Содержание

Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы.. 3

Задание №2. «Познавательная деятельность человека и ее философское осмысление». 7

1. Познание как социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру. 7

2. Дискуссии о познаваемости мира в истории философии: гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм. 8

3. Созерцательная и деятельностная концепции познавательного отношения к действительности. 12

4. Принципы построения современной гносеологии: познаваемость, объективность, активность творческого отображения действительности субъектов, историзм, практика, конкретность истины.. 13

Задание №3. Составьте таблицу, отображающую суть споров между эмпириками, рационалистами и иррационалистами. 15

Задание №4. «Истина не дается нравственно-ущербному человеку». 16

Задание №5 Тестовая проверка знаний. 17

Список литературы.. 20

Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы

Абстракция - Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира

Восприятие - целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем.

Герменевтика – (греч. hermeneutike, от hermeneuo - разъясняю, толкую), экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai - истолковываю), учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации.

Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания

Заблуждение - искаженное отражение действительности; несоответствие субъективного образа объективной действительности.

Глупость – банальное заблуждение, очевидное несоответствие реальности.

Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Незнание – отсутствие результата познания действительности, выраженного в непонимании, неспособности действовать по определенным законам.

Интуиция - способность непосредственного постижения истины:

- без обоснования с помощью доказательств;

- без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте.  лат.Intuitio – созерцание.

 Иррационализм - мировоззренческая ориентация:

- признающая основным видом познания инстинкт, откровение, веру;

- ограничивающая или отрицающая возможности разума в процессе познания.  лат.Irrationalis – неразумный.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности  познающим субъектом.

Категория – (от греч. kategoría - высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Критерий истины – совокупность правил и принципов, проверяющих соответствие знание на истинность.

Метод – способ познания действительности.

Методология - система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.  греч.Methodos - исследование + Logos - учение.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях. Моделирование предполагает построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов:

- для определения или улучшения их характеристик;

- для рационализации способов их построения;

- для управления и прогнозирования.  лат.Modulus – образец.

Наблюдение – общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.

Объект - предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на которые направлена деятельность, мысль, чувство и т.д.

Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект.  лат.Subjectus - лежащий в основе.

Парадигма – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование признанных на данном этапе.

Парадокс – в логике - высказывание, противоречащее логическим законам при сохранении логической правильности хода рассуждений.  греч.Paradoxos - странный.

Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности. Понимание - универсальная форма освоения действительности.

Предметная область – область непосредственного изучения.

Представление – такое состояние сознания, которое воспроизводит прежде воспринятый нами или просто воображаемый объект, как если бы этот объект был налицо, хотя в действительности его перед нами нет.

Рационализм - философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания

Редукция – логико-методологический прием, заключающийся в сведении с целью упрощения одного явления к другому, одной задачи или проблемы к другой. лат.Reductio – возвращение.

 Рефлексия – анализ собственного психического состояния; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Различают элементарную, научную и философскую рефлексии.  греч.Reflexio - обращение назад.

 Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность играет роль единственной основы знания, а также источника всех психических способностей человека. лат.Sesus - чувство.

Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. греч.Skeptikos – исследующий.

 Теория – форма достоверных научных знаний:

- представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений;

- дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов;

- основывающаяся на окружающей реальности.  греч.Theoria - учение.

Факт – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.  лат.Factum - свершившееся.

Эксперимент - общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. лат.Experimentum – опыт.

 Эмпирический – основанный на опыте.

Эмпиризм - направление в теории познания, рассматривающее:

- чувственный опыт как важнейший источник и критерий познания;

- формы мышления как исключительно субъективный способ систематизации представлений. греч.Empeiria – опыт.

Эпистема – знание.

Эпистемология – (от греч. epistéme - знание и ...логия), философский термин, употребляемый для обозначения теории познания.[1]

Задание №2. «Познавательная деятельность человека и ее философское осмысление»

1. Познание как социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру

Возможно, одним из первых "серьезных" вопросов, которые задавал себе "человек разумный", был вопрос об отношении его знаний к окружающему его миру. Но этому предшествовали длительная подготовка и достаточно высокий уровень развития абстрактного мышления. Скорее всего, на первых этапах становления человечества знания воспринимались как нечто само собой разумеющееся, тождественное самому миру. Но уже в Древней Греции появляются утверждения о том, что "многознание не научает быть мудрым", что "плохие свидетели глаза и уши для тех, кто имеет грубые души" и, более того, "я знаю, что я ничего не знаю". В сущности, ни одна философская концепция не могла уйти от ответа на вопрос об отношении наших знаний к объективному миру, о возможности получения достоверных знаний о его функционировании и развитии.[2]

