей, возникающих у сторон.
При заключении одностороннеобязывающих договоров у одной стороны возникают только права, у другой - только обязанности. Таких договоров относительно немного.
Двустороннеобязывающие (взаимные) договоры порождают права и обязанности у обеих сторон.
Абсолютное большинство договоров - взаимные: купли-продажи, поставки, перевозки и другие.
Договоры в пользу сторон и третьих лиц. Договоры, заключаемые в пользу его сторон, порождают права и обязанности этих сторон (купля-продажа, поставка, дарение).
Договоры в пользу третьих лиц влекут возникновение у них соответствующих прав (страхование в пользу третьего лица).
Договоры возмездные и безвозмездные. По характеру правоотношений, возникающих на основе договоров, по наличию или отсутствию в них встречных предоставлений одной стороны за исполнение обязанностей другой договоры делятся на возмездные и безвозмездные.
Встречное предоставление заключается не только в передаче денег. Оно может выражаться в передаче других вещей, в совершении действий, связанных с оказанием услуг, выполнением работ и т. д.
Возмездность или безвозмездность договора обусловливается его характером (договоры купли-продажи - возмездные договоры дарения - безвозмездные). Иногда стороны могут сами определять возмездность или безвозмездность договора (договоры займа, поручения).
В соответствии с п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Предварительные и основные договоры. По целям, последствиям, которые наступают в результате заключения договоров, они подразделяются на предварительные и основные.[3]
Сущность предварительного договора состоит в том, что его стороны обязуются в будущем заключить основной договор (на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг).
Условия предварительного договора должны позволять установить предмет будущего основного договора, а также другие существенные его условия; они также могут включать в себя эти условия. Условия предварительного договора могут устанавливать и порядок определения существенных условий будущего договора.
В предварительном договоре может быть указан срок заключения основного. При отсутствии такого условия считается, что основной договор должен быть заключен в течение года с момента подписания предварительного. Нарушение этой обязанности порождает у контрагента право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить основной договор; кроме того, виновная сторона должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Особое внимание следует обратить на форму. Предварительный договор должен иметь такую же форму, что и основной договор, а если она не установлена, письменную форму. Несоблюдение этих правил влечет за собой ничтожность предварительного договора.
Публичные договоры. Публичными признаются договоры на передачу товара, выполнение работ, оказание услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана заключить с любым потребителем по его требованию.
Публичный договор заключается в сфере розничной торговли, перевозок транспортом общего пользования, услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания и т. п.
Субъективный состав этого договора характеризуется тем, что одной его стороной всегда является коммерческая организация, т. е занимающаяся предпринимательской деятельностью, второй - потребитель (граждане и юридические лица).
Коммерческая организация не может оказывать предпочтение одному лицу перед другими, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от договора, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить публичный договор и о возмещении причиненных этим убытков. Условия публичного договора (цена товара, работ, услуг и другие условия) должны быть одинаковыми для всех потребителей, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Договор присоединения. Специфика этих договоров в том, что его условия определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах. Другая сторона принимает условия договора не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК).
Стороне, которая присоединяется к договору, не определяя его условия, предоставлено право требовать расторжения или изменения договора в случаях, когда он: лишает потребителя прав, обычно предоставляемых ему по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение своих обязанностей; содержит в себе явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Исключения касаются субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью. В случаях, когда такой субъект присоединился к договору, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если он знал или должен был знать, на каких условиях заключается договор.
Смешанные договоры. Граждане и некоторые юридические лица могут заключать сделки, включающие элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. Зет. 421 ГК). Отношения, связанные с заключением, исполнением смешанного договора, регулируются в соответствующих частях правилами о договорах, элементы которых в нем содержатся. Указанное правило является диспозитивным. Иное может быть предусмотрено соглашением сторон или вытекать из существа смешанного договора.
Содержание договора принято раскрывать через совокупность согласованных сторонами условий.
Условия договора (юридического факта) конкретизируют соответствующее правоотношение, его субъектов, объект (условия о предмете, сроках и порядке исполнения обязанностей и т. п.).
Каждое условие договора имеет свое собственное содержание. Содержание совокупности всех условий того или иного договора и составляет его содержание.
Существенные условия договора. Существенными признаются такие условия, по которым необходимо достичь соглашения для того, чтобы договор считался заключенным.
