Содержание

Введение. 3

1.Семейно-правовые отношения. 4

2. Общая характеристика  римского семейного права. 6

2.1. Основные черты семейного строя. 6

2.2. Правовые отношения между супругами. 7

2.3. Прекращение брака. 12

3. Правовые отношения родителей и детей. 13

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система древности, послужившая основой для современной континентальной системы права, к которой принадлежит и Россия.

В системе римского права Римские юристы выделяли две крупнейшие области римского права: публичное (ius publicum) и частное (ius privatum) право. За основу деления был взят характер защищаемых интересов. Классический юрист Ульпиан указывал на то, что публичное право ограждает интересы государства[1]. В связи с тем, что государство является носителем суверенной власти[2], можно говорить о неравенстве субъектов публичных правоотношений, а, следовательно, и об императивном характере регулирования.

Публичному праву противостоит частное. К области ius privatum принадлежат нормы, ограждающие имущественные интересы отдельных лиц. В частном праве преобладает диспозитивный метод регулирования. Субъекты частных правоотношений равны как в своем праве вступать в эти отношения, так и в своем праве самим определять их. Развитие римского частного права не было однородным, а происходило одновременно по нескольким направлениям. Поэтому по термином "ius privatum" обыкновенно подразумевается совокупность трех параллельных систем: цивильного права (ius civile) , права народов (ius gentum) и права преторского (ius praetorium).

Цель данной работы рассмотреть римское семейное право. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:

1. Общие характеристики семейного права;

2. Семейно-правовые отношения.

1.Семейно-правовые отношения

В семейно – правовых отношениях римского государства существовало четыре основных направления: [3]

1) Римская семья;

2) Брак;

3) Личные и имущественные отношения между супругами;

4) Отцовская власть.

Римская семья представляет законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи (домовладыки), жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

При браке жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми (она была на положении дочери).

Первоначально власть мужа была неограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и на  ее основе общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки, например отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течении всего того времени, пока существовала практика браков cum manu.

История римского семейного права знает два вида брака. Первым видом был брак cum manu, брак, устанавливающий власть мужа над женой. Если до брака она была во власти своего отца и агнаткой его и всех его членов семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его домовладыки, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака sine manu, не порождавший власти мужа  над женой и первоначально не устанавливающий  вообще юридической  чужая мужу и своим детям, жена  пребывает в том    же  семейном положении, в каком  она  была до вступления в брак ; только  со старой семьей  связывает  ее агнатическая связь. 

При браке sine manu  жена остается под властью своего отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака  женщина была самомтоятельна то она сохраняла самостоятельность и после вступления в брак.

Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu.

Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство мужа было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица у которого она находилась, и т.п.

Брак  sine manu мог быть расторгнут  не только по соглашению супругов, но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены. Обратная ситуация в  случае  с браком cum manu, при котором юридическая личность жены поглащалась личностью мужа и развод мог иметь место только по его инициативе.

При браке cum manu  все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования  в случае  смерти мужа.

При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялось на основании договора – поручения.

Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.

Основанное римлянами деление права на частное и публичное было усвоено многими современными правовыми системами. Однако содержание этого разграничения теперь несколько изменилось. Так из сферы регулирования частного права были изъяты уголовно-правовые отношения.

2. Общая характеристика  римского семейного права

2.1. Основные черты семейного строя

Рим начал свою историю в области семейного прав с моногамической семьи, основой которой была власть главы семьи, домовладыки.

Это – агнатическая семья, в состав которой, кроме главы семьи  входили: его жена, подчиненная мужней власти, его дети, жены сыновей, состоявшие в браке  cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны главе семьи, а власти этого последнего, и, наконец  все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д.

В этой семье только глава семьи является вполне правоспособным лицом. Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет. Власть главы семьи прекращается только с его смертью или по его воле.

Familia. Вместе с рабами  подвластные образуют familia. Это слово в первоначальном значении охватывало все то, что было подчинено власти одного и того же домовладыки – не только жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи при этом в древнейшее время власть главы семьи отличалась от его прав на раба.