Разработкой этих проблем занимается гносеология, или теория познания - раздел философии, который исследует природу познания и его возможности, отношение знаний к реальности, условия его достоверности и особенности его существования в системе культуры и процессах общения. Задача гносеологии - вычленение и изучение наиболее общих аспектов получения знания в разных сферах человеческой деятельности. Можно выделять, например, такую его форму как обыденно-практическое познание. Его результаты находят свое выражение в суждениях "здравого смысла", в пословицах и поговорках "Своя рубашка ближе к телу", "Яблоко от яблони недалеко падает", "В тихом омуте черти водятся" и т.д. Можно выделять познавательные функции эстетической и нравственной деятельности.

Особое место занимают ценностно-мировоззренческие формы познавательной деятельности: мифология, религия, философия, гуманитарное познание. Так, наука исследует объекты, не сводимые к объектам обыденного опыта или других форм познания. Она создает свой язык, стремится к четкому фиксированию понятий и определений, использует особую систему научных методов, формирует специфические способы обоснования истинности знания. Системность и обоснованность - важнейшие признаки научного знания. Особенности научного познания исследует эпистемология. Гносеологию нельзя сводить к эпистемологии, хотя эти понятия нередко отождествляются. Гносеология рассматривает наиболее общие проблемы познания, к которым можно относить взаимосвязь объекта и субъекта познания, чувственного и рационального познания, проблему истины и ее критериев.

С помощью духовно-практического знания (мифологическое, магическое, мистическое, религиозное, моральное, художественное, обыденное) накапливается и осознается социальный опыт, пропускаемый через призму человеческих интересов, межличностных отношений. Его сущностные черты - образность, наличие норм и предписаний, целей деятельности и идеалов. Оно позволяет лучше осознавать свое отношение к другим людям и к самому себе, вырабатывать обобщенные образцы поведения и мышления.

Основой теоретического знания (наука, философия, теология) служит исследовательская деятельность - процесс получения нового знания на основе осмысления результатов предшествующего развития. Теоретическое знание может использовать практическое и духовно-практическое знание. Но его развитие зависит и от изменений в обществе, от характера субъектно-объектных отношений, приобретающих специфические черты в каждую историческую эпоху.

2. Дискуссии о познаваемости мира в истории философии: гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм

Философские школы (направления) сенсуализма (от латинского слова "sensus" - ощущение, чувства) признают за истину только то, что даётся человеку в его ощущениях. "Чего нет в разуме, - говорил английский философ-материалист Томас Гоббс (1588 - 1679).- того нет и в разуме". Его современник, тоже материалист, Джон Локк (1632 - 1704) создал учение о том, что душа новорождённого подобна чистой доске (tabula rasa), на которой чувства и опыт записывают своё содержание.[3]

Сенсуалистический подход к решению гносеологических проблем присущ не только материализму, но и идеализму. Сенсуалисты-идеалисты утверждали, что в мире для человека существует только то, что есть в его чувствах. Сами ж чувства не столько информируют человека о внешнем мире, сколько искажают его. В отличие от материалистов они утверждают, что чувства не связывают человека с миром, а разделяют с ним. Человек знает только свои чувства - и ничего больше, и у него нет никаких средств узнать, какие именно стороны внешнего мира отражены в его сознании. Идеализм, который утверждает, что в мире для человека существуют только его ощущения, называется идеализмом субъективным. Его классическим представителем был Давид Юм, хотя элементы субъективизма присущи и философии Канта, и современным экзистенциалистам, и ставшему модным постмодернизму.

В истории развития гносеологии наряду с сенсуализмом имел и противоположный ему подход к решению гносеологических проблем. Он получил название рационализма. Его представители утверждают, что подлинную информацию об объективной действительности, верные знания об истине дают человеку не органы чувств, а исключительно разум. Они утверждают, что чувства нас или обманывают или же дают нам информацию о несущественных сторонах действительности, о вещах преходящих и единичных. Только интеллект, разум, предоставляет нам возможность постичь действительность в её адекватном содержании. Именно такие мысли развивали в своих произведениях такие философы-рационалисты, как Платон, Аристотель. Лейбниц, Кант, Гегель, различные школы позитивизма.

В каждом же конкретном случае можно обнаружить, что между рационализмом и сенсуализмом нет непреодолимой грани. Сенсуализм в гносеологии отдаёт предпочтение преимущественно чувствам, учитывая при этом и роль разума, а рационализм отдаёт преимущество разуму, но считается также с чувственным восприятием. Так, классический представитель рационализма Гегель считал, что чувства - это только низший вид познания. Видите, низший, но всё-таки уровень познания. А Томас Гоббс, будучи одним из последовательных сенсуалистов, считал, что только разум, мышление, обрабатывая данные чувств, формулирует нам истину. Известное изречение Гоббса: "Истина - дочь разума!".

