СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.. 2
2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ.. 7
3. ЗАДАЧИ.. 12
Задача 1. 12
Задача 2. 13
Задача 3. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 16
1. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Логистическая система – это экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций. Она формируется из нескольких подсистем, широко интегрированных между собой и с внешней средой.[1]
Субъектами логистической системы могут быть промышленные или торговые предприятия, территориально-производственный комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).
Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т. д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Логистическая система представляет собой целостную совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы и субсистемы, которые тесно взаимодействуют между собой.
Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:
1) Функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская);
2) Обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).
Процесс функционирования логистических систем основывается на логистических принципах. К основным принципам относятся:
− Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальная траектория, оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).
− Принцип целостности. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, то есть во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.
Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных структурных функциональных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Таким образом, целостность – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.
− Принцип системности. Это принцип предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды.
Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.
− Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему уровню. Иерархия есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых логистических системах, характеризуемых упорядоченностью и организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место во многих логистических системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, то есть способность к реализации определенного круга логистических функций. Причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции и согласования (координации).
Иерархическое построение логистических систем обуславливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы; на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой. Это связано с тем, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим уровням. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.
− Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.
Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, то есть усиливающаяся связь элементов системы.[2]
Синергия представляет собой:
1. Эффект взаимного усиления связей одной системы с другой на уровне материального потока. В логистике материальные потоки представляют собой взаимосвязанную особым образом совокупность логистических операций, процессов, звеньев и предметов, начиная с добычи, переработки и заканчивая потреблением (перераспределением) материальных ресурсов, готовой продукции для достижения общих целей логистической системы.
2. Совместный (корпоративный) эффект взаимодействия элементов в системе.
Синергический эффект – эффект совмещения действий. Например, в роторно-конвейерных линиях совмещаются функции транспортировки и обработки.
− Принцип формализации. Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.
− Принцип динамичности. Логистические системы не должны быть застывшими организационно-экономическими образованиями. Они должны отражать сущность охватываемых ими процессов. Эта сущность заключается в прогрессивной динамике, которая выражается в развитии, стремлении к совершенствованию. Динамичность как форма движения объединяет дискретность производственных и снабженческо-сбытовых операций, предметы и средства труда, а также цели и задачи, определенные на очередном этапе развития.
− Принцип гибкости. Руководствуясь этим принципом, логистические системы и цепи должны строиться таким образом, чтобы всегда имелась возможность взаимозаменяемости структурных элементов. Соблюдение этого принципа помогает системе быстро адаптироваться к изменению внутренних или внешних условий. С этим принципом тесно связан следующий принцип.
− Принцип инициативности. Построение логистических систем по этому принципу предполагает проявление образующимися структурами способности предупредительной реакции на вероятные события, а также возможности создавать и регулировать субъективные условия, положительно влияющие на процессы хозяйственной деятельности.
− Принцип целесообразности. Он ориентирует на привлечение лишь того потенциала, который играет положительную роль в достижении поставленных целей. Таким образом проявляется избирательность в выборе организационных, технических и технологических структурных составляющих, характеризующаяся стремлением к минимизации затрат или времени перемещения в условиях многовариантности решений конкретных задач.
Рассмотрев основные принципы функционирования логистической системы, можно сделать следующий вывод: реализация этих принципов ведет к уменьшению объемов всех видов запасов, снижению неравномерности материальных потоков, а, следовательно, к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции. Помимо этого повышается сбалансированность в управлении хозяйственной деятельностью. Ритмичность функционирования структур и подразделений, входящих в логистическую систему, приобретает устойчивый характер.
2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ
Распределительная (маркетинговая, сбытовая) логистика – это логистика, специализирующаяся на реализации продукции, включая ее доставку «точно вовремя» от «двери» производителя до «двери» потребителя и послепродажное обслуживание.