Существенными признаются следующие группы условий (п. 1 ст. 432 ГК РФ):
1) условие о предмете;
2) условия, которые в законе, иных правовых актах определены как существенные;
3) условия, которые в законе, иных правовых актах определены как необходимые для договоров данного вида;
4) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.[4]
Содержание условий договора определяется по усмотрению сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание условий определено императивными нормами. Указанные условия считаются неотъемлемой частью договора и в ситуациях, когда стороны их не согласовывали.
Если содержание условий определяется диспозитивными нормами, то при отсутствии соответствующего соглашения сторон такие условия также признаются частью договора. Однако в подобных случаях стороны вправе исключить их применение либо установить отличное от предусмотренного в диспозитивной норме условие.
Условие о предмете договора относится к числу существенных. Оно включает в себя наименование предмета, его количественную и качественную характеристики.
Условие о цене является существенным для возмездных договоров лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Цена определяется соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются так называемые устанавливаемые или регулируемые цены (определяемые государственными органами). Они являются обязательными для сторон.
Устанавливаемая цена - это конкретная цена. Регулируемая цена представляет собой какие-то предельные уровни цен (тарифов) либо коэффициенты к ним.
Условие о цене может быть предусмотрено путем установления конкретной цены. Согласованным также считается условие о цене, если стороны оговорили лишь порядок ее определения. Цена выражается в рублях. Она может быть эквивалентна определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (ст. 317 ГК РФ).
В тех случаях, когда в возмездном договоре отсутствует условие о цене и она не может быть определена, исходя из других условий договора, то применяется цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК).
Условиями о действии договора определяются моменты возникновения и прекращения обязательств.
С заключением договора последний вступает в силу и на его основе возникает обязательственное правоотношение. Сторонам предоставлено право распространить условия договора на свои отношения, которые предшествовали заключению договора.
Окончание срока действия договора прекращает обязательственное правоотношение, если это предусмотрено законом или договором. При отсутствии такого условия в договоре окончание срока его действия приурочивается к моменту исполнения сторонами своих обязанностей.
Толкование договора (ст. 431 ГК РФ). Оно позволяет установить, заключен ли сторонами договор, соответствует ли волеизъявление сторон их действительной воле, цель, содержание договора и отдельных его условий. Толкование применяется к договорам, заключенным в любой форме, в том числе и в устной.[5]
Начинается толкование договора с того, что суд изучает буквальный смысл содержащихся в нем слов и выражений. При этом их необходимо понимать в обычно употребляемом значении, если иное не вытекает из договора. Учитывается также практика сложившихся отношений сторон. Принимаются во внимание и обычаи делового оборота.
Если не ясен буквальный смысл, то содержание условия устанавливается путем его сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если же указанные меры не позволяют установить содержание условий договора (договора в целом), должна быть выявлена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. Проводится это путем анализа обстоятельств, предшествующих заключению договора (переговоры, переписка, установившаяся во взаимоотношениях сторон практика, обычаи делового оборота), последующего поведения сторон.
Выявление действительной воли сторон, учет целей договора проводится на момент заключения договора.
29. Понятие, цели и виды уголовного наказания
Уголовный Кодекс РФ гласит: "Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждении совершения новых преступлений".[6]
Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в разделе III УК РФ, основаны на Конституции Российской Федерации. При назначении и применении наказания суды должны строго следовать требованиям главы 2 Конституции о необходимости соблюдения прав и свобод человека и гражданина.[7]
Не могут быть применены к лицу любые меры, не предусмотренные настоящим Кодексом и не назначенные судом. Наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применяется, когда иные средства воздействия на субъект оказались либо заведомо могут оказаться неэффективными.
Каждый вид наказания имеет определенные границы и определенное содержание. Незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входящие в уголовное наказание как меры государственного принуждения.
Целями применения наказания являются:
1) восстановление социальной справедливости;
2) исправление осужденного, то есть воспитание у осужденного сознания необходимости правомерного поведения и соблюдения установленного правопорядка в обществе;
3) предупреждение совершения новых преступлений.[8]
Реализуя цель восстановления социальной справедливости, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах - соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего.