В оценке способностей человеческого познания в истории философской мысли, кроме сенсуализма и рационализма, существовали и другие подходы к решению гносеологических проблем.

Скептицизм (от греческого слова "σκεπτικοσ", скептикос - недоверчивый) - подвергает сомнению достоверность всех наших знаний о мире. Скептицизм зародился ещё в античной философии. Известными его представителями были греческий философ Пиррон (365 - 275) и римский философ, стоик Эпиктет (50 - 138). Скептицизм подвергает сомнениям все утверждения о действительных вещах и явлениях. Наиболее мудрое поведение философа, говорил Пиррон, - это "воздержание от суждений". А если философ уж хочет высказаться, то он должен говорить: "Это мне кажется горьким", "Это мне кажется истинным". Эпиктет родился рабом, принадлежал одному из телохранителей Нерона; получил свободу и занялся философией. Он призывал по всем вопросам иметь своё собственное мнение и ни в коем случае не преклоняться перед авторитетами: "Если книга стоит пять динаров, то излагаемое в ней не стоит большего"; "Если я преклоняюсь перед одним истолкованием, то я только грамматик, вместо того, чтобы быть философом". В истории европейской философской мысли виднейшим представителем скептицизма были: Монтень (1533 - 1592), философ и богослов Пьер Шарон (1541- 1603), атеист Пьер Бейль (1647 - 1706), Давид Юм (1711 - 1776), Кант (1724 - 1804) и его последователи.[4]

В истории развития знаний скептицизм сыграл двойственную роль. С одной стороны, он дискредитирует достоверность установленных знаний и тем самым подрывает доверие к науке, способствует прозябанию простых людей в темноте и невежестве. Но с другой стороны, скептицизм способствует проверке научных знаний на прочность, подрывает слепую веру и будит здравую мысль; был и остаётся врагом догм, способствует поискам новых ответов на уже казалось бы решенные вопросы. История развития науки - это история возникновения и преодоления сомнений.

Создание термина "Агностицизм" (от греческого слова "γνωσεο", гносео - знаю и отрицательной частицы "α",а - не, без, против) принадлежит выдающемуся английскому дарвинисту Томасу Гексли (1825-1895). Учёный приложил этот термин к тем областям знаний, которые наука ещё не открыла. Термин сразу же получил признание и был распространён на область так называемых запредельных знаний: Есть Бог или Бога нет? Есть смысл жизни человека или никакого смысла человеческая жизнь не имеет? Дух порождается материей или существует независимо от неё? Существующий мир вечен или имеет начало и конец своего существования? Развивая мысли своего старшего друга немецкий дарвинист Эмиль Дюбуа Раймон в 1872 году свою публичную лекцию "О границах познания природы" закончил словами: "Что касается загадки, что представляют собой сила и материя и каким образом они в состоянии мыслить, нужно раз и навсегда склонится к выводу: "Ignorabimus!" Мы этого никогда не узнаем". "Усовершенствованное" выражение Э. Д. Раймона "Ignoramus et ignorabimus" (Не знаю сейчас и никогда не узнаю в будущем) до сих пор в широком ходу среди апологетов религии и врагов научного знания. В общепринятых словарях агностицизму даётся такое определение: "Агностицизм - философское учение, которое отрицает возможность познания сущности речей и закономерностей развития природы". В современной Англии агностиками официально называют тех атеистов, которые не признают существование Бога, но считают, что его существование невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Ряд ученых и философов (Николай Кузанский, Спиноза, Локк, Гегель) считают, что наряду с разумом и чувствами, есть ещё один путь (метод) познания - интуиция (от латинского слова "intueror" - внимательно присматриваюсь, вижу насквозь). Она истолковывается то, как озарение, то, как внезапный итог опытного исследование, то, как угадывание, то, как предвосхищение, то как "прыжок" на уровень нового видения, то, как проявление гениального прозрения.

3. Созерцательная и деятельностная концепции познавательного отношения к действительности

В созерцательной эпистемологии познание понимается как отражение (копирование) объекта субъектом. Заранее предполагается, что законы устройства мира должны быть буквально соразмерны постигающему их устройству человеческого разума. Результат познания полностью определен параметрами объекта, поэтому можно сказать, что вектор познавательной активности направлен от объекта к субъекту (О>С). Ограниченность созерцательной эпистемологии была осознана И. Кантом. Согласно трансцендентальному априориоризму, внешний мир привносит в опыт только содержание, в то время как его форма зависит от субъекта.