Более полное определение можно дать следующее: распределительная логистика представляет собой науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Как определенная система взглядов распределительная логистика сложилась еще в 1960-е годы, и в какой-то мере явилась продуктом совершенствования транспортно-экспедиционной системы, сферой действия которой ее применение практически ограничилось на протяжении 1960-70-х годов. Однако по мере развития и совершенствования этой стороны распределительной логистики на рубеже 1970-80-х годов все сильней стала ощущаться ограниченность ее возможностей. По мере расширения общественного производства, усложнения внутренних и внешних экономических связей стали просматриваться пределы совершенствования этой системы в избранном направлении; она была уже не в состоянии существенно влиять на повышение эффективности всей производственной цепи (поставщик – производитель – потребитель). Хорошо отлаженная распределительная логистика в том виде, в каком она существовала в 1970-е годы, уже не могла решать задачи, стоящие перед экономикой 1980-90-х годов. Как организация процесса сбыта, логистика распределения призвана стать органической частью системы производства, нацеленной на удовлетворение разнообразных потребностей заказчиков.[3]
В целостной стратегии распределительной логистики можно выделить две основополагающие стороны:
1) изучение потребностей рынка (этим занимается маркетинг);
2) способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания.
Объектом изучения в распределительной логистике является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть:
− производственным (текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда).
− непроизводственным (текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в предприятиях непроизводственной сферы).
На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.
К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляются такие логистические операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.
На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом распределения.
Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.[4]
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
• экономию финансовых средств на распределение продукции;
• возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
• продажу продукции более эффективными способами;
• высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
• сокращение объемов работ по распределению продукции.
Распределительная логистика выполняет следующие функции:
− выгодно распределить;
− выгодно реализовать;
− выгодно продать.
Существует несколько принципиальных отличий распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи:
1) подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
2) системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
3) системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
К целям распределительной логистики (у предприятия-изготовителя) относят:
− обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров или услуг;
− обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг;
− постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на старых рынках;
− обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения;
− совершенствовать условия поставки;
− устанавливать устойчивые контакты с потребителями;
− следить за выполнением заказов на поставку;
− создавать новые склады на рынках потребителя;
− обеспечивать экстренные нужды потребителей;
− создавать и поддерживать необходимый уровень товарно-материальных запасов;
− обеспечивать максимальный сервис.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик – потребитель, начиная от момента постановки задач реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.[5]
Задачи распределительной логистики различаются на микро- и макроуровне.
Так, на уровне предприятия (микроуровне) к задачам распределительной логистики относят:
• планирование процесса реализации;
• организация получения и обработки заказа;
• выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
• организация отгрузки продукции;
• организация доставки и контроль за транспортированием;
• организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне задачами распределительной логистики являются:
• выбор схемы распределения материального потока;
• определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
• определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории;
• ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Таким образом, под распределительной логистикой понимается комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между производителем и потребителем. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и другие. Основной задачей распределительной логистики является планирование и организация процесса реализации продукции, а также ее послепродажное обслуживание.
3. ЗАДАЧИ
Задача 1
Определить потребность
склада в семиярусных двусторонних консольных стеллажах для хранения 14 т бронзовых
прутков длиной
Решение.
Бронзовые прутки длиной
Если длинномерные материалы хранятся в ячейках консольных или стоечных стеллажей, то для расчета потребности в стеллажах сопоставляются запас и емкость стеллажа (Ест):
Nконс ст =З(т) / Ест(т), (1)
где З(т) – запас, т.
Емкость стеллажа определяется емкостью ячейки (Еяч) и количеством ячеек (nяч):
Ест = Еяч* nяч (2)
Емкость ячейки зависит от ее размеров (l, b, h), объемной массы хранимого материала (γ т/м3) и коэффициента заполнения ячейки (β) и количества ячеек:
Еяч = l*b*h* γ* β (3)
Количество ячеек в консольном стеллаже зависит от количества ярусов и от того, двусторонний или односторонний стеллаж.
Определим емкость стеллажа.
По условию задачи семиярусный двусторонний консольный стеллаж, тогда nяч = 7*2=14 ячеек.
