Содержание:

ВВЕДЕНИЕ. 3

История развития предпринимательства в России.. 6

Предпринимательский потенциал России.. 15

Экономическая характеристика предпринимательства.. 18

Перспективы предпринимательской деятельности в России   21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что Россия, продолжительное время находясь в состоянии долгих и мучительных реформ, пытается выйти на столбовую дорогу мирового экономического развития, на дорогу, где торжествуют законы предпринимательства. Сбрасывая с себя оковы командно-административной системы, наше общество стремится получить развитие в рамках рыночной экономики.  Последняя предполагает становление и развитие пред­приятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Сейчас уже можно говорить о том, что в стране появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство.

Любая нация гордится плодами деятельности своих пред­принимателей, своей прича­стностью к воплощению какой-либо конкретной предпринима­тельской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно­шений способствует не только повышению материального и ду­ховного потенциала общества, не только создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости.

Проблем в сфере предпринимательства накопилось огромное количество. Так, по данным центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, только за 2002-2003 годы число инвестиционно активных малых предприятий  сократилось с 20 до 12,5 процентов. Нет секрета и в том, что миллионы предпринимателей по-прежнему работают «в тени». Реформы по повышению эффективности деятельности предпринимателей «пробуксовывают». Основные причины лежат на поверхности: а) нередко на местах не выполняется действующее законодательство; б) искусственно создаются новые административные барьеры, позволяющие чиновникам  компенсировать свои потери  в тех случаях, когда реализуются меры по дебюрократизации; в) чиновники находят лазейки в нормативных актах, чтобы не ослабить, а, наоборот, усложнить разрешительно-согласовательную практику.

         Между тем, Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию РФ в мае 2004 года справедливо подчеркнул: «Только сохранение высоких темпов развития – таких, на которые сейчас вышла Россия – не позволит отбросить нас на "задворки" мировой экономики. Сегодня – чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции – мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это - вопрос нашего экономического выживания».

Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно перехо­дит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. Нет никаких сомнений в том, что за предпринимательством в Рос­сии будущее.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с развитием и государственным регулированием предпринимательства в России.

Целью исследования в данной работе является раскрытие сущности предпринимательства, осознание проблем в развитии предпринимательства в России в условиях становления рыночной экономики.

Для достижения данной цели нами выдвинуто решение следующих задач:

-  рассмотреть предпринимательство России;

- изучение наиболее глубоких трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов по данной тематике;

- определение важнейших проблем развития предпринимательства в России;

- формулировка некоторых предложений по ускорению развития предпринимательской деятельности в России.

Методологической основой работы является диалектический метод познания явлений и процессов реальной действительности, рассматривающий их в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В качестве специальных методов познания используются: формально-логический, сравнительно-правовой и системно-структурный и статистический анализ.

Такое комплексное использование методов позволило получить научные факты в    изысканиях и на их основе сделать соответствующие выводы.


История развития предпринимательства в России

Сущность предпринимательства состоит в том, что это деятельность, направленная на получение прибыли через рациональную организацию производства и реализацию товаров и услуг. Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит доход.

Для более глубокого понимания содержания процессов развития предпринимательства в России, по моему мнению, полезно обратить взор на его историю.

Несомненно, развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (таких, как Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования [3; с. 34-35].

В дореформенный период, то есть до 1861 года, государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации. К началу реформ 1861 года в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этот период в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 год) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 год). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

В 1861 - 1873 годы в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 - 1900 годы более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

К концу XIX - началу XX века ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.

К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 единиц) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.

Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%).

К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX века), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ века в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой – сахарорафинадное [7; с. 123-145].

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 году крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 году, крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 году до 24572 в 1908 году [21; с. 35]. 

Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 - 1904 годах. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа «Трубопродажа», «Продвагон», «Продуголь», «Продамет», который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее, в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация - олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали «Треугольник» и «Проводник», в нефтяной промышленности – «Товарищество Нобель», «Англо-голландский трест» и «Русское генеральное нефтяное общество» [1; с. 345].

Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 год оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия [2; с. 15-16].

В целом предпринимательство во второй половине XIX - начале XX века получило наибольшие в России возможности для развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии «под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости» [4; с. 76]. Тем более что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения.

Вместе с тем, можно предполагать, что не сама по себе предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает.

Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX - начале XX века [8; с. 32].

Период с октября 1917 года до начала 1920-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя.

Производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. В то же время, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. Планомерность же понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду  как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов [4; с. 76].