Агнатическое  и  когнатическое родство. Служа основой семьи в узком смысле слова, власть домовладыки являлась основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были починены власти одного и того же домовладыки в прошлом или были подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть домовладыки. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например, глава семьи и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например, глава семьи и жена его подвластного сына.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь главы семьи, вступив в брак cum manu, тем самым  вступала в агнатическую семью своего мужа или его домовладыки, если муж был под его властью, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети  становились агнатами братьев ее мужа, но, так же как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам.

В результате  глубоких  изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности, освобождением договорно-обязательного права от его изначального формализма, происходит процесс вытеснения агнатического родства когнатическим. Последовательное ограничение власти главы семьи, постепенное вытеснение агнатического  родства когнатическим составляют основное содержание  процесса развития римского семейного права.

Род. Род – по взгляду римлян – это союз людей, которые уже не в состоянии назвать главу семейства, некогда осуществляющего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, осуществляют общий родовой культ и при отсутствии  агнатов призываются к наследованию и опеке.

Таким образом,  власть домовладыки лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила фундаментом рода.[4]

2.2. Правовые отношения между супругами

Брак.

История римского семейного права знает два вида брака. Первым видом был брак cum manu, брак, устанавливающий власть мужа над женой. Если до брака она была во власти своего отца и агнаткой его и всех его членов семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его домовладыки, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака sine manu, не порождавший власти мужа  над женой и первоначально не устанавливающий  вообще юридической  чужая мужу и своим детям, жена  пребывает в том    же  семейном положении, в каком  она  была до вступления в брак ; только  со старой семьей  связывает  ее агнатическая связь. 

В Риме была установлена уголовная ответственность  за нарушение супружеской верности, карающая при этом не только виновных, но и попустителей , к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения. Из наказания были изъяты внебрачные сожительства лиц. Между которыми брак был воспрещен законом. Такое сожительство  с намерением установить брачные отношения и если ни одна из сторон не состояла в законном браке, рассматривалось как неполноценный брак. Дети от такого сожительства, в отличие от других рожденных вне брака детей, наделялись некоторыми правами наследования после родителей, был установлен порядок их узаконения и т.п.

В то же время  законами устанавливался для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах:  не состоящие в браке не могут получать имущества по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могут получать только половину завещанного. При этом понятие бездетности является условным и различным для мужчин и женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, а женщина, – только если у нее трое, а у вольноотпущенниц – даже четверо.

Заключение брака

Совершению брака обычно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их главами семейств без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия глав семейств обоих.  Обручение совершалось в форме двух стипуляций: по одной -  глава семейства невесты обязывался передать ее жениху,  а по другой – обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время в форме односторонней стипуляции, по которой только глава семейства невесты  обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей.

Существовало три формы перехода во власть мужа: посредством длительного пребывания в браке, посредством религиозного брачного обряда и посредством торжественного либрального акта.

Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение года. Закон XII таблиц предписывал, чтобы супруга, желающая избежать перехода во власть мужа, ежегодно покидала его дом на три ночи.

Во время  заключения брака в религиозной форме Юпитеру приносился в жертву хлеб из полбы. Этот обряд был нацелен на введение невесты в семью жениха. Обряд имел важное значение для религиозной жизни римской общины, поскольку высшими жрецами могли стать только лица, рожденные в браке, заключенном по этому обряду.

Торжественный либральный акт, знаменующий переход жены под власть мужа совершался в манципационной форме так, чтобы муж символически покупал жену, которая таким образом становилась членом его семейства. Положение супруги в семействе уподобляется позиции дочери мужа, хотя  это и не влечет ее функционального уподобления дочери.

Условия вступления в брак.

Одним из условий было согласие  на брак самих супругов и их домовладык (если были).