Определим емкость ячейки по формуле (3):
Еяч =5*0,8*0,6*2,8*0,6=56,45
Тогда емкость консольного стеллажа составит:
4,032*14= 56,45
Определяем потребность в стеллажах:
Nконс ст = 14 / 56,45 = 0,25
Для хранения 14 т бронзовых
прутков длиной
Задача 2
Определить общую площадь
склада лесоматериалов, если годовое поступление составляет
Решение
Для лесоматериалов полезная площадь определяется по формуле:
Fгр=З (м3) / (Н (м)*β), (4)
где β – коэффициент плотности укладки.
Коэффициент использования площади склада определяется отношением грузовой площади (Fгр) к общей (Fобщ.):
Кi= Fгр / Fобщ. (5)
1. Определим размер запаса, хранимого на складе:
З = 73000/356 дней*20дней
=
2. Определим грузовую площадь по формуле (4):
Fгр= 4101 м3/(6*0,7) =
3. Определим общую площадь, используя коэффициент использования площади склада:
Fобщ. = Fгр / Кi =
Общая площадь склада
лесоматериалов составит
Задача 3
Определить количество необходимых автопогрузчиков на складе тарно-штучных грузов с суточным грузооборотом 200 т, если продолжительность одного цикла 12 мин, грузоподъемность погрузчика 3 т, продолжительность смены 7 часов, время фактической работы 6 часов, фактически поднимаемый груз 2,7 т.
Решение
Методика расчета потребности в подъемно-транспортном оборудовании следующая:
Потребность в средствах механизации определяется по формуле:
Nпто=Асут / (Р*Т), (6)
где Асут ─ суточная грузопереработка, т;
Р – часовая производительность механизма, т/час;
Т – суточный фонд времени работы одного механизма, час.
Суточная грузопереработка механизма включает переработку грузов при поступлении Qпост (выгрузка), внутрискладскую переработку 2Qскл: укладка, затем выемка, при отпуске Qотп (отпуск):
Асут = Qпост+2Qскл+ Qотп = Qпост+Qукл+ Qвыем+Qотп (7)
Суточный фонд времени работы одного механизма определяется количеством и продолжительностью смен:
Т=Тсм*Nсм, (8)
где Тсм ─ продолжительность смены, час;
Nсм ─ количество смен за сутки.
Часовая производительность механизма Р т/час определяется следующим образом:
Р=60*q*Кпто / t, (9)
где q ─ грузоподъемность механизма по паспорту, т;
t ─ длительность одного цикла работы механизма, мин;
Кпто ─ коэффициент использования механизма по времени и грузоподъемности, который определяется:
Кпто = Кпто t*Кпто q, (10)
где Кпто t ─ коэффициент использования механизма по времени;
Кптоq ─ коэффициент использования механизма по грузоподъемности.
Кпто t = Тфак. / Тсм, (11)
где Тсм – продолжительность смены, час;
Тфак. – продолжительность фактической работы за смену, час.
Кптоq = q фак. / q пасп, (12)
где q пасп – грузоподъемность по паспорту, т;
q фак. – средняя фактическая грузоподъемность механизма, т.
Определим суточную грузопереработку автопогрузчиков по формуле (7):
Асут = 200+2*200+200=800 т.
Определим коэффициент использования механизма по времени по формуле (11):
Кптоt = 6/7=0,857.
Определим коэффициент использования механизма по грузоподъемности по формуле (12):
Кптоq = 2,7/3=0,9.
Тогда коэффициент использования механизма по времени и грузоподъемности составит:
Кпто=0,9*0,857=0,771
Затем определяем часовую производительность автопогрузчика:
Р = 60*3*0,771 / 12 = 11,57 т
Теперь определим потребность склада в автопогрузчиках:
Nпто= 800 т / (11,57 т*7 ч) = 9,88 пто
Берем целое число, округляя в большую сторону, получаем 10 автопогрузчиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 431 с.
2. Иванова М. Логистика. Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004. – 76 с.
3. Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.
4. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 252 с.
5. Николайчук В. Е. Логистика. – СПб: Питер, 2001. – 160 с.
[1] Николайчук В. Е. Логистика. – СПб: Питер, 2001. – с. 84
[2] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 27
[3] Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 183
[4] Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 192
[5] Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – с. 318