В деятельностной эпистемологии познание трактуется уже не как акт созерцания, а как процесс, в котором вектор познавательной активности направлен от субъекта к объекту (С>О). Процесс познания трактуется как деятельность, в которой субъект сначала конструирует теоретическую модель и затем проецирует ее на сферу объекта. При этом субъект в ходе практической деятельности (эксперимент) соотносит степень соответствия своих теоретических представлений с действительностью, затем вновь обращается к теоретической модели ("доводка" модели). Познавательный процесс напоминает "челночное" движение от субъекта к объекту и обратно: С>О>С>О... Познавательная модель в деятельностной эпистемологии получила название проективно-конструктивной.[5]

4. Принципы построения современной гносеологии: познаваемость, объективность, активность творческого отображения действительности субъектов, историзм, практика, конкретность истины

Принципы построения современной гносеологии задают комплекс требований осуществления гносеологического отношения в системе «субъект—объект», ориентированного на постижение истины. Последнее влечет за собой необходимость рассмотреть вопрос, что есть истина, заблуждение, ложь, выявить специфику социального познания, где к проблеме истины добавляется еще и проблема правды.

Принцип объективности - основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Из этого принципа следует методологическое требование — любой объект исследования надо принимать таковым, как он есть. Полученный результат исследования должен исключать любое проявление субъективности, чтобы не выдать желаемое за действительное.

Принцип познаваемости – принцип утверждающий, что объект реальности можно познать только таким, как он есть. Для субъекта познания не существует барьеров на пути освоения объекта, а если и существуют какие-либо границы, то только между тем, что познано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется представителями агностицизма. Свою позицию они аргументируют тем, что объект познания неизбежно преломляется сквозь призму наших чувств и категорий мышления, а посему мы получаем о нем информацию лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каков же объект в действительности, этот вопрос остается открытым.

Принцип определяющей роли практики в познании - Этот принцип является отправной точкой отсчета в формировании гносеологического отношения в системе «субъект-объект» познания. Движение является способом бытия мира, активность — условием жизни, а деятельность человека — способ его существования и осуществления. Жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляющихся на базе материального производства, в котором производство орудий труда становится потребностью. Эта потребность превращается в предпосылку самой жизнедеятельности. Последняя проявляется в самых различных формах, в том числе и как потребность познания.

Принцип творческой активности субъекта познания - субъект познания больше чем система, извлекающая информацию о внешних явлениях природы и общественной жизни. Он (субъект) органически включен в систему общественных отношений, которые определяют направленность познания и его меру активности.

Активность задает основание гносеологического отношения, предопределяет инициативу субъекта. В процессе «превращения» материального в идеальное, объективного в субъективное можно выделить три этапа:

-             активный зондаж объекта и последующее снятие копии с объекта, его моделирование, формирование образа;

-             превращение внешнего состояния объекта во внутреннее состояние субъекта, готовность оперировать не реальным объектом, а его образом;

-             процесс творческого конструктивного отношения субъекта к объекту, его идеальное преобразование. От субъекта зависит направленность его отношения к объекту, вычленение того содержания, которое так или иначе связано с деятельностью субъекта, его целями и потребностями. Избирательность субъекта — это одна из форм выражения его активности.[6]

Другой формой выражения активности является способность субъекта к созданию целостного образа объекта. Последний обеспечивает возможность проникновения внутрь объекта и преодоление своей субъективности.

Принцип конкретности истины – принцип, требующий определенной гносеологической культуры, требующей рассматривать истинность того или иного суждения только с учетом конкретных гносеологических предпосылок. Посему истинность суждения будет сомнительна, если не будут известны условия места, времени осуществления гносеологического отношения в системе «субъект-объект». Суждение, верно отражающее объект в одних условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в других условиях (обстоятельствах). Например, суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет о нормальной, чистой воде и нормальном давлении. Это суждение теряет свою истинность, если изменить давление или взять т. н. тяжелую воду. Основные положения классической механики истинны применительно к макротелам. За пределами макромира они теряют свою истинность.

Задание №3. Составьте таблицу, отображающую суть споров между эмпириками, рационалистами и иррационалистами

Гносеологические

установки

Представители

Суть аргументов

Сила аргументов

Слабость аргументов

Эмпиризм

Д.Локк

Ф.Бэкон

Дж. Милль

Все познание выходит из чувственного опыта. Источником истины является эксперимент.

Эмпирические методы познания позволяют дать более точную характеристику объекта познания.