Важнейшим элементом заключения брака являлось введение невесты  в дом мужа, что  обозначало ее поступление в его власть, а в некоторых случаях – и заключение правильного брака. Правильный брак мог быть заключен между лицами, достигшими половой зрелости, находящимися в здравом рассудке и управомоченными на вступление в брак. Брак считался правильным только если он был заключен между римскими гражданами или перегринами , имевшими conubium: древними латинами или перегринами, чьи общины имели это право по договору с Римом.

Заключение правильного брака не допускалось между агнатами, а также между кровными родственниками по прямой линии, независимо от степени родства.

Запрет брака между родственниками по прямой линии распространялся и на усыновленных и сохранялся даже после их эманципации из семьи. Не  допускался брак и между свойственниками по прямой линии: между свекром и бывшей невесткой, между отчимом и падчерицей и т.д. Не допускался брак между опекуном и его подопечной. Брак между родственниками преследовался как уголовное правонарушение, причем само это преступление считалось обоюдным.

Личные имущественные  отношения супругов

В браке cum manu  жена подчинена власти мужа (или власти его домовладыки), которая в принципе не отличается от власти отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу. Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все, что принадлежало ей до брака, становится в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать во время существования брака, напр., имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Однако жена являлась наследницей мужа – одна, если у нее нет потомства, на равных началах с детьми, если они есть.

Брак sine manu  не меняет юридическое положение, в котором жена была до вступления в брак. Она остается под властью отца, если была подчинена отцовской власти до брака. Если же до вступления в брак жена не была подвластной, она такой и остается и после вступления в брак. В этом случае имущество , принадлежавшее ей до брака,  остается ее имуществом, а все, что она приобретает во время брака, принадлежит ей оной. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами.

С течением времени эта полная юридическая разобщенность  супругов начинает однако смягчаться как в личных, так и в имущественных отношениях.

Приданое.

Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежали на муже. Но уже со времени  появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу  особое приданное в целях облегчения ему бремени  семейных расходов. Приданое устанавливалось либо главой семейства жены, или самой женой, если до брака она не находилась под властью домовладыки, либо третьим лицом. Первоначально приданое переходило в собственность мужа. Но позднее в целях избежания возможности спекуляции с приданым (муж, воспользовавшись неограниченной свободой развода, мог расторгнуть брак и оставить приданное за собой) жена и лица, устанавливающие приданое получили право требовать от мужа обещания, в силу которого он обязывался обеспечить возвращение приданого жене, либо  его  установителю, если брак будет прекращен  разводом или смертью мужа.  В случае невозвращения приданого жена либо установители приданого могли предъявить иск. Иногда при самом установлении приданого  оценивалась его стоимость и рассматривалось как проданное мужу за определенную сумму, которую муж обязан был вернуть в соответствующем случае.

Приданое оставалось у мужа, если жена брала на себя инициативу развода или вызвала развод своим поведением.

В целях охраны интересов жены было запрещено отчуждение без ее согласия недвижимости, входящей в приданое, во время брака. Таким образом, хотя приданое находится в имуществе мужа, оно принадлежит его жене. В сущности муж только пользовался приданым во время брака и оставлял его у себя  в качестве штрафа за ненадлежащее отношение жены к вытекавшим из брака обязанностям.

2.3. Прекращение брака

Для того, чтобы брак мог юридически существовать, надо, чтобы в наличии были те условия, без которых он не мог быть заключен. Отсутствие  какого –либо условия было основанием прекращения брака. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:

1) С обращением одного из супругов в рабство. Если взятый в плен или обращенный в рабство супруг возвращался  затем в Рим, то считалось, что его власть никогда не прекращалась. Брак же sine manu считался прекращенным, однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга находились в плену. 2) С утратой права гражданства. 3) С изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при котором вступление в брак было бы невозможно. 4) По воле мужа или его домовладыки в браке cum manu , по воле мужа или жены в браке sine manu.

Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало никаких ограничений. Однако в дальнейшем появляются некоторые ограничения в интересах детей от первого брака, некоторые ограничения прав родителя, вступившего во второй брак, на имущество, полученное им в первом браке.

Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называемый траурный год, целью которого является преодоление затруднений в определении отца ребенка, который родился бы в течение 9 месяцев со дня прекращения первого брака.

3. Правовые отношения родителей и детей.

Отношения между матерью и детьми.

Мать, состоящая в браке cum manu, вместе с детьми подчинена власти мужа (или его главе семейства), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследование соединяет ее, в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из под власти отца, ее мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над ней опеку после смерти мужа.

Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она – агнатка своих старых агнатов, член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Стечением времени юридическая разобщенность в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu была почти устранена. Когнатическая кровная связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившегося под опекой постороннего лица или даже находившихся под отцовской властью мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было представлено право на алименты от детей, детям было запрещено предъявлять к матери инфамирующие иски, приводить ее к суду без разрешения магистрата. Были расширены взаимные права наследования детей и матери, состоящей в браке sine manu.

Отношения между отцом и детьми.

Независимо от вида брака дети всегда находятся под властью отца. Эта власть первоначально безграничная, постепенно смягчалась.  Уже в древнейшее время власть отца над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. Позже был введен ряд прямых ограничений прав отца семейства на детей. Право продавать детей было ограничено  случаями крайней нужды и распространялось  только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. За  подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату с жалобами на отца, а также право требовать алименты.

В сфере имущественных  отношений подвластные дети были допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для главы семейства, обязанности же из этих сделок для него не возникали. Совершение подвластным деликта  влекло для отца семейства обязанность возмещения вреда или выдачу подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

Со временем осуществлялся процесс постепенного признания имущественного право- и дееспособности подвластных. Появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать  в лице не отца семейства, а подвластного сына. Таким имуществом была признана военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой: сын не только свободно пользуется этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности завещать. Данные правила были позже перенесены и на имущество, приобретенное сыновьями на гражданской службе.

С признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu,  унаследованное имущество объявлялось принадлежащим детям с правом отца семейства на пожизненное пользование и управление им.

В итоге  отец семейства сохраняет  право собственности лишь на то состоящее в  обладании детей имущество, которое либо приобретено на его средства, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для домовладыки, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми.

Власть отца семейства прекращалась его смертью.  При его жизни  и независимо от его воли она прекращалась только приобретением сыном одной из высших жреческих должностей, дочерью – звания весталки; позднее ее прекращало приобретение сыном   таких званий как консула, епископа и др.

Глава семейства мог сам положить конец своей власти над сыном и дочерью по правилам законов XII таблиц.  Согласно этим правилам  посредством троекратной манципации подвластного прекращается отцовская власть над ним: отец трижды манципирует подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускает подвластного на волю. После третьего раза подвластный выходит из под власти отца семейства. Позже процедура была упрощена, достаточно было заявления перед судом.

Узаконение и усыновление

Узаконение.  Над детьми, рожденными вне брака, отцовская власть могла быть установлена только путем узаконения. Однако узаконение появилось лишь в период империи и допускалось только в отношении детей, рожденных от конкубината (внебрачного сожительства между лицами, не имеющим возможности заключить правильный брак). Постепенно сложились три способа: путем представления внебрачного сына  в собрание местных декурионов с наделением его известным   имущественным цензом; путем последующего брака родителей; путем издания специального императорского указа.[5]

Усыновление. Над чужими детьми отцовская власть могла быть установлена путем усыновления. Существовало два вида усыновления, совершавшегося в разных формах.

Древнейший вид усыновления adrogatio заключался в переходе одного домовладыки во власть другому. С соответствующим поглощением его семьи семейством усыновителя, когда дети усыновленного становились внуками усыновителя. Акт разворачивался в куриатных комициях и утверждался всем коллективом квиритов.

Другой вид усыновления adoptio – усыновление чужого подвластного, который таким образом переходил из своего семейство в семейство усыновителя. Подобное усыновление совершалось путем использования правил законов XII таблиц о троекратной манципации. После третьей манципации, прекращавшей власть главы семейства, усыновитель заявлял свои права на подвластного. Для усыновления внука или дочери достаточно было одной манципации. Позже данная процедура была заменена простым заявлением перед судом.