Однако, как нам представляется, эти выводы верны не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается как одна фабрика, а партийно-государственный центр - как единственный собственник и предприниматель. Неудивительно, что в 20-е – 30-е годы прошлого столетия в СССР во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними,  все это тормозило развитие предпринимательства. Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали, будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к «бывшим», другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее, сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно.

Период НЭПа (новой экономической политики) знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 года, где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 года «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный [10; с. 48-49]. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в обстановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения» [16; с. 89]. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Таким образом, предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре  произведенной продукцией, так и в денежной форме.

Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 1920-х годов [9; с. 85-87].

Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими.

Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства, так как этому способствовали два обстоятельства: а) денационализация мелких предприятий и б) законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек [13; с. 34]. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).

Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 1920-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля [17; с. 18]. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако не следует забывать, что в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 1920-х годов до второй половины 1980-х годов [15; с. 25]. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Уйдя «в тень», предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 1960-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 1980-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей [6; с. 23].

В 1980-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 1980-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация [12; с. 29]. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность.

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.

Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности [5; с. 34-65].

Таким образом, история развития предпринимательства в России свидетельствует о сложных процессах его утверждения в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. В начале третьего тысячелетия стало очевидным, что российское предпринимательство должно рассматриваться через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и ради получения прибыли.

Предпринимательский потенциал России

Характер предпринимательского потенциала России обуслов­лен переходным состоянием российской экономики. С одной сто­роны, Россия продемонстрировала способность к быстрому фор­мированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образова­лись тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собст­венников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной  доля государства как в национальном богатстве, так и в собствен­ности акционированных и частично приватизированных предпри­ятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из  характерных черт переходной экономики России является тесное  переплетение частного и государственного капитала, заметная  роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оста­ваться сильная зависимость частных предпринимателей (как со­хранивших свои позиции прежних директоров приватизирован­ных государственных предприятий, так и новых менеджеров, воз­главивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небеско­рыстно.

К сожалению, отличительной чертой современного россий­ского предпринимательства является его криминализация. Нема­лая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможны­ми поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

Таким образом, исходные рубежи для формирования россий­ского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращи­вания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, на­ряду с продолжением либеральных экономических реформ, явля­ется система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управлен­ческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, ши­роко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень россий­ских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возмож­ности для этого имеются.

Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководи­теля ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным эле­ментом общественно-политической жизни, чем в некоторых стра­нах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизирован­ных и акционированных предприятиях новой культуры отноше­ний между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законо­дательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особен­но малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важ­ным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры — развитие бизнес-инкубаторов (в 1998 г. их было 58), информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур под­держки предпринимательства [23; с.180-183].

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переход­ным состоянием российской экономики, а также его спецификой. Одним из ключевых факторов явля­ется система образования, способная предпринимателям привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику. Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности.

    Предпринимательский потенциал в России поистине огромен. Задача состоит в том, чтобы его реализовать. Для этого необходима, в первую очередь, правильная, учитывающая исторические реалии, глубоко научная и законодательно обоснованная экономическая политика государства.

Экономическая характеристика предпринимательства

С экономической точки зрения предпринимательство может быть рассмот­рено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономиче­ского мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической кате­гории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществ­ляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринима­тельская деятельность может осуществляться также группой лиц, связан­ных между собой договорными отношениями и экономическим интере­сом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъек­там предпринимательства относят и государство в лице его соответствую­щих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллек­тивная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбина­ция факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготов­ления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации  отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяй­ствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Второе условие предпринимательства — ответственность за прини­маемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщатель­ный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая уста­новка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто эконо­мических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к при­нятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Цен­тральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предприниматель­ство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. "Быть предпри­нимателем — значит делать не то, что делают другие", — считал И. Шумпетер. "Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, посто­янно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти но­вое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодоле­вать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять" [22; с.169-170,199].

Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям. [11; с.56-62].      

Перспективы предпринимательской деятельности в России

Экономическое процветание начинается тогда, когда новые изобретения открывают новые возможности для инвестиций в основной капитал. Для того чтобы предприниматели произвели крупные инвестиции, требуется побуждение, а без него производство основного капитала в широких масштабах не будет иметь место. Ответ на этот вопрос, какой вид предпринимательской деятельности наиболее перспективен, тривиален: тот, что отвечает потребностям рынка, и в котором вы являетесь профессионалом. Дело не в виде деятельности – все они нужны обществу. Главное -  в организации предпринимательства и связей организации с клиентами. С экономической точки зрения здесь на первый план выступает понятие рентабельности. К такому выводу пришли делегаты IV Всероссийской конференции «Взаимодействие крупного и малого бизнеса», организованной Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Московской ассоциацией предпринимателей в городе Москве в 2003 году [14; с. 3].