В ст. 44 УК РФ дан исчерпывающий перечень видов наказания. Он не подлежит расширительному толкованию. Имеют право на существование только те наказания, которые перечислены в названной статье, а именно:
1. штраф;
2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
3. лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
4. обязательные работы;
5. исправительные работы;
6. ограничение по военной службе;
7. конфискация имущества;
8. ограничение свободы;
9. арест;
10. содержание в дисциплинарной воинской части;
11. лишение свободы на определенный срок;
12. пожизненное лишение свободы;
13. смертная казнь.[9]
Законодатель построил перечень видов наказания на основе перехода от более мягкого к самому суровому наказанию.
Несовершеннолетним наказания должны применяться с учетом перечня видов наказания, указанных в ст. 88 УК РФ.
УК РФ введен в действие с 1 января 1997 года, но обязательные работы и арест вводятся в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ, то есть после 1 июля 1997 года, по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания, но не позднее 2001 года. Так написано в ст. 4 Закона о введении в действие УК РФ. В ст. 5 Закона о введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что такое же положение относится и к ограничению свободы.
Указанные в ст. 44 УК РФ виды наказания образуют систему наказания. Система видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс средств воздействия на осужденного, который индивидуализируется судом при вынесении приговора, а органами исполнения наказания - реализуется.
39. Устав муниципального образования города Хабаровска
1. Предложенный для анализа нормативно-правовой акт имеет название Устав городского округа «Город Хабаровск».
2. Принят решением Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 года N 509 (в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 05.10.2004 N 543).
3. Существующая редакция Устава муниципального образования города Хабаровска имеет следующую структуру:
Раздел 1. Общие положения (ст. 1-3).
Раздел 2 Граница и состав территории города Хабаровска (ст. 4-6).
Раздел 3. Система местного самоуправления города (ст. 7-8).
Раздел 4. Органы городского самоуправления (ст. 9-28).
Раздел 5. Структура администрации города (ст. 29-30).
Раздел 6. Экономическая основа городского самоуправления (ст.31-34).
Раздел 7. Финансовая основа городского самоуправления (ст. 35-42).
Раздел 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления (ст. 43-49).
Раздел 9. Порядок принятия и изменения Устава муниципального образования города Хабаровска (ст. 50-51).
Раздел 10. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц (ст. 52).
Раздел 11. Заключительные положения (ст. 53-54).
4. Оценивая содержание Устава, разными авторами высказываются различные мнения. Отдельные считают, что данный объем Устава "представляется довольно легковесным", другие, что значение Устав определяется не количеством статей, а системой власти установленной им и т.д.
В целом необходимо отметить, что принятие Устава явилось важным этапом в развитии местного самоуправления не только в городе Хабаровске, но и в целом в Хабаровском крае. В отсутствие краевого законодательства о местном самоуправлении Устав закрепил статус города Хабаровска как муниципального образования, создал правовую систему для организации и деятельности органов городского самоуправления. Устав стал тем "оселком" на котором оттачивали свое правотворчество остальные муниципальные образования края. Анализ уставного нормотворчества муниципальных образований дальневосточных субъектов Российской Федерации показывает, что большинство разработчиков этих нормативных документов сталкиваются с одними и теми же трудностями.
Это, во-первых, путаница в вопросе связанном с содержанием устава. Хотя, казалось бы, наличие части 1 в статье 8 Федерального закона должно снять все эти проблемы, так как она устанавливает перечень вопросов, которые должны быть в уставе муниципального образования. Причем перечень этот не закрытый, так как подпункт 15 установил, что в уставе могут быть "другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации". Анализ уставов муниципальных образований Хабаровского края показывает, что большинство из них с данным перечнем согласилось, но не всегда его придерживается, зачастую опуская тот или иной пункт указанный в Федеральном законе, и тем самым, затрудняя жителю муниципального образования разобраться в сути конкретного вопроса.
Во-вторых, проблемы формирование системы органов местного самоуправления. Федеральный законодатель установил, что муниципальные образования этот вопрос решают самостоятельно, при этом жестко потребовал лишь наличие выборного органа местного самоуправления. И муниципальные образования стали создавать систему органов местного самоуправления исходя из своих вкусов и представлений о местном самоуправлении. Так в Уставе муниципального образования города Хабаровска системе местного самоуправления в городе посвящен раздел 3. В части 1 ст. 7 которого указывается, что обладателем всех прав местного самоуправления в городе является население города. Что же касается форм реализации народовластия, то в части 4 данной статьи их перечень необоснованно сужен, в нем указывается, что население города осуществляет права городского самоуправления посредством референдумов, участием в выборах и через выборные органы городского самоуправления, которые перечисляются в статье 9. К ним отнесены:
- выборный представительный орган - городская Дума;
- выборный Глава муниципального образования ? Мэр города Хабаровска.