Опека и попечительство.

Неподвластное лицо в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям в римском праве служили опека над несовершеннолетними, над расточителями и женщинами, а также  попечительство над безумными, над лицами, не достигшими 25 лет и над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в разнице деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже не одновременно со сделкой.

В древнейшее время опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке ( если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком  призвания к наследованию, т.е., опекуном являлся ближайший агнат подопечного

В древнейшее время опека представляла собою не обязанность  опекуна, а его право, точнее – власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к  власти отца семейства.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство осуществления его обязанностей. Это изменение, тесно связанное с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности.

В связи с этим, наряду с двумя указанными выше  порядками установления опеки ( в силу агнатического родства с подопечными и по завещанию главы семейства) возникает третий порядок: назначение опекуна государством.

Вместе с тем, постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного, и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел. Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения, а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

Брак  sine manu мог быть расторгнут  не только по соглашению супругов, но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены. Обратная ситуация в  случае  с браком cum manu, при котором юридическая личность жены поглащалась личностью мужа и развод мог иметь место только по его инициативе.

Приданое представляло собой имущество, выделенное невестой, ее отцом семейства или третьим лицом с целью  облегчения мужу бремени семейных расходов.  В эпоху брака cum manu, а также а также до широкого  распространения брака sine manu, оно составляло собственность мужа и не подлежало возврату. Однако было немало случаев, когда недобросовестные мужья, получив приданое, разводились с женами. Поэтому  было выработано правило, в соответствии с которым муж обязался вернуть  приданое при расторжении брака. Исключением были случаи, когда  жена брала на себя инициативу развода или развод был вызван ее поведением.

В целях охраны интересов жены было запрещено во время брака отчуждение без согласия жены (а иногда даже с ее согласия)  недвижимости из состава приданого.

Заключение

Значение римского права проявилось и проявляется до сих пор в самом явлении его рецепции во всем мире. По меткому выражению Э. Гиббона, законам Римской империи доныне повинуются многие народы, никогда не зависевшие от нее. То есть, сегодня еще на самых высоких законодательных трибунах мы можем услышать слова «деликт», «сервитут». Следовательно римское право – стало одним из главных источников современной юридической науки.

Брак  sine manu мог быть расторгнут  не только по соглашению супругов, но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены. Обратная ситуация в  случае  с браком cum manu, при котором юридическая личность жены поглащалась личностью мужа и развод мог иметь место только по его инициативе.

Однако у жены была возможность вернуть драгоценности если не в натуре, то в их денежном эквиваленте, в случае, если в момент  установления приданого оно оценивалось в известной сумме денег, и  соответственно  рассматривалось как проданное мужу за эту сумму, которую муж и обязан был вернуть после расторжения брака.

В Риме опека прежде всего устанавливалась в интересах не подопечного,  а лиц, которые были ближайшими наследниками по закону.  Поэтому порядок призвания к опеке (если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т.е. опекуном являлся ближайший агнат подопечного.[6]

Список литературы

1.     Барон Ю. Система римского права. – Спб.: Питер,  2004.

2.     Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М.: Юристъ, 2003.

3.     Косарев А. И. Основы Римского права: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов – М.: Инфра-М, 2004.

4.     Новицкий И. Б. Римское право – М.: Ассоциация “Гуманитарное знание”, 2004.

5.     Покровский И. В. История римского права. – Спб.: Питер, 2004.

6.     Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, - М.: Дело, 2004.


[1] Барон Ю. "Система римского права" 2004.

[2] И. Б. Новицкий “Римское право” Ассоциация “Гуманитарное знание”, Москва 2004г. С-35

[3] И. Б. Новицкий “Римское право” Ассоциация “Гуманитарное знание”, Москва 2004 г. –С.98

[4] Покровский И. В. История римского права. – Спб.: Питер, 2004.-187с.

[5] Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М.: Юристъ, 2003.-235с.

[6] Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, - М.: Дело, 2004.-347с.