№ заказа

№ 205ю1

Вариант, тема

В.24

Дисциплина

Правоохранительные органы

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                                              Содержание

Раздел 1: Третейские суды- виды, формирование. 3

Раздел 2: Участие прокурора в рассмотрении дел судами. 7

Раздел 3: Принцип осуществления правосудия только судом. 10

Библиография. 14

Раздел 1: Третейские суды- виды, формирование.

Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд - альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений,  когда все большее число хозяйствующих субъектов свободно заключает договоры и вступает в сделки, к помощи третейского разбирательства экономических споров стали прибегать гораздо чаще, чем это было в период плановой социалистической экономики.

1) внутригосударственные третейские суды, созданные для разрешения споров между российскими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, возникающих из гражданских правоотношений при осуществлении ими предпринимательской и иной экономической деятельности (эти третейские суды создаются и действуют на основании Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», принятого 21 июня 2002 г. и введенного в действие с 27 июля 2002 г.;

2) международные коммерческие арбитражи, принимающие решения на территории Российской Федерации.[1]

Последние действуют на основании Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

В международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами Российской Федерации (ст. 2 названного Закона).

 Согласно ст.3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», принятого 21 июня 2002 г. и введенного в действие с 27 июля 2002 г.; в  Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

Если стороны не договорились, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.

Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.[2]

Согласно ст.1 Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

в Международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

·  споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

·  споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

В международный коммерческий арбитраж стороны могут по своему усмотрению определять число арбитров. Если стороны не определят этого числа, то назначаются три арбитра.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает следующие виды третейских судов: внутригосударственные третейские суды, созданные для разрешения споров между российскими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и международные коммерческие арбитражи. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

Раздел 2: Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

Особо выделено законодателем такое важное направление про­курорской деятельности, как участие прокуроров в соответст­вии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоре­чащих закону решений, приговоров, определений и постановле­ний судов, в частности Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I  «О прокуратуре Российской Федерации» в разделе IV определил порядок участия прокурора в рассмотрении дел судами.

С 1 января 2003 г. обязательно участие прокурора в судебном разбирательстве по всем уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его закон­ность и обоснованность принимаемых решений.

В случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание обвине­ния в суде дознавателю либо следователю, производившему до­знание по данному уголовному делу.

О необходимости исправления допущенной ошибки в приме­нении судом закона при разбирательстве уголовных дел прокурор излагает свое требование в представлении.

Если в ходе судебного разбирательства прокурор, выступающий в качестве государственного обвинителя, придет к убежде­нию, что представленные доказательства не подтверждают предъ­явленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвине­ния, излагая суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного раз­бирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным уголовно – процессуальным законом2

В последующих контрольных стадиях уголовного процесса, а также в производстве по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор не поддерживает обвинение, а своим участием содействует правильному в соответствии с законом разрешению дела.

Значителен объем работы прокуратуры и в рассмотрении судами гражданских дел, в том числе и по проверке жалоб на всту­пившие в законную силу решения по таким делам. В соответст­вии с ГПК сегодня роль прокуратуры в гражданском процессе ме­няется. Теперь прокурор в гражданском судопроизводстве дол­жен быть лишь стороной и возбуждать дела только в защиту прав государства либо неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть пода­но прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, предусмот­рено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.[3]

В последние годы активизировалась деятельность органов прокуратуры по участию в арбитражном судопроизводстве в целях укрепления законности в экономической сфере. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время в прокуратурах большинства субъектов Федерации созданы самостоятельные отраслевые подразделения (в виде отделов или групп по реализации полномочий прокуратуры по обращению в арбитражный суд и участию в арбитражном процессе).

Прокурор вправе обратиться в этот суд с заявлениями об ос­паривании нормативных правовых актов, ненормативных пра­вовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций, граждан в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности, о признании недействительными сделок, совершенных указанными субъек­тами, унитарными предприятиями, госучреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований (ст. 52 АПК).

Раздел 3: Принцип осуществления правосудия только судом. 

Данный принцип закреплен в ч.1 ст.118 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», где сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.  Создание чрезвычайных судов и судов не предусмотренных Федеральным конституционным законом не допускается.

Суд является единственным органом, уполномоченным осу­ществлять правосудие как особую функцию государственной власти.

Применительно к правосудию по уголовным делам Конститу­ция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49). Этот конституционный императив конкретизирован в ст. 8 УПК указа­нием на то, что никто не может быть признан виновным в совер­шении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Функция осуществления правосудия — прерогатива суда. В стадии судопроизводства находит наиболее полную реализацию вся система принципов правосудия. Ни один другой правоохрани­тельный орган не обладает такими процессуальными возможнос­тями для установления истины, принятия законного, обоснован­ного и справедливого решения по делу, как орган правосудия — суд. В указанных выше законах, с исчерпывающей полнотой на­званы суды, уполномоченные (компетентные) от имени государства вершить правосудие. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные; суды округов и арбитражные суды субъектов РФ. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты.