В-третьих, это бюджетно-финансовые вопросы. Жизнеспособность любой организации, в том числе и муниципального образования, зависит от наличия средств, которые можно использовать на решение стоящих перед организацией вопросов.
Слабость Устава г. Хабаровска неоднократно подчеркивалась хабаровскими учеными и общественностью города . Общественностью города предлагались различные варианты улучшения действующего Устава и проекты нового Устава города Хабаровска , но ни городская Дума , ни администрация не пошли на его изменения. Более того, отвечая на предложение депутата городской Думы Л.В. Штуки рассмотреть разработанный жителями города Хабаровска и внесенный ею 7 февраля 2001 года проект Устава, Мэр города Хабаровска А.Н. Соколов отмечая, что "действующий Устав города Хабаровска был разработан на основе опыта функционирования органов местного самоуправления Москвы, Санкт-Петербурга, городов Сибири и Дальнего Востока. Практика его применения в условиях нашего краевого центра, в целом доказала, что этот путь был выбран правильно" , не счел нужным рассматривать предложенный проект на заседании городской Думы, а пригласил Л.В. Штуку к работе по улучшению действующего Устава в созданной им рабочей группе.
5. Значимость Устава городского округа "Город Хабаровск" проявляется в том, что он является высшим нормативным правовым актом городского округа "Город Хабаровск", который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (2003 года), другими федеральными законами, Уставом Хабаровского края, законами Хабаровского края регулирует организацию и деятельность местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, устанавливает структуру органов местного самоуправления, полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, правовое регулирование муниципальной службы, экономическую и финансовую основы осуществления местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Задача
Белогубова, окончившая дальневосточный университет путей сообщения, была принята на работу в депо Хабаровск-2 на должность экономиста с трехмесячным испытательным сроком. Спустя три месяца администрация комбината издала приказ о продлении срока испытания на один месяц (с согласия Белогубовой), так как у нее (администрации) не сложилось определенного представления о деловых качествах Белогубовой. Через пол месяца после этого был издан приказ об увольнении Белогубовой как не выдержавшей испытания.
1. Имела ли право администрация комбината продлевать испытательный срок?
2. Правомерно ли увольнение Белогубовой? Какое решение должен вынести суд по иску Белогубовой?
Ответ:
Администрация не имела права продлевать испытательный срок.
В трудовом Кодексе по этому поводу есть следующие нормы: Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.[10]
2. Так как, Белогубову уволили через пол месяца после продления испытательного срока (3-х месяцев) как не выдержавшей испытания, то такой поступок является неправомерным на основании статьи 71 ТК РФ. В данной статье говорится, что если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
По иску Белогубовой суд должен вынести решение о восстановлении ее на работе. Причем, согласно статье 396 ТК РФ, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005). – Справочная система Гарант.
5. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ (ред. от 19.06.2004). – Справочная система Гарант.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант.
7. Устав городского округа «Город Хабаровск» от 13 июля 2004 года N 509 (в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 05.10.2004 N 543). – Справочная система Гарант.
8. Залесский В. В. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2005.
9. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.
10. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под ред. А.И. Наумова. - М.: Инфра-М, 2004.
11. Малевин Н.С. Договор в гражданском праве. – М.: Юристъ, 2005.
12. Уголовное право. Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Юристъ, 2005.
13. Уголовное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, М.: Юриспруденция, 2004.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.420.
[2] Малевин Н.С. Договор в гражданском праве. – М.: Юристъ, 2005. – с. 64.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.429.
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – п.1. ст. 432.
[5] Малевин Н.С. Договор в гражданском праве. – М.: Юристъ, 2005. – с. 89.
[6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст. 43.
[7] Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под ред. А.И. Наумова. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 154.
[8] Уголовное право. Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Юристъ, 2005. – с. 211.
[9] Уголовное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, М.: Юриспруденция, 2004. – с. 168.
[10] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005). – Справочная система Гарант. – ст. 70.