Показатели рентабельности (доходности) бизнеса являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов (см. рис. 1) [18; с. 24].

         ┌───────────────────────────────────────────────────────┐

 ┌───────┴────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────┐  ┌──────┴────────┐

 │материалоемкость├─┤ производительность ├─┤ предоплата│  │оборачиваемость│

 └─────┬──────────┘ │ труда              │ └─────┬┬────┘  │нормированных  │

       │            └──────┬─────────────┘       ││       │средств        │

       │                   │ ┌───────────────────┘│       └──────┬────────┘

┌──────┴───────┐           │ │        ┌───────────┴──────────────┴───────┐

│ себестоимость├───────────┘ │   ┌────┤ общая рентабельность предприятия │

│ продукции    ├─────────────┘   │    └─────┬──────────┬─────────────────┘

└──────┬───────┘                 │    ┌─────┴──────────┴─────────┐

       └─────────────────────────┼────┤ рентабельность продукции │

                                 │    └─────┬──────────┬─────────┘

                                 │    ┌─────┴──────────┴──────┐

                                 └────┤ рентабельность изделия│

                     └───────────────────────┘

Рис. 1. Принципиальная схема рентабельности предприятия

        

         Итак, для достижения успеха в области предпринимательства необходимы не только внешние условия, диктуемые государством и состоянием развития рыночных отношений в стране, регионе, конкретном населенном пункте, но и внутренняя готовность кадров бизнеса к активной и творческой деятельности.

         Для этого необходима подготовка документа, предваряющего создание и финансирование предприятия, в котором рассматриваются все аспекты будущей предпринимательской деятельности. Этот документ называется бизнес – план. Его цель – подтвердить с помощью конкретного анализа и расчетов, что идеи, связанные с организацией нового бизнеса, практически осуществимы.

Если правильно организовать дело, можно увидеть, что практически всегда существуют возможности коммерческой реализации продуктов уставной деятельности и ННО, полученных при выполнении некоммерческих грантовых проектов. Кроме того, реализация проектов по грантам международных организаций дает возможность ННО развить организационный потенциал и информационные ресурсы, модернизировать техническую базу, а так же способствует росту профессионализма членов ННО и совершенствованию методов работы. Этот потенциал может быть использован в предпринимательских целях. Это касается, прежде всего, тех организаций, которые создавали по грантовым проектам долговременную ресурсную базу и вкладывали средства в обучение технического или тренингового персонала. Некоторые из них стали тренинговыми и ресурсными центрами и имеют возможность обеспечивать себя средствами для работы и развития [20; с. 3].

Из анализа деятельности зарубежных и отечественных ННО видно, что наиболее эффективна предпринимательская активность ННО, объединяющих специалистов в той или иной области, когда она связана с их основной профессиональной ориентацией [19; с. 54]. Речь идет об оказании юридических, психологических, маркетинговых, консалтинговых, образовательных и т.п. платных услуг в соответствии с профилем деятельности организации. Для этого у многих ННО есть возможности: специалисты, информационные и технические ресурсы, методики и отработанные технологии. Если выбор направления предпринимательской деятельности связан с миссией организации, тогда ННО сможет избежать нежелательных трудностей в организации предпринимательской деятельности, легче ориентироваться на рынке услуг.

Специализирующиеся на определенном виде деятельности ННО легче найдут себе заказы, так как под проект профессионалов охотнее дадут средства, а их услуги будут востребованы и оценены, тогда как новичкам на рынке нужно еще доказывать свою способность в оказании качественных услуг.

            Развитие предпринимательства в России возможно в самых различных сферах человеческой деятельности и по многим направлениям, находящимся в правовом поле. Отечественные предприниматели имеют фактически все условия для развертывания активной деятельности: исторические традиции, законодательную базу, кадры, научно обоснованные теории предпринимательского дела, рыночную среду, определенный опыт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время многое говорится о возрождении рос­сийского предпринимательства. Однако если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Рос­сии, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 года) была предпринята в процессе реализации так называемой но­вой экономической политики (НЭП), единственной — как пред­ставлялось в то время — формы вывода России из экономиче­ского и социального кризиса.

Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без производственного предпринимательство и малого предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Предпринимательство в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП.