Нет ничего в знаниях, чего не было в чувствах.

Не везде можно поставить эксперимент или провести наблюдение.

Опыт – понятие субъективное. Знание, вытекающее из опыта, не может быть объективным.

Рационализм

Декарт

Спиноза

Лейбниц

Вольф

Все познание выходит из разума, самосознания. Источником истины является эксперимент.

Знание, вытекающее из разума более объективно, чем основанное на опыте, значит более истинно.

Знать нельзя того, чего не видел или не ощущал эмпирически.

Абстрактного знания не бывает.

Иррационализм

Шопенгауер

Кьеркегор

Ницше

Инстинкт, интуиция, чувство, любовь – решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше.

Интуиция, внутреннее чувство и любовь порой являются решающими при совершении глобальных открытий или событий. Не разум или ощущения, но иррациональные факторы.

Инстинкт, интуиция, чувство, любовь не поддаются логическому описанию. подводить критерий познания под иррациональные факторы нерационально.

Задание №4. «Истина не дается нравственно-ущербному человеку»

1. Растолкуйте  это высказывание русского философа-славянофила И.В. Киреевского.

Данное высказывание можно растолковать следующим образом: безнравственный человек не способен познать истину.

2. Согласны ли Вы с ним?

Согласен. Нравственный аспект в мироздании, где бы он ни проявлялся, всегда заслуживает внимания и уважения. Это считается правильным. Отсюда вывод – истина содержит в себе нравственность.

3. Разве безнравственные люди не познают мир?

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира (природы, общества, человека). Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека.

Безнравственный человек не способен к правильному и адекватному отражению действительности, потому что истина содержит в себе как критерий еще и нравственный аспект.

4. Почему для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела?

Потому что используя знания без нравственного подхода можно принести огромный вред себе, и окружающему миру.

 

Задание №5 Тестовая проверка знаний

1. Сделайте выбор, указав правильный ответ.

Существует два противоположных взгляда на соотношение науки и религии:

a)     Наука и религия непримиримы, успехи науки подрывают религиозное мировоззрение.

b)    Наука и религия совместимы в мировоззрении личности как два независимых начала, относящихся к разным сферам духовного освоения мира.

2. Выделите формы, в которых осуществляется логическое познание:

a)     представление;

b)    понятие;

c)     восприятие;

d)    интуиция;

e)     суждение;

f)      умозаключение.

3. Определите, какому направлению гносеологии принадлежит автор данного высказывания? «Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут сообщены нам из чувств» (Г.Лейбниц):

a)     Эмпиризм;

b)    Рационализм;

c)     Сенсуализм;

d)    Интуитивизм.

4. Какие из следующих положений являются результатом наблюдения, а какие – эксперимента?

a)     Сатурн имеет кольца – наблюдение.

b)    Энергию электромагнитного поля можно превратить в звуковую – эксперимент

c)     На поверхности Луны имеются кратеры – наблюдение.

d)    Вода разлагается на водород и кислород – эксперимент

e)     Все тела состоят из атомов – наблюдение

f)      Изолированных от общества с раннего детства детей не возникает человеческого сознания – наблюдение.

5. Впишите пропущенное слово: «Откровение есть способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания и доказательства»

6. Какую гносеологическую установку защищает английский философ? «В мыслях нет ничего, чего бы раньше не было в чувствах» (Д.Локк).

a)    Эмпиризм;

b)    Рационализм;

c)     Сенсуализм;

d)    Иррационализм.

7. С именами каких философов XVIII века связан «гносеологический поворот» в философии?

a)     Ф. Бэкон;

b)    Ф.Аквинский;

c)     Н.Кузанский;

d)    Т.Гоббс;

e)     Д.Локк;

f)      А.Августин.

8. Философская концепция, выдвигающая в качестве главного принципа познания относительность истины, есть:

a)     Агностицизм;

b)    Релятивизм;

c)     Скептицизм;

d)    Догматизм.

9. Что такое категория?

a)     Обозначение чего-либо;

b)    Форма «чистого мышления»;

c)     Понятие, отражающее тип связи;

d)    Форма осознания мира во всеобщих понятиях.

10. Какие из указанных ниже методов используются только на эмпирическом уровне научного познания?

a)    Наблюдение;

b)    Уравнение;

c)     Идеализация;

d)    Формализация.

e)     Описание.

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Карпов А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2003.

3.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

4.     Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Антонова, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998.

5.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

6.     Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003.

7.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.


[1] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.

[2] Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 193

[3] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 216.

[4] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 238.

[5] Карпов А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2003. – с. 347.

[6] Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Антонова, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998. – с. 220.