Суд, которому доверяется рассматривать и разре­шать гражданские и уголовные дела, способен отправлять спра­ведливое правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Выделяются три органично взаимосвязанных направления зако­нодательного обеспечения указанных свойств правосудия. Первое направлено на обеспечение преимущественно компетентности суда путем установления правил, регламентирующих порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в том числе путем установления требований, предъявляемых к кандидатам на эти роли. В последние годы законодатель проделал огромную работу в направлении повышения требований к «уровню профессионализма, нравственных критериев к судейскому сообществу, с тем чтобы облаченные в судейскую мантию люди были признанными, знающими и авторитетными, совестливым. Практика свидетельствует, что безошибочного правосудия нет. Но важно, чтобы не было правосудия пристрастного, а для этого нужно, чтобы судья дорожил своей честью и своим положением. В этой связи как никогда остро звучат слова:

 Второе направление вытекает из ст.  14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 47 Конституции РФ, в которых  признается право гражданина на рассмотрение его дела в надлежащем суде и тем судьей, к чьей компетенции оно отнесено зако­ном. Эти акты гарантируют право на судебную защиту и беспре­пятственный доступ к правосудию,, но не менее важным является и то обстоятельство, что человек не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено федеральным законом, благодаря чему у него появляется возможность знать заранее, где и каким, судом будет рассмотрено его дело, если угроза привлечения к уголовной ответственности возникнет. Очевидно, что вопрос о подсудности дела из чисто юридико-технического, произвольного усмотрения какого-то должностного лица становится политическим, если иметь в виду, что закон это мера политическая.

Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда, который должен рассматривать конкретное дело, на основе едино­личного и коллегиального начал.

Суды общей юрисдикции могут рассматривать гражданские дела по первой инстанции в двух составах: судьями единолично или коллегией в составе трех профессиональных судей (в случаях, предусмотренных федеральным законом). Большинство граждан­ских дел по первой инстанции рассматривается судьями едино­лично (ст. 14 ГПК).

Арбитражный суд большинство подведомственных ему дел рассматривает по первой инстанции в составе одного судьи (еди­ноличный суд). Кроме того, при условиях, указанных в федераль­ном законе, возможно два варианта коллегиального рассмотре­ния дела в арбитражном суде первой инстанции:

Суд в составе трех судей-профессионалов. В таком составе рассматриваются следующие четыре категории дел: относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. ч. 2 ст. 34 АПК); об оспаривании нормативных правовых актов; о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом; дела, направленные в арбитражный; суд первой инстан­ции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рас­смотрение (ч. 2 ст. 17 АПК);    

Один судья-профессионал и два арбитражных заседателя. Это возможно, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рас­смотрении экономического спора или иного дела, возникающего из гражданских и иных правоотношений, подведомственных ар­битражному суду, с участием арбитражных заседателей.

Для разбирательства уголовных дел по первой инстанции также возможны три варианта состава суда:    

Суд в составе одного судьи — это преобладающий состав для судов всех уровней (от мирового до Верховного Суда) при разбира­тельстве любых уголовных дел.  Три судьи-профессионала — при разбирательстве в районных судах и военных гарнизонных судах уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, в федеральных судах общей юрисдикции среднего звена и Верховном Суде РФ — по ходатайству подсудимого,  заявленного до назначения судебного заседания (ст. 231 УПК). Один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей {суд присяжных). Такие коллегии образуются при разбирательстве уголовных дел, подсудных всем федеральным судам общей юрис­дикции среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ по ходатайству подсудимых.

Последнее, третье направление законодательного обеспече­ния указанного принципа связано с правилами, соблюдение кото­рых гарантирует непредвзятость (объективность), справедли­вость и беспристрастность судей, принимающих решение по су­ществу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам. Такие нормы — предмет главным образом процессуального законодательства — ГПК, АПК, УПК. Они содержат правила, согласно которым судьи (присяжные и арбитражные заседатели) отстраняются от разбирательства конкретного дела. Например, если есть основания считать, что указанные лица имеют личную заинтересованность в исходе рассматриваемого дела (в частности, являются родственником какой-то из сторон или их представителей, находятся в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, и т.д.) или уже участвовали в досудебном или судебном производстве по данному делу в качестве — свидетеля или потерпев­шего, эксперта или специалиста, дознавателя или следователя, и т.д.

Библиография.      

1.     Конституция РФ;

2.     АПК РФ;

3.     ГПК РФ;

4.     УПК РФ;

5.     Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», принятого 21 июня 2002 г.;

6.     Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I  «О прокуратуре Российской Федерации»;

7.     Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.;

8.     Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)(под ред. проф. В.В.Яркова) - М.: Издательство БЕК, 2003;

9.     Л.К. Савюк «Правоохранительные органы», М.2003г.;

10.           Источники уголовно-процессуальных принципов (А.В. Гриненко, "Журнал российского права", N 5, май 2001 г.)


[1] Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)(под ред. проф. В.В.Яркова) - М.: Издательство БЕК, 2003 С.247

[2] ст.10 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», принятого 21 июня 2002 г.

[3] Л.К. Савюк «Правоохранительные органы», М.2003г.