Для развития предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Анализируя проблемы предпринимательства в России, я прихожу к некоторым выводам:

1. Наличие в любом обществе условий для предприниматель­ства — это не дань моде, а показатель уровня экономической свободы граждан, отражение понимания про­грессивного характера предпринимательства со стороны пред­ставителей властных структур, определяющих, разрабатыва­ющих и реализующих экономическую политику.

2. Будущее России — за всеми ее гражданами, особенно молодежью, и оно во многом будет опреде­ляться нашей способностью,  выработать эффективную концеп­цию развития экономики страны. Поэтому требуется профессиональный подход каждо­го, кто решил заняться такой формой экономической деятельно­сти, как предпринимательство.

3. Реформы по повышению эффективности деятельности предпринимателей «пробуксовывают». Основные причины такого положения дел: а) не выполняется действующее законодательство; б) искусственно создаются новые административные барьеры; в) чиновники находят лазейки в нормативных актах, чтобы не ослабить, а усложнить разрешительно-согласовательную практику.

4. Для успешной предпринимательской деятельности на рынке порой необходимо преодолевать существующие препятствия. Это, прежде всего, инерция сохранившихся иждивенческих настроений, отсутствие навыков работы по-новому в условиях рынка и конкурентной борьбы, административные барьеры, и, конечно, постоянный дефицит финансовых средств.

5. Предпринимательскую деятельность ННО следует рассматривать в переходный период как своего рода ступень вхождения в систему рыночных отношений. К стратегии успешной предпринимательской деятельности ННО следует отнести необходимость специализации и постоянного роста профессионализма. ННО, прежде всего,  должны открывать для себя внутренний рынок, научиться добиваться успеха, формировать потребности рынка в своем интеллектуальном продукте.

Рыночная экономика не решает и многие другие отдельные проблемы. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

Нужно сказать, что роль предпринимательства в рыночной экономики очень велика. Без производства, экономика любой страны просто не станет развиваться в полном объеме. Рыночные отношение в развитии экономики государства имеет не малую роль, улучшается качество производимой продукции и услуг предприятия, контроль цен и количества выпускаемой продукции, высокотехнологический выпуск товаров. Это даст возможность выпустить свое производство на мировой рынок, а это большие внедрения иностранного капитала в страну.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., Владос. 2002. С. 345.

2.     Алексеев С.С. Путь к рыночному праву // Закон, 2001. С. 15.

3.     Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Пер. с фр. – М.: Международные отношения, 1995. С. 34.35.

4.     Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. - СПб, СПб ГУ, 1995.

5.     Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М., Высшая школа. 1999. С. 34-65.

6.     Гончаров Н. Как взыскать убытки в виде упущенной выгоды // Хозяйство и право, 1995, № 9. С. 23.

7.     Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учеб. Пособие.- Киев: шк.Знання, 2001. С. 123-145.

8.     Законодательство о несостоятельности (банкротстве) предприятий // Практикум акционирования. Бюллетень. 2001. № 2. С. 32.

9.     Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов-на-Дону, издательство СКАГС. 1999. С. 85-87.

10.      Зинченко С.А., Галов В.В. О природе правосубъектности в гражданском и предпринимательском праве // Северо-Кавказский юридический вестник. 2000. № 1. С. 47 – 61.

11.       Ивашковский С.Н. Макро и микро анализ. М., 1980.  стр. 56-62      

12.       Ичитовкин Б.Н. Сегодняшние реалии малого бизнеса // Экономические науки. 1990.№ 5.С. 29.

13.       Кашанина Т.В. Предпринимательство: правовые аспекты. М., Юристъ. 2002. С. 34.

14.       Кубеев М. Крупный бинес в окружении // Парламентская газета. 2003. 22 мая. С. 3.

15.       Куликов В. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России: Комментарий к ГК РФ // М.:ИНФРА, 2001. С. 25.

16.       Лаптев В.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 2002. с. 89.

17.       Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Хозяйство и право. 1999. № 11. С. 18.

18.       Михеев Ю.И. Поиск средств для некоммерческих организаций. Омск. 2001. Выпуск №4, 1999. С. 23-29.

19.       Предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель. М.: «Ось — 89», 2001. С. 54.

20.       Пронин В. Богатеют господа «перекупи поле» // Единая Россия. 2004. 9 февраля. С. 3.

21.       Раку Ю.И. Из истории предпринимательства // Предприниматель, № 1-2, 1992. С. 35.

22.       Шумпетер И. Теория экономического развития. Москва 1982г. с. 169-170; с. 199  

23.       Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. // Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С.Булатов. – М.: Юристъ, 1999. C.180-183.